Библиотекарь образование

Сидорова Елена Олеговна

ассистент кафедры документоведения и библиотековедения ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» заведующий отделом научно-методической работы Научной библиотеки ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37:02-051

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НУЖНЫ БИБЛИОТЕКАМ

LIBRARY EDUCATION: WHAT PROFESSIONALS THE LIBRARIES NEED

Рассмотрены вопросы подготовки библиотечных кадров в соответствии с требованиями современной библиотеки. Освещена история становления библиотекарей-профессионалов и библиотечного образования. Перечислены основные профессиональные компетенции специалистов-библиотекарей новой формации.

Ключевые слова: библиотечное образование, библиотекарь-профессионал, профессиональная компетенция, библиотечная профессия, библиотечный специалист

Сначала нужно найти хорошего библиотекаря и только потом открывать библиотеку.

Ш. Ранганатан

Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы — библиотекари.

Д. С. Лихачев

В XXI веке проблема образования становится приоритетной во всем мире, так как определяет будущее каждого человека и стабильность страны в целом . И с этим сложно не согласиться. Подготовка высококвалифицированных специалистов — очень важный вопрос в библиотечном деле. Настоящие специалисты своего дела, которые воспитаны на лучших традициях известных библиотековедов, обеспечивают стабильную

работу библиотек различных типов и видов. Информационные процессы в обществе определяют и темпы развития библиотек, пополнение их квалифицированными кадрами, которые соответствую новому уровню информатизации.

Профессия специалиста-библиотекаря начала складываться в 18 веке. Феофаном Прокоповичем в «Духовном регламенте» впервые в истории библиотековедения России был поставлен вопрос о библиотекаре как специальном лице, ответственном за библиотеку, и его основных функциях. В трудах В.Н. Татищева впервые было сформулировано представление о библиотекаре-профессионале, определены требования к нему как к специалисту библиотечного дела. Изложено это в труде «Лексикон российский, исторический, географический и политический». Там говорится: «Библиотекарий, человек, которому библиотека поручается. Оной должен быть многих наук и разных языков, особливо ориентальских наученный, к тому прилежный читатель, твердой памяти и острого разсуждения, ибо он должен в начале всякой книги качество знать; и если он в той науке не достаточен, от искуснейших разсуждение требовать, дабы он желающему что-либо полезное сочинять знал о книгах, способных к тому, совет дать».

Б. М. Салтыковым впервые в России был выдвинут проект организации подготовки отечественных библиотечных кадров. Завершается разработка этой проблемы в конце 18 — начале 19 веков в работах по библиотечному делу М.И. Антоновского — одного из организаторов императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Библиотекари-профессионалы появляются к середине 19 века, первый среди них — В. И. Собольщиков. В 1804г. в соответствии с университетским Уставом в университетских библиотеках России были определены требования к библиотекарю и его помощнику .

Информатизация общества предъявляет к современным специалистам новые компетенции. Все возрастающие требования к качеству удовлетворения информационных потребностей пользователей предполагают особое внимание к кадровому составу современной библиотеки.

Современный библиотекарь — это информационный навигатор, аналитик и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных; инструктор по информационной грамотности; менеджер и маркетолог информационно-библиотечной сферы, знаток информационных ресурсов, книгоиздательского и книготоргового рынка. Помимо этого — он хранитель документного культурного наследия, служитель Книги как культурного феномена, специалист по продвижению и поддержке чтения, организатор разнообразных культурно-досуговых акций. Таким образом, библиотекарь новой формации — многопрофильный специалист, владеющий не только информационными, но и социокультурными технологиями.

Э.Р. Сукиасян говорил, что качество библиотечного обслуживания населения, как и эффективность функционирования всей библиотечной

системы в целом, в первую очередь, зависят от нашего профессионализма. В ХХ веке в библиотеках России работали сотни профессионалов, имена которых мы вспоминаем сегодня, отдавая дань не только их знаниям и опыту, но удивительному, поистине религиозному чувству преданности библиотечному делу. Вот, например, три фамилии: Любовь Борисовна Хавкина (1871-1949), Маргарита Ивановна Рудомино (1900-1990), Вера Александровна Артисевич (1907-1999). В разные годы и при очень различных обстоятельствах они произнесли одну и ту же фразу: «Не могу представить своей жизни вне библиотеки». И жизнь каждой из них была профессиональным подвигом. Профессионалы есть в наших библиотеках и сейчас. Но мы вынуждены признать: уровень профессионализма работника библиотеки падает. Все больше среди сотрудников появляется людей, не имеющих специального образования, занимающих высокую должность в процессе управления библиотечным производством. Поэтому и престиж профессии библиотекаря падает. В глазах окружающих она ничего не стоит уже хотя бы потому, что на работу может быть принят любой более или менее образованный человек, не имеющий специального образования.

Первые попытки организовать библиотечное образование в России относятся к началу 20 века. В 1913 г. по инициативе Л. Б. Хавкиной при Московском университете А. Л. Шанявского началась курсовая подготовка библиотекарей для массовых библиотек. Факультативное преподавание книговедения и библиотековедения было введено в 1912 г. в Петербургском, в 1916 г. в Московском университетах (Н. М. Лисовский) и в Петербургской педагогической академии (А. М. Белов) .

Становление библиотечного образования на государственном уровне в СССР началось в 30-е годы ХХ века. Был открыт первый в стране Московский библиотечный институт (1930 г.), стала создаваться сеть средних учебных заведений, установлен относительно стабильный перечень библиотечных специальностей, включающий «библиотековедение», «библиотековедение детских и юношеских библиотек» и «библиографию». Н.К. Крупская писала: «Библиотечное дело — важнейший участок социалистической стройки. Это дело имеет чрезвычайно большое значение. Но оно может быть поднято на ту высоту, как этого хотел Ленин, как этого хочет Коммунистическая партия, как этого хочет Советское правительство, лишь при условии хорошо подготовленных теоретически и практически кадров. Подготовка должна быть самая основательная. Необходима серьезная учеба. Надо прекрасно знать книгу, библиотечную технику, уметь работать с массовым читателем, быть энтузиастом библиотечного дела» .

В 70-е годы началось введение единой библиотечной специальности «библиотековедение и библиография» и ряда специализаций по отраслевому профилю и видам библиотек. Одним из основных направлений развития профессионального библиотечного образования в России в последней четверти ХХ века стало построение многоуровневой системы, которая

полностью сформировалась к началу 90-х годов. Система обеспечивала определенную логическую последовательность в обучении профессиональным знаниям, умениям и навыкам на разных уровнях образовательного процесса. Это давало возможность поэтапного освоения библиотечной профессии путем перехода с первого уровня на последующие. Был достигнут также определенный баланс универсальности и специализации в содержании учебных программ, который позволял студентам получить не только функциональные знания, но и расширить свой общекультурный и общенаучный кругозор .

Открытие специальности 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность на факультете Дополнительного профессионального образования в Донецком педагогическом институте в 2016 году имело особое значение, потому что появилась возможность планомерной и систематической подготовки собственных библиотечных кадров высшей квалификации для Донецкой Народной Республики. Следует отметить, что к моменту открытия специальности республика была недостаточно обеспечена библиотечными кадрами.

Новый стандарт высшего профессионального библиотечного образования определяет следующие профессиональные компетенции:

— готовность к овладению перспективными методами библиотечно -информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий;

— готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— готовность использовать нормативные правовые акты в профессиональной деятельности;

— готовность выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации;

— готовность к выявлению, оценке и реализации профессиональных инноваций;

— способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности .

Чтобы подготовить специалистов новой формации, необходимы не только учебные планы и модельные стандарты, но и понимание, какого уровня специалист сегодня требуется библиотеке. Считаю, что современный работник библиотеки должен быть эрудированным, технологичным, креативным, коммуникабельным, мотивированным к постоянному самообразованию. Поэтому процесс обучения предполагает тесный контакт кафедры документоведения и библиотековедения с библиотеками, привлекая к процессу преподавания специалистов, имеющих большой опыт. Это

способствует актуализации получаемых студентами знаний, развитию мотивации к самостоятельному изучению дисциплин, связи теории и практики .

Ускорение темпа технологических изменений и трансформация функций современных библиотек значительно повышают требования к персоналу библиотеки: сотрудники библиотек должны быть не только квалифицированными, но и адаптивными, нацеленными в будущее, ориентированными на постоянное обучение. Формирование этих качеств -зона общей ответственности представителей сферы профессионального образования и менеджеров библиотек.

Вопрос «Кто придёт в библиотеку?» сегодня отнюдь не праздный. От качества подготовки специалистов, работающих в библиотеке, зависит уровень библиотеки и, как следствие, отношение к ней общества .

ЛИТЕРАТУРА

5. Кузнецова Т.Я. Вызовы нового времени и кадровая ситуация в библиотечном деле: возможные пути решения кадровых проблем отрасли / Т.Я. Кузнецова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2007. — № 45. -С.57-62.

6. Кузнецова Т.Я. Библиотечно-информационное образование в России и Болонский процесс: барьеры на пути к новой модели подготовки кадров . -Режим доступа: https://docviewer.yandex.ua/view/0/?*=nBwzIoSMNTc1%2BbvnOHyCt%2FbKnoR7InVybCI6 Imh0dHBz0i8vd3d3LmlmbGEub3JnL3Bhc3Qtd2xpYy8yMDA5Lzg2LWt1em5ldHNvdmEtcn UucGRmIiwidGl0bGUi0iI4Ni1rdXpuZXRzb3ZhLXJ1LnBkZiIsInVpZCI6IjAiLCJ5dSI6Ijk3M DM4NjYyNzE0Njg3MDAyNDAiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMi0jE00TM0Njc3MDEy NTF9&lang=ru, свободный — 29.04.2017.

9. Сулимова Н. Профессия сердца для стремительных / Н. Сулимова // Библиотечное дело. — 2008. — № 20. — С. 43-44.

10. Татищев В.Н. Избранные произведения В.Н. Татищева. — Ленинград : Наука, 1979. -464 с.

Скибенко Галина Геннадьевна

ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

Асмолова Ирина Николаевна

кандидат экономических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 027.7:006.3

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СМК В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FEATURES OF INTRODUCTION OF QMS IN DOMESTIC HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В статье предложено внедрение системы менеджмента качества на основе международного стандарта ИСО 9001 в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики. Рассмотрены возможные преграды внедрения и развития СМК. Проанализированы этапы внедрения СМК в ОУ ВПО и особенности ее внедрения непосредственно в Донецкой Народной Республике, а также перспективы для отечественных ОУ ВПО от внедрения международных стандартов серии ИСО 9000 в систему управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: система менеджмента качества, высшие учебные заведения, интеграция.

Key words: Quality Management System, higher education institutions, integration.

Интеграционные процессы системы образования Донецкой Народной Республики в систему образования Российской Федерации ставят перед отечественными образовательными организациями высшего профессионального образования ряд задач в области менеджмента. Так, основная цель существующих в нашей стране образовательных организаций высшего профессионального образования это обеспечение конкурентоспособными специалистами не только на уровне региона, но и на уровне Российской Федерации. Для выполнения этого требования образовательным организациям высшего профессионального образования необходимо подстраивается под требования не только отечественных

Библиотекарь – это сотрудник, который принимает участие в комплектовании библиотечного фонда, создании каталогов, справочно-информационных фондов, популяризации литературы и чтения, и, конечно же, обслуживает посетителей библиотеки. Последнее включает в себя и помощь в выборе книг и периодических журналов, и заполнение необходимых документов (в бумажном и/или электронном виде), и проведение тематических мероприятий. Эту профессию можно отнести к категории «человек-человек» или «человек-знаковая система». Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой библиотекарь?

Когда-то библиотеки были главным источником информации по любой тематике: в них приходили за художественными книгами, за научными материалами, для подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ, диссертаций и многого другого. Сейчас значительную часть подобных данных можно найти в электронном виде, с помощью интернета. Поэтому популярность библиотек несколько снизилась, но это не значит, что вакансии библиотекаря перестали существовать.

Особенности профессии

Разные библиотеки по-разному привлекают посетителей. Например, крупные учреждения с внушительным фондом литературы различных жанров могут предоставить читателям те издания, которых не найти в свободном доступе. Многие библиотеки начали раздавать в своих стенах бесплатный Wi-Fi и оборудовали комфортабельные и уютные читательские залы, в которых люди могут не только почитать книги, но и поработать за ноутбуком. Не говоря уже о том, что в большинстве учреждений теперь имеются и электронные каталоги, и даже компьютеры, которыми могут воспользоваться посетители. При этом среднестатистические обязанности библиотекаря можно описать так:

  • Комплектование библиотечного фонда и уход за ним. Речь идет о сохранности книг, аудио- и видеоматериалов, соблюдении правил их хранения, своевременной замене изношенных изданий и т.п.
  • Ведение учета библиотечного фонда, а также картотек и других справочно-информационных сервисов.
  • Обработка новой литературы, поступающей в библиотеку (внесение в электронную базу данных и бумажные каталоги).
  • Оформление заказов на приобретение новых книг в соответствии с нуждами учреждения.
  • Обслуживание посетителей и заполнение их читательских абонементов.
  • Поддержание порядка в читальном зале.
  • Проведение семинаров, выставок, лекций, встреч с писателями и других мероприятий, так или иначе связанных с литературой.

Практически все современные библиотеки, особенно в крупных городах, используют в своей работе современное компьютерное оборудование. В некоторых случаях оно дублируется ведением бумажных каталогов и абонементов, в других учреждениях был выполнен полный переход на электронные технологии. Поэтому современный вариант того, кто такой библиотекарь, немного отличается от образа, ассоциировавшегося с этой профессией 10-15 лет назад. Сегодня от такого специалиста требуется хорошее владение компьютерными ресурсами и быстрая обучаемость использованию нового ПО.

Плюсы и минусы профессии библиотекарь

Плюсы

  1. Возможность читать много книг, расширять кругозор.
  2. Работа в спокойной, приятной атмосфере.
  3. Возможность одновременно с основной работой заниматься научной деятельностью.
  4. Общение с интересными людьми.

Минусы

  1. Скромная заработная плата.
  2. Достаточно большая доля монотонного труда.
  3. Плохое финансирование (особенно в небольших населенных пунктах) и, как следствие, скудность фонда, небольшое количество посетителей.

Важные личные качества

Библиотекарь должен быть усидчивым, спокойным, уравновешенным человеком, способным долго сохранять концентрацию при выполнении однотипных монотонных действий. Он также должен располагать развитыми коммуникативными навыками, аналитическими способностями. Эта работа подойдет умеренно активным людям, которым не нужно постоянно находиться в движении для комфортного самоощущения. Также для библиотекаря важна эрудиция и общий уровень интеллектуального развития.

Обучение на библиотекаря

Есть несколько вариантов того, где получить профессию библиотекаря. Например, если речь идет о среднем образовании, то можно обратить внимание на специальность «Библиотековедение» (код 51.02.03). Для поступления в колледж достаточно аттестата об окончании 9 классов школы, абитуриенты отбираются по среднему баллу. Обучение длится от 2 до 5 лет в зависимости от года поступления и формы обучения (очной, заочной, вечерней).

В вузах для библиотекарей подходят специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (код 51.03.06) и «Документоведение и архивоведение» (код 46.03.02). Для поступления необходимо сдавать ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознании или иностранному языку. Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет.

Курсы

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) предлагает учебную программу «Библиотекарь», предназначенную для широкого круга слушателей, имеющих высшее или среднее специальное образование. Образовательный курс позволит освоить эту профессию в оптимально короткие сроки, обучаясь в комфортном, дистанционном режиме. МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (удалённо) На этом курсе можно получить профессию библиотекаря дистанционно за 5 месяцев и 9 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Вузы

Оренбургский государственный университет Документоведение и архивоведение (Факультет дистанционных образовательных технологий) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Документоведение и архивоведение (Уральский гуманитарный институт УрФУ) Российский университет транспорта (МИИТ) Документоведение и документационное обеспечение управления (Юридический институт) Российский государственный гуманитарный университет Документоведение и архивоведение (Историко-архивный институт РГГУ) Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики Документоведение и архивоведение (Институт гуманитарных и социальных наук)

Курсы

МАЭО

Это учреждение предлагает обучение на библиотекаря в рамках 5-месячных курсов. Они включают в себя 700 академических часов занятий и предназначены для тех, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование в близкой отрасли (например, филологическое, историческое). Обучение проводится в дистанционном формате, благодаря чему доступно в любом населенном пункте, без отрыва от других занятий.

Лучшие вузы для библиотекарей

  1. СПбГИК
  2. МГЛУ
  3. РГСУ
  4. МФЮА
  5. МИРЭА
  6. РГГУ

Место работы

Библиотекари работают в муниципальных библиотеках, в библиотеках школ, ссузов, вузов, НИИ. Они также могут трудиться в Домах культуры и различных внешкольных детских учреждениях.

Средняя заработная плата: 18000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 28% Оплачиваемость 32% Конкуренция 29% Входной барьер 38% Перспективы 9% Библиотекарь – это специалист, который занимется обработкой информации, ее организацией и поиском. Работая в библиотечных каталогах, он свободно ориентируется в массе печатных изданий и помогает посетителям отыскать нужные.

  • История
  • Описание
  • Где учиться и на каких специальностях
  • Кому подходит профессия
  • Востребованность и заработок
  • Перспективы карьерного роста

История

Профессия библиотекаря – одна из самых древних. Ее прообраз появился еще XXV веке до нашей эры у шумеров вместе с первыми клинописцами, которые выдавливали знаки на табличках из свежей глины и таким образом создавали письмена. Именно эти таблички и стали первыми библиотечными фондами. С изобретением папируса профессия хранителя этих фондов начинает стремительно развиваться, появляется больше возможностей накопления информации. Особенно развитой была письменность в Древнем Египте: так, у фараона Рамзеса II было около 20 000 папирусов. Само слово «библиотека» («βιβλιοθήκη») появилось много позже, в Древней Греции и означало «место хранения книг». Поначалу эти собрания текстов были исключительно частными, а функции хранителей выполняли рабы. Все изменилось, когда появилась первая публичная библиотека, основанная в VI веке до нашей эры афинским тираном Писистратом. Именно тогда должность хранителя книг стала почетной и уважаемой. Дело в том, что в древности круг обязанностей библиотекарей был намного шире, чем сегодня, и не ограничивался работой с книгами. Например, в Александрийской библиотеке они были еще и смотрителями, «экскурсоводами». Позднее они также начали заниматься исследованиями – описывать труды прошлого – и реставрацией – защищать письмена от воздействия времени.

В эпоху Средневековья профессия стремительно развивалась, но обучались ей преимущественно монахи. Поскольку роль церкви в государстве была огромна, священнослужители занимались в первую очередь религиозными трудами: хранили их, классифицировали, переписывали. В эпоху Возрождения появляются сразу две крупные библиотеки: Ватиканская и имени Лоренцо Медичи. Обе славятся разнообразием и богатством ценных старинных рукописей.

На территории современной России прообраз современного библиотекаря появился значительно позже, чем в Западной Европе. В 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода и переписи книг Древней Греции. С тех пор и началось развитие профессии на Руси.

В наше время компьютерных технологий и интернета труд библиотекаря становится все менее востребованным. С появлением электронных книг читальные залы опустели, а из библиотек остались, в основном, крупные публичные и те, что относятся к учебным заведениями среднего и высшего образования. Профессия библиотекаря постепенно уходит в прошлое.

Описание

Библиотечное дело предполагает в основном бумажную работу, связанную с постоянным поиском и сортировкой книг, а также работу с каталогами – в первую очередь электронными, поскольку большинство библиотек (исключая те, что находятся в мелких населенных пунктах) оснащены компьютерами. Спектр обязанностей сотрудника:

  • Поиск требуемых изданий. Специалист должен хорошо ориентироваться на просторах подконтрольной библиотеки, точно знать расположение каждого типа карточек и каждого раздела фонда.
  • Учет и классификация. Это не такое уж и простое дело. Изданий может быть большое количество – сотни и даже тысячи. Библиотекарь должен их рассортировать таким образом, чтобы любую книгу было легко найти.
  • Составление библиографических указателей. Это особые справочники, в которых книги и периодика сгруппированы по определенному признаку, чтобы читателю было легче их найти.
  • Контроль состояния книг. Сотрудник библиотеки не только следит за сохранностью изданий, но и выполняет при необходимости легкий ремонт – например, подклеивает порванные страницы. Это довольно кропотливая работа, которая требует усидчивости, аккуратности и внимательности.
  • Правильное хранение изданий. Бумага подвержена старению и разрушению. Библиотекарь знает все о том, как нужно хранить новые и старинные книги.
  • Общение с посетителями, выявление их потребностей, помощь в поиске нужной литературы. Для этого нужно не только прекрасно ориентироваться в огромном подчас разнообразии книг, но и обладать развитыми коммуникативными навыками, уметь вести грамотный диалог.
  • Прием новой литературы. Библиотекарь вносит данные нового экземпляра в картотеку и помещает само издание на полку в соответствии с каталогом. Это требует времени, ведь новую книгу нужно правильно оформить.

В целом работа библиотекаря довольно рутинная. Она требует внимательности, усидчивости, кропотливости, педантичности и подойдет далеко не каждому.

Где учиться и на каких специальностях

Чтобы получить возможность работать библиотекарем, необязательно поступать в вуз. Соответствующую специальность можно получить в колледже или техникуме, но стоит иметь в виду, что у выпускника ссуза профессиональные возможности будут ограничены, и на руководящую должность он рассчитывать вряд ли сможет. Специальностей, на которые стоит поступать, не так мало, как может показаться. Вот лишь несколько примеров: «библиотечно-информационная деятельность», «документоведение и архивоведение», «информационно-аналитическая деятельность», «технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов», «современные технологии управления документацией», «библиотековедение», «документационное обеспечение управления и архивоведение». А вот примеры высших и средних специальных учебных заведений, где эти специальности можно получить:

  • Московский государственный институт культуры;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры;
  • Алтайский государственный институт культуры;
  • Белгородский государственный институт искусств и культуры;
  • Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва);
  • Свердловский колледж искусств и культуры (Екатеринбург);
  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств.

Кому подходит профессия

Библиотечное дело подходит в первую очередь спокойным, сдержанным и вдумчивым людям, не любящим спешки. Важны интеллект и эрудированность: специалист должен хотя бы поверхностно ориентироваться в литературе по совершенно разным направлениям и уметь быстро подобрать нужное издание по запросу читателя. А чтобы держать в голове огромные объемы информации, нужна хорошо развитая память.

Востребованность и заработок

Профессия библиотекаря уже отходит в прошлое, и востребованной ее не назовешь. Но это все же не значит, что человек, искренне преданный делу просвещения, не сможет найти работу. Сегодня библиотеки зачастую выполняют функции еще и культурных центров: проводят встречи с интересными личностями, организуют интерактивные мероприятия для читателей – словом, делают все, чтобы вернуть угасающий интерес публики к книгам на бумажных носителях и к чтению как таковому. Это значит, что творческий, предприимчивый и вдохновленный просветитель вполне способен найти себе работу в библиотеке и реализовать там свои благородные стремления.

К сожалению, сыт одними лишь высокими идеалами не будешь, и с точки зрения заработка профессия библиотекаря в России – одна из бесперспективных. Если в Москве и Санкт-Петербурге опытный специалист теоретически может получать порядка 30 000 рублей, то в удаленных от центра регионах зарплата будет вдвое, а то и втрое ниже. Конечно с гуманитарным образованием можно найти себя и в более перспективных с финансовой точки зрения областях, но если вы намерены с библиотечным образованием работать по специальности, то от надежд на высокий достаток стоит отказаться сразу.

Перспективы карьерного роста

Как ясно следует из сказанного выше, библиотекарь – профессия не для карьеристов. Если вы будете жить и работать в крупном городе, то сможете устроиться в публичную библиотеку со множеством подразделений, и тогда кое-какие возможности для роста появятся. Что же касается жителей небольших населенных пунктов, то они, работая библиотекарями, вряд ли поднимутся выше должности заведующего. С другой стороны, если вы человек предприимчивый и активный, то сможете начать собственное дело, связанное, например, с книготорговлей, и тогда полученные в вузе или колледже знания вам, безусловно, пригодятся. Но если вы изначально нацелены на бизнес, пусть даже связанный с литературой, вам стоит выбрать другую специальность – например, «издательское дело».

Читайте далее

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности «Ведущий библиотекарь», представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 81. Культура и искусство», который утвержден приказом Министерства культуры и искусств Украины 14.04.2000 N 168.
Статус документа — ‘действующий’.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

Общие положения

1.1. Должность «Ведущий библиотекарь» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист или бакалавр) и повышение квалификации. Стаж работы по профессии библиотекаря 1-й категории для специалиста не менее 1 года, бакалавра — не менее 3 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
— основы библиотечного дела, библиографии;
— основные библиотечные технологические процессы;
— формы и методы индивидуальной и массовой работы с читателями;
— передовой опыт библиотечной работы отечественных и мировых библиотек;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты;
— правила внутреннего трудового распорядка.

1.4. Ведущий библиотекарь назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Ведущий библиотекарь подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Ведущий библиотекарь руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Ведущий библиотекарь во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологии одной из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживания читателей и абонентов).

2.2. Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

2.3. Применяет научные, методы и передовой опыт работы в библиотечной деятельности.

2.4. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.5. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

Права

3.1. Ведущий библиотекарь имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Ведущий библиотекарь имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Ведущий библиотекарь имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Ведущий библиотекарь имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Ведущий библиотекарь имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Ведущий библиотекарь имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Ведущий библиотекарь имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Ведущий библиотекарь имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Ведущий библиотекарь имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

Ответственность

4.1. Ведущий библиотекарь несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Ведущий библиотекарь несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Ведущий библиотекарь несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Ведущий библиотекарь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Ведущий библиотекарь несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Ведущий библиотекарь несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Ведущий библиотекарь несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.