Баланс обеспеченности трудовыми ресурсами по мобилизационному плану

Основание составления анализа обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами

Согласно п. 3 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 г. одной из основных целей воинского учета является: обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу (в том числе в военное время) на время предоставленной отсрочки в соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ.

Организации, в которых осуществляется бронирование, обязаны систематически проводить анализ обеспеченности организаций на военное время трудовыми ресурсами.

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами позволяет оценить степень укомплектованности предприятия работниками на период мобилизации и в военное время.

Организации осуществляют анализ путем подсчета всех сотрудников и занесения данных в одноименный документ.

Порядок составления анализа обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами

Анализ обеспеченности на период мобилизации трудовыми ресурсами – это документ, содержащий сведения о количестве работников, которые на период мобилизации и в военное время подлежат призыву и будут оставаться на рабочих местах. Документ представляет собой таблицу, состоящую из 7 граф.

В анализе обеспеченности на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами должна указываться, в отношении каждой должности (руководители, специалисты, другие служащие, рабочие, водители), следующая информация:

  • количество работающих;
  • количество граждан, пребывающих в запасе;
  • количество граждан, подлежащих призыву по мобилизации;
  • количество граждан, остающихся работать в военное время;
  • потребность в трудовых ресурсах на расчетный год;
  • и иная информация.

После заполнения всех данных должен быть подсчитан некомлект или избыток работников в отношении каждой должности и общий процент обеспеченности трудовыми ресурсами.

Анализ может быть заполнен с использованием средств вычислительной техники и специального программного обеспечения для его обработки.

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами должен быть подписан руководителем организации и направлен для ознакомления в районную комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Сведения, содержащие в анализе обеспеченности трудовыми ресурсами, должны быть полными и достоверными, а так же соответствовать данным содержащимся в карточке учета организации (форма № 18) и отчете о численности работающих и забронированных гражданах, пребывающих в запасе (форма № 6), которые тоже должны быть направлены в районную комиссию по бронированию.

Проводить анализ обеспеченности трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время нужно один раз в год до 1 января.

Популярные документы и процедуры:

  • Договор купли продажи авто
  • Договор социального найма
  • Договор транспортной экспедиции
  • Приказ о дисциплинарном взыскании
  • Коллективный договор ОАО

УДК 335; 355.4

Ж.В. Черных

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ

СПАСАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МЧС РОССИИ, КАК ОСНОВНОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ, И ИХ ЗАДАЧА НА МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Спасательные воинские формирования МЧС России сегодня — это специально оснащённые и наиболее подготовленные силы, способные оперативно реагировать на любые чрезвычайные ситуации. Для решения приоритетных направлений развития спасательных воинских формирований МЧС России необходимо совершенствовать организационно-штатную структуру спасательных центров МЧС России.

Ключевые слова: анализ, организационно-штатная структура, спасательный центр.

Zh. Chernyh

Keywords: analysis, organizational staff structure, rescue unit EMERCOM of Russia.

В настоящее время огромное влияние на развитие общества оказывают глобальные проблемы, заключающиеся в возникновении противоречий во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. Наличие данных проблем создаёт угрозы для человечества. Среди них особо хочется отметить демографическую, экологическую проблемы, проблемы природных и техногенных катастроф, сосуществование мировых религий, распространение опасных малоизученных болезней, проблемы войны и мира, международный терроризм, неконтролируемая миграция и другие.

Трагический парадокс современности состоит в том, что развитие общества до сих пор не оставило войну как средство разрешения межгосударственных, религиозных, этнических и других противоречий и проблем.

На сегодняшний день международная политическая обстановка в мире очень сложная, можно сказать взрывоопасная. Существует множество очагов напряжённости вблизи границ России, которые в любой момент могут перерасти в крупные вооружённые конфликты, в которые по тем или иным причинам может быть втянута Российская Федерация. В сложной быстроменяющейся обстановке в условиях как военного, так и мирного времени, ядром группировки сил МЧС России являются спасательные воинские формирования МЧС России (далее по тексту — СВФ МЧС России), как специально оснащённые и подготовленные силы, способные оперативно осуществлять ввод сил в очаги поражения (зоны чрезвычайных ситуаций) первым эшелоном группировки сил МЧС России. СВФ МЧС России реорганизованные из войск ГО, в соответствии с Женевской конвенцией от 12.08.1949 г. и дополнительными протоколами к ней (ратифицированы СССР 04.08.1989 г.) являются постоянно назначенными воинскими формированиями, выделенными из состава Вооружённых сил

_ 87

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты — 2013’2

РФ и занимающиеся выполнением гуманитарных задач, направленными на то, чтобы защитить гражданское население и помочь ему устранить последствия военных действий, а также создать условия, необходимые для его выживания. СВФ МЧС России не участвуют непосредственно в боевых действиях или действиях, наносящих ущерб противной стороне. Они являются составной частью сил обеспечения безопасности .

Спасательный центр МЧС России (далее по тексту — СЦ МЧС России) является основным тактическим подразделением спасательных воинских формирований МЧС России и может выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее по тексту — АСДНР) в соответствии со своим предназначением как в полном составе, так и отдельными подразделениями.

Исходя из этого, штат четырёх СЦ МЧС России (штат № 51/028) (346, 495, 653, 1001) состоит из основных подразделений, включающих 2 спасательных отряда, инженерно-техническую роту, роту РХБЗ, автомобильный взвод (доставки гуманитарных грузов и жизнеобеспечения населения), а также подразделений тылового и технического обеспечения (рис.1) .

Штат № 51/028

Штаб Отделение Инженер- Служба Финансо- Отделение Техниче-

7/9 воспитатель- ная РХБЗ вая по ЗГТ ская часть

ной работы 1/3 служба 1 1/1 служба 5/1 5/2

Тыл 4/4

ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Автомобильный

взвод (доставки ГГ и ЖОН) 18

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ремонтный взвод

Оркестр -/10

Взвод материального обеспечения 4/30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Организационно-штатная структура СЦ МЧС России

Отличия в организационно-штатной структуре других четырёх СЦ МЧС России регионального подчинения (996, 1042,1043, 978) заключаются в следующем.

В 996 СЦ МЧС России Центрального РЦ МЧС России и в 1042 СЦ МЧС России Дальневосточного РЦ МЧС России вместо двух спасательных отрядов в штате один. Это обусловлено наличием достаточного количества сил и средств МЧС России на территории Центрального федерального округа, в то же время данное условие не выполняется на территории Дальневосточного регионального центра (далее по тексту — РЦ).

88 _

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты — 2013’2

Сокращение численности 1042 СЦ МЧС России и его переход на новый штат позволило сформировать два СЦ в Дальневосточном РЦ и таким образом сохранить 1043 СЦ МЧС России Дальневосточного РЦ МЧС России, что дало возможность более оперативно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации (далее по тексту — ЧС) в северной части Дальневосточного федерального округа, а следовательно, в 1043 СЦ МЧС России Дальневосточного РЦ МЧС России в штате вместо спасательных отрядов две спасательные роты.

В 978 СЦ МЧС России Уральского РЦ МЧС России — вместо одного спасательного отряда — в штате учебный батальон, что позволяет готовить младших специалистов для СЦ МЧС России.

Отличие новой организационно-штатной структуры СЦ МЧС России регионального подчинения от старой в основном заключаются в следующем:

значительно увеличена их спасательная составляющая, так только расчётов аварийно-спасательных машин различных модификаций в СЦ МЧС России имеется в количестве 12 ед., оснащение современными средствами малой механизации, имуществом и оборудованием расширяет их возможности по поиску и спасению пострадавших, в том числе и терпящих бедствие на водах, значительно увеличена и кинологическая составляющая;

введённая в штат рота РХБЗ существенно, по своим возможностям, отличается от аналогичных существующих подразделений, а её оснащение позволяет выполнять задачи по ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах, использующих в своём производстве аварийно химически опасные вещества (существующие подразделения оснащены техникой и приборами для выполнения задач в условиях применения боевых отравляющих веществ и оружия массового поражения (далее по тексту — ОМП)). Оснащение данного подразделения современными защитными средствами позволяет выполнять задачи непосредственно в очагах аварий без угрозы для здоровья и жизни спасателей;

инженерно-техническая рота, при 100 % оснащении штатной техникой и вооружением, будет более мобильной и способной выполнять больший объём инженерных задач;

исходя из опыта участия в ликвидации последствий вооружённых конфликтов, в каждом спасательном центре включён в штат автомобильный взвод (доставки гуманитарных грузов и жизнеобеспечения населения), что существенно сокращает время прибытия помощи из СЦ МЧС России и значительно уменьшает материально-технические и финансовые затраты; существенно увеличены возможности тыловых подразделений;

поставленные на вооружение современные комплексы связи МУС-ЧС уже позволяют увеличить возможности по обеспечению связью в районе ЧС;

впервые в штатах спасательного центра введены специальные мобильные комплексы жизнеобеспечения населения, принятые на оснащение МЧС России в 2008 году (приказ МЧС России от 11.12.2008 г. № 762), что позволяет более качественно выполнять задачи по оказанию помощи пострадавшим.

Отличную от СЦ МЧС России регионального подчинения организационно-штатную структуру имеют СЦ МЧС России центрального подчинения (294 ЦСООР и 179 СЦ МЧС России). Это связано со спецификой возложенных на них задач.

На 179 СЦ МЧС России возложены задачи:

обеспечение выполнения специальных задач Правительства Российской Федерации; экстренное реагирование на ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации и за рубежом;

комплексное выполнение мероприятий по спасению и эвакуации населения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее по тексту — АСДНР) в зонах ЧС, доставка грузов гуманитарной помощи населению на территории Российской Федерации, а также за рубежом;

обеспечение подготовки и переподготовки руководящего состава единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка младших специалистов по военно-учётным специальностям, а также спасателей в 40 Российском центре подготовки спасателей;

проведение полевых испытаний новых образцов техники и средств механизации аварийно-спасательных работ;

проведение исследовательских, опытных и показательных учений по тактике действий сил и средств МЧС России в районах ЧС природного и техногенного характера.

На 294 Центр по проведению спасательных операций особого риска МЧС России возложены наиболее сложные задачи, связанные с риском для жизни людей, а именно:

выполнение работ с использованием робототехнических средств в зонах с высокими уровнями радиации, на химически опасных объектах, в зонах вооружённых конфликтов; горноспасательные, водолазные и пиротехнические работы; десантирование в труднодоступные участки местности . Порядок выполнения задач, возложенных на СЦ МЧС России определяется:

а) в мирное время — соответствующими планами действий СЦ МЧС России;

б) в военное время — Планом ГО и защиты населения РФ . Проанализируем основные задачи СЦ МЧС России:

а) в мирное время при повседневной деятельности:

проведение мероприятий по поддержанию готовности СЦ МЧС России к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения АСДНР; участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обучение населения в области ГО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при ЧС, а также по разработке технологий проведения АСДНР ;

б) в ходе ликвидации ЧС в мирное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах ЧС, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении АСДНР по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соглашения;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС; участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму ; в) в военное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения АСДНР, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в обеспечении ввода сил ГО в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении АСДНР в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения; участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения . Задач, возложенных на СЦ МЧС России, как видим, много и они весьма разнообразны. Характер задач, решаемых СЦ МЧС России при ликвидации ЧС в мирное и военное время, практически одинаков. Отличие заключается лишь в том, что в военное время на СЦ МЧС России не возложены две задачи мирного времени, это доставка грузов, перевозимых в зоны ЧС, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам и в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также оказанию населению первой помощи. Данные задачи возложены на спасательные службы ГО. В военное время дополнительно ставятся задачи по ликвидации последствий применения противником ОМП и по выполнению отдельных мероприятий территориальной обороны, обеспечения режима военного положения .

Анализ организационно-штатной структуры СЦ МЧС России и задач, стоящих перед ними в мирное и военное время, показал ряд недостатков:

для выполнения некоторых задач в СЦ МЧС России нет либо достаточного количества сил и средств, либо нет соответствующих сил и средств. Например, инженерно-техническая рота в нынешнем составе не имеет возможности выполнять задачи по переправе через водные преграды, в необходимом объёме, в случае ЧС и ряд других недостатков.

Таким образом, на основе анализа содержания задач, решаемых СЦ МЧС России, и складывающегося в последнее время взгляда военно-политического руководства страны на применение СВФ МЧС России в мирное и военное время, сформулирована система требований, предъявляемых к ним:

— способность выполнять АСДНР в мирное и военное время из состояния постоянной готовности;

— мобильность, позволяющая эффективно реализовывать принцип территориального прикрытия объектов;

— способность участвовать в ликвидации ЧС, вызванных террористическими (диверсионными) актами;

— соответствие их размещения, на территории страны, уровням возможных угроз;

— способность по их размещению, отвечающая условиям жизнеобеспечения и управления группировками сил МЧС России в районах ЧС;

— способность к оперативному взаимодействию с группировками ВС РФ, других войск, воинских формирований при ликвидации ЧС, особенно в угрожаемый период;

— профессиональная подготовка личного состава должна основываться на освоении новых технологий ведения АСДНР в мирное и военное время;

— способность решать задачи местной и территориальной обороны, а также выполнять АСДНР по ликвидации последствий применения противником ОМП;

— соответствие статуса спасателя статусу, определённому международным правом для формирований, привлекаемых для решения задач ГО .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всеё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что назрела серьёзная необходимость в проведении научного исследования по совершенствованию организационно-штатной структуры СЦ МЧС России, с обязательным учётом возложенных на них задач мирного и военного времени, а для сохранения штатной численности личного состава необходимо обратить особое внимание на техническую составляющую оснащения СЦ МЧС России. В данном исследовании предлагаю для определения организационно-штатной структуры СЦ МЧС России, как «сложной системы», использовать матрично-балансовый метод. Так как практически все структурные подразделения в повседневной деятельности и при выполнении задач мирного и военного времени в ходе АСДНР находятся в существенной взаимосвязи, то это предопределяет необходимость учёта потребного трудоресурса как на выполнение целевых задач подразделения, так и на внутреннее взаимодействие структурных элементов. Кроме этого данный метод позволяет учитывать трудоресурс подразделения на выполнение своих целевых и вспомогательных задач и на взаимодействие между подразделениями, так как любое подразделение участвует в выполнении задач, возложенных на «соседние» подразделения, чем и обусловливается в настоящем исследовании выбор метода матричных балансовых моделей для изучения и формирования рациональной организационно-штатной структуры СЦ МЧС России.

Таким образом, выработанные предложения позволят:

— повысить возможности оперативного реагирования СЦ МЧС России;

— создать и иметь в составе МЧС России современные, хорошо оснащённые силы постоянной готовности, способные выполнить стоящие задачи как в мирное, так и в военное время в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью;

— обеспечить высокую степень готовности к оперативному реагированию на ЧС в условиях мирного и военного времени;

— способствовать к действиям в автономном режиме и выполнению задач по предназначению максимально эффективно и в сжатые сроки;

— обеспечить выполнение возложенных на них задач мирного и военного времени.

Литература

1. Симонов В.В., Война С.В. Основные причины необходимости совершенствования сил гражданской обороны в Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Научный журнал, 2012, № 4. — С. 89-95.

2. Организационно-штатная структура спасательного воинского формирования МЧС России. Штат № 51/028. Директива МЧС России от 22.09.2009 года № 55-24-3.

3. Спасательный центр МЧС России. Учебное пособие. — Химки: АГЗ МЧС России, 2011, 135 с.

4. Указ Президента РФ от 30 сентября 2011 года № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

5. Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

4.4 Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ включает: оценку обстановки; принятие решения на проведение работ; постановку задач подчиненным спасательным воинским формированиям, аварийно-спасательным формированиям, привлекаемым для ведения АСДНР; организацию управления; организацию взаимодействия с органами военного командования; всестороннее обеспечение действий сил гражданской обороны; планирование мероприятий по проведению АСДНР.

Планирование мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ осуществляется заблаговременно (отработка планов взаимодействия объектов экономики и воинских формирований постоянной готовности, разработка карточек и схем ведения АСДНР на объектах и участках работ, создания электронных банков данных об объектах экономики и т.д.) и отражается в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций. В условиях военных действий или вследствие этих действий на основе данных о конкретно сложившейся обстановке по результатам разведки эти планы уточняются, после чего принимается решение на ведение АСДНР.

Оценка обстановки включает оценку и состояние сил гражданской обороны, очагов поражения, района (участка) предстоящих действий с учетом погодных условий, времени года и суток, а также других факторов, влияющих на выполнение задачи.

Решение на ведение АСДНР руководитель гражданской обороны может объявить в полном объеме или частично путем отдания частных распоряжений и указаний. В любом случае решение руководителя гражданской обороны должно включать:

краткие выводы из оценки обстановки;

замысел предстоящих действий сил гражданской обороны (направление и участки, объекты сосредоточения основных усилий; построение группировки сил гражданской обороны; способы и последовательность (этапы) выполнения работ);

задачи подчиненным органам управления и силам гражданской обороны;

порядок обеспечения действий сил гражданской обороны при выполнении задач;

организацию управления и взаимодействия в ходе проведения АСДНР.

Решение руководителя гражданской обороны отрабатывается на карте (схеме) с приложением пояснительной записки и необходимой детализацией (таблицы, графики и т.п.) в зависимости от уровня планирования проведения АСДНР и характера работ (обстановки).

Планирование проведения АСДНР осуществляется органами управления по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям на основе решения руководителя гражданской обороны и завершается утверждением старшим руководителем принимаемого решения. В зависимости от уровня планирования решение может отрабатываться либо на карте (схеме), либо текстуально.

Планирование ведения АСДНР в очагах поражения осуществляется заблаговременно в мирное время по двум основным вариантам: при внезапном нападении противника и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны.

Основные вопросы взаимодействия, определяемые в решении руководителя гражданской обороны на ведение АСДНР, отражаются в плане (плановой таблице) взаимодействия, в котором указывается организация и сигналы взаимодействия при занятии исходных районов, выдвижении в очаги поражения (на участки и объекты работ), проведении работ по спасению людей, оказании помощи пострадавшим, проведении эвакуации пораженных в загородную зону, выполнении других неотложных работ в опасных зонах.

Выдвижение и ввод сил в очаг поражения, их развертывание. В условиях внезапного нападения противника порядок ввода сил гражданской обороны в очаг поражения определяется применяемыми противником средствами поражения, конкретной обстановкой и степенью выполнения мероприятий гражданской обороны на момент нападения противника.

Организация ввода сил при внезапном нападении характеризуется острым дефицитом времени на сбор формирований в исходных районах. Руководители гражданской обороны городов, не отнесённых к группам по ГО, и сельских районов на основе задачи, поставленной руководителем гражданской обороны области, и с учетом конкретных условий обстановки организуют сбор сил и средств гражданской обороны районных (городских) колонн и выдвижение их к очагам поражения. Обеспечение ввода возлагается на спасательные воинские формирования постоянной готовности и формирования гражданской обороны близлежащих городов, не отнесённых к группам по ГО, и сельских районов.

Группировка сил гражданской обороны для проведения АСДНР после применения обычных средств поражения, как правило, строится в один эшелон с выделением резерва. На случай ядерного нападения группировка сил гражданской обороны, обычно, создается в составе двух эшелонов и резерва. Основу группировки сил наряду со спасательными воинскими формированиями постоянной готовности составляют формирования организаций, продолжающих работу в категорированных городах. Эти формирования, как правило, включаются в первый эшелон.

При непосредственной угрозе нападения противника или сразу после него силы первого эшелона прибывают в исходные районы, назначаемые на каждом направлении ввода в очаги поражения.

Второй эшелон, состоящий из формирований гражданской обороны организаций городов, отнесенных к группам по ГО, а также спасательных воинских формирований постоянной готовности, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил, выделяемых по планам взаимодействия, формируется в местах (районах) дислокации. Ввод этих сил осуществляется решением руководителя гражданской обороны, на которого возложено руководство проведением спасательных и других неотложных работ на территории города. Порядок ввода сил определяется решением руководителя гражданской обороны на ввод второго эшелона и складывающейся в очагах поражения обстановки.

Резерв формируется из сил гражданской обороны удаленных районов, его ввод в очаги поражения для проведения АСДНР производится из исходных районов или непосредственно из пунктов постоянной дислокации.

Ввод сил гражданской обороны в очаг массового поражения во всех случаях их применения осуществляется после предварительной оценки обстановки.

В резерве руководителей гражданской обороны городов, отнесённых к группам по ГО, должны предусматриваться необходимые силы для создания отрядов обеспечения движения и организации разведки в случае повторных ударов противника.

Ведение аварийно-спасательных работ. Порядок ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ зависит от характера и масштабов поражения территории, потерь населения, а также от сложившейся обстановки.

При больших масштабах очага поражения всю территорию спасательных работ разбивают на секторы, секторы — на отдельные объекты, объекты — на участки работ. Определяются и обозначаются места (границы), опасные для нахождения личного состава. Между вышестоящими и подчиненными начальниками на участках работ и объекте устанавливается радиосвязь. Все коммунальные сети в разрушенных зданиях перекрываются, а электрические — обесточиваются.

При недостатке подразделений (формирований) в первую очередь выполняются работы на объектах, где проведение работ обеспечивает спасение наибольшего числа пострадавших.

Места ведения работ ограждаются по периметру, на улицах в дневное время выставляются предупреждающие знаки со стороны движения транспорта. В темное время на ограждении со стороны движения вывешиваются лампы красного цвета, а место работы освещается светильниками местного освещения.

При массовых разрушениях, большом количестве пострадавших основные усилия сосредоточиваются на спасении жизни пострадавших и потому основу группировки сил гражданской обороны каждой смены составляют спасательные подразделения, усиливаемые инженерно-техническими подразделениями обеспечения действий спасателей, а также инженерно-дорожными и инженерно-техническими подразделениями для расчистки завалов, проходов, освещения участков работ и т.д.

Для ликвидации очагов поражения, связанных с загрязнением местности и объектов радиоактивными веществами, основные усилия должны сосредоточиваться на эвакуации и оказании помощи пострадавшим, защите населения в зоне загрязнения, локализации и ликвидации источника радиоактивного загрязнения.

Вслед за разведкой в зону радиоактивного загрязнения вводятся подразделения дезактивации вооружения, инженерной техники, а также подразделения санитарной обработки. Спасательные подразделения действуют в тесном взаимодействии с ними, развертывается пункт обеззараживания техники и санитарной обработки личного состава. При действиях в очагах химического заражения, радиоактивного загрязнения, пожаров, а также при высокой температуре окружающего воздуха работы организуются и ведутся посменно.

Режим работы смен устанавливается с учетом времени защитного действия используемых средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и работоспособности человека в определенных условиях.

Для планирования и круглосуточного ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов (устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени).

Борьба с пожарами. В целях получения данных о пожарной обстановке для принятия решения на выполнение работ по локализации и тушению пожара производится пожарная разведка. Для проведения пожарной разведки заблаговременно назначаются и готовятся разведывательные группы и отделения из состава военизированных подразделений противопожарной службы и формирований пожаротушения гражданской обороны.

При необходимости ведения разведки одновременно на нескольких направлениях высылается несколько разведывательных групп (отделений). Пожарные разведывательные группы ведут непрерывную разведку до полного завершения работ по локализации и тушению пожара.

Для тушения крупных и массовых пожаров территория (район), где выполняют задачи несколько подразделений пожаротушения, разбивается на боевые участки (по числу привлекаемых подразделений пожаротушения).

Границы этих участков определяются руководством подразделений и могут создаваться по этажам, противопожарным преградам, периметру здания, отдельным зонам пожара.

Исходя из оценки сложившейся обстановки и с учетом имеющихся сил и средств принимается решение на тушение пожара.

Принятие решения на тушение пожара завершается планированием и постановкой задач подчиненным на выполнение работ. Руководитель тушения пожара лично ставит задачу на боевое развертывание, указывает цель, характер и способ действий.

Исходя из обстановки тушение пожаров производится прежде всего на тех объектах, которые получили слабые или средние разрушения, т.е. меньше других пострадали от воздействия современных средств поражения противника и после ликвидации пожара могут быть частично или полностью восстановлены.

Продвижение личного состава сил ГО через зону сплошного пожара про-; изводится после полной локализации горения, когда достигнуто снижение тепловой радиации и задымления и личный состав может преодолеть этот проход без средств защиты от теплового воздействия.

Пожары строений, сооружений, лесов, развившиеся от применения зажигательных средств, тушатся приемами и способами, применяемыми в обычных условиях.

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий производятся при их заражении (загрязнении) отравляющими, радиоактивными веществами и биологическими средствами. Основными целями санитарной обработки и обеззараживания объектов являются:

предотвращение поражении производственного персонала объекта и населения при контакте с находящимися на зараженной территории предметами;

предотвращение изнурения производственного персонала объектов, подвергшихся воздействию средств нападения, и личного состава воинских формирований постоянной готовности при длительном нахождении в средствах индивидуальной защиты во время работы и ликвидации последствий нападения противника.

В зависимости от наличия времени и средств специальная обработка техники и промышленного оборудования может проводиться в два этапа: вначале — частичная, а затем полная. Частичная специальная обработка обеспечивает безопасность соприкосновения с обработанными поверхностями без средств защиты кожи. Полная специальная обработка обеспечивает безопасность работы без средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. По степени достижения полноты обеззараживания различают частичную и полную дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию.

На территории промышленных объектов ликвидация заражения, как правило, осуществляется силами и средствами формирований гражданской обороны объектовой службы радиационной и химической защиты. Наиболее сложные работы выполняются подразделениями воинских формирований постоянной готовности, формирований радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации на пунктах специальной обработки.

В ходе специальной обработки подразделений, как правило, проводится и санитарная обработка кожных покровов людей. При частичной санитарной обработке обеззараживаются открытые участки тела путем обработки рецептурой индивидуальных противохимических пакетов или обмывания кожи водой. При полной санитарной обработке проводится гигиеническая помывка всего тела теплой водой с мылом и с заменой нательного белья, а, при необходимости, обмундирования (одежды) и обуви.

Санитарная обработка проводится на санитарно-обмывочных пунктах или санитарных пропускниках, развертываемых на стационарных пунктах специальной обработки, с привлечением средств медицинской службы, или в населенных пунктах на базе бань и бассейнов и является обязательной для участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами АХОВ, радиоактивных веществ, и населения, оказавшегося в зонах заражения (загрязнения).

Организация управления при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения осуществляется на основе решения руководителя гражданской обороны и включает:

определение состава необходимых пунктов управления силами гражданской обороны и сроков их развертывания в очаге поражения, расчет графика их работы и перемещения (в случае необходимости);

построение колонн для передвижения;

распределение личного состава органов управления, средств связи, подразделений обеспечения по пунктам управления;

составление расчетов (дежурных смен) и распределение личного состава по пунктам управления, установление режимов их работы;

организацию связи с вышестоящим руководством, взаимодействующими и подчиненными силами;

организацию охранения, комендантской службы, регулирования движения, инженерного оборудования и маскировки;

определение системы кодирования топокарт, применения документов скрытого управления, назначение позывных должностным лицам руководства и органам управления;

уточнение состава, содержания и сроков представления документов по табелю срочных донесений;

установление единых сигналов оповещения, управления и взаимодействия, определение порядка восстановления нарушенного управления.

Управление силами при ведении АСДНР включает: непрерывное добывание, сбор, анализ и оценку обстановки в зоне работ; принятие решений; постановку задач подчиненным; планирование действий сил; организацию их всестороннего обеспечения; организацию и поддержание взаимодействия; организацию системы управления; непосредственное руководство силами (формированиями, соединениями, частями, подразделениями), контроль и оказание помощи силам в ходе выполнения задач.

Управление ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ должно обеспечить своевременное оказание помощи пострадавшему населению, эффективное использование возможностей подразделений и успешное выполнение поставленной задачи в короткие сроки, обеспечивающие выживание пораженных (пострадавших) в сложившейся обстановке с минимальными потерями и нанесением окружающей природной среде минимального ущерба.

Для осуществления мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных работ руководитель гражданской обороны должен:

поддерживать непрерывную связь с вышестоящим органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, подчиненными и взаимодействующими органами управления;

оперативно добывать, собирать, анализировать, обобщать и оценивать данные обстановки;

в любое время располагать данными о ходе осуществления намеченных мероприятий и действиях сил в ходе проведения спасательных и других неотложных работ;

контролировать выполнение отданных распоряжений по обеспечению действий сил;

своевременно докладывать в вышестоящие органы управления об обстановке, принятых (уточненных) решениях, поставленных подчиненным силам задачах и их выполнении;

поддерживать взаимодействие между органами управления (силами);

восстанавливать резерв сил и средств;

принимать меры по восполнению потерь, понесенных подчиненными силами в ходе проведения спасательных и других неотложных работ; обеспечивать непрерывность управления подчиненными органами управления и силами;

вести учет потерь населения, личного состава и техники формирований гражданской обороны.

К исходу каждых текущих суток руководителем гражданской обороны подводятся итоги ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, обобщаются поступившие данные обстановки и подготавливаются предложения для принятия решения на последующие действия сил.

В целях повышения оперативности принятия мер по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаги поражения обычно направляется оперативная группа, начальник которой обязан:

организовать разведку очага поражения, аварии, катастрофы или стихийного бедствия;

оценить сложившуюся обстановку в районе чрезвычайной ситуации;

принять меры к установлению устойчивой связи с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

доложить обстановку, выводы, предложения по ней вышестоящему начальнику органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям для принятия решения по ликвидации чрезвычайной ситуаций;

совместно с другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям местного самоуправления организовать управление и координацию действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации;

своевременно представлять доклады в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;

координировать работу членов оперативной группы;

принимать участие в заседаниях оперативного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации;

организовывать взаимодействие между органами управления силами и средствами в районе чрезвычайной ситуации.

Оказание первой помощи пострадавшим. Первая помощь населению должна оказываться непосредственно на месте поражения в кратчайшие сроки. Решение этой задачи достигается организацией системы взаимопомощи пострадавшего населения, оказавшегося в очаге поражения, районе стихийного бедствия, производственной или транспортной аварии, и привлечением достаточного количества медицинских и спасательных формирований. Сокращению сроков оказания первой медицинской помощи способствует умелый розыск пораженных, проведение их первичной сортировки с целью определения очередности оказания помощи по жизненным показаниям.

К мероприятиям первой помощи в очаге поражения относятся:

временная остановка наружного кровотечения;

наложение асептических повязок на раны и ожоговые поверхности, в том числе и окклюзионных повязок на раны грудной клетки при открытом пневмотораксе;

транспортная иммобилизация конечностей с помощью шин и подручных средств при переломах, обширных ранах, ожогах, повреждениях магистральных сосудов, суставов, при травматическом токсикозе;

простейшие противошоковые мероприятия с использованием противоболевых средств и путем устранения причин, обусловливающих возникновение шока (согревание пораженного, своевременная остановка кровотечения, иммобилизация переломов и др.), простейшие мероприятия по реанимации, направленные на восстановление дыхания и сердечной деятельности путем проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

профилактика радиационных, химических, бактериологических поражений путем защиты органов дыхания и пищеварения от попадания в них радиоактивных и отравляющих веществ, своевременного проведения частичной санитарной обработки кожных покровов и слизистых оболочек и частичной дезактивации одежды, использования медицинских радиозашитных, противобактериологических средств и антидотов отравляющих веществ.

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий. Подготовка сил и средств для восстановления и поддержания порядка в очагах поражения на военное время, осуществляется заблаговременно в мирное время.

При проведении АСДНР обеспечивается беспрепятственное передвижение сил гражданской обороны в очаги поражения, блокирование очагов поражения, охрана общественного порядка в них, обеспечение порядка вывоза (выхода) пострадавших из очагов поражения.

Основными задачами сил охраны общественного порядка в очагах поражения при проведении АСДНР являются:

охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения при вводе сил гражданской обороны в очаги поражения;

осуществление жесткого пропускного режима, выполнения должностными лицами и населением правил карантина;

охрана зданий административных органов, складов, хранилищ, банков и других важных объектов;

ведение учета потерь населения;

проведение профилактических мер среди населения по недопущению нарушений правил правопорядка;

оцепление очагов поражения;

обеспечение охраны имущества, ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев;

проведение разъяснительной работы среди населения в целях пресечения паники и ложных слухов;

организация учета людей в зонах и пунктах их размещения, ведение адресно-справочной работы по особым информационным массивам;

установление личностей погибших и пострадавших;

оказание помощи медработникам в вывозе погибших и пострадавших людей в медицинские и другие пункты, сопровождение медицинского транспорта;

содействие органам исполнительной власти в привлечении населения, транспортных и иных средств, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам для проведения АСДНР;

закрытие разрушенных и опасных участков дорог, установление необходимых разъяснительных указателей и знаков, выставление постов контроля и регулирования дорожного движения;

обследование местных автопредприятий, привлекаемых к аварийно-спасательным работам, усиление контроля за исправностью автотехники, предназначенной для перевозки людей и грузов при эвакуационных и восстановительных работах;

осуществление надзорно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, выполнение которых крайне необходимо в сложившейся обстановке.

В ходе ведения АСДНР в очагах поражения и на прилежащей к ним территории в целях обеспечения безопасности развертываются:

посты регулирования на маршрутах ввода сил гражданской обороны на объекты ведения АСДНР;

контрольно-пропускные пункты на въездах;

посты охраны специальных объектов;

посты по поддержанию порядка на пунктах сбора и санитарной обработки пострадавших, а также по обеспечению режима допуска людей;

оперативно-поисковые группы по борьбе с преступностью;

наряды по оказанию содействия должностным лицам по мобилизации населения и транспорта для наращивания темпа ведения АСДНР.

Срочное захоронение трупов. Захоронение заключается в погребении с соблюдением установленных правил и обрядов. Своевременность захоронения трупов при массовом поражении людей крайне необходима для поддержания санитарно-гигиенической обстановки в местах пребывания людей, недопущения появления в местах скопления трупов особо опасных инфекционных заболеваний.

Сбор погибших, доставка их к местам захоронения, оформление могил и кладбищ производятся специально назначенными командами. В распоряжение этих команд выделяются необходимые транспортные средства, инструменты, материалы, обмундирование подменного фонда и дезинфицирующие средства, необходимые для производства захоронения и оформления могил и кладбищ.

Личный состав команд по организации захоронения обязан знать порядок захоронения погибших. В медицинских учреждениях захоронение умерших от полученных ран (болезней), оформление могил и кладбищ производится в порядке, определенном руководителем гражданской обороны.

Захоронение осуществляется, как правило, не позднее чем через сутки после гибели.

Перед захоронением производится опознание погибших по имеющимся при них документам. В случае отсутствия при погибшем документов, удостоверяющих его личность, командир команды по организации захоронения немедленно докладывает об этом по команде для принятия мер по установлению личности погибшего.

Для опознания погибшего назначается комиссия в составе представителей медицинской службы, прокуратуры и командира команды по организации захоронения. В случае, когда принятые для опознания меры не дали результатов, производится описание внешности (облика) погибшего, для чего составляется его карточка, или осуществляется фотографирование в анфас и профиль.

Организация утилизации и захоронения пораженных сельскохозяйственных животных осуществляется службой защиты сельскохозяйственных животных и растений совместно с другими службами гражданской обороны.

При захоронении трупов руководствуются требованиями, Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», Постановления Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 2003 г N 35 «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03», Методических рекомендаций по организации мероприятий по срочному захоронению трупов, Методических рекомендаций по созданию, подготовке и применению формирований, предназначенных для срочного захоронения трупов в военное время, утвержденное Главным экспертом МЧС России.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов «Министерства здравоохранения РФ» следует читать «Главного государственного санитарного врача РФ»