Что не подлежит налогообложению в РФ

Оскар Андервуд

Закон доходов 1913 , также известный как Underwood тарифом или закона Underwood-Simmons (гл. 16, 38 Stat. 114 ), восстановило федеральный подоходный налог в Соединенных Штатах и существенно снижены тарифные ставки. Закон был спонсирован представителем Оскара Андервуда , принят 63-м Конгрессом США и подписан президентом Вудро Вильсоном .

Вильсон и другие члены Демократической партии долгое время считали высокие тарифы эквивалентными несправедливым налогам на потребителей, и снижение тарифов было первым приоритетом президента Вильсона после вступления в должность. После ратификации Шестнадцатой поправки в 1913 году лидеры демократов согласились добиваться принятия крупного законопроекта, который резко снизил бы тарифы и ввел подоходный налог. Андервуд быстро провел законопроект о доходах через Палату представителей , но он получил одобрение в Сенате США только после активного лоббирования со стороны администрации Вильсона. Вильсон подписал закон 3 октября 1913 года.

Закон о доходах 1913 года снизил средние тарифные ставки с 40 до 26 процентов. Он также установил однопроцентный налог на доход свыше 3000 долларов в год; налог затронул примерно три процента населения. Отдельным положением был установлен корпоративный налог в размере одного процента, заменяющий предыдущий налог, который применялся только к корпорациям с чистым доходом выше 5000 долларов в год. Хотя Конгресс, контролируемый республиканцами , позже повысит тарифные ставки, Закон о доходах 1913 года ознаменовал важный сдвиг в политике федеральных доходов, поскольку государственные доходы все больше будут зависеть от подоходных налогов, а не от тарифных пошлин.

Проход

Демократы давно рассматривали высокие тарифные ставки как эквивалент несправедливых налогов для потребителей, и снижение тарифов было первым приоритетом президента Вильсона после вступления в должность. Он утверждал, что система высоких тарифов «отрезает нас от нашей надлежащей роли в мировой торговле, нарушает справедливые принципы налогообложения и делает правительство легким инструментом в руках частных интересов». В то время как большинство демократов объединились за снижение тарифных ставок, большинство республиканцев считали, что высокие тарифные ставки были полезны для защиты отечественного производства и заводских рабочих от иностранной конкуренции. Незадолго до того, как Вильсон вступил в должность, Шестнадцатая поправка , предложенная Конгрессом в 1909 году во время дебатов по тарифному законодательству, была ратифицирована необходимым числом штатов. После ратификации Шестнадцатой поправки лидеры демократов согласились добавить положение о подоходном налоге к своему законопроекту о снижении тарифов, чтобы частично компенсировать потерянный доход, а частично переложить бремя финансирования правительства на высокооплачиваемых лиц, которые будут подлежать подоходный налог.

К концу мая 1913 года лидер большинства в Палате представителей Оскар Андервуд принял в Палате законопроект, снижающий среднюю тарифную ставку на 10 процентов. Законопроект Андервуда, который представлял собой самый крупный пересмотр тарифа в сторону понижения со времен гражданской войны, агрессивно снижал ставки на сырье, товары, которые считались «предметом первой необходимости», и товары, производимые внутри страны трестами, но сохранил более высокие тарифные ставки на предметы роскоши. Законопроект также вводит налог на доходы физических лиц выше 4000 долларов. Принятие тарифного закона Андервуда в Сенате окажется более трудным, чем в Палате представителей, отчасти потому, что некоторые южные и западные демократы выступают за продолжение защиты шерстяной и сахарной промышленности, а отчасти потому, что демократы имели меньшее большинство в этой палате. Стремясь заручиться поддержкой законопроекта о тарифах, Уилсон много встречался с сенаторами-демократами и напрямую обращался к людям через прессу. После недель слушаний и дебатов Уилсону и госсекретарю Уильяму Дженнингсу Брайану удалось объединить демократов в Сенате для принятия законопроекта. Сенат проголосовал за закон 44 против 37, против него проголосовал только один демократ, и только один республиканец, прогрессивный лидер Роберт М. Ла Фоллет , проголосовал за него. 3 октября 1913 года Уилсон подписал Закон о доходах 1913 года.

Положения

Тарифы

Закон о доходах 1913 года снизил среднюю ставку импортных тарифов примерно с 40 процентов до примерно 25 процентов.

Закон установил самые низкие ставки со времен Тарифа Уокера 1857 года. Большинство графиков было адвалорной базой, то есть процентом от стоимости предмета.

Пошлина на шерстяные изделия увеличилась с 56% до 18,5%. Стальные рельсы, сырая шерсть, железная руда и сельскохозяйственные орудия теперь имели нулевые ставки. Программа взаимности, которую разыскивали республиканцы, была ликвидирована. Конгресс отклонил предложения о тарифном совете для установления ставок с научной точки зрения, но учредил исследовательскую комиссию.

Мера Андервуда-Симмонса значительно увеличила список бесплатных товаров , добавив шерсть , железо, сталь, сельскохозяйственную технику, а также много сырья и продуктов питания. Средняя ставка составила около 26%.

Пример, поданный несколькими годами ранее специальным законодательством, освобождающим церковь Ворот Небес в Южном Бостоне от уплаты пошлины за витражи, привел к тому, что витражи были освобождены от всех пошлин для всех молитвенных домов.

Подоходный налог

Закон о доходах 1913 года восстановил федеральный подоходный налог впервые с 1872 года. Федеральное правительство также приняло подоходный налог в Законе о тарифах Вильсона-Гормана , но этот налог был отменен Верховным судом в деле Поллока. v. Farmers ‘Loan & Trust Co. Закон о доходах 1913 года ввел однопроцентный налог на доходы свыше 3000 долларов с максимальной ставкой налога в шесть процентов для тех, кто зарабатывает более 500000 долларов в год. Примерно три процента населения подлежали подоходному налогу. Законопроект также включал однопроцентный налог на чистую прибыль всех корпораций, заменяющий предыдущий федеральный налог, который применялся только к корпоративным чистым доходам выше 5000 долларов. Верховный суд подтвердил конституционность подоходного налога в делах Брушабер против Union Pacific Railroad Co. и Стэнтон против Baltic Mining Co.

Таблица подоходного налога для физических лиц

Обычный подоходный налог и дополнительный налог взимались с чистого дохода физических лиц, как показано в следующей таблице:

Существовало освобождение от уплаты налогов в размере 3000 долларов для индивидуальных лиц и 4000 долларов для супружеских пар. Таким образом, нижняя предельная ставка в 1% применялась только к первым 17000 долларов США (374 400 долларов США в долларах 2010 года) дохода для одиноких подателей документов или к первым 16000 долларов США (352 300 долларов США в долларах США 2010 года) дохода для состоящих в браке подателей документов (см. Также ниже поправки на инфляцию в период с 1913 года). и 2010 г. в таблице BLS).

С поправкой на инфляцию

Вот ставки с поправкой на инфляцию по среднему индексу потребительских цен :

1913 долларов Инфляция 2010 долларов Освобожден — 1913 г. Освобожден — 2010
3000 долл. США 2200% 66 100 долл. США Однофильтры $ 3,000 Одиночный разряд 9 350 долларов США или 14,1%
4 000 долл. США 2200% 88 100 долларов США * Женитьба — 4000 долларов Женатые: 18 700 долларов США, или 21,2%.
20 000 долл. США 2200% 440 400 долл. США
50 000 долл. США 2200% 1 101 000 долл. США
75 000 долл. США 2200% 1 651 600 долл. США
100 000 долл. США 2200% 2 202 100 долл. США
250 000 долл. США 2200% 5 505 300 долл. США
500 000 долл. США 2200% 11 010 700 долл. США

Все цифры округлены.

В долларах 2010 года личное освобождение 2010 года (3650 долларов) и стандартный вычет (5700 долларов) для индивидуальных подателей вместе составили 9350 долларов, что составляет лишь 14,1% от освобождения 1913 года в размере 66 100 долларов в долларах 2010 года (9350 долларов / 66 100 долларов).

В долларах 2010 года личные льготы 2010 года (7300 долларов) и стандартный вычет (11 400 долларов) для супружеских пар, подающих совместную регистрацию, составляли вместе 18 700 долларов, что составляет лишь 21,2% от освобождения 1913 года в размере 88 100 долларов в долларах 2010 года (18 700 долларов / 88 100 долларов).

Воздействие и последствия

Работая с прогрессивными республиканцами, демократы Конгресса добились принятия Закона о доходах 1916 года , который восстановил федеральный налог на имущество , установил налог на производство боеприпасов, поднял максимальную ставку подоходного налога до пятнадцати процентов и поднял налог на прибыль с одного процентов до двух процентов. В том же году Уилсон подписал закон об учреждении Комиссии по тарифам , которой было поручено предоставлять экспертные консультации по тарифным ставкам.

На кубинскую табачную промышленность повлиял их импорт в Штаты. Теодор Гарбаде , президент Союза производителей сигар Кубы , рассказал об этом президенту Кубы Марио Г. Менокалу .

Закон также создал новую группу освобожденных от налогов организаций, занимающихся социальным обеспечением. Это положение было предшественником того, что сейчас называется Разделом 501 (c) (4) Налогового кодекса .

В 1920-е годы республиканцы повысили тарифы и снизили подоходный налог. Тем не менее политика администрации Вильсона оказала долгосрочное влияние на структуру государственных доходов, которые после 1920-х годов будут в основном исходить от налогов, а не от тарифов.

Ссылки

Операции, не подлежащие налогообложению акцизами

Статья 183 НК РФ
Не подлежат налогообложению следующие операции:

  1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
  2. реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
  3. первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Статья 184 НК РФ
Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации
Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.
Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

При этом разным может быть не только назначение такой справки, но и её оформление: составленная в свободной форме или по форме 2-НДФЛ, о доходах за 3, 6 или 12 последних месяцев.

Справки о доходах членов семьи за 3 месяца предоставляют в соцзащиту для признания семьи малоимущей.

Таким семьям полагаются различные выплаты и льготы – ежемесячные пособия на ребёнка, компенсация платы за детский сад, льготы на проезд и другие.

То, какие именно виды доходов в этой справке учитываются, регламентируется федеральным законом №44 от г.

Справка о доходах для соцзащиты форма и образец справки

«О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Семья считается малоимущей в случае, если её средний общий доход за три предшествующих обращению в соцзащиту месяца, разделённый на количество членов семьи, ниже прожиточного минимума.

Сумируются ли выплаты по опекунству и зарплаты родителей, чтоб определить прожиточный минимум? Потребуйте произвести расчет среднедневного заработка и на его основании вывести сумму за апрель 2017 года. В этой квартире меня прописали и моего ребёнка тоже .

Производя самостоятельно подсчёты, входите ли вы в данную категорию граждан, имейте в виду следующее: учитывается не та сумма, которую каждый работающий член семьи по факту получил «на руки», а сумма заработной платы до вычета налогов и сборов.

Включены в доходы семьи и дополнительные выплаты к зарплате – премии, компенсации, материальная помощь от предприятия.

Справка о доходах образец заполнения 2019

Если эти выплаты были назначены по результатам работы за месяц, и этот месяц входит в расчетный период, то сумма выплат будет целиком учтена в справке о доходах.:

  • Если же выплата назначена за другой срок (например, квартальная премия), то сумма делится на количество месяцев в периоде, за который она была начислена, и учитывается за каждый месяц из трёх расчетных.
  • Одинокий человек, проживающий без семьи, может быть признан малоимущим по тем же критериям.
  • Если женщина находится в декретном отпуске, в расчёт её дохода берутся выплаты по больничным, пособия по беременности и родам и ежемесячные пособия на ребёнка.
  • Но единовременная выплата при рождении (которая также может быть получена и отцом) является социальным пособием и в справке о доходах не отражается.
  • Подавать сведения для подтверждения статуса «малоимущий» придётся каждый год.
  • Если же в какой-то момент средний доход вашей семьи за месяц начнёт превышать прожиточный минимум, об этом не позднее чем в десятидневный срок нужно поставить в известность сотрудников соцзащиты.

Читайте также статью ⇒ Закон о чернобыльских льготах в 2019 году отпуск

Справка для видов доходов не облагаемых налогом бланк

Другая жизненная ситуация, когда потребуется справка о доходах за 3 месяца – оформление официального статуса безработного и получения соответствующего пособия.:

  • Это не касается молодых людей, которые впервые ищут работу: тогда такую бумагу невозможно получить физически.
  • Во всех остальных случаях для регистрации в Центр занятости населения необходимости предоставить информацию о среднем доходе за 3 последних месяца перед увольнением или сокращением.
  • Это утверждено в Постановлении Правительства РФ от 7 сентября 2012г.
  • N891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы».
  • Сведения о среднем ежемесячном доходе берутся во внимание при расчёте величины пособия по безработице.

Часто для получения справки о доходах достаточно в устной форме обратиться в бухгалтерию родного предприятия, объяснив, какая именно бумага и для каких целей вам нужна.

Однако в некоторых организациях внутренний устав предписывает подачу заявления в письменном виде, обычно в произвольной форме.

Согласно законодательству РФ, 3 дня – это максимальный срок после письменного запроса сотрудника, в течение которого работодатель обязан отреагировать.

Обратиться за справкой имеет право любой официально трудоустроенный работник организации, и сделать это можно даже в случае ликвидации предприятия.

Справка о доходах для соцзащиты образец, составление

Тогда в доход будет включена заработная плата, сохраняемая на время поиска работы, а обратиться за справкой нужно в налоговую службу.

Иногда в маленьких организациях вообще нет бухгалтера.:

  • Тогда с обязательным указанием того, что эта должность отсутствует в штатном расписании сотрудников, справку о доходах руководитель предприятия выдаёт сам.
  • Безработный гражданин справку о доходах может получить в Центре занятости, при этом он должен состоять на учёте на бирже труда.
  • В справке учитываются ежемесячные пособия по безработице.
  • Студенты и аспиранты, получающие стипендию, для получения справки о доходах должны обратиться в свой деканат.
  • Пенсионеры получат аналогичную справку в региональном отделении Пенсионного фонда РФ.

Для регистрации на бирже труда справка о доходах должна отражать средний заработок на последнем месте работы за последние 3 месяца.

В справке указываются сумма дохода, количество рабочих дней в каждом месяце и количество фактически отработанных дней.

Документ должен быть составлен по форме, определённой Центром занятости.

Справка о доходах работника для соцзащиты как составить

Часто такую справку выдают на фирменном бланке предприятия (в него уже занесены все реквизиты), но это не обязательно. составил 23 820 рублей, в том числе за январь 7940 рублей, за февраль 7940 рублей, за март 7940 рублей».

  • Текст самой справки может выглядеть примерно так: «Выдана Иванову Сергею Викторовичу в том, что он действительно работает в ООО «Теремок» в должности «охранник» с 15 июля 2016 г. находится в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет. Часто доход в справке представлен в виде таблицы, например: Полученную справку необходимо предоставить в соцзащиту до конца текущего месяца.
  • И по настоящее время, и его заработная плата за период с июня 2017 г. составила 30 600 рублей, в том числе за июнь 10 000 рублей, за июль 10 400 рублей, за август 10 200 рублей. Будьте внимательны: для отдела субсидий Управления соцзащиты справка о доходах должна быть оформлена иначе – за последние 6 месяцев по форме 2-НДФЛ.
  • Справка выдана на основании лицевого счёта для предъявления по месту требования.» Справка для молодой мамы в декрете может несколько отличаться и содержать в себе примерно следующее: «Дана Сидоровой Ольге Петровне в том, что она действительно работает в МДОУ №1 в должности «воспитатель» с 01.08. О правилах и порядке оформления субсидии малоимущими гражданами смотрите в следующем видеосюжете: Что такое выписка из домовой книги и как ее получить Что выгоднее взять – ипотеку или потребительский кредит для приобретения жилья Типовой договор социального найма жилого помещения в 2019 году Порядок и правила получения субсидии на покупку жилья в 2019 году Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» до 2020 года Принципы разделения ипотечной недвижимости при разводе Виды страхования частных строений Правила продажи квартиры по ипотеке Я сама являюсь генеральным директором иглавным бухгалтером в ООО, оформила и подписала за директора и главбуха справку о доходах дл получения субсидии на коммуналку, органы соцзащиты требуют, чтобу налоговая подтвердила мой доход через справку 3 НДФЛ, говорят, что я сама свой доход подтверждать не имею права?!
  • Здравствуйте Любовь, требования органов социальной защиты незаконны и не обоснованы.
  • Справка 3-НДФЛ выдается только для подтверждения дохода индивидуального предпринимателя, как единственного лица.

Если вы возьмете справку о доходах ООО из налоговой, там будут учтены доходы всей фирмы.

Справка о зарплате в свободной форме образец

Евгений, для получения такой субсидии вы должны предоставить сведения обо всех источниках ваших доходов с указанием сумм за три месяца подряд, предшествующих подаче вами заявления на предоставление субсидии. Здравствуйте Иван Иванович, писать нужно не в интернете, а предоставить в канцелярию организации письменное заявление о предоставлении справки 2-НДФЛ за предыдущие три месяца.:

  • Дмитроченко Иван Иванович ,работаю в мираторге контролером -охранником,несколько раз обращался за справкой о доходе на детские ,писал специалистам по интернету звонил получить справку не могу. Хотя организация неприкасаемая,придётся увольняться видимо. Потребуйте чтобы на копии вашего заявления поставили дату и отметку о получении, если не будет ответа можно пожаловаться в трудовую инспекцию.
  • Руководству дозвониться немогу не отвечают да и специалисты перестали отвечать а у меня трое детей и зарплата малая. Добрый день Анна, ваша бухгалтерия действует в рамках закона.
  • В справке о доходах указываются все виды вашего заработка, в том числе и премии, отпускные и перерасчеты.
  • Советую обратиться на месяц позже чтобы сумма доходов более менее соответствовала действительности, тогда справка будет содержать сведения о доходах с февраля по апрель. Меня уволили по собственному после родоав прошло 1,5 года хочу оформить компенсацыю за садик нужна справка о доходах где ее можно полусить?

А муж с янаря 2016 года безработный(находится в поисках) но на бирже не стоит где ему можно взять спрпвку о отсутствии доходов или как подругоиу потвердить отсутствие доходов?

Читайте также статью ⇒ Приватизировать или квартиру или нет

Справка о доходах Образец — бланк — форма — 2019

Вопрос №1: Здравствуйте Наталья, если для получения компенсации за оплату детского сада вам необходимо чтобы семья была признана малообеспеченной, то в любом случае нужно предоставлять документ, подтверждающий доход.

Встаньте с мужем на учет в центр занятости населения и предоставьте об этом справку. В соц защите требуют справку о его доходах за 6 месяцев , а как, если три предыдущих он не работал . Здравствуйте Екатерина, закон действительно таков, что требуется подтверждение дохода, даже если в определенный период человек нигде не работал.

Можете также предоставить копию договора гражданско-правового характера на оказание услуг или подряда. Сказали приходите в ноябре, когда будет 6 месяц по новому месту работы , а пока субсидии не будет ??? Существует возможность предоставления копии договора на оказание каких-либо услуг, а также актов выполненных работ за каждый месяц.

Вопрос №2: Здравствуйте Светлана, форма справки 2-НДФЛ утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от г.

Предоставьте эту справку и требуйте письменный ответ в случае отказа ее принять.

Затем можете написать жалобу в региональный Департамент социального развития. Владимир, когда справку 2-НДФЛ отказывались принимать в Управлении соцзащиты, после подачи жалобы в Депратамент было указано на нарушение закона со стороны работников соцзащиты.

Здравствуйте, хочу проверить относится ли моя семья к малоимущей, нас 5 человек, мама папа работает, я студент очного отделения, младшая сестра, и мальчик под опекой, на которого выделяются средства, так вот тонкость вопроса. Бухгалтер выдала справку за период 1.04-30.04 включив всю сумму пособия. Здравствуйте Александр, такая справка не является правомерной поскольку бухгалтер вашего бывшего работодателя не имеет права давать сведения о выплатах после г., так как трудовые отношения с этой даты между вами прекращены.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

УДК 336.226.112.1

Самойленко Марина Геннадьевна

ФБГОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону1

Архитектурно-строительная академия Магистрант 1 года обучения E-mail: sm00721@mail.ru

Гасанов Оскар Сейфуллович

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Архитектурно-строительная академия Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат экономических наук E-mail: osgas@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=648759

Налог на доходы физических лиц: необлагаемый минимум

Аннотация. Налог на доходы физических лиц оказывает большое влияние на уровень реальных доходов и жизни населения. В научной среде вопросы налогообложения доходов населения длительное время являются острой темой для обсуждения. Сумма располагаемых денежных средств не обеспечивает равный доступ всех граждан к минимальной потребительской корзине. Наблюдается отсутствие механизма защиты от снижения реально располагаемых доходов ниже прожиточного минимума. Отсутствие необлагаемого налогового минимума является острой социальной проблемой. Современная система налоговых вычетов не обеспечивает социальное равенство. Каждый гражданин должен иметь равные права, особенно в вопросах его жизнеобеспечения.

Реформирование системы налогообложения доходов населения можно осуществить не только дифференциацией ставок, но также и введением необлагаемого налогового минимума. Он должен быть не меньше прожиточного минимума или хотя бы равным минимальному размеру оплаты труда, с условием, что в ближайшей перспективе эти две величины буду равны. Социально ориентированная экономика требует реформирования системы налогообложения доходов физических лиц, путем введения необлагаемого минимума и перехода к прогрессивной шкале. При внедрении прогрессивной шкалы налогообложения необходимо тщательно просчитать её градиент, чтобы не ущемлять интересы среднего класса и индивидуальных предпринимателей.

Авторами предложен ряд направлений для дальнейшего совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц в России.

1 344022, Ростов-на-Дону, Социалистическая, 162, к. 4-304 1

Ключевые слова: налогообложение; налог на доходы физических лиц; необлагаемый минимум; социальная справедливость; прогрессивная шкала налогообложения; уровень жизни; реальные доходы; дифференциация доходов

Налоги — важный инструмент экономической политики государства, являющийся источником дохода. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) имеет ярко выраженный социальный характер и оказывает большое влияние на уровень реальных доходов и, как следствие, на уровень жизни населения. Изучение данной темы представляет интерес, так как данный налог влияет на справедливость и равенство налогообложения населения. Режим исчисления НДФЛ ставит государство перед проблемой выбора между максимальной эффективностью и социальной справедливостью .

Вопросы налогообложения доходов физических лиц уже длительное время являются острой темой для обсуждения в научной среде. Многие авторы считают, что плоская шкала налогообложения не является социально-справедливой и выгодна только для граждан имеющих высокий заработок. По мнению А.В. Кашина современная система НДФЛ «исправно срезает заработки работников, далеко не достигшие даже явно заниженного официального прожиточного минимума . С.П. Свистун отмечает «усиление государственной политики в сфере налогообложения доходов физических лиц, реализующей, прежде всего, цели обеспечения фискальной функции налога и ослабление значения и роли его социальной функции» .

Налог на доходы физических лиц, при любой шкале налогообложения не оказывает влияния на общество при условии, что доходы граждан примерно одинаковы. Но в случае их дифференциации, плоская шкала налогообложения, вызывает недовольство части населения с низким заработком, при отсутствии «выравнивающих» инструментов, обеспечивающих социальное равенство. Реформирование системы налогообложения доходов населения можно осуществить не только дифференциацией ставок, но также и введением необлагаемого налогового минимума.

Для определения бремени НДФЛ, определим сумму, остающуюся в распоряжении физического лица после налогообложения подоходным налогом, и сравним её с прожиточным минимумом. Предположим, что доход физического лица состоит только из заработной платы (права на вычеты нет), в качестве её величины будем рассматривать минимальный размер оплаты труда и среднюю заработную плату в Российской Федерации.

Для начала необходимо обратиться к определению понятия МРОТ и его социальной функции. Минимальный размер оплаты труда, применяется для регулирования оплаты труда и других выплат и устанавливается на всей территории РФ и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда. В соответствии с трудовым законодательством МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). Однако, в соответствии с другим положением трудового кодекса (ст. 421 ТК РФ), это требование не действует, так как порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума должен регулировать федеральный закон, который не принят на сегодняшний день.

В большинстве зарубежных стран налогом облагается лишь та часть дохода, которая является «свободной» относительно части необходимой для обеспечения жизнедеятельности. Характерным видом вычетов в зарубежных странах является необлагаемый налоговый минимум, однако при этом используется прогрессивная шкала. В России, при плоской шкале налогообложения, также присутствует система вычетов, позволяющих не облагать подоходным налогом весь доход физического лица , но они не достигают уровня

прожиточного минимума, и не все категории налогоплательщиков имеют право на налоговый вычет.

С точки зрения государства налог на доходы физических лиц является наиболее значимым в силу следующих факторов: множественность субъектов и объектов налогообложения, простота администрирования, высокая доля поступлений в бюджет. Ставки НДФЛ с момента введения, не подвергались кардинальному изменению. На этот счёт существуют две противоположные точки зрения: первая — ставка обеспечивает справедливое налогообложение, прогрессивная ставка может стать тяжелым бременем для лиц со средними доходами, вторая — ставка завышена для большей части населения страны . Существующая система налогообложения доходов снижает доходы большинства работников и приводит к так называемому «эффекту дохода», когда предложение труда становится по цене ещё ниже, чем прежде. .

Затрагивая тему налогообложения доходов физических лиц, нельзя не затронуть положение Конституции РФ о всеобщем равенстве. Уплата фактической суммы налога и оставшаяся часть дохода не должны нарушать этот принцип. Таким образом, сумма располагаемых денежных средств должна обеспечивать равный доступ всех граждан к минимальной потребительской корзине. Другими словами понятие «равенство», в данном случае, следует измерять относительно «потребительской корзины», которая обеспечивает минимально необходимый уровень жизнеобеспечения.

Как уже отмечалось, в целях реализации принципа равенства в России также предусмотрены специальные механизмы в виде налоговых вычетов и льгот. Они призваны помочь решению проблем с социальным неравенством, демографией и т.д. Однако стоит отметить, что величина налоговых вычетов несоизмерима с величиной прожиточного минимума, на который в мировой практике ориентируются при установлении суммы необлагаемого налогового минимума. Иными словами, в распоряжении гражданина должна оставаться сумма для поддержания здоровья и жизнедеятельности.

Налоговое законодательство СССР содержало такое понятие, как «необлагаемый минимум», равнявшийся сумме в 70 рублей ежемесячно. В современном налоговом кодексе такое или аналогичное понятие отсутствует. Таким образом, потенциально может существовать ситуация, что физическое лицо может располагать суммой (в месяц) ниже прожиточного минимума. С 1992 по 2001 гг. в России действовала прогрессивная шкала налогообложения (12-35%). Внедрение плоской шкалы, должно было увеличить поступления в бюджет, путем решения проблемы сокрытия налогов наиболее обеспеченными налогоплательщиками . Реформа дала ожидаемые результаты: реальные поступления в бюджет действительно увеличились. За последние годы поступления от НДФЛ в консолидированные бюджеты растут.

В некоторых иностранных государствах налогом облагается лишь часть дохода физического лица, которая остается в его распоряжении после законных вычетов и налоговых льгот, в числе которых и необлагаемый налоговый минимум . В развитых странах необлагаемой налогом суммой является сумма установленного минимального прожиточного минимума. Подходы к налогообложению доходов физических лиц в разных странах могут отличаться, но подоходный налог не взимается с суммы, не превышающей прожиточный минимум.

Например, Великобритания имеет стойкую и жизнеспособную систему, проверенную временем. Каждый резидент имеет право на необлагаемый минимум, с которого не взимается налог. Сумма вычета при налогообложении дохода пересматривается каждый финансовый год с учётом уровня цен. Подоходный налог взимается не по единой ставке, а в зависимости от

источника дохода. Опыт налогообложения доходов физических лиц в Великобритании является примером слаженной работы механизма налоговой системы, который учитывает доходы всех слоев населения, их виды, скидки и льготы. Длительное действие данной системы могло бы стать образцом для реформирования подоходного налогообложения физических лиц в России.

Прогрессивная шкала налогообложения считается наиболее эффективной с точки зрения социальной справедливости: чем больше доход, тем большая часть его изымается в виде налога . Использование прогрессивной шкалы налогообложения подразумевает более высокие ставки, чем при плоской шкале, но в тоже время при такой шкале существует необлагаемый минимум. Например, во Франции в 2015 году необлагаемый минимум составлял 6011 евро в год, при прогрессивной ставке налогообложения от 5,5 до 75%, в Великобритании — необлагаемый минимум за 2015 год составлял 2790 фунтов стерлингов, а налоговые ставки — 20, 40 и 45%. В развитых странах необлагаемый налоговый минимум обычно превышает прожиточный минимум. В некоторых зарубежных странах, например, во Франции или США, применяется также и семейное налогообложение, как альтернатива индивидуальному.

Теперь обратимся непосредственно к статистике доходов населения и величины прожиточного минимума в Российской Федерации. В табл. 1 представлена динамика величины прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда и средней заработной платой в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Динамика минимального размера оплаты труда, средней заработной платы величины прожиточного минимума в Российской Федерации (руб.)2

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015

МРОТ 4 330 4 470 4 611 5 205 5 554 5 965

НДФЛ (13%) 563 581 599 677 722 775

МРОТ за вычетом НДФЛ 3 767 3 889 4 012 4 528 4 832 5 190

Средняя заработная плата 20 952 23 369 26 629 29 792 32 495 33 981

НДФЛ (13%) 2 724 3 038 3 462 3 873 4 224 4 418

Средняя заработная плата за вычетом НДФЛ 18 228 20 331 23 167 25 919 28 271 29 563

Прожиточный минимум 5 688 6 369 6 510 7 306 8 050 9 784

Разница МРОТ за вычетом

НДФЛ и прожиточного -1 921 -2 480 — 2 498 -2 778 -3 218 -4 594

минимума

Разница средней заработной

платы за вычетом НДФЛ и 15 264 17 000 20 119 22 486 24 445 24 197

прожиточного минимума

Первое, что необходимо отметить, это то, что из-за отсутствия перманентной величины дохода необлагаемой подоходным налогом, с каждого заработанного рубля взимается налог. Второе, — МРОТ меньше прожиточного минимума. Ввиду двух этих факторов отсутствует механизм защиты от снижения реально располагаемых доходов ниже прожиточного минимума. Даже без взимания НДФЛ данный механизм отсутствует де-факто, так как

прожиточный минимум меньше МРОТ. Средняя заработная плата, даже с учетом НДФЛ, существенно превышает и МРОТ, и прожиточный минимум. Но здесь возникает вопрос о дифференциации доходов населения РФ. По данным Росстата в 2014 году среднедушевой доход 8,1% населения России был меньше прожиточного минимума, а у 60,6% — меньше средней заработной платы.

В табл. 2 представлены темпы роста минимального размера оплаты труда, средней заработной платы и прожиточного минимума. Темп роста МРОТ имеет минимальные из трех показателей значения и на протяжении всего периода ниже уровня инфляции; это объясняется тем, что с одной стороны увеличение МРОТ благоприятно сказывается на социально-экономической ситуации, но, с другой стороны, становится дополнительной нагрузкой на бизнес.

Таблица 2

Темп роста величины МРОТ и прожиточного минимума3

Темп роста 2011 2012 2013 2014 2015

Индекс потребительских цен на товары и услуги, % 106 107 106 111 113

МРОТ, % 103 103 113 107 107

Прожиточный минимум, % 112 102 112 110 122

Средняя заработная плата, % 112 114 112 109 105

Темп роста прожиточного минимума относительно МРОТ неодинаков, например в 2012-2014 гг. обе величины выросли почти одинаково, а в 2015 разница в росте составила 15% (МРОТ — 107%, прожиточный минимум — 122%). Для выравнивания величин этих показателей, необходимо, чтобы как минимум, МРОТ увеличивался с большим темпом роста, чем прожиточный минимум. Средняя заработная плата в сравнении с другими показателями за период с 2011-2013 гг. показывала наибольший темп роста; но в 2014-2015 гг. темпы её роста были ниже инфляции и темпов роста прожиточного минимума. Нестабильность на валютных рынках оказала сильное влияние на экономику страны, что не могло не отразиться на уровне зарплат.

Отсутствие необлагаемого налогового минимума, при условии, что прожиточный минимум больше чем МРОТ, является острой социальной проблемой. Каждый гражданин должен иметь равные права, особенно в вопросах его жизнеобеспечения. Внедрением необлагаемого минимума невозможно уравнять условия жизни всех граждан, но возможно дать всем право на минимальный уровень обеспечения жизнедеятельности. Данная проблема, возможно, не обсуждалась бы так остро в научной среде, если бы МРОТ был выше прожиточного минимума на сумму взимаемого налога, другими словами, если бы доход налогоплательщика после взимания налога был бы равен прожиточному минимуму. В этой ситуации, происходит налогообложение всего полученного дохода, но реально располагаемый доход обеспечивал бы минимальный уровень потребления жизненных благ. Но в этом случае в процесс кроме государства и налогоплательщиков вовлекается ещё один участник — бизнес, для которого в современных условиях нестабильности повышение МРОТ может стать реальной проблемой, что заставит его прибегнуть к сокращению работников. Учитывая последний факт, введение необлагаемого минимума выглядит более реалистичным решением проблемы социального неравенства.

3 Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru. (20.04.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное налогообложение доходов физических лиц, в виде налоговых вычетов, не обеспечивает социальное равенство. Существующие налоговые вычеты не могут считаться полноценной альтернативой необлагаемому налоговому минимуму, так как их ежемесячная величина, для большинства граждан, не обеспечивает неприкосновенность обложения налогами суммы, равной прожиточному минимуму. Система налоговых льгот не в полной мере обеспечивает социальное регулирование, особенно касающееся населения с низкими доходами.

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц в России необходимо проводить по следующим направлениям:

1. Применение опыта зарубежных стран в реформировании российской системы налогообложения доходов физических лиц, учитывая особенности страны.

2. Введение в налоговый кодекс понятия «необлагаемый налоговый минимум», в идеале по сумме он должен быть не меньше прожиточного минимума или хотя бы равно МРОТ, с условием, что в ближайшей перспективе эти две величины буду равны.

3. Курс на социально ориентированную экономику, который требует реформирования системы налогообложения доходов физических лиц, путем введения необлагаемого минимума и перехода к прогрессивной шкале.

4. При внедрении прогрессивной шкалы налогообложения необходимо тщательно просчитать её градиент, чтобы не ущемлять интересы среднего класса и индивидуальных предпринимателей.

5. Совершенствование налогового администрирования: усиление борьбы с практикой укрытия доходов от налогообложения, особенно лицами с высокими доходами.

ЛИТЕРАТУРА

2. Кашин В.А. О налогообложении доходов граждан // Финансы. 2012. №8. С. 40-44.

3. Свистун С.П., Новиков А.А. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в современной России // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. №11. 2015. С. 90-95.

4. Джебко В.И. К вопросу об установлении необлагаемого налогового минимума в РФ // Актуальные проблемы российского права и законодательства: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых (27 марта 2014 г.). Красноярск: НОУ ВПО СИБУП, 2014. С. 5-8.

5. Мастихина О.Ю. Проблемы и перспективы развития налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // «Современные тенденции экономики, управления и образования»: мат. всероссийской конф. Курск: Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП. Издательство: Деловая полиграфия. 2015. С. 61-68.

6. Идрисов Ш.А., Сомоев Р.Г. Актуализация элементов макроэкономического налогового регулирования в новых экономических условиях // Предпринимательство: перспективы, приоритеты и ограничения. Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. 25 февраля 2016 г. НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 108115.

7. Малинина А.Ю. Анализ российского и зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц // «Перспективы развития российского государства и общества в современных условиях»: мат. междунар. науч. — практ. конф. магистрантов. Саратов. 12 декабря 2014 г. 2014. С. 107-108.

9. Информационное агентство «Финмаркет». Режим доступа: http://www.finmarket.ru (дата обращения 27.05.2016).

10. Справочно-правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.05.2016).

Samoylenko Marina Gennadevna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don

E-mail: sm00721@mail.ru

Gasanov Oscar Seyfullovich

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don

E-mail: osgas@mail.ru

Tax on personal income: non-taxed minimum

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kashin V.A. O nalogooblozhenii dokhodov grazhdan // Finansy. 2012. №8. S. 40-44.