Анализ почерка графология

Библиотека » Графология » Анализ почерка

© Виктор Либин

Автор методики разработал концепцию интерпретации почерка и подписи. В доступной для всех форме излагается авторская интерпретация и описание особенностей некоторых черт характера, поведения, наклонностей, предъявляемого любого русского почерка и подписи.

Автор в течение многих лет использовал методику и многократно убедился в достоверности результатов. Методикой может овладеть любой взрослый человек, который сначала потренируется на почерке, хорошо знакомых людей, а затем перейдет к описанию незнакомого почерка (подписи).

От автора

Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают. Однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма (если, конечно, вы не стараетесь специально изменить свой почерк) вы не задумываетесь о том, КАК вы пишете. Ваши мысли направлены на то, ЧТО вы пишете. Так что собственно процессом письма управляет подсознание. Следовательно, вполне естественно, что между почерком и психическим (физическим) состоянием человека существует определенная зависимость. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Естественно, многое зависит от того, где и когда обучался человек, в каком окружении он жил, наконец, от физического состояния его рук. Но наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные влияния окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук. Сознание «выражает себя» через устную речь, подсознание может «выражать себя» и через почерк. Современная клиническая медицина накопила богатейший материал об изменении почерка при ряде заболеваний.

Широкое применение по распознаванию почерка происходит в космической медицине. Анализ записей, сделанных космонавтами в условиях орбитальных космических полетов, используется специалистами для оценки функционального состояния центральной нервной системы космонавтов, их адаптационных способностей в целом.В криминалистике распознавание почерка используется не только для идентификации личности (почерк каждого человека индивидуален, как индивидуально его бессознательное), но и для оценки состояния пишущего, как-то: нервное напряжение, психическое расстройство, травма, алкогольное опьянение.Вопрос о формах, методах и самой технологии работы для практического психолога всегда был актуальным. В ряду методов современной психодиагностики недостаточно полно раскрыты возможности графических методов, причем особый интерес в плане применения указанных методов в диагностике представляет психологический анализ письма как специфической формы графической деятельности. К настоящему времени установлено, что при общих характеристиках письменности в конкретном рукописном тексте всегда сохраняется человеческая индивидуальность с ее своеобразием, специфичностью техники письма, то есть почерком, который открывает для исследователя характерные особенности исполнителя рукописи. Впрочем, общепризнанный факт существования индивидуального стиля исполнения рукописи не позволяет однозначно утверждать, что особенности почерка связаны с конкретными психологическими особенностями пишущего, с определенными уровнями психики. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности. Еще Аристотель утверждал, что почерк отражает характер пишущего. В эпоху Возрождения, когда письменность стала достоянием достаточно широких слоев общества, графология явилась предметом серьезного обсуждения, свидетельством чему служит, к примеру, трактат итальянца Бальдо о том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего.К теме определения характера по почерку обращались Лейбниц, Гете, Лафатер. Исследования аббата Мишона, начатые в середине XIX века, дали толчок появлению нескольких направлений в графологии.И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения, как не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и с якобы соответствующими им чертами характера, особенностями биографии и т.д.Однако даже поверхностный анализ данных, накопленных исследователями почерка, позволяет сделать вывод о чрезвычайно широких перспективах работы психологов в данной области, что в немалой степени диктуется необходимостью разработки и усовершенствования тех методов диагностики психологических особенностей человека, которые не требуют значительных затрат и сложного инструментария.Следует отметить, что показатели большинства признаков почерка значительно варьируют по величине в общем объеме рукописного текста, поэтому при рассмотрении признаков оценивались их преобладающие, а не абсолютные значения. Кроме того, обнаруженные на промежуточных этапах исследования корреляционные связи между отдельными признаками письма свидетельствуют о существовании согласованной и стройной системы таких признаков, отличающейся относительной устойчивостью для каждого пишущего. Целесообразно ли продолжение исследовательской работы в данном направлении? В этой связи существует мнение о том, что индивидуальные черты личности человека не могут не отпечататься в его почерке, но записаны эти черты такими кодами, каких современная наука пока еще не в состоянии расшифровать и прочитать. Возможно, что одним из потенциальных путей решения проблемы психологической диагностики по результатам анализа почерка может стать использование методологии системного подхода в совокупности с набором прошедших всестороннюю проверку психодиагностических методик.Наиболее авторитетная из энциклопедий — Британская (1978 года) — так характеризует графологию: «Графология изучает отражение личности в почерке. Опирается на богатую статистику, устанавливающую связь между особенностями почерка и чертами характера. Эта связь обусловлена тем, что моторные движения руки, образующие почерк, управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем».Академический словарь «Русского языка» утверждает, что ГРАФОЛОГИЯ — это изучение почерка с целью определения психического склада и способностей человека.В настоящее время методика интерпретации почерка получила достаточное распространение за рубежом. Исследования показали, что анализ почерка позволяет частично характеризовать некоторые психологические особенности личности. В частности, это позволило Верховному суду США в 1978 году признать законным использование графологии при приеме на работуТаким образом, распознавание почерка, которое раньше называлось графологией, очищенное от мистического налета древности, успешно используется в современной психологической диагностике и позволяет определять некоторые особенности поведения, характера, наклонностей пишущего. Такое обследование имеет значительные преимущества перед другими методиками: оно не требует особых условий проведения и доступно абсолютно для каждого умеющего писать. Данную методику можно отнести к проективным методам психологического изучения личности. Методика

ИНСТРУКЦИЯ

1. Возьмите стандартный лист белой нелинованной бумаги и шариковую ручку.
2. Спишите нижеприведенный текст как можно быстрее, специально не стараясь, и даже несколько небрежно.

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень. Где-нибудь далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плеса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака — и вот вдруг все это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, обшитые солнцем, — все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетанье, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби. (И. С. Тургенев «Записки охотника».)

3. Поставьте под переписанным текстом свою обычную подпись и обозначьте ее цифрой 1.
4. Распишитесь еще шесть раз, каждый раз стараясь расписываться по-разному, как получится.

ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ I. ПОДПИСЬ I. ФОРМА РОСЧЕРКА

Описание подписи
I.5. Росчерк прямой, падающий на 90 градусов.

КОММЕНТАРИИ
Под прямым росчерком подразумевается окончание подписи, когда росчерк заканчивается прямо вниз. Это может быть не обязательно длинная вертикальная черта, но и только начинающаяся, обязательно устремленная вниз вертикально.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Энергичность, решительность, смелость, раздражительность(10), иногда трудно контролируемое настроение, внезапное возбуждение.

СНОСКИ:
(10) Важное правило благоразумия — не выходить из себя. Большое самообладание говорит о большом сердце — душу великую нелегко стронуть с места. Умей владеть собой, дабы ни в счастье, ни в несчастье тебя не осудили за несдержанность, но дивились бы высоте духа. (Бальтасар Грасиан)

Раздражение. Откуда оно берется? Кто из нас не жаловался на раздражение, на раздражительность? Каждому в той или иной мере это свойственно. А если и не жаловался, то, наверное, не потому, что раздражительности не испытывает, а лишь потому, что не привык жаловаться или делиться с кем-то своими проблемами. Раздражаются все и всегда. Независимо от склада характера, образованности, воспитания, пола. И в различные минуты своей жизни мы вдруг чувствуем нарастающее раздражение к близкому человеку, к друзьям, к обстановке, к незнакомым людям, к окружающему миру в целом. Раздражение связано с препятствиями, возникающими на пути к определенной цели. Обратите на это самое пристальное внимание! Раздражение — это всегда реакция на преграду, помеху. Почему раздражение так неочевидно? Почему оно действует так подло? Почему с ним так трудно справиться? На самом деле ответ на эти вопросы достаточно прост. Раздражительность — это шаг на пути к агрессивному акту, в котором ситуация не принимается, но и нет возможности на нее повлиять. У раздражительности есть одно очень подлое свойство, которое самым непосредственным образом связано с невозможностью адекватно отреагировать на возникшее препятствие. Свойство это — проявляться не сразу, а через некоторое время после события, в котором ваши интересы были ущемлены. Это может произойти через десять минут, через час или даже через день. Таким образом, под горячую руку вам попадутся совершенно другие люди, ситуации, обстановка. Это не всегда так, но очень часто. Хотя бы в силу того, что реальная помеха на вашем пути не может испытать на себе силу вашего противодействия. Раздражительность всегда воспринимается как нечто инородное, возникающее в нас без предупреждения и видимой причины: досадная неприятность, нехорошее качество личности, мешающее чувство, от которого хочется избавиться раз и навсегда. Но, кажется, вы уже поняли, что это невозможно. С одной стороны, мы не можем с кувалдой бросаться на любые препятствия, которые возникают на нашем пути. С другой стороны, мы не можем быть равнодушны, когда нашим интересам препятствуют, мешают. Если оба эти условия верны, то появляется раздражительность. Это нормально. Так и должно быть. Так что если посмотреть на все это с определенной точки зрения, то раздражительность необходима человеку точно так же, как ему необходима боль. В идеале хочется, чтобы боли не было никогда. Но здесь важно даже не то, что она есть, или то, что ее нет, но только то, что она может появиться, когда это будет актуально. Боль — это немедленная физиологическая реакция на чрезмерно сильный сенсорный раздражитель, который может оказаться пагубным для вашего организма. Раздражительность — отсроченная психологическая реакция на ситуативный раздражитель, который является препятствием для достижения той или иной цели. (Вит Ценев, psyberia.ru) Кроме исследований по почерку, мы создали проективную методику, относящуюся к классу проективных техник. Хотя типологий личности великое множество, но мы позволили себе остановиться на трех типах, которые, как считаем, являются базовыми, и это доказываем. Несколько слов о трех базовых типах: ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ. Обладает сильным типом нервной системы. Мотивы, потребности и интересы направлены на демонстрацию своих сильных (а когда надо, и слабых сторон). Как правило отличный организатор, но часто преувеличивает свои способности как руководитель. Коммуникатор. Соматотоник (по Шелдону, сома — тело). Любит открытые пространства и простор. При неврозе — истерические симптомы; РЕАЛИСТИЧНЫЙ. Обладает чувствительным типом нервной системы. Мотивы, потребности и интересы направлены на постоянное обдумывание и реальную оценку и действия. Хороший руководитель — управленец, но при условии если организующую роль будут брать на себя организаторы. Предпочитает индивидуальные действия, ограниченные пространства. Церебротоник (по Шелдону, церебро — мозг). При неврозе — неврастенические симптомы. ПОТРЕБИТЕЛЬНЫЙ. Обладает чувствительным типом психических процессов. Мотивы, потребности и интересы направлены на удовлетворение в основном своих нужд. Как правило постоянно тревожный. Достаточно моральный. Особенно ценит искусство. Дружелюбен. В стрессе ищет утешение в общении. Висцеротоник (по Шелдону, висцеро — желудок). Хороший исполнитель, например, бухгалтер. При неврозе — психастенические симптомы (навязчивые состояния). Один из типов мы назвали РЕАЛИСТИЧНЫЙ. Назвали его так потому, что основной мотив его жизнедеятельности реалистичный подход к решению жизненных ситуаций. Считает, что сможет оценить и выполнить все, что ему поручено, лучше всех, исходя из учета условий реальной действительности. Анализирует происходящее. Испытывает потребность к умственной деятельности. Обладает хорошей чувствительностью нервной системы. Способен быть успешным руководителем. Но отличается раздражительностью, повышенной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Раздражительность держится относительно непродолжительное время. За вспышкой гнева нередко следует сожаление по поводу своей несдержанности. Дает себе обещание больше не допускать подобного, но проходит некоторое время — и все повторяется сначала.

Поэтому раздражительность не недостаток, а неотъемлемая часть личности и без неё человек просто не будет тем, кем он есть. Бороться с раздражительностью не нужно. Нужно только знать эту особенность у себя или своих близких, прощать им, или научиться самому просить прощение.

Начало Вперед «»»

Использованы материалы книги известного графолога двадцатых годов прошлого века Д.М. Зуева-Инсарова «Почерк и личность», изданной в 1926 году. Зуев-Инсаров Дмитрий Митрофанович председатель Русского научного графологического общества. Составил психографологические характеристики многих известных лиц. Автор труда: Графология и личность. М., 1934

Внимание: качественное тестирование может проводить только опытный специалист.

Что такое графология?

В настоящее время графология признается наукой не только интеллектуальной элитой, но и все более широкой публикой.
С одной стороны графология это наука, поскольку базируется на фактах, которые были открыты и исследованы. Она базируется на своих собственных законах и путем тщательного анализа определяет элементы письма и делает выводы. Она также является искусством, в котором каждый графолог использует свой уникальный опыт и проводит свою интерпретацию признаков, обнаруженных им в почерке.
Опыт графолога не состоит только в знании движений и форм в почерке, но является также результатом наблюдательности, знания психологии и общей культуры того, кто занимается графологией.
Мы знаем, что почерк является зеркалом всех сильных сторон и слабостей его хозяина. Графологическая теория и практика в большой степени зависят от изучения и развития так называемых «гуманитарных наук», поскольку графолог должен быть способен распознать, через разнообразие штрихов, свойства натуры (физические и психологические), интеллект и нравственный облик автора
Мы не можем разделять физический и психологический аспекты человеческой личности. Каждый из них взаимодействует с другим.
Это необходимо графологу чтобы знать, как распознать в почерке наследственность, образование, и черты характера человека во всей его уникальной индивидуальности.
Наиболее важная вещь в графологии состоит в том, чтобы тщательно всматриваясь снова и снова в письмо отыскивать определенные признаки. Это может звучать очень банально, но это — один из самых трудных для приобретения навыков. Когда графолог исследует почерк, легко понять, является ли он большим или маленьким, низким или длинным, спокойным или взволнованным, грубым или изящным, тяжелым или легким и т.д. Новичок или любитель могут легко делать это, и будут удовлетворены, тем что они видели все, что должно быть замечено. Более опытный графолог никогда не будет пробовать сделать вывод о чем-нибудь прежде, чем соберет все характеристики письма и интерпретирует их в корреляции друг с другом.
Как сказал Крепье-Жамен: » Ценность графологических признаков относительна, так как то же самое движение может быть произведено различными причинами. Опыт графолога заключается в выборе, среди многих возможных интерпретаций, наиболее необходимую в психологическом отношении. »
Признаки в почерке — подобно «синдромам» в медицине — просто признаки, которые будут вести нас назад к определению причины. Только точное определение позволит нам делать правильные характерологические выводы относительно автора, которые и является целью графологии.
Существует множество областей применения графологии. Наиболее распространенной областью применения, в частности за рубежом, является определение психологического профиля человека при приеме его на работу и определения может ли он занимать должность учитывая его индивидуальные психологические особенности.
Графология применяется в профессиональном ориентировании для оценки черт характера человека и его психологической характеристики чтобы оказать помощь в определении той области деятельности, где человек может успешнее реализовать себя и достичь лучших результатов.
Графология используется для оценки взаимной совместимости партнеров: супругов, партнеров по бизнесу и пр.
Велико значение графологии в консультировании по определенным психологическим проблемам человека.
Родственной графологии областью является графотерапия. Графотерапия представляет собой комплекс упражнений по начертанию: письму и рисованию, иногда с использованием музыки в целях осознания и последующего изменения нежелательных черт характера.

История графологии

ГРАФОЛОГИЯ, изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее <подписью>, как голос или выражение лица.
История. Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881). Мишон собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами. Знаменитый ученик Мишона Крепьё-Жамен отказался от учения о <фиксированных знаках> с однозначными неизменными корреляциями в пользу более гибкой системы <преобладающих особенностей>.
В начале 20 в. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, <почерк руки> оказался на самом деле <почерком мозга>. К сходному заключению пришел Георг Мейер, психиатр, утверждавший, что <сила> почерка определяется психомоторной энергией. Другие графологи этого периода — швейцарский врач и писатель Макс Пулвер, связавший анализ почерка с символизмом бессознательного, и психолог и философ Людвиг Клагес, ставший ведущим авторитетом в этой области. На протяжении 20 в. графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов.
В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 Гордон Олпорт и Филип Вернон в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 Теа Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими <напряжением и расслаблением>.
Применение в психологии. Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки над i. Изучение этих характеристик — <чистая графология>, вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены.
Элементы, свойственные индивидуальному почерку, — пространственные, конструктивные, некоторые двигательные тенденции, — сильно разнятся. Их очертания определяются сознательным или бессознательным выбором пишущего. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие тенденции и их взаимодействие.
Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции <думать о главном>. Другие отличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на <главное> вовне, на внешние события, внутрь, на самого пишущего, или же носит смешанный характер, и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет.
Графологические методы имеют несомненные ограничения. Ни один специалист не способен с уверенностью определить пол или возраст пишущего. Такие характеристики интеллекта, как коэффициент умственного развития, по почерку определить трудно. Развитие почерка, подобно развитию языка, может быть приостановлено жизненными обстоятельствами.
Основными областями применения графология являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Графолог может быть назван <консультантом по почерку>, но обозначение <эксперт по почерку> обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица.

Графология

Беседуя по телефону, на скучной лекции (или участвуя в заседаниях), мы нередко, почти не отдавая себе отчета, начинаем выводить на листках бумаги геометрические фигуры, узоры, линии, рожицы. Не спешите выбрасывать эти каракули! Как считают психологи, они могут немало рассказать о характере и настроении автора. Итак, вспомните или посмотрите что Вы выводили в последний раз…
• 1. Спирали, круги, волнистые линии.
Чужие проблемы вас не интересуют, мешают вам или кажутся обременительными. Если вы вынуждены заниматься чужими делами, то вам хочется покончить с ними как можно скорей. Почему? Всё ваше внимание в настоящий момент сосредоточено на собственной персоне. Возможно, вы переживаете кризис, или от вас требуется принять какое-либо решение. Вам необходимо следить за собой, чтобы не вспылить и не нанести собеседнику оскорбление.
• 2. Цветочки, солнце, гирлянды.
На душе у вас вовсе не так весело, как может показаться, скорее наоборот. Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности, а слова, которые вертятся на языке, невольно переносите на бумагу: «Обрати на меня внимание!». Поспешите навестить друзей, побольше общайтесь с родными.
• 3. Сетки.
Вы чувствуете, что попали в рискованное или просто неловкое положение. Каждая линия — это атака, которую вы не решаетесь предпринять. Если вы обвели свой рисунок — это значит, что с проблемой покончено, по крайней мере внешне. Вы чаще всего склонны проглатывать обиду и раздражение. А это таит в себе опасность: у вас в душе накапливается разочарование.
• 4. Переплетение сердец.
Вы переполнены чувствами. Хочется расцеловать весь мир. Обратите внимание: чем строже слова, которые вы произносите, тем большие масштабы приобретает рисунок. Не скрывайте свои чувства, лучше выскажите их!
• 5. Узоры..
Всё говорит о том, что вам скучно: надоел телефонный разговор, а может быть вообще весь ваш образ жизни. Вы жаждете перемен, мечтаете о новых переживаниях, которые избавят вас от ощущения, что вы тратите время впустую. Задумайтесь серьезно как переменить образ жизни. Можно начать с пустяка. Это разрушит однообразие, действующее на вас так угнетающе.
• 6. Кресты.
Кресты выражают чувство вины, возникшее скорее всего в ходе телефонного разговора. Что-то вас тяготит, или вы себя укоряете сами, или вас упрекнул собеседник. Надо непременно обсудить причину — правда, необязательно сию же минуту. В противном случае вам предстоит еще долго мучиться.
• 7. Человечки.
Это изображение — признак беспомощности или желания уклониться от какой-либо обязанности. Человечка обычно рисуют в тот момент, когда следовало бы сказать решительное «нет», но человек не может заставить себя произнести это слово. Так что человечка надо воспринимать как предупреждение.
• 8. Геометрические фигуры.
Ясно одно: у вас четкие цели и убеждения, вы никогда не скрываете своего мнения. Вы редко испытываете страх перед противниками или конкурентами. Обычно вы сосредоточены. Чем более угловаты фигуры, тем более вы агрессивны, хотя внешне это не всегда заметно. Это качество сковывает фантазию и не позволяет вам расслабиться. Постарайтесь смотреть на вещи проще.
• 9. Пчелиные соты.
Они говорят о стремлении к спокойствию и гармонии, к упорядоченной жизни.
• 10. Шахматные поля.
По-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Вы мечтаете о ясном и надежном пути. В данный момент не следует что-либо скрывать или замалчивать. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего страдаете от скрытых комплексов.
• 11. Переплетение кругов.
Чаще всего такой рисунок отражает желание участвовать в чем-либо. В настоящий момент вы чувствуете, что находитесь вне событий. Может быть хотите кому-либо помочь, но не знаете как. Постарайтесь уяснить почему вы «вне игры» и как-нибудь

Немного о графологии

Одну статью привожу ниже. Вторую статью вы можете прочитать в журнале «Чудеса и приключения» #12/95
Evgeny Vedukhin 2:5079/31.3
«ПИШИТЕ ПИСЬМА МЕЛКИМ ПОЧЕРКОМ.»
Один из способов понять человека, а, значит, предвидеть, что от него можно ожидать — это изучить его почерк. В свое время к рекомендациям опытных графологов прибегали многие. Известны случаи, когда главы департаментов и другие высокопоставленные чиновники Российской империи принимали людей на работу, заручившись предварительно заключениями опытных графологов. Конечно, сейчас, в век компьютеров и пишущих машинок, человек стал писать от руки гораздо реже, и все же советуем заполучить образец почерка своей пассии или возможного делового партнера, изучить его и только после этого принимать какое-то решение. Приведем некоторые рекомендации по графологии, заимствованные из книги В.Маяцкого «Графология (Москва, Университетская типография, 1907г.) и ряда современных зарубежных источников.
МАНЕРА ПИСЬМА
Прямые строчки означают, что человек, их писавший, уверен в себе, обладает большой силой воли и y него развитое чувство долга. Почерк, восходящий к верху, предполагает, что человек честолюбив, решителен, иногда самоуверен, но и это не помещает ему рано или поздно добиться успеха. Строки, идущие вниз, указывают на отсутствие инициативы, неверие в собственные силы, и характерны для неудачников.
Волнообразные строки выдают человека хитрого, изворотливого, бессовестного, но также указывают на наличие y писавшего коммерческих способностей. Пробелы на концах строк, чтобы избежать переноса, говорят об осторожности, доходящей до трусости. Если же строка заполняется до самого конца, а буквы под конец ужимаются, это — свидетельство того, что пишущий стремится поделиться своими чувствами, хочет высказаться, но боится быть непонятым и не получить столь необходимого ему сочувствия. Неровный, как бы «растрепанный почерк» характерен для людей беззаботных, беспечных и расточительных. Узкие поля отличают натуру бережливую, иногда даже мелочную. И, кстати, свидетельствуют о том, что человек — хороший семьянин. Широкое поле — признак высокой деловой активности. Если же пишущий оставляет очень широкое левое поле, значит он щедр, хвастлив, стремится к оригинальности. Впрочем, может быть — это унаследованная от предков — аристократов манера письма, характерная для элиты XIX века.
НАКЛОН БУКВ И РАЗМЕРЫ
Очень сильный наклон букв говорит о вспыльчивости, отсутствии такта, обладатель такого почерка, как правило, человек очень увлекающийся. «Стандартный» наклон свидетельствует о том, что пишущий сердечен, участлив и логичен. Прямой почерк — признак сильного характера, самообладания, сдержанности, доходящей до холодности, он показывает также, что пишущий всегда обращает внимание не на сущность, а на внешний облик предмета или человека. Наклон влево означает скрытность, неестественность поведения, хитрость и недоверие даже к самому себе.
Наклон в разные стороны — внутренний разлад, нерешительность, борьбу между разумом и чувствами. Если же почерк постоянно меняется в направлении, наклоне и величине букв, его обладатель — натура нервная, впечатлительная, но чрезвычайно деятельная. Мелкий почерк практически всегда выдает человека спокойного, скрытного, но заботливого. Он также является признаком наблюдательности и остроумия. Круглые буквы говорят о гордости и стремлении доминировать во всем, такой человек, как правило, предприимчив и обладает тем, что в советское время называлось «активной жизненной позицией». Широкий, размашистый почерк характерен для людей энергичных, умных, «работоголиков». Обладатели такого почерка любят общаться, заводить новые знакомства, легко привязываются к малознакомому человеку. Они щедры и даже расточительны.
Узкий почерк говорит о том, что перед вами человек скрытный, мелочный, скупой, всегда и во всем стремящийся к точности. Он исполнителен и требует того же от других. Не дай вам Бог такого начальника — всю плешь проест. Интересно отметить, что каллиграфический почерк свидетельствует о бесхарактерности, несамостоятельности. Обладатель каллиграфического почерка всегда находится под чьим-то влиянием. А вот некрасивый, трудно читаемый почерк, наоборот, говорит о самостоятельности пишущего. Если почерк красив, но неразборчив (согласитесь, бывает и такое), то перед вами письмо человека загадочного, непроницаемого. Угловатый почерк выдает своенравного, холодного эгоиста. Буквы — бисер говорят о человеке, что он сдержан, бережлив и обходителен.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ТОЧКА. Человек, ставящий жирные точки в конце фразы, чувственен, в его поведении и образе мыслей преобладают животные стремления, о душе с таким говорить бесполезно. Едва заметная точка выдает натуру робкую, боязливую, нежную и трепетную. Точка, похожая на запятую, свидетельствует о том, что пишущий весьма любопытен, его заветные желания — узнать все про всех, а затем «по секрету всему свету, что случилось расскажу…» Человек, «принципиально» не ставящий точки в конце предложения, попросту бесхарактерен. Длинная точка, похожая на дефис, безошибочно подскажет, что перед вами фантазер и мечтатель.
ЗАПЯТАЯ. Короткая и толстая запятая характерна для людей, не терпящих противоречий, y них правильный взгляд на жизнь, они осторожны и целеустремленны.
Длинную и тонкую запятую ставят натуры слабые, этакие «воздушные создания». В случае, если запятая далеко отстоит от слова, писавший — человек малодушный, бесхарактерный, тряпка, одним словом.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Длинный и тонкий восклицательный знак свидетельствуете слабых нервах и способности легко поддаваться чужому влиянию. Своего мнения y такого человека нет и быть не может. Короткий толстый «восклик» означает, как и положено, противоположное — силу воли и полное неприятие чужого мнения. Бегло написанный восклицательный знак означает, что перед вами человек энергичный, деятельный, с таким партнером не пропадешь. Сильно наклоненный по отношению к самому почерку восклицательный знак говорит о вспыльчивости, а прямой, как палка, (особенно в том случае, когда почерк наклонный) — о самоуверенности и склонности к интригам.
Материал подготовлен Густавом КРОНЕНБЕРГОМ

Приглашаем Вас к Сотрудничеству! С уважением, Кадровое Агентство г. Москва КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.

Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Для того, чтобы читать человека, словно книгу, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых соответствует определенному свойству характера испытуемого.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись — это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них — его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая — для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью — признак упрямства, иногда — повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина
Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера»
В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

Рекомендуем к просмотру Адаптация к кризису
10.02.2017 Две планеты
08.01.2015 Кадровый рынок и рынок труда Казани в 2013 году
14.12.2014 В Казани появилась школа практического обучения для HR-менеджеров!

Наклон букв

В школе нас учили писать косо; считается, что это наиболее удобный способ писать. Буквы при этом наклонены вправо, то есть по направлению движения пишущего. Однако некоторые люди в силу разных причин не подчинялись общему правилу. Очевидно, что они бессознательно следовали своему инстинкту, оказавшемуся сильней требования учителей.

Очень трудно объяснить, почему тот же инстинкт не действовал на всех одинаково. Остается лишь согласиться с тем, что как бы не старались учителя обучать детей, каждый из них выбирает удобный для себя способ письма.

Для большинства людей характерен наклон 45-50° (наклонный почерк), но существует прямые, вертикальные почерки (90°), а иногда встречаются опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных вариантов или комбинаций этих форм.

Наиболее часто встречающийся почерк – с наклоном по направлению движения (45-50°). Такой почерк принадлежит теплой и дружелюбной натуре, открыто выражающей свои чувства. Люди этого типа не очень импульсивны, они умеют контролировать эмоции. Человек с таким почерком легко ладит с окружающими, он любит общество других людей.

Если люди такого типа влюбляются, то не скрывают свои чувства. Они надеются на взаимность. Такие люди не засиживаются дома, их очень притягивает общественная жизнь.

Слишком наклонный почерк (иногда почти лежащий) должен рассматриваться как значительное отклонение от нормы (рис. 8).

Рис. 8

У таких людей часто проявляются крайние черты, для них характерно выставлять свои чувства напоказ. Такой наклон почерка указывает на большой запас энергии, заметную восторженность в восприятии всего нового и романтичность.

Если подобные люди влюбляются, а это чаще всего происходит с первого взгляда, то полностью погружаются в свои чувства. Они очень ревнивы. У них постоянное желание общаться и нравиться. Энергия этих людей очень сильно подпитывается восхищением окружающих.

Опрокинутый влево почерк (135° против направления движения) чаще всего возникает в результате несовпадения личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни (рис. 9).

Рис. 9

Опрокинутый почерк часто указывает на своенравность, упрямство, требовательность к другим, большую недоверчивость, в некоторых случаях речь может идти даже о неискренности и скрытности.

Когда пишут с наклоном назад, то это означает, что ум контролирует эмоции. Если вы хотите добиться любви такого человека, то путь к ней лежит через его голову. Подобные люди, как правило, скупо проявляют свои чувства.

Практика показывает, что в определенные периоды жизни у человека может изменяться наклон почерка. Чаще всего это происходит в таких случаях, когда молодой человек или девушка начинают «играть» во взрослых людей. Одним из проявлений такой позы становится бессознательное изменение наклона почерка, что может ввести в заблуждение графолога.

Бывают случаи, когда наклон почерка влево больше 135°. У таких людей ум также контролирует эмоции, только в большей степени. Наличие такого наклона свидетельствует о скрытности. Внешняя холодность и сдержанность не соответствует буре эмоций, которая прячется внутри. Долго сдерживать свои эмоции люди подобного типа не могут. Поэтому, общаясь с ними, будьте готовы столкнуться с признаками эмоционального взрыва. За холодной внешностью может бушевать вулкан страстей.

Трудно понять, какое впечатление производят окружающие на таких людей. Поэтому в процессе общения имеет смысл позволить им взять инициативу в свои руки. Тогда будет легче понять их намерения.

Когда почерк вертикален, то существует равновесие между умом и чувствами (рис. 10). Поведение таких людей несколько сдержанно, они не подвержены влиянию неожиданных чувств и движений ума.

Рис. 10

Если человек, пишущий вертикально, влюбляется, то он никогда сразу не проявит свои чувства. Скорее всего, проявления любви раскроются через выражение преданности в каждодневных делах и заботах.

Разнотипность наклона (то есть в отдельных словах встречаются буквы с разным наклоном) указывает на капризность, быструю смену настроения, отсутствие целеустремленности.

В отдельных случаях разнотипность наклона выражается очень резко. Это уже намек на извращенность, распад или расщепление личности. Речь идет о глубоко неврастенической натуре.

Разнотипность наклона свидетельствует о том, что ум и чувства находятся в конфликте. Ум желает одного, чувства устремляются в другую сторону. Осторожность борется с импульсивностью. Люди подобного типа не способны управлять своими эмоциями, поэтому превращаются в их жертвы.

В отдельных случаях, если внимательно присмотреться к почерку, можно заметить, что в целом наклон букв примерно одинаков. Лишь буквы с петлей, такие как «в», «д», «з», «у», «ц», «щ», наклонены в другую сторону. Например, все буквы наклонены вправо, а буквы с петлями – влево. Может быть и наоборот. Здесь можно говорить о нерешительности человека, испытывающего трудности при встрече с новыми людьми или при принятии ответственных решений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке