Акт на списание медикаментов, образец

Акт списания лекарственных средств образец

Инструкции, должны в обязательном порядке совершать с ними следующие операции:

  1. Своевременно проводить инвентаризацию и выявлять лекарственные средства, теряющие потребительские качества или не отвечающие им изначально.
  2. Немедленно изымать такие ЛС из обращения и оформлять это установленным документальным порядком.
  3. Направлять изъятые лекарственные препараты для утилизации в полном объеме на спецпредприятия, имеющие лицензию на их уничтожение.
  4. Присутствовать лично или направить своего представителя на процедуру уничтожения ЛС (в состав специально создаваемой комиссии).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Утилизация просроченных ЛС может быть инициирована не только доброй волей собственника, но и предписаниями контролирующих органов или решением суда.
Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.).

В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары.

Внимание К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.

  • Сепарация.

Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п.

Такие акты составляются при списании:

  • товаров;
  • материальных ценностей;
  • основных средств.

Как формируется акт о списании По общепринятым нормам само решение о списании принимается коллегиально. Поэтому часто на предприятиях формируется постоянно действующие рабочие комиссии, в которые включаются несколько квалифицированных в той или иной специальности сотрудников предприятия.

На лицевой стороне акта пишется наименование предприятия, его структурное подразделение, место нахождения, дата. Далее указывается состав комиссии: его председатель, фамилия и инициалы, затем также фамилии и инициалы остальных членов комиссии.

Деятельность некоторых организаций, например, аптек, поликлиник, частных медицинских кабинетов и др., связана с использованием и реализацией лекарственных средств (ЛС). Как любой продукт, они должны быть реализованы или применены вовремя, производитель обозначает для этого допустимый срок годности. Однако неизбежны ситуации, при которых часть препаратов останется на полках или на складе уже после того, как этот срок истечет. Как правильно поступать в таких случаях, каким образом оформлять их списание и куда потом девать просроченные ЛС, разбираемся в этой статье.

Просроченные – значит, недоброкачественные

Цифра на упаковке лекарственных препаратов, обозначающая конечную дату для его применения, очень важна. Даже если по факту с содержимым флакона или коробочки ничего не случится за лишние несколько дней после указанной даты, продавать или принимать такие лекарства уже нельзя.

Ст. 59 закона «Об обращении лекарственных средств» приравнивает препараты с истекшим сроком годности к недоброкачественным, выводя их из-под регламента фармакопеи. В ст. 31 Федерального закона №86-ФЗ от 22 июля 1998 года их продажа прямо и категорически запрещается.

С обозначенной даты они перестают быть лекарствами, а считаются подлежащим утилизации товаром, утратившим потребительские свойства. Как поступать с ними дальше, говорится в Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава России № 382 от 15 декабря 2002 года. Она действительна в отношении следующих лекарственных средств:

  • чей срок годности истек;
  • которые по какой-либо причине пришли в негодность;
  • фальсификатов;
  • контрафактной лекарственной продукции;
  • подделок, официально зарегистрированных в РФ лекарственных торговых марок.

Регламент относительно уничтожения таких ЛС утвержден законодательством РФ:

  • в Постановлении Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №674 – для большинства медпрепаратов;
  • в Приказе Минздрава РФ от 12 ноября 1997 года №330 – если лекарства относятся к психотропам или наркотическим средствам.

Как правильно провести списание лекарственных средств

Процедура списания и последующей утилизации лекарственных препаратов связана с достаточно обширным документальным сопровождением. Главной бумагой является Акт списания, который станет основанием для передачи испорченных или просроченных лекарств на уничтожение. Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация:
    • выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
    • внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
    • отражение этих данных в бухгалтерской документации.
  2. Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
  • Актирование. Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.). В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары. К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
  • Сепарация. Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п. 12 Приказа № 706 н).
  • ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.

    Можно ли уничтожить лекарственные средства самостоятельно

    Закон разрешает самостоятельную утилизацию лекарственных средств их собственникам при одновременном соблюдении таких условий:

    • владелец не является производителем ЛС;
    • партия, подлежащая утилизации, небольшая по объему.

    Чаще всего эта ситуация возникает в аптечных учреждениях.

    Утилизировать ЛС нужно в установленном Инструкцией порядке, определенном для каждого типа уничтожаемых лекарственных средств:

    • жидкие лекарства необходимо сильно развести водой (не менее, чем 1:100) и вылить в канализационные стоки;
    • таблетки, которые растворяются в воде, требуется растереть в порошок, который также растворяют в воде и выливают;
    • мази и нерастворимые лекарственные формы нужно сжечь;
    • обломки ампул, коробки, конвалюты, флаконы и др. утилизируются как бытовой мусор (выбрасываются)

    К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена.

    Акт об уничтожении

    После утилизации членами комиссии заполняется специальный акт. В нем нужно отразить такую информацию:

    • дата утилизации;
    • место, где это произошло;
    • данные всех членов комиссии по уничтожению (ФИО, должности, места работы);
    • причины, по которым ЛС направлены на утилизацию;
    • список уничтожаемых медикаментов (название, количество единиц, особенности упаковки, тары);
    • наименование собственника утилизируемых активов (фирмы или ИП) и его данные;
    • обоснование способа утилизации (для каждого лекарства из списка).

    ВНИМАНИЕ! Акт об уничтожении должен быть подписан всеми членами комиссии и скреплен печатью ликвидационного предприятия.

    После составления в течение 5 дней данный документ или его заверенная копия направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Документальное оформление списания медикаментов

    Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

    Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

    Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

    • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
    • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

    Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

    Бухгалтерский учет списания медикаментов

    Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

    Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

    • по фактической стоимости единицы;
    • по средней фактической стоимости.

    Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

    Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

    где:

    Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

    Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

    Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

    Кн — количество медикаментов на начало месяца;

    Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

    Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

    Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

    Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

    Какие медикаменты нужно учитывать

    Перечень лекарственных средств, подлежащих обязательному предметно-количественному учету, содержится в Приказе Минздрава 183н от 22.04.2014 года. В нем выделены следующие группы медикаментов:

    • содержащие наркотические и психотропные вещества;
    • содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества;
    • комбинированные, состоящие из малых частей наркотических или психотропных компонентов в сочетании с другими фармакологически активными веществами;
    • иные.

    Поскольку в сфере фармакологии происходит непрерывное движение, появляются новые препараты, снимаются с производства старые, утвержденный Минздравом перечень должен регулярно корректироваться. Порядок включения в список новых препаратов прописан в Приказе Минздрава 30н от 20.01.2014 года.

    Сложность заключается в том, что учет медикаментов в бюджетных учреждениях в 2018 году ведется в соответствии с Инструкцией 157н, а также с новым федеральным стандартом «Концептуальные основы бухучета и отчетности». Лекарственные и перевязочные средства (счет 0 105 31) тоже относятся к МЗ, поэтому на них распространяются общие правила.

    Но существует еще Инструкция от 02.06.1987 года № 747, в которой, например, говорится, что в отношении всех остальных лекарственных средств (не входящих в перечень) применяется суммовой учет. Это противоречит требованиям п.119 Инструкции 157н о том, что аналитический учет МЗ ведется по группам, видам, наименованиям, сортам и количеству. К тому же, суммовой учет делает невозможным получение достоверной информации о движении МЗ по отдельным наименованиям, а в некоторых случаях приводит к нарушениям.

    В письме Минфина от 25 марта 2016 г. N 02-07-10/17036 учреждениям разрешается вести суммовой учет в том случае, если количественный ведется в месте хранения – аптеке. Для медучреждений, не имеющих аптек, количественно-суммовой учет обязателен. Остальные вправе принимать решение самостоятельно. Важное разъяснение в письме: по разным видам МЗ (продукты, лекарства, ГСМ) могут быть разные способы учета. Порядок учета медикаментов в бюджетном учреждении здравоохранения нужно закрепить в Учетной политике. В соответствии с п. 100 Инструкции157н следует выбрать учетную единицу: номенклатурный номер, партия, однородная группа.

    Как вести количественный учет

    Для препаратов из перечня Минфина учет ведется по каждому наименованию, дозировке, форме выпуска и т.д. Все операции, приводящие к изменению их количества, регистрируются в специальных журналах.

    Правила ведения учета для наркотических, психотропных и комбинированных средств определены ПП от 04.11.2006 года № 644. Заполнять журнал обязаны должностные лица, уполномоченные приказом руководителя. Запись должна вноситься в день совершения операции. Подробнее про учет и хранение наркотических, психотропных, ядовитых и сильнодействующих препаратов читайте в инструкции

    Для остальных медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, предназначены другие журналы, форма которых утверждена приказом Минздрава от 17.06.2013 года №378:

    • для аптек – в приложении №1;
    • для медучреждений – в приложении №2.

    Для каждого наименования (с учетом формы и дозировки) ведется отдельный лист (разворот) в журнале. Все операции, которые в него заносятся, должны быть подтверждены документами. Допускается электронная форма журнала с ежемесячной распечаткой и брошюровкой по каждому наименованию. Нельзя суммировать приход по нескольким документам даже при единовременном поступлении. В журнал вносятся сведения по каждому приходному документу. Для некоторых препаратов есть возможность упрощенного учета. Например, разрешено вносить записи о расходе диэтилового эфира раз в месяц при условии, что его оборот в учреждении не превышает за этот период 10 кг.

    Внутренний контроль достоверности учета осуществляется ежемесячно. Уполномоченный сотрудник (чаще всего бухгалтер) сверяет остаток препарата по журналу, по бухучету и фактическое наличие. Отметка о проведенной инвентаризации должна быть в журнале. В ПП 644 и приказе 378 подробно расписаны условия и сроки хранения журналов, порядок их уничтожения.

    Бухучет и налогообложение

    Все обязательные журналы по медикаментам, входящим в перечень, ведутся параллельно со стандартным документооборотом, установленным для отражения поступления, перемещения и выбытия лекарственных средств в учреждении. Порядок организации бухучета при наличии аптеки представлен в таблице.

    Документ-основание

    Учетные регистры

    Кто ведет учет

    Поступление медикаментов, не подлежащих предметно-количественному учету

    Счет-фактура и товарная накладная или универсальный передаточный документ поставщика

    форма 6-МЗ – книга регистрации счетов, поступивших в аптеку;

    отчет о расходе и приходе аптекарских запасов в денежном выражении 11-МЗ;

    карточка учета материальных ценностей (0504043)

    аптека

    Выдача в отделения

    Требование-накладная (0504204)

    форма 7-МЗ – книга регистрации требований-накладных;

    отчет 11-МЗ.

    аптека

    Поступление медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету

    Счет-фактура и товарная накладная или универсальный передаточный документ поставщика

    форма 8-МЗ – книга предметно-количественного учета аптекарских запасов;

    аптека

    Расход медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету

    Требование-накладная (0504204) со штампом и печатью, а также с указанием ФИО больных, которым выписаны препараты.

    форма 1-МЗ – ведомость выборки израсходованных лекарственных средств;

    форма 8-МЗ.

    аптека

    Бухгалтерские проводки по указанным операциям:

    1. Поступление медикаментов от поставщика:

    Д-т 0 105 31 341 К-т 0 302 34 734.

    1. Поступление от вышестоящей организации:

    Д-т 0 105 31 341 К-т 0 304 04 341.

    1. Списание медикаментов в казенном учреждении на текущую деятельность:

    Д-т 0 401 20 272 К-т 0 105 31 441.

    1. Списание медикаментов в бюджетном и автономном учреждении на себестоимость медицинских услуг:

    Д-т 0 109 60 272 К-т 0 105 31 441.

    Медуслуги казенных учреждений НДС не облагаются, поэтому входной НДС не принимается к вычету, а учитывается в стоимости медикаментов. Для бюджетных и автономных учреждений первая проводка будет выглядеть таким образом:

    • Д-т 0 105 31 341 К-т 0 302 34 734 – сумма без НДС;
    • Д-т 0 210 12 560 К-т 0 302 34 734 – сумма НДС;
    • Д-т 0 303 04 830 К-т 0 210 12 660 – принят к зачету входной НДС.

    В случае, если часть услуг автономных и бюджетных учреждений освобождены от НДС на основании ст.149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет.

    При определении облагаемой базы по налогу на прибыль расходы на медикаменты казенных учреждений не учитываются на основании ст.270 п.48.11 НК РФ. Бюджетные и автономные учреждения при расчете налога на прибыль в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2) могут учесть затраты на лекарственные средства только по КФО 2.

    Списание медикаментов

    Если в учреждении ведется суммовой учет, списание медикаментов производится бухгалтером на основании отчета 11-МЗ или выборки 1-МЗ. Для тех, кто ведет количественно-суммовой учет, возможны два варианта списания:

    1. По фактической стоимости предмета, указанной в товарной накладной при поступлении.
    2. По средней фактической стоимости, рассчитываемой по объекту учета.

    Выбранный вариант закрепляется в учетной политике и должен применяться непрерывно в течение года.

    Для списания используются два унифицированных документа:

    • ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
    • акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

    Использование формы зависит от порядка учета. Если медикаменты списываются в момент выдачи старшей медсестрой на пост или в кабинет, подойдет ведомость выдачи. Если постовая медсестра тоже подотчетное лицо, то она может списать медикаменты на основании акта.

    Перед тем, как списать просроченные медикаменты в бюджетной организации, нужно заключить договор со специальной компанией, утилизирующей медицинские отходы. Списание производится на основании полученной справки. Чтобы без нарушений списать лекарства с истекшим сроком годности, воспользуйтесь рекомендацией