Бензин по картам

Содержание

Компании, для функционирования которых необходимы транспортные средства, ежедневно сталкиваются с затратами на покупку бензина, дизельного топлива и прочих материалов и регулярно проводят учет топливных карт в бухгалтерском учете.

А реалии бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов таковы, что неизбежно возникает разрыв по времени между появлением в бухгалтерии предприятия документов от топливной компании и моментом заправки служебного транспорта. Автомобили заправляются ежедневно, а отчет от поставщика ГСМ приходит на последний день месяца. Исходя из возникающих проблем практического оприходования и списания ГСМ, была разработана оптимальная схема бухгалтерских проводок и учета ГСМ по топливным картам.

Что такое топливная карта?

Топливная микропроцессорная карта (смарт-карта) автозаправочной станции или топливной компании – это современное техническое средство учета отпуска ГСМ. По сути это не платежное средство, а инструмент строгой отчетности, дающее право владельцу на получение некоторого количества топлива.

Виды карт:

  • лимитированные (на топливную карту вносится какое-то количество бензина, а на определенный период устанавливается предел его расходования);
  • нелимитированные (на топливную карту вносится некоторое количество литров топлива, которое впоследствии выдается владельцу карты в неограниченном литраже в пределах объема, имеющегося на карте).

Также карты бывают: (нажмите для раскрытия)

  • литровые (когда покупается определенное количество литров топлива, и оно выдается вне зависимости от рыночной стоимости ГСМ на день заправки);
  • денежные (пополняется баланс карты, и топливо отпускается по цене, актуальной на день покупки, в пределах суммы средств на карте).

Как оформить обслуживание по топливной карте?

Чтобы купить топливную карту нужно подать заявку и подписать договор с процессинговым центром на доставку ГСМ (центральным пунктом сбора сведений обо всех карточных терминалах заправочных станций). К соглашению будет приложен перечень всех АЗС, обслуживающих по карте. При передаче карточки оформляется товарная накладная по форме № ТОРГ-12. Читайте также статью: → «Особенности учета расходов на (горюче-смазочные материалы) ГСМ”

Топливная карта может передаваться за плату или бесплатно в случае ее последующего возвращения (определяется пунктом договора).

Согласно пункту договора, поставка топлива будет производиться посредством его выборки на АЗС поставщика. Днем поставки будет признана дата выборки ГСМ.

Получается, что деньги, отданные поставщику топлива, будут являться предоплатой на какой-либо объем топлива. Моментом перехода прав на ГСМ станет момент заправки транспорта.

Рекомендации по учету топлива и работе с топливными картами

Компания, решившая работать с топливными картами, должна позаботиться о некоторых моментах:

  1. На предприятии должна присутствовать Учетная политика и рабочий План счетов (бухгалтер открывает счет и субсчет для учета топлива и топливной карты или учитывает карту на забалансовом счете).
  2. В Учетной политике должны иметься следующие пункты:
  • о стоимости, по которой ГСМ приходуется и списывается;
  • о методе учета транспортно-заготовительных затрат по ГСМ;
  • о способе постановки карт на баланс;
  • об утверждении специального журнала по учету топливных карт;
  • о наименованиях складов, где приходуются ГСМ;
  • о не следовании ПБУ 18/02, если компания относится к малым предприятиям на ОСНО.
  1. В Учетной политике определиться с затратами для расчета налогов по:
  • ГСМ, израсходованным сверх нормы.
  • ГСМ в рамках норм (отнести к материальным расходам или к расходам на содержание транспортных средств).
  • Топливным картам (отнести к материальным затратам или к затратам на содержание транспортных средств, или к другим затратам, связанным с производством и продажами).
  1. Документооборот. Нужно утвердить форму бланка путевого листа.
  2. Приказ о норме расхода ГСМ (ориентироваться на нормы Минтранса).
  3. Контроль за расходованием ГСМ сверх нормы для каждого автомобиля (занести в путевой норму, фактический расход). Перерасход отразить на счете 91.2 (непроизводственный расход).
  4. Наличие журнала учета поступления, перемещения, выдачи, списания топливных карт с указанием:
  • даты выдачи карты водителю;
  • инициалы водителя и его личная подпись;
  • дата возвращения карты в бухгалтерию;
  • марки заправляемого автомобиля;
  • гос. регистрационного номера авто.
  1. Организация запроса у поставщика ГСМ ежемесячного отчета по операциям по топливным картам.
  2. Разработка табличной ведомости (Excel) и внутренней аналитической таблицы для удобного учета списания ГСМ по путевым листам.

Учет топливных карт в бухгалтерском учете

Топливные карты без учета топлива на них, которые покупались за деньги, принимаются к учету в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости, расходы относят к затратам по обычным видам деятельности на покупку сырья, товаров, материалов и т.д. Для учета затрат на покупку карточек подойдет счет 10.6 «Прочие материалы” (на основании сведений из товарной накладной или из договора на поставку топлива).

Бухгалтерские проводки

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Перечислены средства за изготовление топливных карт на основании банковской выписки 60 51
Карта отражена в составе материально-производственных запасов на основании товарной накладной или договора на поставку топлива 10 60
Учтен НДС по карте на основании счета-фактуры 19 60
НДС принят к вычету на основании счета-фактуры или записи в книге закупок 68 19
Списана стоимость карты в расходы на основании бухгалтерской справки 20, 26, 44 10

Бухгалтерский учет выдачи топливной карты

Водитель, которому выдается топливная карта, по факту не получает никаких денег, а потому счет 71 для отображения выдачи карты использовать некорректно. Получение работником карты на руки не должно отражаться в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет расходов на топливо

Сведения с карточных терминалов АЗС отправляются в процессинговый центр топливной компании, обрабатываются, и затем на их основе составляется отчет об операциях по карте.

Поставщик топлива на последний день месяца передает компании-владельцу карты: (нажмите для раскрытия)

  • счет-фактуру,
  • товарную накладную,
  • акт сверки взаимных расчетов,
  • ежемесячный отчет по операциям.

В бумагах показывается, сколько литров ГСМ было куплено фактически, сведения подлежат сверке с отчетами сотрудника, где имеется обобщенная информация из путевых листов и чеков АЗС. Товарная накладная и отчет по операциям будет являться основанием для учета топлива по с/сч 10-3 «Топливо”. Списание израсходованных ГСМ будет проходить по путевым листам.

Бухгалтерские проводки

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Перечислена предоплата за ГСМ на основании выписки из банка 60.2 51
Приняты к учету ГСМ, выданные по карте на основании договора поставки ГСМ, отчета и товарной накладной 10.3 60.1
Учтен НДС на основании счета-фактуры 19 60.1
Учтен НДС на основании счета-фактуры и записи в книге закупок 68 19
Зачтена предоплата на основании бухгалтерской справки и акта сверки взаимных расчетов 60.1 60.2
Списана стоимость заправленного топлива на основании бухгалтерской справки и путевых листов 20, 26, 44 10.3

Налогообложение расходов на приобретение карты

В Учетной политике предприятия должно быть утверждено, по какому виду затрат будет отражаться покупка топливной карты (материальные затраты, затраты на содержание авто, прочие затраты на производство и продажи). Читайте также статью: → «Как вести бухгалтерский учет топливных карт”

НДС с покупки карт может быть принят к вычету:

  • после принятия карт на учет,
  • после получения счета-фактуры,
  • если карты куплены для осуществления облагаемых НДС операций.

Налогообложение расходов на топливо

Затраты на ГСМ относятся к расходам по обычным видам деятельности. Чтобы суммы, затраченные на покупку топлива, уменьшали налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, необходимо:

  • обосновать расходы (затраты должны находиться в рамках норм),
  • представить документы, подтверждающие затраты,
  • доказать, что топливо покупалось с целью извлечения дохода.

Бухгалтерские проводки по списанию топлива

Стоимость горючего, которая будет списана на затраты компании, зависит от выбранного руководством метода оценки МПЗ (ФИФО или по средней себестоимости).

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Списана себестоимость израсходованного топлива (согласно путевому листу) 20 (23, 26, 44…) 10-3

Бухгалтерские проводки по топливным картам для бюджетных учреждений

Допустим, бюджетное учреждение «Фирма” 01.09.2016 приобрело 2 топливные карты:

  1. Литровую для служебной машины на выдачу 1000 л бензина, в счет ее оплаты было перечислено 30 000 рублей.
  2. Денежную для грузовика, использование которого необходимо для осуществления основной деятельности компании. Карта рассчитана на заправку бензином общей стоимостью в 30 000 рублей.

19.09.2016 водители обеих машин представили отчеты на заправку 200 л бензина (по 100 л 07.09.2016 и 15.09.2016). На дату заправки бензин стоил 27 и 27 рублей 50 копеек соответственно.

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ Стоимость
Отражена стоимость купленных топливных карт ● 120105510

● 1302022830

● 1302022730

● 120101610

60 тыс. руб.
Отражена стоимость карт, выданных водителям 120822560 120105610 60 тыс. руб.
Отражена стоимость ГСМ, оплаченного денежной картой 110503340 120822660 6 тыс. руб.
Отражена стоимость ГСМ, оплаченного литровой картой 110503340 120822660 5450 руб.
Отражена стоимость ГСМ, истраченного на текущие расходы 140101222 (или 140101272) 110503440 6 тыс. руб.
Отражена стоимость ГСМ, истраченного на ведение основной деятельности предприятия 110601310 110503440 5450 руб.

Расчет количества топлива

По информации, представленной в путевом листе, нужно вычислить количество ГСМ, которое пойдет на списание:

ТС = ОТВ + ТБ – ОТКМ,

где:

ТС – топливо на списание (в литрах),

ОТВ – остатки топлива при выезде машины,

ТБ – топливо в баке машины,

ОТКМ – остатки топлива на конец рабочего дня.

Пример учета ГСМ по топливным картам

Компания А отправила предоплату топливной компании за 1000 л бензина по цене 11 рублей 80 копеек за 1 литр (включая НДС 1 рубль 80 копеек). Сама карта оплачивалась отдельно (118 рублей, включая НДС 18 рублей). По состоянию на последний день месяца было выбрано 990 л бензина, в бензобаке машины осталось 20 литров. Читайте также статью: → «Акцизы на бензин”

Операция Сумма (руб.) ДЕБЕТ КРЕДИТ
Выдана предоплата топливной компании за бензин 11 800 (за 1 тыс. л.) 60-2 51
Оплачено изготовление топливной карты (по выписке из банка) 118 60-1 51
Принята к учету топливная карта (по товарной накладной и договору на поставку ГСМ) 10-3 60
Учтен НДС (по счету-фактуре) 18 19 60
НДС принят к вычету после оплаты карты (по счету-фактуре, записи в книге закупок) 18 68 19
На последний день месяца
Отражен расход по топливной карте на бензин (по отчету поставщика и чекам АЗС) 9900 (990 л * (11,8 – 1,8)) 10-3 60-1
Учтен НДС от затрат на бензин 1782 19 60-1
Зачтенная ранее предоплата за бензин (по отчету поставщика) 11682 60-1 60-2
Принят к вычету НДС по оплаченному бензину (по счету-фактуре) 1782 68 19
Списана стоимость фактически израсходованного бензина (по путевому листу) 9700 20 (23, 26, 29, 44) 10-3

Законодательные акты по теме

Законодательные акты представлены следующими документами:

п. 5, 6 ПБУ 5/01 О порядке оприходования ГСМ
ст. 223 ГК РФ О переходе прав собственности на ГСМ в день оплаты
ст. 458 ГК РФ О переходе прав собственности на ГСМ в момент фактического отпуска (в момент заправки авто)
п. 1 ст. 172 НК РФ О принятии НДС с покупки ГСМ к вычету только после получения счета-фактуры поставщика
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” О размещении заказа путем проведения торгов или без них при сумме заказа до 100 тысяч рублей
Методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте” (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р) О нормах расхода топлива
п. 52 Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н) Состав затрат, которые включаются в фактическую стоимость ГСМ
п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ,

п. 1 ст. 252 НК РФ

О необходимости документального подтверждения израсходованных ГСМ

Типичные ошибки

Ошибка № 1: Бухгалтер использовал счет 71 для учета выдачи топливной карты на руки водителю.

Комментарий: Когда сотруднику предприятия выдается топливная карта, фактически денежные средства ему не передаются, а значит в бухгалтерском учете отражать выдачу карты не требуется.

Ошибка № 2: Бухгалтер не отразил топливные карты на забалансовом счете на том основании, что они были выданы бесплатно.

Комментарий: Когда за изготовление топливной карты не требуется оплата, карты отображаются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности” по условной цене (1 карта = 1 рубль).

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1: Как бухгалтеру следует отразить расходы по ГСМ сверх установленных норм?

Ответ: Расходы топлива сверх норм отражаются во внереализационных расходах, которые впоследствии не принимаются в целях налогообложения прибыли.

Вопрос № 2: Как учитывать транспортно-заготовительные затраты, относящиеся к приобретению и хранению топлива?

Ответ: Расходы на доставку и хранение ГСМ должны быть включены в фактическую себестоимость топлива.

Деятельность любого предприятия не обходится без использования автотранспорта. Приобретать для него топливо за наличные не всегда удобно, особенно если на предприятии имеется большой автопарк. поэтому многие субъекты хозяйственной деятельности переходят на безналичный способ расчетов и покупают ГСМ с использованием талонов и топливных карт. В рамках данной статьи мы рассмотрим документальное оформление и учет топлива, полученного таким образом.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Инструкция № 81

— Инструкция о порядке приемки, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины, утвержденная совместным приказом Госнефтегазпрома, Минэкономики, Минтранса, Госстандарта, Госкомстата Украины от 02.04.98 г. № 81/38/101/235/122.

Инструкция № 291

— Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291.

ГСМ по талонам

Правовой статус талонов законодательством не определен, умалчивает оно и о порядке их учета и обращения. В

п.п. 4.1.7.27 Инструкции № 81 сказано, что использование талонов на топливо как средства расчетов на АЗС запрещено. По сути, талоны и не могут быть средством расчетов, ведь в качестве оплаты за топливо на счет продавца по безналичному расчету перечисляются деньги. В свою очередь, талон — это документ, который подтверждает право покупателя на получение уже оплаченного топлива, хранящегося на АЗС.

Для приобретения талонов на ГСМ с продавцом нефтепродуктов заключается договор, в котором в обязательном порядке указываются марка и вид ГСМ, его стоимость,

способ получения (в рассматриваемой ситуации это талоны), перечень АЗС, которые отпускают топливо, момент перехода права собственности. Кроме этого, в договоре закрепляется и срок действия талонов, по истечении которого они могут быть обменяны на денежные средства или другие талоны.

После заключения договора субъект хозяйственной деятельности перечисляет денежные средства на расчетный счет продавца нефтепродуктов в сроки, указанные в счете-фактуре. В большинстве случаев по условиям договора ГСМ переходят в

собственность покупателя еще до фактической заправки автомобиля. В момент перехода к покупателю права собственности стороны подписывают акт приема-передачи, на основании которого ГСМ передаются на хранение поставщику. После выполнения перечисленных выше условий предприятию предоставляются талоны на топливо.

Приобретение горючего и получение талонов необходимо отразить в аналитическом учете предприятия. Для учета талонов предназначена аналитическая ведомость, где фиксируются поступление талонов и их выдача водителю под роспись. Форма ведомости разрабатывается бухгалтером самостоятельно и может выглядеть следующим образом:

Ведомость по учету талонов за июнь 2008 г.

 

Талоны на ГСМ выдаются водителю, а он уже обменивает их на соответствующее количество топлива на любой из АЗС, зафиксированных в договоре с продавцом нефтепродуктов. Документом, подтверждающим использование талонов, является чек ЭККА, который водитель сдает в бухгалтерию предприятия.

Бухгалтерский учет талонов

Существует версия, что талоны на ГСМ необходимо учитывать в составе денежных документов на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте» наряду с почтовыми марками, оплаченными проездными документами, путевками в санатории, пансионаты, дома отдыха и т. д. Однако этот вопрос прямо урегулирован

Инструкцией № 291, в соответствии с которой оплаченные талоны на нефтепродукты и газ отражаются на субсчете 203 «Топливо». Для учета движения талонов целесообразно выделить субсчет третьего порядка 203/ «Талоны на топливо»*.

* Стоимость приобретенных по талонам ГСМ участвует в расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, начиная с даты перехода права собственности на ГСМ.

С данного субсчета стоимость ГСМ будет списана на субсчет

203 «Топливо в автомобиле» после того, как водитель предоставит в бухгалтерию отчет об использовании талонов и чеки АЗС. Впоследствии израсходованное топливо попадет на счета расходов на основании путевых листов.

ГСМ по топливным картам

Платежная электронная карточка (еще ее называют топливной картой) представляет собой пластиковую карту и является исключительно информационным носителем видов топлива либо суммы денежных средств, запрограммированных для использования в течение определенного времени. Ее оформление и использование не противоречат действующему законодательству, на что, в частности, обращал внимание Государственный департамент автотранспорта в

письме от 25.02.2008 г. № 563-04/09/14-08.

Заправка по топливным картам (далее — ТК) предусмотрена

п.п. 4.1.7.28 Инструкции № 81 и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами приобретения горючего:

— владельцы топливных карт могут улучшить контроль над расходами, поскольку ТК дает возможность установить лимиты на вид и количество нефтепродуктов, отпускаемых на АЗС, предоставить информацию по всем операциям, произведенным по карте: номер АЗС, на которой заправлялся водитель, время заправки, вид и количество нефтепродуктов, сумма операции;

— как правило, поставщики нефтепродуктов предоставляют скидки на топливо, сопутствующие товары и услуги, реализуемые при помощи ТК;

— дистанционное пополнение топливной карты;

— блокировка и возврат денежных средств в случае утери карты.

Для приобретения топливной карты с продавцом нефтепродуктов заключается

договор, в котором указываются вид топливной карты (денежная или литровая), лимит на ограничение расхода денежных средств или топлива в сутки (месяц), перечень автозаправок, которые обслуживают данную топливную карту, переходит ли к покупателю право собственности на карту после ее получения или же оно остается за поставщиком нефтепродуктов. Кроме этого, в договоре определяется момент перехода права собственности на ГСМ. В большинстве случае право собственности переходит к покупателю в момент передачи уже оплаченного топлива представителю покупателя.

После заключения договора и перечисления денежных средств предприятию выдается топливная карта (одна или несколько). Как мы уже говорили, она может быть денежной или литровой:

— на

денежной карте содержится информация о сумме денежных средств, зачисленных на условный счет предприятия. Такая карточка дает возможность субъекту хозяйствования приобрести любую марку ГСМ, сопутствующие товары и услуги, реализуемые на АЗС исходя из лимита денежных средств. Как правило, топливо и услуги по денежной топливной карте отпускаются по рыночным ценам, установленным на дату заправки (предоставления услуги);

— на условный счет

литровой карты зачисляется зафиксированное в договоре количество ГСМ определенных вида и марки. Причем стоимость с течением времени не изменяется, ГСМ отпускаются по цене, указанной в договоре.

Топливные карты хранятся в бухгалтерии предприятия и выдаются водителям в порядке, установленном приказом об учетной политике (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). При условии частого использования топливная карта закрепляется за конкретным водителем.

Для учета движения топливных карт на предприятии ведется журнал учета движения топливных карт, который составляется бухгалтером в произвольной форме. Например, он может выглядеть следующим образом:

Журнал учета движения топливных карт

№ п/п

Дата выдачи

Топливная карта

Ф.И.О. получателя

Возврат карты

Подпись получателя

Подпись бухгалтера

Номер

Наименование поставщика

Единица измерения

Остаток на карте до выдачи

Дата возврата

Остаток на карте после возврата

05.06.2008 г.

ООО «Компас»

литр

Смирнов Л. Д.

10.06. 2008 г.

Смирнов Л. Д.

Деревянко А.П.

12.06.2008 г.

ООО «Сигма»

грн.

Тарасов Л.В.

17.06. 2008 г.

Тарасов Л.В

Деревянко А.П.

 

После получения топливной карты водитель приобретает ГСМ на АЗС и получает два чека: чек терминала и чек ЭККА, которые затем передаются в бухгалтерию. На основании этих документов ведется учет топлива.

В конце месяца предприятие получает от поставщика нефтепродуктов приходную накладную и расшифровку оборотов по карте, что, в свою очередь, позволяет определить фактически полученное водителями количество топлива, даже если некоторые из чеков ЭККА были утеряны.

Бухгалтерский учет топливных карт

В зависимости от условий договора топливные карты могут перейти в собственность покупателя или остаться за эмитентом — поставщиком нефтепродуктов.

В первом случае (

топливная карта переходит в собственность покупателя) она отражается:

— на счете

22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», если срок службы топливной карты не превышает 1 года независимо от ее стоимости, и списывается на расходы в периоде начала ее использования;

— на субсчете

112 «Малоценные необоротные материальные активы», если срок службы топливной карты более 1 года, а стоимость не превышает установленного предприятием стоимостного критерия, который разграничивает основные средства и МНМА.

Во втором случае (

топливная карта остается в собственности поставщика нефтепродуктов) предприятие перечисляет поставщику нефтепродуктов залоговую стоимость карты, которая впоследствии возвращается покупателю по окончании срока использования ТК. Такая карта в бухгалтерском учете покупателя не отражается, поскольку она не соответствует критериям признания активом. ТК найдет свое отражение только в аналитическом учете, а именно: в журнале учета движения топливных карт, представленном выше.

Что касается топлива, которое приобретает предприятие при помощи топливных карт, то его отражение в бухгалтерском учете осуществляется в том же порядке, что и при использовании талонов.

Налоговый учет ГСМ, полученных по талонам и топливным картам

Отражение в налоговом учете расходов, связанных с приобретением ГСМ как по талонам, так и по топливным картам, зависит от того, какие именно автомобили будут ими заправлять. Расходы на топливо, использованное для

грузовых автомобилей, включается в состав валовых расходов в полном объеме. А вот что касается топлива для легковых авто, то расходы на его приобретение включаются в состав валовых расходов лишь в размере 50 % (п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль). Исключение сделано для легковых авто, предназначенных для оказания налогоплательщиком платных услуг по транспортному или туристическому обслуживанию сторонних граждан или организаций, а также если эти транспортные средства принадлежат спортивным организациям и используются как спортивное снаряжение. Горючее для них включается в состав валовых расходов в размере 100 %.

Что касается расходов на приобретение топливных карт, а также платы за их использование. то они отражаются в составе валовых расходов на основании общехозяйственного

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Датой увеличения валовых расходов на приобретение ГСМ и топливных карт считается дата любого из событий, произошедшего ранее (

п.п. 11.2.1 Закона о налоге на прибыль):

— или дата списания средств с банковских счетов налогоплательщика в оплату ГСМ и топливных карт;

— или дата их оприходования.

Правда, включить расходы в состав валовых по предоплате можно только в случае, если ГСМ и топливные карты поступают от

плательщика налога на прибыль, налоговый статус которого зафиксирован в договоре.

Приобретая ГСМ, налогоплательщик должен вести налоговый учет прироста (убыли) его балансовой стоимости, который регулируется

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Механизм пересчета по п. 5.9 распространяется только на запасы, фактически оприходованные на предприятии, а значит, в нем участвуют ГСМ, которые находятся в собственности субъекта хозяйствования. Напомним, что момент перехода права собственности на топливо, приобретаемое по талонам и топливным картам, определяется в договоре: им может быть момент заправки или момент перечисления денежных средств поставщику нефтепродуктов с последующей передачей топлива на ответственное хранение.

Учет прироста (убыли) ГСМ, приобретенных для грузовых авто, не вызывает особых сложностей. Внимания заслуживает ситуация, когда на балансе предприятия числятся легковые автомобили или смешанный парк автомобилей. Здесь возможны два варианта учета расходов на ГСМ:

1) включить 50 % стоимости ГСМ для легковых авто в состав валовых расходов налогоплательщика. При этом на предприятии должен быть организован

отдельный учет ГСМ, отраженных в составе валовых расходов. Ведь именно остаток этих ГСМ будет принимать участие в расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов;

2) отнести на валовые расходы полную стоимость ГСМ, приобретенных для всех автомобилей. Затем 50 % стоимости топлива, использованного легковыми авто, отразить в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль. Это позволит уменьшить балансовую стоимость запасов на конец отчетного периода.

Сумма НДС, уплаченная при приобретении ГСМ и топливных карт с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, включается в состав

налогового кредита (п.п. 7.4.1 Закона об НДС). При этом формирование налогового кредита не зависит от процедуры формирования валовых расходов (см. письмо ГНАУ от 15.05.2006 г. № 9120/7/16-1517-15// «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55, «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 29, с. 34). Другими словами, сумма НДС, уплаченная за топливо как для грузовых, так и для легковых авто включается в состав налогового кредита в полном объеме.

Датой возникновения права на налоговый кредит будет дата осуществления первого из событий (

п.п. 7.5.1 Закона об НДС):

— или дата списания средств с банковского счета налогоплательщика в оплату ГСМ и топливной карты;

— или дата получения налоговой накладной, которая подтверждает факт приобретения налогоплательщиком ТМЦ.

Основанием для отражения налогового кредита служит налоговая накладная, которая предоставляется поставщиком нефтепродуктов

на момент возникновения у него налоговых обязательств по НДС (или на дату получения денежных средств от покупателя, или на дату отгрузки топлива).

Интерес вызывает ситуация, когда поставщик нефтепродуктов выписывает налоговую накладную при получении денежных средств для зачисления на условный счет с дальнейшим отпуском топлива

по цене на дату заправки. Если рыночная цена горючего на дату заправки будет отличаться от цены, сложившейся на дату перечисления денежных средств, поставщик нефтепродуктов откорректирует сумму налоговых обязательств и предоставит покупателю Расчет корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной), после чего покупатель откорректирует сумму налогового кредита.

А теперь приведем примеры отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций, связанных с приобретением ГСМ по талонам и топливным картам.

ГСМ по талонам

Пример.

В июне 2008 года предприятие ООО «Престиж» на основании договора приобрело у поставщика нефтепродуктов ООО «Искра» 1000 л бензина А-76 на сумму 5820 грн. (в т.ч. НДС — 970 грн.). Топливо предназначено для грузовых автомобилей. После перечисления предоплаты предприятию были предоставлены талоны на бензин. Приобретенный бензин находится на ответственном хранении у поставщика нефтепродуктов.

Талоны на 300 л бензина стоимостью 1746 грн. (в т.ч. НДС — 291 грн.) выданы водителям. Отчет об использовании талонов и чеки АЗС были предоставлены в бухгалтерию по всем выданным талонам. Бензин использован в пределах норм расходов.

Компания ППР предлагает удобный и безопасный способ оплаты горюче-смазочных материалов для корпоративных клиентов посредством топливных карт. Это дает возможность вести точный учет ГСМ, исключить несанкционированной заправки топлива.

Топливная карта представляет собой современную систему расчетов на АЗС за приобретенное топливо. Покупка бензина осуществляется безналичным способом. В основе топливных карт лежит такая же технология, как и в банковской системе, только расчет ведется не в денежном эквиваленте, а в литрах горючего.

Учет топлива: преимущества топливных карт

Топливные карты – это очень удобный вид расчета как для крупных предприятий, так и для частных пользователей. Физические лица могут расплатиться за горючее и получить кэшбек или бонусы. Отпадает необходимость носить с собой наличные. Им важно иметь дополнительную скидку или бонусы на следующую заправку, бензин получается со скидкой, но это зависит от АЗС и вида карточки.

Гораздо очевиднее преимущества для юридических лиц:

  • позволяют полностью контролировать расчеты за приобретенное количество бензина. Сделать это можно в онлайн-кабинете. Каждый руководитель сможет просчитать, сколько водитель тратит топлива.
  • удобная система оплаты. Можно заправиться по топливным картам на любой АЗС страны тем горючим, которое необходимо. Больше нет опасений потери наличных. Современная система полностью решает проблемы с заправкой.
  • экономически выгодно. Покупка карт на топливо позволяет возвращать НДС и тем самым сократить расход собственных средств на заправку автотранспорта компании.
  • включение стоимости топлива в расчет себестоимости.
  • экономия средств за счет бонусов и скидок. Этот момент на сегодня также является важным, ведь при сложной экономической ситуации в стране каждая копейка на счету.
  • >полная информационная поддержка персонального менеджера, помощь в оформлении топливных карт. Ни одна компания не останется без внимания. Профессиональный подход работников позволит быстро и на выгодных условиях подписать договор и получить карточки.

Но самое главное, это осуществлять полный контроль, как используется бензин работниками предприятия. Отчет можно получать в личном кабинете, такая документация будет иметь информацию, кто, где и сколько заправился. При использовании топливных карт водителю не так легко будет скрыть перерасход ГСМ.

Доступная схема приобретения топливных карт

Для приобретения топливных карт, первым делом подписывают договор, в котором будут указаны все моменты сотрудничества. После получения, организация зачисляет на нее средства, позволяющие приобретать топливо. Но на саму карту заходят не деньги, а литры. Также многие корпорации используют два вида карт, один из которых – это виртуальный склад топлива, на котором хранится все топливо предприятия. Другой вид – это персональные продукты. По необходимости управляющий основным складом перечисляет на второстепенную карту требуемое количество бензина определенного вида. Все просто и доступно, ведь система разработана специально для удовлетворения потребительских целей предприятия.

Талоны или карты для заправки автомобиля

Талоны широко используются уже много десятилетий. Но стоить заметить, что правового статуса они не имеют. Использование талонов как способа расчета на заправочной станции не имеет законодательной базы. По своим возможностям талоны на топливо и не могут считаться средством оплаты, ведь на счет АЗС сначала перечисляется предоплата, а потом на эти деньги приобретаются талоны. Талон является простым документом, подтверждающий право на предварительно оплаченное топливо, которое хранится на АЗС.

Для покупки бензина посредством талонов компания заключает прямое соглашение о таком сотрудничестве, в котором указывает вид топлива, его стоимость и количество, а также прилагает перечень тех заправочных станций, где можно заправиться по талонам.

Талоны выдаются водителю, и он самостоятельно их отоваривает. Как показывает практика, это не обеспечивает надлежащий контроль за расходом топлива. Они существенно ограничены в возможностях приобретения, чего не скажешь о топливных картах, которые на сегодня являются лучшим вариантом удобной заправки, высокоточного контроля за расходованием ГСМ.

Бухгалтерский учет топливных карт

Представляя собой пластиковую карточку, этот вид является информационным носителем о количестве топлива. Также она может программироваться на определенную сумму денег, которые можно потратить за указанное время. Использование и учет бензина по топливным картам осуществляются на законных основаниях, не противоречит действующему законодательству. Это говорится в письме Государственного департамента автотранспорта.

Топливные карты следует хранить в бухгалтерии и выдавать согласно приказу руководителя. Основная же топлиная карта, так называемый топливный склад, никому не выдается. Это собственность предприятия. С нее дистанционным методом перебрасываются средства на покупку бензина. Они зачисляются на персональную карту в виде литров. В случае использования одним и тем же лицом ее можно закрепить за ним, прописав это в приказе.

Движение карточек на предприятии обычно фиксируют в специальной таблице (журнале). Он может быть составлен в произвольной форме. Как правило, указывают номер карты, дату выдачи, фамилию водителя, за которым она закреплена. А так же остаток бензина на момент использования, дату возврата и остаток топлива в момент сдачи информационного носителя. Но разработать журнал выдачи каждое предприятие может самостоятельно. Указав именно те данные, которые необходимы ему для учета. Простой учет топлива обеспечивает востребованность на предприятии.

В момент приобретения водитель получает два чека и возвращает их в бухгалтерию предприятия. В конце недели или месяца по запросу компании предоставляется расшифровка, где видно, как покупался бензин по карте. Предприятие при таком подходе имеет все возможности вести точный график затрат.

В бухгалтерском учете этот вид носителя может отображаться в зависимости от того, является ли она собственностью компании или нет. При таком виде договора топливную карту отображают как малоценный предмет.

Если карта не является собственностью компании, а остается во владении АЗС, то она в бухгалтерском учете не отображается. За нее поставщик получает залоговую стоимость, которая возвращается по истечении срока договора. Эти моменты должны быть указаны в соглашении, которое заключается между компанией-потребителем и АЗС. Само же топливо в бухгалтерском учете показывается так же, как и горючее, приобретенное по талонам. Расходы на топливо отражаются в составе «Материальные затраты». Ведется количественно-суммовой бухгалтерский учет ГСМ. Не учитывая первоначальную стоимость ГСМ и НДС, бухгалтер приходует расходованное топливо по количеству, маркам и стоимости.

Виды карт

Топливные карты в первую очередь различаются по виду самого топлива, то есть они выдаются под конкретное горючее. Такая карта имеет узкое направление, так как заправиться по ней можно только тем топливом, которому она соответствует. Такой подход позволяет осуществлять полный контроль над заправкой, ведь водитель сможет приобрести только то горючее, которое необходимо рабочему автомобилю.

Также топливные карты могут различаться по региону действия:

  • межрегиональные. Позволяют осуществлять заправку на любых АЗС, которые поддерживают современную оплату топлива. Как правило, это все заправочные станции страны. Водитель сможет купить бензин на любой АЗС, где бы он ни находился. Такой подход удобен для работников, которые по роду деятельности колесят дорогами страны. Им просто необходимо быстро заправиться в удобном для них месте;
  • региональные. Такие топливные карты позволяют заправиться лишь в определенном регионе. Они предназначены для водителей, которые обеспечивают жизнедеятельность организации и по роду своей работы не осуществляют дальних переездов.

Современный подход в учете топлива осуществляют именно карты на топливо. На сегодня они являются лучшим средством контроля, как используется бензин. Они позволяют не только экономить расходы. Это сегодня является важным для любого предприятия. Осуществляется точный контроль над процессом заправки. Подход позволяет проводить заправку автомобиля дистанционным методом. На карту перечисляются уже литры конкретного топлива.

Защита пин-кодом такая же как и у обычной карты, что помогает обезопасить расходование топлива для непроизводственных целей. В случае утери осуществляется блокировка информации.

Учитывая все преимущества этого способа приобретения топлива, можно с уверенностью заявить, что топливная карточка является самым выигрышным способом во всех аспектах. Предоставление постоянных скидок и бонусов на приобретение ГСМ способствует накоплению дополнительных литров. Естественно, это не так важно, когда масштабы предприятия небольшие. Но вот для тех организаций, которые имеют солидный работающий автопарк, такой подход жизненно важен, ведь он помогает существенно сэкономить средства на приобретении ГСМ.

Пройдет совсем немного времени, и талоны на топливо канут в лету. Технологичные и продвинутые компании уже сегодня высоко оценили использование топливных карт при ведении своей деятельности, полностью отказавшись от талонов. Ведь топливные карты – это просто, удобно и доступно.

Приобретение топливной карты (смарт-карты) – один из способов снабжения организации ГСМ. Помимо него, организация может приобрести топливо:

  • по талонам;
  • за наличный расчет.

Прежде чем выбрать тот или иной способ приобретения ГСМ, оцените плюсы и минусы каждого из них.

Виды топливных карт

Топливные карты бывают:

  • денежными (выдаются на определенный лимит стоимости ГСМ);
  • литровыми (выдаются на определенный лимит объема ГСМ).

Совет: в условиях постоянного роста цен на ГСМ приобретайте литровые топливные карты. Это выгоднее, поскольку заранее определенный объем топлива организация оплачивает по цене, действующей на дату выставления счета. До тех пор пока организация не выберет весь объем ГСМ по полученной карте, возможное повышение цен на топливо ее не затронет.

Как оформить топливную карту

Чтобы приобретать ГСМ при помощи топливных карт, с оптовым поставщиком или непосредственно с АЗС нужно заключить договор.

Обычно схема работы с топливными картами выглядит так.

1. Организация перечисляет поставщику 100-процентную предоплату, которая включает в себя стоимость топлива, цену самой карты (если карта передается организации за плату) и стоимость ее обслуживания. Некоторые нефтяные компании выдают карты бесплатно и не устанавливают плату за их обслуживание. Другие – взимают небольшую плату. При этом стоимость бензина, приобретенного по карте, как правило, ниже, чем при расчетах по талонам и за наличные.

2. После того как организация перечислила аванс, ей выдают топливную карту с pin-кодом. Когда водитель заправляет машину, он предъявляет карту на АЗС.

3. Ежемесячно после обработки данных поставщик топлива (эмитент карты) представляет организации-покупателю:

  • счет-фактуру;
  • акт приемки-передачи, где указывается объем и стоимость выбранного топлива;
  • подробный отчет обо всех операциях по топливной карте. В него включаются сведения о поступлении и расходовании средств, а также о количестве отпущенных ГСМ.

Журнал учета топливных карт

Как правило, топливную карту закрепляют за конкретным сотрудником (водителем). Для контроля можно завести журнал учета приема и выдачи топливных карт. Типовой формы данного документа нет, поэтому организация вправе разработать ее самостоятельно. Порядок выдачи и возврата топливных карт не регламентируется. На практике можно обязать сотрудника сдавать карту либо ежедневно, либо при необходимости (по окончании срока ее действия, при увольнении, при уходе в отпуск и т. п.). Авансовые отчеты при расчетах за ГСМ с помощью топливных карт составлять не нужно.

Порядок бухучета топливных карт зависит от условий договора с поставщиком ГСМ.

Бухучет: получение карты бесплатно

В этом случае отражать карту в бухучете не требуется. К учету принимается лишь то безвозмездно полученное имущество, которое впоследствии можно реализовать и получить доход (п. 9 ПБУ 5/01). Продать топливную карту невозможно, поскольку она закрепляется за конкретной организацией.

Бухучет: приобретение с условием возврата

В этом случае организация должна внести поставщику залоговую стоимость карты. Когда использование карты будет прекращено, организация возвратит ее обратно, а поставщик вернет ей залоговую стоимость. Поскольку топливная карта является собственностью поставщика топлива, то такое имущество нужно учитывать отдельно от собственного имущества организации (п. 5 ПБУ 1/2008). Поэтому в бухучете полученную карту отразите на забалансовом счете в условной оценке. В отношении топливных карт можно открыть дополнительный субсчет, например, 015 «Топливные карты».

При оплате и получении топливной карты в бухучете сделайте следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51

– перечислена поставщику топлива залоговая стоимость карты;

Дебет 009

– отражено выданное залоговое обеспечение;

Дебет 015 «Топливные карты»

– принята топливная карта за баланс.

При возврате карты эмитенту:

Дебет 51 Кредит 60

– получена залоговая стоимость топливной карты;

Кредит 009

– списано выданное залоговое обеспечение;

Кредит 015 «Топливные карты»

– списана топливная карта с забалансового учета.

Бухучет: приобретение карты за плату

В этом случае стоимость топливной карты (за вычетом НДС) можно сразу списать на затраты (п. 5 ПБУ 10/99). Сумму НДС отразите отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Для контроля учитывайте стоимость карты за балансом. Например, на счете 015 «Топливные карты». Кроме того, для более детального контроля целесообразно отражать поступление и движение топливных карт в журнале учета приема и выдачи топливных карт.

В бухучете сделайте записи:

Дебет 60 Кредит 51

– оплачена топливная карта;

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 60

– списана на расходы стоимость топливной карты;

Дебет 19 Кредит 60

– отражен НДС со стоимости купленной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»

– учтена топливная карта;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– принят к вычету входной НДС по приобретенной топливной карте.

Налоговый учет топливных карт зависит от условий, на которых поставщик их предоставляет (безвозмездно, под залог, за отдельную плату), а также от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Если поставщик предоставляет карту безвозмездно, отражать эту операцию в налоговом учете не нужно. В этом случае у организации не возникает экономической выгоды (дохода) (ст. 41 НК РФ).

Если поставщик передает карту в залог, ее получение и возврат в налоговом учете также не отражаются. Это следует из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 251 и пункта 49 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Если поставщик предоставляет топливную карту за плату, то ее стоимость можно включить в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении приобретения и списания топливной карты

4 июня ООО «Альфа» заключило с АЗС договор на обслуживание денежной топливной карты. В этот же день топливная карта была оплачена поставщику с расчетного счета организации. Стоимость карты – 118 руб. (в т. ч. НДС – 18 руб.). 5 июня карта выдана менеджеру А.С. Кондратьеву. 1 августа Кондратьев уволился и сдал карту. Обе операции были отражены в журнале учета приема и выдачи топливных карт.

В бухучете организации сделаны следующие проводки.

4 июня:

Дебет 60 Кредит 51
– 118 руб. – оплачена топливная карта;

Дебет 26 Кредит 60
– 100 руб. (118 руб. – 18 руб.) – отнесена на расходы стоимость топливной карты;

Дебет 19 Кредит 60
– 18 руб. – отражен НДС со стоимости топливной карты;

Дебет 015 «Топливные карты»
– 118 руб. – учтена топливная карта;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 18 руб. – принят к вычету входной НДС по топливной карте.

При расчете налога на прибыль за январь–июнь бухгалтер «Альфы» включил стоимость топливной карты (100 руб.) в состав расходов.

Входной НДС в сумме 18 руб. предъявлен к вычету из бюджета во II квартале.

УСН

Если поставщик предоставляет карту безвозмездно, отражать эту операцию в книге учета доходов и расходов не нужно. В этом случае у организации не возникает экономической выгоды (дохода) (ст. 41 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке включить в расходы стоимость топливной карты, предоставленной за плату? Организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

Да, можно.

Перечень расходов на содержание служебного транспорта, приведенный в подпункте 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, открыт. Однако:

  • такие расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены;
  • служебный автомобиль должен использоваться организацией в деятельности, направленной на получение доходов.

При соблюдении этих условий организация вправе включить стоимость топливной карты в расходы при расчете единого налога. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 22 июня 2004 г. № 03-02-05/2/40.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы по приобретению топливной карты не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на ГСМ (приобретение топливной карты) одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то такие расходы нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на ГСМ (приобретение топливной карты), относящиеся к одному виду деятельности организации, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к полученной сумме расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости топливной карты. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (налог на прибыль рассчитывает ежемесячно) и платит НДС. В городе, где работает «Гермес», розничная торговля переведена на ЕНВД.

4 мая «Гермес» заключил с АЗС договор на обслуживание литровой топливной карты. Стоимость карты – 118 руб. (в т. ч. НДС – 18 руб.). Карта предназначена для заправки автомобиля, который одновременно используется в двух видах деятельности.
В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода. Чтобы распределить расходы на приобретение топливной карты между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общей суммой доходов.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности за май, составляет:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) – 26 000 000 руб.;
  • по розничной торговле – 12 000 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

К деятельности организации на общей системе налогообложения относятся расходы на приобретение топливной карты в сумме:
(118 руб. – 18 руб.) × 0,684 = 68 руб.

При расчете налога на прибыль за май бухгалтер «Гермеса» учел расходы на приобретение топливной карты в сумме 68 руб. Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам II квартала.

О том, как списать ГСМ, приобретенные по топливным картам, см. Как отразить в учете приобретение ГСМ по топливным картам.