Баланс запасов полезных ископаемых

1. Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 14.07.2009 № 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» (зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2009 г., регистрационный № 15353);

приказ Минприроды России от 19.05.2010 № 172 «О внесении изменения в Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июля 2009 г. № 207» (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 г., регистрационный № 17635).

Министр С.Е. Донской

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.

Регистрационный № 26227

Порядокпостановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса(утв. приказом Минприроды России от 6 сентября 2012 г. № 265)

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах», с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее — Государственный баланс).

3. На основании статьи 31 Закона Российской Федерации «О недрах», Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию (далее — Роснедра) осуществляет ведение Государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На Государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

9. Учету на государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных, и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам и лечебным грязям — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) — запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

7) запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

11. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

12. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях:

запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

13. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

14. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

15. Роснедра осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных:

ежегодной государственной отчетности, представленной

недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом;

территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации:

по твердым полезным ископаемым (кроме угля) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным;

по нефти, газу и углю — до 1 августа года, следующего за отчетным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Приложение
к приказу Госкомпромышленности, энергетики и недропользования КР
от 24 августа 2017 года № 352

ПРАВИЛА
постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и списания их с государственного баланса

1. Настоящие Правила постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и списания их с государственного баланса (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 9 августа 2012 года № 160 «О недрах» и Положением о Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 июля 2016 года № 401 и определяют порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и списания их с государственного баланса.

2. В соответствии со статьей 13 Закона Кыргызской Республики «О недрах» запасы полезных ископаемых, находящиеся в месторождениях полезных ископаемых, подлежат учету Государственным балансом запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики (далее — Государственный баланс) на основании апробации Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Кыргызской Республики (далее — Государственной комиссии по запасам).

3. На основании статьи 12 Закона Кыргызской Республики «О недрах» Государственный баланс содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности полезных ископаемых по месторождениям, размещении и степени промышленного освоения, добыче и обеспеченности разведанными запасами полезных ископаемых действующих предприятий.

4. Ведение Государственного баланса осуществляет уполномоченный государственный орган по недропользованию, который обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и списание их с Государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов (кондиционных лимитов, протяженности, мощности, средних содержаний полезных ископаемых, изменения цен на продукты переработки руд.)

6. Запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых, площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, куполам и другим объектам учета. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются в целом по объектам учета, а также за соответствующим недропользователем — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разработки и добычи полезных ископаемых.

8. Государственным балансом учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств.

9. Учету Государственным балансом подлежат разведанные в недрах запасы всех видов полезных ископаемых (приложение № 1), апробированные в установленном порядке Государственной комиссией по запасам СССР, Территориальной комиссией по запасам и Государственной комиссией по запасам, для лиц всех форм собственности:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые и за — балансовые запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, термоминеральных и промышленных вод;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) — запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

7) запасы полезных ископаемых, складированные в специальных отвалах и добытые из них.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс является положительное заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, осуществляемой Государственной комиссией по запасам. Результаты государственной экспертизы недр оформляются протоколом Государственной комиссии по запасам, в котором отражаются данные об утверждении (апробации) запасов полезных ископаемых, о распределении запасов по категориям, о списании полезных ископаемых, о возможности применения информации о недрах в промышленных и научных целях.

11. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

12. Списание с учета балансовых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи либо не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах или разработки месторождения полезных ископаемых, производится уполномоченным органом по недропользованию с последующим внесением изменений и дополнений в Государственный баланс.

13. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях:

запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государст­венным балансом в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся соответствующим недропользователем по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки месторождений полезных ископаемых или для целей разработки и добычи полезных ископаемых;

14. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

15. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется за отчетный год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по заключениям государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

16. Уполномоченный орган осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных:

— ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

— заключений государственной экспертизы Государственной комиссии по запасам;

17. Уполномоченный орган подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Кыргызской Республике:

по твердым полезным ископаемым в срок до 1 июля, следующего за отчетным;

по нефти, газу и углю — до 1 августа текущего года, следующего за отчетным.

18. В срок до 1 ноября текущего года, следующего за отчетным, уполномоченный орган по недропользовании обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (формы Государственного баланса приведены в приложениях 2-6).

19. Уполномоченный орган осуществляет контроль за своевременным представлением юридическими и физическими лицами отчетных балансов запасов полезных ископаемых (формы 5ГР), проверяет соответствие полученных сведений в соответствии с Инструкцией о совершенствовании процессов отчетности недропользователей, утвержденной приказом Государственного комитета промышленности, энергетики и недрпользования Кыргызской Республики № 1/1 от 26 декабря 2016 года (зарегистрировано в реестре нормативных правовых актах за № 77 от 05.07.2017 года)

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬполезных ископаемых, по которым составляются сводные балансы запасов, с указание единиц измерения

Примечание:

Запасы, добыча и потери при добыче должны выражаться в одних и тех же единицах измерения.

Запасы асбеста, алмазов, окиси бора, пятиокиси ванадия, окиси лития, окиси стронция, минеральных красок, мышьяка, меди, никеля, рассеянных элементов, редких земель, свинца и цинка, золота, серебра, окиси циркония учитываются с точностью до 0,1; остальных полезных ископаемых – с округлением до целых.

Приложение 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАЛАНС ЗАПАСОВ _________________________________________ ЗА _____ ГОД вид полезного ископаемого

Единица измерения запасов

Руда —

Полезное ископаемое –

№ п/п

Область.

Министерство (ведомство), Организация, предприятие Месторождение, участок, местоположение. Степень освоения, год. (Полезные ископаемые, учитываемые другими выпусками баланса)

а) тип полезного ископаемого,

б) среднее содержание полезных компонентов и вредных примесей, в) годовая проектная производительность предприятия

Состояние запасов на 1 января 20__ г.

Изменения запасов за 20__. в результате

Состояние запасов на 1 января 20___ г.

Балансовые запасы, утвержденные ГКЗ СССР, ТКЗ, ГКЗ КР на дату утверждения

балансовые

забалансовые

балансовые

забалансовые

добычи

потерь при добыче

разведки

переоценки

списания неподтвердившихся запасов

изменения технических границ и по другим причинам

А + В

С1

А + В + С1

С2

балансовые

забалансовые

год утверждения,

№ протокола, группа сложности

А + В + С1

С2

А + В + С1

С2

Приложение 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАЛАНС ЗАПАСОВ УГЛЯ ЗА _____ ГОД

№ п/п

Область

Министерство (ведомство) Организация, предприятие Бассейн, угленосный район, месторождение, участок, шахта, разрез. Год ввода в строительство, в эксплуатацию. Глубина в м:

Степень освоения

Марка угля, технологическая группа;

а) зола Аd, %

б) сера Sdt, %

в) влага Wtr, %

г) удельная теплота сгорания Qti,МДж/кг

Состояние запасов на 1 января 20__ г.

Изменение балансовых запасов за 20__ г.

в результате:

Состояние запасов на 1 января 20__ г..

Балансовые запасы, утверждённые ГКЗ, ТКЗ

А + В + С1

С2

забалансовые

добычи А + В + С1

добычи С2

потерь при добыче

разведки А + В + С1

списания неподтвердившихся запасов

А + В + С1

переоценки, изменения технических границ и др. причинам А + В + С1

балансовые

забалансовые

на дату утверждения

А + В + С1

год утверждения и № протокола. Группа сложности

А

В

С1

А + В + С1

С2

Приложение 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАЛАНС ЗАПАСОВ НЕФТИ ЗА _____ ГОД

запасы

геологические

, тыс. т

извлекаемые

№ п/п

Область Министерство, Управление, Объединение Степень освоения. Месторождение и его тип. Продуктивные отложения. Коллектор (карбонатный, терригенный). Глубина залегания, м

Параметры пласта:

а) площадь нефтенос­ности, тыс.м2;

б) нефтенасыщенная толщина (общая/ эффективная), м; в) открытая пористость; г) нефтенасыщенность;

д) коэффициент извлечения нефти;

е) проницаемость, мкм2;

ж) пересчетный коэффициент

Качественная характеристика нефти:

а) плотность ,г/см3

б) вязкость в пластовых условиях, мПа с;

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ПОСТАНОВКИ ИХ НА БАЛАНС И СПИСАНИЯ С БАЛАНСА

I. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» устанавливает единый порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально — сырьевой базы и рационального использования недр.

Требования положения являются обязательными для организаций, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и зарубежных стран (далее — недропользователей), осуществляющих на основании лицензий поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых является официальным государственным документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) в соответствии с Законом РФ «О недрах» с целью ежегодного учета состояния минерально — сырьевой базы Российской Федерации и субъектов Федерации по важнейшим видам полезных ископаемых согласно Приложению 1 (разделы I и II).

3. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым территориальным (региональным) органом управления государственным фондом недр с целью учета состояния минерально — сырьевой базы соответствующих субъектов Российской Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в Приложении 1.

4. Составление государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых осуществляется на основе государственной отчетности, представляемой недропользователями в соответствии с «Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 215, а также геологической информации, полученной недропользователями, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Государственная отчетность о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых и их использовании представляется недропользователями по формам государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 6-гр, 71-ТП и 70-ТП, которые разрабатываются Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстатом России).

5. Балансы запасов полезных ископаемых должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях при добыче и других изменениях, об уровне обеспеченности добывающих предприятий разведанными запасами полезных ископаемых, а также технико — экономических показателях предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья.

Состав информации по учету состояния и изменения запасов, структура, содержание и методика ведения государственного и территориальных балансов определяются инструкциями, утверждаемыми МПР России.

6. Составление и ведение государственного и территориальных балансов возлагается на Российский федеральный геологический фонд (Росгеолфонд) и геологические фонды (ТГФ) территориальных органов управления государственным фондом недр, осуществляющих формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в Приложении 1 к настоящему Положению.

II. Основные требования к постановке запасов полезных ископаемых на учет в государственном и территориальных балансах и списанию их с баланса

7. В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным МПР России по геолого — экономической оценке, а их количество и качество подтверждены заключениями специально уполномоченных органов государственной экспертизы.

По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов.

По нефти и конденсату учитываются только балансовые геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы.

По подземным водам раздельно учитываются: балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы пресных, термальных и минеральных вод различного назначения в соответствии с порядком, установленным МПР России, а также балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы подземных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы раны и поверхностных рассолов и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки недропользователями (по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации и России в целом).

Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями Классификации месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, Классификации запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, а также Классификации эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод, утвержденных в установленном порядке.

8. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

9. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества в порядке, установленном МПР России.

10. Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на учет недропользователей, на государственный и территориальные балансы и их списание с учета недропользователей и с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого — разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений органов государственной экспертизы запасов согласно протоколам Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России (ЦКЗ), учреждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации, и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией.

Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ вместе с отчетами с подсчетом запасов, подлежат представлению в Российский федеральный и соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов и для последующего их хранения.

11. Состояние и изменение балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых учитываются в формах N N 5-гр и 6-гр и в балансах по их наличию в недрах (без учета разубоживания для твердых полезных ископаемых), в том числе балансовых — по категориям А, В, С1 и С2, учитываемых раздельно, и по суммам категорий А + В, А + В + С1.

Забалансовые запасы твердых полезных ископаемых учитываются по сумме категорий А + В + С1 + С2.

В общем количестве запасов твердых полезных ископаемых, нефти, газа и газового конденсата ежегодно по состоянию на 1 января указываются запасы, принятые на учет по результатам государственной экспертизы, в том числе ранее утвержденные ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ, остаток этих запасов по разрабатываемым месторождениям, а также выявленные в отчетном году в результате геолого — разведочных работ и разработки месторождений и принятые на учет ЦКЗ.

12. В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате:

— добычи из недр;

— потерь при добыче в недрах;

— добычи из недр и складирования в спецотвалы;

— прироста или уменьшения в результате геолого — разведочных работ;

— переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения) или утратой промышленного значения по технико — экономическим и горно — геологическим причинам;

— неподтверждения запасов при разработке или последующих геолого — разведочных работах;

— передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

13. Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются:

— непосредственно за недропользователем — по участкам недр, на которые им выданы в установленном порядке лицензии за пользование недрами;

— за территориальным органом управления государственным фондом недр — по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии.

В пояснительных записках характеризуется состояние минерально — сырьевой базы Российской Федерации в целом, субъекта Российской Федерации и недропользователей, а также технико — экономические показатели предприятий по разведке и добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья в соответствии с Приложением 2. Указываются причины изменения запасов в связи с поисками, оценкой, разведкой, переоценкой и разработкой месторождения и основные результаты геолого — разведочных работ; даются краткие геологические описания вновь открытых месторождений (площадей, участков, залежей), а также месторождений, прошедших государственную экспертизу; приводится распределение запасов по степени их промышленного освоения, по геолого — промышленным типам месторождений и технологическим сортам руд и других полезных ископаемых. Приводятся сведения о распределении запасов нефти и газа в соответствии с их качественными характеристиками (удельным весом нефти, сернистостью, вязкостью и др.), условиями залегания (по статиграфическим комплексам, глубинам, типам коллекторов и др.), а также степенью разведанности начальных и текущих ресурсов и выработанности разведанных запасов нефти и газа.

По углю и горючим сланцам должны быть приведены сведения о состоянии запасов по маркам угля, производственных мощностях фонда действующих, реконструируемых и строящихся шахт и разрезов и его изменении, о состоянии запасов резервных разведанных участков для строительства новых шахт и разрезов (резерв подгруппы «а»), реконструкции и продлении срока деятельности действующих предприятий (резерв подгруппы «б»), а также о распределении действующих и строящихся шахт и разрезов по группам производственных и проектных мощностей.

Должны быть выделены при необходимости главнейшие месторождения с указанием их запасов и объемов добычи, а также запасы, которые могут быть рентабельно отработаны в сложившихся экономических условиях. В записках характеризуется обеспеченность предприятий всеми разведанными запасами, в том числе в контурах отработки.

В виде отдельных таблиц и разделов приводятся данные о состоянии запасов категории С2, выявленных в результате поисково — оценочных работ на новых объектах и получивших положительную оценку по технико — экономическим соображениям (ТЭС), прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категорий Р1, Р2 и Р3, перспективных ресурсов категории С3 и прогнозных ресурсов категорий D1 и D2 по нефти и газу.

Порядок оценки, сроки апробации и учета, а также периодичность представления данных об этих запасах и ресурсах определяются МПР России.

В пояснительной записке к государственному балансу могут отражаться также иные сведения о минерально — сырьевых ресурсах, выявленных в результате поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

15. Изменения запасов полезных ископаемых отражаются в балансах на основании решения МПР России или территориального органа управления государственным фондом недр в пределах их полномочий в соответствии с установленным порядком осуществления государственной экспертизы запасов, а в случае списания запасов по разрабатываемым и подготавливаемым к разработке объектам — кроме того, по согласованию с органами государственного горного надзора.

Порядок согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых определяются Инструкцией, утверждаемой МПР России и Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России).

16. Предложения о списании балансовых и забалансовых запасов и перевод балансовых запасов в забалансовые вносятся в соответствующую комиссию по государственной экспертизе запасов в пределах их полномочий по учтенным месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и др. объектам учета):

— переданным по лицензиям для геологического изучения и добычи полезных ископаемых — непосредственно недропользователем;

— включенным в резервный нераспределенный фонд — соответствующим территориальным органом управления государственным фондом недр.

Передача запасов от одного недропользователя другому учитывается в государственном и территориальных балансах на основании решений органов, осуществляющих лицензирование права пользования недрами.

17. Данные государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых не подлежат разглашению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, к сведениям для служебного пользования или к конфиденциальным.

Пользование данными государственного и территориальных балансов, содержащимися в федеральном и территориальных фондах геологической информации, осуществляется в порядке, установленном МПР России.

18. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов на предприятиях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Ответственность за достоверность отражения данных в государственном и территориальных балансах запасов полезных ископаемых несут должностные лица соответствующих органов государственной экспертизы, федерального и территориальных фондов геологической информации.

III. Порядок и условия постановки на баланс и учета запасов полезных ископаемых

19. Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам недропользования производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.

20. Государственная отчетность о состоянии, движении и использовании запасов полезных ископаемых (формы N N 5-гр, 6-гр, 70-тп, 71-тп) за истекший год представляется пользователям недр в федеральный и территориальные фонды геологической информации ежегодно в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным, а также, по решению Госкомстата России — федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование деятельности соответствующих предприятий по разведке месторождений полезных ископаемых и их добыче.

Одновременно с формами государственной отчетности пользователи недр представляют геологическую информацию в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, а также копии актов о списании запасов неподтвердившихся и утративших промышленное значение или переводе последних в группу забалансовых.

21. Учету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых:

— запасы на вновь выявленным в результате геолого — разведочных работ месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и другим объектам), подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов (в том числе кондициями, по нефти, газу, конденсату — коэффициентом извлечения);

— прирост или уменьшение запасов, полученные в результате геолого — разведочных и эксплуатационных работ на месторождениях, запасы которых ранее были апробированы государственной экспертизой или утверждены ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ;

— увеличение или уменьшение запасов при переоценке ранее подсчитанных запасов или переводе забалансовых запасов в балансовые без проведения дополнительных геолого — разведочных работ.

Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации или территориальными органами управления государственным фондом недр в соответствии с их компетенцией.

22. Постановке на государственный и территориальные балансы подлежат:

— балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы;

— запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого — экономическую оценку своей промышленной значимости.

Состояние и изменения запасов этих образований отражаются по данным форм государственного федерального статистического наблюдения N N 70-тп, 71-тп, 5-гр в балансах запасов отдельной строкой и не суммируются с запасами полезных ископаемых, выявленными в недрах.

23. Территориальные фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых и до 25 апреля представляют их Российскому федеральному геологическому фонду. Территориальный баланс составляется на основе:

— данных государственной отчетности предприятий, осуществляющих поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

— актов на списание запасов, не подтвердившихся при разработке и последующих геолого — разведочных работах или утративших промышленное значение;

— заключений специально уполномоченных органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ), утвержденных в установленном порядке.

24. Российский федеральный геологический фонд осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых с использованием:

— данных государственной отчетности предприятий, осуществляющих поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

— территориальных балансов запасов полезных ископаемых;

— заключений специально уполномоченных органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ), утвержденных в установленном порядке;

— актов о списании запасов, не подтвердившихся при разработке и последующих геолого — разведочных работах или утративших промышленное значение.

25. Российский федеральный геологический фонд ежегодно представляет Министерству экономики России (Минэкономики России), Госкомстату России, МПР России:

— сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации — до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа;

— государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания.

Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в соответствующих отраслях экономики, и Госгортехнадзору России направляются выпуски государственного баланса.

26. Российский федеральный геологический фонд направляет территориальным фондам геологической информации:

— изданную часть государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации;

— заключение по территориальным балансам запасов и государственной отчетности пользователей недр об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых.

27. Территориальные фонды геологической информации вносят согласно заключению федерального фонда соответствующие изменения в территориальные балансы запасов и сообщают о них недропользователям, представившим государственную отчетность о состоянии и движении запасов полезных ископаемых, и обеспечивают справочно — информационное обслуживание органов власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

IV. Порядок и условия списания запасов полезных ископаемых с баланса запасов

28. Списанию с государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых и соответственно снятию их с учета недропользователей подлежат балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых (твердых, жидких и газообразных), в том числе балансовые геологические и извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них полезных компонентов, имеющих промышленное значение, включая компоненты промышленных подземных, в том числе нефтяных и поверхностных вод:

— добытые (извлеченные из недр) и направленные потребителям и на переработку;

— потерянные при добыче, в том числе оставленные в недрах, извлеченные из недр, но направленные в породные отвалы, потерянные при транспортировке, погрузке, разгрузке на транспортных путях предприятия, в местах хранения в пределах границ горного отвода;

— утратившие промышленное значение вследствие несоответствия вновь установленным государственной экспертизой параметрам для подсчета запасов (кондициям, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициенту извлечения), а также вследствие нецелесообразности отработки из-за выявившегося ухудшения экономической и экологической ситуации, изменения назначения использования земель, резкого усложнения геологических, гидрогеологических, инженерно — геологических и других природных условий и из-за угрозы жизни и здоровью людей, нанесения ущерба хозяйственным объектам или окружающей среде, в том числе находящимся в природоохранных зонах;

— не подтвердившиеся при разработке месторождения (участки, площади, залежи, горизонты и др.) и при последующих геолого — разведочных работах в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания полезных ископаемых.

29. Списание добытых (извлеченных из недр) и потерянных при добыче балансовых (в том числе геологических и извлекаемых запасов нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата, битумов) и забалансовых запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов производится не реже одного раза в год на основании данных учетной геолого — маркшейдерской документации и форм государственного федерального статистического наблюдения N N 70-тп, 5-гр и 6-гр. Количественные изменения запасов за год в результате добычи и потерь при добыче полезных ископаемых в недрах подтверждаются актами технических комиссий предприятий — недропользователей, согласованными с территориальным органом горного надзора по всем основным и попутным компонентам, запасы которых учтены государственным балансом.

Списание потерянных в процессе добычи полезных ископаемых производится недропользователем ежегодно по согласованию с органами Госгортехнадзора России в установленном порядке.

Запасы полезных ископаемых, добытые из числа ранее не учтенных, но выявленных в течение отчетного года при геолого — разведочных работах и разработке месторождения, списываются после оформления их как прирост запасов или увеличение запасов по переоценке, если дополнительных работ не проводилось.

30. Списание добытых и потерянных в процессе добычи балансовых и забалансовых запасов твердых полезных ископаемых осуществляется недропользователем раздельно по каждой выемочной единице (блоку, лаве, уступу и т.п.) и отражается в формах федерального статистического наблюдения суммарно по соответствующим объектам учета (месторождению, участку, залежи, шахтному и карьерному полю и др.).

31. Списание балансовых запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, из-за отсутствия потребителей может осуществляться ежегодно предприятием по добыче основного полезного ископаемого в объеме фактической отработки в соответствии с условиями лицензирования или на основании решения органа управления фондом недр, выдавшего лицензию на пользование недрами.

32. По разрабатываемым месторождениям списание с государственного и территориальных балансов, а также с учета недропользователя утративших промышленное значение балансовых запасов полезных ископаемых категорий А, В, С1 и запасов категории С2, разрешенных для проектирования и разработки, или перевод этих запасов в забалансовые по технико — экономическим и иным соображениям, равно как и списание запасов указанных категорий, не подтвердившихся в процессе последующих геолого — разведочных работ и разработки месторождения, осуществляется МПР России на основании заключения органов государственной экспертизы (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ) согласно их полномочий и акта недропользователя на списание запасов, согласованного с соответствующим органом Госгортехнадзора России, при условии, если разовое или суммарное количество подлежащих списанию запасов не превышает 20% от запасов, переданных недропользователю.

Для рассмотрения вопроса о списании этих запасов или переводе их в забалансовые недропользователь направляет органу государственного горного надзора технико — экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности такого списания, подготовленное в соответствии с Инструкцией, утвержденной МПР России и Госгортехнадзором России.

33. Если разовое или суммарное количество балансовых запасов, списанных и представляемых к списанию по указанным в пункте 32 причинам превышает 20% от запасов, переданных недропользователю, то запасы по такому объекту подлежат пересчету в соответствии с требованиями Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых с анализом и оценкой причин, обусловивших утрату промышленного значения или повлекших неподтверждение запасов (геологических, горнотехнических, гидрогеологических, технологических, экологических, экономических и др.), и представлению материалов этого пересчета с заключением органов Госгортехнадзора России на государственную экспертизу в установленном порядке.

34. По неразрабатываемым месторождениям, переданным недропользователю для геологического изучения, в том числе с последующей добычей, или числящимся в резервном нераспределенном фонде, списание балансовых и забалансовых запасов, не подтвердившихся в результате последующих геолого — разведочных работ, а также утративших промышленное значение, производится МПР России после проведения государственной экспертизы материалов подсчета запасов полезных ископаемых с учетом полученной дополнительной геологической информации, а также новых данных технологических, экологических, экономических и других исследований.

Полное снятие с учета балансовых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, производится только при наличии материалов, обосновывающих нецелесообразность перевода их в забалансовые, за исключением нефти, газа и содержащихся в них полезных компонентов.

35. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых или перевод балансовых запасов в группу забалансовых при проектировании, строительстве, реконструкции и расширении предприятия по добыче полезных ископаемых может производиться только на основании заключения соответствующего органа государственной экспертизы и по согласованию с органом Госгортехнадзора России в исключительных случаях, вызванных пересмотром технологии добычи и переработки добываемых полезных ископаемых, изменением стандартов и технических условий к качеству минерального сырья, если при этом не требуется разработка и введение в действие новых параметров для подсчета запасов месторождения в целом (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату — коэффициента извлечения).

36. Списание балансовых и забалансовых запасов в связи с банкротством недропользователя или ликвидацией предприятия может быть осуществлено, если соответствующими расчетами будет доказано, что оставшиеся запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение, а их разработка с применением новейших технологий добычи и переработки полезных ископаемых по технологическим, экономическим и экологическим соображениям нецелесообразна.

Материалы по обоснованию такого списания вместе с заключением органов государственного горного надзора представляются недропользователем на рассмотрение соответствующего органа государственной экспертизы запасов в установленном порядке.

Балансовые и забалансовые запасы таких предприятий, если они на основании заключения органа государственной экспертизы не подлежат списанию, учитываются в территориальных и государственном балансах как резервный нераспределенный фонд за соответствующим органом управления государственным фондом недр, выдавшим лицензию на данный участок недр.

37. До окончательного решения вопроса о списании запасов полезных ископаемых запрещается вносить в статистическую отчетность изменения, связанные с намечаемым списанием.

Отдел подготовки Государственных балансов твердых горючих полезных ископаемых является производственным структурным подразделением управления информационно-аналитического обеспечения МСБ ТПИ и ГКМ ФГБУ «Росгеолфонд». Отдел осуществляет свою производственную деятельность в целях обеспечения Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, других ведомств и организаций информацией об изменении и состоянии минерально-сырьевой базы угля, горючих сланцев, торфа.

В своей деятельности отдел руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, приказами, распоряжениями, инструкциями, методическими указаниями и другими нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию и ФГБУ «Росгеолфонд».

Основные задачи отдела

  1. Учет месторождений и запасов угля, горючих сланцев, торфа, проявлений и прогнозных ресурсов торфа; ведение Государственного баланса запасов угля, горючих сланцев и торфа.
  2. Анализ и обработка территориальной, ведомственной отчетной документации, в том числе отчетов недропользователей по формам № 5-гр, 70-тп, 71-тп.
  3. Составление аналитических информационно-справочных материалов по геологическому изучению и использованию недр по углю, горючим сланцам и торфу; состоянию и изменению минерально-сырьевой базы твердых горючих ископаемых.
  4. Методическое руководство работой территориальных фондов геологической информации, а также отделов по недропользованию органов государственной власти субъектов Российской Федерации по направлениям своей деятельности.

Государственный баланс полезных ископаемых полно и достоверно отражает качество, состояние и движение запасов, их размещение, основные результаты геолого-разведочных работ, степень промышленного освоения, добычу, потери, обеспеченность промышленности разведанными запасами.

Государственный баланс является единственным официальным документом, обеспечивает высокую достоверность отражаемых сведений и оперативность их представления заинтересованным министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям, что позволяет вести мониторинг запасов полезных ископаемых.

В своей работе ОПГБ ТГПИ руководствуется следующими основными документами:

  1. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
  2. Письмо Роснедр от 03.02.2009 № ПС-03-30/0621 «О порядке списания запасов полезных ископаемых».
  3. Постановление Госкомстата РФ от 18 июня 1999 г. № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием».
  4. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение».
  5. Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых (утв. Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, 28).
  6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 августа 2014 г. № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых».
  7. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 мая 2014 г. № 216 «Об утверждении Порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых».
  8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.08.2016 № 434 «Об утверждении Порядка представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения».
  9. Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. № 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса».
  10. Инструкция по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам № 5-гр и 5-гр (уголь).

ОПГБ ТГПИ ежегодно составляет Государственный баланс запасов

  1. Выпуск 92. Сланцы горючие.
  2. Выпуск 91. Уголь.
    • Том I. Сводные данные по России.
    • Том II. Центральный федеральный округ. Тверская, Смоленская, Калужская, Тульская, Рязанская области.
    • Том III. Северо-Западный федеральный округ. Ненецкий АО, Республика Коми.
    • Том IV. Южный федеральный округ. Ростовская область.
    • Северо-Кавказский федеральный округ. Карачаево-Черкесская Республика.
    • Том V. Приволжский федеральный округ. Пермская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область.
    • Том VI. Уральский федеральный округ. Ханты-Мансийский АО, Свердловская и Челябинская области.
    • Том VII. Сибирский федеральный округ.
      • Часть 1. Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай.
      • Часть 2. Красноярский край, Республики Хакасия и Тыва, Иркутская область.
    • Том VIII. Дальневосточный федеральный округ. Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Забайкальский край, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская АО, Приморский край, Сахалинская область.
  3. Выпуск 96. Торф. Сводные данные по России.

Государственный баланс запасов (ГБЗ) угля, горючих сланцев и торфа распространяется согласно разнарядке на рассылку томов и частей, которая составляется Росгеолфондом и утверждается Федеральным агентством по недропользованию. Ведомства и организации, не включенные в список, могут получить ГБЗ согласно их заявкам и разрешению Федерального агентства.

В 1998–2000 гг. отделом был составлен уникальный справочник «Сапропелевые ресурсы России» (сводный том и тома по субъектам РФ), содержащий сведения по более чем 10 000 месторождений и проявлений сапропеля, который имеется в наличии. Предыдущий подобный справочник был составлен Институтом «Гипроторфразведка» в 1964 году, в нем обобщены данные лишь по 578 месторождениям сапропеля.

Контактные данные

Заместитель генерального директора — главный геолог

Ковтонюк Геннадий Петрович