Анализ нормативно правовой базы

обучение сотрудников по ИБ, а также назначить ответственного за весь отдел, работающий с документами или информацией ограниченного доступа. Недостатком данного метода является быстрое развитие социальной инженерии, а также ненадежность людей, которые могут пренебречь техникой безопасности. Для борьбы с этой проблемой необходимо ужесточить наказания за проступки в этой области. Однако, остаётся другая проблема — сотрудники-злоумышленники. Список использованной литературы:

1. Securitylab / Режим доступа — http://www.securitylab.ru/blog/personal/ aguryanov/ 29908.php

2. Window / Режим доступа — http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/557/69557/44318\

3. ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации

©Казыханов А.А., Байрушин Ф.Т., 2016

УДК 004

Казыханов Артём Азаматович

E-mail: bai.21@yandex.ru

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ИБ

Аннотация

Данная статья рассматривает вопрос актуальности текущей нормативно-правовой базы в области информационной безопасности. Анализ нормативно-правовой базы помогает выявить слабые и сильные стороны защиты прав на территории Российской Федерации в области информационной безопасности. Исследование основных ФЗ, а также иных НПА, с целью выяснения существует ли проблема плохо проработанной базы юридических документов, для регулирования отношений в сфере ИБ

Ключевые слова

Федеральный закон, нормативно-правовой акт, база документов, юридическая значимость, регулятор,

информационная безопасность, IT-индустрия,

Информационной общество — это не просто слова, это целая система, которая является источником создаваемой информации. Разумеется, информацию создает человек, но в целом этот продукт является продуктом информационного общества, так как любой человек принадлежит к обществу. Рассматривая вопрос о принадлежности конкретного информационного продукта к конкретному человеку, мы должны понимать, что в обществе должны быть четкие правила для регулирования взаимоотношений между людьми в области информационных отношений. Благодаря наличию такой базы документов современный человек может защищать и отстаивать права на ту или иную информацию, также если в процессе деятельности этот человек создаёт принципиально новый продукт, он может заявить на него права.

Наличие нормативно-правовой базы документов для регулирования отношений людей в области информации означает, что также имеется база для регулирования отношений в области информационной безопасности. Например, если говорить о Российской Федерации, то на территории нашей страны действуют следующие Федеральные Законы и нормативно-правовые акты: -Конституция РФ, -ГК РФ, -УК РФ, -Доктрина ИБ,

-ФЗ №149 — «Об информации, информационных технологиях и защите информации»,

-ФЗ №128 — «О лицензировании отдельных видов деятельности»,

-ФЗ №152 — «О Персональных данных».

Во-первых, следует отметить, что нормативно-правовая база, регулирующая вопросы отношений между людьми в области ИБ, постоянно совершенствуется и обновляется. Так, в среднем на территории РФ изменения ФЗ, НПА и других юридических документов происходят раз в год. Такое частое обновление документов свидетельствует о том, что с развитием технологий, необходимо модернизировать и юридическую базу. Также, это говорит о том, что правительство РФ заинтересовано в соблюдении прав человека во время информационных правоотношений.

Во-вторых, учитывая огромный перечень НПА, ФЗ и иных документов, мы понимаем, что отрасль ИБ является огромной и требующей больших сил для осуществления правового регулирования, именно поэтому данные документы должны обновляться гораздо чаще и целостнее. Для примера, Доктрина ИБ 2000 года, была только совсем недавно пересмотрена, а ведь Доктрина является основополагающим документом в области ИБ.

Подводя итоги, мы видим, что, анализируя документы регулирующие правоотношения в области ИБ, мы понимаем — сильная сторона РФ — это наличие большого перечня юридических документов для регулирования правоотношений в этой сфере. Однако, большим минусом является периодичность обновления и улучшения данных документов. Сами документы не всегда успевают за развитием технологий и тем самым, некоторые люди, занимающиеся противоправной деятельностью, могут остаться не наказанными.

Касаемо актуальности нормативно-правовой базы на территории РФ — нынешняя база является актуальной и обеспечивает поддержания высокого уровня защищенности людей в сфере ИБ. Правительство РФ обеспечивает своё население проработанной и правильной нормативно-правовой базой. Так, в РФ одна из лучших нормативно-правовых баз, регулирующих правоотношения в области ИБ, которая позволяет всем граждан быть уверенными в своей защищенности и, в случае нарушения, в правосудии.

Новая Доктрина ИБ 2016 года раскрывает огромное количество аспектов информационных правонарушений, а также средств для того, чтобы их избежать. По сравнению с Доктриной 2000 года, новая учитывает развитие технологий, а также новые способы по нарушению чьих-либо прав в области ИБ. Также, стоит отметить, что новая доктрина опирается на знания и опыт, полученный основными регуляторами правоотношения в области ИБ. Именно поэтому данная доктрина имеет не только большую юридическую силу, но и практическую применимость, а также актуальность в нашем обществе, и в наше время.

Список использованной литературы:

1. Интуит / Режим доступа — http://www.intuit.ru/

2. Консультант Плюс / Режим доступа -http://www.consultant.ru/

©Казыханов А.А., Байрушин Ф.Т., 2016

УДК 004

Казыханов Артём Азаматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 001.4.658.382.3:006.354

Анализ нормативной базы в области безопасности в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны и предложения по ее совершенствованию (часть 2)*

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2013

И.Ю. Олтян, Л.В. Корнейчук

Аннотация

Данная публикация является второй частью статьи, в которой проанализировано состояние нормативного регулирования в области безопасности в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны. В опубликованной ранее части 1 проанализировано состояние серии стандартов 22. Безопасность в чрезвычайных ситуациях и даны предложения по ее совершенствованию.

Во второй части проанализировано состояние серии стандартов 42. Гражданская оборона, даны предложения по совершенствованию нормативной базы, а также предложения по первоочередности разработки новых стандартов с целью их применения на добровольной основе для обеспечения требований технических регламентов Таможенного союза.

Ключевые слова: стандарт; безопасность в чрезвычайных ситуациях; гражданская оборона; серия стандартов, группа стандартов; виды стандартов; обновление стандартов; технический регламент.

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2013

I. Oltyan, L. Korneychuk

* Часть 1 см. «Технологии гражданской безопасности» № 4, 2013.

Анализ нормативной базы в области гражданской обороны

Разработка комплекса государственных стандартов серии 42. Гражданская оборона осуществляется в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона. Основные положения», в котором приведены цели и задачи комплекса стандартов гражданской обороны.

Структура комплекса стандартов ГО включает в себя группы стандартов, а также виды стандартов в зависимости от характера стандартизируемых объектов, разрабатываемых в каждой группе (табл. 1).

В настоящее время в комплексе стандартов ГО утверждено 5 стандартов. Это 2 основополагающих стандарта:

ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона. Основные положения» (группа 0 «Общие положения»);

Комплекс стандартов гражданской обороны

Таблица 1

№ группы, Наименование группы стандартов Виды стандартов, разрабатываемых в группе, устанавливают

0. Общие положения основные положения комплекса стандартов ГО; термины и определения основных понятий ГО, а также сокращения этих терминов и их обозначения; требования, нормы и правила по обеспечению готовности сил и средств ГО; методы оценки и прогнозирования последствий применения современных средств поражения.

1. Измерения и контроль методы обнаружения, распознавания и измерения степени радиоактивного загрязнения, заражения химическими веществами, а также бактериальными (биологическими) средствами людей, территории, сельскохозяйственных животных и растений, продовольствия, пищевого сырья и кормов, водоисточников, систем водоснабжения, сооружений, зданий и оборудования; предельно допустимые нормы радиоактивного загрязнения, заражения химическими веществами и бактериальными (биологическими) средствами; номенклатуру средств обнаружения, распознавания, измерения и контроля и требования к этим средствам.

2. Сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время показатели устойчивости функционирования объектов экономики, методы их определения; способы и средства сохранения объектов и требования к ним; способы и средства защиты территорий, материальных и культурных ценностей от современных средств поражения; требования к осуществлению световой и других видов маскировки объектов экономики и населенных пунктов; критерии принадлежности объектов экономики к важнейшим объектам экономики, существенно необходимым для устойчивого функционирования экономики страны в военное время и выживания населения; нормативы обеспечения первоочередных потребностей населения в военное время; способы и средства защиты сельскохозяйственных животных и растений, продовольствия, пищевого сырья, кормов, водоисточников, систем водоснабжения от радиоактивного загрязнения и заражения химическими веществами, а также бактериальными (биологическими) средствами.

3. Управление, связь, оповещение общие требования к организации управления, связи и оповещения; номенклатуру средств управления, связи и оповещения гражданской обороны в военное время; требования к техническим средствам управления, связи и оповещения; знаки опасности и сигналы оповещения ГО.

4. Защита населения способы и средства защиты населения от современных средств поражения; классификацию и номенклатуру средств защиты, требования к этим средствам, в том числе к поддержанию их в постоянной готовности; требования, нормы и правила по эвакуации и рассредоточению населения; требования по оказанию медицинской помощи пораженным; режимы защиты населения в зонах радиоактивного загрязнения и химического заражения в очаге бактериологического заражения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы классификацию видов аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время; требования к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.

6. Аварийно-спасательные средства номенклатуру и классификацию технических средств, необходимых для проведения в военное время аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе техники двойного назначения; требования к техническим средствам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; методы испытаний и контроля технических средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.

7. Обеспечение мероприятий ГО классификацию видов обеспечения мероприятий по ГО; номенклатуру и классификацию технических средств для обеспечения проведения мероприятий по ГО; требования к техническим средствам обеспечения проведения мероприятий по ГО;

8. Обучение населения и подготовка сил ГО требования к организации обучения населения и подготовки сил ГО; требования к техническим средствам, используемым при обучении и подготовке сил ГО.

9. Резерв резервируется для стандартов, распространяющихся на такие объекты стандартизации, которые в настоящее время не определены.

ГОСТ Р 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий» (группа 0 «Общие положения»);

ГОСТ Р 55198-2012 «Гражданская оборона. Конструктивные расчеты несущих элементов защитных сооружений гражданской обороны. Методы расчета» (группа 4 «Защитные сооружения»);

ГОСТ Р 55199-2012 «Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения. Общие требования к проектированию» (группа 3 «Управление, связь, оповещение»).

ГОСТ Р 55200-2012 «Гражданская оборона. Степень ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями защитных сооружений гражданской обороны. Методы расчета» (группа 4 «Защитные сооружения»);

Проведение анализа наличия стандартов в области ГО по их видам, в отличие от аналогичного анализа стандартов комплекса БЧС (см. таблицу 1 ), нецелесообразно, поскольку нормативная база стандартов в области ГО находится в зачаточном состоянии.

Как видно из приведенного в перечня стандартов серии БЧС, большинство из них (34) приняты в 1994 — 1996 годах, в то время как нормативная правовая база в области безопасности в ЧС и ГО продолжала динамично развиваться, принимались новые нормативные правовые акты, в них неоднократно вносились изменения.

Анализ стандартов показал, что значительная часть применяемых в них терминов и определений не соответствует, а иногда и противоречит аналогичным терминам и определениям, содержащимся в нормативных правовых актах. А в соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации. В случае выявления таких противоречий, а также их противоречий целям и принципам национальной стандартизации и в результате неудовлетворения современных экономических, социальных или иных потребностей страны, в том числе при несоответствии достигнутому уровню развития науки и техники, национальный стандарт подлежит обновлению.

Предложения по совершенствованию нормативной базы

Предложения по совершенствованию нормативной базы вытекают из проведенного выше анализа состояния базы стандартов и сводятся к следующему:

1. Актуализировать основополагающие стандарты ГОСТ Р 22.0 БЧС и ГОСТ Р 42.0 ГО с целью изменения предусмотренных в стандартах групп, а также видов стандартов в каждой из них с учетом современного состояния нормативной правовой базы в области защиты населения и ГО.

2. Разработать новые стандарты, отсутствующие в группах стандартов серии 22. БЧС, и стандарты серии 42. ГО, в которой в настоящее время имеются только 5 стандартов. Расширить число стандартов по видам, в которых отсутствуют отдельные стандарты. При осуществлении этой работы следует руководствоваться национальным стандартом РФ ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены», устанавливающем правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

3. Проанализировать все действующие стандарты, определить необходимый объем вносимых в них изменений и дополнений и в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» определить вид обновления для каждого из них — внесение изменений, внесение поправок, пересмотр, а при необходимости — осуществление отмены действующего стандарта.

4. Возобновить приостановленную с 1997 г. работу по принятию национальных стандартов в качестве межгосударственных, поскольку в соответствии с положениями Концепции необходимо провести обновление фондов межгосударственных стандартов в связи с активизацией деятельности по разработке технических регламентов ЕврАзЭС, в которых такие стандарты явятся доказательной базой.

Разработка стандартов с целью их применения на добровольной основе для обеспечения соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза

23 ноября 2012 г. решением Совета Евразийской экономической комиссии № 102 в Единый перечень продукции… внесена продукция, предназначенная для ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Этот нормативный акт является знаковым событием для деятельности в области технического регулирования, осуществляемой в МЧС России.

В настоящее время, ввиду отсутствия национальных технических регламентов в области ГО и защиты населения, большинство норм и правил в области ГО и

защиты населения, установленные ГОСТами, сводами правил, СНиПами и приказами МЧС России, незарегистрированными Минюстом России, являются необязательными для исполнения, что негативным образом сказывается на решении задач в названной области нормативного регулирования на территории РФ .

Включение продукции, предназначенной для ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера, в Единый перечень является основанием для разработки проектов технических регламентов Таможенного союза «Требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «Требования к продукции, предназначенной для защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Работа по подготовке технических регламентов будет осуществляться в соответствии с требованиями документов Таможенного союза, в том числе «Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента таможенного союза» , «Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов таможенного союза» , а также «Положением о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов государств — членов Таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия» .

В соответствии с названным Положением , проекты перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия, разрабатываются одновременно с первой редакцией проекта технического регламента.

При этом хотелось бы отметить, как сказал в своем выступлении на Американско-российском форуме по стандартизации и оценке соответствия (Москва, 30 мая 2013 г.) заместитель Руководителя Ростехрегулирования Е.Р. Петросян: «Ссылка на стандарты — важный инструмент технического регулирования. Если регламент ссылается на стандарт, это равносильно тому, как если бы он содержал все требования стандарта».

Такая работа начата в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) . Для подготовки перечня стандартов, обеспечивающих на добровольной основе требования разрабатываемых технических регламентов, в рамках данной НИР планируется разработка комплекса стандартов, определяющих классификацию, общие технические требования и методы испытаний (измерений) для продукции, предназначенной для защиты населения от ЧС и ГО.

В разрабатываемых проектах технических регламентов Таможенного союза определены виды про-

дукции, на которые распространяется их действие. Для технического регламента Таможенного союза «Требования к продукции, предназначенной для защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», это:

1. Технические средства оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Средства индивидуальной защиты спасателей и населения в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения;

3. Технические средства радиационного контроля;

4. Технические средства химической разведки;

5. Аварийно-спасательные средства;

6. Технические средства мониторинга ЧС.

К продукции, на которую распространяются требования технического регламента Таможенного союза «Требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны», относятся:

1. Объекты ГО, включающие:

1.1. убежища ГО,

1.2. санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники, включающие здания и другие строительные сооружения, а также их инженерные системы, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, вводимые в эксплуатацию после завершения нового строительства, реконструкции или капитального ремонта;

2. Технические средства ГО:

2.1 Технические средства связи и управления ГО;

2.2. Технические средства оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС.

Какие именно параметры требований к названным видами продукции устанавливаются стандартами, определено в проектах технических регламентов.

Кроме того, ряд статей разработанных проектов технических регламентов содержит правовые нормы о применении стандартов.

Так, в соответствии с областью применения каждого из технических регламентов, идентификация продукции для установления ее принадлежности к продукции, входящей в область применения технического регламента, и распространения на нее тех или иных требований регламента осуществляется по назначению и другим основным признакам этой продукции, содержащимся в технической документации на нее, а также межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) — национальных (государственных) стандартах государств — членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и из-

Таблица 2

Стандарты, планируемые к разработке по группам

Группа стандартов Общие технические требования Методы испытаний Классификация

БЧС 1. «Мониторинг и прогнозирование» 3 2

БЧС 3. «Безопасность населения» 2 2

БЧС 9. «Аварийно-спасательные средства» 3 (1- ОТТ +классификация*) 2 1

ГО 3. «Управление, связь, оповещение» 2 (ОТТ +классификация*)

ГО 4 . «Защита населения» 1

Примечание: * — отмечены стандарты, содержащие классификацию и общие технические требования в одном стандарте.

мерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее — стандарты) на соответствующие виды продукции.

Выполнение на добровольной основе требований данных стандартов свидетельствует о соответствии требованиям безопасности технических регламентов.

Данные о планируемых к разработке во ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в 2013 г. проектов стандартов для их включения в перечни стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов по группам, приведены в табл. 2.

Работа в области разработки стандартов будет продолжена в 2014-2015 гг.

Таким образом, проанализировано состояние нормативной базы в области гражданской обороны и безопасности в чрезвычайных ситуациях, выявлены необходимые к разработке стандарты, а также стандарты, содержание которых нуждается в актуализации.

Большую практическую значимость эта работа приобретает в связи с названным в статье решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 № 102 , которым в Единый перечень продукции. внесена продукция, предназначенная для ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Это решение является основанием для разработки проектов технических регламентов Таможенного союза «Требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «Требования к продукции, предназначенной для защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стороной, ответственной за разработку проектов названных технических регламентов Таможенного союза, является Российская Федерация, а федеральным органом исполнительной власти, ответствен-

ным за их разработку — МЧС России. В соответствии с Порядком организации работ по разработке технических регламентов одновременно с первой редакцией проекта технического регламента разрабатываются: перечень международных, региональных и национальных (государственных) стандартов, требований других документов, принятых международными организациями, на основе которых разработан проект технического регламента Таможенного союза, а также проекты перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия. Очевидно, что основу названных перечней составят национальные стандарты, межгосударственные (региональные) стандарты, анализу которых и посвящена настоящая статья.

Литература

1. Олтян И.Ю., Корнейчук Л.В. Анализ нормативной базы в области безопасности в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны и предложения по ее совершенствованию // Технологии гражданской безопасности. 2013. № 4.

2. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. №1762-р).

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 102 «О внесении изменений в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза».

4. И.В. Сосунов, И.Ю. Олтян, Л.В. Корнейчук О техническом регулировании в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС в Таможенном союзе // М-лы IX науч.-практ. конф. «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации», МЧС России, 2012.

5. Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза (утверждено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. № 48).

6. Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля

2011 г. № 621).

7. Положение о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия — национальных (государственных) стандартов государств — членов таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия (утверждено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря

2012 г. № 306).

8. Отчет о научно-исследовательской работе «ФТ-ГО» — развитие национальной системы стандартизации в области гражданской обороны и за-

щиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Инв. № 5884. 2013 г 9. Порядок организации работ в Российской Федерации по разработке технических регламентов Таможенного союза (Приложение № 4 к протоколу заседания подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 25 сентября 2012 г. № 3).

Сведения об авторах

Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

нач. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Тел.: (499) 233-25-70.

E-mail: oltan@vniigochs.ru

Персональный идентификационный авторский SPIN-код в Научной электронной библиотеке elibrary.ru и системе SCIENCE INDEX — 3476-5213.

Корнейчук Лариса Вадимовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-90-45.

Персональный идентификационный авторский SPIN-код в

Научной электронной библиотеке elibrary.ru и системе SCIENCE INDEX — 6041-0447.

Information about authors

Oltyan Irina Y.: PhD (Technical Sc.), Federal Government

Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil

Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and

high technology), Head of Research Center.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.

Tel.: (499) 233-25-70.

E-mail: oltan@vniigochs.ru