Анализ план

На производстве часто необходимо проведение анализа соотношения между запланированным и реализованным объемом продукции (работ, услуг). План-фактный отчет в 1С – это сравнение этих показателей за произвольные периоды времени в необходимых аналитических разрезах. В отчете создается разница с заданным параметром процентного отклонения.

Чаще всего используются для аналитики:

  • бюджетные статьи расходов, доходов, движения денежной массы;
  • управленческие материалы;
  • участие в сегментах бизнеса и портфель задач;
  • учет договоров и заказов в мелкосерийном/позаказном производствах.

Сущность план-фактного анализа 1С – инструмент для бюджетирования предприятия, создающий наглядную картину работы и служащий в качестве информационной базы для принятия оптимальных управленческих решений.

Частная ошибка при ведении бизнеса заключается в попытке создания системы бюджетирования без план-фактного анализа. Между тем, именно он отвечает на вопросы:

  • каковы причины невыполнения/перевыполнения плана;
  • почему одни отделы работают лучше, а другие – хуже относительно запланированного;
  • как составить план на следующий год и определить возможные показатели — выше или ниже текущего.

Своевременный контроль фактических показателей позволяет постоянно быть в курсе деятельности предприятия, своевременно вмешиваясь в критические моменты и меняя ситуацию. Для проведения анализа необходимо выстроить систему учета и бюджетирования, в конце отчетного периода выгружая плановые и фактические показатели. Далее алгоритм действий таков:

  1. Взяв два показателя, считаются абсолютные / относительные отклонения.
  2. Выделяется коридор допустимых для них значений.
  3. Значения положительные и отрицательные выделаются разными цветами, привлекая внимание к «выходящему за пределы».
  4. Создается факторная модель, после составления которой появляется конкретика, по которой надо разбираться пофакторно.
  5. Каждая проблемная статья расшифровывается по аналитикам.
  6. Детально формируется структура себестоимости для каждой единицы продукции.
  7. Анализируются статьи расходов, претерпевших наибольшее изменение.
  8. На основе детализаций вырисовывается комплексный вывод о причинах разбалансировки и становится ясно, что необходимо для выполнения запланированного.

В 1С План-фактный анализ состоит из частностей.

1с план фактный анализ бюджета позволяет создавать бюджеты для компаний любого уровня и сферы деятельности, эффективно контролируя исполнение утвержденного финансового плана. Функционал системы позволяет автоматизировать финансовое планирование, контроль за исполнением, проводить развернутый анализ причин возникновения отклонений. В конечном итоге это облегчает работу компании и скорость принятия управленческих решений на любой стадии производства.

1С план-фактный анализ продаж работает на основе уже готовых продажных планов и информации о фактических продажах. Позволяет сравнивать планы по сумме, весу, количеству, в разрезе номенклатур, подразделений и эффективности отдельных менеджеров. Может предоставлять аналитику по выполнению плана ежедневно, помесячно, в виде прогноза на будущее.

Начиная с версии EPR 2.4 появилась возможность задавать конкретные нормативы, учитывая постоянные и переменные статьи расходов. В 1С EPR план-фактный анализ создает два отчета:

  • плановая/фактическая себестоимость со всеми отклонениями и расходами по отдельным статьям;
  • плановые/фактические затраты на переделы.

План-фактный анализ закупок требуется, когда необходимо сравнить запланированные и фактические закупки в любой комбинации (количество, сумма товаров, себестоимость, периоды времени). Производимый 1С ERP план-фактный анализ себестоимости позволяет сопоставить плановую калькуляцию и данные, полученные при подсчете себестоимости по факту расходов. В 1С: УПП через типовой отчет можно определить общую сумму затрат за заданных период, либо, доработав механизм отчетности, выводить количество единиц затрат запланированных и фактических.

Для любой конфигурации 1С, работающей с план-счетами, регистром бухгалтерии, справочниками по организациям и со статьями о движении денежных средств можно составить внешний отчет БДДС план-факт. Приятной особенностью является возможность настроить отчет под нужды конкретного предприятия. В результате в едином документе демонстрируется использование различных параметрических отчетов, которые ложатся в основу всей финансовой отчетности предприятия.

Вместо сухих цифр получается живой анализ, позволяющий руководителям и топ-менеджерам разобраться в бюджете, и принимать дальнейшие взвешенные решения.

Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.11.2019 №197 «Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водотведения»

Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 30.10.2018 №255 «Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водотведения»

Распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 27.10.2017 №172 «Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водотведения»

План мероприятий ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на период 2015-2020 гг.

Отчет о выполнении Плана мероприятий ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на период 2015-2020 гг. за 2015-2016 годы нарастающим итогом

План мероприятий ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на период 2017-2027 гг.

Отчет за 2018 год по Плану мероприятий ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на период 2017-2027 гг.

Отет за 2017 год по Плану мероприятий ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на период 2017-2027 гг.

План снижения сбросов по водопроводным станциям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на период с 2018 г. по 2020г.

Отчет по Плану снижения сбросов по водопроводным станциям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за 2018 год

План снижения сбросов по канализационным очистным сооружениям и выпускам без очистки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга на период с 2018 г. по 2020 г.

Отчет по Плану снижения сбросов по канализационным очистным сооружениям и выпускам без очистки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга за 2018 год

План снижения сбросов на период с 2016 по 2020 годы по канализационным очистным сооружениям и выпускам без очистки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Планы снижения сбросов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на период с 2016 по 2020 годы

Отчет о ходе выполнения Плана снижения сбросов по водопроводным станциям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за 2017 год

Отчет о ходе выполнения Плана снижения сбросов за 2017 год

Отчет о ходе выполнения Плана снижения сбросов по канализационным очистным сооружениям и выпускам без очистки ГУП «Водоканал Санкт-Петребрга» за 2017 год

Отчет о ходе выполнения Плана снижения сбросов по канализационным очистным сооружениям и выпускам без очистки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за 2016 год

Отчет о ходе выполнения Плана снижения сбросов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за 2016 год

Отчеты о ходе выполнения Плана снижения сбросов по водопроводным станциям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за 2016 год

План снижения сбросов на период с 2015 по 2020 годы

Отчет о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2015 год

ОАО «Особые экономические зоны»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.09.2014 № 138

ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.09.2014 № 139

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственностью «Воздушные Ворота Северной Столицы», на 2017-2018 годы

ООО «Энергоснаб — Красные Зори»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.09.2014 № 143

ООО «СК-СИГМА»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 27.11.2015 № 231

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственность «СК-СИГМА», на 2017 год

ЗАО «Киров ТЭК»

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых закрытым акционерным обществом «КировТЭК» — дочернее общество открытого акционерного общества «Кировский завод», на 2017 год

ООО «Коммунальное хозяйство»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.09.2014 № 148

ЗАО «ГСР Водоканал»

О внесении изменений в распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения

ООО «Петербургтеплоэнерго»

АО «Ленинградские областные коммунальные системы»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 03.10.2014 № 166

ООО «Эксплуатационная компания «Арго-Сервис»

ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО»

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственностью «ТЕПЛОЭНЕРГО», на 2017-2019 годы

ЗАО «ЭКОПРОМ»

О внесении изменений в распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения

ООО «ЭКОЛ»

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственность «ЭКОЛ», на 2017 год

АО «Пролетарский завод»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 03.10.2014 № 173

ОАО «Российские железные дороги» (Октябрьская дирекция по тепловодоснабжению)

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 03.10.2014 № 174

АО «Морской порт Санкт-Петербург»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 03.10.2014 № 175

ООО «Софийский бульвар»

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственностью «Софийский бульвар», на 2017-2021 годы

АО «Энергетический Альянс»

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 03.10.2014 № 178

ЗАО «Деревообрабатывающий завод №1»

ФГАОУ ВО СПбПУ

О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 07.11.2014 № 202

ГУП «Петербургский метрополитен»

АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых акционерным обществом «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», на 2017 год

ОАО Судостроительный завод «Северная верфь»

АО «ЛОМО»

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых акционерным обществом «ГСР ТЭЦ», на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственностью «Квартальная Котельная», на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых акционерным обществом «Юго-Западная ТЭЦ», на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых открытым акционерным обществом «Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова», на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственностью «Генерирующая компания «Обуховоэнерго», на 2017-2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых открытым акционерным обществом «Машиностроительный завод «Арсенал», на 2017- 2021 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых закрытым акционерным обществом «Пансионат «Буревестник», на 2017- 2021 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», на 2017- 2021 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых Петербургским филиалом публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», на 2017-2021 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых непубличным акционерным обществом «СВЕЗА Усть-Ижора», на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых Ордена Ленина сельскохозяйственным производственным кооперативом «Племенной завод по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы «Детскосельский», на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственностью «ЭнергоИнвест» на территории Санкт-Петербурга, на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых обществом с ограниченной ответственностью «Энергосервис», на 2017 год

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых филиалом «Невский» публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на территории Санкт-Петербурга, на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых Государственным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», на 2017- 2018 годы

Об утверждении плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, эксплуатируемых Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Главной (Пулковской) астрономической обсерваторией Российской академии наук, на 2017- 2018 годы

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство.
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
— определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная);
— определить организацию (композицию) лирического произведения;
— определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое);
— определить лексический рисунок (просторечие, книжно-литературная лексика…);
— определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение);
— определить звуковой рисунок;
— определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
— без сюжета: образы чувств (…).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
— повторы/рефрен;
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
— аллитерация — повторение одинаковых согласных;
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
— ассонанс — повторение гласных;
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.

Выполнение плана продаж является основой сбытовой деятельности компании. В процессе анализа эффективности торгового предприятия выясняются показатели динамики прибыли и затрат. Это дает возможность обоснованно планировать текущие продажи продукции и товаров, а также ставить перед собой точные и правильные стратегические цели.

Анализ выполнения плана продаж

Такой план должен разрабатываться каждой компанией. Он означает обдуманное стремление к достижению поставленных целей. Аналитическая деятельность складывается на основе учета нескольких факторов:

  • значение имеют показатели товарооборота компании. Их изменения свидетельствуют о наличии объективных причин, которые необходимо выяснить;
  • востребованность конкретного вида продукции. Особое внимание следует уделять сезонным колебаниям заинтересованности потребителей в тех или иных товарах;
  • если торговых объектов несколько, то следует сопоставить эффективность деятельности каждого. При этом нужно учитывать расположение объектов, количество персонала и ассортимент продукции;
  • любое обобщение нужно проводить в сравнении в прошлыми периодами. Как правило, достаточно использовать величины аналогичного периода прошлого года.

В результате, компания получит сведения о росте объемов реализации или его замедлении. При этом каждый показатель будет четко привязан к тому или иному фактору. Это даст возможность выявить слабые стороны и принять меры к исправлению ситуации.

План-фактный анализ

Выполнение обобщения станет гораздо более точным и верным с использованием специальных программ. Аналитика продаж 1С позволит получить четкие данные по каждой из позиций. Представленные результаты в Exel дадут возможность быстро находить нужную информацию и сравнивать сопоставимые и взаимозависимые значения.

В целом, применение компьютерных инструментов выводит аналитическую работы на иной качественный уровень. Тем самым обеспечивается получение объективных сведений о реализации продукции и контроль над текущей работой.

Причины невыполнения плана продаж

Причины необходимо выяснять в первую очередь. К их числу следует отнести:

  • слабую заинтересованность персонала в успехе компании;
  • малый ассортимент продукции;
  • недостаток опыта или знаний у работников.

Во многом, выполнение плановых показателей связано с непосредственной работой сотрудников, задействованных в торговле. Для них, равно как и для остальных, необходимо создать условия для заинтересованности в конечном результате. Это достигается путем создания системы премирования и нематериального стимулирования.

CRM план продаж

CRM-система позволяет не только обозначать цели для каждого сотрудника, но и вести мониторинг их исполнения. Руководитель сможет отследить сколько в процентном соотношении выполнено задач, какое количество звонков и встреч проведено, сколько сделок и на какую сумму заключил сотрудник.

Цели устанавливаются как в индивидуальном порядке, так и для команды. Программа позволит по итогам периода определить прогноз выполнения плановых KPI, отклонения от промежуточных итогов, а также составить рейтинг наиболее результативных менеджеров с учетом реально отработанного ими времени.

_Аннотация

Любая компания стремится к тому, чтобы финансовые показатели ее деятельности соответствовали запланированным параметрам. Чтобы выявить отклонения, их существенность и причины применяется план-фактный анализ (ПФА), о котором и пойдет речь в статье.

Ключевые слова.-план-фактный анализ, центр финансовой ответственности, бюджетирование, плановые показатели, лимиты, статьи затрат, уровни существенности отклонений

Донец Ю.Н.

аспирантка кафедры «финансы и кредит» экономического факультета

Российского университета дружбы народов

финансово-экономические показатели компании:

план и факт

план-фактный анализ исполнения цфо плановых

показателей по уровням существенности отклонений

ентр финансовой ответственности (ЦФО) — это «структурное подразделение(или группа подразделений), отвечающее в соответствии с утвержденной схемой мотивации за определенные финансово-экономические показатели, зафиксированные в бюджете ЦФО, например центр затрат, центр доходов, центр расходов, центр инвестиций» .

Посредством проведения план-фак-тного анализа (ПФА) по центрам финансовой ответственности формируется обоснование оценки результатов деятельности самих ЦФО в части исполнения плановых показателей и повышения качества представляемой

информации. Также осуществляется контроль над состоянием и изменением основных финансовых показателей в целом по компании.

Цели и задачи план-фактного анализа

План-фактный анализ — это периодическое сопоставление запланированных в бюджете показателей (составленных и утвержденных прогнозов на бюджетный период) с фактическими показателями (данными отчетов об исполнении бюджетов за истекшие периоды), оценка и анализ выявленных отклонений (в абсолютном или относительном выражениях) (2). При этом важным является проведение анали-

за выявленных отклонений по уровням существенности,

Так, по нашему мнению, основная цель ПФА заключается в выявлении факторов, повлиявших на отклонение фактических значений от плановых показателей, И исходя из поставленной цели, ПФА решает следующие задачи:

— обоснованная оценка результатов деятельности ЦФО по выполнению плановых показателей;

— формирование предложений по их корректировке;

— повышение качества аналитических материалов по анализу отклонений фактических значений от плановых показателей;

— выявление тенденций этих отклонений,

Таким образом, процесс ПФА имеет следующие этапы:

— сбор, обработка и анализ фактически полученных данных;

— выявление отклонений фактических показателей от плановых, а также причин этих отклонений;

— ранжирование отклонений по степени значимости;

— принятие решений о возможной корректировке бюджетов в допустимых пределах,

Плановые показатели, оценка отклонений

План-фактный анализ должен проводиться по окончании каждого бюджетного периода, а его результаты — учитываться в предстоящем периоде, В этой связи объективным будет его проведение по итогам квартала и года нарастающим итогом, При этом ПФА должен включать:

— анализ исполнения плановых показателей отчетного периода;

— анализ динамики фактических значений показателей отчетного периода,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по сравнению с фактическими значениями показателей периода, предшествующего отчетному По нашему мнению, целесообразно, чтобы ПФА включал анализ выполнения плановых показателей следующих видов:

1) планово-контрольные показатели, например общая сумма доходов и расходов компании, инвестиционная программа;

2) расходы текущего периода;

3) выручка и себестоимость по основному виду деятельности;

4) выручка и себестоимость по другим видам деятельности;

5) прочие доходы и расходы,

Здесь также важно, чтобы ПФА проводился центрами финансовой ответственности по курируемым подразделениям на основе выделенных лимитов по контрагентам, Это позволит контролировать расходы по той или иной статье затрат в рамках выделенного лимита,

План-фактный анализ исполнения ЦФО выделенных лимитов должен раскрывать основные факторы, вызвавшие отклонение фактических значений от плановых показателей, Поэтому проводить его целесообразно на основе критериев существенности отклонений, Уровни существенности отклонений закрепляют

план-фактный анализ -это периодическое сопоставление запланированных в бюджете показателей с фактическими

градацию степени нарушения установленных лимитов по статьям доходов и расходов ЦФО, а также по общей сумме расходов компании, которая является планово-контрольным показателем, Уровни существенности отклонений могут быть 2-х видов:

— «несущественное» — нарушение является несущественным и не требует проведения анализа;

— «существенное», «серьезное» и «грубейшее» — нарушения требуют проведения анализа,

При этом уровень существенности отклонений по статьям доходов и расходов для каждого ЦФО рассчитывается пропорционально удельному весу расходов каждого ЦФО в общих расходах компании, А предел отклонения фактического значения от планового показателя — из расчета удельного веса той или иной статьи бюджета в процентах от всех затрат компании, Если же та или иная статья затрат находится в ведении нескольких ЦФО, то уровень существенности отклонений должен быть распределен по ЦФО в зависимости от удельного веса курируемых лимитов затрат в общих расходах,

По нашему мнению, для получения достоверной информации об измене-

…основная цель план-фактного анализа заключается в выявлении факторов, повлиявших на отклонение фактических значений от плановых показателей

план-фактный анализ должен проводиться по окончании каждого бюджетного периода, а его результаты учитываться в предстоящем периоде

нии фактических показателей над плановыми, оценку отклонений достаточно проводить с учетом абсолютных и относительных показателей,

Результаты

план-фактного анализа

На наш взгляд, важно, чтобы в рамках проведения анализа исполнения плановых показателей по уровням существенности отклонений, ЦФО указывали причины отклонений фактических значений от плановых показателей с обозначением факторов, вызвавших данное отклонение, Для этого по каждому отклонению, требующему комментария в соответствии с уровнем существенности, должны быть определены вызвавшие его причины с учетом изменения объемного фактора (количество потребленных ресурсов, численность персонала, количество отремонтированных объектов и пр,) и изменения стоимостного фактора (средняя заработная плата, цена на материалы и услуги, ставка налога, себестоимость внутренних услуг),

После того, как все этапы по проведению ПФА завершены, на наш взгляд, стоит подумать о форме представления полученной информации руководству компании, По нашему мнению,

информация о результатах проведения план-фактного анализа может представляться в виде пояснительной записки разработанного образца, с приложением аналитических таблиц включая комментарии по причинам выявленных отклонений за отчетный период.

Структура пояснительной записки может включать в себя следующие элементы:

1) отклонения фактических значений показателей от плановых и основные комплексные причины их вызвавшие, включая мероприятия по снижению затрат;

2) изменение методологии планирования и учета.

Аналитические таблицы должны содержать информацию следующего характера: план на отчетный период, факт за отчетный период, факт за период, предшествующий отчетному периоду.

При этом вся информация, которая формируется на основе анализа исполнения ЦФО выделенных лимитов по статьям доходов и расходов бюджета по контрагентам, должна представляться руководству в следующие сроки:

— ПФА исполнения годовых показателей бюджета — в срок, ежегодно определяемый в установленном порядке;

— ПФА исполнения квартальных показателей — до установленного числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение можно сказать, что проведение план-фактного анализа является необходимым для компании, так как оказывает влияние на ее дальнейшее развитие, ведь сравнение плановых и фактических величин дает возмож-

ность оценить вероятные отклонения в перспективе.

На наш взгляд, проведение ПФА позволяет не только концентрировать внимание на показателях, имеющих значительные отклонения плана от факта, но и выявлять причины этих отклонений. А использование уровней существенности отклонений в анализе исполнения планово-контрольных показателей и бюджетов в разрезе ЦФО позволяет:

— выявить все существенные отклонения;

— уменьшить количество существенных отклонений по исполнению бюджетов в целом по компании;

— значительно сократить количество грубейших отклонений по исполнению бюджетов ЦФО.

При этом сбор и обработка центрами финансовой ответственности информации по исполнению плановых показателей бюджета позволяет осуществлять мониторинг их текущей деятельности с учетом выделенных лимитов в целом по компании. Это в свою очередь дает возможность анализа и контроля, тре-

…проведение план-фактного анализа позволяет не только концентрировать внимание на показателях, имеющих значительные отклонения плана от факта, но и выявлять причины этих отклонений

бующих первоочередного внимания проблемных областей деятельности компании, а также оценки деятельности каждого ЦФО за исполнение им плановых показателей бюджета, По нашему мнению, основой проведения ПФА может послужить разработка и внедрение методики проведения план-фактного анализа в компании, где будет регламентирован порядок и требования к проведению ПФА, а также форма его представления, Таким образом, на наш взгляд, эффективная система бюджетирования предполагает не только постановку плановых задач по ЦФО, но и своевременный контроль, и анализ исполнения

бюджетов с целью принятия эффективных управленческих решений, посредством проведения план-фактного анализа.

Литература

Donets Yu.N.

Postgraduate Student, Chair of Finance and Credit, Department of Economics, Peoples» Friendship University of Russia

Plan-Fact Analysis of Achieving Target Indicators by CFR by the Levels of Deviation Significance