Анализ исследования

Методы сбора информации и инструменты анализа

Михаил Кисляк, vitalon@vitalon.ru

Маркетинговое исследование — это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства.

Соответственно данное определение четко определяет основные этапы проведения любого маркетингового исследования:

  • разработка концепции исследования
  • поиск и сбор информации;
  • обработка данных;
  • подготовка итоговой аналитической записки (отчета).

Виды исследований

Один из наиболее трудоемких и затратных этапов любого маркетингового исследования это поиск и сбор информации по исследуемой проблеме. В зависимости от используемых источников информации исследования делятся на:

  • кабинетные;
  • полевые.

Однако, на практике, полевые и кабинетные исследования дополняют друг друга, решая свой конкретный круг вопросов.

Кабинетное исследование — поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации («исследование за письменным столом»). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент. Основными достоинствами работы с вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы с вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования. В связи с этим, зачастую кабинетное исследование дополняется параллельным проведением нескольких экспертных интервью для повышения валидности информации.

Полевое исследование — поиск, сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы. Основные достоинства первичной информации: данные собираются в строгом соответствии с точными целями исследовательской задачи; методология сбора данных строго контролируется. Главным недостатком сбора полевой информации являются значительные затраты материальных и трудовых ресурсов.

В зависимости от используемых инструментов (методов) сбора полевой (первичной) информации исследования можно разделить на:

  • количественные;
  • качественные.

Зачастую, практическая реализация маркетинговых исследований требует комплексного подхода — совместного использования количественных и качественных методик.

Количественные исследования это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое. Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность в том, что и без исследований все известно о рынке, часто оборачивается недостаточно продуманными и недостаточно эффективными действиями на рынке и напоминает метод проб и ошибок. Количественные исследования являются наиболее адекватным способом численной оценки:

  • емкости рынка и структуры предложения и спроса;
  • объемов продаж операторов рынка;
  • перспектив развития продукта;
  • эффективности различных направлений деятельности компаний по поддержке и продвижению продукта;
  • направлений развития продуктового портфеля и отдельных его составляющих;
  • эффективности рекламной деятельности;
  • эффективности работы дистрибьюторской сети;
  • реакции потребителей на возможные маркетинговые действия производителя.

Качественные исследования в отличие от количественных фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Проще говоря, они отвечают не на вопрос «сколько?», а на вопросы «что?» «как?» и «почему?». В качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники — неструктурированные, недирективные способы задавать вопросы, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, верования, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности, проблемы респондентов и пр. относительно продуктов или брендов. Проективные техники способствуют преодолению таких трудностей коммуникации, как вербализация чувств, отношений и т.п., а также выявлению латентных мотивов, неявных установок, вытесняемых чувств и пр. Наибольшее применение качественные исследования находят при изучении:

  • моделей потребления, покупательского поведения и факторов, определяющих выбор;
  • отношения к продуктам, брендам и компаниям;
  • степени удовлетворенности существующими продуктами;
  • покупательских намерений.

Немаловажное значение качественные исследования играют при разработке новых продуктов, где эти исследования позволяют:

  • понять, существует ли на исследуемом рынке ниша для нового продукта;
  • выявить отношение к новым продуктам (или концепциям продуктов).

Использование качественных исследований на этапе стратегической разработки концепции бренда, обеспечивая возможность:

  • генерации комплекса идей относительно концепции позиционирования бренда;
  • оценки концепции бренда;
  • генерации идеи относительно креативного воплощения стратегических концепций;
  • оценки элементов маркетинговой коммуникации (названия, логотипа, упаковки, TV рекламы и пр.)

Ещё одной областью приложения качественной методологии являются так называемые диагностические исследования. Очевидно, что восприятие продукта и рекламы потребителями меняется со временем. Качественные исследования в таких случаях помогают определить уровень, направление и характер изменений восприятия бренда и рекламы со временем.

Кроме того, качественная методология может быть использована при проведении тактических исследований для выбора наиболее успешного варианта исполнения (execution) рекламы, упаковки, логотипа. Для тестирования могут быть предложены альтернативные варианты визуальных, текстовых и пр. элементов конкретного исполнения уже созданной рекламы, упаковки и пр.

Методы сбора информации

Несмотря на огромное количество разнообразных исследовательских методик и техник, общая схема мероприятий, реализуемых в рамках рыночных исследований, достаточно проста и понятна. Основными источниками получения маркетинговой информации являются:

  • Интервью и опросы;
  • Регистрация (наблюдение);
  • Эксперимент;
  • Панель;
  • Экспертная оценка.

Интервью (опрос) — выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос — это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отдать по назначению. Обычно, в письменных опросах используются закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных. Обычно, при письменных опросах, опросный лист рассылается представителям целевой аудитории, по средствам электронной почты, почтовой рассылки или факсимильной связи. Основным недостатком, ограничивающим использование данного метода, является длительный период и низкий процент (в среднем 3%) возврата заполненных анкет.

Личные (Face-to-face) и телефонные опросы принято называть интервью.

Телефонные интервью — это относительно дешевый метод проведения опросов любого уровня точности с точки зрения построения выборки (географическое расположение респондентов не имеет принципиального значения с точки зрения стоимости проведения интервью). Данный метод применим только в количественных исследованиях. Однако существуют объективные недостатки использования данного метода:

  • не совсем полный контроль понимания и искренности респондента;
  • нет возможности предъявлять визуальные материалы (образцы, карточки с вариантами ответов);
  • нереализуемость длительных интервью (по телефону сложно удержать внимание собеседника более 15 минут);
  • в городах с недостаточным уровнем телефонизации невозможно получить репрезентативную выборку.

Интервью face-to-face могут быть формализованные и неформализованные.

При формализованном интервью имеется конкретная схема проведения опроса (обычно это опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них). Формализованное интервью теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических (отраслевых и географических) характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять — таки исследовательской программой. Подобные интервью проводятся на улице, в магазинах, на общественных мероприятиях, по месту жительства респондентов (поквартирные опросы), и т.п. Наибольшее применение формализованные опросы получили при реализации количественных исследований. Основными недостатками данного метода являются: относительно высокая стоимость и незначительный географический охват.

Неформализованные интервью — это специфический метод сбора информации, при котором имеются только тема и цель. Конкретной схемы проведения опроса, нет. Это дает возможность выявления глубинных мотивов действий потребителя, изучения как рациональных, так и иррациональных причин его покупательского поведения. На практике, неформализованные интервью используются при проведении качественных исследований. Неформализованные интервью бывают индивидуальные и групповые.

Индивидуальные неформализованные интервью проводятся с респондентом один на один в форме диалога, при этом респондент имеет возможность высказать развернутые суждения по исследуемой задаче. Можно выделить такие формы проведения индивидуальных неформализованных интервью, как глубинные интервью и холл — тесты.

Глубинные интервью — представляют собой серию индивидуальных интервью по заданной тематике, проводимых согласно путеводителю обсуждения. Интервью проводит специально обученный интервьюер высокой квалификации, который хорошо разбирается в теме, владеет техникой и психологическими приемами ведения беседы. Каждое интервью проходит в течение 15-30 минут и сопровождается активным участием респондента — он раскладывает карточки, рисует, пишет и т.д. Глубинные интервью, в отличие от структурированных, применяемых в количественном опросе, позволяют глубже проникнуть в психологию респондента и лучше понять его точку зрения, поведение, установки, стереотипы и т.д. Глубинные интервью, несмотря на большие (в сравнении с фокус-группами) затраты времени, оказываются весьма полезными в ситуациях, когда атмосфера групповой дискуссии нежелательна. Это бывает необходимым при изучении отдельных проблем и ситуаций, о которых не принято говорить в широком кругу, или когда индивидуальные точки зрения могут резко отличаться от социально одобряемого поведения — например, при обсуждении вопросов взаимоотношения полов, секса, некоторых заболеваний, скрытых политических убеждений и т.п. Глубинные интервью применяются при тестировании и проработке начальных рекламных разработок (креативных идей), когда требуется получить непосредственные, индивидуальные ассоциации, реакции и восприятие — без оглядки на группу. При этом оптимальным является сочетание метода глубинных интервью и фокус — групп с одними и теми же респондентами. И, наконец, глубинные интервью незаменимы при проведении качественных исследований, когда особенности целевой группы делают невозможным сбор респондентов на фокус-группу — т.е. в одно время в одном месте на 2-3 часа. Например, когда речь идет о занятых бизнесменах, богатых горожанах, узких профессиональных группах и т.п.

Холл — тесты — это личные полуформализованные интервью в специальном помещении. Как правило, используются помещения в библиотеках, магазинах, холлах административных зданий и т.п. Респондент и интервьюер садятся за столик, и интервью проходит в режиме структурированной беседы. Необходимость холл — теста, как правило, вызвана одной из нескольких причин:

  • тестирование громоздких образцов, которые неудобно носить по кваритирам или нет уверенности, что в квартире найдется возможность провести интервью в нормальных условиях;
  • тестирование ограничено количеством образцов;
  • использование спец. аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала;
  • интервью проводится в местах скопления потенциальных респондентов, но оно сложное и не подходящее для разговора «на ногах».

Холл — тесты формально относится к количественным методам получения информации. С качественными методами холл — тест роднит то, что информация получается на относительно небольшой направленной выборке (от 100 до 400 человек), а также то, что респондента просят прокомментировать (объяснить) свое поведение. Для проведения холл — теста представители целевой группы (потенциальные потребители) приглашаются в помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляется возможность продемонстрировать свою реакцию на тестируемый материал и объяснить причину своего выбора. В ходе ответов на вопросы анкеты определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы. Метод применяется для оценки потребительских свойств нового товара: вкус, запах, внешний вид и т.п. Метод также используется при тестировании элементов товарной марки, упаковки, аудио — и видеороликов, рекламных обращений (узнаваемость рекламного сообщения, запоминаемость, достоверность, убедительность, понимание первичной и вторичной идеи рекламы, слогана и т.д.) и т.п.

Групповое неформализованное интервью (фокусированное интервью, фокус — группа) — представляет собой групповое обсуждение интересующих вопросов представителями целевой аудитории. «Фокус» в такой группе — на субъективном опыте людей, которые дают свое понимание и объяснение заданной темы, включая все её нюансы. Ход беседы управляется модератором по заранее разработанному плану и фиксируется на видеоплёнку. Как правило, в ходе дискуссии используются различные проективные методики, позволяющие узнать «реальное» отношение потребителей к исследуемому предмету, получив гораздо более глубокую и подробную информацию, чем на уровне «обычного» общения. Обычно люди не задумываются специально над теми вопросами, которые обсуждаются на группе, или не имеют возможности сопоставить свое мнение с мнениями других людей. В ходе фокус группы респондентов просят не просто оценить что-либо по принципу «нравится — не нравится», но и объяснить свою точку зрения. А последующий квалифицированный анализ полученных результатов позволяет понять психологические механизмы формирования того или иного мнения участников группы. Основным недостатком данного метода является тенденциальный характер результатов. Иными словами результаты фокусированных интервью нельзя выразить в числовом выражении, для дальнейшей экстраполяции на генеральную совокупность объектов исследований. Поэтому на практике фокус — групповая методика используется в сочетании с количественными методами исследований.

Наблюдение (регистрация) представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение, в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Наблюдение — это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдений могут быть свойства и поведение индивидуумов; перемещение вещей, товаров и т.п. Недостатком наблюдений является невозможность выявления мнений, представлений, знаний людей. Поэтому на практике наблюдения обычно используются совместно с другими методами исследований.

Эксперимент — это исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Эксперименты подразделяются на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). Основными недостатками, данного метода являются значительная стоимость и длительность проведения, что существенно ограничивает применение этого метода в практических исследованиях.

Панель — это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Таким образом, панель — это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени, когда определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации. Недостатками использования панелей являются: «смертность» панели, проявляющаяся в постепенном отказе участников от сотрудничества или переходе в другую потребительскую категорию, и «эффект панели», заключающийся в сознательном или бессознательном изменении образа поведения участников, находящихся под длительным контролем.

Экспертная оценка — это оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами — экспертами. Подобная оценка особенно необходима, когда невозможно получит неопосредованную информацию о каком-либо процессе или явлении. На практике для проведения экспертных оценок чаще всего применяют дельфи-метод, метод мозговой атаки и метод синектики.

Дельфи-метод — форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течении нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемого процесса.

Метод мозговой атаки заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы.

Синектика считается методом с высоким творческим потенциалом. Идея метода заключается в постепенном отчуждении исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями знаний. После многоступенчатых аналогий производится быстрый возврат к исходной задаче.

Инструменты анализа

В ходе обработки и анализа данных маркетингового исследования первым этапом является частотный анализ. Далее следует описание статистических показателей изучаемых признаков. Среди таковых основными можно отметить следующие показатели:

Среднее (средняя арифметическая величина) — частное от деления суммы всех значений признака на их число. Оно определяется как сумма значений, деленное на их количество. Характеризует какую-либо совокупность в целом. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал.

Дисперсия — величина, равная среднему значению квадрата отклонений отдельных значений признаков от средней. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал.

Среднее линейное отклонение — величина, равная среднему значению модуля отклонений отдельных значений признаков от средней. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал.

Среднее квадратическое отклонение — величина, равная квадратному корню из дисперсии. Это мера разброса измеренных величин. Используется только для характеристики интервальных и порядковых шкал.

Коэффициент вариации — отношение среднего квадратического отклонения к среднему арифметическому. Используется только для характеристики метрических шкал.

Минимальное значение — это наименьшее значение переменной, встретившееся в массиве данных

Максимальное значение — это наибольшее значение переменной, встретившееся в массиве данных.

Медиана — значение переменной у той единицы совокупности, которая расположена в середине ранжированного ряда частотного распределения. Отсекает половину ряда распределения. Используется только для характеристики метрических шкал.

Верхний квартиль — значение признака, отсекающее 3/4 ряда распределения. Используется только для характеристики метрических шкал.

Нижний квартиль — значение признака, отсекающее 1/4 часть ряда распределения. Используется только для характеристики метрических шкал.

Мода — наиболее часто встречающееся значение переменной, т.е. значение, с которым наиболее вероятно можно встретиться в массиве.

Частота — численное значение признака (количество ответов респондентов). Используется для всех видов шкал.

Валидный процент — доля численного значения признака от общей численности совокупности. Используется для всех видов шкал.

Вторым этапом обработки и анализа данных маркетингового исследования является описание корреляционных связей между изучаемыми переменными. Корреляция представляет собой меру зависимости переменных. Существует несколько коэффициентов корреляции, указывающие на тесноту связи между исследуемыми переменными. Коэффициенты корреляции изменяются в пределах от +1 до -1. Если коэффициент корреляции равен -1, то переменные имеют строгую отрицательную зависимость (чем выше, тем ниже), если коэффициент корреляции равен +1, то переменные имеют строгую положительную зависимость (чем выше, тем выше). Следует отметить, что если коэффициент равен нулю, то связь между переменными отсутствует. Среди наиболее известных и часто применяемых коэффициентов корреляции можно назвать:

  • Коэффициент корреляции Пирсона
  • Коэффициент корреляции Спирмена
  • Коэффициент корреляции Крамера
  • Коэффициент корреляции Фи.

Проверка выдвинутых исследовательских гипотез производится с помощью корреляционного, дисперсионного или факторного анализов. В следствие проведенного анализа данных, выдвинутая гипотеза подтверждается или отвергается, что в любом случае говорит о полученном результате.

Conjoint analysis (совместный анализ) Метод анализа, предназначенный для оценки и сравнения атрибутов продуктов с целью выявления тех из них, которые оказывают наибольшее влияние на покупательские решения. Метод «Conjoint analysis» — лучшая технология для измерения важности того или иного фактора из-за того, что он заставляет респондента думать не о том, что важно, а только о его предпочтении. Достоинством метода является возможность выявить латентные факторы, влияющие на поведение потребителей. С помощью данного метода можно выделить оптимальную комбинацию свойств продукта, оставив продукт в приемлемой ценовой категории.

Кластерный анализ — это совокупность методов, позволяющих классифицировать многомерные наблюдения, каждое из которых описывается неким набором переменных. Целью кластерного анализа является образование групп схожих между собой объектов, которые принято называть кластерами. При помощи кластерного анализа можно производить сегментацию рынка (например, выделение приоритетных групп потребителей). Применение методов кластеризации к сегментированию основано на следующих предположениях. Во-первых, считается, что по значениям переменных, которыми описываются свойства потребителей, можно выделить группы схожих потребителей. Во-вторых, считается, что на выделяемом сегменте можно достигнуть лучших маркетинговых результатов по продвижению продукции. Полагается, что более значимо для маркетингового результата, объединение потребителей в группу с учетом мер близости друг к другу. Для обоснования данных предположений используется метод дисперсионного анализа.

Дисперсионный анализ. С помощью дисперсионного анализа исследуют влияние одной или несколько независимых переменных на одну зависимую переменную или на несколько зависимых переменных. Метод статистического анализа, позволяющий определить достоверность гипотезы о различиях в средних значениях на основании сравнения дисперсий (отклонений) распределений (например, можно проверить гипотезу о различиях двух групп потребителей, выделенных при помощи кластеризации). В отличие от корреляционного анализа дисперсионный анализ не дает возможности оценить тесноту связи между переменными.

Регрессионный анализ. Статистический метод установления зависимости между независимыми и зависимыми переменными. Регрессионный анализ на основе построенного уравнения регрессии определяет вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой (прогнозируемой) зависимой переменной величины. В маркетинге часто используется для прогнозирования спроса.

Факторный анализ. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, то есть классификация переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом. В маркетинге этот метод используется в связи с углублением анализа потребительского поведения, развитием психографики и т.п. задач, в которых необходимо выявление явно не наблюдаемых факторов.

Результаты полевых исследований представляют собой значительные массивы переменных, которые достаточно сложны для обработки «ручным методом». На сегодняшний день, в арсенале исследователей имеется множество программных пакетов, позволяющих оптимизировать и упростить процедуру анализа. Наибольшее распространение получили такие пакеты, как Vortex, SPSS, Statistica.

Программа «VORTEX» предназначена для:

  • ввода первичной информации, собранной в ходе прикладного маркетингового или социологического исследования;
  • обработки и анализа этой информации;
  • представления полученных результатов анализа в виде таблиц, текстов, графиков и диаграмм с возможностью их переноса в Microsoft Word и другие приложения Windows/NT.

Возможности анализа информации:

  • Программа Vortex позволяет производить описательную статистику изучаемых переменных (расчет статистических показателей: среднее, мода, медиана, квартили, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, скос, эксцесс и др.);
  • Позволяет производить сегментирование потребителей по нескольким признакам, а также описание выделенных целевых групп (выделение контекстов — подмассивов документов для углубленного анализа, например, только мужчин или только респондентов в возрасте 20-25 лет).
  • При помощи программы Vortex можно проводить корреляционный анализ, позволяющий выявить зависимости изучаемых факторов, влияющих на маркетинговый результат (расчет для таблиц двухмерного распределения коэффициентов корреляции Пирсона, Гамма, Лямбда, Крамера, Юла, Фишера, критериев X-квадрат, Стьюдента, определение статистической значимости).

SPSS для Windows — это модульный, полностью интегрированный, обладающий всеми необходимыми возможностями программный продукт, предназначенный для всех этапов аналитического процесса: планирования, сбора данных, доступа к данным и управления данными, анализа, создания отчетов и распространения результатов. SPSS для Windows — это лучшее программное обеспечение, позволяющее решать бизнес — проблемы и исследовательские задачи, используя статистические методы.

Программное обеспечение SPSS позволяет проводит частотный анализ, описательную статистику, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, факторный анализ, а также регрессионный анализ.

При помощи аналитических возможностей программы SPSS можно получить следующие данные:

  • Наиболее выгодные сегменты рынка;
  • Стратегии позиционирования товаров/услуг относительно аналогичных товаров/услуг конкурентов;
  • Оценка качество товара/услуги клиентами;
  • Перспективы развития, новые возможности для роста;
  • Подтверждение или опровержение исследовательских гипотез.

Statistica — это универсальная интегрированная система, предназначенная для статистического анализа и визуализации данных, управления базами данных и разработки пользовательских приложений, содержащая широкий набор процедур анализа для применения в научных исследованиях, технике, бизнесе.

Statistica — это современный пакет статистического анализа, в котором реализованы все новейшие компьютерные и математические методы анализа данных. Опыт многих людей, успешно работающих с пакетом, свидетельствует о том, что возможность доступа к новым, нетрадиционным методам анализа данных (а Statistica предоставляет такие возможности в полной мере) помогает находить новые способы проверки рабочих гипотез и исследования данных.

Программное обеспечение Statistica позволяет проводить следующие процедуры обработки статистических данных:

  • Описательные статистики;
  • Анализ многомерных таблиц;
  • Многомерная регрессия;
  • Дискриминантный анализ;
  • Анализ соответствий;
  • Кластерный анализ;
  • Факторный анализ;
  • Дисперсионный анализ и многое другое.

Версия для печати

Примерные вопросы из Национального Центра Тестирования позволят Вам подготовиться к Национальному квалификационному тестированию педагогов и приравненных к ним лиц по блоку

«Педагогика, методика обучения”.

>>>ПРОЙДИТЕ ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТИРОВАНИЯ ИЗ 30 СЛУЧАЙНЫХ ВОПРОСОВ>>>
Принципы воспитания

Правильная половая идентификация это задача системы

Методы воспитания

Разъяснение-метод

Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, называется

При предъявлении чрезмерно упрощенного учебного материала

Сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, технических приемов

Документ, определяющий перечень учебных предметов, их распределения по годам обучения, недельное и годовое количество часов

Мысленное проигрывание и разработка своих действий и действий учащихся осуществляется

Компонентами управленческой культуры являются

М.В.Кларин выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению

Деятельность направленная на поиск и реализацию инноваций в целях совершенствования технологии и организации производства

Важнейшей проблемой юности является выбор

Развитие нравственного сознания актуально для

Синдром эмоционального сгорания проявляется сильнее у учителей, у которых выявляется непригодность

Основная характеристика педагогической деятельности

К ключевым факторам, определяющим эффективность учебного процесса в классе, относится

Единая общая способность, одинаково развивающаяся у всех

Вид памяти, зависящий от способности к воспроизведению символами

Необходимый навык ученика в 21 веке для личностного становления

Стремление человека не просто знать и думать, но и понимать, как люди мыслят и что они знают

Признаком исследовательской беседы является то, что участники группы

Вопросы, которые используются для получения однозначного ответа «да” или «нет”

Сбор данных для проверки, подтверждения предположений является примером аспекта преподавания с использованием ИКТ

Определите ключевые моменты, связанные со среднесрочным планированием

Продвижение и согласование идей и перспектив

Характерным признаком любого оценивания является

Очевидным назначением суммативного оценивания является

Основная цель включения одаренных и талантливых детей в глубокие исследовательские проекты

«Исследуемые” ученики при планировании подхода Исследование урока относятся к категориям высокий, средний, низкий уровень

Последним этапом цикла реализации Исследования в действии является

Принцип, обращенный к созданию необходимых отношений между воспитанниками и воспитателем

Содержание мировоззрения ребенка образует его

Поощрение – это метод

В основе воспитывающей ситуации лежит

Правило принципа доступности обучения

Принцип, требующий, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач

Метод обучения, в основе которого лежит сообщение учителем готовой информации разными средствами

Требования к стандарту общего среднего образования:

В работе начинающего учителя основной опорой является

Рефлексия – это

Творческий поиск, новизна, соответствие современным достижениям педагогики и психологии характерно для

Что представляет собой учебная программа?

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать

Критерий педагогической инновации

Основные особенности критического мышления учеников

Примером проявления критерия успешности обучения талантливых и одарённых учеников «концентрация» является

В полемике относительно эффективности работы учителя в качестве основных критериев рассматривают

>>>ПРОЙДИТЕ ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТИРОВАНИЯ ИЗ 30 СЛУЧАЙНЫХ ВОПРОСОВ>>>

Знания о процессах, практике и методах преподавания и учения, базирующихся на знании общих образовательных основ, целей и задач образования

Вид памяти, состоящий из трех компонентов: процедурная, эпизодическая и семантическая

Вопросы, направленные на запоминание

По мнению ряда исследователей, в большинстве случаев учителя используют два типа вопросов

Пример использования аспекта преподавания «моделирование» при применении ИКТ

Последним этапом в планировании практики преподавания и обучения является

Имея сформированные навыки критического мышления, ученик и учитель должны быть настроены на

К цели оценивания «Прогнозирование и отбор» относится

Для выставления отметок и составления отчётности используется оценивание

Надёжные критерии выявления наиболее успешных учеников требуют

Центральное место в Исследовании урока занимает процесс

Центральное место в Lesson Study имеет процесс

Тип беседы, в которой каждый ученик принимает и соглашается с тем, что говорят другие

Характеристика «календарного планирования»

В списке характеристик одаренных и талантливых учеников «креативное мышление» подразумевает

Последний этап в структуре обсуждения исследовательского урока представляет собой

Педагоги, осуществляющие Исследование урока

Последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к личности.

Метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки.

Принцип учебной работы предполагаемый использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы.

Определить содержание образования значит решить вопрос:

Действие, направленное на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…

Правило «обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания — жизнь» необходима» относится к принципу

Признаком репродуктивного метода обучения является

Тип общеобразовательной организации с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации

Вспомогательные формы учебной работы

Диагностирование обученности – это

В инновационных процессах образования учитель не может занимать позицию

Целенаправленное введение в образование новых стабильных элементов, улучшающих его характеристики

Вид игры, где ребенок проговаривает слова за кого-то

Для подростков основной возрастной особенностью становиться

Устойчивая система способов, приемов, проявляющихся в разных условиях существования педагогической деятельности

Конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступать

Обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании это принцип

Методы убеждений

На выбор метода воспитания влияет

При организации тестовых испытаний полезен

Система научных знаний, практических умений, позволяющая учащимся усвоить основные положения определенной дисциплины

Целеполагание урока предполагает обязательное изучение

Разбивка учебного материала по урокам, их логическая взаимосвязь и сроки проведения отражается в

Главной задачей умственного воспитания является

Метод, в основе которого лежит подражание

Принцип опоры на положительное в воспитаннике предполагает

Какому принципу Я.А.Коменский дал такую образную характеристику:
«Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно, как в природе все
сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с
другим…»

Принцип придающий системный характер учебной деятельности, также
требует логического построения как содержания, так и процеса обучения

Наглядный метод обучения

Впервые слово «дидактика» появилось в сочинениях известного педагога

Первым этапом в реализации подхода Lesson Study является:

Основные дидактические положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями

Профессиональная ориентация в школе нацелена на

Последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному сознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия – это:

Педагогический процесс относится к системе

Одна из основных характеристик коллаборативного обучения

Вопрос «Вы не могли бы предложить нам пример?» – иллюстрирует технику постановки вопросов

Вопрос «Кто-нибудь может помочь?» – иллюстрирует технику постановки вопросов

Исключите лишнее в перечне ключевых факторов эффективности учебного процесса

>>>ПРОЙДИТЕ ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТИРОВАНИЯ ИЗ 30 СЛУЧАЙНЫХ ВОПРОСОВ>>>

Рассмотрение собственных когнитивных процессов и стратегий. Уникальная способность к саморефлексии.

Учитель организует структурированный кумулятивный опрос с целью уменьшения альтернатив, минимизации риска и ошибок в процессе

Учитель представляет ученикам подсказки в вопросах для обдумывания ответов в процессе

Планирование, разрабатываемое на период 10-20 лет

Планирование серии последовательных уроков, осуществляемой группой учителей на основе учебной программы

Первоначальным шагом процесса критического мышления учеников является

Очевидным назначением оценивания обучения является

Что не входит в диагностический этап подготовки к уроку

Целью урока изучения нового материала является

В инновационной деятельности педагога предполагает применение

Стержнем учебного предмета служит систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которое подлежит усвоению в соответствии с:

Отрицательное влияние на старшеклассников оказывают группы

Способности педагога правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство, являются

Группу социально-психологического тренинга называют

Учителя, движимые нравственными целями, проявляют лидерские качества, чтобы

Область предметных знаний

Способность человека к саморефлексии, стремление не просто знать и думать, но и понимать, как люди мыслят и что они знают

В контексте метапознания учитель помогает обучающемуся

Тип беседы, в которой идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку

Вопросы, необходимые для получения первоначального ответа, относятся к технике

Способность определить местонахождение, организовать информацию, используя цифровые технологии

Соответствие между аспектами преподавания «оценка и анализ» посредством информационно-коммуникационных технологий и примером из практики

Имея сформированные навыки критического мышления, ученик и учитель должны быть настроены на

Для определения этапа, на котором находятся обучающиеся, и
направлений их дальнейшего развития используется

Интерпретация результатов наблюдения с целью оценивания
предполагает

Примером реализации метода «расширенный школьный подход» работы

В рамках исследования урока члены группы

Принцип, обращенный к созданию необходимых отношений между
воспитанниками и воспитателем

Главным показателем эффективности правового воспитания является

Интенсивное упражнение с целью быстрой выработки привычки, навыка

Правило «помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а
тот, кто на практике применяет» относится к принципу

Формы контроля

Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое
изложение учебного материала, является

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать

Условное расчленение педагогических явлений на составляющие
элементы с целью изучения и определения их свойств

Выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин
государственному образовательному стандарту

Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и
результаты образовательного процесса, называются

Это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к
деятельности

Ответной реакцией подростка на авторитарное отношение со стороны взрослых будет

Усиление пассивности учителя и воспитателя в педагогической
деятельности и общении проявляется в таких качествах как, пессимизм, ощущение безнадежности, а также в

Стиль поведения учителя, предполагающий взаимодействие в поиске решения противоречия

Коллективным, способствующим взаимообучению и поддерживающим
является

Подход к обучению, заключающийся в исследовании процесса сознания
как действие или процесс получения знаний

Процесс обдумывания самостоятельного обучения и сознательного применения его результатов

Краткосрочная память также известна как

Вопросы на выяснение дополнительной информации

К технике постановки вопросов «перенаправления» относится вопрос

Использование инструментов программирования является примером

Умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом характеризует мышление

Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процесс

Проведение контрольной работы администрацией школы соответствует цели оценивания

Критерий определения одаренных и талантливых учеников, предполагающий умение учеников самостоятельно регулировать свое обучение

Одной из ключевых характеристик подхода «Исследование урока» является

Объект педагогической науки:

Предмет педагогики:

Основные категории педагогики:

Функции педагогики:

Отрасль педагогической науки, изучающая состояние и
развитие теории и практики воспитания и обучения на
разных ступенях развития человеческого общества:

>>>ПРОЙДИТЕ ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТИРОВАНИЯ ИЗ 30 СЛУЧАЙНЫХ ВОПРОСОВ>>>

Отрасль педагогической науки, изучающая воспитание детей
и взрослых с отклонениями в физическом или психическом
развитии:

Закономерности развития и функционирования
образовательных и воспитательных систем в различных
странах изучает:

Развитие педагогики как науки определила:

Основоположником педагогики как науки является

Система педагогических наук включает:

Суть науки о воспитании отражает:

В систему педагогических наук входит:

Педагогика:

Задачи педагогической науки:

Категория (понятие), используемое в педагогике:

Педагогика – это наука о:

Функции современной педагогики:

Педагогика развивалась первоначально в русле:

К возрастной педагогике можно отнести:

В систему педагогических наук не входит:

Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип

Авторитарное воспитание, либеральное воспитание, демократическое воспитание, свободное воспитание классифицированы по

Способы достижения цели воспитания – это

Способы воздействия на предметно-практическую сферу личности с
целью закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации:

«Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами» (Я.А.Коменский) утверждает принцип

Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными
научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу

Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по:

Теория дидактического материализма определяет цель обучения как

Функции контроля, как составной части процесса обучения

Устное обсуждение, рассказ, опрос-это формы рефлексии

Требование, которое должно удовлетворять содержание школьного образования и педагогические основы его совершенствования

К инновационной деятельности учителя относится

Психолого-педагогическая основа обучения представляет собой

Воспитание дошкольников должно идти через ведущую деятельность этого возраста

Все характеристики профессиональной компетентности соотнесены с тремя сторонами труда учителя (А.К. Маркова): собственно педагогической деятельностью, общением, а также:

К перечню основных признаков синдрома эмоционального выгорания или психофизиологического истощения (Е. Малер, Н.А. Аминов) относят негативные установки по отношению к:

Когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают

Социально-ситуативный подход к обучению предполагает

Важным аспектом метасознания является

Метапознавательные способности дают обучающимся независимость в их обучении и позволяют различать понятия

Вопрос, перенаправленный другому ученику, относится к технике

Процесс, в котором идеи проходят в двух направлениях и продвигают обучение ученика

Способность понять, оценить и создать информацию, используя цифровые технологии

Информационно-коммуникационные технологии по отношению к процессу преподавания являются

Критическое мышление имеет несколько характеристик. Характеристика «дисциплина» означает

Цель оценивания, в результате которого возможно присуждение квалификации

Назначением суммативного оценивания является

Критерий определения одаренных и талантливых учеников, предполагающий организованное мышление и умение принимать альтернативные решения

Одной из характерных особенностей Исследования урока является

Определяется как «познание о познании» и представляет собой специфичную форму осознания собственных мыслительных способностей

Критериями нравственного развития личности являются

Критерий определения одаренных и талантливых учеников, предполагающий наличие исключительной силы воли

Критерий, основанный на исследовании, где дети лучше других знают, как проходит процесс обучения, и могут регулировать свое обучение

Упражнение как метод воспитания

Дополняющий тип инноваций характеризуется

ВНИМАНИЕ! Здесь представлена лишь малая часть вопросов, которые включены в общую тестовую базу.

>>>ПРОЙДИТЕ ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТИРОВАНИЯ ИЗ 30 СЛУЧАЙНЫХ ВОПРОСОВ РАЗДЕЛА: «ПЕДАГОГИКА, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ”

Клинические и биохимические анализы несут огромную информацию для врача о состоянии здоровья больного, и их значе¬ние для лечебной практики трудно переоценить. Лабораторные исследования проводятся с целью обнаружения отклонений от нормальных показателей в биологическом материале (диагностика патологического процесса), сравнения обнаруженных отклонений с клинической картиной, анализа и постановки диагноза, определения эффективности лечения.

В клинико-диагностической лаборатории проводятся следующие виды исследований:

  • клинические исследования;
  • биохимические исследования;
  • иммунологические исследования.

Клинические исследования

Анализ крови

Общий (клинический) анализ крови (ОАК) — наиболее часто проводимое исследование, которое как лакмусовая бумажка, в первую очередь показывает изменения состояния организма. Основными показателями ОАК являются:

  • уровень гемоглобина,
  • количество эритроцитов,
  • цветовой показатель,
  • гематокрит,
  • количество лейкоцитов,
  • СОЭ,
  • лейкоцитарная формула.

Кроме того, для более полной картины заболевания дополнительно назначается исследование таких показателей, как свертываемость крови, длительность кровотечения, протромбиновый индекс (ПТИ), международное нормализованное отношение (МНО),уровень тромбоцитов, ретикулоциты, исследование лейкоконцентрата на наличие патологических форм лейкоцитов и др.

Показания к назначению: скрининговые и диспансерные обследования, мониторинг проводимой терапии, дифференциальная диагностика заболеваний крови.

Подготовка пациента: если предстоит сдавать общий анализ крови, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1 час до сдачи крови. Завтрак может состоять из несладкого чая, несладкой каши без масла и молока, яблока. Желательно за 1-2 дня до обследования исключить из рациона жирное, жареное и алкоголь. Биохимические анализы делают строго натощак. При этом перерыв между последним приемом пищи и забором крови должен быть не менее 8-12 ч. Можно пить воду. На результат исследования может влиять прием медикаментов, воздействие рентгеновского излучения или физиотерапевтических процедур, физическое напряжение (бег, подъем по лестнице), эмоциональное возбуждение. Перед процедурой рекомендуется отдых в течение 10-15 минут.

Анализ мочи

Анализ мочи выполняется для диагностики нарушений выделительной системы организма и других заболеваний и патологических состояний.

Общий анализ мочи – позволяет обнаружить нарушения в работе выделительной системы, диагностировать заболевания почек и мочевыводящих путей. В ходе исследования определяют цвет, количество, плотность мочи, содержание в ней белка, ацетона, глюкозы, лейкоцитов, эритроцитов, эпителия, солей и др.

Анализ мочи по Нечипоренко – один из методов обследования, позволяющий выявить такие заболевания почек и мочевыводящих путей, как цистит, пиелонефрит, гломерулонефрит и пр. В ходе исследования определяют содержание в моче эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров, белка. Исследование мочи по Нечипоренко проводят после обнаружения отклонений в общем анализе мочи.

Анализ (проба) мочи по Зимницкому — позволяет врачу определить способность почек концентрировать мочу. Концентрационная способность почек это естественный регуляторный механизм, позволяющий организму сохранять постоянство жидкой среды. В ходе исследования мочи по Зимницкому определяют плотность мочи. Плотность мочи это показатель количества растворенных в моче продуктов обмена веществ (соли, белки, аммиак и пр.). С помощью пробы Зимницкого определяют дневное и ночное количество мочи, колебания диуреза, некоторые отклонения в работе почек или сердца.

Анализ мочи по Рейзману – так же позволяет контролировать концентрационную функцию почек. В ходе исследования определяют колебание плотности мочи и ее количество в течение суток.

Скрининг-диагностика мочи (Уринолизис) – позволяет выявить наследственную патологию с помощью проб Бенедикта, Легаля, Обермейера, Селиванова, Сулковича, тестов на гомогентизиновую и ксантуреновую кислоты;

Показания к назначению: заболевания мочевыделительной системы, скрининговое обследование при профосмотрах, оценка течения заболевания, контроль развития осложнений и эффективности проводимого лечения, диагностика наследственных заболеваний лицам, перенесшим инфекционные патологии (ангина, скарлатина и др.), которые могут осложниться другими заболеваниями. Рекомендуется сдать анализ мочи через 1-2 недели после выздоровления.

Подготовка пациента: перед сбором мочи, с целью предотвращения попадания в неё бактерий сальных и потовых желез, обязательны гигиенические процедуры. Женщинам не рекомендуется сдавать мочу во время менструации. Для выполнения общего анализа мочи и уринолизиса необходимо собирать всю порцию утренней мочи, при свободном мочеиспускании, в чистую прозрачную стеклянную емкость.

На анализ мочи по Нечипоренко сдаётся утренняя, средняя, порция мочи.

При исследовании мочи по Зимницкому в течение суток собирают 8 порций мочи: перед сбором мочи в 6.00 утра опорожняют мочевой пузырь (эта порция выливается). Начиная с 9.00 утра, через каждые 3 часа в отдельные ёмкости собирают 8 порций мочи – до 6.00 утра следующего дня. На каждой банке отмечают время сбора анализа. Проба проводится при обычном питьевом режиме и питании. Следует избегать питьевой нагрузки.

Анализ мочи по Рейзману применятся для детей младшего возраста. За сутки собирается количество порций, соответствующее количеству мочеиспусканий. Перед сбором мочи в 6.00 утра опорожняют мочевой пузырь (эта порция выливается). Начиная с 9.00 утра, через каждые 3 часа в отдельные ёмкости собирают 8 порций мочи – до 6.00 утра следующего дня. На каждой банке отмечают время сбора анализа.

Анализ кала

Позволяет изучить физические, химические и микроскопические свойства кала. В клинико-диагностической лаборатории проводятся исследования кала на скрытую кровь, яйца гельминтов, яйца остриц, лямблии и другие простейшие, так же проводится копрограмма.

Показания к назначению: исследование проводят для диагностики нарушений кислотообразующей и ферментативной функции желудка, ферментативной функции кишечника и поджелудочной железы, функции печени, ускоренной эвакуации из желудка и кишечника, всасывания в двенадцатиперстной и тонкой кишке, и определения наличия паразитов (гельминты, простейшие и др.).

Подготовка пациента: кал собирают в чистую, сухую, прозрачную широкогорлую посуду. Объем количества биоматериала в контейнере должен соотвтетсвовать 1 чайной ложке. Материал доставляют в клинико-диагностическую лабораторию сразу, или не позднее 10-12 часов после дефекации, при хранении в температурных условиях 4-8 0С.

Исследование кала на наличие так называемой скрытой крови, являющейся признаком кровотече­ния из органов желудочно-кишечного тракта, в целях получения достоверных результатов, требует подготовки пациента в течение 2-3 дней. В этот период отменяют медикаменты и продукты(мясо, яйца, рыбу, икру, пе­чень, помидоры, яблоки, все зеленые овощи, гречневую крупу, гранаты, а также препараты железа), так как они могут исказить результат.

Для исследования кала на простейшие, необходимо небольшое количество кала сразу же после дефекации опустить в специальный консервант, который можно получить в лаборатории.

При исследовании кала на гельминты, за 3 дня до исследования, необходимо исключить прием противопаразитарных лекарственных средств, использование масляных клизм, ректальных свечей, рентгенологическое исследование с применением бария.

Соскоб на острицы — забор материала проводится в поликлинике в кабинете инфекционных заболеваний. Исследование на острицы проводится с утра, в целях получения достоверного результата в день исследования нельзя подмываться.

Для копрологического исследования не требуется специальной подготовки пациента, однако необходимо проконсультироваться с врачом, так как перед исследованием необходимо отменить медикаменты, влияю­щие на внешний вид испражнений, результаты мик­роскопического исследования или усиливающие пе­ристальтику кишечника (все слабительные средства, включая касторовое и вазелиновое масло, препараты висмута, железа, бария, ваготропные и симпатикотропные средства и препараты, вводимые в ректальных свечах, приготовленных на жировой основе).

Забор материала для проведения клинических исследований крови и приём материала для проведения клинических исследований мочи и кала проводится непосредственно в клинико-диагностической лаборатории в рабочие дни с 8:00 до 10:00.

Направление врача поликлиники является обязательным при обследовании амбулаторного больного.

Биохимические исследования

Исследование белкового обмена включает в себя определение общего белка, альбумина, и белковых фракций. Снижение уровня белков наблюдается при болезнях печени, ожогах, злокачественных новообразованиях, на поздних сроках беременности, плохом питании, истощении. Повышение уровня белка встречается довольно редко, и наблюдается при сгущении крови из-за значительных потерь.

Исследование азотистого обмена включает в себя определение мочевины, креатинина, мочевой кислоты. Характеризует состояние почек (нарушение выделительной и фильтрационной способности) и печени.

Исследование углеводного обмена включает в себя определение уровня глюкозы в крови, гликозилированного гемоглобина. Материалом для исследования может быть как капиллярная, так и венозная кровь. Значение содержания глюкозы в крови наблюдается при сахарном диабете, остром панкреатите, циррозе печени и ряде других заболеваний, а снижение — при заболеваниях почек, недостаточности гормональной деятельности, при больших потерях крови. Для контроля больного с сахарным диабетом используют тест на гликозилированный гемоглобин, который необходимо проводить не реже 1 раза в квартал.

Исследование липидного обмена включает в себя определение количества общего холестерина, триглицерида, липопротеиды высокой плотности(ЛПВП),липопротеиды низкой плотности (ЛПНП), липопротеиды очень низкой плотности (ЛПОНП). Результаты характеризуют состояние обмена липидов в организме. Исследования назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, сахарном диабете, гипотиреозе и др. Увеличение количества холестерина в крови свидетельствует об атеросклерозе, а уменьшение наблюдается при анемиях, туберкулезе, лихорадочных состояниях, паренхиматозной желтухе и др.

Исследование пигментного обмена включает в себя определение билирубина и его фракций. Обследуются больные с гепатитом, циррозом, механической и гемолитической желтухой.

Исследование минерального обмена включает в себя определение микроэлементов калия, натрия, хлора, магния, кальция, железа. Назначают исследование в детском возрасте для определения количества кальция в детском организме. Содержания количества магния важно при диагностике острого и хронического панкреатита, сердечной недостаточности, почечной недостаточности. Содержание железа, ферретина, трансферрина является диагностическим критерием железодефицитной анемии. В случаях назначения больному инфузионной терапии исследуют содержание калия, натрия, и хлора, с целью определения количественного и качественного состава инфузионной терапии.

Исследование активности ферментов включает в себя определение аминотрансфераз – АлАТ, АсАТ, щелочной фосфатазы, α — амилазы. Показатель активности трансаминазы имеет важное значение в диагностике заболеваний печени и сердца. Исследование активности щелочной фосфатазы проводится с целью диагностики рахита в детском возрасте. Повышение α-амилазы наблюдается при заболеваниях поджелудочной железы, паротитах. При заболеваниях печени активности амилазы крови снижается.

Исследование системы гемостаза. С целью исследования свертывания крови назначают коагулограмму, которая позволяет определить содержание и активность различных факторов свертывания.

Ревмопробы — исследование включает в себя определение гаптоглобина, серомукоидов, церулоплазмина, антистрептолизина-О, ревмофактора, С-реактивного белка.

Снижение гаптоглобина в организме является чувствительным маркёром внутрисосудистого гемолиза. Длительно сохраняющиеся высокие значения гаптоглобина являются признаком неблагоприятного течения болезни. Уменьшение концентрации гаптоглобина чаще всего отмечается ппри гемолитической анемии, пострансфузионном гемолизе и малярии.

Повышение уровня серомукоидов наблюдается при инсульте, стрессе, ревматизме, ревмокардите, воспалительных и инфекционных заболеваниях, передающихся половым путём, опухолях, а его уменьшение свидетельствует о заболеваниях печени, эндокринной патологии, рассеянном склерозе и бесплодии.

Церулоплазмин является показателем содержания меди в организме. Исследование назначается при диагностике неуточненных гепатитов, заболеваний печени, хронической или повторной нервно-мышечной дискоординации.

Повышенные титра антистрептолизина-O указывает на стрептококковую инфекцию (ревматизм, гломерулонефрит, хронический тонзиллит, ангина, скарлатина, рожистое воспаление и др.).

Повышение уровня ревмофактора наблюдается при системной красной волчанке и других коллагенозах, гепатите, инфекционном мононуклеозе, а также при любом остром воспалительном процессе.

С-реактивный белок в крови здоровых людей отсутствует. Определяется только в организме больных, при воспалительном процессе.

Подготовка больного: благоприятным временем для сдачи венозной крови считаются утренние часы с 8:00 до 10:00. С целью получения достоверных результатов, накануне обследования, после 20-22 часов рекомендуется исключить прием пищи и жидкости. На результат исследования влияют прием медикаментов, воздействие рентгеновского излучения, физиотерапевтических процедур, физическое напряжение.

Забор крови производится в процедурных кабинетах лечебных учреждений, врачи которых назначили Вам обследование.

Иммунологические исследования

В клинико-диагностической лаборатории проводятся иммунологические исследования на определение групп крови, резус-фактора, реакции Кумбса и иммунохроматографические тесты на ротовирусы и грипп.

Определение групповой принадлежности крови и резус-фактора является обязательным исследованием при переливании крови и ее компонентов, в гинекологии и акушерстве при планировании и ведении беременности.

Реакция Кумбса («Coombs» Test) — используется для диагностики гемолитической анемии у младенцев с резус-несовместимостью, а так же в целях определения индивидуальной совместимости донора и реципиента по эритроцитарным антигенам, при переливании крови.

Иммунохроматографический тест на ротовирусы позволяет определить наличие вирусов в организме больного, в целях диагностики заболевания.

Иммунохроматографический тест на грипп применяется для качественного определения антигенов вируса гриппа.

Подготовка больного: не требуется.

Забор материала для проведения иммунологических исследований проводится в процедурных кабинетах учреждений, врачи которых назначили Вам обследование

Бактериологические виды исследований, проводимые в бактериологическом отделе клинико-диагностической лаборатории

Микробиологические (бактериологические) исследования занимают важное место в общем, комплексе клинико-лабораторных исследований, применяемых для профилактики и лечения гнойно-воспалительных заболеваний и осложнений у больных в лечебно-профилактических учреждениях. Современная клиническая медицина предъявляет бактериологическим исследованиям возрастающие требования по увеличению объема, повышению качества исследований, разработке и внедрению новых более совершенных методов. Это связано как с новыми научными достижениями в области эпидемиологии и бактериологии, так и с увеличением гнойно-воспалительных заболеваний и ростом госпитальных инфекций.

В бактериологическом отделе клинико-диагностической лаборатории проводятся следующие виды исследований:

  • микробиологические (бактериологические) исследования;
  • иммунологические исследования;

1.Микробиологические (бактериологические) исследования

Микробиологические методы исследования крови
Показания к назначению: нарушение общего состояния больного без явного инфекционного очага, либо лихорадка неясного генеза, с целью диагностики сепсиса, принятия решения о назначении антимикробной терапии.
Подготовка больного: не требуется.

Микробиологические методы исследования спинномозговой жидкости
Показания к назначению: все случаи менингита, осложнения после черепно-мозговой травмы, нейрохирургическая операция, наличие инфекционного очага в организме (по протоколу).
Подготовка больного: не требуется.

Микробиологические методы исследования мочи
Направлены на выделение возбудителя заболевания и количественное определение степени бактериурии.
Показания к назначению: заболевание мочевыделительной системы, оценка течения заболевания, контроль развития осложнений и эффективности проводимого лечения, скрининговое обследование при профилактических осмотрах.
Подготовка больного: перед сбором мочи обязательно проведение гигиенических процедур, с целью предотвращения попадания в мочу сальных и потовых желез. Для исследования собирается утренняя, средняя, порция мочи до начала лечения антибиотиками.

Микробиологические методы исследования отделяемого дыхательных путей
Показания к назначению: заболевание дыхательных путей, оценка течения заболевания, контроль развития осложнений и эффективности проводимого лечения.
Материалом для исследования служат отделяемое зева и носа, мокрота, содержимое бронхов, материал, полученный при плевральной пункции. Забор материала проводят с соблюдением правил асептики, в предварительно простерилизованные баночки или пробирки.
Подготовка больного: материал из ротовой полости берут натощак или через 2 часа после еды. Перед сбором мокроты больной чистит зубы и полощет рот кипяченой водой, с целью исключения попадания в материал попутных микроэлементов.

Микробиологические методы исследования отделяемого глаз
Показания к назначению: заболевания конъюнктивы, век, слезных мешков, роговицы.
Подготовка больного: не требуется.

Микробиологические методы исследования отделяемого ушей
Показания к назначению: воспалительные заболевания наружного, среднего и внутреннего уха.
Подготовка больного: не требуется.

Микробиологические методы исследования отделяемого женских половых органов
Показания к назначению: гнойно-воспалительные и инфекционные заболевания.
Подготовка больного: не требуется.

Микробиологические методы исследования кала
Показания к назначению: острые кишечные заболевания, эпидемические показания, профилактические обследования декретированных контингентов.
Подготовка больного: не требуется.

Исследование кала на дисбактериоз
Показания к назначению: длительная дисфункция кишечника, сепсис, бактериемия, воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта.
Подготовка больного: не требуется.

Исследование на гонорею
Показания к назначению: диагностика заболевания
Подготовка больного: мужчинам не рекомендуется мочиться в течение 4-5 часов перед взятием материала. Женщинам перед забором материала, с целью достоверности исследования, не рекомендуется подмываться.

Исследование на флору и чувствительность к антибиотикам
Проводится двумя методами:
1. С использованием баканализатора «SENSITITR» (результат через 12-18 часов). Исследование оценивается компьютерной системой, после чего, с помощью карт для определения чувствительности к антибиотикам, выбирается препарат, необходимый для лечения больного. Параллельно с идентификацией проводится качественное и количественное определение чувствительности к антибиотикам.
2. Диффузии в агаре с применением дисков с антибиотиками (результат через 72 часа).
Показания к назначению: определение чувствительности возбудителя болезни к антибактериальному препарату.
Подготовка больного: не требуется.

2.Серологические методы исследования

Серологические исследования проводятся методом применения эритроцитарных диагностикумов

В бактериологической диагностической лаборатории ГБУЗ РК «Евпаторийская детская клиническая больница» проводятся исследования крови с аутоштаммами и на:

  • коклюш;
  • иерсиниоз;
  • сальмонеллез;
  • брюшной тиф;
  • сыпной тиф (Vi-гем);

Показания к назначению: диагностика заболевания.

Подготовка больного: не требуется.

3.Иммунологические исследования методом иммуноферментного анализа

Проводятся исследования крови на:

  • инфекции, передающиеся половым путем (хламидии, уреаплазму; микоплазму, сифилис);
  • лямблии;
  • гепатиты В, С;
  • гормоны щитовидной железы: тиреотропный гормон, тироксин свободный
  • вирус Эпштейн-Бара
  • краснуха
  • цитомегаловирус
  • болезнь Лайма
  • респираторно-сенситиальный вирус
  • норовирус
  • аденовирус
  • ротовирус
  • энтеровирус
  • бактерия коли
  • хеликобактер
  • токсоплазмоз
  • тропонин I
  • PSA общий
  • PSA свободный
  • ВИЧ 1-2
  • герпес 1-2
  • общий иммуноглобулин Е

​Показания к назначению: диагностика заболевания.

Подготовка больного: исследование проводится после консультации лечащего врача.

Забор материала производится в процедурном кабинете учреждений, врачи которых назначили Вам обследование с 08.00 до 09.00

Итог исследования: у нынешней системы образования нет целевых установок

Исследования, проведенные в апреле в Ида-Вирумаа в рамках образовательного пилот-проекта «Предприимчивая школа» по заказу Ида-Вируского центра предпринимательства, показали, что результаты, на которые ориентирована наша нынешняя система образования, совершенно не совпадают с ожиданиями различных целевых групп.

Проведенное в апреле фирмой Cumulus Consulting OÜ исследование показало, что заведующие образовательными учреждениями, а также учителя, представители государства, специалисты в сфере образования, сами ученики и их родители, равно как и работодатели считают, что у нынешней системы образования нет каких-либо целевых установок, а также отсутствует понимание того, что же именно необходимо дать ребенку в процессе его становления, начиная с детсадовского возраста и заканчивая полным взрослением.

По словам консультанта Cumulus Consulting Лаури Ялонена, обучение, предлагаемое в школах Эстонии, основано на преподавании теоретических знаний и совершенно не дает человеку того, чего ожидает от него потенциальный работодатель. Ориентированность на теоретические знания не прививает молодому человеку тех свойств, которые хотели бы видеть в будущем работнике работодатели — это и способность к эмпатии, желание и интерес к дополнительному обучению, энтузиазм, инициатива, желание сделать дело, ответственность и смелость.

— В принципе, респонденты были согласны с тем, что все уровни системы образования и дисциплины должны не конкурировать между собой как сейчас, а наоборот, могли бы быть глубоко интегрированы, преследуя единую цель – дать молодым людям образование, которое им пригодится в жизни, — говорит Ялонен.

Из исследования выяснилось, что лекции, как преобладающая в школах форма обучения, ориентированность на изложение фактов, отсутствие связи между различными предметами и с практической жизнью – все это ощутимо снижает интерес детей к учебе.

— Ученик может окончить школу, будучи полностью убежден в том, что молекула в физике и молекула в химии – это две разные вещи, — приводит пример Ялонен.

Кроме исследования также проводился опрос, в котором принимали участие более 1000 учеников и учителей 4-х, 9-х и 12-х классов школ Ида-Вирумаа. Из опроса выяснилось, что недовольство учеников и ощущение того, что они не получают от учебного процесса никакой пользы, заметно возрастает в основной школе и гимназии. Больше всего довольны процессом обучения учащиеся 4-х классов. Ученики при выборе школы считают наиболее важным дружескую атмосферу в школе и сильных, предприимчивых учителей. Результаты госэкзаменов, а также современная среда и оснащенность школы как критерии оказались лишь на пятом и шестом местах.

Результаты исследования были озвучены на прошлой неделе в «Эрго зале» Йыхвиского концертного дома. На семинар, посвященный итогам проведенной работы, были приглашены как специалисты образования, преподаватели местных учебных заведений, так и руководители местных самоуправлений и представители Министерства образования и науки. Все они по окончании семинара имели возможность высказать свое мнение относительно итогов исследования. В частности, главный эксперт отдела общего образования Министерства образования и науки Эйнар Вяря сказал, что «как ни удивительно, но ничего нового в этом исследовании я не обнаружил. Хотя, конечно, все озвученные в нем проблемы есть на самом деле и результаты исследования отражают ту ситуацию, которая сложилась в нашей системе образования на сегодняшний день».

Александр КОМШИН

Инфопресс №21

Логический метод исследования — это логический метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определённого (как правило, высшего) исторического состояния объекта, логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (то есть во всей сложности и во всём многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (то есть во всей сложности и во всём многообразии его исторических связей и зависимостей). В истории науки (см. Наука) возникновение отдельных элементов логического метода связано с работами Ч. Лайеля, Ч. Дарвина, А. Смита, Д. Рикардо; в истории философии (см. Философия) — прежде всего с трудами Г. В. Ф. Гегеля.

В классическом виде логический метод исследования был создан и теоретически исследован К. Марксом в процессе написания им фундаментального исследования «Капитал. Критика политической экономии» (1867), посвящённого критическому анализу капитализма. Характеризуя общий принцип теоретического разделения объекта, свойственный логическому методу и решающий в общем виде проблему последовательности рассмотрения объекта, Маркс (применительно к анализу экономической системы капитализма) писал: «… Недопустимым и ошибочным было бы брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, в котором они стоят друг к другу в современном буржуазном обществе, причём это отношение прямо противоположно тому, которое представляется естественным или соответствующим последовательности исторического развития… речь идёт о… расчленении внутри современного буржуазного общества» (Маркс К. К критике политической экономии. — М., 1949, с. 221).

В соответствии с указанным принципом в «Капитале» различаются два основных типа структурных зависимостей между составляющими системы: по линии «господство — подчинение» и по линии «простота — сложность». Имея в виду первый тип, Маркс утверждал: «Капитал, это — доминирующая над всем экономическая сила буржуазного общества. Он должен составлять как начальный, так и конечный пункт и должен быть разобран раньше земельной собственности» и «промышленного капитала» с такими подчинёнными ему формами, как «капитал, приносящий проценты», «товарно-торговый капитал» и так далее. В рамках второго типа зависимости элементы системы должны рассматриваться раньше связей, их включающих (например, машина — раньше фабрики), более простые связи — раньше связей более сложных (например, Д-Τ раньше Д-Т-Д), индивидуальный процесс — раньше переплетения индивидуальных процессов (например, метаморфоза индивидуального капитала — раньше метаморфозы общественного капитала) и так далее.

Выявленные таким образом составляющие системы подвергаются затем логическому анализу по линиям «форма — содержание», «сущность — явление», «количество — качество» и другим, в результате чего в объекте обнаруживается его простейшее отношение, названное Марксом «клеточкой» системы, которое призвано служить исходным пунктом воспроизведения объекта в форме теории. При логическом методе исследования, писал Ф. Энгельс, «… мы исходим из первого и наиболее простого отношения, которое исторически, фактически находится перед нами, следовательно, — из первого экономического отношения, которое находится. Это отношение мы анализируем. Уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нём есть две стороны, которые относятся друг к другу. Каждую из этих сторон мы рассматриваем саму по себе; из этого вытекает характер их отношения друг к другу, их взаимодействие. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения… Мы проследим, каким образом они разрешались, и найдём, что это было достигнуто установлением нового отношения и что теперь нам надо развивать две противоположные стороны этого нового отношения и так далее». (Маркс К. К критике политической экономии. — М., 1949, с. 236).

Движение от «клеточки» системы ко всем другим её отношениям и зависимостям, осуществлённое Марксом в «Капитале» в форме восхождения от абстрактного к конкретному, совпадает с той последовательностью рассмотрения объекта, которое Маркс называл как раз диалектической, или логической. Помимо прочего, её значение состоит в том, что благодаря ей «… самые замысловатые экономические проблемы выясняются просто и почти наглядно благодаря только тому, что они ставятся на надлежащее место и в правильную связь» (Маркс К., Энгельс Ф. Письма о «Капитале». — М., 1948, с. 121). Анализ объекта в качестве развивающейся системы достигается при логическом методе исследования, как и при историческом, с помощью единства логических и исторических приёмов исследования. Однако в случае логического метода решение этой обшей задачи достигается путём структурного анализа объекта и логической последовательности его рассмотрения. «История, — как отмечал Энгельс, — часто идёт скачками и зигзагами, и если бы обязательно было следовать за ней повсюду, то благодаря этому не только пришлось бы принимать во внимание много материала меньшей важности, но и… часто прерывать ход мыслей». Логический метод свободен от этого и, в сущности, оказывается «тем же историческим способом, только освобождённом от его исторической формы и от нарушающих его случайностей»; отражение истории обеспечивается в нём «в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые даёт сам действительный исторический процесс, причём каждый момент можно рассматривать в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости и классической формы» (Маркс К. К критике политической экономии, с. 235–236). При этом логический анализ вовсе не обязан держаться лишь абстрактного рассмотрения объекта, вполне допускает и даже предполагает исторические иллюстрации, постоянное соприкосновение с эмпирической действительностью.