Часть территории предприятия ограниченная магистральными проездами называется

Страница 3 из 3

Линиями связи (воздушными и подземными) в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» являются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи, включая кабели связи. Охранные зоны линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации установлены нормами постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года № 578 «Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»13. На трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями их использования. Например, трассы линий связи должны периодически расчищаться от кустарников и деревьев, содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии, должна поддерживаться установленная ширина просек. При предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования.

Охранные зоны трубопроводов регулируются нормами Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9. Они устанавливаются для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки). Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и могут быть использованы ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением охранных требований. Однако в границах таких зон запрещается или ограничивается всякого рода деятельность, которая может нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов или привести к их повреждению, например, перемещение и засыпание опознавательных знаков.

Охранная зона газопровода строится в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей». Ширина охранной зоны газопровода зависит от вида газопровода и входящих в его состав элементов. Устанавливается охранная зона исходя из следующих требований:

а) вдоль трасс наружных газопроводов — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2-х метров с каждой стороны газопровода;

б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3-х метров от газопровода со стороны провода и 2-х метров — с противоположной стороны;

в) вдоль трасс наружных газопроводов на вечномерзлых грунтах независимо от материала труб — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода;

г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов — в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;

д) вдоль подводных переходов газопроводов через судоходные и сплавные реки, озера, водохранилища, каналы — в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими на 100 м с каждой стороны газопровода;

е) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности — в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.

Трассы подземных газопроводов обозначаются железобетонными столбиками высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). Железобетонные столбики устанавливаются строительными организациями в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.

Таким образом, охранные зоны устанавливаются для защиты от негативного воздействия различных объектов, а также для защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия, оказываемого на них хозяйственными объектами.

Земельные участки, на которых устанавливаются охранные зоны, у собственников и пользователей не изымаются. Однако накладываются определенные ограничения по их использованию: запрещается осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, ограничивается возможность размещения и эксплуатации различных объектов, которые нарушают режим использования охраняемого объекта или могут повлечь причинение вреда окружающей среде или населению. Ограничения ужесточаются по мере приближения к охраняемому объекту. Размер охранной зоны зависит от степени воздействия на окружающую среду или от ценности объекта охраны. В настоящее время охранным зонам посвящено значительное число постановлений Правительства Российской Федерации, а также ведомственных актов различных министерств. Существует необходимость в принятии нормативного правового акта, регулирующего общие вопросы порядка установления границ охранных зон различных объектов, внесения этой информации в государственный кадастр недвижимости и Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, режим ограничения землепользования.

Литература

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014).
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).
  4. Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений».
  5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).
  7. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
  8. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 26.08.2013) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»).
  9. Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23.02.1984 N 2971-84).
  10. Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (ред. от 04.04.2011) «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог».
  11. Приказ Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.09.2008 N 12203).
  12. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  13. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О связи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014).
  14. Постановление Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».
  15. Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
  16. Антропов Д. В. 2009. Автореферат диссертации «Экономическая эффективность землепользования в зонах с особыми условиями использования территории». Москва. 174 с.
  17. Антропов Д. В. 2012. Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий. Имущественные отношения в Российской Федерации. №11. С. 6-10.
  18. Государственный кадастр недвижимости (под ред. Варламова А. А., Гальченко С. А.). 2012. Учебник для студентов высших и средних учебных заведений по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры», Москва: КолосС. 678 с.
  19. Основы кадастра недвижимости (под ред. Варламова А. А., Гальченко С. А.). 2013. Москва: Академия. 220 с.
  20. Методические основы мониторинга земель. Учебное пособие. (под ред. Д. А. Шаповалова, П. В. Клюшина, А. А. Мурашевой). 2010. Москва: ГУЗ. 300 с.

Теги: объектов линейных зоны охранные
«ПерваяПредыдущая123СледующаяПоследняя»

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда зарегистрированы в Минюсте и обязательны для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями. Придомовой или прилегающей территорией являются исключительно земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности жилого дома, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка многоквартирного жилого дома земельный участок, находящийся в общей долевой собственности.

В состав придомовой территории входят следующие элементы: участки земли под жилым домом, отмостка, все тротуары и проезды, а также социально важные составляющие данной территории, к которым можно отнести озелененные территории, автостоянки, площадки хозяйственного предназначения, игровые площадки и т.д.

В свою очередь, границы таких территорий определяются на местном уровне правилами благоустройства, а все управляющие компании и ТСЖ обязаны выполнять предписания данного документа.

Правило внешнего благоустройства и соблюдения чистоты и порядка в городе Азнакаево, утвержденное решением Азнакаевского городского Совета Республики Татарстан от 19.05.2006 года №28-6 в редакции от 23.08.2013 года №99-30 гласит:

2.2.3. Уборка улиц, площадей, тротуаров, тротуарных газонов и приствольных кругов, дворов, скверов с прилегающими к ним территориями, рынка, свободных земельных участков производится промышленными предприятиями, организациями, учреждениями, домовладельцами, арендаторами и застройщиками, в ведении которых они находятся.

2.2.4. Предприятия, учреждения и организации, а также индивидуальные владельцы жилых домов не должны допускать загрязнения прилегающей территории в длину — в пределах границ их участка, в ширину — до середины улицы, площади, переулка, проезда, а при односторонней застройке — в пределах, устанавливаемых Исполнительными комитетами.

2.2.4.1. Границу прилегающих территорий определить:

— на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине — до оси проезжей части улицы;

— на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине — на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;

— на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам — по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

— на строительных площадках — территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

— для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения — в радиусе не менее 10 метров;

— к домам индивидуальной жилой застройки территорий по всей ширине лицевой стороны домовладения до проезжей части, но не более 5 метров.

2.2.5. Утвердить ответственными за содержание в чистоте объектов и соблюдение санитарного порядка:

а) на участке многоквартирных домов, прилегающих к ним тротуаров и газонов — товарищества собственников жилья, управляющие компании города Азнакаево.

б) на участках предприятий, учреждений, организаций — руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений;

в) на территории домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности — владельцев домов;

г) на улицах, площадях, на территории скверов, газонов и других зеленых зон — руководителей учреждений, в ведении которых находятся зеленые зоны города Азнакаево;

ж) на территориях, отведенных под застройку — руководители предприятий, организаций, граждане, которым отведены эти земельные участки;

з) на территориях, прилегающих к павильонам, киоскам, ларькам на расстоянии не менее 5 метров — руководителей предприятий торговли и общепита независимо от форм собственности;

л) ответственность за удаление отходов, санитарное содержание площадок, мусоросборников и прилегающих к ним участков — товарищества собственников жилья, управляющие компании города Азнакаево;

м) за содержание урн для мусора несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку;

н) контроль за санитарным состоянием территории города обеспечивает руководитель Исполнительного комитета города Азнакаево.

В соответствии со ст. 138, 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации ТСЖ обязаны обеспечить выполнение требований действующего законодательства и устава товарищества. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и представлять законные интересы собственников помещений многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

Согласно главы 2 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов» и Правил норм технической эксплуатации жилищного фонда — уборка придомовой территории включает в себя ежедневное подметание отмостки по периметру жилого дома, мусорной стоянки, проходы к подъездам, внутриквартальная зеленая зона, уборка подвального и чердачного помещения, своевременная уборка снега и сколка льда в проходах в подъезды, хозяйственные площадки в местах установки контейнеров для сбора бытовых отходов, обработка их песком или смесью песка с солью, сгребание и откидывание снега (в зимний период),
очистка от снега кровли, козырьков, а также скол сосулек (в зимний период), уборка всей территории объекта (в т.ч. газонов и клумб) от мусора и листьев, стрижка травы и декоративных кустарников на газонах объекта вручную или с помощью машин и приспособлений (в летний период), очистка и санитарная обработка урн, наблюдение за исправностью и сохранностью всего наружного оборудования, имущества (ограждений, лестниц, карнизов, водосточных труб, урн, вывесок, указателей и т.д.), за сохранностью зеленых насаждений и их ограждений.

Собственники заключили договор на уборку придомовой территории с управляющими организациями ТСЖ следовательно, управляющие организации обязаны производить уборку придомовой территории согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 от 27.09.2003 года.

В тоже время, согласно статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новошахтинск»
Публичные слушания по проекту
правил землепользования и
застройки муниципального
образования «Город Новошахтинск»
и внесению в них изменений

Документ утвержден решением Новошахтинской городской Думыот 29.11.10. № 218«Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новошахтинск»
Действующая редакцияПЗЗ(19.12.2019 № 115, 20.02.2020 № 129)
внесенные изменения: от 02.04.2012. № 335; от 20.06.2013. № 441; от 31.10.2014 № 106; от 10.12.2015 № 203;от 28.10.2016 № 281;от 28.02.2017 № 319; от 30.11.2017 № 366; от 04.12.2018 № 21; от 19.12.2019 № 115; от 20.02.2020 № 129

Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Новошахтинск» (далее – Правила) являются документом градостроительного зонирования городского округа, принятым в соответствии с Градостроительным, Земельным кодексами Российской Федерации, федеральными и областными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области, Уставом муниципального образования, генеральным планом городского округа, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития территории муниципального образования, охраны культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Предметом регулирования Правил являются отношения по вопросам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Новошахтинск», установление границ территориальных зон, градостроительных регламентов.

Глава 1. Положение о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления.

Статья 1. Общие положения.

Статья 2. Полномочия Новошахтинской городской Думы в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки.

Статья 3. Полномочия Администрации города Новошахтинска в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки.

Статья 4. Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования город Новошахтинск.

Статья 5. Архитектурно-градостроительный Совет при Администрации города Новошахтинска

Статья 6. Открытость и доступность информации о землепользовании и застройке

Глава 2. Положение о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки и о подготовке документации по планировке территорий органами местного самоуправления.

Статья 7. Общие положения о порядке проведения публичных слушаний.

Статья 8. Общие положения о планировке территории

Статья 9. Подготовка проектов планировки территории

Статья 10. Подготовка проектов межевания как самостоятельных документов с включением в их состав градостроительных планов

Статья 11. Подготовка градостроительных планов земельных участков.

Глава 3. Положение о порядке градостроительного зонирования и применения градостроительных регламентов, об изменении видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Статья 12. Территориальные зоны, установленные для муниципального образования «Город Новошахтинск».

Статья 13. Зоны с особыми условиями использования территории, установленные для муниципального образования «Город Новошахтинск».

Статья 14. Состав градостроительных регламентов

Статья 15. Порядок применения градостроительных регламентов и изменения видов разрешенного использования физическими и юридическими лицами.

Статья 15.1 Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Статья 16. Использование и строительные изменения объектов капитального строительства, несоответствующих Правилам.

Статья 17. Контроль за использованием объектов капитального строительства и земельных участков.

Глава 4. Карта градостроительного зонирования.

Статья 18. Состав и содержание карты градостроительного зонирования.

Статья 19. Порядок ведения карты градостроительного зонирования.

Глава 5. Градостроительные регламенты.

Статья 20. Градостроительный регламент зоны жилой застройки первого типа (Ж-1).

Статья 21. Градостроительный регламент зоны жилой застройки второго типа (Ж-2).

Статья 22. Градостроительный регламент зоны многофункциональной застройки (ОЖ).

Статья 23. Градостроительный регламент зоны общественно-деловой застройки (ОД).

Статья 24. Градостроительный регламент зоны размещения объектов социального назначения (ОС).

Статья 25. Градостроительный регламент производственно-коммерческой зоны (ПК).

Статья 26. Градостроительный регламент производственной зоны (ПЗ).

Статья 27. Градостроительный регламент зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ).

Статья 28. Градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования (СХ-1)

Статья 29. Градостроительный регламент зоны дачного хозяйства и садоводства (СХ-2).

Статья 30. Градостроительный регламент зоны природных ландшафтов, неудобий, городских лесов (Р-1)

Статья 31. Градостроительный регламент зоны парков (Р-2)

Статья 32. Градостроительный регламент зоны скверов (Р-3)

Статья 33. Градостроительный регламент зоны размещения объектов физкультуры и спорта (Р-4)

Статья 34. Градостроительный регламент зоны размещения объектов захоронения (С-1)

Статья 35. Градостроительный регламент зоны размещения отходов производства и потребления (С-2)

Статья 36. Градостроительный регламент зоны военных и иных режимных объектов (С-3)

Статья 37. Градостроительный регламент зоны зелёных насаждений специального назначения (С-4).

Статья 38. Ограничения на использование земельных участков и объектов капитального строительства.

Статья 39. Определения отдельных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Статья 40. Особенности размещения отдельных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Статья 41. Многофункциональный объект капитального строительства.

Глава 6. Положение о регулировании отдельных вопросов землепользования и застройки и о внесении изменений в Правила.

Статья 42. Порядок устройства ограждений земельных участков.

Статья 43. Действие Правил по отношению к генеральному плану города.

Статья 44. Действия Правил по отношению к правам, возникшим до их введения.

Статья 45. Внесение изменений в Правила.

Статья 46. Ответственность за нарушение Правил. Графический материал:

Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Новошахтинск»

Материал обновлен 24.04.2020 15:15

В системе природоохранных мероприятий важнейшим направлением является изъятие из хозяйственного использования определенных территорий и акваторий или ограничение на них хозяйственной деятельности. Эти меры призваны способствовать сохранению экосистем и видов биоты в состоянии, наиболее близком к природному, сохранению генофонда растений и животных, а также ландшафтов – как эталонов природы, в научных и образовательных целях.

Такое направление охраны природы реализуется на основе существующей, законодательно закрепленной, сети охраняемых природных территорий (ОПТ). Она содержит ряд категорий ОПТ неодинаковой природоохранной значимости. Число этих категорий увеличивается в результате развития форм сочетания хозяйственной и природоохранной деятельности человека, а также из-за появления новых негативных последствий нерациональной эксплуатации природных ресурсов и крупных техногенных катастроф (например, установление особого восстановительного режима в Полесском радиационно-экологическом заповеднике в Белоруссии и на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа).

Важнейшим признаком различия ОПТ является степень исключения резервируемых участков из хозяйственного оборота. Выделяются категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ), обладающие наибольшей пространственно-временной стабильностью и поэтому имеющие наибольшее значение для сохранения отдельных участков биосферы.

В России основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, является Федеральный закон » Об особо охраняемых природных территориях», действующий с марта 1995 года.

В соответствии с этим Законом особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий, на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем охраны природы, схем землеустройства и районной планировки, проектов хозяйственного освоения территорий.

Российская система основных ООПТ довольно близка к международной классификации охраняемых территорий, предложенной Международным Союзом охраны природы в 1992 году. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений выделяются следующие категории ООПТ:

  1. государственные природные заповедники (в том числе и биосферные);
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады;
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По действующему законодательству Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (например, зеленые зоны населенных пунктов, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и другие). ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть как федерального, так и местного значения.

В России приоритетное значение для сохранения природного наследия и биологического разнообразия имеют государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы. Эти категории получили наибольшее распространение и традиционно составляют основу государственной сети особо охраняемых природных территорий.

Сбалансированность ОПТ с интенсивно эксплуатируемыми природными угодьями возможна лишь при соответствующей доле ООПТ разных категорий в общей площади, достаточной для компенсации потери природных участков в результате нерационального использования природных ресурсов. Эта доля должна быть значительно большей, чем в настоящее время. Чем значительнее трансформированы природные ландшафты страны (региона, местности), тем большим должен быть удельный вес ООПТ. Доля охраняемых экосистем (экстенсивно эксплуатируемых площадей и ООПТ) должна быть наибольшей в полярных пустынях, тундрах и полупустынях, а также в областях с высотной поясностью. Зарубежные исследователи рекомендуют отводить под ОПТ 20-30%, а под ООПТ – 3-5% общей площади. Для России признается оптимальной величина в 5-6%.

Уникальность и высокая степень сохранности природных комплексов российских ООПТ делают их бесценным достоянием всего человечества. Подтверждением этому является то, что ряд ООПТ разного уровня включены в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Государственные природные заповедники

Заповедники (по международной классификации — строгие природные резерваты) — навечно изъятые из сферы хозяйственного использования зонально-репрезентативные участки биосферы, обладающие свойствами природного эталона и отвечающие задачам биосферного мониторинга.

На территориях государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие особое природоохранное, научное и эколого-просветительское значение.

В соответствии с Законом государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов для осуществления глобального экологического мониторинга, имеют статус биосферных заповедников.

Основы современной сети государственных природных заповедников были заложены в конце XIX–XX веков идеями выдающихся ученых-естествоиспытателей: В.В.Докучаева, И.П.Бородина, Г.Ф.Морозова, Г.А.Кожевникова, В.П.Семенова-Тян-Шанского и многих других. Создание заповедников общенационального значения началось еще в тогдашней Российской Империи. В 1916 году установлен и организационно оформлен режим особой охраны урочища Кедровая падь в Приморье – нынешней территории одноименного заповедника. В том же году был создан первый общегосударственный заповедник – Баргузинский, на берегу Байкала, успешно функционирующий и в настоящее время.

Сеть государственных природных заповедников постоянно расширяется. Начиная с 1992 года создано 20 новых заповедников, расширены территории 11 и общая площадь заповедников России увеличилась более чем на треть.

На 1 января 2003 года в Российской Федерации насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33, 231 млн га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 27,046 млн га, что составляет 1,58% всей территории России. Основная часть (95) государственных природных заповедников находятся в ведении Министерства природных ресурсов, 4 – в системе Российской Академии наук, 1 – в системе Минобразования России. Заповедники расположены в 66 субъектах Российской Федерации.

Система российских государственных природных заповедников имеет широкое международное признание. 21 заповедник (особо выделены на карте) имеют международный статус биосферных резерватов (они имеют соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), (Печоро-Илычский, Кроноцкий, Байкальский, Баргузинский, Байкало-Ленский) находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 8 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 (Окский и Тебердинский) имеют дипломы Совета Европы.

В соответствии с природоохранным законодательством государственные природные заповедники призваны решать следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды, и т. д.

На территориях государственных природных заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая перечисленным задачам и режиму их особой охраны, т.е. нарушающая естественное развитие природных процессов и угрожающая состоянию природных комплексов и объектов. Запрещается также передача в аренду земель, вод и других природных ресурсов территорий заповедников.

Вместе с тем на территориях заповедников допускается проведение мероприятий, направленных на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений их компонентов в результате антропогенных воздействий.

К территориям государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории так называемых биосферных полигонов для проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих природную среду и не истощающих биологические ресурсы. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников осуществляется специальной государственной инспекцией.

Национальные парки

Национальные парки (НП) — следующая по рангу категория ООПТ — являются особой территориальной формой охраны природы федерального уровня. Они рассматриваются как природоохранные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Поэтому они используются, наряду с природоохранными, в рекреационных, научно-просветительских и культурных целях.

Все мировое разнообразие национальных парков соответствует единому международному стандарту, закрепленному в решении Генеральной Ассамблеи Международного союза охраны природы (МСОП) в 1969 г.: «Национальный парк – это сравнительно большая территория: 1) где одна или несколько экосистем существенно не изменяются в результате эксплуатации и использования человеком, где виды животных и растений, геоморфологические участки и места обитания представляют собой научный, просветительский и рекреационный интерес или на которых находятся ландшафты удивительной красоты; 2) на которой высочайшие и компетентные органы власти страны предприняли шаги к предотвращению или исключению всякой эксплуатации и использованию всей его территории и обеспечению эффективного соблюдения правил в отношении экологических, геоморфологических и эстетических особенностей, которые привели к его образованию; 3) куда посетителям разрешается входить по специальному разрешению для вдохновения или просветительских, культурных и рекреационных целей».

Старейшим национальным парком мира является Йеллоустонский (США), созданный в 1872 г., т.е. почти 130 лет назад. С того времени число НП на Земле выросло до 3300.

В России первые НП — Лосиный остров и Сочинский — были образованы лишь в 1983 г.. За сравнительно короткое время количество российских НП достигло 35, что составляет почти одну треть от числа заповедников, система которых формировалась на протяжении 80 лет.

К национальным паркам относят участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах объектами, которые изымаются из хозяйственной эксплуатации и передаются в пользование национальному парку (сюда могут быть включены земли и акватории других землепользователей).

Определение НП закреплено в упоминавшемся выше Федеральном законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Национальные парки России подчинены единому органу управления – Министерству природных ресурсов (за исключением Лосиного острова, который находится в подчинении органов власти субъекта Российской Федерации).

Все НП России имеют единый перечень основных задач: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, и т. д.

Кроме основных, общих для всех НП задач, каждый парк, в силу специфики своего местоположения, природных условий и истории развития территории, выполняет еще и ряд дополнительных функций. Например, НП вблизи крупных городских агломераций и/или в популярных туристско-рекреационных районах призваны сохранить относительно слабо измененную природную среду и историко-культурные объекты от воздействия промышленности, лесного и/или сельского хозяйства, а также не допустить деградации экосистем под влиянием массового отдыха и туризма. Такие задачи решают Лосиный остров, Нижняя Кама, Русский Север, Приэльбрусье и ряд других национальных парков.

Карта «Особо охраняемые природные территории» показывает, что в ряде случаев территории НП и государственных заповедников соприкасаются. Такие НП в определенной степени отвлекают на себя часть посетителей, желающих попасть на территорию заповедника с чисто рекреационными целями. В национальных парках они могут найти необходимые условия отдыха и удовлетворять свои познавательные потребности.

Для более успешного выполнения национальным парком множества задач, которые иногда могут противоречить друг другу, на его территории устанавливается дифференцированный режим охраны в зависимости от природных, исторических и иных условий. Для этого проводится функциональное зонирование всей территории национального парка. В соответствии с Федеральным Законом в национальном парке может быть выделено до 7 функциональных зон. Одни из них являются основными, характерными для всех без исключения НП. К таким зонам относятся:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка. Иногда эта зона объединяется с рекреационной зоной, предназначенной для отдыха;
  • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей. Часто она совмещается с зоной хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национальных парков.

Наряду с этими основными, во многих НП выделяется особо охраняемая зона, отличающаяся от заповедной тем, что здесь допускается строго регулируемое посещение. В некоторых НП особо выделяется зона охраны историко-культурных объектов, если они расположены компактно.

Наряду с тем, что каждая функциональная зона имеет свой режим охраны и использования природных ресурсов, есть виды хозяйственной деятельности, запрещенные на всей территории НП. Это разведка и разработка полезных ископаемых; строительство магистральных дорог, трубопроводов, высоковольтных линий и других коммуникаций; строительство хозяйственных и жилых объектов, не связанных с деятельностью НП; выделение садоводческих и дачных участков. Кроме того, запрещаются рубки главного пользования и проходные рубки. Запрещается вывоз с территории парков предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Если НП находится в районе проживания коренного населения, допускается выделение специальных участков, где разрешено традиционное экстенсивное природопользование, кустарные и народные промыслы. Связанные с этим виды использования природных ресурсов согласовываются с администрацией парка.

Как уже отмечалось, при организации НП вся территория или ее часть изымаются из прежнего хозяйственного использования и предоставляется в ведение парка.

В каждом НП в соответствии с возложенными на него задачами проводятся научные исследования. Тематика их весьма разнообразна: от инвентаризации флоры и фауны и экологического мониторинга до специфических проблем биоэнергетики, популяционной экологии и др.

Благодаря высокой степени сохранности природных комплексов и их особой ценности, а также серьезным научным исследованиям российские НП получили международное признание. Так НП Югыд Ва включен ЮНЕСКО в Список Всемирного природного и культурного наследия, Водлозерский – в Список биосферных резерватов планеты.

Посещение НП осуществляется в виде так называемого экологического туризма. От обычного он отличается системой взаимосвязанных задач, решаемых в процессе посещения охраняемой территории: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношения человека с природой, воспитание чувства личной ответственности каждого за судьбу природы.

Как показывает карта, НП по территории России распределены крайне неравномерно. Больше половины НП сосредоточено в Европейской части страны. В районах Крайнего Севера и Дальнего Востока пока не создано ни одного НП. На обширной территории Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера требуется создание новых НП и работа по их проектированию ведется очень активно.

Государственные природные заказники и памятники природы

Заказники первоначально были лишь формой охраны охотничьих угодий и их обитателей. Они создавались на определенный срок, необходимый для восстановления истощенных охотничьих ресурсов. К настоящему времени диапазон их деятельности значительно расширен.

По Федеральному Закону государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В зависимости от конкретных задач охраны природной среды и природных ресурсов государственные природные заказники могут быть ландшафтными (комплексными), биологическими (ботаническими или зоологическими), гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), палеонтологическими и геологическими.

Комплексные (ландшафтные) заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов) в целом. Биологические (ботанические и зоологические) создаются для сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов (подвидов, популяций) растений и животных, а также ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении. Для сохранения мест находок и скоплений останков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение, создаются палеонтологические заказники. Гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) заказники предназначены для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем. Для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта) создаются геологические заказники.

Территории (акватории) могут быть объявлены государственными природными заказниками как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников этих участков.

На территориях государственных природных заказников и их отдельных участков постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказников или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам. На территориях заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту среды обитания и сохранение их традиционного образа жизни.

Существуют государственные природные заказники федерального и регионального (местного) значения. Заказники федерального значения отличаются более строгим режимом охраны, комплексностью, неограниченным сроком действия. Они выполняют функции сохранения, восстановления и воспроизводства природных ресурсов, поддержания общего экологического баланса.

В Российской Федерации имеется около 3000 государственных природных заказников общей площадью свыше 60 млн га. На 1 января 2002 имелось 68 заказников федерального значения общей площадью 13,2 млн га. К их числу относится самый большой государственный природный заказник — Земля Франца- Иосифа (в пределах одноименного архипелага) общей площадью около 4,2 млн га.

Хотя государственные природные заказники являются категорией ООПТ более низкого уровня, чем заповедники и национальные парки, их роль в охране природы очень велика, что подтверждается приданием им статуса международных природоохранных организаций (19 государственных природных заказников федерального и регионального уровня находятся под юрисдикцией Рамсарской конвенции).

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. В зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение.

Как и заказники, эта категория особо охраняемых природных территорий наиболее распространена на региональном уровне. Памятников природы федерального значения в России всего 27 общей площадью 14,4 тыс.га.

На карте особо выделены объекты всемирного природного наследия. По состоянию на 1 января 2002 г. в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации включено 6 природных объектов, общей площадью 17 млн га: Девственные леса Коми, Озеро Байкал, Вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, Центральный Сихотэ-Алинь.

Девственные леса Коми, объект включает территории национального парка Югыд Ва, Печоро-Илычского заповедника и буферную зону между ними, представляет собой самый крупный массив первичных лесов, площадью 3,3 млн га, из оставшихся в Европе.

Озеро Байкал, представляет собой огромный ареал, площадью 3,15 млн га, что делает этот объект одним из самых крупных во всем Списке ЮНЕСКО. Этот ареал включает само уникальное озеро с оостровом Ольхон и меньшими по величине островами, а также всё естественное ближайшее окружение Байкала в границах 1-го водосбора, имеющее статус «прибрежной защитной полосы». Около половины всей площади этой полосы занимают ООПТ Байкальского региона (Баргузинский, Байкальский и Байкало-Ленский заповедники, Прибайкальский, Забайкальский и частично Тункинский национальные парки, Фролихинский и Кабанский заказники).

Вулканы Камчатки – объект так называемого кластерного типа, состоящий из 5 отдельных территорий общей площадью 3,9 млн га. В него включены территории Кроноцкого заповедника; Быстринского, Налычевского и Южно-Камчатского природных парков; Юго-западного тундрового и Южно-Камчатского заказников. Это единственный в мире регион, где на относительно небольшой территории сконцентрировано такое количество действующих и потухших вулканов, фумарол (дымящихся трещин вулканов), гейзеров, термальных и минеральных источников, грязевых вулканов и котлов, горячих озер и лавовых потоков.

В состав региона Золотые горы Алтая вошли Алтайский заповедник; трехкилометровая охранная полоса вокруг Телецкого озера; Катунский заповедник; природный парк Белуха, зона покоя Укок с режимом фаунистического заказника. Общая площадь территории объекта – более 1,6 млн га. Он расположен на стыке двух крупных физико-географических регионов: Центральной Азии и Сибири и характеризуется уникально высоким биоразнообразием и контрастностью ландшафтов от степей до нивально-гляциального пояса. Регион имеет ключевое значение в сохранении многих эндемиков, а также находящихся под угрозой исчезновения представителей животного мира и, в первую очередь, снежного леопарда.

Западный Кавказ представляет собой территорию (общая площадь около 300 тыс. га), уникальную как по богатству природными объектами и биоразнообразию, так и по красоте. Среди географов, биологов и экологов всего мира она славится, прежде всего, своими горными лесами с большим участием реликтовой и эндемичной флоры, а также богатством и разнообразием фауны.

Центральный Сихотэ-Алинь – в него входят Сихотэ-Алинский заповедник и горалий заказник. Ряд соседних с ними территорий других ОПТ, возможно, в перспективе также войдет в состав данного объекта.

В Список Всемирного наследия включен национальный парк Куршская коса. Это узкая песчаная полоса, отделяющая Куршский залив Балтийского моря от его открытой акватории. Несмотря на высокую ландшафтную ценность данного объекта с научной, экологической и эстетической точек зрения, в 2000 г. он был принят в Список в качестве объекта не природного, а культурного наследия.