Банкротство государственного бюджетного учреждения

Определение 1

Банкротство государственных и муниципальных предприятий — это состояние несостоятельности государственного и муниципального предприятия выполнять свои долговые обязательства.

Признание государственного или муниципального предприятия банкротом осуществляется только Арбитражным судом Российской Федерации.

Правовую основу процедуры банкротства в Российской Федерации составляет Федеральный закон о несостоятельности. Этот закон регламентирует возможность признания любого юридического лица банкротом, исключение составляют казенные предприятия.

Механизм банкротства в отношении государственных и муниципальных предприятий призван решать следующие задачи:

  • во-первых, очистка государственных и муниципальных унитарных предприятий от кредиторской задолженности;
  • во-вторых, переоформление прав собственности на имущество государственных и муниципальных предприятий на иных лиц.

Порядок прохождения процедуры банкротства государственными и муниципальными предприятиями определяется Федеральным законом о несостоятельности с учетом особого статуса этих предприятий.

Также при осуществлении процедуры банкротства муниципальных и государственных предприятий учитываются положения Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.

Определение 2

Ликвидация государственных и муниципальных предприятий – это совокупность мер, направленных на полное прекращение деятельности этих предприятий.

Специфический статус государственных и муниципальных предприятий, влияющий на процедуру банкротства

При проведении процедуры банкротства государственных и муниципальных предприятий необходимо учитывать следующие специфические особенности:

  • во-первых, назначение руководителя государственного или муниципального предприятия собственником имущества этого предприятия в лице муниципальных или государственных органов управления. На должность руководителя муниципального или государственного предприятия не может претендовать учредитель иных юридических лиц, занимающийся коммерческой практикой и предпринимательством, выступающий в качестве единоличного исполнительного органа, или принимающий участие в забастовках. Руководители государственных и муниципальных предприятий наделены правом осуществления только следующих видов деятельности: научной, преподавательской и иной творческой;
  • во-вторых, законодательно наложенные ограничения на порядок распоряжения имуществом государственного или муниципального предприятия. Государственные и муниципальные предприятия лишены возможности осуществления целого ряда операций с имуществом предприятия без наличия согласия его собственника. Государственные и муниципальные предприятия не могут передавать имущество предприятия в залог, осуществлять его продажу, внесение в уставный капитал других организаций. На все эти действия требуется согласие собственника имущества;
  • в-третьих, осуществление отдельных видов сделок только при наличии согласия собственника имущества государственного и муниципального предприятия. К числу таких сделок относятся предоставление займов, поручительств, получение гарантий, обременение, вступление в договор простого товарищества.

Замечание 1

Эти ограничения призваны обеспечить отсутствие возможности незаконного вывода имущества из государственных и муниципальных предприятий.

Для признания государственных и муниципальных предприятий банкротами необходимо их соответствие следующим условиям:

  • во-первых, наличие документально подтвержденных долговых обязательств на сумму более 300 тысяч рублей;
  • во-вторых, наличие просрочки по погашению обязательств, продолжительностью более 3 месяцев.

В состав долговых обязательств при осуществлении процедуры банкротства включают все долги перед контрагентами, возникшие на основании гражданско-правовых договоров, а также задолженность перед бюджетами различных уровней в отношении налоговых обязательств и перед персоналом государственных и муниципальных предприятий по оплате труда и выходным пособиям.

Муниципальные унитарные предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства также обладают таким признаком банкротства как утрата способности к исполнению своих долговых обязательств перед конечными потребителями – населением муниципального образования.

Инициатором процедуры банкротства в отношении государственных и муниципальных предприятий выступают должники, кредиторы и уполномоченные органы.

Ликвидация государственных и муниципальных предприятий

Определение 3

Ликвидация государственных и муниципальных предприятий – это прекращение деятельности государственных и муниципальных предприятий в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством.

Основанием для ликвидации государственного и муниципального предприятия является решение его собственника. Также государственное или муниципальное предприятие может быть ликвидировано в соответствии с решением суда.

При проведении процедуры ликвидации назначается ликвидационная комиссия собственником имущество государственного или муниципального предприятия. Эта комиссия получает полномочия по управлению государственным или муниципальным предприятием. Она же представляет государственное и муниципальное предприятие в судебных органах.

Если в процессе осуществления процедуры ликвидации государственного или муниципального предприятия ликвидационной комиссией устанавливается его неспособность к удовлетворению обязательств перед кредиторами в полной мере, руководство государственного или муниципального предприятия, а также ликвидационная комиссия обязаны обратиться с заявлением в Арбитражный суд Российской Федерации относительно признания данного предприятия банкротом.

Основу осуществления ликвидации государственного или муниципального предприятия составляет Гражданский кодекс России, Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также другие нормативно-правовые акты.

Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.

Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.

Банкротство предприятий и учреждений в России

Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

8 мая 2010 года был принят закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

Это расширяет права учреждений, даёт им большую финансовую свободу и способствует развитию и улучшению качества оказываемых населению услуг.

Федеральный Закон N 83-ФЗ. Особенности его применения

В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения РФ могут иметь различную степень финансовой свободы. Она будет зависеть от эффективности управления дирекции предприятий своими денежными ресурсами.

Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

  • автономная;
  • бюджетная;
  • казенная.

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму. Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.

Законом предусматривается усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений.

Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя.

Особенности и отличия форм новых бюджетных учреждений

Самая финансово независимая – автономная форма (АУ). Она даёт возможность предприятиям самим формировать заказы для своей деятельности и позволяет открывать счета в коммерческих банках.

Бюджетная форма (БУ) ограничивает свободу размещения заказов и разрешает иметь счет только в Федеральном казначействе.

Казенная организационная форма (КУ) учреждения имеет самую жесткую регламентацию хозяйственной деятельности. Её финансирование осуществляется в полном соответствии с бюджетом. Обычно к ней относятся учреждения министерства обороны и государственной пенитенциарной системы и все доходы, полученные КУ

Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.

Бюджет по-прежнему остается главным источником нормального функционирования таких организаций. Закон лишь создал условия для более гармоничного их развития.

Изменился только порядок участия государства в финансировании учреждений. Лишь для казенных он остался прежний. А предприятия автономной и бюджетной формы по новому закону финансируются в форме субсидий на основе Госзадания.

Узнайте, как проводиться добровольная ликвидация ООО с нулевым балансом.

Сколько стоит ликвидация ООО без долгов, цены смотрите .

Бюджетное учреждение

Что относится к бюджетным учреждениям? По российскому законодательству это организации, которые создали сами органы государственной власти для научно-технических, культурных, социальных и прочих некоммерческих видов деятельности.

Они финансируются из средств бюджета государственного или местного и бывают двух типов:

  • государственные;
  • муниципальные.

С появлением нового закона, регламентирующего их деятельность, возникли опасения, что директора при получении финансовой свободы заиграются в самостоятельность. И это может привести их к банкротству. Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования.

У них по новому законодательству:

  • расширены права по распоряжению имуществом;
  • упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
  • появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
  • возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
  • меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.

Может ли обанкротиться бюджетное учреждение?

Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам закон N 83-ФЗ и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски. Хотя, на этапе принятия закона, по этому поводу были серьезные споры специалистов. Ни одно дело о банкротстве в судебной практике пока не зафиксировано. Значит механизм, заложенный в законах, работает. В чем же он состоит?

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4, статья 61) банкротство бюджетных учреждений невозможно. Они являются государственными учреждениями и не могут быть учреждениями частными.

Распоряжаться их собственностью может только учредитель, а учредителем в данном случае является государство либо в лице федеральной власти, либо власти местной, муниципальной.

Хозяйственную деятельность учреждений бюджетной и казенной формы управления государство может контролировать посредством Федерального казначейства, где они только и имеют право держать счета. А механизм смены этой формы и персональной ответственности руководителя за ухудшение результатов способствует мобилизации внутренних ресурсов и недопущению скатывания до уровня банкрота.

Алгоритм, дающий возможность не допустить банкротство муниципального бюджетного учреждения форм БУ и КУ, состоит в следующем:

  • контроль за состоянием финансовой дисциплины БУ и КУ через казначейство;
  • персональная ответственность руководителя и жесткое наказание – снятие с работы;
  • возможность перевода учреждения из одной его формы в другую.

Как не допустить банкротства автономного учреждения?

Законом специально оговаривается понятие крупных сделок. Совершение их возможно лишь с согласия учредителя. Любая сделка, которая может сорвать выплату зарплат работникам учреждения, считается крупной. Ведь зарплаты – самая большая статья расходов бюджетных учреждений.

Государство, через системы субсидий финансируя АУ, тоже является для него кредитором. Постановление 257 Правительства РФ от 29 мая 2004 года дает возможность контролировать движение финансов автономных учреждений и позволяет вовремя предотвратить ситуацию, угрожающую ему банкротством. Казначейство сообщает о проблеме учредителю, а тот уже принимает меры.

Государство, являясь учредителем АУ, определяет состав ценного имущества, которое в случае банкротства может быть отчуждено в пользу кредиторов. Оно не может решать, на какие нужды можно потратить заработанные учреждением деньги, но имеет достаточное влияние, чтобы не допустить его банкротства.

Узнайте, как ликвидировать ООО в статье по ссылке.

Все о ликвидации нулевого ООО и пошаговая инструкция по этому адресу.

Читайте, как закрыть ООО без проверок .

Смена формы бюджетного учреждения

По результатам финансовой работы любое новое бюджетное учреждение может быть переведено с одной формы управления на другую.

Этот перевод осуществляется решением соответствующего органа власти:

  • правительством РФ для учреждений федерального подчинения;
  • высшей исполнительной властью субъекта РФ для предприятий субъектов РФ;
  • администрацией местного самоуправления для муниципальных учреждений.

Смена типа учреждения – это не его реорганизация, а лишь изменение степени его финансовой самостоятельности. Этот процесс не требует существенных организационных затрат. Нужно лишь внести изменения в учредительные документы.

Банкротство муниципального унитарного предприятия

В связи с тем, что муниципальное унитарное предприятие (МУП) является продуктом, созданным администрацией, без прав на имущество, банкротство муниципальных предприятий отличается от других форм. Руководитель МУП, назначенный собственником-учредителем, самостоятельно решает все вопросы по поводу ведения хозяйственной деятельности, кроме отчуждения имущества. Он ведет работы самостоятельно, но с регулярной отчетностью перед учредителем. В тоже время, учредители муниципального унитарного предприятия не являются его участниками. Это играет определенную роль в успешности жизнедеятельности унитарного органа, отвечающего за свои долги имуществом учредителя. В том случае, когда имущества не хватает для расчетов с кредиторами, собственник несет субсидиарную ответственность. Он же, чаще всего, направляет в суд заявление о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия. Кроме этого, заявление может исходить от кредиторов или фискальных органов. Решение финансовых вопросов за счет банкротства запрещено религиозным организациям, государственным предприятиям, общественным союзам.

Процедура банкротства муниципального унитарного предприятия

Руководитель унитарного предприятия отправляет учредителю отчет с указанием обстоятельств, повлекших несостоятельность. Естественной реакцией собственника является решение вопросов через суд. Он уполномочивает руководителя на подачу письменного заявления в суд с указанием сведений о долгах и обоснованием невозможности далее исполнять свои обязательства. При добровольной ликвидации МУП администрация-собственник издает приказ о ликвидации и назначает ликвидационную комиссию. В члены комиссии включаются ответственные сотрудники администрации. Об этом оповещают фискальные органы, кредиторов, рабочих предприятия. Все они должны обратиться к финансовому управляющему для внесения их в ряды кредиторов. При этом в первоочередном порядке возмещаются долги, затраченные на ведение дела о банкротстве. Кредиторами 2-й очереди являются рабочие, не получающие выплат по регрессу, зарплате. Все остальные кредиторы, арендодатели относятся к 3-й очереди.

Грамотная юридическая помощь

На этой стадии нужно обратиться за помощью к профессионалам. Юристы компании Legalfront помогут составить грамотное заявление и приложить к нему необходимые документы, выписки, чеки, сканированные копии. Они могут сопровождать весь ход процесса. Заявление с подтверждающей документацией, квитанция об оплате госпошлины (6 тыс. руб.) сдаются в канцелярию суда. Если выносится решение о принятии его к производству, предлагается кандидатура на роль арбитражного управляющего.

Конкурсное производство

Если муниципальное предприятие прошло все этапы и не «выздоровело» от долгов, суд признает предприятие несостоятельным и назначает конкурсное производство. Эта стадия – накопление финансовой массы. При этом анализируется возможность соразмерного удовлетворения претензий кредиторов за счет продажи имущества предприятия-должника. При банкротстве муниципального предприятия сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП. Если этого недостаточно, на условиях субсидиарной ответственности, продается имущество учредителей.

Торги

Реализация активов производится через торги или открытый аукцион, который организует конкурсный управляющий. Лоты выставляются на интернет-площадках. Участником торгов может быть любое зарегистрированное физическое или юридическое лицо, отправившее заявку. Новым владельцем продаваемого имущества становится представитель любой компании, предложивший самую высокую цену. Торги состоят из 3-х этапов. Сначала ставки повышаются, а потом снижается на 10%. Если не нашлось покупателя в первом и во втором этапе, проходят публичные торги. Такой процесс открывает возможности для покупки имущества компании-должника со значительными скидками. За счет таких торгов любой человек можно выкупить имущество компании-должника, чтобы заняться подобным видом деятельности. Вырученные средства распределяются между кредиторами. В арбитражный суд сдается отчет о проделанной работе с подтверждающими документами. Оставшиеся долги списываются.

Вывод

Если процесс банкротства муниципального предприятия будет организован правильно, МУП избавится от долгов на законной основе. Сделать это можно с грамотным сопровождением юридической компании. На нашем сайте вы найдете статьи на интересующие вас темы, можете заказать услуги профессионального юриста, имеющего опыт в данном направлении.