Аренда земли под кладбище

Аукцион на место на кладбище в Москве

Какова цена места на кладбище?
Сколько стоит место на кладбище? Как найти место на кладбище? – с этим вопросами-проблемами родственники умершего сталкиваются сразу после смерти. Сколько стоит место на кладбище власти Москвы решили определять на аукционе по предоставлению места под семейно-родовые захоронения. Власти предполагают, что это будет востребовано у москвичей. Право на место на кладбище уберегает родственников от дополнительных эмоциональных переживаний и денежных трат после смерти родственника.
Цена места под захоронение теперь определяется на торгах. Купить место на кладбище в Москве можно начиная с октября 2015 года. Аукционы по продаже мест для захоронений пока не столь популярны как рассчитывали эксперты. Аукционов прошло сотни, а мест под захоронения на кладбищах куплено десятки.
Можно ли купить место на кладбище?
Согласно законодательству РФ, в России существуют только государственные кладбища, то есть земля на кладбищах принадлежит государству. Земельные участки на кладбищах невозможно выкупить в частную собственность (приватизировать) и все сделки по продаже места для захоронения не имеют юридической силы. То есть купить место на кладбище легально невозможно.
Но все же возможность создания семейных родовых захоронений существует. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 8 сентября 2015 года №570-ПП, такой договор заключается с победителем аукциона на право размещения семейного захоронения.
Договор на размещение семейного захоронения победитель аукциона заключается с Департаментом торговли и услуг Москвы.
Более 12 тысяч мест под родовые захоронения планируется выставить на торги. Список из 133 кладбищ утвержден приложением к Постановлению Правительства Москвы от 8 сентября 2015 года №570-ПП.
Удобство для москвичей заключается в разовом приобретении участка и возможностью в дальнейшем не беспокоиться о том, где хоронить родственников. По мнению московского правительства, предоставления участков семейных захоронений позволит взять под контроль оказание соответствующих услуг, тем самым гарантировав получение гражданами услуг надлежащего качества по приемлемым цена. Эксперты утверждают, что возможность создания семейных захоронений будет очень востребованной среди москвичей.
Специалисты Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут услуги по сопровождению торгов на место под семейно-родовое захоронение.
Заказчикам: Услуги по организации и проведению аукциона — 38 000 руб.
Поставщикам: Услуги по подготовке заявки для участия в аукционе — 18 000 руб.
Новости: Москвичи могут выбрать место на кладбище на аукционе.
Торги на заключение договора под родовое захоронение.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Что представляет собой место на кладбище?
В качестве семейного (родового) предлагаются два вида захоронений: участки размером 1,8 на 2 метра на два захоронения гробом и участки 1,1 на 0,8 метра для захоронения урны.
Где размещается информация о местах под захоронения?
Вся необходимая информация для выбора участков, в том числе карта кладбищ с участками для размещения и реестр участков с указанием цены содержится в Единой автоматизированной системе похоронной отрасли (ЕАС Ритуал). Перечень участков опубликован так же на сайте департамента по конкурентной политике.

Аукционы проходят на электронной площадке roseltorg.ru. Принять участие в торгах сможет любой желающий. Договор оформляется на физическое лицо.
Как предоставляются места на кладбищах Москвы?

  • Место под захоронение на открытых кладбищах Москвы.
  • Места под захоронения на родственных участках всех кладбищ Москвы (гробом и урной).
  • Места под захоронения на новых участках (гробом и урной), на закрытых кладбищах.

Таким образом если у умершего нет похороненных родственников на закрытом кладбище, то похоронить его можно только на открытых для захоронения кладбищах Москвы. Похоронить на уже закрытых кладбищах можно только купив место на кладбище на аукционе. Такой участок, купленный на аукционе для будущего захоронения называется семейное (родовое) захоронение.
Как найти место на кладбище в Москве?
Оформить место для захоронения может только физическое лицо. Получить место на кладбище можно без торгов, или купить место на кладбище на аукционе.
Порядок получения места на кладбище без торгов:

  • Подобрать участок под захоронение.
  • Направить заявку на резервирование участка под захоронение, указав в ней:/li>
    • Паспортные данные заявителя.
    • Номер контактного телефона заявителя.
    • Адрес электронной почты заявителя.
    • Адрес регистрации и адрес фактического проживания заявителя.
    • Фамилия, имя и отчество умершего, для захоронения которого требуется участок.
    • Дата смерти умершего, для захоронения которого резервируется участок.
    • Серия, номер и дата выдачи свидетельства о смерти умершего, для захоронения которого требуется участок.
  • Оплатить платежное поручение, после прохождения процедуры резервирования участка.
  • Явиться в Службу «Одного окна» для заключения договора.

Порядок получения места на кладбище на аукционе:

  • Получить электронную цифровую подпись.
  • Аккредитоваться на Электронной торговой площадке.
  • Внести задаток в размере 20% от стартовой цены за место на кладбище.
  • Подать заявку на участие в торгах на право заключения договора на размещение семейного (родового) захоронения.
  • Подать ценовое предложение на аукционе.
  • При победе оплатить оставшуюся сумму в течение 10 дней со дня размещения протокола.
  • Заключить договор о регистрации семейно-родового захоронения.

Что такое перерегистрация места на кладбище?
После первого захоронения на участке, ответственному за участок, выдается паспорт (удостоверение) на захоронение. В случае смерти ответственного за участок (лица, на которого был оформлен договор), перерегистрация производится на лицо, указанное в договоре в качестве следующего ответственного за захоронение. Захоронение может быть перерегистрировано на другое лицо в случае, если указанный в договоре человек не обратился в администрацию кладбища в течение года после смерти ответственного за захоронение.
На каких кладбищах Москвы предоставляются места под родовые захоронения?
Место на Алабушевском кладбище, место на Алтуфьевском кладбище, место на Алексеевском кладбище, место на Бабушкинском кладбище, место на Богородском кладбище, место на Борисовском кладбище, место на Бусиновском кладбище, место на Бутовском кладбище, место на Введенском кладбище, место на Владыкинском кладбище, место на Востряковском кладбище, место на Головинском кладбище, место на Гольяновском кладбище, место на Даниловском кладбище, место на Долгопрудненском кладбище, место на Домодедовском кладбище, место на Захарьинском кладбище, место на Зеленоградском кладбище, место на Зеленоградском кладбище, место на Ивановском кладбище, место на Измайловском кладбище, место на Калитниковском кладбище, место на Капотненском кладбище, место на Качаловском кладбище, место на Котляковском кладбище, место на Кузьминском кладбище, место на Кунцевском кладбище, место на Леоновском кладбище.

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений Правительства Москвы

от 25.04.2012 N 190-ПП, от 15.05.2012 N 199-ПП)

В целях совершенствования порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве Правительство Москвы постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 17 октября 2006 г. N 806-ПП, от 28 августа 2007 г. N 741-ПП, от 11 сентября 2007 г. N 796-ПП, от 10 июня 2008 г. N 494-ПП, от 28 октября 2008 г. N 1010-ПП, от 27 января 2009 г. N 46-ПП, от 24 марта 2009 г. N 222-ПП, от 30 июня 2009 г. N 643-ПП, от 1 декабря 2009 г. N 1325-ПП):

1.1. В преамбуле постановления:

1.1.1. Исключить слова «Законом города Москвы от 16 июля 1997 г. N 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве», «от 1 октября 1996 г. N 347/1-РМ «О мерах экономического регулирования использования земель Москвы», «и в соответствии с Законами города Москвы от 14 мая 2003 г. N 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве» и от 3 марта 2004 г. N 13 «Об основах градостроительства в городе Москве».

1.1.2. Слово «распоряжениями» заменить словом «распоряжением».

1.2. Изложить пункты 3.1 и 3.2 постановления в следующей редакции:

«3.1. В случае принятия по заявлению арендатора земельного участка решения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы об изменении цели предоставления земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства арендатором земельного участка, срок действия договора аренды такого земельного участка для указанных целей составляет шесть лет, если иное не предусмотрено решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.

3.2. Если иное не предусмотрено пунктом 3.4 настоящего постановления, для земельных участков, на которых планируется осуществить строительство (реконструкцию) объектов, указанных в приложении 3 к настоящему постановлению, размер арендной платы и сроки ее уплаты определяются в следующем порядке:

3.2.1. За первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) арендная плата устанавливается в сумме ставок согласно приложениям 1 и 3 к настоящему постановлению и уплачивается арендатором единовременно в течение 30 дней с даты государственной регистрации соответствующих изменений в договоре аренды.

3.2.2. За последние два года срока действия договора аренды годовой размер арендной платы устанавливается в двойном размере ставок арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

3.2.3. Во все остальное время срока действия договора аренды, а также с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, годовой размер арендной платы устанавливается в размере, предусмотренном приложением 1 к настоящему постановлению.».

1.3. Дополнить постановление пунктами 3.3-3.5 в следующей редакции:

«3.3. Если иное не предусмотрено пунктом 3.4 настоящего постановления, для земельных участков, на которых планируется осуществить строительство (реконструкцию) объектов, указанных в приложении 4 к настоящему постановлению, арендная плата за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели предоставления для осуществления строительства (реконструкции) устанавливается в размере, предусмотренном приложением 1 к настоящему постановлению.

3.4. В случае если на земельном участке планируется строительство (реконструкция) объектов, оказывающих влияние на развитие городской инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, по решению Градостроительно-земельной комиссии города Москвы арендная плата за первый год срока действия договора аренды такого земельного участка рассчитывается в сумме арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению и арендной платы, установленной на основании рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

3.5. Решение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (п. 3.4) принимается при наличии заключений уполномоченных в соответствующих сферах деятельности органов исполнительной власти города Москвы, представленных в порядке, установленном Положением о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.».

1.4. Изложить приложение 3 к постановлению в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

1.5. Дополнить постановление приложением 4 в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

2. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.

3. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 25.04.2012 N 190-ПП.

4. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.

5. Признать утратившим силу пункт 6.3 постановления Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 46-ПП «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю».

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N 190-ПП)

Мэр Москв
С.С. Собянин

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 16 июня 2011 г. N 276-ПП

Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы
от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП

СТАВКИ

АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УПЛАТЕ В ПЕРВЫЙ ГОД АРЕНДЫ

ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛИ ЕГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ)

п/п

Наименование видов разрешенного

использования земельных участков и

объектов капитального строительства

Кодовые

обозначения —

индексы видов

разрешенного

использования

земельных

участков и

объектов

капитального

строительства

Ставка

арендной

платы

Участки размещения административно-деловых

объектов, за исключением объектов,

указанных в пункте 1 приложения 4 к

настоящему постановлению, а также

30% от

рыночной

стоимости

земельного

участка

Объекты размещения научных,

исследовательских, творческих, проектных,

медиаорганизаций, инновационных центров

1001 03

60% от

кадастровой

стоимости

земельного

участка

Участки размещения торгово-бытовых

объектов, за исключением объектов,

указанных в приложении 4 к настоящему

постановлению (пункты 4 и 5)

30% от

рыночной

стоимости

земельного

участка

Участки размещения одноквартирных жилых

домов

30% от

рыночной

стоимости

земельного

участка

Участки размещения многоквартирных жилых

домов

30% от

рыночной

стоимости

земельного

участка

Участки размещения коммунально-складских

объектов

30% от

рыночной

стоимости

земельного

участка

Участки размещения

промышленно-производственных объектов, за

исключением объектов, указанных в

приложении 4 к настоящему постановлению

(пункты 10-12)

60% от

кадастровой

стоимости

земельного

участка

Объекты размещения помещений и технических

устройств автоматических телефонных

станций (АТС) и концентраторов

абонентского доступа (КАД)

3004 04

60% от

кадастровой

стоимости

земельного

участка

Объекты размещения автозаправочных,

газонаполнительных станций, автомоек

3004 07

30% от

кадастровой

стоимости

земельного

участка

Участки смешанного размещения объектов

30% от

рыночной

стоимости

земельного

участка

<*> В случае если осуществление строительства (реконструкции) объектов, указанных в пунктах 1.1, 6-8 настоящего приложения, повлечет превышение нормативов плотности застройки, установленных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, размер арендной платы за первый год срока действия договора аренды устанавливается на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы в размере, не превышающем суммы ставки, установленной приложением 1 к настоящему постановлению, и 80% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

<**> В случае если на земельном участке осуществляется строительство (реконструкция) объектов смешанного размещения и все эти объекты включены в приложение 4 к настоящему постановлению, то арендная плата за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели предоставления для осуществления строительства (реконструкции) устанавливается в размере, предусмотренном приложением 1 к настоящему постановлению.

Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 16 июня 2011 г. N 276-ПП

Приложение 4
к постановлению Правительства
Москвы
от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

И ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ДЛЯ КОТОРЫХ АРЕНДНАЯ

ПЛАТА ЗА ПЕРВЫЙ ГОД СРОКА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОСЛЕ

ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РАЗМЕРЕ,

ПРЕДУСМОТРЕННОМ ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 К НАСТОЯЩЕМУ ПОСТАНОВЛЕНИЮ

п/п

Наименование видов разрешенного использования земельных

участков и объектов капитального строительства

Кодовые

обозначения —

индексы видов

разрешенного

использования

земельных

участков и

объектов

капитального

строительства

Объекты размещения административно-управленческих

учреждений, некоммерческих организаций, не связанных с

проживанием населения, общественных организаций и

объединений, организаций и учреждений обеспечения

безопасности

1001 01

Участки размещения учебно-образовательных объектов

Участки размещения культурно-просветительных объектов

Объекты размещения помещений и технических устройств

пассажирских терминалов, вокзалов, причалов, станций,

остановок транспорта, в т.ч. скоростного внеуличного

транспорта, транспортно-пересадочных узлов,

диспетчерских пунктов наземного общественного

транспорта, пунктов контроля безопасности движения

1004 06

Объекты размещения помещений и технических устройств

общественных туалетов

1004 08

Участки размещения лечебно-оздоровительных объектов

Участки размещения спортивно-рекреационных объектов

Участки размещения социально-реабилитационных объектов

Участки размещения учебно-воспитательных объектов

Объекты размещения промышленных предприятий IV и V

классов вредности

3002 02,

3002 05

Объекты размещения помещений и технических устройств

теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), государственных

электростанций (ГЭС), районных тепловых станций (РТС)

мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектростанций

(ТЭС), электроподстанций открытого типа

3002 03

Объекты размещения помещений и технических устройств

электроподстанций закрытого типа, районных тепловых

станций мощностью до 200 Гкал/час, повысительных и

понизительных тепловых насосных станций

3002 04

Участки размещения специальных объектов

Участки размещения жилищно-коммунальных объектов, за

исключением объектов размещения помещений и технических

устройств автоматических телефонных станций (АТС) и

концентраторов абонентского доступа (КАД), а также

объектов размещения автозаправочных, газонаполнительных

станций, автомоек

Участки размещения объектов транспортной инфраструктуры

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    СПЕЦИФИКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА
    Е.Н. ИЛЬЕНКО
    Ильенко Елена Николаевна, аспирант кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета.
    Для сохранения целостности экологической системы национальных парков действующим законодательством введен режим особой охраны их территорий, который предполагает в том числе ввод ряда ограничений при передаче в аренду земельных участков, расположенных в границах национальных парков, а также особый порядок заключения таких договоров аренды. Данные аспекты требуют изучения и детального закрепления в действующем законодательстве.
    Правовой режим территории национальных парков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Закон) .
    В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации (п. 5 ст. 16 Закона).
    Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, которые в силу п. 3 ст. 97 Земельного кодекса РФ обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.
    В целях организации рекреационной деятельности допускается предоставление в аренду земельных участков, расположенных в границах функциональных зон национальных парков.
    Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
    В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
    Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
    По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
    Таким образом, первым существенным условием договора аренды земельного участка, расположенного в границах территории национального парка, является условие о его предмете.
    В силу положений статей 8 и 11.1 ЗК РФ, п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» категория земель, к которой отнесен земельный участок, и разрешенное использование земельного участка в числе других относятся к сведениям о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
    На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
    В соответствии с п. 1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
    Из анализа данной правовой нормы следует, что присвоение кадастрового номера является доказательством того, что сведения об объекте, которому он присвоен, уже внесены в государственный кадастр недвижимости, и такой номер должен быть отражен в условиях договора.
    Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, можно сделать вывод, что элементами предмета договора аренды земельного участка являются категория земель и кадастровый номер такого земельного участка.
    Вторым существенным условием договора аренды земельного участка является условие о размере арендной платы.
    Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
    В соответствии со сложившейся судебной практикой стоимость аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимых в соответствии с действующим законодательством ставок арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.04.2011 по делу N А32-67410/2005, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2011 по делу N А32-18265/2009).
    К договорам аренды земельных участков, расположенных на территории национальных парков, применяются ставки арендной платы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
    Таким образом, к договорам аренды земельных участков, расположенных на территории национальных парков, применяются общие требования заключения договора аренды с учетом ряда особенностей, предусмотренных действующим законодательством.
    Так, порядок подготовки и заключения данных договоров аренды установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 12.07.2010 N 293 , согласно которому объектом договора аренды может быть только земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка:
    зона познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
    рекреационная зона, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
    зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей.
    Границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.
    Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка или до принятия решения о проведении торгов по передаче в аренду данного земельного участка.
    Проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
    Министерство экономического развития Российской Федерации Приказом от 30.10.2007 N 370 установило перечень документов, которые необходимо предоставить лицу, желающему получить в аренду земельный участок, расположенный в границах функциональных зон национальных парков.
    Так, для подготовки договора аренды заявителю необходимо сформировать и подать в территориальное подразделение Росимущества следующий комплект документов:
    копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
    копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
    копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
    выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
    выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
    копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду.
    Кроме того, согласно письму Минэкономразвития от 27.04.2011 N Д23-1768 заявитель также должен представить документы, подтверждающие нахождение испрашиваемого земельного участка в соответствующей функциональной зоне национального парка.
    Порядок и условия предоставления земельных участков взамен изъятых земельных участков определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
    Также хочется обратить внимание на то, что земельные участки, занятые национальными парками, в силу ст. 95 ЗК РФ находятся в федеральной собственности и изъяты из оборота.
    Национальный парк владеет землей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
    В соответствии с п. 3 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
    На основании п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться ими.
    Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать этому Кодексу.
    Пункт 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъясняет, что после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
    При этом статья 17 Закона закрепляет право на передачу в аренду земельных участков национальных парков, при том что после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации 25.10.2001 национальные парки, которым земельные участки переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования, такое право утратили.
    На практике арендодателем земельных участков национальных парков выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, как лицо, которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 N «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» осуществляет полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Однако действующим законодательством не регулируется субъектный состав таких договоров, в связи с чем возникают ситуации, когда национальные парки напрямую заключают договоры аренды, которые в последующем в судебном порядке признаются ничтожными сделками в силу ст. 167 Гражданского кодекса РФ.
    Таким образом, полагаем, необходимо на законодательном уровне определить лицо, которое будет выступать в качестве арендодателя земельного участка, расположенного в границах территории национального парка, а также утвердить типовую форму договора аренды такого земельного участка, что будет способствовать правильной организации рекреационной деятельности и соблюдению режима особой охраны территории национального парка при реализации арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды.
    Литература
    1. Собрание законодательства РФ. 20.03.1995. N 12. Ст. 1024.
    2. Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4017.
    3. Собрание законодательства РФ. 27.07.2009. N 30. Ст. 3821.
    4. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 16.08.2010. N 33.
    5. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 10.12.2007. N 50.
    6. Информационный Бюллетень. N 3697.
    7. Хозяйство и право. N 8. 2005.
    8. Собрание законодательства РФ. 09.06.2008. N 23. Ст. 2721.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Организация может взять или, наоборот, предоставить в аренду земельный участок. Это значит, что право на использование данного объекта недвижимости временно перейдет к арендатору за оговоренную оплату.

В отличие от помещений, право на аренду земельного участка еще нужно получить. А это выливается в денежные затраты, которые нужно учесть. Эти расходы учитывают на 97 счете.

Но перед этим делают проводку по оплате права на получение аренды земли:

  • Дебет 76 Кредит 51 – перечислены деньги
  • Дебет 97 Кредит 76 – оплату отнесли на расходы будущих периодов

С счета 97 расходы списывают на счета затрат (20, 26,…и т.д.) равномерно, в течение всего срока аренды, который прописывается в договоре. Оформляется эта операция проводкой:

  • Дебет 20 (26, 23, 44…) Кредит 97.

Когда арендованный участок используют в деятельности фирмы (производственной, торговой и т.д.), начисление оплаты производится на соответствующих счетах в корреспонденции со счетом 76:

  • Дебет 20 (26, 44 …) Кредит 76.

А перечисление денежных средств отражают записью:

  • Дебет 76 Кредит 51.

По расходам на арендную плату с выделенным НДС можно получить вычет. Сумма налога на добавленную стоимость отражается проводкой:

  • Дебет 19.2 Кредит 76,

А сам вычет:

  • Дебет 68 Кредит 19.2.

Если условиями договора аренды не запрещена передача участка третьим лицам, организация может сдавать весь или часть объекта в субаренду:

  • Дебет 62 Кредит 91.1.

Аренда земельного участка облагается НДС, поэтому делают проводку по начислению налога:

  • Дебет 91.1 Кредит 68 НДС.

Пример по аренде земли:

Организация получила право аренды (58 795 руб.) на земельный участок для размещения на нем торговой площади. Плата за аренду составляет 98 500 руб. (НДС 15 025 руб.). Срок по договору – 4 года. Через 5 месяцев после начала аренды часть участка была передана в субаренду с ежемесячной оплатой 53 400 руб. (НДС 8146 руб.).

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
76 51 Перечислены деньги за право аренды земельного участка 58 795 Платежное поручение исх.
97 76 Отнесены на расходы будущих периодов затраты на приобретения права аренды 58 795 Бухгалтерская справка
97 44 Ежемесячная сумма списания расходов будущих периодов на расходы на продажу 1224,90 Бухгалтерская справка
44 76 Начислена ежемесячная сумма арендной платы 98 500 Договор аренды Акт приема-передачи

Бухгалтерская справка

76 51 Перечислена арендная плата за участок 98 500 Платежное поручение исх.
62 91.1 Учтена выручка от сдачи земельного участка в субаренду 53 400 Договор субаренды

Бухгалтерская справка

91.1 68.02 Начислен НДС 8146 Бухгалтерская справка
51 62 Получена оплата по договору субаренды 53 400 Выписка банка