Анализ структуры издержек

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Макс О.Н.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ

Издержки являются важнейшим обобщающим показателем эффективности деятельности организации. Чем ниже при прочих равных условиях себестоимость ее изделий, тем выше прибыль. Снижение издержек обусловлено сокращением всех видов затрат на производство единицы продукции.

Проведем анализ структуры издержек, результаты которого представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица1.

Анализ структуры издержек по элементам затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг.

Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Материальные затраты 61002874 87723002 115764615 46,52 62,37 58,51

Затраты на оплату труда 94464 99396 105264 0,07 0,07 0,05

Отчисления на социальные нужды 28339 29819 31579 0,02 0,02 0,02

Амортизация основных фондов 2971493 2842966 3301301 2,27 2,02 1,67

Прочие затраты 67036082 49944070 78650567 51,12 35,51 39,75

Итого 131133252 140639253 197853326 100,0 100,0 100,0

Из данных таблицы 1 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме издержек ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. занимают материальные затраты. В 2014 г. удельный вес материальных затрат составил 46,52% от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 61002874 тыс. руб. В 2015г. удельный вес материальных затрат увели-

чился и составил 62,37% от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 87723002 тыс. руб. В 2016г. удельный вес материальных затрат напротив сократился и составил 58,51% от всего объема издержек ООО «ХХХ», хотя по абсолютному значению наблюдается увеличение материальных затрат до 115764615 тыс. руб.

На втором месте по уровню затрат в структуре издержек ООО «ХХХ» за

2013-2016 гг. — прочие затраты. Прочие затраты представляют комплексную статью издержек, включающую расчеты с железной дорогой, охрану труда и техники безопасности, страхование, расходы на АСУ, связь и коммуникации, информационно-консультативные услуги, услуги сторонних организаций и тому подобное. В 2014 г. удельный вес прочих затрат составил 51,12% от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 67036082 тыс. руб. В 2015г. удельный вес прочих затрат снизился и составил 35,51 % от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 49944070 тыс. руб. В 2016 г. удельный вес прочих затрат, напротив, увеличился и составил 39,75 % от всего объема издержек, по абсолютному значению также наблюдается увеличение материальных затрат до 78650567 тыс. руб.

На третьем месте по уровню затрат в структуре издержек ООО «ХХХ» за

2014-2016 гг. — амортизация основных фондов. В 2014 г. удельный вес затрат на амортизацию основных фондов составил 2,27 % от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 2971493 тыс. руб. В 2014 г. удельный вес затрат на амортизацию основных фондов снизился и составил 2,02 % от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 2842966 тыс. руб. В 2016 г. удельный вес затрат на амортизацию основных фондов также сократился по удельному весу и составил 1,67 % от всего объема издержек ООО «ХХХ», однако по абсолютному значению наблюдается увеличение амортизации основных фондов до 3301301 тыс. руб.

Рис.1. Динамика издержек по элементам затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. На четвертом месте по уровню затрат в структуре издержек ООО «ХХХ» за

2014-2016 гг. — затраты на оплату труда. В 2014 году удельный вес затрат на оплату труда составил 0,07% от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 94464 тыс. руб. В 2015г. удельный вес затрат на оплату труда снизился и составил 28,4% от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 99396 тыс. руб. В 2016г. удельный вес затрат на оплату труда напротив увеличился и составил 0,05 % от всего объема издержек ООО «ХХХ», по абсолютному значению также наблюдается увеличение затрат на оплату труда до 6105264 тыс. руб.

В 2014г. удельный вес отчислений на социальные нужды составил 0,02% от всего объема издержек ООО «ХХХ» или 28339 тыс. руб. В 2015г. удельный вес отчислений на социальные нужды существенно не изменился и составил 29819 тыс. руб. В 2016г. удельный вес отчислений на социальные нужды также существенно не изменился, по абсолютному значению наблюдается увеличение отчислений на социальные нужды до 31579 тыс. руб.

Далее проведен горизонтальный и вертикальный анализ материальных затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. как наиболее весомого элемента от всего объема издержек.

Горизонтальный анализ материальных затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. представлен в таблице 2 и рисунке 2.

Как было установлено выше, за весь период исследования материальные затраты устойчиво увеличивались: в 2014 г. -26720128 на тыс. руб., в 2016г. -28041613 на тыс. руб. Рассмотрим чем обусловлены данная динамка.

Таблица.2.

Горизонтальный анализ материальных затрат ООО «ХХХ» за 2013-2016 гг.

Материальные затраты Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ремонт цистерн 59883324 85873132 113893733 25989808 28020601 54010409

Текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений, оборудования, инвентаря 459 1800 22516 1341 20716 22057

Затраты на энергоресурсы 519537 1222900 801781 703363 -421119 282244

Содержание автотранспорта 599554 625170 1046585 25616 421415 447031

Итого 61002874 87723002 115764615 26720128 28041613 54761741

В 2014г. увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» обусловлено следующими факторами:

—в первую очередь увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» связано с ростом затрат на ремонт цистерн на 25989808 тыс. руб., которыми пользуется исследуемое предприятие. Повышение затрат на ремонт обусловлено высокой

степенью износа фонда цистерн;

-во вторую очередь увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» связано с ростом затрат на энергоресурсы на 703363 тыс. руб., а именно топливные ресурсы, что обусловлено увеличением транспортного пути заказчиков, а также ростом тарифов на топливо. Повышение затрат на ремонт обусловлено высокой степенью износа фонда цистерн;

-также на увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» в 2016 г. повлияло увеличение затрат на содержание автотранспорта на 25616 тыс. руб., что обусловлено высоким износом и состоянием дорог транспортного пути, и роста затрат на текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений, оборудования, инвентаря на 1341 тыс. руб.

Рис.2. Динамика материальных затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг.

В 2016 г. увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» обусловлено следующими факторами:

— как и в 2015 г. в первую очередь увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» связано с ростом затрат на ремонт цистерн на 28020601 тыс. руб., которыми пользуется исследуемое предприятие. Повышение затрат на ремонт обусловлено высокой степенью износа фонда цистерн;

— в первую очередь на увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» повлияло увеличение затрат на содержание автотранспорта на 421415 тыс. руб., что обусловлено высоким износом и состоянием дорог транспортного пути;

— также на увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» повлиял рост затрат на текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений, оборудования, инвентаря на 20716 тыс. руб.

Положительной тенденцией 2016 г. по сравнению с 2015 г. является сокращение материальных затрат ООО «ХХХ» за счет снижения затрат на энергоресурсы на 421119 тыс. руб., а именно топливные ресурсы, что обусловлено переходом на логистическую систему транспортировки.

В 2015 г. наблюдается незначительно снижение затрат на ремонт цистерн

на 0,274 %, в результате чего удельный вес данных затрат составил 97,891 % в общем объема материальных затрат. В 2016 г. наблюдается повышение удельного веса затрат на ремонт цистерн на 0,493 %, в результате чего удельный вес данных затрат составил 98,384 % в общем объема материальных затрат. В целом, удельный вес затрат на ремонт цистерн увеличился на 0,219 %.

Второе место по удельному весу в объеме материальных затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. занимают затраты на содержание автотранспорта, за исключением 2015г., когда данная группа затрат уступила место затратам на энергоресурсы. В 2014 г. затраты на содержание автотранспорта составили 0,983 %. В 2015 г. наблюдается незначительное снижение затрат на содержание автотранспорта на 0,270 %, в результате чего удельный вес данных затрат составил 0,713 % в общем объема материальных затрат. В 2016 г. наблюдается повышение удельного веса затрат на содержание автотранспорта на 0,191 %, в результате чего удельный вес данных затрат составил 0,904 % в общем объема материальных затрат. В целом, удельный вес затрат на содержание автотранспорта увеличился на 0,079%, что является благоприятной тенденцией. Третье место по удельному весу в объеме материальных затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. занимают затраты на энергоресурсы. В 2014 г. затраты на энергоресурсы составили 0,852 %. В 2014 г. наблюдается незначительное увеличение затрат на энергоресурсы на 0,542 %, в результате чего удельный вес данных затрат составил 1,394 % в общем объема материальных затрат. В 2016 г. наблюдается снижение удельного веса затрат на энергоресурсы на 0,701 %, в результате чего удельный вес данных затрат составил 0,693 % в общем объема материальных затрат. В целом, удельный вес затрат на энергоресурсы сократился на 0,159 %, что является благоприятной тенденцией.

Таким образом, проведенный анализ структуры издержек предприятия позволяет сделать следующий вывод. Положительной тенденцией 2016 г. по сравнению с 2014 г. является сокращение материальных затрат ООО «ХХХ» за счет снижения затрат на энергоресурсы, а именно топливные ресурсы, что обусловлено переходом на логистическую систему транспортировки. Основное внимание при управлении ООО «ХХХ» в будущем периоде следует уделить материальным затратам, т.к. данная группа затрат занимает наибольший удельный вес во всем объеме издержек. Также следует обратить внимание на прочие затраты и затраты на амортизацию основных фондов, которые занимают второе и третье место во всем объеме издержек соответственно. За весь период исследования материальные затраты устойчиво увеличивались. В 2014г. увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» обусловлено ростом затрат на ремонт цистерн и затрат на энергоресурсы. В 2016 г. увеличение материальных затрат ООО «ХХХ» обусловлено также ростом затрат на ремонт цистерн и ростом затрат на содержание автотранспорта. Материальные затраты ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. состоят в первую очередь из затрат на ремонт цистерн, удельный вес которых увеличился. Второе место по удельному весу в объеме материальных затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. занимают затраты на содержание автотранспорта. Третье место по удельному весу в объеме материальных затрат ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг. занимают затраты на энергоресурсы. Данные виды затрат требуют особого внимания в будущем периоде.

литература

1. Астахов, В.П. Бухгалтерский и финансовый учет: учебное пособие/ В.П. Астахов. — М.: ИЦК «МарТ», 2015. — 960 с.

2. Илясов, Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия/ Г.Г. Ильясов // Финансы. -2016. -№10. — С. 70-73.

4. Шевцов А.В. Инвестиционные фонды и их эффективность/ А.В. Шевцов // Деньги и кредит. — 2016. — № 9. — С.23 -25.

Калинушкин В. С.

инновационная Активность как элемент конкурентного преимущества предприятий розничной торговли

В условиях глобализации рынка, усиления влияния конкуренции на развитие товарных рынков, снижения реальных доходов населения, ресурсный потенциал торговой организации является основанием возможностей ее экономического роста и эффективного развития. Управление ресурсами является одной из важнейших задач в управлении многогранной деятельностью организации.

Под ресурсным потенциалом организации следует понимать способность ее экономической и управленческой системы к использованию внутренних ресурсов с максимальным экономическим эффектом в условиях влияния факторов внешней среды.

От ресурсного потенциала зависит, насколько эффективно реализуется выбранная стратегия развития организации. Стратегия позволяет организации концентрировать усилия и организационные ресурсы на ключевых направлениях, способных принести организации экономический и финансовый успех.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях торговые предприятия принимают соответствующие меры для привлечения покупателей. Процесс продажи товаров не заканчивается оплатой и получением товара покупателем. Предприятия розничной торговли стремятся завоевать покупателя на долгосрочной основе, сделать так, чтобы он становился постоянным покупателем, улучшая качество обслуживания.