Бухгалтерский учет в ассоциациях

Официальный сайт ЮНИСКАН

Как и многие организации, ЮНИСКАН имеет свой официальный сайт, который легко найти в интернете, просто вбив в поисковик слово «ЮНИСКАН».

Вступить в ГС1 РУС

Сайт имеет приятный интерфейс и удобную навигацию.

Какая информация содержится на сайте

В разделе «Организация» объясняется предназначение компании, дана информация об учредителях компании и основных задачах.

Достаточно большой раздел «Получить штриховой код» содержит подробное описание о процедуре получения штрихового кода, а также образцы документов для оформления.

В разделе «Система GS1» всесторонне рассмотрена идентификация, даны описания наиболее используемых штрих кодов, также раскрыты вопросы обмена и применения данных.

Раздел «Оборудование» предлагает воспользоваться удобными инструментами поиска по различным критериям: по штрих коду, по номеру предприятия, по серийному коду транспортной упаковки, по номеру, названию или ИНН предприятия.

В разделе «Стандарты» перечислены действующие национальные стандарты Российской Федерации в области технологий автоматической идентификации и сбора данных.

Очень информативен раздел «Часто задаваемые вопросы», где в доступном виде изложена вся информация, касающаяся присвоения штрих кодов.

Имеются ли на официальном сайте ЮНИСКАН контактные данные организации?

Да, на сайте можно найти контактные данные, в том числе телефон и электронную почту; с их помощью можно связаться с сотрудниками организации для решения любых вопросов, связанных со штрихкодированием.

ЮНИСКАН ГС1 РУС – является в официальный регистратором штриховых кодов в системе ЕАН наряду с РосКод. Функцией ЮНИСКАН является присвоение штриховых кодов продукции, выпускаемой российскими предприятиями.

Какие условия получения штрих кода

ЮНИСКАН присваивает штрихкоды предприятиям, соответствующим двум основным условиям:

  • Обладание статусом юридического лица;
  • Членство в ЮНИСКАН.

Для присвоения штрихкода предприятие в лице руководителя должно обратиться в ЮНИСКАН. При первом обращении потребуется написать заявление о вступлении в организацию. К заявлению необходимо приложить список продукции, для которой необходимо получить штрихкоды. После оплаты вступительного и ежегодного взноса специалистами ЮНИСКАН будут сгенерированы уникальные штрихкоды, которыми Вы можете маркировать продукцию своего предприятия. В дальнейшем ЮНИСКАН будет присваивать коды на весь ассортимент выпускаемой продукции. Единственное, что требуется от предприятия-изготовителя – продлевать членство в ЮНИСКАН своевременной уплатой ежегодных взносов.

Можно ли самостоятельно присвоить продукции штрихкод без обращения в ЮНИСКАН

Что касается срока присвоения штрихкода ЮНИСКАН, то он минимальный и занимает всего несколько недель. Никакой платы за штрихкод вносить не нужно, поскольку ЮНИСКАН – некоммерческая организация, в соответствии со своим статусом не имеющая права получать прибыль от своей деятельности, т.е. присвоения штрихкодов.

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях (в том числе в ассоциациях и в союзах) ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);
  • о размерах и составе имущества НКО;
  • о расходах;
  • о численности и составе работников;
  • об оплате труда работников;
  • об использовании безвозмездного труда граждан.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определяют следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июня 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации);
  • отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;
  • План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:

Вступили в Ассоциацию автоматической идентификации для присвоения штрих-кода

Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • при отсутствии соответствующих данных.

2. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

3. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:

  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • Пояснительная записка.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:

  • Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»;
  • иными положениями по бухгалтерскому учету;
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Союзы при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма №1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».

Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6) союзы указывают данные:

  • об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
  • о поступлении средств, в течение отчетного периода;
  • о расходовании средств, в течение отчетного периода;
  • об остатках средств на конец отчетного периода.

Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма №1) – в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.

Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме №6 такие статьи не предусмотрены.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о целевом использовании полученных средств,

тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).

Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку.

Бухгалтерская отчетность, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляется в налоговый орган, и в орган статистики, на основании Постановления Госкомстата РФ от 27 сентября 1995 года №157 «Об утверждении порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям», а также другим заинтересованным пользователям, например, жертвователям и грантодателям.

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму №6.

В качестве форм бухгалтерской отчетности союзы вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденных Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКАСОЮЗОВ

Прежде всего, напомним, что ассоциация или союз общественных объединений представляет собой некоммерческую организацию, которая не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Исходя из этого и следует составлять учетную политику в союзах.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».

При формировании учетной политики бухгалтеру ассоциации или союза общественных организаций следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя ассоциации или союза.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов финансовой деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств ассоциации или союза;
  • методы оценки активов и обязательств ассоциации или союза;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля финансовых операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика ассоциации или союза общественных организаций должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов финансовой деятельности;
  • своевременное отражение фактов финансовой деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка ассоциацией или союзом соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности (например – реорганизация).

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя союза.

С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками (в том числе ассоциации и союзы общественных объединений), обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.

Разработку учетной политики в ассоциациях и в союзах общественных объединений для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит союз, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.

В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

  • ответственного за организацию налогового учета;
  • ответственного за ведение налогового учета;
  • график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
  • формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.

Наиболее удобным, на взгляд авторов, в применении для НКО (в том числе и для ассоциаций и союзов общественных объединений), будет план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Наиболее важной частью для ассоциаций и союзов будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».

В соответствии со статьей 26 Закона №7-ФЗ источником финансирования имущества НКО, не занимающихся предпринимательской деятельностью, могут являться:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) ассоциации и союза;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования членов ассоциации и союза;
  • доходы, получаемые от собственности союза;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих средств, Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами ассоциации или союза.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» — кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

  • кассовый метод учета поступлений денежных средств,
  • совмещение методов при расходовании средств. Так, например, денежные расходы списываются по факту (то есть кассовым методом), а расходы на заработную плату — методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности ассоциаций и союзов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «»

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Штрихкодирование

Если Вы и Ваша организация хотите наносить штриховые коды на свою продукцию, пользоваться стандартами и спецификациями международной системы GS1, Вам необходимо вступить в одну из Национальных организаций GS1.

GS1 (ранее EAN International и UCC) — добровольная международная некоммерческая организация. В ее состав входят центральный офис в Брюсселе и 108 Национальных организаций.

По международным правилам вступление в GS1 осуществляется на добровольной основе. Международных стандартов и соглашений, обязывающих предприятия наносить штриховые коды на свою продукцию, не существует, поэтому решение о штриховом кодировании продукции и вступлении в члены Национальной организации зависит только от Вас.

Ассоциация автоматической идентификации "ЮНИСКАН/ГС1 РУС" является членом GS1 и ее ЕДИНСТВЕННЫМ официальным представителем на территории Российской Федерации.
Присвоение номеров в системе GS1 для членов Ассоциации осуществляется БЕСПЛАТНО, независимо от величины перечня кодируемой продукции.

Внимание!
ГС1 РУС работает только с юридическими лицами.
Индивидуальным предпринимателям и Крестьянским (Фермерским) хозяйствам комплекс услуг по участию в международной системе GS1 оказывает ООО "ГС Сервис".

Контакты:
ГС1 РУС
Тел.: (495) 640 53 25, (495) 989-26-88
e-mail: mail@gs1ru.org,
сайт: www.gs1ru.org

ГС Сервис
Тел.: (495) 989-40-76
e-mail: info@gs-s.ru
сайт: www.gs-s.ru

Вопросы и ответы по штрихкодированию

1. Что такое штриховой код EAN-13?
Штриховой код EAN-13 необходимо отличать от международного товарного номера EAN-13. Штриховой код EAN-13 представляет собой графическое изображение уникального международного номера товара EAN/UCC-13 в виде, пригодном для автоматического считывания. Значение номера EAN-13 продублировано арабскими цифрами в нижней части штрихового кода (13 знаков).

Номер товара EAN-13 уникален в международном масштабе. Более 1 млн. компаний в всем мире кодируют свою продукцию штриховыми кодами EAN-13.

На разных товарах проставлены разные значения штриховых кодов. За этим следит Международная Ассоциация товарной нумерации GS1.

GS1 состоит из 108 Национальных организаций в 110 странах мира. Национальные организации-члены GS1 присваивают предприятиям-членам уникальные регистрационные номера. Регистрационный номер (глобальный код) предприятия отображается на упаковке продукции в виде первых 9 цифр штрихового кода (например, 460700952).

Номер товара EAN/UCC-13 имеет следующую структуру:

  • 3 цифры – это код (префикс) Национальной организации-члена EAN International (например, 460-469 — ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, 482 — EAN Украина, 540-549 — EAN Бельгии-Люксембурга и т.д.);
  • 6 цифр – это регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией;
  • 3 цифры – это порядковый номер продукции внутри предприятия;
  • последняя 13-я цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.

2. Обязано ли предприятие наносить штриховой код на упаковку товара?
Нет, не обязано. Существует заблуждение, что в соответствии с международными стандартами (или нормативными документами ЕС) на упаковке товара обязательно должен быть штриховой код EAN-13. Это неверно. Система GS1 по своему статусу является необязательной и добровольной. Наличие штрихового кода на товаре может проверить и потребовать от предприятия-изготовителя поставщик или предприятие оптовой (розничной) торговли, но ссылки на правовые документы и стандарты в этом случае неправомерны. Не существует нормативных актов, обязывающих вступать в Национальную организацию GS1 и наносить на упаковку штриховые коды. Международные стандарты ISO по штриховому кодированию регламентируют только технические требования к формированию изображения и качеству печати штриховых кодов. Т.е., если Вы напечатали штриховой код EAN-13 на упаковке товара, то он должен иметь корректный вид, соответствующий международным стандартам, и правильно считываться во всех странах мира.

3. Как получить штриховой код EAN-13 на продукцию своего предприятия?
Для того, чтобы получить штриховой код EAN-13, предприятию необходимо вступить в Национальную организацию товарной нумерации — Ассоциацию автоматической идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС.

4. Кто кроме ЮНИСКАН/ГС1 РУС может присвоить в России штриховой код?
Никто. GS1 – это глобальная международная система товарной нумерации, образованная в 1977 году на основе Европейской (European Article Numbering Association — GS1) и Северо-Американской ( Uniform Code Council — UCC) ассоциаций товарной нумерации. В настоящее время система EAN•UCC объединяет 108 Национальных организацию из 110 стран мира. C 2005 г.

Стандарты Ассоциации автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС»

организация носит название GS1 и все Национальные организации переименованы соответственно.

Национальные организации товарной нумерации EAN уполномочены GS1 использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях как официальные представители GS1 в отдельно взятых стране или группе стран. Может существовать только один представитель GS1 в отдельно взятых стране или группе стран. Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС как член GS1 является единственной организацией товарной нумерации – представителем GS1 на территории Российской Федерации.

В соответствии с государственным стандартом ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 "управление системой нумерации, осуществляемое EAN*UCC, обеспечивает международную уникальность и согласованность в определении идентификационных кодов, присваиваемых конкретным предметам" (стр. III ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001). В Российской Федерации эти коды присваиваются Ассоциацией ЮНИСКАН/ГС1 РУС.

5. Будет ли штриховой код товара, присвоенный ЮНИСКАН/ГС1 РУС, признан в других странах?
Да, штриховой код EAN-13 широко применяется в 128 странах мира. Ежедневно осуществляется свыше 5 миллиардов сканирований штриховых кодов EAN-13. Ассоциация ЮНИСКАН/GS1 Russia присваивает предприятиям уникальный международный номер, с которого начинаются все штриховые коды продукции данного предприятия.

При вступлении в ЮНИСКАН/ГС1 РУС предприятие получает официальное Свидетельство о присвоении 9-значного регистрационного номера — Глобального префикса предприятия (GCP) в международной сиcтеме GS1. GCP состоит из префикса Национальной организации, который присваивает GS1 (например, 460 – ЮНИСКАН/ГС1 РУС), и номера предприятия внутри Национальной организации.

Информация о всех предприятиях-членах ЮНИСКАН/ГС1 РУС заносится в информационную систему Глобального регистра и доступна российским и зарубежным пользователям через Интернет.

Регистрационный номер, полученный предприятием в ЮНИСКАН/ГС1 РУС (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером. При возникновении сомнений о принадлежности штрихового кода EAN-13 вопросы решаются путем обращения в Национальную организацию-член GS1. Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС является единственным представителем международной Ассоциации GS1 на территории Российской Федерации.

6. Кому принадлежит приоритетное право штрихового кодирования: владельцу торговой марки, изготовителю или поставщику товара?
Существует заблуждение, что штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара. Это неверно! В соответствии с правилами GS1 приоритетное право штрихового кодирования продукции принадлежит владельцу товарного знака (брэнда) или спецификации на производство товара вне зависимости от того, где и кем он произведён. Если по каким-либо причинам владелец торговой марки штриховой код не нанёс, то это может сделать изготовитель. Если и изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это делает поставщик (импортёр). На этикетке указывается "ПОСТАВЩИК: наименование компании-поставщика" и его штриховой код.

7. Является ли штриховой код EAN-13 свидетельством страны происхождения товара?
Штриховой код не является свидетельством страны происхождения товара. Первые цифры штрихового кода определяют только Национальную организацию GS1. Предприятие само определяет, в какую Национальную организацию вступать. Например, российское мебельное предприятие, импортирующее мебель в Данию, совершенно правомерно стало членом GS1 Дании и маркирует мебель штриховыми кодами, начинающимися с цифр 570 (GS1 Дания). Немецкое фармацевтическое предприятие, импортирующее лекарственные средства в Финляндию и Россию, является членом сразу трёх Национальных организаций-членов GS1: Германии, России и Финляндии. При этом лекарства, поступающие на внутренний рынок Германии, маркируются штриховыми кодами с префиксом 400 (GS1 Германия), экспортируемые в Финляндию имеют штриховые коды, начинающиеся с цифр 640 (GS1 Финляндия), а ввозимые в Россию – штриховые коды с префиксом 460 (ЮНИСКАН/ГС1 РУС). Немецкие фармацевты объясняют это удобством учёта экспортных операций.

8. Что такое Глобальный номер товара (GTIN)?
Глобальный номер товара GTIN (Global Trade Item Number, англ.) — это 14-разрядный международный номер товара, используемый в электронных каталогах и информационных системах.

С 1 января 2005 года Международная Ассоциация товарной нумерации (GS1) и Американский Совет по единому коду (UCC) объединяются в единую систему GS1. В этой связи после 1 января 2005 года все торговые системы в США и Канаде должны принимать и обрабатывать как 12-значные "американские" штриховые коды UPC-A, так и 13-значные международные штриховые коды EAN-13.

Так как штриховые коды и для EAN-13 и для UСC-12 реализованы на одной и той же символике EAN/UPC, все сканеры штриховых кодов одинаково хорошо считывают и UPC-A, и EAN-13. Замена оборудования в гипермаркетах США не требуется. Проблема — в компьютерных системах: существующие торговые системы США и Канады были ориентированы на работу с 12-значными номерами товаров (т.е. UCC-12). Для перехода на 13-значные номера (EAN-13) потребуется переделка компьютерных систем. На это отведен срок до 1 января 2005 г.

Вот почему в системе GS1 для хранения номера товара в компьютерных базах данных рекомендуется отводить специальное поле GTIN длиной 14 разрядов. В это поле GTIN можно поместить все существующие варианты товарных номеров:

  • EAN/UCC-8,
  • UCC-12,
  • EAN-13,
  • ITF-14.

Более короткие номера (EAN-8, UCC-12 и EAN-13) помещаются в 14-разрядное поле со сдвигом вправо и использованием заполняющих нулей слева.

9. Что такое Глобальный идентификационный номер предприятия (GLN)?
Глобальный идентификационный номер GS1 GLN (Global Location Number, англ.) представляет собой 13-разрядный цифровой код (номер), предназначенный для идентификации предприятий, функциональных подразделений, физических местоположений. Он не несет в себе содержательной информации, а представляет собой ссылку на данные, хранящиеся в компьютерной базе данных. По номеру GS1 GLN в базе данных, при необходимости, можно быстро отыскать более подробную информацию о предприятии (организации) или подразделении, например, юридический и почтовый адрес, финансовые реквизиты, фамилии директора и управляющих, характеристики складских помещений и т.д.

Для обеспечения уникальности EAN/UCC GLN установлены следующие требования к формату и структуре GS1 GLN:

  • GS1 GLN имеет фиксированную длину – 13 цифр.
  • GS1 GLN всегда начинается (слева направо) с глобального префикса предприятия GCP, состоящего из префикса Национальной организации, присвоенного GS1, и регистрационного номера предприятия, присвоенного Национальной организацией-членом GS1.
  • Структура цифровых разрядов, следующих за глобальным префиксом предприятия, определяется Национальной организацией. При этом должны выполняться требования уникальности и неповторяемости присвоенных номеров GLN.
  • Последний 13 разряд номера GLN – контрольный. Он вычисляется из значений предыдущих 12 разрядов по стандартному алгоритму EAN.

Продолжение статьи.

Материалы по Штрихкодированию

Штриховое кодирование товаров — современный метод организации бизнеса и сотрудничества с партнерами
Штрихкодирование: пять аргументов "ЗА"
Система штрихкодов и целесообразность ее применения.