Борьба с бедностью в России

В нынешнем году президент РФ огласит традиционное послание необычайно рано, фактически сразу после январских праздников. Эта его обязанность, напомним, закреплена в 84-й статье Конституции. Подготовка текста ведётся несколько недель, причем на финальной стадии – лично докладчиком.

В прошлый раз Путин обратился к парламенту 20 февраля 2019-го, и тема бедности также прозвучала в его выступлении. Он говорил о том, что все больше россиян вынуждены экономить на самом необходимом – одежде, лекарствах, даже на еде. О том, что чаще других проблемы испытывают многодетные и неполные семьи, одинокие пенсионеры и люди, которые не могут найти достойную работу. Государство должно помочь всем, кто лишен жизненных перспектив, заметил президент. По его словам, работающим механизмом такой поддержки может стать так называемый социальный контракт, который уже доказал свою эффективность в ряде регионов — Калужской, Ульяновской, Томской, Вологодской, Нижегородской областях. Местные власти оказывают гражданам помощь в трудоустройстве, в повышении квалификации.

О снижении доходов россиян Путин говорил и на своей ежегодной большой пресс-конференции в декабре. Тогда он признал, что, несмотря на обнадеживающую статистику Росстата за 2019 год, о глобальном росте благосостояния населения речи пока нет, и что вопрос должен решаться за счет производительности труда и ВВП. Между тем, по данным «Левада-центра», в прошлом году 43% граждан заявили об ухудшении уровня жизни в стране. Для 35% россиян этот год оказался труднее, чем предыдущий, для 14% — легче, для 51% — таким же по сложности. А по мнению 41% респондентов, в 2019-м стало больше несправедливости в распределении материальных благ.

Основную массу бедных в России составляет категория «работающих бедных», отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. И это не обязательно семьи с детьми, это могут быть бюджетники, чья заработная плата не выше прожиточного минимума. Существует некая хитрость: зарплата определена на этом уровне, но после вычета 13% подоходного налог человек сразу попадает за порог бедности.

«Государству надо предпринимать усилия не столько в сфере социальной политики, сколько в экономике в целом. Не инвестируя в неё, не создавая новые, достойные рабочие места, не повышая заработную плату, мы гарантированно будем проигрывать борьбу с бедностью. Люди должны сами себя обеспечивать – вот самое эффективное средство», — рассуждает эксперт.

Что касается упомянутого президентом социального контракта, то здесь, по словам Сафонова, ничего нового изобрести нельзя: в стране уже существует огромное количество адресных социальных программ, ориентированных на многодетные семьи, детей-инвалидов и лиц пенсионного возраста. Каждый субъект РФ сам определяет критерии, позволяющие тем или иным его жителям претендовать на социальную поддержку.

Для России характерна большая теневая занятость, и этот фактор усложняет задачу оценки уровня бедности, отмечает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков. По официальной статистике, средняя заработная плата у нас 42 тысячи рублей, а медианная – 30 тысяч. Этих цифр достаточно, чтобы утвердиться в мысли: Россия – бедная страна, которая с 2014 года стала еще беднее. А по оценке главного аналитика «БКС Премьер» Антона Покатовича, граждане исчерпывают запас «потребительской прочности», поскольку на них давят растущие обязательные платежи (прежде всего, тарифы ЖКХ), необходимость погашать кредиты, оплачивать разного рода налоги. Нынешний условно-комфортный уровень жизни людям удаётся поддерживать исключительно за счет заемных средств. Это может продлиться от силы год-два, а дальше, при отсутствии четких шагов со стороны властей по исправлению ситуации, риски кризисных явлений в социальной и демографических сферах будут только нарастать. Российская политическая элита признает проблему, однако, как убежден Покатович, до второй половины 2020 года государству вряд ли удастся каким-либо образом поддержать потребительский спрос и переломить тенденцию к падению реальных располагаемых доходов населения.

Читайте также: «Благодаря Путину работодатели рапортуют о повышении зарплат»

Повестка дня на XXI век

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Раздел I. Социальные и экономические аспекты

Глава 3. Борьба с нищетой

Программная область
Обеспечение бедным слоям населения возможности для устойчивого получения средств к существованию

Основа для деятельности

3.1. Проблема нищеты — это сложная многоплановая проблема, причины возникновения которой носят как национальный, так и международный характер. Невозможно найти универсального решения этой проблемы, которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для ее решения решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению. Искоренение нищеты и голода, обеспечение более справедливого распределения дохода и развитие людских ресурсов по-прежнему повсеместно являются основными задачами. Все страны несут совместную ответственность за принятие мер по борьбе с нищетой.

3.2. В призванной обеспечивать рациональное использование ресурсов политике в области охраны окружающей среды, главным образом сосредоточенной на сохранении и охране ресурсов, необходимо должным образом учитывать интересы тех людей, для которых эти ресурсы являются источником средств к существованию. В противном случае она может оказать негативное воздействие как с точки зрения решения проблемы нищеты, так и с точки зрения вероятности достижения в долгосрочном плане успешных результатов в области сохранения ресурсов и охраны окружающей среды. Аналогичным образом политика в области развития, сосредоточенная главным образом на наращивании производства товаров без учета фактора рационального использования ресурсов, которые являются основой производства, рано или поздно приведет к снижению производительности, что также может привести к усугублению проблемы нищеты. Поэтому одним из основных условий для обеспечения устойчивого развития является наличие конкретной стратегии по борьбе с нищетой. В эффективной стратегии по одновременному решению проблем нищеты, развития и охраны окружающей среды внимание прежде всего должно сосредоточиваться на аспектах, связанных с ресурсами, производством и людьми, и она должна охватывать демографические проблемы, вопросы улучшения медицинского обслуживания и просвещения, прав женщин, роли молодежи и коренных народов и местных общин, а также вопросы, связанные с процессом обеспечения участия на демократической основе в сочетании с более совершенным управлением.

3.3. Неотъемлемой частью такой деятельности, наряду с международной поддержкой, является содействие экономическому росту в развивающихся странах, который должен быть постоянным и устойчивым, и принятию непосредственных мер по искоренению нищеты путем укрепления программ в области обеспечения занятости и возможностей для получения дохода.

Цели

3.4. Достижение долгосрочной цели обеспечения всем людям возможности для устойчивого получения средств к существованию должно создать комплексную основу, позволяющую направлять политику на одновременное решение проблем развития, рационального использования ресурсов и искоренения нищеты. Цели этой программной области заключаются в следующем:

a) в незамедлительном порядке обеспечить всем людям возможность зарабатывать на устойчивой основе средства к существованию;

b) осуществлять политику и стратегии, содействующие обеспечению адекватного объема финансирования и сосредоточенные на комплексной политике в области развития людских ресурсов, включая возможности для получения дохода, усилении местного контроля за использованием ресурсов, укреплении местных учреждений и наращивании потенциала, а также более широком вовлечении неправительственных организаций и местных органов управления в качестве механизмов осуществления;

c) разрабатывать для всех районов, где существует проблема нищеты, комплексные стратегии и программы, направленные на экологически безопасное и рациональное использование окружающей среды, мобилизацию ресурсов, снижение остроты проблемы и искоренение нищеты, обеспечение занятости и возможности для получения дохода;

d) в рамках национальных планов и бюджетов в области развития сосредоточивать внимание на инвестициях в «человеческий» капитал, при этом специальная политика и программы должны быть направлены на решение проблем сельских районов, городских неимущих, женщин и детей.

Деятельность

3.5. Деятельность, которая будет направлена на комплексное содействие обеспечению устойчивого получения средств к существованию и охрану окружающей среды, охватывает множество разнообразных секторальных мероприятий с участием целого ряда участников, начиная с местного и кончая глобальным уровнем, и имеет важное значение на всех уровнях, особенно на общинном и местном уровнях. На национальном и международном уровнях необходимо будет принять меры при всестороннем учете региональных и субрегиональных условий по обеспечению возможности для оказания содействия применению подхода, основанного на местной инициативе и учете особенностей данной страны. В целом программы должны:

a) сосредоточиваться на предоставлении полномочий местным и общинным группам на основе принципа передачи полномочий, ответственности и ресурсов на наиболее приемлемый уровень, с тем чтобы обеспечить в программе учет конкретных географических и экологических условий;

b) содержать неотложные меры, направленные на обеспечение этим группам населения возможности для снижения остроты проблемы нищеты и устойчивого развития;

c) содержать долгосрочную стратегию, направленную на создание наилучших возможных условий для устойчивого развития на местном, региональном и национальном уровнях, что позволит ликвидировать нищету и сократить разрыв между различными группами населения. В ней должно предусматриваться оказание помощи группам населения, находящимся в наиболее неблагоприятных условиях, — особенно женщинам, детям и молодежи в рамках этих групп — и беженцам. Эти группы населения включают малоимущих владельцев небольших земельных участков, скотоводов, ремесленников, рыболовецкие общины, лиц, не владеющих землей, местные общины, мигрантов и городской неформальный сектор.

3.6. В этой связи внимание сосредоточивается на осуществлении конкретных всеобъемлющих мер, в частности, в области базового образования, первичного медико-санитарного обслуживания/охраны материнства и улучшения положения женщин.

а) Обеспечение полномочий общин

3.7. Устойчивое развитие должно быть достигнуто на всех уровнях общества. Общественные организации, женские группы и неправительственные организации являются важным источником новаторской мысли и действий на местном уровне, и они глубоко заинтересованы в содействии обеспечению устойчивого получения средств к существованию и подтвердили свою способность к этому. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными и неправительственными организациями следует поддерживать применение основанного на инициативе общин подхода к обеспечению устойчивого развития, что включает, в частности:

a) предоставление женщинам полномочий путем обеспечения всестороннего участия в процессе принятия решений;

b) обеспечение уважения культурной самобытности и прав коренных народов и их общин;

c) содействие созданию или создание механизмов на низовом уровне, с тем чтобы обеспечить возможность для обмена опытом и знаниями между общинами;

d) обеспечение широкого участия общин в процессе рационального использования и охраны местных природных ресурсов с целью повышения их производительного потенциала;

e) создание сети общинных учебных центров в целях наращивания потенциала и обеспечения устойчивого развития.

b) Деятельность, связанная с управлением

3.8. Правительствам при содействии и в сотрудничестве с соответствующими международными, неправительственными и местными общинными организациями следует принять меры, которые прямо или косвенно позволят:

a) обеспечить возможности для доходного занятия и занятия производительным трудом, сопоставимые с конкретным набором факторов производства в данной стране, в масштабах, достаточных для учета возможного увеличения в будущем рабочей силы и обеспечения устранения отставаний;

b) создать, при необходимости при международной поддержке, надлежащую инфраструктуру, системы сбыта, технологические системы, кредитные системы и т.д. и развивать людские ресурсы, необходимые для оказания содействия в осуществлении вышеупомянутых мер и обеспечения более широких возможностей для лиц, располагающих недостаточными ресурсами. Первостепенное значение должно придаваться вопросам базового образования и профессиональной подготовки;

c) обеспечить существенное увеличение рентабельного производства ресурсов и принятие мер по обеспечению того, чтобы выгоды, получаемые местным населением, были адекватны объему используемых ресурсов;

d) предоставить общинным организациям и населению полномочия, которые бы позволили им обеспечить устойчивое получение средств к существованию;

e) создать эффективную систему первичного медико-санитарного обслуживания и охраны материнства, доступную для всех;

f) рассмотреть возможности укрепления/развития правовых основ землепользования, доступа к земельным ресурсам и землевладения, особенно в том, что касается женщин, а также защиты арендаторов;

g) восстанавливать истощенные ресурсы, насколько это возможно, и принимать меры в области политики, направленные на содействие рациональному использованию ресурсов для удовлетворения основных потребностей человека;

h) создавать новые механизмы на общинном уровне и укреплять существующие механизмы в целях обеспечения общинам возможности для получения стабильного доступа к ресурсам, которые необходимы бедным слоям населения для того, чтобы избавиться от нищеты;

i) задействовать механизмы обеспечения участия широких слоев населения, особенно бедных слоев населения, прежде всего женщин, в местных общинных группах в целях содействия устойчивому развитию;

j) осуществить в неотложном порядке и с учетом конкретных условий и правовых систем стран меры по предоставлению женщинам и мужчинам одинакового права свободно и ответственно принимать решение в отношении количества детей и регулирования деторождения и доступа к информации, системе просвещения и средствам, позволяющим им осуществлять это право в соответствии с принципом уважения свободы, достоинства и индивидуальной системы ценностей с учетом этических и культурных соображений. Правительствам следует предпринять активные шаги по осуществлению программ, направленных на создание и укрепление профилактических и лечебных медицинских учреждений, включая надежные и эффективные службы гигиены репродуктивности, отвечающие интересам женщин и управляемые женщинами, и обеспечение, по мере необходимости, доступного во всех отношениях, ответственного планирования семьи и соответствующих услуг в соответствии с принципом уважения свободы, достоинства и индивидуальной системы ценностей с учетом этических и культурных соображений. Программы должны быть сосредоточены на обеспечении комплексной медико-санитарной помощи, включая медицинское обслуживание беременных, просвещение и информирование по вопросам здравоохранения и ответственного отношения к родительским обязанностям, и обеспечивать всем женщинам возможность для полноценного грудного вскармливания, по крайней мере в течение первых четырех месяцев после родов. Программы должны в полной мере содействовать укреплению производительной и репродуктивной роли женщин и их благосостоянию, при этом особое внимание должно уделяться необходимости обеспечения равного и улучшенного медицинского обслуживания для всех детей, а также необходимости снижения риска материнской и детской смертности и заболеваемости;

k) принять комплексную политику, направленную на обеспечение устойчивого управления городскими районами;

l) осуществлять мероприятия, направленные на содействие обеспечению продовольственной безопасности и, там где это необходимо, самообеспеченности продовольствием в рамках устойчивого сельского хозяйства;

m) содействовать проведению исследований, касающихся традиционных методов производства, которые, как показывает практика, экологически безопасны, а также использованию таких методов;

n) активно добиваться признания и интегрирования деятельности неформального сектора в экономику путем отмены положений и устранения препятствий, которые создают дискриминационные условия в отношении деятельности в этом секторе;

o) рассмотреть возможность предоставления кредитов и других средств для неформального сектора и улучшения доступа к земельным ресурсам неимущих, не владеющих землей, с тем чтобы они могли приобретать средства производства и получить надежный доступ к природным ресурсам. Во многих случаях необходимо особо учитывать интересы женщин. Заемщикам необходимо проводить тщательную оценку целесообразности, с тем чтобы избегать возникновения задолженности;

p) обеспечить бедным слоям населения возможность для пользования пресной водой и санитарно-гигиеническими услугами;

q) обеспечить бедным слоям населения возможность для получения начального образования.

с) Данные, информация и оценка

3.9. Правительствам следует улучшить систему сбора информации о группах населения, в интересах которых осуществляется деятельность, и районах, на которые она направлена, с тем чтобы содействовать разработке целенаправленных программ и мероприятий, отвечающих требованиям и чаяниям групп населения, на которые ориентирована деятельность. Оценка таких программ должна производиться с учетом интересов женщин, поскольку женщины относятся к группе населения, находящейся в особо неблагоприятных условиях.

d) Международное и региональное сотрудничество и координация

3.10. В рамках системы Организации Объединенных Наций посредством ее соответствующих органов, организаций и учреждений в сотрудничестве с государствами-членами и соответствующими международными и неправительственными организациями осуществление мер по снижению остроты проблемы бедности должно стать одним из основных приоритетных направлений деятельности, а также следует:

a) оказывать правительствам по их просьбе помощь в разработке и осуществлении национальных программ действий по снижению остроты проблемы бедности и обеспечению устойчивого развития. В этой связи особое внимание следует уделять ориентированным на принятие конкретных мер видам деятельности, которые имеют отношение к вышеупомянутым целям, в частности к искоренению нищеты, проектам и программам, дополняемым, где это целесообразно, продовольственной помощью, и поддержке в обеспечении занятости и получения дохода, а также принятию специальных мер в этом направлении;

b) содействовать техническому сотрудничеству между развивающимися странами в целях осуществления деятельности по искоренению нищеты;

c) укреплять существующие структуры в рамках системы Организации Объединенных Наций в целях координации действий, связанных с искоренением нищеты, включая создание координационного центра по обмену информацией и разработку и осуществление предназначенных для последующего распространения экспериментальных проектов по борьбе с нищетой;

d) в процессе осуществления Повестки дня на ХХI век придавать первостепенное значение анализу прогресса, достигнутого в области искоренения нищеты;

e) изучать международную экономическую базу, включая потоки ресурсов и программы структурной перестройки, в целях обеспечения решения социальных и экологических проблем и в этой связи провести обзор политики международных организаций, органов и учреждений, включая финансовые учреждения, в целях обеспечения постоянного предоставления основных услуг неимущим и нуждающимся;

f) содействовать развитию международного сотрудничества в целях устранения коренных причин нищеты. Процесс развития не наберет надлежащих темпов, если развивающиеся страны будут находиться под бременем внешней задолженности, если не будет обеспечено достаточного финансирования процесса развития, если барьеры будут препятствовать доступу на рынки и если цены на сырьевые товары в развивающихся странах будут по-прежнему низкими, а условия торговли в них — неблагоприятными.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

3.11. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 30 млрд. долл. США, включая примерно 15 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Она частично совпадает со сметами в других разделах Повестки дня на XXI век. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Создание потенциала

3.12. Укрепление национального потенциала для осуществления вышеупомянутой деятельности имеет решающее значение, и этому вопросу следует придавать первостепенное значение. Особенно важно сосредоточивать укрепление потенциала на местном общинном уровне, с тем чтобы оказывать содействие применению основанного на общинной инициативе подхода к обеспечению устойчивого развития и создавать и укреплять механизмы, позволяющие осуществлять обмен опытом и знаниями между общинными группами на национальном и международном уровнях. Потребности для осуществления такой деятельности значительны, и они связаны с различными соответствующими разделами Повестки дня на ХХI век, в которых содержится призыв к оказанию необходимой международной финансовой и технической помощи.

У бедняков всего мира есть один день в году, чтобы сплотиться и заявить о своих проблемах — 17 октября. В 1987 году в этот день более ста тысяч человек собрались в Париже, чтобы почтить память жертв крайней нищеты, насилия и голода. Эту дату ООН установила международным днем борьбы за ликвидацию нищеты.

Реклама

О том, насколько актуальна сегодня для мира тема нищего населения, свидетельствует тот факт, что даже Нобелевскую премию по экономике в этом году присудили за борьбу с бедностью.

Большинство россиян скорее всего не помнит и не знает про 17 октября. О нем не говорят на улицах и не рассказывают в школе.

Вместе с тем очевидно, что бедность для огромного населения России – это даже не проблема, это жизнь. 18,6 млн россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума. Иными словами, выживают.

У России есть амбициозный план по борьбе с бедностью. Так, к 2024 году бедность в России должна сократиться в два раза — с ожидаемых по результатам текущего года 12,5% до 6,6%.

В правительстве признают – желанного роста экономики в стране с нищим населением быть не может.

Ликвидация бедности — это комплексная задача. Она включает в себя не только такие очевидные меры как льготы и пособия, но и улучшение уровня жизни в целом, а это и транспорт, и медицина, и образование. Закрыть пробелы премьер-министр Дмитрий Медведев обещал с помощью нацпроектов.

Власти уже предприняли ряд конкретных мер для борьбы с бедностью. Так, чиновники пошли на повышение в прошлом году ряда социальных выплат и пособий. По словам Медведева, это спасло от бедности 400 тысяч человек.

С 1 января минимальный размер оплаты труда был доведен до прожиточного минимума, были проиндексированы выше инфляции страховые пенсии, а в апреле — пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Пособия по безработице выросли в два раза.

Кроме увеличения пособий, в рамках борьбы с бедностью власти помогают найти работу женщинам, которые воспитывают детей, ведут учет бедных семей в регионах и занимаются созданием специальных для них программ.

При этом есть и обратные шаги – желание властей не поднять пособия, а урезать. Так, Минтруд недавно предложил лишить пособия работающих матерей с детьми до полутора лет.

Это несмотря на то, что пособия по уходу за ребенком и так очень маленькие. Логично, что многим женщинам приходится выходить на работу или брать какую-либо подработку, чтобы прокормить семью.

В целом пока что усилия правительства пока не привели к кардинальным изменениям. Уровень бедности в России после повышения прожиточного минимума выше инфляции во втором квартале 2019 года составил 12,7% против 12,5% год назад.

И в достижение амбициозной цели по борьбе с бедностью не верят не только эксперты, но и некоторые чиновники. Например, Счетная палата считает прогнозные темпы завышенными.

Хотя некоторые пособия увеличились, но финансовая помощь фактически обращается в ноль, учитывая, что доходы россиян падают шесть лет подряд. Последний раз они росли в 2013 году — на 4%. Реальные доходы населения в первом полугодии 2019 году упали в годовом выражении на 1,3%.

Число сообщений о банкротстве физлиц за три года существования этой процедуры выросло вдвое: с 19 тысяч до 44 тысяч. При этом чаще банкротятся не только малоимущие, но и россияне с доходом выше среднего.

Борьба с бедностью ведется, но предпринятых шагов мало, полагают эксперты.

«Прежде чем оценивать реальное количество бедных в России, хотелось бы услышать адекватную формулировку российских властей самого понятия бедности в нашей стране. Потому что вряд ли можно всерьез воспринимать борьбу с абсолютной бедностью, где единственным мерилом является совершенно неадекватный, целям и задачам «экономических прорывов», прожиточный минимум в 11 185 рублей», — сказал «Газете.Ru» главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий (ЦАФТ) Антон Быков.

Так, в настоящее время методика Росстата к бедным относит тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, конкретный набор которых описан в потребительской корзине. Денежный эквивалент «корзины» называется прожиточным минимумом. Иными словами, бедный — это тот, чей доход ниже него. В среднем по всем группам населения прожиточный минимум сейчас составляет 11 185 рублей.

По словам Быкова, необходимо изменить подход к расчету уровня бедности — с абсолютного на депривационный (метод лишений – «Газета.Ru»). То есть, исходить не из прожиточного минимума, а из недоступности при данном уровне дохода качественного питания, услуг здравоохранения, образования и так далее.

При таком подходе, число бедных в России увеличится с текущего уровня почти в 21 млн человек до 35-37 млн, полагает эксперт.

Директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что предпринимаемых правительством мер по борьбе с бедностью мало, они не меняют ситуацию, и о выполнении цели 2024 года речи не идет.

Власти смотрят на проблему однобоко, не пытаясь подступиться к ней со всех фронтов.

«Я уверен, что сократить бедность в два раза не удастся. Путь, который выбран сейчас, — это бороться с проблемой с помощью бюджетных средств, — не самый эффективный.

Тем более он бесперспективный, если государство начнет испытывать трудности», — сказал Николаев.

По его словам, было бы правильнее обратить внимание на структуру реально располагаемых доходов населения. Они состоят не только из зарплаты и соцвыплат, но и из доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности.

«С начала 2000-х годов доходы от предпринимательской деятельности снизились более чем в два раза, снизились и доходы от собственности, доля соцвыплат выросла. Было бы правильнее развивать предпринимательство, малый бизнес, чтобы доходы людей в большей степени зависели от того, что они сами зарабатывают», — заключил эксперт.

Ни ложки ни плошки

Между тем из многочисленных докладов и статистических вкладок, можно составить портрет бедности в России. Это люди, у которых нет денег даже на еду, все, о чем они думают изо дня в день, — это пропитание для семьи. Неудивительно, что россияне не чувствуют замедление инфляции. Для самых бедных все в магазине – дорого.

Почти половина российских семей не могут приобрести товары длительного пользования, так как их доходов хватает только на покупку еды и одежды, писал, например, Росстат. 15% семей сообщили, что им денег хватает только на еду, а покупка одежды и оплата услуг ЖКХ уже стала для них проблемой. Ведомство сообщало, что 0,7% семей не хватает средств даже на еду.

Вместе с тем совсем другую статистику приводил ВЦИОМ. Согласно опросу, 10% россиян не хватает денег даже на продукты. 29% пожаловались, что у них нет средств даже на одежду.

Большой резонанс вызвало сообщение Росстата о том, что около трети российских семей не имеют возможности приобрести каждому члену семьи по две пары обуви (данные за 2018 год).

Причем такое же исследование до этого проводили в 2016 году. Тогда две пары обуви на человека не могли приобрести 48% опрошенных семей. Однако в тот момент эти данные никого не заинтересовали.

При этом Росстат выяснил, что почти 80% российских семей испытывают трудности в тем, чтобы обеспечить себя необходимым минимумом товаров, уложившись при этом в семейный бюджет.

Для многих россиян роскошь – это купить стиральную машинку, позволить срочный ремонт, устроить дома праздник для друзей и даже съездить в отпуск хотя бы на одну неделю в год.

Россияне недоедают. 10% опрошенных не могут покупать мясо, птицу, рыбу или равноценную вегетарианскую пищу хотя бы один раз за два дня из-за нехватки денег. Каждая пятая семья не может позволить себе есть фрукты в любое время года.

Самые большие трудности испытывают многодетные семьи. Росстат привел ранее крайне удручающую статистику, согласно которой четверть российских детей живут в бедности. Самый высокий процент бедности среди несовершеннолетних зафиксирован в многодетных семьях — 52,2%.

«Семьи с детьми составляют почти 80% от всех малообеспеченных домохозяйств. Наиболее тяжелое положение в многодетных семьях. Бедными являются более 51% многодетных семей. Среди неполных семей уровень бедности – 28%», — говорили «Газете.Ru» ранее в Минтруде.

Дети чаще, чем другие категории населения, испытывают лишения в питании.

Так, каждый десятый ребенок не питается полноценно, то есть его питание не содержит достаточного количества мяса, курицы, рыбы или вегетарианского эквивалента.

Пугает то, что такой гнетущей статистики очень много. О лишениях россиян рассказывают много, но в жизни бедных мало что меняется.

Для преодоления бедности Китай переселяет бедняков в города, Пакистан развернул программу реновации жилья, а Бангладеш борется со стихийными бедствиями

Во всем мире борьба с бедностью сегодня – это любимая тема для заявлений политиков. «Самой ожесточенной из битв» неоднократно называл борьбу с бедностью председатель госсовета КНР Си Цзыньпин. Методы этой борьбы, например, важная тема для сессии китайского парламента, открывающейся 5 марта 2019 года. В Пакистане в феврале 2019-го анонсирована программа по борьбе с бедностью. В Азии, Африке, Центральной и Южной Америке политические лидеры призывают покончить с нищетой и как можно скорее.

Борьба с бедностью – глобальный тренд нынешнего десятилетия, который будет важен и в 2020-е годы. Документ ООН «Повестка дня в области устойчивого развития» ставит задачу максимально сократить нищету к 2030 году. Цель победить нищету во всем мире к 2030 году поставил себе Всемирный банк.

Нищетой, или крайней бедностью, Всемирный банк называет жизнь на 1,9 доллара (125 рублей) в день.

Не спешите сравнивать этот план с утопическим обещанием Хрущева построить коммунизм за 20 лет. За последнее десятилетие сократить нищету в несколько раз смогли немало стран, для которых эта задача казалась неподъемной. Более того, они вышли на темпы роста благосостояния, которые делают цели Всемирного банка реалистичными.

Эксперты банка считают весьма вероятными шансы покончить с нищетой для азиатских стран. Рассмотрим пример разных подходов к решению проблем бедности в трех сопредельных странах – Китае (население более 1,4 млрд человек), Пакистане (203,2 млн) и Бангладеш (168 млн).

Управляемый коммунистической партией Китай реализует самую масштабную в мире программу борьбы с бедностью. Исламский, полуфеодальный, многие годы управлявшийся военными Пакистан собирается использовать этот китайский опыт. Бангладеш, также мусульманская страна, отделившаяся от Пакистана в 1971 году, идет своим путем, но в последние годы испытывает на себе все большее влияние КНР.

По прогнозам, Китай и – неожиданно – Бангладеш смогут победить нищету уже в 2020-21 годах, опережая планы ООН и Всемирного банка почти на десять лет. У Пакистана дела обстоят сложнее, но и там происходят перемены.

Китай: переселение бедняков в города и дисциплина для бедных

Очередь у входа в метро для прохождения проверки безопасности. Фото с сайта washingtonpost.com

740 миллионов человек или 94,4% сельского населения Китая вышло из нищеты с 1978 по 2017 годы, – такие данные привело в сентябре 2018 года Государственное бюро статистики КНР. Эта цифра составляет 70% людей во всем мире, переставших жить в крайней бедности. Из них последние 5 лет из нищеты власти Китая вывели 68 миллионов человек. Осталось еще 16 миллионов, доход которых планируют повысить за два года и перейти к обществу гармоничного развития и средней зажиточности. Средний годовой доход сельских жителей в бедных районах страны рос в среднем на 10,4% ежегодно.

Китайский подход к борьбе с бедностью на селе подразумевает доминирование государства и постоянный сбор статистики. В Госсовете КНР действует комитет по борьбе с бедностью, который координирует выполнение национальной программы. В стране была создана система институтов по борьбе с бедностью: страхования, инвестиций, социальной помощи, сбора данных, аналитики и отчетности.

В августе 2018 года был опубликован совместный документ Госсовета КНР и ЦК Коммунистической партии Китая о борьбе с бедностью. В нем утверждается, что Китай придерживается идеи интеграции мер по борьбе с бедностью, помогая людям повысить уверенность в собственной способности вырваться из нищеты.

Бедные люди должны быть обеспечены едой и одеждой, дети из бедных семей должны получить гарантированное девятилетнее общее образование. Базовое медицинское обслуживание и бытовые условия бедных также должны быть гарантированы. С 2004 года в стране развернута система всеобщего государственного здравоохранения, а системой государственного страхования охвачено более 95% населения. Особое внимание программа уделяет сокращению нищеты в самых бедных районах страны: Тибете, Ляншань-Ийском автономном округе, в горном районе провинции Сычуань и Нуцзян-Лисускому автономному округу в провинции Юньнань.

В борьбе с бедностью китайские идеологи реформ и экономисты опираются на инвестиции и адресную помощь в экономическом развитии отдельных отраслей экономики, стимулирование занятости и оптимизацию размещения промышленности. Весной 2016 года Банк развития сельского хозяйства Китая запланировал выделить за пятилетку около 460 миллиардов долларов на сокращение бедности в сельских районах. По этой программе, в 2017 году было выделено 14,4 млрд долларов. Кроме того, был китайские госкорпорации создали инвестиционный фонд размером 1,82 миллиарда долларов для поддержки в бедных районах страны местного производства, сельского хозяйства и развития промышленности, прежде всего добывающей.

В городах преодоление нищеты связано с ростом числа рабочих мест, доступности образования и здравоохранения. В 2018 году в КНР был зафиксирован самый низкий уровень безработицы за последние годы – меньше 4 %.

На практике не все так гладко. Преодоление нищеты на селе связано с переселением жителей в города.

За десять лет Китай планирует переселить в города до 250 миллионов человек.

Для этого запускаются огромные инфраструктурные проекты. Власти, озабоченные ростом мегаполисов, заставляют бывших жителей перебираться в третьеразрядные города с недостаточно развитой инфраструктурой.

Декларируемое построение общества средней зажиточности не отменяет сильного социального расслоения, преодоление нищеты не решает проблемы относительной бедности.

Участие в новом гармоничном обществе будет «оплачено» большей зависимостью личности от государства. Параллельно с кампанией по борьбе с бедностью в стране строится система, на основе big data фиксирующая благонадежность граждан.

На местах кампания оборачивается принудиловкой. Вот что пишет 28 февраля Taipei Times (Тайвань): «Отсутствие процессуальной прозрачности ведет к злоупотреблению властью со стороны чиновников низшего звена, так, например, муниципальные и районные чиновники вынуждали семьи китайцев-христиан, тибетцев-буддистов и мусульман-уйгуров с низкими доходами становиться социалистами против своей воли в обмен на государственные социальные пособия. Этот нисходящий механизм распределения благосостояния в первую очередь предназначен для того, чтобы дисциплинировать бедных, а не удовлетворить их насущные потребности и позаботиться об их благополучии».

Много говорится о преодолении бедности в Синцзян-Уйгурском автономном районе, однако там меры по преодолению бедности сопровождаются беспрецедентным усилением полицейского и идеологического контроля. Правительство жестко контролирует сферы помощи, чтобы избежать пожертвований на оппозиционную деятельность. В стране с проблемами сепаратизма в бедных регионах – Тибете и Синцзян-Уйгурском автономном районе – под пристальным вниманием властей находится и география оказания помощи.

Пакистан: социальное жилье и равнение на Китай

Пакистан, Лахор. Фото с сайта worldpopulationreview.com

В феврале премьер-министр Пакистана и лидер партии Движение за справедливость Имран Хан анонсировал масштабную программу по борьбе с бедностью. Уровень бедности в стране составлял 24,3% (данные за 2015 год). Образцовым Имран Хан считает китайский подход к борьбе с бедностью: государственное участие, масштабные проекты, доступ к медицинскому обслуживанию. Все государственнные учреждения, в обязанности которых входит борьба с бедностью, должны быть поставлены под единый контроль. Особое внимание должно уделяться медицинскому обслуживанию в бедных районах.

Влиятельная газета Pakistan Today раскритиковала этот план, назвав это стандартными обещаниями, которое делает каждое правительство и потом тихо их хоронит. Пакистанская экономика нестабильна, в настоящее время правительство ведет переговоры с Международным валютным фондом о кредите в 12 миллиардов долларов.

Драйвер роста для экономики Имран Хан видит в строительстве социального жилья. В чем-то здесь напрашиваются аналогии с московской программой реновации. В октябре 2018 года лидер страны запустил программу «Новый Пакистан» (Naya Pakistan). Она предполагает за 5 лет построить 5 миллионов домов для бедных. Сейчас в стране строится 250 тысяч домов в год, при потребности 700 тысяч.

Огромный масштаб строительства должен привести к созданию 6 миллионов рабочих мест в 40 направлениях промышленности и сферы услуг.

Будет создана служба одного окна, в которую люди смогут подать заявку на улучшение жилищных условий. Преимущество получат госслужащие, а также те, у кого нет своего жилья. Одновременно будет происходить сбор статистики по жилью.

Строить собираются прежде всего в самых бедных районах страны, однако предполагается и сбор данных по трущобам в Карачи и Исламабаде. Дело в том, что трущобы и самострой там стоят на очень дорогой земле, и переселение их обитателей в новые дома откроет возможности для инвестиционного строительства.

Компании, участвующие в программе получат налоговые льготы. Премьер-министр сказал, что местные власти могут запускать собственные программы строительства, аналогичные «Новому Пакистану». Также собираются развивать систему ипотеки, которая сейчас в Пакистане непопулярна (0,25% домов и квартир покупается по ипотеке, в Бангладеш – 3%, а в Индии – 11%).

Проблема бедности на является для Пакистана новой. Российские специалисты по экономике этой страны Ирина Жмуйда и Марина Морозова отмечают: «Она существует с момента обретения государством независимости в августе 1947 г. Специфика бедности в пакистанском обществе характеризуется тремя аспектами». Эти три аспекта: географическое расположение в традиционно бедном регионе, высокие темпы роста населения (1,8-2,15 в год), хроническая социальная разделённость, фактически феодализм при наличии небольшой прослойки крупных землевладельцев, на которых работают крестьяне, коррупция и смена череды военных режимов.

На селе бедных существенно больше, чем в городах. Уровень жизни резко различается от района к району страны. Юг и регионы, граничащие с Индией живут богато, Север и регионы, граничащие с Ираном и Афганистанов – бедно. Так 73% людей в Фата и 71% в Белуджистане живут в бедности, в то время как в Пенджабе – 31%, а в Синде – 43 %. Если в крупнейшем городе страны Карачи (центр провинции Синд) бедняков менее 10%, то в таких районах Белуджистана, как Кила-Абдулла, он составляет 90%.

Бангладеш: бедность из-за наводнений

Бангладеш. Фото с сайта weadapt.org

В конце февраля ООН перевела Бангладеш из категории «наименее развитых» стран в развивающиеся. Со дня отделения от Пакистана в 1971 году эта страна в дельте Ганга, периодически переживавшая катастрофические наводнения, считалась одной из самых бедных в мире.

В первые годы после получения независимости к нищим относилось до 82% бангладешцев. Голые дети, играющие среди пластикового мусора. Толпа, штурмующая автобус. Трущобы на фоне недостроенных бетонных коробок и душераздирающие картины смытых наводнениями деревень, – все эти красочные картинки можно найти простым запросом по слову «Бангладеш».

Однако на удивление всем, с начала 2000-х, а особенно в 2010-х страна рванула вперед. Темпы экономического роста составили 6,5% в год, что больше, чем у Индии и у Пакистана. Нищета сократилась до 8,5%.

Население страны увеличивается со скоростью 1,1% в год, что немного меньше, чем рост населения в Индии (1,1%) и существенно меньше, чем в Пакистане (2%). Поэтому и доход на душу населения здесь увеличивается более быстрыми темпами по сравнению с соседями.

Секрет экономического успеха можно увидеть в ставке на развитие швейной промышленности, дешевизне и… бесправии рабочих.

Когда Бангладеш входил в Пакистан, центральные власти подавляли профсоюзы, чтобы не допустить рабочего движения и сепаратизма. Рудиментом после отделения остались законы, дающие большую свободу предпринимателям в отношении найма рабочих и возможностей расширения бизнеса.

Однако экономические успехи не стали панацеей от бедности. Несмотря на ускорение роста экономики в последние годы темпы сокращения бедности замедлились. Национальный уровень бедности снизился на 1,2 процентных пункта ежегодно с 2010 по 2016 год по сравнению с 1,7 с 2005 по 2010 год. В стране велико неравенство между богатыми и бедными, а рост потребление в последние годы замедлился с 1,8 до 1,4%.

На уровень жизни бангладешцев оказывают огромное влияние разливы Ганга и Брахмапутры, уничтожающие дома местных жителей и плоды их труда в сельском хозяйстве.

Наводнения случаются особенно разрушительными, потому что жилье у воды значительно дешевле, и многие бедняки не платят за защиту от разливов рек. У них просто не хватает наличных денег, хотя они готовы бесплатно отработать на того, кто им построит системы защиты от потоков воды, отдать в оплату часть урожая или выделить участки из своих земель.

Они живут в порочном кругу: селятся там где дешевле, потом наступает катастрофа, вода уничтожает ресурсы, и люди не могут восстановиться. Это тот случай, когда, вероятно, необходимо расширение государственных программ по защите от стихийных бедствий.

Создание среды

Борьба с бедностью не означает залить проблему деньгами, ее не выиграешь одним лишь увеличением пособий или даже созданием рабочих мест и доступа к займам на развитие своего дела или улучшение жилищных условий.

Европейская сеть по борьбе с бедностью (EAPN) отметила ряд ключевых факторов, в результате которых человек наиболее подвержен риску оказаться в бедности: безработица, низкий уровень образования, инвалидность, плохое здоровье, принадлежность к меньшинству той или иной этнической группы, жизнь в отдаленной или бедной общине. Вот все эти факторы и должны учитываться при борьбе с бедностью.

У людей должно быть желание делать свою жизнь лучше и развиваться. Они должны ощущать себя защищенными и не бояться, что их собственность уничтожит тайфун или отнимут бюрократы или близкие к власти бизнесмены.

У них должны быть институты, которые помогут сделать так, чтобы их голос власти слышали постоянно, а не только тогда, когда они провозглашают кампанию по борьбе с бедностью. У них должен быть доступ к образованию и здравоохранению. Влияет даже экологическая обстановка, как мы видим на примере Бангладеш.

Мы видим, что бедность возможно сократить даже там, где она исторически была всегда, и что российские проблемы бедности не уникальны. Самое главное — не поддаться соблазну решить, что если вы переведете миллионы людей на жизнь за 1,92 доллара в день (т. е. выше черты крайней бедности, по Всемирному банку), то вы решили все проблемы.

Борьба с бедностью в зарубежных странах

Итак, для начала следует разобраться, какими механизмами пользуются правительства других стран, чтобы избавиться от такой актуальной проблемы, как нищета и бедность.

Очень многие страны в 21 веке ведут успешную борьбу с этими явлениями. Особо следует отметить скандинавские страны. Например, если бедность касается молодого населения, то для него она временная: молодому человеку предоставляются гранты со стороны государства, которые уходят на их дальнейшее обучение. Также пособиями обеспечиваются дети, которые рождаются в молодых семьях. Для старших возрастов государство гарантирует пенсионные выплаты, доплаты к ним.

Замечание 1

Отметим, что доплаты к пенсионным выплатам производятся тогда, когда сама пенсия может обеспечить лишь самый низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, чья деятельность исходит из программы своего развития, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с нищетой и теми программами, которые стимулируют трудовую деятельность. Таким образом, встает проблема: или обеспечивать человека выплатами до конца жизни, и при этом не стимулировать его к выполнению трудовой деятельности, или мотивировать его пойти работать для того, чтобы он самостоятельно обеспечивал свою жизнь. При этом государство все же вносит свой вклад, и человеку заранее обеспечивается свободное рабочее место, которое будет предназначено лишь для него.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы борьбы с бедностью 400 руб.
  • Реферат Методы борьбы с бедностью 220 руб.
  • Контрольная работа Методы борьбы с бедностью 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Так, для того, чтобы искоренить нищету и бедность, а также уменьшить масштабы этих пагубных явлений, международным сообществом были предложены следующие меры:

  1. Разработка комплексных стратегий для борьбы с нищетой и проявлениями бедности;
  2. Обеспечение для бедных общин доступности к производственным ресурсам и инфраструктуре наравне с остальными категориями населения;
  3. Удовлетворение основных потребностей человека во всех социальных категориях, не только бедных или богатых. Так, каждый имеет право получить доступное образование, обеспечение в области медицины;
  4. Укрепление и последующее расширение законодательства. Эта мера необходима для усиления сферы социальной защиты и, как следствие, для уменьшения уязвимости определенных категорий граждан.

Борьба с бедностью в России

Все вышеперечисленные меры в такой же степени относятся и к стратегическому курсу, которые был установлен российским правительством. Международное сообщество декларировало острую необходимость в создании государства, чья экономика будет носить социально-ориентированный характер.

Замечание 2

Российская экономика на данный момент – переходная, что позволяет вносить в нее изменения как раз для создания той самой «новой России».

Центром в такой стране становится человек, и решение его проблем – это наиболее актуальная задача. Она требует решения нехватки средств для роста уровня жизни, улучшения ее качества. Также следует соблюдать права и свободы человека, причем независимо от того, в каком положении он находится (инвалид, безработный, сирота, пенсионер). Достижение целей социального развития уходит на второй план в сравнении с целями экономического развития.

Борьба с бедностью происходит не только на общегосударственном уровне. Современная социальная сфера в России – это достаточно тугой узел острых социальных проблем. и истоки этих проблем заложены вовсе не в экономической сфере, а в мировоззрении и менталитете людей, в их массовой сознании и психологическом настроении. Это значит, что положительные сдвиги в сфере социального обслуживания и защиты возможны лишь в долговременной перспективе, ведь перенастроить человека и то, что закладывалось в нем долгие годы – процесс очень кропотливый и долгосрочный.

Сегодня государство оказывает заметную поддержку малообеспеченным и многодетным семьям. Одно из направлений помощи – бесплатное школьное питание, дополнительные курсы по различным школьным направлениям. Что касается помощи безработным, то от государства поступают денежные выплаты в случае потери работы (например, профессиональное заболевание или травма, что вынудили человека оставить место работы). Происходит выплата денежных средств в связи с временной нетрудоспособностью, сюда же входят материнский капитал, детские пособия, пенсионные выплаты по старости, по ситуации с потерей кормильца, инвалидности. Пенсионные выплаты имеют и военнослужащие, сюда же следует отнести и иные социальные пособия (льготы, субсидии, гранты).

Также среди мер по преодолению бедности в России можно выделить следующие:

  1. Ввод прожиточного минимума отдельно для различных категорий населения (для городского, сельского населения, а также города-миллионника). Это позволит разработать более конкретные программы, которые будут направлены на поддержку конкретных социальных категорий населения;
  2. Ужесточение уголовной ответственности за выплату заработной платы, которая не соответствует установленному прожиточному минимуму;
  3. Ведение достаточно жесткой ценовой политики со стороны государства. Так, очень важно фиксирование цен на те продукты, которые входят в продовольственную корзину жителя страны и нужны ему для поддержки жизнедеятельности;
  4. Увеличение пенсионных выплат до размера прожиточного минимума (при этом льготы не учитываются);
  5. Увеличение стипендиальных выплат как минимум до размера стоимости продуктовой корзины, чтобы студент мог проживать и не бояться, что останется ни с чем в случае отсутствия поддержки от родителей или родственников.

Также очень важно создать общероссийскую программу, чья цель – борьба с безработицей. Данная программа должна включать в себя создание совершенно новых рабочих мест в перспективных профессиональных областях, помощь в поиске работы. Только так, при содействии всех структур власти возможен выход из имеющегося кризиса и создание наиболее благоприятных условий для процветания населения, а не его вымирания из-а отсутствия средств к существованию.