Банкротство ликвидируемого

Содержание

При добровольной ликвидации компании ее кредиторы по-прежнему могут воспользоваться своим правом обратиться в суд с требованием о признании ее несостоятельной. При этом назначение реабилитационных процедур в отношении должника невозможно, так как его учредители уже приняли решение не вести предпринимательскую деятельность через данную организацию (Определение ВС РФ от 27.07.2017 № 305-ЭС17-4728 по делу № А40-55621/2016).

­СУТЬ ­ДЕЛА

Обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество, должник) было принято решение о добровольной ликвидации. Спустя две недели, когда общество уже находилось в процедуре добровольной ликвидации, кредитор общества обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом. Требования кредитора к обществу были подтверждены вступившим в законную силу решением арбит­раж­ного суда. Их размер превысил 300 000 руб., а просрочка должника перед кредитором в исполнении денежных обязательств составила более трех месяцев.

­СУДЕБНОЕ ­РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления кредитора о признании общества банкротом по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника. Суд исходил из того, что заявитель не представил доказательств недостаточности имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, для удовлетворения требований всех кредиторов. При этом суд констатировал уклонение должника от представления в материалы дела промежуточного ликвидационного баланса. Кредитором не были представлены доказательства, подтверждающие наличие признаков банкротства ликвидируемого должника: недостаточность стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. В связи с отсутствием указанных доказательств доводы кредитора о достаточности для признания должника банкротом того факта, что кредиторская задолженность должника превышает стоимость его имущества, не могут быть приняты во внимание.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда было отменено, а общество-должник признано банкротом по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Требования кредитора к обществу признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника с удовлетворением в третью очередь, назначен конкурсный управляющий. Судьи посчитали, что, обращаясь с заявлением о признании должника банкротом, кредитор представил надлежащие доказательства наличия у должника признаков банкротства — вступившее в законную силу решение суда. Само по себе нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбит­раж­ный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Нормы, устанавливающие особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях — по заявлению кредитора. Требуя от заявителя представить доказательства, подтверждающие недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, судом первой инстанции не учтено, что такими доказательствами за­явитель не располагает и располагать не может. Эти доказательства должен был представить должник, и неисполнение указанной процессуальной обязанности не должно лишать кредитора-заявителя права на признание его требований, подтвержденных решением суда, обос­нованными.

Однако арбит­раж­ный суд округа принятые по делу судебные акты отменил, направив дело на новое рассмотрение в арбит­раж­ный суд первой инстанции. Суд счел, что в любом случае существенное значение для рассмотрения дела имело сопоставление стоимости активов должника с общим размером задолженности перед кредиторами. Отсутствие в деле промежуточного ликвидационного баланса (независимо от причин) не позволило судам достоверно разрешить вопрос о способности ликвидируемого должника рассчитаться с кредиторами. Кроме того, судам надлежало рассмотреть возможность возбуждения дела о банкротстве в общем порядке, поскольку заявитель ссылался на наличие у должника общих признаков банкротства.

­ПОЗИЦИЯ ВС РФ

Судебная коллегия по эко­но­ми­чес­ким спорам ВС РФ отменила постановление кассационной инстанции, оставив в силе ранее принятые по делу судебные акты.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что должник обладает признаками банкротства: наличие просроченной свыше трех месяцев основной задолженности, размер которой превысил 300 000 руб. При данных признаках у внешнего по отношению к должнику лица (кредитора) возникает право на обращение в суд с заявлением о банкротстве.

Сложившаяся судебная арбит­раж­ная практика исходит из того, что нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не влекут за собой утрату кредитором права на обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным банкротом (постановление Президиума ­ВАС РФ от 20.04.2004 № 1560/04).

При этом решение о признании должника — юридического лица банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства принимается судом в случае установления признаков банкротства и отсутствия оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмот­рения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

В ситуации, когда уполномоченным органом должника принято решение о его ликвидации, состоялось назначение ликвидационной комиссии, не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией обычной деятельности, характерной для нормального гражданского оборота. Поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица направлена на прекращение существования организации, к данной организации невозможно применить реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение), целью которых является сохранение юридического лица. По этим же причинам к ликвидируемой организации не подлежала применению и процеду­ра наблюдения. Данная процедура направлена прежде всего на проведение первого собрания кредиторов и выявление на этом собрании позиции гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов, относительно возможности применения к должнику реабилитационной процедуры либо о необходимости введения конкурсного производства как ликвидационной процедуры. Однако в отношении ликвидируемой организации точка зрения кредиторов по названному вопросу не имела правового значения. Так, независимо от мнения кредиторов, высказанного на первом собрании, недопустимо обязывать участников корпорации, учредителей унитарных организаций осуществлять эко­но­ми­чес­кую деятельность через юридическое лицо, о судьбе которого ими уже принято решение о ликвидации.

Таким образом, по заявлению кредитора о банкротстве ликвидируемой организации, в которой действует ликвидационная комиссия, арбит­раж­ный суд мог принять одно из двух решений — о признании должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства или об отказе в признании должника банкротом.

Судами не выявлено обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность принятия решения об отказе в признании юридичес­кого лица несостоя­тельным (банкротом). Решение о ликвидации общества не отменялось, его участники не высказали намерение сохранить корпорацию и продолжить свое участие в ней. Исходя из этих обстоятельств, ВС РФ пришел к выводу, что суд округа ошибочно отменил законное и обоснованное постановление суда апелляционной инстанции о признании общества банкротом по упрощенной про­цедуре банкротства ликвидируемого должника.

Банкротство ликвидируемого должника

Банкротство ликвидируемого должника — процедура

Этап 1. Начало добровольной ликвидации должника

1. Решение о ликвидации. Участники должника на общем собрании принимают решение о ликвидации должника и назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (ст. 61 ГК РФ).

2. Уведомление о ликвидации должника и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Участники уведомляют регистрирующий орган о принятом решении в трехдневный срок (ст. 20 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») — по форме Р15001

Документы, которые представляет должник в регистрирующий орган:
Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица — по форме Р15001
Оригинал решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пп.2 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Регистрирующий орган выдает:
1) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о нахождении должника в стадии ликвидации,
2) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

3. Публикация о ликвидации. После получения указанных свидетельств ликвидационная комиссия размещает в органах печати (журнал «Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации должника, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации).

4. Ликвидационная комиссия в любой момент до истечения 2 месяцев со дня публикации о ликвидации должника может обнаружить признаки банкротства.

В случае если конкурсный кредитор подаст заявление о признании должника банкротом после публикации о ликвидации, арбитражный суд на основании ст.225 «Закона о несостоятельности (банкротстве)» принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы должник отвечал следующим условиям.

Условия для признания должником банкротом:

Признаки банкротства: должник не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если такие обязательства не исполнены им в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (ст. 3 Фeдepaльного зaкoна oт 26.10.2002 № 127-Ф3 «O нecocтoятeльнocти (бaнкpoтcтвe)» (дaлee — Закон о банкротстве).
Для рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве размер денежных требований к должнику должен составлять в совокупности — не менее 300 000 рублей (пп.2 ст.6 Закона о банкротстве). При этом, учитываются денежные обязательства должника, включая суммы займа с учетом процентов: подлежащие применению за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств неустойки, проценты за просрочку и убытки не учитываются при определении признаков банкротства должника (пп. 2 ст.4 Закона о банкротстве).

5. Ликвидационная комиссия обязана направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (пп.1 ст.30 Закона о банкротстве).

Этап 2. Инициация и ведение процедуры банкротства должника

6. Заявление должника. Должник в лице председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) подает заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом (ст.224 Закона о банкротстве). В заявлении должника о банкротстве не указывается кандидатура конкурсного управляющего.

или

Заявление конкурсного кредитора. Заявление должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.

7. Рассмотрение заявления должника арбитражным судом. Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления должника. Арбитражный суд направляет определение в саморегулируемую организацию с целью запроса документов арбитражного управляющего, указанного в заявлении должника.

8. Судебное заседание, вынесение решения. Арбитражный суд в судебном заседании может принять только одно решение: о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, и одновременно о назначении конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (пп. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).

Далее следует процедура конкурсного производства.

1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

2. Утратил силу.

2.1. Реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр требований кредиторов, сформированный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. В случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.

Статья 226. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства

1. Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

2. Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

Комментарий к Ст. 225 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Дела о банкротстве ликвидируемых должников рассматриваются в порядке, предусмотренном главами III, VII Закона, с особенностями, установленными комментируемой статьей.

2. По результатам рассмотрения заявления ликвидационной комиссии (ликвидатора), собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или руководителя должника арбитражный суд принимает одно из двух решений:

о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 53);

об отказе в признании должника банкротом (ст. 55).

Предусмотренные Законом процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Это объясняется тем, что вопрос о ликвидации юридического лица (в добровольном или принудительном порядке) решен вне рамок дела о банкротстве.

Следует иметь в виду, что в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства исключается возможность возложения полномочий конкурсного управляющего на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), как это предусматривалось п. 1 ст. 175 Закона о банкротстве 1998 г., поскольку он является заинтересованным лицом в отношении должника (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве). Конкурсный управляющий должен быть утвержден арбитражным судом в общем порядке, предусмотренном ст. 127 действующего Закона.

3. Пунктом 2 комментируемой статьи установлен месячный срок для предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому должнику (ср. с п. 1 ст. 142 Закона), который исчисляется с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом (ст. 128).

Установление размера требований кредиторов, в том числе предъявленных и рассмотренных ликвидационной комиссией (ликвидатором), осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве.

4. Перечисленные в комментируемой статье особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника не учитываются, если дело о признании должника банкротом возбуждено арбитражным судом по заявлению собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или руководителя должника, но до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

Банкротство ликвидируемого должника: пошаговая инструкция
Банкротство ликвидируемого должника применяется в случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Заявление о банкротстве ликвидируемого должника.
При обнаружении обстоятельств (если стоимость имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов) ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника.
упрощенная процедура банкротства
Банкротство ликвидируемого должника применяется в случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Заявление о банкротстве ликвидируемого должника.
При обнаружении обстоятельств (если стоимость имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов) после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.
Особенности банкротства ликвидируемого должника
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. При банкротстве ликвидируемого должника не применяются процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр требований кредиторов, сформированный в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника: последствия «

Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника: последствия
В случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.

Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несут субсидиарную ответственност ь за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.
Банкротство отсутствующего должника
Заявление о банкротстве отсутствующего должника: особенности подачи
В случаях, если гражданин — должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для записи на консультацию позвоните по телефонам:

Тел: +7(843) 245-18-19

Тел: +79376151819

Упрощенная процедура отсутствующего должника
В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий или в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Порядок банкротства отсутствующего должника «

Порядок банкротства отсутствующего должника
Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении процедуры реализации имущества гражданина в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном статьей 71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется.

Процедура банкротства отсутствующего должника «

Процедура банкротства отсутствующего должника
Конкурсный управляющий или финансовый управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным «О несостоятельности (банкротстве)».
По ходатайству конкурсного управляющего или финансового управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Применение положений о банкротстве отсутствующего должника «

Применение положений о банкротстве отсутствующего должника
В банкротстве отсутствующего должника применяется настоящее положение также в случае, если имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Банкротство специализированного общества и ипотечного агента
Особенности подачи заявления о признании банкротом специализированного общества
Заявление о признании специализированного общества банкротом подается определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представителем владельцев облигаций специализированного общества (далее — представитель владельцев облигаций) на основании решения общего собрания владельцев облигаций. В случае эмиссии облигаций с одним залоговым обеспечением двух и более выпусков заявление о признании специализированного общества банкротом подается представителем владельцев облигаций на основании решения общего собрания владельцев облигаций выпуска, в отношении которого в соответствии с условиями выпуска облигаций исполнение обязательств осуществляется в первую очередь по отношению к облигациям иных выпусков такого специализированного общества. Решение общего собрания владельцев облигаций иных выпусков при этом не требуется.
К заявлению представителя владельцев облигаций о признании специализированного общества банкротом прилагаются протокол общего собрания владельцев облигаций и заверенная надлежащим образом копия решения о выпуске облигаций.
Конкурсный кредитор специализированного общества не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного общества банкротом, если осуществление данного права было ограничено в договоре между таким кредитором и специализированным обществом наступлением определенного срока и (или) определенных обстоятельств, которые на момент подачи указанного заявления не наступили.
Для руководителя должника, являющегося специализированным обществом, обязанность, обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного общества банкротом, не возникает, если в соответствии с уставом специализированного общества обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом поставлено в зависимость от наступления определенного срока и (или) определенных обстоятельств, которые на момент подачи заявления не наступили.

По всем интересующим вопросам пишите на mail:

Mail: furman.arbitr@gmail.com

А также на форум

Рассмотрение дела о банкротстве специализированного общества
Арбитражный суд при наличии признаков банкротства, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», принимает решение о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании специализированного общества банкротом.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве специализированного общества не применяются. Сведения о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, без опубликования в официальном издании.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к специализированному обществу в течение месяца с даты включения сведений о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Особенности банкротства ипотечного агента
Заявление о признании ипотечного агента банкротом подается по правилам, предусмотренным для специализированного общества. Рассмотрение дела о банкротстве ипотечного агента осуществляется по правилам, предусмотренным для специализированного общества.