Аттестация рабочего места

Кто обязан проводить аттестацию

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя трудовым законодательством РФ. В частности, статья 212 ТК РФ содержит норму о том, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее — Порядок). Данный документ вступил в силу с 1 сентября 2011 г., он публикуется в книге «Аттестация рабочих мест по условиям труда».

Принципиальное нововведение документа — в том, что его требования распространяются на всех работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка).

Согласно п. 4 Порядка, аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Понятие рабочего места содержится в ст. 209 ТК РФ:

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Принятие законодателем решения об обязательности проведения аттестации для всех без исключения работодателей продиктовано участившимися случаями нарушения прав работников на обеспечение соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте, а также возросшим числом несчастных случаев на производстве.

Однако установленный Порядком единообразный подход к проведению аттестации независимо от условий деятельности вызвал немало споров и жалоб, особенно у представителей малого бизнеса. В связи с этим Порядок был направлен на экспертизу в Минэкономразвития России.

Минэкономразвития России в заключении об экспертизе приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» сообщило, что эффективное регулирование в рамках нормативного акта затруднено положениями, которые могут привести к необоснованному затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызвать необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности, а именно:

— единообразный подход к проведению аттестации без дифференциации экономической деятельности и учета специфики такой деятельности, в части распространения на всех без исключения работодателей. По мнению Минэкономразвития России, отсутствие дифференциации по специфическим особенностям условий труда различных видов рабочих мест, на которых показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, приводит к дополнительной финансовой и административной нагрузке на субъектов предпринимательской и иной деятельности;

— обязательность проведения аттестации рабочих мест с периодичностью один раз в пять лет. При этом в ходе проведения экспертизы нормативного акта разработчиком не было представлено сведений и обоснований в части периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Таким образом, неясно, почему частота проведения аттестации носит срочный характер и составляет пятилетний срок, а не иной отрезок времени.

В связи с этим Минэкономразвития России внесло в Минюст России предложение о необходимости внесения изменений в пункт 4 Порядка с введением исключений в части обязательности проведения аттестации всех рабочих мест, об отмене п. 8 Порядка из-за отсутствие обоснований разработчика нормативного акта по установлению требования о проведении аттестации с периодичностью не реже одного раза в пять лет.

В случае внесения указанных выше изменений в Порядок мы обязательно проинформируем об этом наших читателей на данной странице нашего сайта, а также в рассылке, подписаться на которую Вы можете здесь.

Для чего необходима аттестация

Основная цель проведения аттестации — оценка условий труда на рабочих местах и выявление вредных и (или) опасных производственных факторов.

Действующим законодательством установлен ряд норм, применение которых требует обязательного проведения аттестации рабочих мест.

Так, результаты аттестации используются в целях соблюдения требований законодательства об охране труда в части предоставления работникам полагающихся им гарантий и компенсаций за вредные условия труда, выдачи средств индивидуальной защиты, прохождения обязательных медицинских осмотров, ограничения труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет (см. раздел 3.1 книги «Аттестация рабочих мест по условиям труда»).

Кроме того, проведение аттестации позволяет обоснованно применять освобождение от налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное страхование в отношении целого ряда компенсационных выплат в пользу работников, а также учитывать эти выплаты в расходах по налогу на прибыль организаций (см. раздел 3.2 книги «Аттестация рабочих мест по условиям труда»).

В зависимости от результатов аттестации предоставляются скидки и надбавки к тарифам страховых взносов на обязательного социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см.

Аттестация рабочих мест

раздел 3.3 книги «Аттестация рабочих мест по условиям труда»).

Опираясь на результаты аттестации, работодатель должен спланировать мероприятия по улучшению условий труда. Законодательством предусмотрена возможность частично профинансировать данные мероприятия за счет средств ФСС России (см. раздел 3.4 книги «Аттестация рабочих мест по условиям труда»).

Перечень этих и некоторых других целей, в которых используются результаты аттестации, приведен в п. 3 Порядка.

Как часто проводится аттестация

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет (п. 8 Порядка).

Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Пунктами 47 и 48 Порядка установлен перечень случаев, когда должна быть проведена внеплановая аттестация:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию;

2) по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.

3) выполнение мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

4) замена производственного оборудования;

5) изменение технологического процесса;

6) изменение средств коллективной защиты.

Алгоритм действий по проведению аттестации

Проведение аттестации предполагает последовательное осуществление работодателем следующих шагов:

Шаг 1. Заключение договора с аттестующей организацией.

Шаг 2. Издание приказа о создании аттестационной комиссии и утверждение графика работ по проведению аттестации.

Шаг 3. Формирование перечня рабочих мест, подлежащих аттестации.

Шаг 4. Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Шаг 5. Оформление результатов аттестации.

Шаг 6. Оценка качества работ по проведению аттестации.

Шаг 7. Реализация Плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда.

Подробный алгоритм действий работодателя на каждом из этапов проведения аттестации рассмотрен в разделе 2 книги «Аттестация рабочих мест по условиям труда».

Наиболее часто встречающиеся нарушения при проведении аттестации рабочих мест

  •  неверно определяется количество рабочих мест;
  • наименование должностей и профессий, не соответствуют характеру работ по ЕКС, ЕТКС;
  • не указывают или указываются неверно гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно: дополнительный отпуск, досрочное назначение трудовой пенсии (не указываются сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ);*
  • при установлении необходимости выдачи работникам молока по результатам аттестации рабочих мест не берутся во внимание условия указанные в п. 2 и 4 приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н; **
  • неверно устанавливается продолжительность рабочей недели педагогическим и медицинским работникам, а также женщинам, работающим в сельской местности;
  • по периодическим медосмотрам — неверно указывают пункты нормативных актов в графе «основание»;
  • при оценке аналогичных рабочих мест не учитывается условие об измерения на 20% рабочих мест, но не менее 2;
  • в протоколах инструментальных измерений указывают сведения о поверке приборов с просроченным сроком действия или не указываются сроки поверки; не указывается адрес организации, в которой проводились измерения; протоколам измерений и оценок не присваиваются номера; указываются неверные нормативные акты;
  • при проведении оценки параметров микроклимата при работе на открытой территории необходимо учитывать как теплый, так и холодный период года, в противном случае класс условий труда по данному показателю необъективен;
  • в протоколе оценки условий труда указывается разное время воздействия освещенности и микроклимата при нахождении работника в одних и тех же зонах;
  • оцениваются не все факторы производственной среды, имеющиеся на рабочем месте (например: локальная вибрация у водителей транспортных средств, у работников, занятых с ручным электроинструментом);
  • в протоколе оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса неверно производится расчет показателей, не оцениваются все нагрузки, присутствующие на рабочем месте, класс условий труда определяется неверно;
  • в протоколах оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты присутствуют ссылки на отмененные нормативные акты, не руководствуются новыми нормативными актами (например, типовыми нормами выдачи СИЗ); *** проводится оценка санитарной одежды; при оформлении протоколов не оценивается необходимость выдачи смывающих и обезвреживающих средств; не указываются СИЗ необходимые работнику в соответствии с характером выполняемых работ, но отсутствующие на оцениваемом рабочем месте (наушники, респираторы и т.д.); проводится оценка СИЗ при работе на открытой территории, без оценки параметров микроклимата открытой территории; часто не проводится оценка сигнальной одежды;
  • в протоколах травмоопасности не указывается применяемое производственное оборудование, инструменты и приспособления, используемые на рабочем месте;
  • в протоколе оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса неверно определяется класс условий труда по отдельным показателям, а, соответственно, и общий класс условий труда устанавливается неверно;
  • не разрабатываются мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда в отдельных рабочих зонах, в которых в результате проведения гигиенической оценки условий труда выявлены несоответствия уровней факторов производственной среды нормативным значениям;
  • в перечне рабочих мест, подлежащих аттестации, не указываются все вредные и опасные производственные факторы, присутствующие на рабочих местах; учитываются не все рабочие зоны, в которых находится работник в течение рабочей смены; проводится оценка не всей смены;
  • в объеме проводимых исследований и оценок не оцениваются либо оцениваются неверно основные вредные (опасные) производственные факторы, неустранимые в процессе трудовой деятельности отдельных категорий работников (в том числе медицинских) — биологический, напряженность трудового процесса (интеллектуальные нагрузки, сенсорные нагрузки, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы), ионизирующее излучение;
  • план мероприятий не утверждается руководителем организации, не определяются источники финансирования, ответственные за выполнение и сроки выполнения мероприятий, не включаются мероприятия по применению средств малой механизации.

 * Подробнее см.

раздел 3.1.1. Вернуться…

** Подробнее см. раздел 3.1.1. Вернуться…

*** Подробнее о выдаче СИЗ см. раздел 3.1.2. Перечень действующих типовых норм выдачи СИЗ приводится в приложениях № 3 и № 4. Вернуться…

Как правильно выбрать аттестующую организацию

10.12.2012 14:09:00

О подводных камнях выбора компании-партнера для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда мы побеседовали с

генеральным директором Клинского института охраны и условий труда
Олегом КОСЫРЕВЫМ.
 

– Олег Александрович, как Вы считаете, достаточно ли сложился рынок услуг по проведению аттестации рабочих мест, для того чтобы предприятие-заказчик могло сделать осознанный выбор партнера и принять правильное решение о сотрудничестве?
– Исторически сложилось, что этот бизнес серьезно не контролировался и имел много допущений. Например, можно было приобрести пару приборов и аккредитовать лабораторию с минимальной областью аккредитации (на измерения двух параметров). Остальные измерения якобы проводить при помощи некоего субподрядчика, который зачастую был только на бумаге. В результате этого сейчас большинство аккредитующих организаций просто не имеет нормального технического и кадрового оснащения.

С введением нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Приказом № 342н возник повышенный спрос на услуги аттестующих организаций. Это связано с тем, что до вступления в силу документа многие работодатели осуществляли аттестацию своими силами, при помощи собственных профильных и непрофильных подразделений.

Сейчас такая система организации процесса аттестации стала нелегитимной – все виды оценок и исследований должны проводиться независимой аттестующей организацией.

Вопрос ответ

Вот этим возникшим спросом и пытаются воспользоваться недобросовестные исполнители. К сожалению, как показала практика, существующая на данный момент система аккредитации Минздравсоцразвития РФ не дает гарантии, что аттестованная организация окажется компетентной.

– С какими проблемами, помимо низкого уровня компетентности некоторых организаций, столкнулись участники рынка оценки условий труда?
– Часть этих проблем создают предприятия-однодневки, которые рассчитывают заработать денег и уйти с рынка при первых же проверках. Их ценовая политика весьма агрессивна: на открытых тендерах они в несколько раз могут уронить заявленную стоимость. У заказчика не остается выбора, и он получает, по сути, «кота в мешке». Кстати, в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте госзакупок уже появились и аттестующие организации.

Из этой проблемы вытекает другая. Определение заказчиком цены осуществляется, как правило, на основе анализа публично заключенных сделок. И здесь начинается цепная реакция: на тендерных площадках он видит сделки, заключенные по демпинговой цене и уже сам вынужден в виде начальной цены устанавливать серьезно заниженную стоимость, тем самым подогревая разыгравшийся демпинг.

Это приводит к тому, что ни одна серьезная аттестующая организация, работающая по всем правилам, не сможет получить такой заказ, поскольку цена оказывается ниже себестоимости работ. И остаются только фирмы-однодневки, которых такая цена устраивает.

– На что стоит обращать внимание компаниям, выбирающим аттестующую организацию?
Во-первых, самое простое, что можно сделать – это удостовериться в том, что независимая аттестующая организация включена в электронный Реестр аккредитованных. Особое внимание стоит обратить на столбец Реестра «Дата исключения из Реестра», чтобы убедиться, что организацию не исключили.
 
Второе, на что следует обратить внимание, это область аккредитации испытательной лаборатории, в которой указано, какие именно факторы производственной среды может исследовать лаборатория. Часто бывает, что лаборатория оценивает факторы, которых нет в области аккредитации – это грубейшее нарушение. В первую очередь, это относится к химическим веществам, которые встречаются достаточно редко (химические и фармацевтические предприятия), а также к биологическому фактору – поскольку большинство испытательных лабораторий не имеют в своем составе микробиологическую лабораторию, необходимую для его оценки.

В то же время присутствие биологического фактора характерно для многих видов экономической деятельности (пищевая промышленность, медицина, ЖКХ, сельское хозяйство и др.). 

Подтверждением факта аккредитации испытательной лаборатории является аттестат с областью аккредитации в виде обязательного приложения. В настоящее время существует  много добровольных систем сертификации и аккредитации. Однако наиболее авторитетной организацией здесь является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и, желательно, чтобы аттестат был выдан именно этим ведомством. Список испытательных лабораторий, подведомственных Росстандарту, можно найти на официальном сайте ведомства.

В-третьих, дополнительной гарантией качества предоставляемых услуг для работодателя является членство аттестующей компании в саморегулируемой организации (СРО). Члены СРО добровольно выполняют повышенные требования к качеству своих услуг, за их работой установлен дополнительный контроль, их ответственность перед клиентами застрахована.

В-четвертых, необходимо сопоставлять объемы предстоящей работы и официальную штатную численность аттестующей организации. Различного рода договоры подряда и трудовые договоры «по совместительству» свидетельствуют об отсутствии реальных кадровых ресурсов и работодатель, скорее всего, получит «рисованные» результаты. Специалисты должны иметь удостоверения о специальной подготовке. Здесь тоже много подводных камней, на сегодня нет установленной процедуры такой подготовки. Следует обращать внимание на организацию, проводившую обучение и выдавшую такие удостоверения.

И наконец, немаловажным фактором является цена. Если она сильно занижена – это сигнал о том, что услуги вряд ли будут оказаны качественно. СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» разработало стандарт «Оказание услуг в области охраны труда. Определение трудозатрат и методика расчета стоимости оказания услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Общие требования». Его можно найти на официальном сайте данной организации www.trud-audit.ru.
Используя этот стандарт, работодатель может оценить реальные трудозатраты для проведения аттестации на имеющихся у него рабочих местах и сравнить эту стоимость с тем, что предлагает та или иная аттестующая организация.

– Каким Вы видите будущее рынка оценки условий труда?
– Я полагаю, что ситуация будет постепенно выравниваться. Бизнес будет укрупняться и технически оснащаться. Однако это не означает, что количество аттестующих организаций с «плохими» результатами проверок в ближайшее время уменьшится. Тем более, что такие проверки будут осуществляться уже не местными инспекциями, персонал которых был слабо подготовлен к их проведению, а независимой комиссией, формируемой Минтрудсоцзащиты РФ, согласно методическим рекомендациям, которые сейчас готовятся. Через какое-то время это должно привести к значительному отсеву тех компаний, которые не соответствуют стандартам. Конечно, при условии, что прекратится этот демпинговый беспредел, начавшийся после вступления в силу нового порядка проведения аттестации.

Данный материал подготовлен на основе интервью Олега Косырева 21 ноября 2011 года порталу Job.ru. 

Все публикации

Особенности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут ( Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в , утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

проведения специальной оценки условий труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов ( Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки ( и Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в данного Закона. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 ( Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в — Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно или Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по — Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно ( Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц — от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. ( Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. см. Новые документы для бухгалтера.

С какой периодичностью и в какие сроки проводится аттестация рабочих мест?

Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм ( Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)). Подробнее об этом см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.