Чек листы по охране окружающей среды

С 2018 г. при экологических проверках будут применяться проверочные чек-листы со списками контрольных вопросов. Их содержание коснется экологической ситуации на проверяемом объекте, угрозы здоровью людей, животных, вреда, наносимого растительному миру, риска техногенных катастроф и аварий. Для этого Правительством было внесено огромное количество изменений в различные государственные акты.Такой мониторинг полностью соответствует закону Пост. от 17.08.2016 № 806. об риск-ориентированном подходе к природоохранным вопросам.

Какие данные будут содержаться в проверочных листах

Документы будут содержать вопросы, касающиеся экологической деятельности объекта, напротив которых при проверке будут поставлены ответы «да» – имеется и «нет» – отсутствует. Если вопрос не относится к деятельности проверяемого объекта, напротив него делается запись о нераспространении требований.

Содержание проверочных листов утверждено Пр. Роструда № 655 от 10.11.2017. Разработано 107 разных вариантов чек-листов, затрагивающих самые различные сферы. Еще 7 форм утверждено Приказом РП № 447. Узнать какие вопросы содержат чек-листы, можно будет на портале pravo.gov.ru. и на сайте Роструда.
С июля 2017 г. в чек-листах имеются вопросы о лесном надзоре, использовании и охране особо-охраняемых территорий, охотничьих угодий и животного мира и работе объектов I кат. НВОС.

С 2018 г. к этому списку прибавятся вопросы по земельному надзору, охране воды и воздуха, обращению с отходами. Заполненные листы будут прикладываться к актам экологических проверок и храниться вместе с ними.

Как часто будут заполняться чек листы

Частота проверок с заполнением чек-листов зависит от степени экологического риска – от 1 раз/год для чрезвычайно опасных объектов до 1 раз/ 5 лет – для умеренных. Объектов с низкой степенью опасности нововведения не коснуться.В случае несогласия с результатами заполнения чек-листов, можно подать возражения в контролирующие органы в течение 14 дней после ознакомления с его содержанием.

Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель – посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, «подсказывают» возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для поиска новых бизнес идей для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.

  1. Какова основная функция объекта (процесса)?
  2. Что представляет собой идеальный объект (процесс)?
  3. Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?
  4. Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?
  5. Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?
  6. В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
  7. Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?
  8. Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?
  9. Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?
  10. Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?
  11. Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?
  12. Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?

План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:

  1. Уточнить проблему.
  2. Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
  3. Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
  4. Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.

Результатом использования списков может быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных бизнес идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

Список контрольных вопросов Эйлоарта

Это список вопросов, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом. В сущности он дал «программу» работы способного изобретателя, который с фантастической настойчивостью пытается решить задачу.

Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности автора. Интересен этот список еще и тем, что многие его вопросы в той или иной степени совпадают с идеями, вошедшими в арсенал ТРИЗ.

Список контрольных вопросов по Эйлоарту выглядит так:

  1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
  2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
  3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
  4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
  5. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
  6. Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии:
    — газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.;
    — теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.;
    — различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.;
    — переходные состояния — замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.;
    — эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
  7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
  8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
  9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
  10. Попробовать «собственные» (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
  11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
  12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
  13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
  14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
  15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.
  16. В воображении залезть внутрь механизма.
  17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
  18. Чья это проблема? Почему его?
  19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
  20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
  21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Внесены изменения в законодательство, предусматривающие обязанность по использованию проверочных листов при проведении плановых проверок.

В период с июня по август 2017 года Правительством Российской Федерации внесен ряд изменений в подзаконные акты, в соответствии с которыми установлена обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также расширен перечень видов государственного контроля, при проведении которых будут применяться проверочные листы.

Так, с 1 октября 2017 года при проведении плановых проверок в рамках отдельных видов надзора в сфере природопользования, а с 1 июля 2018 года в рамках всех видов надзора должны использоваться проверочные листы (постановление Правительства РФ от 28 июня 2017 года № 762).

Также с 1 октября 2017 года при федеральном государственном пожарном надзоре проверочные листы должны использоваться в ходе плановых проверок многоквартирных жилых домов, зданий организаций торговли и организаций общественного питания, а с 1 июля 2018 года – всех используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты (постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 года № 774).

Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655 утверждены проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Всего утверждены формы 107 проверочных листов.

C 20.11.2017 вступил в силу Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 №447 (ред. от 19.02.2019) «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)», утвердивший 339 проверочных вопросов по 7 направлениям надзора, осуществляемым Росприроднадзором.

Кроме того, использование проверочных листов станет обязательным при федеральном государственном надзоре в области связи (постановление Правительства РФ от 4 июля 2017 года № 787). Указанное требование начнет действовать 6 октября 2017 года, когда правовой документ вступит в силу.

Постановлением Правительства РФ от 04.08.2017 № 930 скорректирован порядок проведения государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, промышленной безопасности и государственного энергетического надзора.
Определено, что должностные лица Ростехнадзора и Ространснадзора с 1 января 2018 года должны использовать проверочные листы при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проверочные листы должны включать перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом предусматривается ограничение предмета плановой проверки перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

МЕТОДЫ ПРОВЕРОЧНОГО ЛИСТА (CHECK-LIST) И «ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ …?» («WHAT — IF»)
Помимо рассмотренного метода используются методы, способствующие выявлению критических точек системы, могущих вызвать отказ системы (элемента) или обусловить аварийное состояние производства. Эти методы (чаще — их комбинация) относятся к группе качественных методов оценки опасности, основанных на изучении состояния условий эксплуатации системы (объекта) или проекта действующим требованиям промышленной безопасности. Они дают представления об отклонениях от нормы и могут служить основой для более подробных (в т.ч. и численных) методов анализа, позволяют выработать корректирующие воздействия не только со стороны системы контроля и управления безопасностью, но и внести коррективы в технологический процесс или модернизировать систему. Метод использует промежуточные признаки состояния системы и способствует предотвращению опасных событий. На рис. 6.3 приводится схема использования промежуточных признаков для предотвращения развития опасной ситуации, приводящей в последствии к авариям и несчастным случаям. В плане методического содержания эту схему можно применить к любому производству. В каждом конкретном случае могут изменяться признаки. Опытный специалист по безопасности может заметить промежуточный признак, который не виден лицу, эксплуатирующему оборудование, так же как и оператор технической системы или технолог могут увидеть отклонения от нормы, которые не понятны специалисту по безопасности. Например, в качестве промежуточного признака может выступать излишняя вибрации, шум в отдельных частях агрегата и др. Результат проверочного листа — перечень вопросов и ответов о соответствии исследуемой системы требованиям безопасности и указания по обеспечению безопасности (контрмеры). Метод проверочного листа отличается от «Что будет, если…?» более обширным представлением исходной информации и результатов о последствиях нарушений безопасности. Исследование существенно упрощается, если его обеспечить вспомогательными формами, унифицированными бланками, облегчающими на практике проведение анализа и представление результатов. Методы недороги и наиболее эффективны при исследовании безопасности хорошо изученных объектов с известной технологией или объектов с незначительным риском крупных аварий.

Рис 6.5.1. Методика использования промежуточных признаков для предотвращения аварий
Эти методы состоят из двух этапов — общего анализа опасностей и детального в рамках ПАО. Цели общего анализа опасностей — выявить отклонения, разработать план действий последующего анализа и количественных оценок, определить корректирующие воздействия (контрмеры), которые следовало бы применить немедленно. Может оказаться так, что нет необходимости количественной оценки и, более того, в результате общего анализа удается выявить и предложить дешевые и простые контрмеры.
Поскольку анализ выполняется на общем уровне, то и правила его проведения выглядят качественно и, возможно, субъективно. Но это необходимый шаг для использования в последующем количественных методов (на этом этапе следует иметь в виду возможную оценку соотношения затраты — прибыль).
Описание каждой из выявленных опасностей следует заносить в карту (табл. 6.5.1).
Таблица 6.5.1
Карта общего анализа опасностей

На карте проставляется дата, что дает возможность устанавливать хронологи выявления (развития) опасностей, указывается подразделение (цех, участок, подсистема, агрегат и пр.), что дает возможность проследить топографию опасностей. Остальная часть разбита на четыре рубрики. Каждая из них представлена несколькими категориями. Категории располагаются так, что те из них, которые требуют наибольшего внимания при анализе, находятся внизу перечня. Например, если серьезность опасности катастрофическая, вероятность аварии — неминуемая, а затраты — номинальные, то необходимо немедленное действие.
Каждая опасность характеризуется длительностью экспозиции, серьезностью и вероятностью возникновения. Здесь имеется в виду относительная вероятность для того же интервала времени, для которого рассматриваются и другие опасности. Альтернативы в момент составления карты еще не определены, затраты по ним не известны. В этот момент следует ориентироваться на предположительные относительные оценки, которые не претендуют на абсолютную точность. Они могут быть сделаны опытными специалистами.
Столбец «Действия» не заполняется до тех пор, пока не будут собраны и отсортированы все карты. Категории в картах представлены не количественно, и к ним непосредственно не применимы такие операции, как умножение, сложение и т.д. Их содержание полезно для дальнейшего анализа.
При заполнении названных четырех частей карты следует учесть мнение всех заинтересованных служб предприятий. Таким образом, решение о том, что считать опасностью, не требующей экстренных мер, является отчасти групповым решением.
Действия по ликвидации менее существенных опасностей откладываются до устранения опасностей, требующих экстренного вмешательства.
Большинство опасностей относится к категории, требующих дальнейшего анализа перед принятием решения. Анализ занимает некоторое время. Первыми анализируются самые неотложные и серьезные проблемы. Для этого карты анализа располагаются в порядке срочности требуемых действий, используя признак серьезность — вероятность — затраты, придерживаясь следующей процедуры.
1. Предварительная сортировка. Отбираются все карты с катастрофически серьезными опасностями, затем карты с серьезностью, соответствующей критической, а далее с предельно допустимой и вызывающей беспокойство. Внутри каждой из этих категорий карты сортируются по вероятности аварий соответственно: неотвратимая, значительная, умеренная и небольшая. Наконец, внутри каждой группы проводится аналогичная сортировка по затратам. Так карты окажутся рассортированными по затратам внутри вероятности аварии, а далее — внутри категорий серьезности. При сортировке придается наибольшее значение серьезности, а затратам — наименьшее.
2. Пересмотр и ранжирование опасности. Следует по порядку пересмотреть все карты. Надо сверить первую карту со второй, задавшись вопросом: «Действительно ли первая опасность серьезней второй»? и «Что будет, если…?» Тут уже выносится субъективное решение на базе всей имеющейся информации. Если покажется необходимым, то карты меняют местами. После контроля первых двух карт вторая сравнивается с третьей. Таким образом, за один просмотр колоды карт достигается упорядоченность оценок опасности.
3. Составление приоритетного перечня. Перекладка карт здесь уже не имеет места. По картам составляется перечень опасностей для проведения более детального анализа в рамках ПАО.
При этих методах анализа имеется два комплекса проблем во время анализа опасностей: изучение самих опасностей и изучение опасных элементов системы, но их можно рассматривать совместно.
Эту связь можно оформить в виде таблицы (табл. 6.5.2). Каждая карта общего анализа обусловит несколько форм детального анализа: одну для исходного действия и по одной для каждого варианта контрмер или их комбинаций. Формы должны иметь поэлементное соответствие друг с другом.
Таблица 6.5.2
Бланк детального анализа

Сначала определяются сомнительные элементы наблюдаемой системы. Для анализа используется способ декомпозиции. Разделение на элементы должно производиться следующим образом:
1. Перед началом необходимо проследить за работой всей системы в целом.
2. Необходимо установить точку логического начала развития опасности в общей последовательности событий.
3. Начиная с этой точки, следует анализировать сомнительный элемент. При этом:
— не следует укрупнять элементы в блоки с целью удобства анализа (в каждой части системы может находиться свой элемент опасности);
— не следует мельчить систему на множество элементов, если они работают в одном модуле (нет необходимости усложнять анализ).
4. Повторить шаг 3 для всей последовательности элементов, чтобы не пропустить (пробелы) или не включить дважды элемент (наложения на один из элементов).
5. Если встречаются комбинации (варианты), анализировать их следует отдельно, а затем можно скомбинировать при составлении общего списка. Элементы системы, имеющие одновременно опасные состояния, надо располагать так, чтобы можно было выделить и оценить присущие им специфические опасности.
6. Свести поэлементный анализ в форму «Детальный анализ» в том порядке, в котором опасности появляются.
После завершения списка опасностей может оказаться несколько вариантов бланков. В бланках удобно использовать символы, обозначающие ситуацию (табл. 6.5.3).
Таблица 6.5.3
Символика анализа опасностей

В результате появляется возможность наглядно представить опасности каждого элемента (модуля, блока) системы.
Обычно перечень составляется так, что вначале показываются более серьезные опасности. На этом этапе не следует применять количественных оценок для сравнения различных общих опасностей. Полная картина необходима для представления всей проблемы перед переходом к дальнейшим видам оценки.
На этом аналитическая часть процедуры оценки заканчивается. В итоге, для проведения качественного анализа необходимо следующее:
— составить список опасностей по результатам общих исследований, оценкам характера технологии, по промежуточным признакам. Принять немедленные действия для очевидных контрмер;
— на основании беглого анализа заполнить карты общего анализа для каждой выявленной опасности;
— рассортировать карты опасностей, размещая первыми более критичные, для того, чтобы сформировать приоритетный список для детального изучения;
— выполнить детальный анализ опасностей для всех опасностей, которые этого требуют. Отсюда исключаются опасности, для которых контрмеры очевидны и недороги, а также не существенные по мнению специалистов.
Детальный анализ в границах ПАО проводится после общего, когда устранены опасности, не требующие больших затрат. Остальные опасности ранжированы в соответствии с качественной оценкой их важности.
Анализ состоит в следующем:
1. Опасности классифицируются по месту и времени действия в операции, что позволяет лучше оценить серьезность и продолжительность опасности.
2. Выявляются изначальные причины аварий, вместо использования промежуточных признаков и симптомов.
3. Подробно рассматриваются влияния контрмер, что трудно сделать при более общем анализе.
4. Прослеживается влияние каждой контрмеры на все элементы системы и проверяется, не увеличивается ли опасность в каких-либо взаимодействующих частях системы.
Следующий этап детального анализа — матричное представление опасностей. Цель — дать информацию о затратах и эффективности в сжатой и логичной форме. При этом информация не обрабатывается, не формализуется, а только лишь представляется в удобном виде для принятия правильного решения. Как правило, производится сравнение альтернативных вариантов и различных типов общих опасностей.
В матрице элементы опасности, выявленные в ходе детального анализа, располагаются в порядке важности. Альтернативные варианты указываются в вертикальном столбце и тут же указываются затраты на данную контрмеру. В поле матрицы в местах пересечения опасностей и контрмер указываются символы: «-» — устранение элемента опасности, R — снижение опасности, Х — опасность не изменилась, I — опасность увеличилась.
Экономическая эффективность мероприятий представляет собой дополнительную переменную, выявленную в ходе детального анализа.
Матричное представление не гарантирует оптимальность решения, поскольку этот метод является только рациональным для формирования заключения за счет упорядочения качественной оценки опасностей.