Архивы библиотек и музеев

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Разработав научную концепцию музея, приступаем к разработке концепций по формам деятельности будущего музея. Но первоначально исходим из общих принципов, выработанных музееведением и практикой музейного строительства.

Общеизвестными формами деятельности музея являются:

  • научно-фондовая работа;
  • экспозиционно-выставочная работа;
  • научно-просветительная работа;
  • научно-исследовательская работа и редакционно-издательская деятельность.

Для обеспечения этих форм деятельности необходимы менеджмент и маркетинг (управление и административно-хозяйственная деятельность).

Все эти виды деятельности выражаются в различных формах и модификациях. Если музееведение как научная дисциплина опирается на достижения в различных областях науки (истории, географии, этнологии и антропологии, литературоведении, искусствознании, экологии, техники и т.д.), то музей вбирает в себя различные формы социальных институтов, интерпретируя их через свои музейные коллекции

При разработке научных концепций предусматривается внедрение новых форм и методов работы, в том числе интерактивных, а также использование новейших достижений науки и техники, включая электронные и лазерные приспособления, цифровую аппаратуру. Составными частями экспозиции могут быть виртуальный музей, электронные диорамы, аттракционы и т.д. При этом необходимо иметь в виду, что основу музея составляет музейный предмет. Он является главным действующим лицом во всех видах музейной деятельности, а все технические приспособления служат только для усиления его восприятия.

При проектировании предусматривается акцентирование музея на каком-либо виде его деятельности и различные формы повышения эффективности презентации музейного предмета. Это могут быть какие-либо конструкции, видеоряды, виртуальные изображения, использование лазерной и цифровой техники и т.д.

В о п р о с ы и з а д а н и я

Рассмотрим формы деятельности музея в графическом изображении и ответим на вопросы:

  1. Согласны ли Вы с предлагаемой трактовкой форм деятельности музея? Обоснуйте свою точку зрения.
  2. Как бы Вы выделили приоритетные формы музейной деятельности?
  3. Какие формы деятельности требуют дополнительного разъяснения?
  4. Учтены ли все формы деятельности музея?
  5. Можно ли предложить иную форму графического изображения?

Формы деятельности музея в интерпретации Ю. Г. Рогатко

Музей в пространстве культуры в интерпретации Д. А. Михайловой

Формы деятельности музея в интерпретации К. А. Логушкиной

Формы деятельности музея в интерпретации К. А. Копыловой

Культурно-образовательные формы в редакции К. А. Копыловой

  1. Комплектование фондов. (Научно-фондовая работа).
  2. Поисково-собирательская деятельность. (Пополнение фондов).
  3. Просветительская деятельность.
  4. Научно-исследовательская деятельность.
  5. Редакционно-издательская деятельность.
  6. Культурно-образовательная деятельность.
  7. Экспозиционно-выставочная деятельность.
  8. Экскурсионная работа.

  1. Комплектование фондов.

Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлечённые из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе).

  1. Поисково-собирательская деятельность. (Пополнение фондов). Экспедиции.
  2. Просветительская деятельность. Встречи, лекционные циклы, мастер-классы.
  3. Научно-исследовательская деятельность:
  • разработка научной концепции музея;
  • исследования в области комплектования фондов;
  • изучение музейных предметов и коллекций;
  • исследования в области охраны и хранения фондов;
  • научное проектирование экспозиций и выставок;
  • исследования в области музейной коммуникации;
  • изучение истории музейного дела;
  • изучение историографии музееведения.
  1. Редакционно-издательская деятельность.

Публикации, выпуск брошюр и каталогов. Информация о музее в СМИ.

  1. Культурно-образовательная деятельность.

Общение музея с аудиторией в форме диалога. Работа с детьми. Музей как «центр образования».

  1. Экспозиционно-выставочная деятельность. Подготовка и проведение выставок.

Проектирование виртуальных выставок.

Разработка концепции.

  1. Экскурсионно-массовая работа.

Экскурсии. Выездные музейные занятия и лекции. Мастер-классы.

Архив как общественный институт письменной словесности создается для хранения подлинников рукописных материалов, не все из которых составляют предмет хранения. Общество стремится включить в состав архивных фондов подлинники рукописных текстов, представляющие интерес для общества, имеющие то или иное значение с общественной точки зрения, являющиеся своего рода общественным достоянием.

Архивист И.Л. Маяковский так описывал различие между архивом, библиотекой и музеем: «Архивы содержат в себе исторические первоисточники, существующие как в виде неразмноженного письменного материала (включая всякого рода графический материал), так и в виде оригиналов размноженного, затем — рукописные копии и, наконец, печатные материалы, если последние являются составным элементом первоисточников.

Архив, библиотека, музей принадлежат к институтам, социальной функцией которых, несомненно, является сохранение исторической памяти. Сложнее определить различия их функций в обществе. Исходный тезис В.П. Козлова — поделить их в зависимости от объектов хранения (предмет — книга — документ) — является логической ловушкой и методически сомнительным при серьезном углубленном анализе.21

Первая проблема: выделяя типообразующий объект для музея, библиотеки, архива, докладчик отбрасывает «нетипичные» формы, считая их «скорее исключением, нежели правилом». Но вся история архивов, библиотек, музеев говорит об обратном. С одной стороны, обществу всегда было абсолютно безразлично, как называется учреждение, выполняющее ту или иную важную для него функцию. Законы, выбитые на каменной стене, хранящиеся в античной библиотеке, церковной ризнице или городском магистрате, равно выполняли свою функцию — и место их размещения для современников не было и не является до сих пор сколько-нибудь значимым.

С другой стороны, и для самих создателей архивов, библиотек, музеев никогда не было решающим деление на предметы, книги, документы. Более того, о подобной дифференциации можно, причем с известной долей условности, говорить только по отношению к ХХ веку. Императорская публичная библиотека с момента создания и до 1917 г. имела в своих фондах не только книги, т. е. печатную продукцию, но и рукописи, изобразительный материал, нумизматические коллекции. Библиотека Конгресса США до сих пор собирает и хранит как печатные, так и рукописные и вещественные памятники прошлого. Румянцевский музей, как и Российский Императорский исторический музей, обладали наряду с предметами ценнейшими книжными и рукописными собраниями, что не только не было случайным, но входило в число приоритетов коллекционирования. И лишь волею случая один из них остался музеем, а другой стал библиотекой. То же можно сказать и об архивах, которые были более строгими в отборе материалов для хранения и руководствовались в своем собирательстве не формой представления информации, а ценностью последней. Да и сегодня Российский государственный архив древних актов — крупнейшее, едва ли не одно из лучших, собрание рукописных и старопечатных книг, Национальный архив США хранят ценнейшие музейные реликвии. И вряд ли кто из архивистов согласится расстаться с «непрофильными» музейными или печатными материалами. Здесь речь идет не о «гибридных» формах или «комплексах» — перед нами нормальная ситуация, созданная профессионалами своего времени. И чем к более ранней эпохе мы обращаемся, тем заметнее противоречие предложенной дифференциации и реального положения дел.

Вряд ли стоит повторять известную истину, что во все времена в обществе существовали механизмы передачи культурной (исторической) информации: с дописьменной эпохи дошли до нас устные и предметные формы трансляции, с появлением письма — письменные документы, с изобретением книгопечатания — типографские. Сегодня появляются новые электронные формы трансляции и фиксации исторической памяти. Не удивительно, что каждому периоду присущи свои социальные институты, призванные сохранять память человечества. И для каждой эпохи они были различны. Дифференциация этих институтов возникает по мере усложнения задач в общем процессе сохранения памяти прошлого.

Первым важным явлением в этой области стало появление (выделение) утилитарной проблемы сохранения прошлого — необходимость обращения к нему для решения экономических и социальных задач. Фиксация правовых норм, привилегий или ограничений в широком (законы) и в узком (относящимся к личной и сословной истории) смыслах привели к появлению такой структуры, как архив. И именно в этом смысле архив уникален во все времена своего существования, вне зависимости от названия и выделения в качестве самостоятельной структуры в государственных или иных институтах того или иного исторического периода. Тот факт, что сегодня архивисты исходят из иной, более широкой концепции своей деятельности и собирают материал гораздо более разнообразный, не меняет, с нашей точки зрения, сути.

Наряду с прагматической задачей общество осознавало необходимость фиксации своего существования как самоценного явления, и с появлением письменности эту функцию приняли на себя хранилища главного и универсального материального носителя исторической памяти, каким были тексты, — библиотеки. Не обладая жесткой заданностью в своей деятельности, именно библиотека стала универсальным местом собирания культурных артефактов самого широкого диапазона.22В ее задачи входила передача знаний — сначала узкому, затем самым широким кругам общества. Со временем самой массовой формой стали печатные издания, но в той части, где это не могло быть реализовано книгами, библиотеки пополнялись рукописными документами и материальными предметами. Не случайно, например, широкое распространение нумизматических коллекций в библиотеках, создаваемых до XIX в., — тогда монеты были уникальным источником об эпохах, по которым отсутствовали оригинальные письменные и, тем более, печатные документы. Характерно, что сегодня в библиотечном деле слово «книга» так, как его употребляет В.П. Козлов, не используется: принятый и стандартизированный термин для единицы библиотечного фонда тот же, что и у архивистов — «документ».

Синкретическая, библиотечная, форма существовала до эпохи, когда библиотеки перешли определенный рубеж в использовании — стали доступными широкому кругу людей. Тогда и обнаружилось важное противоречие способов использования их коллекций: тексты должны были читаться, предметы — смотреться. Возникла предпосылка разделения книжных и музейных собраний.

Появление музея в современном его понимании как хранилища памятников истории, предоставляемых для публичного исследования (рассмотрения), — явление сравнительно новое, отражающее, по нашему мнению, более высокий этап осознания значения исторической памяти. Общество начало ценить прошлое как таковое — не для дела, не как копилку информации, а как часть самой жизни людей. Музей стал универсальным хранилищем «опредмеченной» истории, ибо для него нет содержательных или формальных ограничений: вся культурная деятельность человечества, от возделывания земли до поэтического вдохновения, от государственных узаконений до частной жизни, — в сфере его внимания. В этом смысле для него важны и «предмет», и «книга», и «документ».

Предпринятая попытка описания этапов эволюции архивов, библиотек, музеев позволяет увидеть их принципиальные различия.

Главная задача архива, существующего в первую очередь для того, чтобы гарантировать преемственность государственной, общественной и частной жизни, состоит в хранении документов. Использование их зависит от общественных потребностей. Факт востребованности информации на функциях архива не отражается. При этом принципиальная особенность архивного источника — его юридическая аутентичность.

Библиотека как институт трансляции исторической памяти не может существовать без использования ее ресурса. Если в библиотеке нет читателя, став просто хранилищем, она превращается даже не в архив, а в склад печатных и иных документов. При этом основными качествами хранимых в библиотеке источников являются наличие информации, ее полнота и универсальность.

Музей, как и библиотека, призван транслировать историческую память, причем специфической особенностью формы передачи является то, что его объект, наделенный символическим значением — самоценностью «посланца прошлого», нельзя «использовать», он изучается, рассматривается. Музейный объект должен быть репрезентативен и аутентичен.

В заключение В.П. Козлов с горечью констатирует, что музеям и библиотекам «повезло больше в общественном осознании их значения». Боюсь, в общественном осознании нам всем не очень-то повезло. Приведу яркий пример: в официальном документе, призванном упорядочить жизнь современного российского общества, — «Общероссийском классификаторе экономической деятельности» (2001) все рассматриваемые учреждения отнесены к «прочей деятельности в области культуры».

Определение

Экономика библиотечного дела – отрасль деятельности, предметом которой являются производственные отношения в сфере библиотечного дела, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и использования библиотечных ресурсов, которые выступают в форме продуктов и услуг.

Экономика библиотеки – система экономических отношений в библиотечной сфере, которые возникают по причине производства, распределения, обмена и потребления библиотечной продукции и услуг, а также совокупность средств, объектов и процессов, которые используются в библиотеке с целью обеспечения материальных условий для создания библиотечных продуктов и услуг.

Содержанием экономической деятельности библиотек является создание социально-экономических условий для выявления, реализации и объединения интересов, как библиотечной общественности, так и различных категорий реальных и потенциальных потребителей библиотечных услуг.

Основывается на:

  • инструментарии экономической теории (экономические законы, категории и методы изучения экономической деятельности);
  • положениях практической экономики (методики ценообразования, экономического анализа, стоимостных расчётов, моделирования организационно-хозяйственной деятельности библиотеки).

Предпринимательская деятельность в учреждениях культуры связывается с:

  • оказанием населению платных услуг;
  • реализацией социально-творческих заказов;
  • заключением коммерческих договоров;
  • участием в государственно-частном партнёрстве;
  • участием в осуществлении целевых программ и проектов;
  • привлечением меценатов.

На процесс предпринимательства оказывают влияние:

  • экономические условия – это, в первую очередь, предложение товаров и спрос на них;
  • социальные условия – это, прежде всего, стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определённым вкусам и моде.

История экономики библиотечного дела. Современный этап

  • общие вопросы экономики библиотечного дела (Н. Могилевер, Л. Куликова, В. Клюев);
  • методология экономики библиотечного дела (Фенелонов);
  • библиотечная микроэкономика, финансирование, юридическая база экономической деятельности (В. Клюев, Л. Кожевникова, Н. Нестерович);
  • экономические отношения в библиотечном коллективе (С. Новиков);
  • экономические основы библиотечного производственного процесса (С. Колегаева).

Предмет библиотечной экономики

  • экономические отношения;
  • библиотечные продукты и услуги;
  • спрос на продукцию библиотечного производства;
  • информационные ресурсы;
  • результаты библиотечной деятельности.

Объекты библиотечной экономики

  • финансы;
  • материальная база;
  • фонд документов;
  • библиотечные кадры и руководители;
  • организационные структуры библиотеки;
  • технологии производства;
  • механизмы хозяйствования.

Цели библиотечной экономики

  • фиксация и выявление закономерностей развития экономических отношений в библиотечной сфере;
  • моделирование состояния библиотечных систем и обеспечение инструментарием процессов управления экономической деятельностью;
  • определение минимального объёма и состава ресурсов, их рационального использования для развития зоны библиотечного обслуживания.

Во второй половине XX и в начале XXI в. возникает и нарастает тенденция к взаимосвязи библиотековедения с экономической наукой, постепенно формируется проблематика экономики библиотечного дела, приобретающая все более актуальное значение. Используя законы и категории экономической науки, библиотековедение начинает по-новому смотреть на отношения, возникающие между людьми в процессе производства библиотечных услуг и общественной организации потребления информационной продукции библиотек. Библиотечное дело рассматривается как часть экономики непроизводственной сферы и экономики культуры.

Под влиянием экономического мышления библиотековедение впервые приступает к исследованию таких вопросов, как экономическая природа библиотечного труда, экономическая его оценка, экономические аспекты потребления библиотечных услуг, финансирование и оплата труда в библиотечном деле, материально-техническое обеспечение библиотек и да. Активно обсуждается дихотомия платности — бесплатности библиотечного обслуживания. Возникло направление исследований, обозначаемое понятием «библиотечный маркетинг». Всплеск внимания к экономике библиотечного дела в отечественном библиотековедении был связан с переходом страны к рыночным отношениям. Интенсивные исследования отечественных специалистов привели к тому, что в структуре библиотековедения уже сформировался относительно самостоятельный аспектный раздел, который получил название «Библиотечная экономика».

Основные его характеристики отчетливо выявились в рамках учебной дисциплины «Организация, экономика, управление библиотечным делом». Есть основания предполагать, что в будущем он приобретет статус учебной дисциплины. Вместе с тем процесс нарастания внимания к экономике библиотечного дела идет не столь просто, как порой кажется. Связано это с тем, что в исследованиях отдельных специалистов проскальзывает вульгарно-экономический подход к библиотечному делу, выражающийся в стремлении представить информацию, информационные услуги как обычный товар. Это может привести к введению платности за все формы библиотечно-библиографического и информационного обслуживания, полному переводу библиотечного дела на рельсы рыночной экономики, что будет противоречить общепризнанному праву человека на беспрепятственный, ничем не ограниченный доступ к информации.

Экономика как фактор внешней среды

Состояние экономики, в условиях которой работает библиотека, является наиболее очевидным фактором окружающей среды, который почему-то недооценивается большинством библиотековедов. Несмотря на высокий духовный смысл своего существовании_библиотека является материальным объектом, нуждающимся в надежном финансовом и материально-техническом обеспечении. Приобретение документов, организация их хранения и использования, строительство и эксплуатация помещений, оплата труда персонала и т.п. требуют определенных расходов. Чем более эффективно работают политические и экономические структуры, чем более богато общество, тем больше средств оно может направить на развитие библиотек. Это позволяет сформировать развитую сеть библиотек, соответствующих требованиям общества, комплектовать фонды необходимыми документами, обеспечивать их современными техническими средствами, привлекать к работе высококвалифицированных специалистов.’ Бедное же общество не может направлять в библиотеки необходимые финансовые и материальные ресурсы и соответственно рассчитывать на надежное информационное обеспечение с их стороны.

Состояние экономики является решающим фактором, влияющим на уровень финансирования библиотечного дела в целом и каждой библиотеки в отдельности. Это в основном обусловлено тем, что центральное правительство и местные органы власти регулируют налоги и их распределение. Снижение объема средств, поступающих в государственный бюджет, ведет, как правило, к сокращению социальных программ, и библиотеки в этом списке оказываются первыми. Поэтому экономические кризисы являются одной из причин уменьшения количества библиотек, свертывания библиотечных проектов, сокращения ряда статей расходов. Экономический же достаток позволяет библиотекам участвовать в реализации ряда программ, увеличивать расходы на формирование фонда, содержание персонала, модернизацию производства, что положительно сказывается на конечных результатах их деятельности.

Состояние экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Несмотря на то что библиотеки руководствуются в основном принципами некоммерческого маркетинга, данное положение полностью приемлемо и для библиотечного дела, так как ряд издержек деятельности находится вне их контроля. Ставки заработной платы, процентные ставки, стоимость оборудования и аренды служебных помещений, энергоносителей и услуг связи, цены на документы и доступ к удаленным базам данных формируются независимо от желания и возможностей библиотек.

Когда повсеместное повышение издержек приводит к росту цен, существенно усиливается инфляция; цены на некоторые товары, в первую очередь книги и другие документы, услуги предприятий энергетического комплекса и связи могут выходить за пределы возможностей многих библиотек, что существенно отражается на качестве оказываемых ими услуг. Если издержки библиотек под влиянием внешних факторов существенно возрастают, то это может заставить их снизить объемы обслуживания, сузить перечень оказываемых услуг и т. п. Когда издержки стабильны, библиотеки располагают гораздо большими возможностями в дифференциации своих предложений и расширении рынка сбыта.

Несмотря на то что библиотеки в большинстве своем оказывают пользователям бесплатные услуги, их деятельность тем не менее сильно зависит от финансовых возможностей населения. Стабильные темпы развития экономики, а соответственно и рост доходов граждан ведут к увеличению спроса на рынке образования и досуга, в том числе и на информацию. Благоприятное состояние экономики ведет также к увеличению свободного времени населения и повышению спроса на досуговые услуги библиотек! Наличие у населения свободных финансовых средств позволяет пользователям более активно использовать предлагаемые библиотеками платные услуги, в первую очередь копирование документов, предоставление информации при помощи современных технических средств и т.д.

Благоприятная экономическая ситуация в обществе значительно расширяет возможности библиотек по привлечению для реализации различных проектов средств спонсоров и меценатов, увеличивает объем даров и пожертвований для библиотек. Все это в конечном итоге ведет к укреплению финансового положения библиотек, расширению их возможностей.

Политические и экономические преобразования общества, как правило, неразрывно взаимосвязаны. Наглядным примером влияния изменений внешней среды на деятельность библиотечно-информационных учреждений можно проследить на примере Китайской Народной Республики. В начале 1980-х годов КНР стала на путь социально-экономических реформ и политики «открытых дверей». Быстрое развитие экономики, науки и технологий настойчиво требовало знаний и информационного обеспечения. С этого времени начинается настоящий бум в развитии библиотечных технологий, возникает множество новых библиотек и информационных центров. Так, если в 1949 году в Китае было всего 392 библиотеки всех типов, среди которых — 55 публичных, 132 библиотеки вузов, 44 профсоюзных и 44 частных, а в 1978 году было 1256 публичных библиотек, то в 1995 году таковых насчитывалось уже 2596, вузовских — 1080, научных — более 8 тыс., профсоюзных — около 200 тыс., школьных — более 16 тыс. Экономические реформы, проводимые в Китае»увеличили спрос на библиотечно-информационные услуги и создали условия для быстрого развития библиотечного дела. За последнее десятилетие XX в. в КНР было построено более 1 тыс. библиотечных зданий. Экономический подъем позволил китайскому обществу в кратчайшие сроки, всего за 5 лет — с 1983 по 1987 год — построить Национальную библиотеку, которая по своей площади уступает только Библиотеке Конгресса США.

Социально-экономические преобразования 1980—1990-х годов, глубоко затронувшие различные стороны жизни в республиках бывшего Советского Союза и стран социалистического лагеря, не замедлили мгновенно сказаться на деятельности библиотек. Дефицит финансовых средств привел как к сокращению сети библиотек различных видов в целом, так и к уменьшению средств, направляемых на формирование информационных ресурсов, финансирование деятельности персонала, развитие материально-технической базы библиотек. Так, после воссоединения Германии в единое государство около 30% всех библиотек в Восточных землях прекратили работу.

То или иное изменение состояния экономики имеет положительное или отрицательное воздействие на различные аспекты деятельности библиотек. Общий экономический кризис привел к сокращению сети библиотек различных ведомств, уменьшилось число новых поступлений в фонды, снизился реальный уровень заработной платы библиотечных работников. Вместе с тем именно в этот период под влиянием ряда экономических и социально-политических факторов (расширение возможностей международного сотрудничества, появление внебюджетных источников финансирования, таких, как спонсорство, предпринимательская деятельность библиотек и т.п.) ведущие библиотеки республики приступили к автоматизации своей деятельности и резко сократили отрыв в данном направлении от зарубежных коллег по сравнению с советским периодом.

Дальнейшая стабилизация и рост темпов производства в стране изменили и ситуацию в библиотечном деле. В отрасли начали реализовываться программы, направленные нд, систематическое пополнение фондов наиболее ценными изданиями, автоматизацию библиотечно-информационных процессов, активизировался обмен информацией с зарубежными партнерами. Улучшение финансового положения предприятий и организаций позволило увеличить долю финансовых средств, направляемых на развитие библиотечно-информационного обслуживания. Определение четких экономических ориентиров привело к увеличению спроса на услуги библиотек и осознанию их роли в решении социально-экономических задач.

Но это вовсе не значит, что библиотека выступает только как потребитель финансовых ресурсов общества. Как институт, занимающий ведущее место в формировании ценностной системы граждан, образовании и профессиональной подготовке специалистов, библиотека выступает в качестве основного производителя трудовых ресурсов общества. Современный этап развития характеризуется возрастанием наукоемкости общественного производства, быстрым повышением производительности труда, широким распространением прогрессивных технологий, вызывает рост требований к уровню общей и профессиональной подготовки, компетенции участников производства материальных и духовных ценностей, стимулирует их к более интенсивному использованию различных видов информации. Библиотека содействует повышению общей культуры производства, внедрению экологически чистых технологий, формированию здорового образа жизни, что позволяет обществу значительно экономить финансовые средства, не тратить их на производство продукции низкого качества, ликвидацию последствий гуманитарных и экологических катастроф, лечение болезней и т.п. В связи с этим все более возрастает роль библиотеки как непосредственного участника общественного производства.

Изменение структуры рынка и превращение информации в товар, который можно эффективно реализовать, значительно изменило экономический статус библиотек. Современные библиотеки выступают не только пассивными потребителями, но и активными производителями ряда информационных продуктов, которые являются самостоятельным товаром. Высокие темпы развития экономики заставляют предприятия непрерывно модернизировать свою продукцию, искать новые рынки сбыта, что ведет к постоянно увеличивающемуся спросу на информационные услуги библиотек. Информация становится основным компонентом при производстве все большего количества товаров и услуг, поэтому библиотеки предприятий и учреждений выступают как непосредственные участники производственного процесса. Все это делает библиотеку полноправным субъектом экономической системы общества — субъектом, который не только потребляет, но и вносит свой вклад в формирование национального дохода страны.

Таким образом/изменение экономической ситуации в обществе, экономические подъемы и кризисы, уровень экономической активности в различных регионах страны являются одним из факторов внешней среды, неконтролируемых библиотечной сферой и активно влияющих на развитие библиотек. Библиотеки же, в свою очередь, удовлетворяя информационные потребности, содействует экономическому прогрессу и росту материального благосостояния общества, что в конечном итоге ведет к увеличению потолка ресурсов, направляемых обществом на развитие библиотечного дела.

Про проблемы и перспективы

Базовым понятием, важнейшей научной категорией, которая используется в экономической науке, является «экономическая эффективность», понимаемая как соотношение затрат и получаемых результатов, способность удовлетворить потребности с меньшей затратой сил и средств общества. Развитие любой экономической науки совершается на базе общего понятия экономической эффективности, которая становится способом понимания экономических фактов, средством правильной оценки существующих и проектируемых систем.

К сожалению, некоторые «экономисты от библиотечного дела» игнорируют экономическую эффективность как ключевую для отрасли научную категорию, как главное средство оценки фактов и явлений хозяйственной практики. При таком подходе трудно доказывать, что для общества важнее обеспечивать книгоснабжение через библиотеки, нежели с помощью книжной торговли, требовать от библиотекарей увеличения обращаемости библиотечных фондов, лучшего использования помещений, повышения производительности и улучшения организации труда.

Подведение под библиотечную экономику идеологии благотворительности (когда выделение средств на библиотеки рассматривается просто как дар, без учета получаемой экономической выгоды, когда за использование выделенных на библиотеки ресурсов нет никакого спроса) лишает библиотечную экономику всякого смысла.

В библиотечном деле широко, но, к сожалению, неоднозначно, используется термин «экономический анализ», посредством которого обозначают весь комплекс средств, используемых экономической наукой для изучения интересующего ее объекта во всем многообразии его проявлений. Но в то же время этот термин используется в более узком прикладном значении — как одна из функций управления, обеспечивающая оперативное слежение за экономическими процессами, происходящими в объекте, и принятие правильных решений по дальнейшему развитию его деятельности.

До сих пор продолжаются споры, что считать конечным результатом библиотечной деятельности. Одни специалисты склонны относить к ним результаты, проявляющиеся на стыке библиотекарь — читатель. Другие считают таковыми более отдаленные результаты, находящие отражение в освоенном свободном времени, в степени соответствия выдаваемой литературы потребностям, в изменениях, которые произошли в сознании и поведении человека в результате чтения.

Потенциальные возможности библиотек по удовлетворению информационных потребностей пользователей значительно возрастают с внедрением в их деятельность сетевых технологий. Объединив при помощи корпоративных, национальных и международных компьютерных сетей информационный потенциал всех библиотек мира, располагающих соответствующими их статусу коллекциями документов и сведениями о них, библиотека таким образом достигнет идеального выполнения своей кумулятивной функции, а человечество впервые за всю историю получит полное собрание всех созданных и сохраненных им документов. Несмотря на то что реально документы и сведения о них будут географически рассредоточены по различным точкам планеты, средства связи позволят пользователям получить информацию о содержании «общечеловеческой библиотеки» независимо от их места нахождения.

Рассредоточение электронных копий документов по различным точкам пространства обеспечивает их более надежную сохранность в случае возникновения природных и техногенных катаклизмов (землетрясений, пожаров, наводнений, войн и др.), так как сохранение хотя бы одной копии дает возможность практически мгновенно восстановить необходимое количество документов и возобновить обслуживание пользователей. Следовательно, применение современных информационных технологий позволяет библиотекам приблизиться к идеалу выполнения их мемориальной функции. Наряду с этим благодаря высокой степени компактности электронных документов и соответственно снижению потребности в площади, необходимой для обеспечения их сохранности, становится реальностью решение вечной проблемы библиотек всех времен и народов — проблемы нехватки площадей фондохранилищ.

Вслед за отказом от книговедческой парадигмы развития необходимо также пересмотреть и роль библиотек как исключительно бесплатных учреждений и предоставить им возможность стать полноправными участниками информационного рынка. Это вовсе не означает отказ библиотеки от выполнения своей миссии как института социальной защиты. Ее деятельность по-прежнему должна быть направлена на предоставление широкого спектра бесплатных и льготных услуг для социально не защищенных слоев общества: детей, юношества, студенчества, пенсионеров, инвалидов и др. Данная деятельность должна оплачиваться обществом из централизованных фондов потребления через бюджеты центральных и местных органов власти и различные общественные фонды.

Услуги библиотек, связанные с информационным обеспечением деятельности предприятий, организаций и учреждений, удовлетворением запросов трудоспособной части населения, базирующиеся к тому же на применении современных информационных технологий, использовании дорогостоящего оборудования, средств связи и высоком сервисном уровне, должны осуществляться на коммерческой основе. Это уравняет библиотеки в правах с коммерческими информационными службами, создаст здоровую конкурентную среду на информационном рынке и обеспечит библиотекам право доступа к более широкому кругу финансовых ресурсов общества, не ограничивая их деятельность только скудными средствами бюджетного финансирования.

Прибыль, полученную библиотекой от коммерческой деятельности, необходимо рассматривать не как дополнительные средства, компенсирующие недостаток бюджетного финансирования, которые изымаются из коммерческого оборота и направляются в нерыночный сектор библиотечной экономики. Данные средства представляют собой оборотный капитал и должны направляться на обеспечение и развитие коммерческой сферы деятельности библиотек: расширение спектра предоставляемых услуг, улучшение их качества, приобретение необходимого оборудования, оплату труда сотрудников, развитие социальной сферы библиотеки.

Соотношение перечня бесплатных и платных услуг, точнее, услуг, централизованно оплачиваемых из общественных фондов, и услуг, оплачиваемых непосредственными пользователями из личных средств либо средств своих организаций, определяется уровнем экономического благосостояния общества, его социальной политикой. На современном этапе развития нашего общества, этапе трансформации социально-экономической сферы, задача библиотек заключается в адаптации к данным условиям внешней среды и разработке механизма, обеспечиваю! эффективное финансирование их деятельности из различных источников, что явится гарантом конкурентоспособности библиотек на рынке информации и досуга.

Библиотеки сегодня занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его науки, образования и культуры. Являясь важным элементом производственных и социальных процессов и выступая в качестве структурных подразделений производственных, научных, образовательных и других учреждений, они должны превращаться в интеллектуальные центры их деятельности. Традиционные методы информационной поддержки деятельности организаций и учреждений путем накопления, классификации и распространения информации должны смениться новыми методами, основанными на использовании открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, образования, промышленного производства и других сфер деятельности.

По теме: