Биологи в КДЛ 2018

В связи с принятием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает следующее.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 233н внесены изменения в профессиональную квалификационную группу «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526, в части отнесения к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал» должности «Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)» по следующим основаниям.

Положением «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N 286, предусмотрено, что подготовка специалистов с квалификацией «Фельдшер-лаборант» ведется до перехода на обучение по программе для «Медицинского лабораторного техника».

Подготовка работников по специальностям среднего профессионального образования по квалификации «Медицинский лабораторный техник» начата с введением в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17 июня 1997 г. N 1216.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» в целях совершенствования деятельности службы клинической лабораторной диагностики, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации было поручено привести наименования должностей медицинского персонала клинико-диагностических лабораторий в соответствие с указанным приказом.

Указанным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 утверждено Положение о медицинском лабораторном технике (Приложение N 6), согласно которому на должность «Медицинского лабораторного техника» назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика» и квалификацию «Медицинский лабораторный техник» («Фельдшер-лаборант»).

Таким образом, это одна должность с двойным наименованием и в рамках приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526 должность «Фельдшер-лаборант» была ошибочно отнесена к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал».

В соответствии с ранее действовавшими «Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» (Приложение N 2), утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43, по должности «Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)» требованиями к квалификации предусмотрено среднее медицинское образование по специальности «Лабораторное дело», с установлением размеров должностных окладов по 8-11 разряду Единой тарифной сетки.

Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам», в соответствии с которым должности, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки.

Требованиями к квалификации, установленными Квалификационными характеристиками, включенными в Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (далее — Справочник), по должности «Фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник)» предусмотрено наличие среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат специалиста по специальности «Лабораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза» без предъявления требований к стажу работы.

По должности фельдшер, отнесенной к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», требуется среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело».

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 514 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Лечебное дело» сроки получения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело» составляет 3 года 10 месяцев.

В то же время в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 970 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» сроки получения среднего профессионального образования по специальности «Лабораторная диагностика» составляет 2 года 10 месяцев.

Кроме того, в соответствии с указанным Справочником, оказание фельдшером лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, диагностирование типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписка рецептов, оказание доврачебной помощи, ассистирование врачу при операциях и сложных процедурах, прием нормальных родов, организация и проведение противоэпидемических мероприятий, организация и проведение диспансерного наблюдения за различными группами населения (дети; подростки; беременные женщины; участники и инвалиды войн; пациенты, перенесшие острые заболевания; пациенты, страдающие хроническими заболеваниями), организация и проведение профилактических прививок детям и взрослым, экспертиза временной нетрудоспособности и др. или выполняемые операционной медицинской сестрой, медицинской сестрой — анестезистом и др., также отнесенных к 4 квалификационному уровню, таких функций, как например, участие в хирургических операциях, осуществление раннего послеоперационного ухода за пациентом, профилактика послеоперационных осложнений в ходе и после операций, являются более сложными по сравнению с проведением химических макро- и микроскопических исследований биологического материала крови, желудочного содержимого, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей, исследование отделяемого, гельминтно-овоскопического исследования, используя методы исследования геморрагического синдрома, технику бактериологических и серологических исследований, осуществляемыми «Фельдшером-лаборантом (медицинским лабораторным техником)».

Таким образом, исходя из требований к образованию и сложности трудовой функции, должность «Медицинский лабораторный техник (Фельдшер-лаборант)» отнесена к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал», а такие должности как акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, медицинская сестра — анестезист и др. — к 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526.

Учитывая изложенное, поскольку в ранее действовавших Номенклатурах, других нормативных правовых актах, а также действующей в настоящее время Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 20 декабря 2012 г. N 1183н, предусмотрено двойное наименование должности, для включения (сохранения) в штатном расписании медицинской организации должности «Фельдшер-лаборант» оснований не имеется.

При составлении штатного расписания медицинской организации необходимо руководствоваться Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н.

Предложенное Министерством здравоохранения Российской Федерации изменение в профессиональную квалификационную группу «Средний медицинский и фармацевтический персонал», утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526, обсуждалось на совещании, которое состоялось в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации 25 мая 2016 года с участием представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации, Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации и Национальной медицинской палаты.

С учетом состоявшегося обсуждения была достигнута договоренность о внесении вышеуказанного изменения.

Таким образом, в случае установления размеров должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в системах оплаты труда размер должностного оклада для работников, занимающих должность «Медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант)» устанавливается по 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал».

Для медицинских работников клинико-диагностических лабораторий, которым размер должностного оклада был установлен по 4 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал), возможно либо сохранение прежних размеров должностных окладов в рамках длящихся правоотношений, либо компенсирование разницы в размерах должностных окладов за счет выплат стимулирующего характера в целях недопущения снижения достигнутого уровня заработной платы, либо повышения окладов в рамках повышения оплаты труда медицинских работников.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Заработная плата работника# работников включает тарифные ставки, оклады, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, премии (статьи 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают необходимыми полномочиями для повышения оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, и вышеуказанный приказ не является ограничением при установлении размеров оплаты труда.

Кроме того, следует отметить, что при повышении оплаты труда медицинских работников в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений предлагается органам власти всех уровней проводить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников.

И.Н. Каграманян

На письмо о проблеме стимулирующих выплат биологам по родовым сертификатам получен ответ из МЗ РФ. Заключение ответа:

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок.

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов, занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста.

Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990″ лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов.

Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога.

Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология».

Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.

При обращении через форму обратной связи важно указывать без ошибок свой адрес электронной почты, который используется при отправке ответа на обращение.
Однако, если пользователь зарегистрирован на сайте, то в форме обратной связи имя и электронная почта пользователя генерируются автоматически, в таком случае важно правильно указать электронный адрес при регистрации на сайте.
Один из вопросов, заданных 11 марта 2019 года, с ошибкой в адресе электронной почты касался важной проблемы правомочности работы на должности биолога в медицинской лаборатории специалисту с образованием по специальности «Учитель биологии-химии». Мы публикуем ответ, так как данная проблема касается многих специалистов с немедицинским образованием, работающих в медицинских лабораториях.
Более подробные ответы можно получить непосредственно от преподавателей на вебинарах или в миничате на странице программы повышения квалификации при обучении на циклах ИЛМ по КЛД (врачи , биологи ), бактериологии (врачи , биологи ) и ОРГЛАБу (врачи и биологи: очный , заочный ).

ВОПРОС:
Квалификационные требования к биологу КЛД.
Здравствуйте. Я работаю по специальности биолог в cерологической лаборатории на основании следующих документов об образовании : диплом о высшем образовании по специальности учитель биологии -химии(университет) и удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе Клиническая лабораторная диагностика в объеме 498 часов. Достаточно ли этих документов для работы биологом, повышения квалификации через 5 лет и сдачи на категорию? Или все-таки требуется именно диплом о профессиональной переподготовке по программе Клиническая лабораторная диагностика в объеме от 500 часов и более? В отделе кадров мне сказали, что мои документы соответствуют всем требованиям и количество часов должно быть от 490-так ли это? В каком законе, приказе, письме об этом говорится?
ОТВЕТ:
Уважаемая коллега,
в настоящее время в РФ требования к квалификации по должностям указаны в действующем Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2018 г.: http://ivo.garant.ru/#/document/12178397/paragraph/210:0.
Профессиональные стандарты, на которые часто ссылаются при принятии решения о правомочности осуществления специалистом деятельности на той или иной должности, согласно статье 195.3 ТК РФ обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.
В случае с квалификационными требованиями к биологу существуют некоторые разночтения в перечне специальностей, согласно которым специалисты допускаются к работе, между приказом 541н и профессиональным стандартом специалиста в области клинической лабораторной диагностики, поэтому перечень специальностей в профстандарте является рекомендуемым, а перечень специальностей, указанный в приказе 541н — обязательным.

К должности Биолог установлены следующие требования:

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (академическая квалификация: магистр или специалист) по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительное профессиональное образование в соответствии с направлением профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.

Согласно приказу Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) к программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Объем освоения дополнительных профессиональных программ установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Успешное завершение Программы профессиональной переподготовки в соответствии с Порядком требует выдачи диплома о новой специальности. В случае с квалификационными требованиями к должности биолога, указанными выше (приказ 541н), получение новой специальности не требуется, на данной должности осуществляют свою деятельность работники с уже имеющимися специальностями, то есть требуется только повышение квалификации не менее 16 часов.
Типовых программ повышения квалификации, утверждённых МЗ РФ, согласно закону об образовании в РФ №273-ФЗ, в сфере лабораторной диагностики до сих пор не существует, не разработано, поэтому, согласно закону №323-ФЗ об основах охраны здоровья населения в РФ, повышение квалификации должно проводиться не реже 1 раза в 5 лет по программам, одобренных работодателем и предлагаемых образовательными организациями. В настоящее время традиционно принято, что это 144 часа так называемого «общего усовершенствования».

То есть, в качестве ДПО для работы в медицинской лаборатории Вам достаточно удостоверения о повышении квалификации 1 раз в 5 лет сроком освоения 144 часа
— в сфере клинической лабораторной диагностики, например, «Управление качеством и методы клинических лабораторных исследований» для биологов в количестве 144 часов: https://dpo-ilm.ru/education/course/5
или
— в сфере бактериологии, например, «Управление качеством и методы бактериологических исследований» для билогов в количестве 144 часов: https://dpo-ilm.ru/education/course/35
и т.п.

NB!
Но в Вашем случае необходимо уточнить специальность. Может быть так, что специальность у Вас «Педагогика», а квалификация «Учитель биологии-химии». Тогда Ваше образование не соответствует квалификационным требованиям приказа 541н и Вы не можете осуществлять деятельность на должности биолога. В таком случае для продолжения работы на должности биолога медицинской лаборатории, помимо имеющихся у Вас документов и стажа работы на должности биолога, Вам понадобится рекомендация аттестационной комиссии медицинской организации (приказ 541н, пункт 6).
Если у Вас специальность «Биология и химия», а квалификация «Учитель биологии-химии», то в таком случае Вам достаточно имеющихся у Вас документов для осуществления деятельности на должности биолога.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ

Президенту Национальной Медицинской Палаты Л.М. Рошалю

Уважаемый Леонид Михайлович!

По Вашему обращению от 29.11.2013 г N° 134/2 о рассмотрении направленного Вам коллективного обращения слушателей цикла общего усовершенствования «Клиническая лабораторная диагностика», проводимого в Москве на кафедре иммунологии в РМАПО, сообщаю следующее.

1) специалисты с высшим немедицинским образованием в клинико-диагностических лабораториях (КДЛ) не могут занимать должности врачей клинической лабораторной диагностики (КЛД) в соответствии с квалификационными требованиями для указанной должности, изложенными в приказе от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Специалисты с высшим немедицинским образованием могут занимать в клинико-диагностических лабораториях должности биологов или врачей-лаборантов, принятых на эту должность до 01 октября 1999 года. В случае, когда специалист с высшим немедицинским образованием занимает должность врача КЛД, необходимо пересмотреть штатное расписание КДЛ и привести его в соответствие с вышеуказанным приказом;

2) сертификаты специалистов по клинической лабораторной диагностике специалистам с высшим немедицинским образованием не продляются и не выдаются в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.12 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.06.09 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.03.11 г., регистрационный № 20144)… .». Специальности, перечисленные в квалификационных характеристиках приказа № 541н для должности биолога (врача-лаборанта), в приказе № 210н отсутствуют, так как являются немедицинскими специальностями;

3) специалисты КДЛ с немедицинским образованием имеют право на получение квалификационной категории в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.13 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационных категорий». В данном приказе нет ограничений для лиц с немедицинским

образованием, если они являются медицинскими работниками. Статус специалистов КДЛ с немедицинским образованием как медицинских работников определен пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 21.11.11 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который устанавливает, что медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Выполнение клинико-диагностических лабораторных исследований является медицинской деятельностью, подробное разъяснительное письмо № 12-1/10/2362 по этому поводу было направлено 29.06.12 г Статс-секретарем — заместителем Министра Минздрава РФ С.Ф. Вельмяйкиным в Центральный комитет профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации.

Важным является вопрос правомочности специалистов с немедицинским образованием на руководящих должностях в КДЛ. Ответ на него есть в вышеуказанном приказе № 541н в пункте 6, согласно которому не только биологи, но и врачи КЛД и биологи с недостаточным стажем работы на руководящих должностях менее 5 лет в виде исключения могут быть назначены на руководящие должности (в приказе звучит как «соответствующие») по рекомендации аттестационной комиссии медицинского учреждения. Аттестационная комиссия медицинского учреждения создается приказом руководителя медицинской организации.

Необоснованными являются утверждения о преобладании в КДЛ России специалистов с немедицинским образованием и дефиците кадров в КДЛ.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемого мною в соответствии с письмами от 14.05.13 г. № 17-3-1856 и № 17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.10 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга. На примере зарубежных коллег известно, что деятельность специалистов с медицинским и немедицинским образованием в КДЛ кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения, — это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная ее историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Предполагаемый дефицит кадров в отечественных КДЛ обусловлен прежде всего неэффективной организацией лабораторной службы в регионах и отсутствием в них независимой экспертизы реализованных или реализующихся проектов централизации, или отсутствием централизации как таковой. Для решения данной проблемы необходимо привлечение экспертов профильной комиссии Минздрава РФ по КЛД по

КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА, № 3, 2014

обращению из региона, которое должно быть инициировано специалистами КДЛ на местах.

Актуален вопрос стимулирующих выплат по федеральным и региональным целевым программам и родовым сертификатам сотрудникам лабораторий с немедицинским образованием. Именно указанный вопрос вызвал недовольство специалистов клинико-диагностических лабораторий с немедицинским образованием и попытки решить его путем пересмотра документов кадрового и квалификационного характера.

Специалистам с высшим немедицинским образованием в клинико-диагностических лабораториях отменены выплаты по родовым сертификатам согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11.02.10 г N° 79н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.08 г. № 51н «О порядке расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и(или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет», где в абзаце втором п. 3 слова «медицинского персонала» заменили словами «врачей-специалистов и среднего медицинского персонала».

При реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.11 г. № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ» специалисты клинико-диагностических лабораторий с высшим профессиональным немедицинским образованием оказались без права на стимулирующие выплаты, так как в соответствии с вышеуказанным постановлением, а также с Постановлением Правительства РФ № 85 от 15.02.11 г. «Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 гг региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации

за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.02.11 г № 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи» выплаты стимулирующего характера предоставляются только врачам-специалистам.

Несмотря на проводимую работу по разграничению полномочий и компетентности специалистов клинико-диагностических лабораторий с высшим медицинским и немедицинским образованием, в настоящее время особенностью работы в клинико-диагностической лаборатории врача-специалиста и специалиста с высшим немедицинским образованием (биолог, врач-лаборант) является тождественность их должностных обязанностей в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России № 541н от 23.07.10 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»».

Поэтому на данном этапе развития лабораторной службы является необходимым внесение изменений в Постановление Правительства РФ № 85 и приказ Минздрава России № 145н, включив в перечень специалистов биологов клинико-диагностических лабораторий и врачей-лаборантов, а также в приказы Минздрава России по оплате родовых сертификатов с выплатами на всех этапах медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период.

Конфликты, возникающие с работодателем при устройстве на работу и по вопросам продолжения работы на должности биолога и врача-лаборанта, решаются путем судебного разбирательства. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить свое экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чем было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведенном в соответствии с планом научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 г. (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26.02.13 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 г» с 01 по 03 октября 2013 года.

с уважением, Главный внештатный специалист по клинической лабораторной диагностике Минздрава России А. Г. Кочетов