Авральные и аварийные работы на судне

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 февраля 2003 г. № 3 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Республики Беларусь, на основании Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1588 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 107, 5/9362), Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о рабочем времени и времени отдыха экипажей судов внутреннего водного транспорта. 2. Признать утратившим силу Положение о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота, утвержденное Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 20 декабря 1995 г. (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., № 5). Министр М.И.БОРОВОЙ СОГЛАСОВАНО Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь А.П.Морова 18.02.2003 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 18.02.2003 № 3 ПОЛОЖЕНИЕ о рабочем времени и времени отдыха экипажей судов внутреннего водного транспорта Положение о рабочем времени и времени отдыха экипажей судов внутреннего водного транспорта (далее — Положение) устанавливает особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха экипажей судов в пределах норм, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь. Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. В настоящем Положении применяются следующие основные термины: аварийные и авральные работы — это работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа судна в помощь вахтенным; бригадный метод работы — метод выполнения производственного задания при нахождении на судне части экипажа; вахта — особый вид выполнения служебных обязанностей, требующий повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте; вахтенная смена — члены экипажа судна, находящиеся на вахте в данной смене; вахтенный — член экипажа судна, находящийся на вахте; командный состав судна — капитан (командир), помощники капитана (командира), судовые механики, электромеханики, радиоспециалисты; рабочее время — время, в течение которого член экипажа судна в соответствии с расписанием вахт и судовых работ должен находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности; судовая команда — члены экипажа, не относящиеся к командному составу судна и работникам, обслуживающим пассажиров; экипаж судна — лица командного состава и судовой команды, а пассажирского судна — также работники, обслуживающие пассажиров; экипажный метод работы — метод выполнения производственного задания при нахождении на судне всего экипажа. 2. Действие Положения распространяется на членов экипажей судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Республики Беларусь или судовой книге и находящихся в государственной и частной собственности юридических и физических лиц, осуществляющих судоходство. 3. Положение регулирует рабочее время и время отдыха членов экипажей в период подготовки судов к эксплуатации, нахождения в эксплуатации и при постановке на зимний ремонт, отстой и консервацию. 4. Вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются законодательством о труде. Глава 2 РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ 5. Для экипажей судов внутреннего водного транспорта в зависимости от особенностей производственной деятельности организаций устанавливается пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя. Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. 6. Для членов экипажей судов может применяться суммированный учет рабочего времени, который вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом. Учетный период может определяться календарным или иными периодами. Норма часов рабочего времени за учетный период рассчитывается путем умножения нормы часов рабочего дня согласно графику работы с учетом сокращения рабочего времени накануне государственных праздников и праздничных дней на число рабочих дней в учетном периоде. 7. Началом и окончанием работы считается время соответственно приема и сдачи вахты в часы, установленные расписанием вахт и судовых работ. Время следования от места жительства до места работы на судне и обратно в рабочее время не включается. 8. Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту не позднее чем за 30 минут до ее начала. Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10 минут, а лица судовой команды — не позднее чем за 5 минут до начала вахты и должны ознакомиться с условиями плавания и работой технических средств. 9. На самоходных судах с круглосуточной работой для членов экипажа судна устанавливается трехсменный и двухсменный график несения вахт. На самоходных и несамоходных земснарядах и дноочистительных снарядах лицам командного состава время несения вахт и выполнения работ устанавливает наниматель, а судовой команде — командир судна. Графики работы судовой команды и работников, обслуживающих пассажиров, утверждаются капитаном (командиром) судна. 10. Члены экипажей судов, для которых по условиям их работы невозможно установить графики несения вахт (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной для них продолжительности ежедневной работы. 11. Трехсменный график несения вахт организуется нанимателем при экипажном методе работы на грузовых, буксирных, пассажирских, служебно-разъездных судах, самоходных и несамоходных земснарядах и дноочистительных снарядах. На судах с круглосуточной работой, где из-за недостатка жилых помещений для размещения всего экипажа нет возможности ввести трехсменный график несения вахт, может вводиться двухсменный график несения вахт. 12. По бригадному методу нанимателем может быть организована работа экипажа на рейдово-маневровых судах, транспортных судах с круглосуточной работой, закрепленных на постоянных линиях, и на судах, занятых на путевых работах. При двухсменном графике работы рабочее время каждого члена экипажа не должно превышать 12 часов в сутки и распределяется на две вахты. Междувахтовый непрерывный перерыв должен быть не менее шести часов. 13. Работа экипажа судна по бригадному методу с нахождением на судне одной бригады, возглавляемой капитаном (сменным капитаном), организуется при условии продолжительности работы (смены) не более 12 часов и нахождения на судне каждой бригады не более 15 суток подряд. Время, отработанное сверх установленной продолжительности рабочего времени, суммируется и предоставляется в виде дней отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха при суммированном учете рабочего времени. 14. На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа). 15. Сверхурочные работы для членов экипажей судов могут быть применены в исключительных случаях, предусмотренных законодательством о труде, и только с их согласия. Сверхурочной считается работа, выполненная членом экипажа по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности. Не признается сверхурочной работа, выполненная сверх установленной продолжительности рабочего времени: по инициативе члена экипажа без предложения, распоряжения или с ведома нанимателя; членами экипажа с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены); членами экипажа по совместительству у того же нанимателя при исполнении другой функции, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы. Сверхурочные работы без согласия члена экипажа судна допускаются только в случаях аварийных работ. Общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. 16. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана судна и являются обязательными для всех членов экипажа судна. К аварийным работам относятся: работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему перемещению судна к первому порту; работы по спасанию людей, грузов и судового имущества, предотвращению его порчи, а также работы по предоставлению помощи другим судам и людям, терпящим бедствие; работы, обусловленные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, установка и уборка тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место; работы по снятию своего судна с мели и по разгрузке топлива и груза для облегчения судна, терпящего бедствие; работы по ликвидации пожара на судне, а также на буксируемых и находящихся рядом судах; работы, выполняемые по тревогам: общесудовая, шлюпочная (при оставлении судна), «Человек за бортом». Авральные работы на судах внутреннего водного транспорта производятся: при формировании составов судов и плотов на рейдах и при прохождении шлюзов и каналов; при подъеме якорей и выборке буксирных тросов вручную на несамоходных судах; при укладке и подъеме мачт вручную при проследовании под мостами; при уборке грузовых мостов, сходен (в том случае, когда эти работы не оплачиваются за счет грузоотправителя или грузополучателя); при открытии и закрытии грузовых люков вручную; при установке и перестановке земснаряда, дебаркадера и понтона, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов вне своей вахты, относятся к сверхурочным работам. 17. Члены экипажей судов могут привлекаться к производству авральных работ как во время вахты, так и вне вахты, а также только с их согласия к выполнению дополнительной работы по другой должности или обязанностей временно отсутствующего члена экипажа судна. В отдельных случаях члены экипажей судов могут привлекаться к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и работе вне судна с соблюдением законодательства о труде. 18. Продолжительность рабочего дня члена экипажа судна, включая время несения вахт, выполнения наряду со своими обязанностями дополнительной работы по другой должности или обязанностей временно отсутствующего члена экипажа при суммированном учете рабочего времени, не должна превышать 12 часов 15 суток подряд. Глава 3 ВРЕМЯ ОТДЫХА 19. Члены экипажей судов внутреннего водного транспорта в соответствии с законодательством о труде имеют право на: перерыв для отдыха и питания; ежедневный отдых; еженедельный непрерывный отдых; дни отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха при суммированном учете рабочего времени; отпуск без сохранения заработной платы, предоставляемый по инициативе нанимателя (далее — межнавигационный отпуск); трудовые и социальные отпуска. 20. Перерыв для отдыха и питания предоставляется членам экипажей судов в течение рабочего дня продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов, который используется членом экипажа по своему усмотрению и в рабочее время не включается. При продолжительности рабочей смены более 8 часов могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов. Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через 4 часа после начала работы. В случаях, когда по условиям работы члену экипажа судна время перерыва для отдыха и питания установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. При этом время перерыва для отдыха и питания включается в рабочее время члена экипажа. 21. Временем ежедневного отдыха членов экипажа считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха, а при работе экипажей по бригадному методу — не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов. 22. При суммированном учете рабочего времени установленная законодательством о труде минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется в среднем за учетный период. При работе с суммированным учетом рабочего времени выходные дни члену экипажа судна могут устанавливаться в различные дни календарной недели согласно графикам работ (сменности). 23. Привлечение к работе в выходные дни допускается только с согласия члена экипажа судна, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде. Работа в выходной день компенсируется по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в соответствии со статьей 69 Трудового кодекса Республики Беларусь. 24. Работа в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, регулируется статьей 147 Трудового кодекса Республики Беларусь. Компенсация за работу в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, производится в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Республики Беларусь. 25. Количество дней отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха при суммированном учете рабочего времени определяется путем вычитания из общего числа часов, фактически отработанных в данном периоде (без учета часов на выполнение аварийных, авральных, погрузочно-разгрузочных работ), числа часов, подлежащих к оплате в данном периоде с учетом сокращенного рабочего дня в предвыходные и праздничные дни. За каждые 6 часов 40 минут, переработанных сверх установленной продолжительности рабочего времени, предоставляется один дополнительный день отдыха. Дни отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха при суммированном учете рабочего времени предоставляются членам экипажа судна как в период навигации при длительных стоянках судов (ремонт, холодный отстой и так далее), так и в межнавигационный период. 26. Межнавигационный отпуск — это отпуск, предоставляемый членам экипажей после постановки судна на зимний отстой. Межнавигационный отпуск предусматривается трудовым договором (контрактом). Межнавигационный отпуск предоставляется при отсутствии у членов экипажей судов дней отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха при суммированном учете рабочего времени, отпусков и незанятости их ремонтом флота, перегрузочных механизмов и на других работах. 27. В период навигации при стоянке судна в пункте приписки на техническом и хозяйственном обслуживании дни отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха при суммированном учете рабочего времени могут предоставляться членам экипажей судов с их согласия в любой день недели. 28. Очередность предоставления дней отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха при суммированном учете рабочего времени устанавливается нанимателем по согласованию с капитаном (командиром) судна, в межнавигационный период — нанимателем. 29. Трудовые и социальные отпуска членам экипажей судов предоставляются в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ РЕЧНОГО ФЛОТА

I. Общие положения

1. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота (далее — Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов речного флота (далее — членов судовых экипажей) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2. Положение является нормативным актом, действие которого распространяется на членов судовых экипажей судов речного флота, снабженных механическим двигателем, на членов судовых экипажей плавучей перегрузочной техники, несамоходных и стоечных судов, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации судовладельцам, независимо от организационно — правовых форм и форм собственности и осуществляющих:

перевозки грузов и пассажиров;

ледокольные работы;

рейдовые работы;

аварийно — спасательные работы;

вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

дноуглубительные работы;

обстановочные работы;

другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

3. В соответствии с настоящим Положением регулируется рабочее время и время отдыха членов судовых экипажей в период нахождения судов в эксплуатации, подготовки к эксплуатации и при постановке на зимний ремонт, отстой и консервацию.

4. Положение не распространяется на членов судовых экипажей:

судов, используемых для рыбной ловли, а также для работ, непосредственно связанных с этим видом деятельности;

судов, принадлежащих Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации;

судов валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн и (или) мощностью менее 55 кВт, за исключением судов, принадлежащих организациям водных путей и каналов;

спортивных судов.

Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

II. Рабочее время

5. Рабочее время означает время, в течение которого член судового экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию и управлению судном или составом судов и поддержанию его в нормальном эксплуатационно — техническом состоянии.

6. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени членов судовых экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов судовых экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: для работников, непосредственно занятых на зачистке танков, трюмов, цистерн и других емкостей из-под нефтепродуктов и химических продуктов (в дни работы на зачистке), а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет ежедневная продолжительность рабочего времени составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

7. Для членов судовых экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем либо руководителем организации или уполномоченными им лицами (далее — работодатель) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом. Во всех случаях учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Нормальная продолжительность рабочего времени за учетный период определяется исходя из продолжительности рабочей недели, установленной для данной категории работников.

8. Время начала и окончания ежедневной работы членов судовых экипажей определяется графиками несения вахт (расписаниями выполнения работ), составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом.

Графики устанавливаются:

для несущих вахту в течение суток (00.00 — 24.00), для остальных членов судового экипажа, как правило, в дневное время (06.00 — 18.00).

Члены судовых экипажей, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной для них работодателем продолжительности ежедневной работы.

9. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:

при постоянном нахождении всего судового экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) — трехсменная вахта (работа);

при распределении судового экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) — трехсменная или двухсменная вахта (работа).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).

На судах смешанного «река — море» плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период может организовываться работа с подменными экипажами при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев. При круглогодичном плавании в морских условиях применяются условия, предусмотренные п. 13 настоящего Положения.

10. Членам судовых экипажей скоростных судов, где по характеру работы необходимо присутствие двух и более вахт, время нахождения на борту между вахтами включается полностью или частично в рабочее время (но в размере не менее 50 процентов) в соответствии с условиями, предусмотренными коллективным договором (соглашением).

11. Члены судовых экипажей могут привлекаться к производству авральных работ как во время вахты, так и вне вахты в порядке, предусмотренном пунктом 24 настоящего Положения, а также, с согласия работника, к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг прямых должностных обязанностей членов судовых экипажей.

12. Ежедневная общая продолжительность работы члена судового экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей члена экипажа, не должна превышать 12 часов.

Двенадцатичасовой режим рабочего времени (с соответствующим предоставлением еженедельно дня отдыха) не должен превышать 30 суток подряд. Конкретная продолжительность этого периода устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом с учетом сложности работы и района плавания.

13. При круглогодичном плавании в морских условиях максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

III. Время отдыха

14. Члены судовых экипажей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

ежедневный отдых, включая время для приема пищи;

еженедельный отдых;

отдых в праздничные дни;

ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством, коллективным договором (соглашением).

15. В тех случаях, когда по условиям работы члену судового экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

16. Временем ежедневного отдыха членов судовых экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов, а также при работе членов экипажей за недостающих по штату работников — не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением членами судовых экипажей вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

17. Членам судовых экипажей за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

18. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену судового экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату членов экипажей, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг обязанностей членов судового экипажа, а также времени работ в праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в п. 6 настоящего Положения.

Пример. Член экипажа отработал на судне в 1997 году со 2 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 96 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 744 (8 часов х (96 — (2 + 1)) дней).

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период со 2 июня по 5 сентября 1997 года составляла 551 час (19 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов — 159 часов, в июле — 184 часа, в августе — 168 часов и 5 рабочих дней в сентябре по 8 часов — 40 часов).

Таким образом, указанному члену экипажа за время работы должно быть предоставлено 24 дня отдыха ((744 час. — 551 час.) : 8 час.).

19. Суммированные дни отдыха предоставляются членам судовых экипажей в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

20. В период навигации при стоянке судна в пункте приписки на техническом и хозяйственном обслуживании суммированные дни отдыха могут предоставляться членам судовых экипажей с их согласия в любой день недели. При этом должна быть обеспечена возможность непрерывного пребывания работника на берегу не менее 24 часов.

В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником.

21. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом (а при отсутствии такового — с иным уполномоченным работниками органом). Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

22. В период предоставления суммированных дней отдыха члены судовых экипажей могут, по их просьбе, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

23. В тех случаях, когда члену судового экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

IV. Аварийные и авральные работы

24. Аварийными и авральными работами считаются те работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части судового экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов судового экипажа.

25. К аварийным работам на судах речного флота относятся:

работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;

работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, перевод судна в безопасное место;

работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;

работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;

работы по спасанию поврежденных плотов;

работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;

работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;

явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и «человек за бортом».

26. К авральным работам на судах речного флота относятся:

работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;

подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;

выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);

укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;

работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;

работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов работодатель по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения членов судовых экипажей, свободных от вахты.

К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:

работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;

судовождение в озерных условиях при неудовлетворительной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);

усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);

работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.

27. Авральные работы, выполняемые членами судовых экипажей сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

28. При эксплуатации судов в морских условиях действует перечень авральных работ, предусмотренный Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 11, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 марта 1996 г., регистрационный N 1050.

V. Порядок учета рабочего времени членов судовых экипажей в период навигации

29. Учет рабочего времени членов судовых экипажей в период навигации осуществляется на основе табеля учета рабочего времени и дней отдыха в соответствии с Правилами ведения судового журнала заработной платы.