Акцизы на 2019

Глава 22 НК РФ «Акцизы»

Налогоплательщики

Следующие лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению:

  1. Организации
  2. Индивидуальные предприниматели
  3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ:
    • декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
    • таможенный представитель (брокер) – он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату;
    • владелец склада временного хранения;
    • владелец таможенного склада;д) перевозчик;
    • лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства,
    • лица, участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;
    • при ввозе — лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза (ст. 81 ТК ТС), т.е. недобросовестные приобретатели товаров.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  • продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
  • передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);
  • передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;
  • передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  • получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции
  • получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров
Налоговая база по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по следующим налоговым ставкам

Порядок исчисления акциза

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров
Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.
Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемым объектом налогообложения а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам. Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров. Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости указанных подакцизных товаров. Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов), относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров, произведенного из указанного сырья (материалов), за исключением случаев передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для дальнейшего производства подакцизных товаров.Не учитываются в стоимости приобретенного, ввезенного на территорию Российской Федерации или переданного на давальческой основе подакцизного товара и подлежат вычету или возврату в порядке, предусмотренном главой 22 НК РФ, суммы акциза, предъявленные покупателю при приобретении указанного товара, суммы акциза, подлежащие уплате при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или предъявленные собственнику давальческого сырья (материалов) при передаче подакцизного товара, используемого в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. Указанное положение применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.При получение (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции и при получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, сумма акциза учитывается в следующем порядке:

  1. сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по полученному денатурированному спирту, при дальнейшем использовании налогоплательщиком полученного им денатурированного этилового спирта в качестве сырья для производства неспиртосодержащей продукции в стоимость передаваемого денатурированного спирта не включается.
  2. сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям по полученному прямогонному бензину, при дальнейшем использовании (в том числе при передаче на переработку на давальческой основе) полученного прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии в стоимость передаваемого прямогонного бензина не включается. В обратном случае включается в стоимость передаваемого прямогонного бензина.

Сумма акциза включается продавцом в цену товара и выделяется отдельной строкой в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах — фактурах. Суммы акциза, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, при представлении документов, подтверждающих право на налоговый вычет соответственно подлежат корректировке в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций и вычету на момент предоставления указанных документов. Сумма акциза, предъявляемая продавцом покупателю

Налоговые вычеты

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза на налоговые вычеты.
Вычеты сумм акциза осуществляются в следующем порядке

Сумма акциза, подлежащая уплате

Сумма акциза, подлежащая уплате определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма исчисленного акциза. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде превышает исчисленную сумму акциза, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. При этом сумма превышения подлежит зачету в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу. Сумма акциза, подлежащая возврату

Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность

Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими соответствующие свидетельства, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров. При получение денатурированного этилового спирта — по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При производстве прямогонного бензина — уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие специальные свидетельства — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.
Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством. Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Кто платит акцизы

Юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП), импортеры и экспортеры, которые совершают операции, облагаемые акцизами. На практике в роли плательщиков акцизов выступают производители, переработчики и импортеры подакцизной продукции. Перекупщики не платят акцизы.

Обратите внимание: организации и ИП, совершающие облагаемые акцизами операции, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения и уплату единого сельхозналога. Что касается налогоплательщиков ЕНВД, то они не освобождены от акцизов и начисляют их так же, как компании и предприниматели на общей системе налогообложения.

Бесплатно заполнить платежку в сервисе, где действующие КБК и другие реквизиты подставляются автоматически

Какие товары являются подакцизными

Этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% такого спирта. Исключение составляют лекарства, а также ветеринарные препараты в емкостях не более 100 мл. Еще одно исключение — парфюмерно-косметические средства с долей этилового спирта до 80% включительно (при наличии пульверизатора — до 90% включительно), разлитые во флаконы до 100 мл., а также парфюмерно-косметическая продукция с долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл. включительно.

Кроме того, под акцизы подпадает алкогольная продукция, пиво, табачные изделия (в том числе предназначенные для потребления путем нагревания), легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксил, авиационный керосин, природный газ, а также электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Когда начисляются акцизы

При импорте подакцизных товаров, а также при реализации и передаче подакцизных товаров, произведенных на территории РФ.

Реализация подакцизных товаров — это переход права собственности на возмездной или безвозмездной основе, в том числе использование подакцизной продукции при натуральной оплате. При этом акцизы начисляются только в случае, когда право собственности переходит непосредственно от производителя подакцизных товаров (например, от изготовителя к оптовику). При дальнейшей перепродаже (например, при отгрузке от оптовика в розничную сеть) акцизы начислять не нужно.

Также акцизы необходимо платить при реализации конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, включая подакцизные товары, полученные по решению суда.

Передача подакцизных товаров — это операции, при которых не происходит переход права собственности. При этом акцизы начисляются только в случае, если подакцизные товары передает непосредственно их производитель. Если же продукция передается лицом, купившим ее в готовом виде, акцизы начислять не надо.

Так, акцизами облагается передача произведенной продукции для переработки на давальческой основе и отгрузка подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Кроме того, акцизы начисляются при передаче произведенных товаров для собственных нужд, в уставный капитал или учредителю при выбытии последнего.

Под акцизы в общем случае попадает перемещение продукции внутри компании для дальнейшего производства неподакцизных товаров, а с 2011 — «внутренняя» передача этилового и коньячного спирта для производства алкоголя или иной подакцизной продукции. Облагается акцизами и внутреннее перемещение созданных подакцизных товаров подразделению, занимающемуся их розничной реализацией.

Наконец, акцизы начисляются в случае получения денатурированного этилового спирта и прямогонного бензина организациями, имеющими соответствующие свидетельства.

Когда не начисляются акцизы

При перемещении подакцизных товаров внутри компании-производителя, если целью перемещения является изготовление других подакцизных товаров. Здесь есть исключение: от акцизов не освобождается передача спирта для изготовления алкоголя и другой спиртосодержащей подакцизной продукции.

Помимо этого акцизы не начисляют экспортеры, которые предоставили в налоговую инспекцию определенные документы.

Чтобы получить освобождение по любому из вышеупомянутых оснований, необходимо вести раздельный учет операций, подпадающих и не подпадающих под акцизы.

Ставки акцизов

Существует три вида ставок акцизов: специфические, адвалорные и комбинированные.

Специфические (твердые) представляют собой фиксированную сумму за единицу измерения. Именно специфические ставки утверждены для всех подакцизных товаров кроме сигарет и папирос. Например, для игристых (шампанских) вин в 2020 году действует ставка в размере 40 руб. за один литр.

Адвалорные ставки установлены в виде процента от стоимости товара. В настоящее время такой вид ставок не применяется.

Комбинированные (смешанные) ставки имеют две составляющие: специфическую и адволарную. Смешанные ставки утверждены для сигарет и папирос. В частности, по папиросам в 2020 году акциз рассчитывается по ставке 1 966 руб. за одну тысячу штук плюс 14,5% расчетной стоимости* (но не менее 2 671 руб. за одну тысячу штук).

Значения акцизных ставок ежегодно пересматриваются. Сейчас установлены ставки на 2020, 2021 и 2022 годы.

Как рассчитать акцизы

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку акциза. База рассчитывается отдельно по каждому виду подакцизных товаров и зависит от установленной для него ставки. В случае твердой ставки база — это объем продукции в натуральном выражении (например, 1 000 литров шампанских вин). Для комбинированных ставок база — это объем в натуральном выражении плюс расчетная стоимость (например, 100 000 папирос плюс их стоимость, равная 690 000 руб.). Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций, подпадающих под разные ставки, то он должен определить единую базу и применить к ней наибольшую из ставок.

База рассчитывается по итогам налогового периода, который равен одному календарному месяцу. Может так случиться, что база, определенная производителями, переработчиками и импортерами алкогольной и спиртосодержащей продукции, меньше объема, отраженного ими в системе ЕГАИС. В такой ситуации акцизы нужно расчитывать исходя из данных этой системы.

Налогоплательщик предъявляет сумму акциза покупателю (за исключением операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом), а при изготовлении подакцизных товаров из давальческого сырья — собственнику такого сырья. Иными словами, покупатель или давалец должен оплатить не только стоимость продукции и сумму НДС, но и акцизы. Их величина в общем случае выделяется отдельной строкой в первичных и расчетных документах, а также в счетах-фактурах. Если плательщик акцизов совершает операции, освобожденные от данного налога, на «первичке» и счетах-фактурах надо сделать надпись «без акциза». При розничной продаже акцизы включаются в цену изделия, но на ярлыках, в ценниках и чеках не выделяются.

Организации, начислившие и предъявившие покупателю акцизы, могут отнести их на расходы, а предприниматели — включить в состав профессиональных вычетов.

Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб-сервисе для небольших ООО и ИП Получить бесплатно

Как учесть входные акцизы

Если покупатель не будет использовать приобретенные подакцизные товары для производства другой подакцизной продукции, то акцизы, перечисленные поставщику или заплаченные на таможне, необходимо включить в стоимость товара.

Если покупатель направит приобретенную подакцизную продукцию для производства другой подакцизной продукции и включит в состав расходов (профессиональных вычетов), то входные акцизы следует принять к вычету**. Это же правило действует для давальцев и изготовителей. Вычет возможен не всегда, а лишь в ситуации, когда ставка акциза по товарам, направленным на производство, и ставка по произведенной продукции, определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Вычет означает, что при уплате налога организация или ИП может уменьшить сумму начисленных акцизов на величину входных акцизов.

Здесь действует важное правило: принимать акцизы к вычету можно только после их фактической уплаты. Право на вычет следует подтвердить первичными документами по сделке, входящими счетами-фактурами (при импорте — грузовыми таможенными декларациями) и бумагами, подтверждающими перечисление акциза продавцу.

Если по итогам месяца сумма вычета превысила величину начисленных акцизов, разницу можно зачесть в счет будущих платежей или вернуть из бюджета.

Когда перечислять акцизы в бюджет

Для операций по реализации и передаче подакцизных товаров последняя дата уплаты акцизов — 25-е число следующего месяца. Для операций с прямогонным бензином и денатурированным спиртом — 25-е число третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Российские производители алкоголя должны перечислять авансовые платежи по акцизам не позднее 15-го числа текущего налогового периода. Впоследствии авансовый платеж можно принять к вычету. Освобождение от авансовых платежей предусмотрено для тех, кто представит в налоговую инспекцию банковскую гарантию, по которой банк обязуется в случае неуплаты перечислить акцизы вместо налогоплательщика.

ВНИМАНИЕ. В связи с пандемией отменена уплата акцизов за апрель, май, июнь 2020 года для следующих категорий:

— ИП и компании, работающие в отраслях, наиболее пострадавших из-за коронавируса (перечень утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.20 № 434, см.: «Расширен список кодов ОКВЭД, по которому определяется пострадавший от коронавируса бизнес»), включенные на основании налоговой отчетности за 2018 год в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

— компании, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года получают субсидии и гранты (см. «Принят закон, который освобождает бизнес от налогов и взносов за второй квартал 2020 года»).

Автоматизируйте учет алкоголя и подготовку «алкогольной» отчетности Попробовать бесплатно

Как отчитываться по акцизам

По окончании каждого месяца налогоплательщики обязаны представить в налоговую инспекцию, где зарегистрирована головная организация и каждое из подразделений, налоговую декларацию по акцизам. Срок сдачи декларации — 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для организаций, имеющих свидетельства на операции с денатурированным спиртом и прямогонным бензином утвержден особый порядок — они должны сдавать декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за налоговым периодом.

Налогоплательщики, обязанные делать авансовые платежи, должны не позднее 18-го числа текущего месяца сдавать в налоговую инспекцию копию платежки на перечисление авансовых платежей, копию банковской выписки о списании денег со счета и извещение с указанием детальной информации о совершенных облагаемых акцизами операциях.

Акцизы при экспорте

Экспортеры обязаны подтвердить свое право на освобождение от акцизов. Для этого они должны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся к внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию, выписку банка о получении экспортной выручки и пр.). Сдать бумаги нужно не позднее 180 календарных дней с даты реализации подакцизной продукции. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить акцизы.

Кроме этого, экспортер обязан предъявить в налоговую инспекцию поручительство банка. Данный документ дает гарантию того, что в случае, если налогоплательщик в течение 180 дней не соберет все положенные документы по сделке, банк перечислит за него акцизы и пени. При отсутствии поручительства экспортер обязан самостоятельно заплатить акцизы, но после своевременного предоставления пакета бумаг акцизы можно возместить из бюджета.

* Расчетная стоимость зависит от максимальной розничной цены, которая представляет собой стоимость пачки сигарет и папирос, превышать которую не разрешено ни магазинам, ни предприятиям общепита. Эту цену должен установить производитель, он же обязан указать ее на упаковке и сообщить о ней в налоговую инспекцию.

** Исключением являются операции с прямогонным бензином и денатурированным спиртом, для которых действует особый порядок принятия вычетов.

Существенной корректировки порядка взимания акцизов в связи со вступлением в силу нового Налогового кодекса не произошло. Но некоторые новшества все же предусмотрены и уже вступили в силу с января 2019 года.
Исключен из числа подакцизных товаров зерновой дистиллят, который используется в качестве сырья при производстве алкогольных напитков.
Ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки, вина плодовые крепленые и пиво сохраняются на уровне 2018 года, ставки акцизов на иные виды алкогольной продукции индексируются в пределах прогнозируемого параметра инфляции в 5%.
В Налоговый кодекс включены нормы Указа Президента от 25.04.2015 № 173, предусматривающие освобождение от акцизов алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2% и менее 7%, вина с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%, пива, пивных коктейлей, сидров, табачных изделий собственного производства, реализуемых владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей продажи там. Указ был принят с целью создать равные условия для реализации отечественной и импортной продукции в таких магазинах. То есть в Кодекс вошли на постоянной основе ранее действовавшие нормы, эффективность которых доказана практикой.
Ставки акцизов на табачные изделия будут поэтапно увеличиваться и в целом в 2019 году вырастут на 15% (в I полугодии – на 10%, во II полугодии – на 5%).
С января 2019 г. устанавливаются ставки акцизов в отношении табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания, в размере 116,76 руб. за 1 кг содержащейся в них табачной смеси (по аналогии с РФ на уровне 60% от ставки акцизов на премиальную категорию сигарет).
Отметим, что такие изделия реализуются в потребительской упаковке по 20 штук с указанием веса чистого табака. При пересчете на единицу потребительской упаковки ставка акцизов на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, составит 0,71 руб. на пачку из расчета 6,1 грамма табачной смеси в пачке.
Что касается нефтепродуктов, то, как объяснил депутатам на сессии Палаты представителей первый заместитель министра финансов Беларуси Юрий Селиверстов, ставки акцизов на бензины автомобильные и дизельное топливо будут снижены на 25% для частичной компенсации нефтеперерабатывающим заводам роста цены на нефть в условиях возобновления реализации в Российской Федерации «налогового маневра».
Ставки акцизов на биодизельное топливо и на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, сохраняются на уровне 2018 года, а ставки акцизов на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей индексируются в пределах прогнозируемого параметра инфляции (5%).
В статью 149 «Определение момента фактической реализации (передачи) подакцизных товаров» включены положения Указа Президента от 8.10.2014 № 471 «Об особенностях деятельности организаций алкогольной и пивоваренной отрасли», предоставляющие право выбора определения момента фактической реализации подакцизных товаров по мере их отгрузки или по мере оплаты для целей исчисления и уплаты акцизов в бюджет.

Об акцизах на нефтепродукты

Н.А. Нечипорчук,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, к.э.н.

Оформление документов организациями, производящими и перепродающими нефтепродукты

Для производства нефтепродуктов организация — производитель нефтепродуктов приобретает подакцизные товары как у непосредственных производителей нефтепродуктов, так и у перепродавцов. Вправе ли перепродавцы нефтепродуктов выделять в счетах-фактурах и расчетных документах суммы акциза в случае, если они не являются плательщиками акциза?
В соответствии с п. 5 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы акциза, исчисленные налогоплательщиками, производящими нефтепродукты из собственного сырья, и налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и производящими нефтепродукты из давальческого сырья, в расчетных документах и счетах-фактурах отдельной строкой не выделяются. Акциз выделяется отдельной строкой только при передаче нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, собственнику, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. В случае, приведенном в вопросе, акциз, исчисленный переработчиком нефтепродуктов, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья.
Может ли в этом случае организация — производитель нефтепродуктов, приобретающая нефтепродукты, применять налоговые вычеты по акцизам согласно ст. 200 НК РФ?
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется в следующем порядке. При оприходовании нефтепродуктов налогоплательщик, имеющий свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, исчисляет акциз. Затем при реализации (передаче) нефтепродуктов налогоплательщик, имеющий это свидетельство, уменьшает начисленную сумму акциза на сумму акциза, приходящуюся на фактически реализованные нефтепродукты. Перепродавцам нефтепродуктов, как являющимся, так и не являющимся плательщиками акцизов, не дано право выделять сумму акциза отдельной строкой. Организация-производитель, приобретающая у перепродавца нефтепродукты для использования в качестве сырья, может применять налоговые вычеты только при соблюдении условий, предусмотренных ст. 200 и 201 НК РФ.
Какое именно свидетельство необходимо получать организациям, производящим нефтепродукты из собственного и из давальческого сырья и реализующим их как на внутреннем рынке, так и на экспорт?
В соответствии со ст. 179.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции с подакцизными нефтепродуктами, имеют право на получение соответствующих свидетельств о регистрации, которые являются документами, служащими основанием для осуществления налоговых вычетов при определении налогоплательщиком сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет. При этом необходимо учитывать, что свидетельство не заменяет лицензии. Лицензия на производство и реализацию нефтепродуктов представляет собой документ, подтверждающий право на ведение вышеуказанной в лицензии деятельности, а свидетельство лица, совершающего операции с нефтепродуктами, является документом, при наличии которого у операторов рынка нефтепродуктов возникает объект обложения акцизами и право на налоговый вычет сумм акциза в установленном порядке.
Каков порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами?
Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, установлен приказом МНС России от 04.09.2002 N БГ-3-03/478. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в вышеуказанный приказ МНС России были внесены изменения. В настоящее время порядок выдачи свидетельств регламентируется приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами». Введение в действие нового порядка не требует переоформления уже выданных свидетельств. Они будут действительны до окончания срока их действия.
Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
— производство нефтепродуктов;
— оптовую реализацию нефтепродуктов;
— оптово-розничную реализацию нефтепродуктов;
— розничную реализацию нефтепродуктов.
Организации, производящие нефтепродукты из собственного сырья и реализующие их оптом или в розницу, получают свидетельство только на оптовую либо оптово-розничную продажу нефтепродуктов. При этом свидетельство на производство нефтепродуктов не выдается.

Использование нефтепродуктов на собственные нужды организациями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами

Организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, направляет в служебную командировку своих сотрудников на служебном транспорте. Во время командировки подотчетными лицами (водителями) на АЗС были приобретены нефтепродукты (бензин) для заправки служебных автомобилей. Следует ли включать в расчет налоговой базы вышеуказанный объем полученных нефтепродуктов?
Использование нефтепродуктов на собственные нужды организациями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, не является самостоятельным объектом обложения акцизами. В то же время согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ приобретение нефтепродуктов в собственность лицом (организацией или индивидуальным предпринимателем), имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, признается объектом налогообложения.
Следовательно, если организация, имеющая свидетельство, приобретает нефтепродукты на собственные нужды, в том числе по цене с учетом акциза (например, на АЗС), то она должна включить в налоговую базу этот объем нефтепродуктов.
Сумма акциза, начисленная налогоплательщиком по приобретенным и использованным на собственные нужды нефтепродуктам, учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли, если стоимость вышеуказанных нефтепродуктов также включена в расходы, учитываемые для целей налогообложения.

Налоговые вычеты

Организация по договору переработки передает дизельное топливо «летнее» с целью получения в результате переработки дизельного топлива «зимнего» присадочного (ДЗП); в результате объем полученного «зимнего» топлива увеличивается. Правомерно ли применение к данному случаю п. 9 ст. 200 НК РФ?
Пунктом 9 ст. 200 НК РФ установлено, что суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2-4 п. 1 ст. 182 НК РФ, подлежат вычетам при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении.
Налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы в соответствии с п. 9 ст. 201 НК РФ документов, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство.
Следовательно, организация, передающая один вид дизельного топлива в переработку с целью получения другого вида, может принять к вычету сумму акциза, приходящуюся на фактически переданное дизельное топливо, если ранее при оприходовании этих нефтепродуктов организацией был исчислен акциз.
Напомним, что собственник сырья (материала), переданного на переработку, исчисляет акциз только в случае, если он получил свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Организация А, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, продает через комиссионера бензин организации Б, также имеющей свидетельство. Может ли организация А произвести налоговый вычет?
В соответствии со ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Соответственно, согласно договору комиссии комиссионер оказывает комитенту услугу по осуществлению сделок купли-продажи принадлежащих комитенту нефтепродуктов. При этом поскольку передачи права собственности на них комиссионеру не происходит, то и объекта обложения акцизами у него не возникает, а следовательно, он не рассматривается как плательщик акцизов по этим нефтепродуктам.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 182 НК РФ при получении (оприходовании) нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство (в данном случае — комитентом), у него возникает объект налогообложения.
При этом согласно п. 8 ст. 200 НК РФ сумма акциза, исчисленная комитентом при получении (оприходовании) нефтепродуктов, в случае их реализации покупателям, имеющим свидетельство, подлежит налоговым вычетам при представлении в налоговый орган документов, определенных в п. 8 ст. 201 НК РФ.
При реализации комиссионером, выступающим от своего имени, товаров, принадлежащих комитенту, комитент выставляет счет-фактуру на имя этого посредника, а последний, в свою очередь, выставляет от своего имени счет-фактуру покупателям этих товаров (письмо МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость»).
Таким образом, поскольку при реализации нефтепродуктов по договору комиссии счета-фактуры выставляются комиссионером от своего имени, а не от имени комитента, у последнего не будет оснований для осуществления налоговых вычетов на основании реестров данных счетов-фактур.

Плательщики акциза на нефтепродукты

Кем должен начисляться и уплачиваться акциз в следующих ситуациях?
1. Организация производит нефтепродукты из собственного сырья, не имея свидетельства, и реализует нефтепродукты оптовику, не имеющему свидетельства; в свою очередь, оптовик реализует нефтепродукты в розничную сеть (на АЗС) также лицу, не имеющему свидетельства.
В этом случае объект налогообложения возникает на первой стадии — у производителя.
Пример.
Нефтеперерабатывающий завод, не имеющий свидетельства, из собственной нефти произвел 200 тонн дизельного топлива. Ставка акциза на дизельное топливо — 890 руб. за 1 тонну. На момент оприходования готовой продукции у производителя возникает обязанность исчислить акциз:
890 руб. х 200 тонн = 178 000 руб.
Учитывая, что производитель не обладает свидетельством, он не имеет права произвести налоговые вычеты. Как предусмотрено подпунктом 1 п. 4 ст. 199 НК РФ, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса, включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Соответственно, исчисленная производителем сумма акциза (178 000 руб.) уплачивается в бюджет и включается в цену реализуемого им нефтепродукта. Поскольку у оптовика и владельца АЗС свидетельства нет, они покупают дизельное топливо по цене с акцизом. При этом сами они при покупке нефтепродуктов акциз не исчисляют и не уплачивают.
2. Организация производит нефтепродукты из собственного сырья, имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и реализует нефтепродукты оптовику, не имеющему свидетельства; в свою очередь, оптовик реализует нефтепродукты в розничную сеть (на АЗС) также лицу, не имеющему данного свидетельства.
Так же как и в предыдущем случае, плательщиком акциза будет производитель ввиду того, что у него возникает объект налогообложения, но поскольку у оптовика нет свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, то у производителя нет права на вычет. В рассматриваемой ситуации акциз исчисляется и уплачивается аналогично ситуации, приведенной в предыдущем примере.
3. Организация производит нефтепродукты из собственного сырья, имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и реализует нефтепродукты оптовику, имеющему свидетельство; в свою очередь, оптовик реализует нефтепродукты в розничную сеть (на АЗС) лицу, не имеющему этого свидетельства.
В этом случае производитель исчислит акциз, оприходовав готовую продукцию. В нашем примере это сумма 178 000 руб. При реализации дизельного топлива оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, производитель примет эту же сумму акциза к вычету. Иными словами, сумма акциза, подлежащая уплате, составит 0 руб. (178 000 руб. — 178 000 руб.).
Реализуя нефтепродукты оптовику, имеющему данное свидетельство, производитель не включает акциз в цену (даже в случае, если исчисление акциза производится в одном налоговом периоде, а вычеты — в другом).
Оптовик, имеющий свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, при получении нефтепродуктов исчисляет акциз. В нашем примере оптовик приобрел 200 тонн дизельного топлива. Соответственно, исчисленная им сумма акциза составит также 178 000 руб. Таким образом, бремя уплаты акциза перенесено на оптовое звено. Оптовик уплачивает акциз в бюджет, поскольку у него нет права на налоговый вычет при отгрузке дизельного топлива лицу, не имеющему свидетельства. Продавая нефтепродукт владельцу АЗС, оптовик включит акциз в цену, поскольку подпунктом 3 п. 4 ст. 199 НК РФ предусмотрено, что сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, приведенным в подпункте 3 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых нефтепродуктов. АЗС приобретает дизельное топливо по цене с акцизом; при этом акциз не исчисляет и не уплачивает в бюджет.
4. Организация производит нефтепродукты из собственного сырья, имеет свидетельство и реализует нефтепродукты оптовику, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; в свою очередь, оптовик реализует нефтепродукты в розничную сеть (на АЗС) лицу, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В этом случае, так же как и во втором, производитель исчислит акциз в размере 178 000 руб. и уплатит его в бюджет, поскольку отгрузка произведена лицу, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Соответственно, производитель включит акциз в цену реализуемого им дизельного топлива.
Оптовик, приобретая дизельное топливо, акциз не исчисляет и не уплачивает, так как у него нет свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Владелец АЗС, имеющий данное свидетельство, покупая дизельное топливо, должен исчислить акциз (поскольку у него возникает объект налогообложения) и уплатить его в бюджет, так как права на налоговый вычет у лица, имеющего свидетельство на розничную реализацию, нет.
Таким образом, в этой ситуации возникает эффект двойного налогообложения, поскольку обязанность по уплате акциза возникает и у производителя, и у владельца АЗС.
Однако следует заметить, что участники рынка нефтепродуктов могут предусмотреть такие схемы реализации нефтепродуктов, которые позволят избежать двойного налогообложения. Поскольку на практике нередко встречаются случаи, когда покупатели нефтепродуктов работают как с поставщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, так и с поставщиками, не имеющими данного свидетельства, то просто нецелесообразно отказываться от полученного свидетельства. В таком случае если лицо, имеющее свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, получает нефтепродукт от лица, не имеющего данного свидетельства, возможно заключение агентского договора, когда нефтепродукт продается без приобретения его в собственность. Если же нефтепродукт приобретается у лица, имеющего свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, целесообразнее заключать договор купли-продажи. В этом случае нефтепродукт будет приобретаться по цене без акциза.

Плательщики акциза по нефтепродуктам из давальческого сырья

Кто является плательщиком акциза по нефтепродуктам, выработанным из давальческого сырья?
Плательщиком акциза по нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья, может стать либо переработчик, либо собственник сырья в зависимости от того, есть ли свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, у собственника сырья. Факт наличия данного свидетельства у переработчика давальческого сырья значения не имеет.
Если у собственника сырья свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, нет, то плательщиком акциза будет переработчик. Переработчик исчисленный и уплаченный им акциз вместе с затратами по переработке выставит к оплате собственнику сырья. В свою очередь, собственник сырья включит акциз в цену реализуемого им готового товара, поскольку подпунктом 2 п. 4 ст. 199 НК РФ предусмотрено, что сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, приведенным в подпункте 4 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса, включается собственником нефтепродуктов в стоимость подакцизных нефтепродуктов.
Если у собственника сырья имеется свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, то плательщиком акциза будет не переработчик, а собственник сырья.
Рассмотрим следующие ситуации.
1. Собственник нефти, не имеющий свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, передал ее на давальческой основе нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ). НПЗ передал произведенные им из давальческой нефти 500 тонн бензина с октановым числом «92» по поручению собственника оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. В свою очередь, оптовик реализовал 300 тонн вышеуказанного бензина на АЗС «А», имеющую свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а 200 тонн — на АЗС «Б», не имеющую данного свидетельства.
Напомним, что согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 НК РФ передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче собственнику. Поэтому вышеуказанную цепочку следует рассматривать в следующем порядке:
НПЗ (переработчик) — собственник нефти — оптовик — розничная продажа (АЗС).
Учитывая, что собственник сырья в нашем примере свидетельства не имеет, НПЗ при передаче бензина оптовику исчислит акциз в том порядке, в котором он сделал бы это, передавая бензин собственнику сырья, не имеющему свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Таким образом, акциз, исчисленный переработчиком, составит 1 500 000 руб. (3000 руб. х 500 тонн).
Собственник включит вышеуказанную сумму акциза в цену бензина. Переработчик по поручению собственника по цене, сформированной собственником, реализует бензин оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Оптовик, приобретая бензин, должен исчислить в отношении полученных им 500 тонн бензина акциз (также в размере 1 500 000 руб.).
Акциз по 300 тоннам бензина, реализованным на АЗС «А», имеющую свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, подлежит вычету.
Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате оптовиком, составит 600 000 руб. .
Бензин, отгруженный на АЗС «А», имеющую свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, должен реализоваться по цене без акциза, а на АЗС «Б», не имеющую данного свидетельства, — по цене с акцизом.
АЗС «А» исчислит акциз в отношении полученных 300 тонн бензина:
3000 руб. х 300 тонн = 900 000 руб.
Эта сумма должна быть уплачена в бюджет. Акциз, исчисленный и уплаченный в бюджет лицом, имеющим свидетельство на розничную реализацию, включается в розничную цену нефтепродукта. АЗС «Б» приобретет бензин по цене с акцизом и по цене с этим же акцизом реализует вышеуказанный нефтепродукт в розницу.
Таким образом, акциз в качестве косвенного налога всегда возмещается конечным потребителем независимо от того, на какой стадии реализации товара он уплачивается в бюджет.
2. Собственник сырья, имеющий свидетельство, реализует 500 тонн бензина с октановым числом «92» оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, затем оптовик реализует 300 тонн на АЗС, имеющую данное свидетельство, и 200 тонн на АЗС, не имеющую этого свидетельства.
В этом случае согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ акциз должен быть исчислен собственником сырья в размере 1 500 000 руб. при реализации оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; эта же сумма акциза принимается им к вычету. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате собственником, равна нулю. Собственник реализует оптовику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, бензин по цене без акциза. Оптовик также исчислит в отношении полученных им 500 тонн бензина акциз в размере 1 500 000 руб. Оптовик примет к вычету акциз только на 300 тонн, реализованные на АЗС, имеющую свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Соответственно, эти 300 тонн будут реализованы по цене без акциза, а 200 тонн бензина на АЗС, не имеющую свидетельства, будут реализованы по цене с акцизом. АЗС, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, исчислит акциз в размере 900 000 руб. (3000 руб. х 300 тонн).
Эта сумма акциза будет включена в розничную цену бензина.

Налоговые вычеты сумм акциза по нефтепродуктам

Какие документы требуются для подтверждения права на налоговый вычет сумм акциза по нефтепродуктам?
Налоговые вычеты по акцизам на нефтепродукты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Кроме того, право на налоговые вычеты организация-продавец получает только в случае, если в налоговый орган будут предъявлены реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов, и только после того, как покупатель отразит полученные объемы нефтепродуктов в декларации и исчислит по ним акциз.
В каком порядке проставляется отметка на реестрах счетов-фактур, необходимых для осуществления налоговых вычетов по акцизам на нефтепродукты?
Отметка на реестрах счетов-фактур будет проставляться только в случае, если сведения об объемах полученных товаров, отраженные в декларации покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, соответствуют сведениям об объемах поставленных товаров, приведенным в счетах-фактурах, выставленных поставщиком. При этом отметка должна быть проставлена налоговым органом не позднее пяти дней со дня фактического представления декларации. Порядок проставления вышеуказанной отметки определяется МНС России. В настоящее время утвержден приказ МНС России от 31.01.2002 N БГ-3-03/38 «О порядке проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами».
Обязанность по проставлению отметок возложена на налоговые органы, в которых налогоплательщики — покупатели нефтепродуктов, имеющие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, состоят на налоговом учете.
Для получения отметки на реестрах счетов-фактур налогоплательщик-покупатель должен обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет с заявлением, составленным в произвольной форме, с просьбой проставить отметку на представленных им реестрах счетов-фактур. Это заявление и реестры счетов-фактур могут быть представлены непосредственно покупателем нефтепродуктов (его представителем) либо могут быть отправлены по почте заказным письмом с описью вложения.
Налоговый орган, получив от покупателя нефтепродуктов декларацию по акцизам, в которой покупатель отразит сведения о полученных им объемах нефтепродуктов, сверяет эти сведения, приведенные в приложении к декларации, с реестрами счетов-фактур. В случае совпадения данных декларации и данных реестров счетов-фактур на каждой странице первого экземпляра реестра счетов-фактур проставляется штамп, образец которого утвержден вышеуказанным приказом МНС России.
Реестры счетов-фактур составляются отдельно по каждому поставщику нефтепродуктов. Форма реестра также утверждена приказом МНС России от 31.01.2002 N БГ-3-03/38 и включает сведения о покупателе нефтепродуктов (ИНН, КПП, номер свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами), а также аналогичные сведения о поставщике.
Порядок представления реестров счетов-фактур покупателем поставщику нефтепродуктов данным приказом не регламентируется и определяется ими по взаимной договоренности.
В каком порядке производится расчет суммы акциза на нефтепродукты в декларации?
Расчет суммы акциза производится в двух таблицах. Таблица 3.1 «Расчет общей суммы акциза» предназначена для расчета акциза в целом по организации. В таблице 3.2 определяется сумма акциза, подлежащая уплате по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.
В таблице 3.1 устанавливается налоговая база в целом по организации. Для этого определяется налоговая база (объем нефтепродуктов в тоннах) по каждой операции, признанной объектом налогообложения.
Отражение операций по реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт в случае освобождения от уплаты акцизов при наличии договора поручительства с банком или при наличии банковской гарантии осуществляется следующим образом.
Сначала определяется сумма акциза по всему полученному объему нефтепродуктов (в том числе и тому, который будет реализован на экспорт), затем общая сумма акциза уменьшается на акциз, приходящийся на объем нефтепродуктов, реализованный на экспорт, при наличии поручительства банка или банковской гарантии.
Помимо общей суммы акциза, в таблице 3.1 приводится общий объем реализованных на территории Российской Федерации нефтепродуктов.
Таким образом, в таблице 3.1 производятся и исчисление акциза, и налоговые вычеты в целом по организации. Налоговые вычеты отдельно по каждому обособленному подразделению не производятся.
После расчета акциза в целом по организации заполняется таблица 3.2, в которой приводится как объем продукции, реализованный в целом по организации, так и объем продукции, реализованный обособленным подразделением. Затем определяется удельный вес объема продукции, реализованного обособленным подразделением в общем объеме продукции, реализованном организацией. Сумма акциза, рассчитанная в таблице 3.1 в целом по организации, умножается на удельный вес обособленного подразделения в общем объеме реализованной продукции. Таким образом определяется сумма акциза, приходящаяся непосредственно на обособленное подразделение.
Следует обратить внимание читателей журнала на то, что таблица 3.2 должна заполняться столько раз, сколько обособленных подразделений входит в структуру организации.
Где должен уплачиваться акциз по нефтепродуктам в случае, если организация имеет обособленные подразделения?
Как предусмотрено ст. 204 НК РФ, если операции с нефтепродуктами, признанные объектом налогообложения, осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, сумма акциза может уплачиваться налогоплательщиком централизованно по месту нахождения головного подразделения.
Пример.
Головное подразделение организации и пять ее обособленных подразделений находятся на территории г. Москвы, а три подразделения — в Московской области.
В этом случае суммируется акциз, определенный для головного подразделения и для пяти других подразделений, находящихся на территории г. Москвы. Эта сумма уплачивается по месту нахождения головного подразделения в г. Москве. Сумма акциза, определенная для каждого из подразделений, находящихся в Московской области, уплачивается непосредственно по месту нахождения каждого из них.

Если нужно пополнить бюджет государства, правительство увеличивает акциз на тот или иной продукт. Наиболее часто растут акцизы на алкоголь, табак, топливо. Понимая, что это наиболее востребованные у населения товары, правительство целенаправленно увеличивает цены на эти товары.

Так для чего вводится государством этот налог и какие ставки акцизов бывают? Попробуем разобраться с этими вопросами.

Акциз и плательщики

Косвенный налог, или акциз, специально придуман правительством, чтобы пополнять казну государства. Сам акциз не подразумевает налог именно с населения, но так как поднятие акциза влечет за собой поднятие цен на товары и услуги, то в результате выходит, что платит за все это конечный покупатель.

Товары, которые облагаются акцизом, могут быть самые разнообразные: это шоколад, кофе, чай, автомобили. В нашей стране часто практикуют повышение цен на нефтепродукты, сигареты, алкогольную продукцию.

Акцизная сумма напрямую зависит от производства: чем больше товаров выпускается и продается, тем больше денег поступает в казну.

Как уже сказано, плательщиками акциза являются производители этого товара – юридические лица и частные предприниматели. Оплата этого налога не зависит от формы собственности и режима налогообложения.

Если правительство решило увеличить акциз на водку или сигареты, то производитель, выпуская этот товар, платит государству установленный налог. К примеру, акциз на табак, установленный государством, составляет 40%, и производители платят его от своей выручки.

Производитель, не желая терять в выручке, увеличивает цены на данный продукт, в итоге конечный потребитель и оплачивает акциз.

Рассмотрим, какие бывают ставки налога, установленные в законодательном порядке.

Виды ставок (акциза)

Для удобства расчета акцизного платежа государством было предусмотрено несколько видов налоговых ставок. Они делятся на три группы:

  • Ставка самая распространённая – твердая – определяется в рублях. Расчет производится соответственно от количества реализованного товара.
  • Адвалорная – это процентная ставка. В данном случае расчет производится из процентного отношения цены на товар.
  • Комбинированная – может содержать как и рублёвый расчет, так и процентное соотношение к цене на товар.

Теперь определимся с размером ставок.

Какие размеры ставки акциза?

Акцизные ставки напрямую зависят от товаров или услуг, которые были установлены в законодательном порядке и прописаны в налоговом кодексе (ст.193). Подакцизные товары перечислены ст.181 п.1 НК РФ, к ним относятся:

Ставка акциза на каждую продукцию может быть различной, она зависит напрямую от установленной ставки. И чтобы правильно рассчитать налог, нужно знать, какая ставка применяется конкретно к той или иной продукции.

Итак, в приведенной ниже таблице ставки акцизов на 2020 год, посмотрим, на какие товары будет увеличение налога и, соответственно, повышение цены:

Подакцизный товар Реализация производителем. Ставка (акциз)
Этиловый спирт. Организациям, которые не платят акциз. 107 за один литр.
Продукция, содержащая спирт. 418 руб. за литр.
Алкогольная продукция свыше 9%. 523 руб. за литр.
Алкоголь ниже 9%. 418 р. за один литр.
Вина иностранного производства. 18 руб. за литр.
Вина российского производства. 5 р. за литр.
Шампанское российского изготовления. 14 р. за литр.
Шампанское, изготовленное на иностранном сырье. 36 руб. за один литр.
Пиво от 0,5 до 8 оборотов. 21 рубль за литр.
Пиво свыше 8 оборотов. 39 рублей.
Сидр, медовуха и пуаре. 21 рубль.
Сигареты. 2123 за тысячу штук.

Как видим из таблицы, ставка акциза на алкоголь в 2017 году будет повышена, и теперь в магазинах минимальная цена бутылки водки будет 230 рублей. Это существенное поднятие цен, учитывая, что в 2020 году те же пол-литра стоили 190 рублей.

Кто перечисляет акциз государству?

В законодательном порядке установлено, что плательщиком этого налога является производитель подакцизного товара. Но бывает так, что перечисление налога в бюджет государства производят совсем другие лица. Чтобы узнать, кто перечисляет налог, рассмотрим каждую ситуацию конкретно.

В каких случаях платит непосредственно производитель товара:

  • Если товар реализован конечному покупателю.
  • Если между компаниями происходят бартерные сделки или товар передают работнику в качестве оплаты труда.
  • При передаче товара под залог. Налог перечисляется в том случае, когда производитель теряет право собственности на продукцию.
  • Для передачи товара на переработку другой организации.
  • Перемещение подакцизного товара внутри компании, от одной структуры компании к другой.
  • При внесении товара в качестве взноса в уставной капитал компании.

Когда оплачивают налог (акциз) другие лица:

  • Если компания имеет свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Акциз в это случае начисляется после оприходования товара.
  • Закупка организацией спирта для дальнейшей его переработки. Кроме начисления акциза, нужно будет перечислять авансовый платеж по налогу.
  • Заводы по нефтепереработке начисляют налог после получения бензина. В обязательном порядке организация должна иметь свидетельство на переработку данных продуктов.
  • При импорте продукта покупатель уплачивает в казну факт ввоза, далее при реализации налог уже не платится.