Анкета клиента физического лица для росфинмониторинга

Анкета клиента по финмониторингу, ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Энциклопедия финансового мониторинга: анкеты клиентов заполняются субъектами 115 закона самостоятельно на основе разработанных форм анкет и полученной в рамках идентификации информации. Все самое важное, что нужно знать.

(автор — юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 02.04.2020 г.)

Анкета клиента по финмониторингу, ПОД/ФТ и 115-ФЗ – документ, составляемый организациями и предпринимателями в электронном виде или на бумажном носителе в рамках проведения идентификации своих клиентов по 115 ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Идентификации также подлежат представители клиента, выгодоприобретатели и бенефициарные владельцы.

В большинстве случаев анкеты клиентов по финансовому мониторингу составляются в табличной форме. Анкеты содержат сведения, которые субъекты Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны устанавливать в отношении клиентов.

В зависимости от вида организации и предпринимателя при разработке форм анкет клиента используются перечни сведений, установленные следующими нормативными актами:

— Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (утв. Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 №366);

Положением об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 12.12.2014 №444-П.

Формы и образцы анкет клиентов включаются в состав правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ в качестве приложений.

Образцы заполнения анкет клиентов предоставляют организации, занимающиеся профессиональным сопровождением и абонентским обслуживанием по ПОД/ФТ.

Выделяют следующие виды анкет:

— Анкета клиента-физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя – физического лица и бенефициарного владельца;

— Анкета клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, являющихся юридическими лицами, иностранными структурами без образования юридического лица;

— Анкета клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, являющихся индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

— Анкеты клиентов заполняются организациями и предпринимателями самостоятельно на основе предоставленных от клиента сведений или на основе полученной в рамках процедуры идентификации информации.

Анкета клиента по ПОД/ФТ подлежит периодическому обновлению. Срок хранения заполненной анкеты клиента – не менее пяти лет с даты прекращения отношений с клиентом.

Штраф за нарушения, связанные с ведением, заполнением и хранением анкет составляет от 50 000 до 100 000 рублей.

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

В соответствии с действующим уголовным законодательством легализация (отмывание) денежных средств – это совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за совершение двух видов легализации денежных средств:

— легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (статья 174 УК РФ);

— легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (статья 174.1 УК РФ).

Объектом указанных преступлений является установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

В ст. 174 УК РФ предметом преступления являются денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, в ст. 174.1 УК РФ предметом преступления выступают денежные средства или иное имущество, приобретенное в результате совершения преступления.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст.ст.174, 174.1 УК РФ, выражается в действиях — совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в статьях 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.

По смыслу закона ответственность по ст. 174 УК РФ или по ст. 174.1 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом, при этом по статье 174.1 УК РФ финансовая операция или сделка должны быть совершены в крупном размере.

При постановлении обвинительного приговора по ст. 174 УК РФ или по ст. 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления.

Однако из этого не следует необходимость предварительного осуждения лица за основное преступление для применения нормы о легализации (отмывании) преступных доходов. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества может быть установлен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов. Важно лишь, чтобы субъект, привлекаемый к ответственности за легализацию, осознавал преступное происхождение имущества, с которым он совершает финансовые операции и иные сделки.

Если преступник, имея умысел на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в крупном размере (ч. 2 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1 УК), успел совершить финансовые операции и иные сделки на меньшую сумму и вынужден был прекратить преступную деятельность по независящим от него обстоятельствам, содеянное должно быть признано покушением на легализацию (отмывание) в крупном размере.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что финансовые операции и иные сделки совершаются с имуществом, приобретенным другими лицами преступным путем либо самим лицом в результате совершения им преступления, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны преступлений по ст.174 и ст.174.1 УК РФ является цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет и при этом не участвовавшее (любой вид соучастия) в совершении преступления, в результате которого были приобретены денежные средства или иное имущество. Это могут быть работники кредитных организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг, компании, осуществляющие сделки с недвижимостью и т.д.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174.1, может быть только то лицо, достигшее возраста 16 лет, которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного (исходного) преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации (отмыванию).

В ч. 1 ст. 174 УК РФ не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).

При этом для наступления ответственности по ст.174.1 УК РФ необходимо совершить финансовую операцию или другую сделку с денежными средствами или иным имуществом в крупном размере, который в соответствии с примечанием к ст.174 УК РФ должен превышать 6 миллионов рублей.

Квалифицированные составы преступлений, предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ практически идентичны – это совершение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества группой лиц по предварительному сговору и лицом, с использованием своего служебного положения (ч.3 ст.174 и ч.2 ст.174.1 УК РФ), а также совершенные организованной группой (ч.4 ст.174 и ч.3 ст.174.1 УК РФ).

В ч.2 ст.174 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение легализации в крупном размере.

За совершение преступления по ч.1 ст.174 УК РФ, т.е. без квалифицирующих признаков, предусмотрено лишь одно наказание в виде штрафа.

Наказание за преступления по ч.1 ст.174.1 УК РФ и ч.2 ст.174 УК РФ, предусматривающие ответственность за совершение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества в крупном размере, может быть назначено в виде штрафа либо лишения свободы на определенный срок со штрафом или без такового, а также с ограничением свободы или без такового (только по ч.2 ст.174 УК РФ).

Более квалифицированные составы преступлений (ч.ч.3 и 4 ст.174 и ч.ч.2 и 3 ст.174.1 УК РФ) предусматривают наказание только в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по ст.174 УК РФ возможно назначение данного вида наказания со штрафом и с ограничением свободы либо без них. По ст.174.1 УК РФ совместно с лишением свободы возможно назначить наказание в виде штрафа либо без него.

Если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного ст.174 или ст.174.1 УК РФ, будет установлено, что имущество, деньги и иные ценности получены в результате преступных действий либо нажиты преступным путем, они в соответствии с пунктами 2 и 2.1 ч.1 ст.81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и на основании п.4 ч.3 указанной статьи подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.

версия для печати

Наши специалисты оказывают помощь в прохождении контрольного теста из 30 вопросов в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Стоимость услуги 2200 р.

Услуга оказывается в соответствии с действующим законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Вы получаете результат тестирования — «Отлично» и низкий уровень оценки в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Приобрести ответы на тест НОР ОД и ФТ из 18 вопросов в Личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу Вы также можете у нас.

Полезно знать: Контрольный тест содержит 30 вопросов. На прохождение тестирования отводится 60 минут. Вопросы задаются в случайном порядке. Для получения оценки «удовлетворительно» нужно правильно ответить не менее чем на 50% вопросов, «хорошо» — 65%, «отлично» — 80%. При прохождении тестирования правильный ответ на вопрос может состоять из одного и более предложенных вариантов.

Тест Росфинмониторинга

1. Какая ответственность предусмотрена для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае непредставления в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей на юридических лиц — в размере от 300 000 до 500 000 рублей
  • Административный штраф на должностных лиц в размере в размере от 30 000 до 40 000 рублей на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2. Какие виды административных наказаний могут быть применены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ:

  • Предупреждение
  • Административный штраф
  • Административное приостановление деятельности организации
  • Все перечисленные варианты

3. Кто из сотрудников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (за исключением поднадзорных Банку России) обязан проходить обучение в сфере ПОД/ФТ:

  • Все сотрудники организации
  • Специальное должностное лицо организации
  • Руководитель организации
  • Руководитель организации и специальное должностное лицо организации
  • Сотрудники, перечисленные в утвержденном руководителем или индивидуальным предпринимателем перечне сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ

4. Какой федеральный орган исполнительной власти не осуществляет надзор в сфере ПОД/ФТ:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Банк России
  • ФКУ «Пробирная палата России»
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Министерство экономического развития

5. Сообщения об операциях, направляемых в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями должны быть подписаны:

  • Любого сотрудника организации
  • Руководителем службы безопасности
  • Усиленной квалифицированной электронной подписью организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ

6. Каким образом происходит подготовка и представление организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ:

  • С помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, представляемого Росфинмониторингом (далее – АРМ) «Организация» или АРМ «Подготовка СПД» на электронном носителе с сопроводительным письмом непосредственно в Росфинмониторинг
  • В электронном виде с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга
  • Все перечисленные варианты

7. Укажите, какая из перечисленных сделок с движимым имуществом в сумме 600 000 руб. подлежит обязательному контролю:

  • Все перечисленные варианты
  • Представление юридическими лицами займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам
  • Оплата платежей по договору финансовой аренды (лизинга)
  • Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард

8. Что должна предусматривать Программа подготовки и обучения сотрудников в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и у индивидуальных предпринимателей в сфере ПОД/ФТ:

  • Изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля
  • Изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок
  • Все перечисленные варианты

9. Укажите верное утверждение: «упрощенная идентификация клиента ¬– физического лица – это…»:

  • Совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, ИНН лица и подтверждению достоверности этих сведений способом, установленным Росфинмониторингом
  • Совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента – физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, ИНН лица и подтверждению достоверности этих сведений способом, установленным Правительством Российской Федерации
  • Совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из способов, установленных в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ

10. Укажите срок, в течение которого организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальному предпринимателю необходимо представить в Росфинмониторинг информацию об операциях, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях ОД/ФТ:

  • 1 рабочий день, следующий за днем совершения операции
  • 5 рабочих дней, следующих за днем выявления операции
  • 3 рабочих дня, следующих за днем совершения операции
  • Незамедлительно
  • 5 рабочих дней, следующих за днем совершения операции
  • 1 рабочий день, следующий за днем выявления операции
  • 3 рабочих дня, следующих за днем выявления операции

11. Повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуального предпринимателя (за исключением поднадзорных Банку России) проводится в следующие сроки:

  • Для специальных должностных лиц и для иных работников организаций – не реже одного раза в три года
  • Для специальных должностных лиц в организациях – не реже одного раза в год, а для иных работников организаций не проводится
  • Для специальных должностных лиц и для иных работников организаций ¬– не реже одного раза в год
  • Для специальных должностных лиц в организациях (за исключением организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке) – не реже одного раза в год, а для иных работников организаций – не реже одного раза в три года

12. Что обязаны делать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

  • Назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма
  • Назначать специальных должностных лиц, ответственных за разработку правил внутреннего контроля и обеспечение их соответствия действующему законодательству
  • Разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях

13. Операция, подлежащая обязательному контролю совершена 21 июля 2017 года (пятница), до какого числа включительно организация обязана представить информацию в Росфинмониторинг?

  • До 25 июля 2017 года (вторник)
  • До 24 июля 2017 года (понедельник)
  • До 26 июля 2017 года (среда)

14. Укажите случаи составления внутреннего документа сотрудником организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателем (работником индивидуального предпринимателя), выявившими операцию (сделку), подлежащую контролю в целях ПОД/ФТ:

  • При выявлении операции (сделки), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
  • При выявлении операции (сделки), имеющей хотя бы один из критериев и (или) признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки)
  • По запросу Росфинмониторинга
  • При выявлении операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ
  • При выявлении операции (сделки), полученной при реализации программы изучения клиента
  • В случаях, указанных в пунктах 4), 5), 6)
  • По запросу руководителя организации, индивидуального предпринимателя
  • В случаях, указанных в пунктах 1), 2), 3), 4)

15. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ бенефициарный владелец клиента – это:

  • Юридическое и физическое лицо
  • Транснациональная компания (корпорация)
  • Юридическое лицо
  • Некоммерческая организация
  • Физическое лицо

16. Какой федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:

  • Федеральная служба безопасности
  • Генеральная прокуратура
  • Министерство финансов
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу

17. Укажите квалификационные требования, которые предъявляются к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

  • Наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования — наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Все перечисленные варианты

18. Какая ответственность предусмотрена за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

  • Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей
  • Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от до 2 лет, на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

19. Какую информацию организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели не представляют в Росфинмониторинг:

  • О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7.4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ
  • Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю
  • Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
  • О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  • О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ
  • О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом
  • О результатах проверки соответствия реализации внутреннего контроля в организации требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ

20. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем – это:

  • Придание правомерного вида владению или распоряжению имуществом, полученным в результате совершения преступления
  • Придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами, полученными в результате совершения преступления
  • Придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления

21. Укажите минимальный период времени, в течение которого организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны хранить документы и сведения, необходимые для идентификации лиц:

  • Не менее пяти лет со дня совершения операции клиентом
  • Не менее трех лет со дня совершения операции клиентом
  • Не менее трех лет со дня прекращения отношений с клиентом
  • Не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом

22. Укажите полномочия,которые Росфинмониторинг не осуществляет:

  • Сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации
  • Проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
  • Выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связаны с финансированием дефицита федерального бюджета

23. Специальное должностное лицо выявило операцию, которая соответствует одному из критериев выявления признака необычной сделки, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. Укажите, что оно должно сделать согласно законодательству о ПОД/ФТ?

  • Подготовить внутреннее сообщение руководителю организации, копию которого направить в Росфинмониторинг
  • Незамедлительно направить информацию в Росфинмониторинг
  • Подготовить внутреннее сообщение руководителю организации, индивидуальному предпринимателю для принятия решения о его направлении в Росфинмониторинг

24. Идентификация в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ – это:

  • Совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах по подтверждению достоверности этих сведений на основании сведений, размещенных в открытых источниках
  • Совокупность мероприятий по установлению среди своих клиентов лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности
  • Выявление среди своих клиентов бенефициарных владельцев, публичных должностных лиц, иностранных лиц на основании данных, представленных этими лицами
  • Совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий

25. Укажите меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

  • Запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости представления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ
  • Организация и осуществление внутреннего контроля
  • Обязательный контроль
  • Все вышеперечисленное

26. Укажите срок, в течение которого необходимо предоставить в Росфинмониторинг информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 7.4 Федерального закона

  • Незамедлительно
  • Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете либо АРМ указанной информации
  • Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете либо АРМ указанной информации

27. Укажите срок, в течение которого организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальному предпринимателю необходимо представить в Росфинмониторинг информацию о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ:

  • 1 рабочий день, следующий за днем завершения проверки
  • 5 рабочих дней, следующих за днем завершения проверки
  • 3 рабочих дня, следующих за днем завершения проверки
  • Незамедлительно

28. Укажите, что из перечисленного не содержат Правила внутреннего контроля, разрабатываемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями:

  • Обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя и работников организации, индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля
  • Сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию
  • Организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации
  • Порядок действий сотрудников организации или индивидуального предпринимателя при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

29. Кто принимает окончательное решение о представлении сведений о необычной операции (сделки) клиента, осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма в Росфинмониторинг:

  • Специальное должностное лицо
  • Заместитель руководителя организации по экономическим вопросам
  • Исполнитель (сотрудник организации)
  • Руководитель организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуальный предприниматель

30. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ внутренний контроль – это:

  • Процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и другим персоналом организации, направленный на обеспечение разумной уверенности в достижении целей, связанных с операционной деятельностью, подготовкой отчетности и комплаенс
  • Совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации
  • Деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Роман Решетюк, партнер LEON Family Office

В последнее время состоятельные частные клиенты при работе с зарубежными счетами все чаще сталкиваются с повышенным вниманием к вопросу происхождения денежных средств со стороны банков. Кредитные организации предъявляют довольно жесткие требования к источнику капитала, независимо от того, открывает счет юридическое лицо или непосредственно бенефициар. К чему нужно быть готовым и как пройти через банковский фильтр?

Требования к владельцам счетов в иностранных банках ужесточаются. Это связано, в первую очередь, с более строгой практикой применения законодательства в рамках борьбы с финансированием терроризма и отмыванием средств, полученных преступным путем. Не последнюю роль играет и автоматический обмен информацией (CRS), а также локальные директивы по борьбе с «компаниями-пустышками», которые приняты, например, на Кипре.

Все эти законодательные требования для владельца капитала означают одно: чтобы разместить денежные средства на счете стабильно работающего европейского банка, придется соответствовать ряду строгих критериев.

Нежелательный офшор

Прежде всего, банки будут проверять всю информацию о физическом лице или компании, для которых открыт счет. Если речь идет о юридическом лице, то лучше, чтобы оно не было зарегистрировано в офшорных юрисдикциях – сейчас банки стараются не работать с такими клиентами. В противном случае компании придется в течение 2019 года выполнить все условия, прописанные в законе об экономическом присутствии (economic substance). Это означает, что объем запрашиваемых банком документов и информации существенно увеличится.

Проверка денег

Кроме этого, компании и ее бенефициарному владельцу нужно быть готовым к доскональной проверке в рамках AML (Anti Money Laundering) процедуры. Процесс предполагает, что обязательно будут запрошены документы, подтверждающие источники происхождения капитала и средств (source of wealth and source of funds).

С одной стороны, это требование вовсе не ново, оно существовало всегда. Но теперь спектр банковского анализа существенно расширился. Например, раньше клиентам достаточно было предоставить документы об общем размере состояния конечного бенефициарного владельца (например, налоговую декларацию с отраженным доходом). Дальше банки проводили корреляцию с объемом транзакций, чтобы убедиться в «чистоте» средств. Если не было очевидных признаков отмывания, то банк пропускал деньги. До более глубокого анализа, как правило, дело не доходило.

Сейчас ситуация изменилась. При открытии новых счетов или при наличии текущего, в рамках комплаенс проверки банки запрашивают сначала у юридического лица, а потом и у конечного бенефициара более расширенный список документов:

  • полную информацию о происхождении благосостояния (source of wealth). Источником может быть полученное наследство, созданный бизнес или что-то другое. В любом случае важно дать максимально детальное описание происхождения капитала, желательно приложить подтверждающие публикации в СМИ или подобные материалы. У банкира должно сформироваться полное понимание того, какова история происхождения состояния клиента.

  • документы, подтверждающие путь, по которому деньги перешли от владельца капитала на счет подконтрольной ему компании (source of funds). Здесь потребуется предоставить документы и информацию обо всей цепочке. Прежде всего, необходимо отразить конкретный способ получения средств физическим лицом, включая сумму уплаченных налогов (например, дивиденды, заработная плата, доход по депозитам и пр.). В качестве подтверждающих документов можно приложить решение о выплате дивидендов, трудовые договоры и пр. Заканчивается отчет четким описанием процесса того, как эти средства были или будут зачислены на расчетный счет юридического лица – например, это может быть вклад в уставный капитал или другое перечисление по договору. Подтверждающие документы потребуются на всех этапах.

Если эти требования не будут соблюдены, то самым реалистичным сценарием станет отказ банка от нового клиента или расторжение отношений с существующим. Еще один вероятный исход: запрет клиенту в проведении операции, с уведомлением регулятора в соответствующей юрисдикции о том, что данная транзакция является подозрительной.

Что делать?

Очевидно, что состоятельным лицам крайне важно как можно быстрее собрать все необходимые документы и подготовить подробное и четкое описание истории происхождения их капитала и денежных средств. Однако здесь могут возникнуть трудности с восстановлением истории – например, это очень проблематично сделать, если первый капитал был заработан много лет назад (например, в 90-е годы прошлого века).

В этом случае потенциальным клиентам банков можно порекомендовать собрать всю необходимую информацию заранее. Если не получается сделать это самостоятельно, можно привлечь профессиональных консультантов. Они запросят недостающие данные в финансовых организациях и налоговых органах, чтобы устранить «белые пятна», а также сформируют пакет документов, который в полном объеме удовлетворит требования банка.

Клиентам нужно будет очень основательно подходить к подготовке документации, которую они подают в зарубежные банки при открытии счетов. И к тому, как в дальнейшем выстраивать работу с кредитными организациями в целом.

Как собственнику и компании подготовиться к открытию счета в зарубежном банке:

  • Оценить состояние текущего архива и понять, насколько полно он отражает всю информацию, которая может быть интересна контролерам, нет ли там «белых пятен». Это касается как средств, которые планируется размещать на счете, так и уже хранящихся в банке.

  • Выявить недостающие звенья и собрать всю необходимую информацию.

  • Если не получается сделать это самостоятельно, обратиться к профессиональным консультантам.

«Статья для журнала Realist»