Частичная нетрудоспособность

Что значит код причины нетрудоспособности

Он в зашифрованном виде показывает, на каком основании человеку выдали бюллетень. Данный код проставляют в больничном листе в поле «Причина нетрудоспособности». Оно состоит из трех блоков:

  1. Две клетки с подписью «код». В них указывают код причины, по которой работник обратился к врачу в первое посещение и получил листок нетрудоспособности.
  2. Три клетки с подписью «доп код». Их заполняют только в определенных случаях (см. таблицу).
  3. Две клетки с подписью «код изм.». Их заполняют в ситуации, когда изменилась причина нетрудоспособности (например, при корректировке изначально поставленного диагноза).

Все значения с расшифровкой приведены в порядке выдачи листков нетрудоспособности (утв. приказом Минздравсоцразвития от 29.06.11 № 624н) и на оборотной стороне бланка бюллетеня.

Работать с электронными больничными и сдавать всю сопутствующую отчетность через «Контур.Экстерн»

Таблица с расшифровкой кодов нетрудоспособности в больничном листе

Первый блок (первоначальная причина обращения к врачу)

Код

Расшифровка

Заболевание

Травма

Карантин

Несчастный случай на производстве или его последствия

Отпуск по беременности и родам

Протезирование в стационаре

Профессиональное заболевание или его обострение

Долечивание в санатории

Уход за больным членом семьи

Иное состояние (отравление, проведение манипуляций и др.)

Заболевание, указанное в пункте 1 Перечня социально значимых заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.04 № 715). Например, туберкулез, гепатиты B, C, сахарный диабет и др.

Уход за ребенком в возрасте до 7 лет, если его болезнь включена в специальный перечень (утв. приказом Минздравсоцразвития от 20.02.08 № 84н)

Уход за ребенком-инвалидом

Уход за ребенком, болезнь которого связана с поствакцинальным осложнением или злокачественным новообразованием (проставляется при согласии сотрудника)

Уход за ВИЧ-инфицированным ребенком (проставляется при согласии сотрудника)

Второй блок (дополнительные трехзначные кодификаторы)

Код

В каком случае проставляется

При лечении в специализированном санатории

При санаторно-курортном лечении в связи с несчастным случаем на производстве в период временной нетрудоспособности (до направления на МСЭ)

При лечении в клинике научно-исследовательского учреждения (института) курортологии, физиотерапии и реабилитации

При дополнительном отпуске по беременности и родам

При заболевании или травме, наступившей вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет

Причины заболеваний и правовые последствия для работодателя

Коды больничного 01, 02

Код 01 в больничном листе означает, что сотрудник отсутствовал на работе из-за болезни (грипп, пневмония, гайморит и проч.).

Код 02 означает, что человек пропускал работу из-за травмы.

Получив бюллетень с одним из этих кодов, кадровик должен отразить сведения в табеле учета рабочего времени (обычно используют формы № Т-12 или № Т-13, утв. постановлением Госкомстата от 05.01.04 № 1). Соответствующие дни отмечаются символами «Б» или «19».

Далее бухгалтер вычисляет пособие по временной нетрудоспособности (подробнее см.: «Оплата больничного листа в 2019 году»). При этом первые три дня оплачивает работодатель за счет собственных средств. Остальные дни, начиная с четвертого, финансирует ФСС. Об этом сказано в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Бесплатно рассчитать зарплату и пособия в веб‑сервисе

Код больничного 04

Код 04 в листке нетрудоспособности означает, что человек пропустил работу из-за несчастного случая на производстве или его последствий.

В табеле по форме № Т-12 или № Т-13 дни пропуска отмечаются символами «Б» или «19».

Пособие по такому бюллетеню нужно выдать за все время вплоть до даты выздоровления или до установления факта стойкой утраты трудоспособности. Размер выплаты рассчитывается исходя из 100% среднего заработка независимо от стажа, но за полный календарный месяц не может превышать максимального размера. Он равен утвержденному законом максимальному размеру ежемесячной страховой выплаты, умноженному на четыре (ст. 9 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

ВАЖНО. Сначала организация или ИП выплачивает пособие из своих денег, а потом может возместить его за счет средств Фонда социального страхования. Для этого необходимо, чтобы инцидент был расследован специальной комиссией, которая признала его несчастным случаем (ст. 229 Трудового кодекса). Далее бухгалтер должен отразить расходы на пособие в таблице 3 расчета по форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС от 26.09.16 № 381).

Бесплатно заполнить и сдать через интернет 4‑ФСС по действующей форме

Коды нарушения режима 23, 24

Значимая информация содержится в поле больничного листа, которое называется «Отметки о нарушении режима». Здесь проставляется двузначный код и дата нарушения. Чаще всего используются следующие отметки.

Код 23 показывает несоблюдение предписанного режима, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача.

Код 24 показывает несвоевременную явку на прием к врачу.

Если стоят данные значения, то начиная с указанной в этом поле даты пособие необходимо считать в размере, который не превышает за полный календарный месяц МРОТ, установленного на текущий год и умноженного на районный коэффициент (при его наличии). Это правило применяется даже в случае, когда фактический средний заработок сотрудника превышает МРОТ.

Пример

Стаж специалиста составляет 15 лет, его средний заработок больше, чем минимальный размер оплаты труда.

С 10 по 17 февраля 2020 года он находился на лечении в стационаре. 14 февраля сотрудник нарушил режим, и врач сделал отметку в бюллетене.

Бухгалтер рассчитал пособие:

  • за период с 10 по 13 февраля — исходя из фактического среднего заработка, умноженного на 100%;
  • за период с 14 по 17 февраля — по формуле: МРОТ на 2020 год, деленный на 29 (число дней в феврале) и умноженный на 4 (число дней больничного, начиная с даты, когда был нарушен режим).

Строка «Иное» (код 31, 36)

В ней в зашифрованном виде приведены дополнительные сведения. Вот некоторые из них.

Код 31 обозначает, что человек нуждается в длительном лечении, и, хотя ему выдали на руки листок нетрудоспособности, он продолжает болеть. В этом случае он сдает первичный лист в бухгалтерию и получает пособие за первую часть болезни. В этом документе поле «Приступить к работе» не заполняется. А в поле «Иное» стоит код 31, что расшифровывается как «продолжает болеть».

Код 36 указывает на следующую ситуацию. Сотрудник, находясь на больничном, пропустил очередной прием у врача. А когда явился (позже назначенной даты), был признан трудоспособным. Поля бюллетеня заполняются так:

  • «Отметки о нарушении режима» — стоит 24 и дата пропущенного приема;
  • «Освобождение от работы» — указан период с начала болезни до даты пропущенного приема;
  • «Иное» — стоит 36;
  • «Приступить к работе» — остается пустым.

ВНИМАНИЕ. Пособие по бюллетеню, в котором в поле «Иное» указан код 36, вычисляется так. С начала болезни и по дату, предшествующую неявке, — исходя из фактического среднего заработка. За день неявки — в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного на текущий год и умноженного на районный коэффициент (при его наличии). С даты, следущей за днем неявки, пособие вообще не начисляется (письмо Московского отделения ФСС от 01.09.20 № 14-15/7710-2216л; см. «В столичном ФСС уточнили, как рассчитать пособие, если в больничном есть отметка о нарушении режима»).

Рассчитать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников Попробовать бесплатно

Код подчиненности в больничном листе

Это поле находится в том разделе листка нетрудоспособности, который заполняют работодатели.

Здесь нужно проставить пять цифр, присвоенных компании или предпринимателю при постановке на учет в Фонде социального страхования. Посмотреть их можно в извещении о регистрации, полученном в отделении ФСС.

Какие коды указывать работодателю

Работодателю следует проставить в бюллетене код подчиненности и заполнить поле «Условия исчисления» (шифры приведены на обороте бланка больничного листа).

Врачи указывают все остальные коды, в частности: причины нетрудоспособности, отметки о нарушении режима и соответствующие значения в поле «Иное».

ВАЖНО. Если медики заполнили больничный лист с ошибками (в том числе с неверными кодами заболеваний), и бухгалтерия его оплатила, ФСС скорее всего откажет в возмещении пособия. Но суды в подобных ситуациях поддерживают страхователей.

трудовое право

удк 349.3 Е.В. Нижечек,

ББк 67.405.212.12 Иркутский институт (филиал) ВГУЮ

(РПА Минюста России) Иркутск, Российская Федерация ORCID 0000-0002-0436-2215 ResearcherЮ J-7211-2016

к вопросу о понятии «нетрудоспособность» в праве

социального обеспечения

информация

о СТАТЬЕ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу отдельных норм права социального обеспечения, устанавливающих право на виды социального обеспечения и защиты в связи с нетрудоспособностью лица. Проводится сравнительный анализ с понятием нуждаемость, рассматриваются отдельные проблемы, связанные с признанием лица таковым. Высказывается предложение о необходимости конкретизации понятия нетрудоспособность и закрепления понятия в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении.

КлюЧЕВыЕ СлОВА Нетрудоспособность; нуждаемость; социальное обеспечение;

социально незащищенные граждане; страховые случаи; пенсии; пособия.

БИБлИОгРАфИЧЕСКОЕ Нижечек Е.В. К вопросу о понятии «нетрудоспособность» в ОПИСАНИЕ праве социального обеспечения // Пролог: журнал о праве /

Prologue: Law Journal. — 2017. — № 1.

E.V. Nizhechek,

to the issue of the concept «disability» in the social

security law

PUBLICATION DATA Prologue: Law Journal. -2017.-№ 1.

ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2017.1.7. Submission date: 24.02.2017.

abstract The article is devoted to the analysis of some certain rules of the

пролог

Disability; means-testing; social security; social unprotected citizens; insured accidents; pension; benefits.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Nizhechek E.V. To the issue of the concept «disability» in the social security law // Prologue: Law Journal. — 2017. — № 1.

Понятие «нетрудоспособность» достаточно редко является предметом научных исследований, хотя вопрос о том, как оно трактуется в теории права социального обеспечения является в настоящее время актуальным. Система социального обеспечения в России предусматривает, что ни один нетрудоспособный член общества не может быть оставлен без помощи государства, т.е. без средств к существованию. В любом обществе существуют лица, обладающие ограниченными возможностями для реализации своих конституционных прав и свобод. Ими являются и нетрудоспособные лица, в том числе инвалиды, при причинении вреда здоровью, препятствующему продолжению им трудовой деятельности. В связи с нетрудоспособностью и наступлением неблагоприятных последствий для жизни лица законодательством на основании Конституции РФ предусмотрены различные виды социального обеспечения. Так, в ст. 39 Конституции РФ закреплены гарантии и разные основания наступления права на социальное обеспечение: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, наличие малолетних детей, иные случаи, установленные законом. Большая часть причин нетрудоспособности влечет за собой необходимость получения не только медицинской помощи, но и материальной, в связи с утратой заработка. «Случаи», указанные в Конституции РФ, связанные с жизнью и (или здоровьем) человека в законодательстве именуются «социальными рисками», позволяющими в дальнейшем вести речь о страховых случаях .

Вопрос о нетрудоспособности и ее значении в праве социального обеспечения будет раскрыт в порядке постановки проблемы с целью более точного применения понятия во всех отраслях права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Легальное определение понятия «нетрудоспособность» в законодательстве отсут-

ствует. В науке права социального обеспечения оно также не выработано. Это и создает трудности для правоприменителей. Подход законодателя при признании лица нетрудоспособным и правовые последствия при предоставлении материальных и нематериальных видов обеспечения различен.

Разный подход законодателя к понятию «нетрудоспособность», кругу лиц, признаваемых таковыми, закрепления в федеральных законах и подзаконных актах предопределяет возникновение проблем на практике при установлении права на тот или иной вид обеспечения по всем законам о социальном обеспечении. Даже пенсионное законодательство, довольно разрозненное и сложное, неоднозначно подходит к определению лиц, являющихся нетрудоспособными и имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, пенсию по инвалидности или при определении уровня обеспечения. Так, в пп. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (далее — Закон № 166-ФЗ)при определении граждан, имеющих право на пенсию, указываются именно нетрудоспособные. Из п. 6 ст. 5 этого же закона вытекает, что эти граждане имеют право на социальную пенсию1. Исходя из смысла этого закона, социальную пенсию имеют право получать лица, не имеющие трудового, и, прежде всего, в настоящее время, страхового стажа и заработка. Означает ли это, что законодатель суживает данное понятие, указывая на возможность получения только социальных пенсий нетрудоспособными лицами, хотя эти же виды пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) имеют право получать при наступлении определенных условий (стаж, возраст) те, кто ранее трудился и по другим фе-

1 СЗ РФ. — 2001. — № 51, ст. 4В31.

пролог

деральным законам. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ) устанавливает правовые последствия в виде страховых выплат в связи признанием лица нетрудоспособным по состоянию здоровья2.

В государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 гг. также определены разные виды поддержки гражданам, в том числе имеющим статус нетрудоспособного лица. Нетрудоспособность в ней определяется, как правило, в широком смысле этого слова, иногда независимо от фактического состояния здоровья лица.

Кроме того, и иное законодательство определяет разные правовые последствия в связи с установлением факта нетрудоспособности и признания лица таковым. Так, одни последствия предусмотрены для работников при применении норм трудового законодательства (ст. ст. 179, 183 ТК РФ), другие — при применении норм жилищного законодательства (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ), иные последствия предусмотрены семейным законодательством (ч. 1 ст. 85 СК РФ). Анализ норм действующих законов, регулирующих отношения по социальному обеспечению, позволяет сделать вывод о том, что понятие «нетрудоспособность» неоднозначное, оно трансформируется в зависимости от того, норма какого закона применяется и устанавливает право на тот или иной вид социального обеспечения, в каком контексте оно употребляется.

Как правило, нетрудоспособность рассматривается как определенное состояние человеческого организма (болезнь, бытовая травма, трудовое увечье). Причины признания лица нетрудоспособным и определение правовых последствий для него важны как с точки зрения применения норм социального обеспечения о предоставлении ему выплат (пособий, пенсии по инвалидности), так и норм трудового законодательства — признания причины отсутствия на работе уважительной, материальной ответственности работодателя при получении травмы на работе. Отдельные нормы устанавливают право на разные виды социального обеспечения и в том случае, когда лицо фактически здоровое, не имеющее ограничений к выполнению той или иной работы по состоянию здоровья, на основании закона признается нетрудоспособным. Это позволяет в праве соци-

2 СЗ РФ. — 1998. — № 31, ст. 3803.

ального обеспечения вести речь о признании его нетрудоспособным не только при определенном состоянии человеческого организма, препятствующим применению им своей рабочей силы, но и невозможности участия в трудовой деятельности в той или иной форме по тем или иным причинам общественного (социального) характера. Эти причины связаны с необходимостью ухода за малолетними детьми, в том числе за детьми до полутора лет, детьми до 14 лет, больными членами семьи, инвалидами первой группы или лицами, достигшими 80-летнего возраста и т.д. Кроме этого, признается лицо нетрудоспособным и в связи с не достижением возраста, позволяющего признать его субъектом трудового права или достижением им пенсионного возраста и т.д.

В связи с этим, можно отметить, что учеными выделяется «широкий» и «узкий» подходы к определению понятия «нетрудоспособность». В узком смысле «нетрудоспособность» можно разделить на полную или частичную, временную или постоянную. Признаки, критерии «нетрудоспособности» в узком смысле, т.е. по состоянию здоровья, можно ввести в легальное определение понятия. Подход к оценке здоровья и определения этого понятия различны. Так, Т.И. Акулина, С.М. Ковалевский указывают на известное определение здоровья, закрепленное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В научной литературе рассматривается «статус здоровья» и дается ему характеристика как интегрального понятия, обозначающего нечто большее, чем просто наличие или отсутствие каких-либо заболеваний. Далее отмечается, что в России в качестве русского перевода понятия «health status» обычно используется не буквальный его перевод — «статус здоровья», а перевод «состояние здоровья» .

В широком смысле — фактически трудоспособное лицо, признается «нетрудоспособным» в силу конкретного закона, регулирующего обеспечение или пособием, компенсацией, или пенсией по случаю потери кормильца и т.д. Данное лицо включается в перечень «нетрудоспособных» в связи с тем, что оно по причинам общественного (социального) характера, названных выше, не занимается трудовой деятельностью, не имеет заработок, доход или признается таковым в зависимости от вида пенсии и статуса по достижению определенного возраста, указанного в законе.

Пролог

Законодательство об обеспечении пенсиями, пособиями (по временной нетрудоспособности), компенсациями устанавливает различные правовые последствия признания лица нетрудоспособным также в зависимости от того в узком или широком смысле употребляется это понятие. Самое широкое понятие «нетрудоспособности» в пенсионном законодательстве раскрывается в нормах, устанавливающих право на пенсию по случаю потери кормильца. Так, анализ п. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, п. 3 ст. 8 Закона № 166-ФЗ3, других норм законов, регулирующих пенсионное обеспечение, позволил сделать вывод о том, что в круг лиц, имеющих право на данный вид пенсии, включаются трудоспособные, но не работающие лица, в связи с их уходом за детьми, сестрами, братьями, внуками до 14 лет при условии отсутствия у этих детей родителей. Указание на то, что они признаются нетрудоспособными дано в качестве лишь перечисления лиц, но четкой формулировки определения, например, в статьях о понятиях, применяемых в целях настоящих законов, нет.

Так, Я.М. Фогель аргументировано обосновывает свой вывод о понятии и роли нетрудоспособности, указывая на иной характер социальных отношений, возникающих в связи с нею. Он отмечает, что термин «нетрудоспособность» выражает определенную сторону общественных отношений, связанную со свойствами личности, человека и его возможностями участия в трудовой деятельности и ограничений (снижения трудоспособности) этой возможности по разным причинам и продолжительности. Именно поэтому Я.М. Фогель видит необходимость исследования отношений в связи с нетрудоспособностью в «трех измерениях» — в качестве медико-биологического, социального и правового явлений, причем первый является не единственным .

Кроме того, А.Е. Козлов отмечает, что под случаями нетрудоспособности не следует понимать лишь те события, наступление которых не зависит от воли человека (детство, инвалидность от общего заболевания, болезнь). Социальное обеспечение может предоставляться и в результате зависящего от воли человека события, которое вызывает временную утрату трудоспособности, в результате будет сокращение его средств для существования (беременность, роды, материнство). Большая часть случаев нетрудоспособности не за-

3 СЗ РФ. — 2001. — № 51, ст. 4831.

висит от воли человека. Один из них — следствие физиологического развития человека (рождение, детство, болезнь, инвалидность от общего заболевания, старость и т.п.), другие — результат общественных явлений (вызвавшее инвалидность ранение), третьи — связаны с профессиональной деятельностью человека (профессиональное заболевание). Иногда социальное обеспечение вызвано условиями жизни многодетных семей или семей военнослужащих срочной службы .

Иную позицию при определении роли социального обеспечения в удовлетворении жизненных потребностей только нетрудоспособных лиц занимает З.Д. Виноградова. Как бы широко ни трактовать это понятие, уязвимость концепции очевидна, полагает она. Обеспечение различными пособиями, в том числе в связи с рождением и наличием детей, позволяет признать, что теряется присущая ей смысловая определенность, заключающаяся в обозначении состояния неспособности к труду по причинам медико-биологического характера, если рассматривать это как нетрудоспособность . Думается, нельзя полностью поддержать эту позицию в связи с определением «нетрудоспособности» только в узком смысле слова.

Проблема определения понятия «нетрудоспособности» связана с тем, что в разных федеральных законах о социальном обеспечении и социальном страховании причины нетрудоспособности раскрываются относительно к страховому случаю. Так, в Законе № 125-ФЗ страховой случай сформулирован как факт повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания4; п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ включает еще беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до полутора лет и случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального стра-хования5; ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ признает достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потери кормильца6. Некоторые причины нетрудоспособности названы только в специальных законах об обеспечении конкретным видом пособия, например, в ст. 5 Федерального закона

4 ССЗ РФ. — 1998. — № 31, ст. 3803.

5 СЗ РФ. — 1999. — № 7, ст. 767.

6 СЗ РФ. — 2002. — № 26, ст. 2521.

пролог

• prolaw • prolaw • prolaw • prolaw • prolaw • prolaw • prolaw • prolaw •

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ7.

Согласимся с Л.А. Галаевой, отмечающей целесообразность сокращения перечня страховых случаев за счет соединения нескольких, под более общей формулировкой «временная нетрудоспособность», и предлагающей в общем законе страховой случай именовать как наступление нетрудоспособности (временной или стойкой) с расшифровкой в специальных законах относительно отдельных видов страхования . В легальное определение понятия «нетрудоспособность» можно ввести и отсутствие полного физического, душевного здоровья, и отсутствие социального благополучия, ограничение жизнедеятельности, достижение возраста, невозможность обеспечения себя заработком, доходом по различным социальным причинам, указанным в законодательстве о пенсионном обеспечении и пособиях. Таким образом, удастся подчеркнуть и узкий и широкий смысл «нетрудоспособности» в социальном обеспечении, с которой законодатель связывает правовые последствия, регулируя, кроме этого, и трудовые, семейные, жилищные отношения с уточнением в соответствующих кодексах.

Нельзя не отметить еще одну проблему, возникающую при исследовании оснований для социального обеспечения. В последние десятилетия в юридической литературе высказываются иные мнения о понятии «нетрудоспособность», дается ей иная оценка и сопоставляется с таким понятием как «нуждаемость». Более того, нуждаемость исследуется как предпосылка предоставления социального обеспечения.

По мнению В.С. Аракчеева, нетрудоспособность следует рассматривать как одну из определяющих причин и одновременно в качестве составного элемента более емкого понятия — «нуждаемость» человека. Нуждаемость, отмечает автор, это такое, прежде всего материальное, положение человека, которое ставит под угрозу его физиологическое и социальное существование, и которое он самостоятельно без посторонней поддержки преодолеть самостоятельно не в состоянии . Безусловно, согласимся с В.С. Аракчеевым, что нуждаемость вызывается разными причинами, в том числе нетрудоспособностью по состоянию здоровья. Не исключаем и причину, связанную с нежеланием работать. Причинами нуждаемости могут выступать и малообес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 СЗ РФ. — 2006. — № 6, ст. 637.

печенность лиц, в связи с невысокой заработной платой. Как отмечалось выше, от причины нетрудоспособности, зависит предоставляемый вид социального обеспечения и (или) условия назначения. В.С. Аракчеев оценивает понятия «нетрудоспособность» и «нуждаемость» в свете исследования вопросов о пенсионном обеспечении. Думается, нельзя однозначно с этим согласиться при рассмотрении вопросов о предоставлении иных видов обеспечения, например, пособий.

Предлагает принимать нуждаемость в качестве основного критерия (самостоятельного основания) для предоставления видов социального обеспечения Л.А. Гречук, называя нуждаемость определяющей характеристикой для субъектов-получателей в праве социального обеспечения, а нетрудоспособность — лишь одну из ее причин . Поддерживая мнение В.С. Аракчеева, Е.К. Бутенко отмечает нуждаемость общим (универсальным) основанием для социально-обеспечительных оснований получения гражданами тех или иных видов социального обеспечения . Вряд ли можно согласиться с мнением этих ученых.

Так, М.В. Асачева упоминает нуждаемость в связи с определением понятия «незащищенные категории граждан», сравнивает с понятием «малоимущие граждане» и соглашается, что слои населения, нуждающиеся в защите государства, существуют всегда. Анализируя определение, примененное в законодательстве, обращает внимание на то, что только ЖК РФ указывает на главный признак: «… граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу, нуждающихся в специальной социальной защите». Кроме того, М.В. Асачева отмечает, что необходимо связывать последствия с легальным определением понятия «граждане, имеющие право на социальную защиту». Именно в данной трактовке, подчеркивает автор, первичен закон, а не субъективные или дискуссионные научные оценки. Гражданин не может объективно определять свое состояние как нуждаемость . Совершенно верно то, что любое лицо может считать себя нуждающимся в помощи, особенно, если оно не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни в силу различных социальных причин, но нельзя всегда однозначно вести речь о его нетрудоспособности. Претендовать на какой-либо вид социального обеспечения он может только в случае признания его нетрудоспособным по состоянию здоровья, возрасту и в связи с иными социальными причинами, признаваемыми законом.

пролог

Исследуя вопрос о предназначении социальных прав, Г.А. Трофимова не раскрывает понятие «нуждаемость», а отмечает необходимость четкого формулирования критериев, по которым должна предоставляться социальная помощь. Автором не конкретизируются виды помощи, и не указывается, относятся ли они к видам социального обеспечения. Г.А. Трофимова разделяет критерии на две группы: первую — объективного характера — малолетство, вторую — признаваемой обществом невозможности самостоятельного обеспечения себя всем необходимым — несовершеннолетие. Такие обстоятельства как старость, болезнь, врожденный или приобретенный физический недостаток автором не включены во вторую группу, поскольку они включены в отдельную группу причин, как и обстоятельства, связанные с отсутствием финансовых средств для самообеспечения и невозможностью их приобретения правомерным образом при наличии трудоспособности; отсутствием жилья (за исключением тех категорий, у кого достаточно средств или имущественных прав на его приобретение или использование); существенными потерями как материальными, так и психологическими, вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Вместо с тем, Г.А. Трофимова расширяет причины предоставления помощи или же признание их основанием для осуществления социальных прав . Можно согласиться, что все это признается подтверждением нуждаемости лица в помощи, но не является критериями нетрудоспособности для предоставления всех материальных видов обеспечения с точки зрения прав, закрепленных в федеральных законах об обеспечении пенсиями и пособиями. Думается, нельзя согласиться с предложением Г.А. Трофимовой, считать основанием для предоставления вида обеспечения «… отсутствие образования, работы по имеющейся, но еще не вышедшей из употребления специальности; жилья в месте получения работы».

Несколько иной подход к предоставлению видов социального обеспечения у А.Н. Ахмедшиной. По ее мнению, «. суть социального обеспечения — это компенсация дохода, недополученного по уважительным причинам» . Думается, нельзя ее позицию признать удачной и с этим согласиться, т.к. предоставления видов социального обеспечения возможно и в отношении тех лиц из числа нетрудоспособных членов общества, которые еще не начинали трудовую деятельность, не имели заработка или иного дохода, а значит, нет оснований для компенсации. Россия,

являясь социальным государством, устанавливает гарантии социальной защиты и в связи с неучастием в труде, а значит, при подтверждении факта нетрудоспособности, лицо имеет право на определенный вид обеспечения.

Таким образом, несмотря на разную трактовку причин для обеспечения разнообразными видами благ (пенсиями, пособиями и т.д.) в законодательстве о социальном обеспечении и неоднозначную оценку их в науке, можно сделать вывод о том, что правовым основанием является именно нетрудоспособность, а не нуждаемость и не признание лица социально незащищенным.

В заключение хотелось бы отметить, что назрела необходимость в формировании единого понятийного аппарата в социальном обеспечении и закреплении легального определения понятия «нетрудоспособность», критериев и оснований признания лица таковым в нормах об обеспечении пенсиями, пособиями, компенсациями с указанием (рекомендацией) на возможность применения данного в других отраслях. Определение понятия дать с учетом того, что случай нетрудоспособности одно из социально-правовых оснований, вызывающих потребность в социальном обеспечении лишь тогда, когда это лицо имеет право на социальное обеспечение по закону. В этом случае, его право на основании Конституции РФ сохраняется и защищается государством.

В легальное определение понятия «нетрудоспособность» необходимо ввести не только отсутствие полного физического, душевного здоровья, но и отсутствие социального благополучия, ограничение жизнедеятельности, достижение возраста, невозможность обеспечения себя заработком, доходом по различным социальным причинам, указанным в законодательстве об обеспечении пенсиями, пособиями, компенсациями. Таким образом, удастся в определение ввести признаки и черты понятия и подчеркнуть узкий и широкий смысл нетрудоспособности в социальном обеспечении, с которой законодатель связывает правовые последствия.

Разнообразие понятий, используемых в настоящее время в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении без конкретизации, создает проблему в правоприменительной практике. В связи с этим, думается, есть необходимость закрепления понятия «нуждаемость» и лиц, нуждающихся в поддержке, как и определения критерия лиц, являющихся социально незащищенной категорией граждан, с уточнением «только для отдельных видов дополнительной социальной помощи», предоставляемых не в виде пенсий, пособий и иных видов социаль-

Пролог

ного обеспечения во избежание подмены понятий. Эти понятия должны быть отграничены от понятия «нетрудоспособность».

Установление выше указанных понятий возможно в отдельном нормативно-правовом акте по аналогии, например, с правилами признания лица инвалидом, в которых раскрывается понятие «инвалидность» и порядок ее

установления с определением групп. Кроме определения понятия, следует указать общие черты и признаки, в узком и широком смыслах слова не только для социального обеспечения, но и для других отраслей права. Закрепление легального определения понятия «нетрудоспособность» позволит придать ему правовой смысл и значение.

список использованной литературы

2. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003. — 351 с.

3. Асачева М.В. О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 4. — С. 31-34.

5. Бутенко Е.И. Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России // Российский юридический журнал. — 2010. — № 1. — 195-202.

7. Галаева Л.А. К вопросу о видах страховых случаев в обязательном социальном страховании // Социальное и пенсионное право. — 2012. — № 3. — С. 4-7.

9. Козлов А.Е. Социальное обеспечение в СССР. — М.: Наука. — 1981. — 184 с.

11. Фогель Я.М. Некоторые вопросы теории права социального обеспечения. Проблемы трудового права и права социального обеспечения. — М., 1975. — С. 197-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Arakcheev V.S. Russian Pension Law . Moscow, 2003. 351 p. (In Russian).

10. Kozlov A.E. Social security in the USSR . Moscow, 1981. Pp. 184 p. (In Russian).

пролог

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Нижечек Елена Владимировна (Иркутск) — старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Иркутского института (филиала) «Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)», (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4, e-mail: nijechek@mail.ru).

ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

В. С. Афанасьев

ФУ В МОНИКИ

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности является одним из важнейших элементов в работе врача общей практики.

Экспертиза временной нетрудоспособности — вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

Задачей экспертизы временной нетрудоспособности является определение у больных временной утраты трудоспособности, рекомендация соответствующих условий труда для лиц, не имеющих группы инвалидности, но нуждающихся по состоянию здоровья в особых условиях труда (постоянно или временно), выявление длительной или постоянной утраты трудоспособности и направление их для освидетельствования на медико-социальной экспертизе (МСЭ).

Основные понятия об экспертизе временной нетрудоспособности. Под временной нетрудоспособностью следует понимать такое состояние здоровья, когда ограничение и функциональные нарушения, вызванные заболеванием и препятствующее выполнению профессионального труда, носят временный, обратимый характер.

Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в соответствии с инструкцией «О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан», утвержденной приказом № 206 МЗМП РФ от 19.10.1994 г. и постановлением Фонда социального страхования РФ за № 21 от 19.10.1994 г., письмом МЗ РФ от 14.11.1996 г. за № 2510/5084-96-27 «Некоторые вопросы экспертизы временной нетрудоспособности граждан», приказом № 267 МЗМП РФ от25.06.1996 г. и постановлением Фонда социального страхования РФ за № 66 от 25.06.1996 г. «О внесении изменений, дополнений и разъяснений к инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан», приказом Фонда социального страхования РФ, Министерства здравоохранения РФ № 18/29 от 29.01.2004 г. «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения», постановлением Правительства РФ № 965 от 13.08.1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами», приказом МЗ РФ и Фонда социального страхования РФ № 363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской

федерации», приказом МЗ РФ и Фонда социального страхования РФ № 291/167 от 06.10.1998 г. «Об утверждении Инструкции о порядке контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности» и других нормативных документов, а также согласно планов работы по экспертизе временной нетрудоспособности и приказов местных органов здравоохранения.

Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется лечащими врачами в лечебно-профилактических учреждениях, независимо от их уровня, профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности, при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности.

Виды утраты трудоспособности.

А. Временная нетрудоспособность — функциональное состояние организма, вызванное болезнью или травмой, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы.

Б. Стойкая нетрудоспособность возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требует значительного его изменения.

Нетрудоспособность подразделяется на полную и частичную.

При полной временной нетрудоспособности, когда больной не может продолжать профессиональный труд, лечащий врач выдает листок нетрудоспособности или справку о временной нетрудоспособности.

При полной стойкой нетрудоспособности бюро МСЭ определяет I или II группу инвалидности, иногда с приспособлением к труду.

Частичная нетрудоспособность — невозможность выполнения своей обычной профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.

Больные с частичной временной нетрудоспособностью нуждаются в трудоустройстве с выдачей справки КЭК, больным с частичной стойкой нетрудоспособностью бюро МСЭ определяет III группу инвалидность.

Виды временной нетрудоспособности.

— при заболеваниях и травмах;

— при санаторно-курортном лечении;

— по беременности и родам;

— при протезировании;

— по уходу за больным членом семьи;

— при карантине;

— при временном переводе на другую работу в связи с туберкулезом или профессиональным заболеванием;

— при отстранении от работы ввиду заразного заболевания.

При заболеваниях и травмах выделяют следующие подвиды временной нетрудоспособности: общее заболевание; профессиональное заболевание; несчастный случай на производстве; несчастный случай в быту, в пути на работу или с работы.

Уровни экспертизы временной нетрудоспособности:

— первый-лечащий врач (врач общей практики);

— второй — КЭК лечебно-профилактического учреждения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— третий — КЭК органа управления здравоохранения территории, входящей в субъект Федерации;

— четвертый — главный специалист по экспертизе временной нетрудоспособности МЗ РФ.

Организация и порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности в лечебном учреждении. Врач общей практики как лечащий врач осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с приказами МЗ РФ и инструктивно-методическими документами по ВТЭ.

Заведующие отделениями поликлиник, стационаров, главные врачи ЛПУ осуществляют постоянный контроль за исполнением лечащими врачами функций по организации и проведению лечебно-диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности, выдачей документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, своевременным и правильным направлением пациентов на КЭК и МСЭ, проводят экспертную оценку оказания медицинской помощи пациентам на разных сроках лечения с обязательным личным осмотром и записью в первичных медицинских документах, осуществляют экспертную оценку медицинской документации по окончании периода временной нетрудоспособности, совместно с лечащим врачом направляют больного на КЭК и МСЭ, анализируют ежемесячно причины и сроки временной нетрудоспособности, первичного выхода на инвалидность и клинико-экспертные ошибки.

Заместитель руководителя учреждения по клинико-экспертной работе организует работу учреждения по всем вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и возглавляет КЭК учреждения.

Средние медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, имеющие право выдачи листков нетрудоспособности, выдают листки нетрудоспособности единовременно сроком до 5 дней и продлевают до 10 дней, а в исключительных случаях, после консультации с врачом — сроком до 30 дней.

Права и обязанности врача общей практики при проведении экспертизы временной нетрудоспособности. В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», раздел X, статья 58, лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья по требованию больного или его законного представителя, приглашает консультантов и организует

консилиум, единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 10 дней единовременно и в целом до 30 дней в соответствии с утвержденными ориентировочными сроками временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности более 30 дней продление листка нетрудоспособности осуществляет КЭК, имеющая право продления листка нетрудоспособности до 30 дней, в медицинской документации и листке нетрудоспособности должно быть не менее трех подписей членов КЭК.

При длительной нетрудоспособности регулярность проведения освидетельствований КЭК — не более 30 дней.

Врач общей практики, осуществляющий экспертизу временной нетрудоспособности:

— определяет признаки утраты трудоспособности на основании оценки состояния здоровья, характера и условий труда, социальных факторов;

— фиксирует жалобы пациента, анамнестические и объективные данные в первичных медицинских документах, назначает необходимые обследования и консультации, формирует диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести, обуславливающих нетрудоспособность;

— рекомендует лечебно-оздоровительные мероприятия, вид лечебно-охранительного режима, назначает дополнительные обследования, консультации;

— определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения основного и сопутствующих заболеваний, наличия осложнений и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;

— выдает листок нетрудоспособности (справку) в соответствии с инструкцией «О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан», назначает дату очередного посещения врача, о чем делается соответствующая запись в первичной медицинской документации;

— при последующих осмотрах отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения, обосновывает продление сроков освобождения пациента от работы;

-своевременно направляет пациента для консультации на КЭК для продления листка нетрудоспособности свыше сроков, установленных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, решения вопросов о дальнейшем лечении и других экспертных вопросов;

— при нарушении назначенного лечебно-охранительного режима делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности и в медицинской документации (амбулаторной карте, истории болезни) с указанием даты и вида нарушения;

— выявляет признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и

стойкой утраты трудоспособности, своевременно организует направление пациента на КЭК и МСЭ;

— осуществляет диспансеризацию длительно и часто болеющих пациентов (имеющих в год 4 и более случаев и 40 дней временной нетрудоспособности по одному заболеванию или 6 случаев и 60 дней с учетом всех заболеваний);

— при восстановлении трудоспособности и выписке на работу отражает в первичных медицинских документах объективный статус и аргументированное обоснование для закрытия листка нетрудоспособности;

— анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке мероприятий по их снижению;

— постоянно совершенствует знания по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.

Порядок выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях, травмах, при направлении на санаторно-курортное лечение, по уходу за детьми и взрослыми. При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 дней и продлевает его единолично на срок до 30 календарных дней, с учетом утвержденных МЗ РФ ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.

При сроке временной нетрудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется КЭК.

По решению КЭК, при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе, листок нетрудоспособности может быть продлен до полного восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) — не более 12 месяцев, с периодичностью продления КЭК не реже чем через 30 дней.

При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности больные направляются на МСЭ.

При заболеваниях и травмах листок нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности, включая праздничные и выходные дни. Не допускается выдача листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом. В исключительных случаях листок нетрудоспособности может быть выдан за прошедший период по решению КЭК.

При выписке из стационара листок нетрудоспособности выдается на весь период стационарного лечения, для иногородних — с учетом дней проезда к месту жительства, при сохранении нетрудоспособности он может быть продлен еще до 10 дней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае, когда заболевание или травма, ставшие причиной временной нетрудоспособности, явились следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения, листок нетрудоспособности выдается с соответствующей отметкой о факте опьянения в истории болезни (амбулаторной карте) и в листке нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности по уходу за больным выдается лечащим врачом одному из членов семьи (опекуну), непосредственно осуществляющему уход за взрослым членом семьи и подростком старше 15 лет (в амбулаторно-поликлинических условиях) сроком до 3 дней и по решению КЭК до 7 дней. По уходу за ребенком до 7 лет при амбулаторном лечении на весь период острого заболевания или до наступления ремиссии при обострении хронического заболевания, за ребенком старше 7 лет — на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком до 7 лет при стационарном лечении на весь срок лечения, старше 7 лет -после заключения КЭК о необходимости осуществления ухода. Листок нетрудоспособности по уходу за здоровым ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, выдается работающим лицам, занятым уходом за ребенком.

При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения содержания, отпуска по беременности и родам, в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком листок нетрудоспособности выдается со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся нетрудоспособности.

При временной нетрудоспособности, возникшей в период ежегодного очередного отпуска, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях.

В случае заболевания студентов и учащихся средних и высших учебных заведений для освобождения их от учебы выдается справка установленной формы.

При травмах и отравлениях в быту листок нетрудоспособности выдается с первого дня обращения к врачу и признания больного нетрудоспособным.

Проведение экспертизы стойкой нетрудоспособности. Экспертиза стойкой нетрудоспособности осуществляется учреждениями государственной службы МСЭ в соответствии с «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. УФ 965 и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени

ограничения жизнедеятельности в соответствии с утвержденными классификациями и критериями.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет-категория «ребенок-инвалид». МСЭ гражданина проводится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение МСЭ по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов сего согласия либо с согласия его законного представителя.

На МСЭ граждане направляются учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Лицо без определенного места жительства принимается на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной зашиты населения.

Направление на МСЭ граждан осуществляется после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Критерии направления больных на МСЭ. На МСЭ направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите:

— При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев.

— При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установления группы инвалидности.

— Работающие инвалиды-для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

— При стойком ограничении трудоспособности, не являющемся основанием для определения группы инвалидности, возникшем вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, — для возмещения ущерба (определение процента утраты трудоспособности) без определения группы инвалидности.

В направлении учреждения здравоохранения по форме 088/у-97

для взрослых и по форме 080/у-97 для детей и подростков указываются данные о состоянии здоровья, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

Орган социальной защиты населения может направлять на МСЭ лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата трудоспособности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

— необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Датой установления инвалидности считается день поступления в Учреждение МСЭ заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1год.

Лицу в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет и до достижения им 18-летнего возраста в соответствии с медицинскими показаниями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевания, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий, непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае признания лица инвалидом специалистами учреждения МСЭ проводившими медико-социальную экспертизу, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Лицу, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления отмечаются в листке временной нетрудоспособности.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп — один раз в год, а детей-инвалидов — в сроки, установленные в соответствии с медицинскими показаниями.

Гражданин или его законный представитель в случае несогласия с экспертным решением бюро МСЭ может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения.

Приложением к постановлению Министерства труда и социального развития РФ и МЗ РФ от 29 января 1997 г. № 1/30 утверждены классификации и временные критерии, используемые при осуществлении МСЭ. МСЭ детей до 18 лет проводится в соответствии с методическими рекомендациями Министерства труда и социального развития от 30 декабря 1998 г., разработаны методические подходы к определению инвалидности у детей и организации МСЭ детей-инвалидов.

Основанием для признания ребенка инвалидом является сочетание следующих трех основных факторов:

— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение, общение, ориентацию, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься игровой деятельностью в соответствии с возрастной нормой);

— необходимость осуществления мер социальной защиты.

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничения

жизнедеятельности возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. В отличие от взрослых инвалидов, инвалидность в детском возрасте накладывает ограничения не только на проявление личности ребенка-инвалида, но и на ее формирование, и любой ребенок нуждается в социальной защите.

Порядок учета и хранения бланков листков нетрудоспособности. В соответствии с приказом Фонда социального страхования РФ и Министерства здравоохранения РФ № 18/29 от 29.01.2004 г. «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения» бланки листков нетрудоспособности являются документами строгой отчетности и должны храниться в специальных помещениях, сейфах или в специально изготовленных шкафах, обитых оцинкованным железом, с надежными внутренними или навесными замками.

Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся бланки, должны быть закрыты на замки и опечатаны печатью.

Книги прихода и расхода бланков листков нетрудоспособности

должны быть пронумерованы, прошнурованы, и иметь на последней странице запись: наименование организации, количество страниц, печать организации и подпись руководителя. Записи в книгах производятся в хронологическом порядке при совершении операции лицом, ответственным за получение, выдачу и хранение бланков листков нетрудоспособности.

Лечащие врачи медицинской организации (в отдельных случаях-фельдшеры, зубные врачи) либо работники медицинской организации, оформляющие листки нетрудоспособности централизованно, на основании приказа руководителя медицинской организации, получают бланки листков нетрудоспособности, прошитые за левый верхний угол, под отчет от ответственного лица. При получении новых бланков листков нетрудоспособности указанные лица обязаны сдать корешки ранее полученных бланков.

Корешки бланков листков нетрудоспособности хранятся в медицинских организациях в течение трех лет, после чего уничтожаются в этой же организации в соответствии с Актом об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности, срок хранения которых истек.

Медицинские организации ведут учет испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности в Книге учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листков нетрудоспособности.

Испорченные бланки листков нетрудоспособности хранятся в медицинских организациях в отдельной папке с описью, в которой указываются, фамилия, имя, отчество лечащего врача (в отдельных случаях — фельдшера, зубного врача), дата сдачи, номера и серии испорченных бланков.

Уничтожение испорченных бланков листков нетрудоспособности производится в медицинских организациях по истечении 3 лет комиссией, созданной по приказу руководителя медицинской организации, по Акту об уничтожении испорченных бланков листков нетрудоспособности.

ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ АМБУЛАТОРИЙ, РАБОТАЮЩИХ ПО ПРИНЦИПУ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ ПРАКТИК

С.Ю. Чудакова, В.П. Чудное, Г.А. Лаврищееа

ФУ В МОНИКИ

В процессе реформирования сельских амбулаторий в общие врачебные практики лицензирование является одним из главных разделов работы органов управления здравоохранением, завершающим реализацию мероприятий по организации общих врачебных практик. При этом следует отметить, что лицензирование проводится в условиях, когда учреждение уже имеет лицензию на медицинские виды деятельности, или только планирует получить ее. В