Агенты валютного контроля их функции и полномочия

Содержание

В России именоваться агентами валютного контроля могут банки, получившие специальную лицензию, госкорпорация Внешэкономбанк, а также федеральные органы таможенного и налогового контроля.

Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации

Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.

В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:

  • любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
  • вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
  • исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.

Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.

Операции, подпадающие под валютный контроль

ВК проводится в отношении российских и иностранных граждан, юридических лиц (в том числе зарегистрированных в зарубежных странах), осуществляющих любые операции, перечисленные в п. 9 ч. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (№ 173-ФЗ):

  • покупку и продажу валюты;
  • оплату денежными единицами других стран любых сделок, заключенных между резидентами РФ;
  • сделки по продаже валюты, акций, облигаций и иных ценных бумаг (а также платежные операции в валюте) на территории страны с участием нерезидентов;
  • ввоз в Россию или вывоз за рубеж денег и ценных бумаг;
  • переводы между счетами одного владельца, если они расположены в разных странах (например, в России и Швейцарии);
  • денежные переводы между счетами нерезидента, открытыми в российских банках;
  • переводы со счета одного владельца на счета другого, в том числе и за границу.

В остальных случаях операции проводятся без внимания со стороны агентов валютного контроля.

Права и обязанности агентов ВК

Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок. При этом для выполнения возложенных на них функций агенты ВК имеют право осуществлять предусмотренные законом контрольные и надзорные процедуры в рамках своих полномочий:

  • инициировать и проводить проверки по выполнению норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
  • вести учет и формировать отчеты по валютным операциям;
  • получать уведомления об открытии или закрытии валютных счетов (в том числе за рубежом), регулярно получать сведения о движении средств по ним;
  • требовать представления документов для подтверждения законности сделок, связанных с валютными операциями.

При этом правки 2019 года оговаривают, что агенты ВК имеют право требовать только ту документацию, что имеет отношение к текущей сделке. В частности, в этот список попадают:

  • документ, удостоверяющий личность резидента или нерезидента;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, ООО и т. д.;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • документы, подтверждающие права собственности на недвижимость;
  • доверенность на право распоряжения средствами;
  • свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка (нужны, если перевод за границу осуществляется близким родственникам — в этом случае нет ограничений по размеру суммы);
  • таможенные документы (при сделках, связанных с экспортом или импортом продукции);
  • другая сопроводительная документация (договора, инвойсы, счета и т. п.).

Кроме этого, в законе отдельно оговаривается, что агенты ВК имеют право затребовать от резидентов и нерезидентов:

  • заверенные переводы документов на иностранном языке;
  • ранее представленные документы, если в них произошли изменения;
  • документы взамен тех, чей срок действия истек.

Обратите внимание: в некоторых случаях документы по международным сделкам придется легализовать — заверить в посольстве иностранного государства, консульстве России за рубежом.

Федеральная налоговая служба

Основной перечень полномочий ФНС перечислен в постановлении Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 года. В частности, ФНС имеет право контролировать:

  • соблюдение требований валютного законодательства всеми участниками финансового рынка;
  • соответствие транзакций, проводимых с денежными средствами зарубежных стран, условиям, перечисленным в сопровождающих документах, лицензиях, контрактах;
  • выполнение требований по информированию ФНС об открытии или закрытии счетов, изменении их реквизитов;
  • своевременное представление отчетов о движении средств на зарубежных счетах.

Таким образом, ФНС отслеживает только те операции, что связаны непосредственно с ее сферой. К примеру, перевод денег за рубеж — это уже «вотчина» таможни, и ФНС проверять подобные сделки не будет.

Федеральная таможенная служба

Полномочия службы закреплены постановлением Правительства РФ № 809 от 16 сентября 2013 года. К ним относятся:

  • контроль за валютными расчетами, осуществляемыми при перемещении товара через границу;
  • надзор за финансовыми операциями, относящимися к ввозу товаров из-за рубежа;
  • контроль соответствия проводимых операций в сфере импорта и экспорта тем условиям, что оговорены в лицензиях, разрешениях и сопроводительной документации.

Помимо постановления Правительства РФ, все вышеперечисленные функции также отражены в Федеральном законе № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года.

Банки

Основная нагрузка в сфере ВК ложится на коммерческие банки. Помимо технического обслуживания всех валютных операций, банковские учреждения, имеющие функции агента ВК, обязаны:

  • проверять законность всех операций, проводимых с использованием денежных средств иных стран;
  • отслеживать сроки и объемы доходов от экспорта товаров;
  • осуществлять продажу иностранной валюты на внутреннем рынке.

Банки, помимо контролирующих функций, выполняют сбор и обработку информации, формируют специальные базы данных об участниках валютных операций. Будучи агентами ВК, банковские организации отправляют в Комитет по финансовому мониторингу информацию о следующих операциях:

  • возврате аванса, уплаченного резидентом нерезиденту по разовым контрактам на поставку товаров (особенно если сделка не связана напрямую с основной деятельностью резидента — например, завод по производству железобетонных конструкций получил аванс за поставку мягких игрушек);
  • оплате штрафов, начисляемых резиденту со стороны иностранного партнера за нарушение пунктов договора (если неустойка более 10 % от суммы контракта);
  • переводе денег (а также предоставлении товаров и услуг) нерезиденту, который не является участником контракта;
  • экспорте товаров или услуг нерезидентам, зарегистрированным в странах с льготным режимом налогообложения (проверяется на факт «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов);
  • импорте или экспорте товаров без четкого описания по ТН ВЭД или с различными наименованиями в сопроводительных документах (когда одни и те же товарные позиции пытаются провезти под разными названиями).

Ранее на банки возлагалась функция оформления паспорта сделки, однако с марта 2018 года (в связи с упрощением валютного контроля) банки обязаны лишь регистрировать контракты на сумму более 3 миллионов рублей.

Кроме этого, банкам предписывается сообщать не только о факте наличия ошибок в валютных договорах, но и об их местоположении, содержании, а также способах исправления.

Самостоятельная корректировка

Правила проведения корректировки

В случае если условия осуществления контролируемой операции не соответствуют принципу «вытянутой руки», прибыльщик вправе самостоятельно откорректировать цену контролируемой операции и, соответственно, суммы налоговых обязательств. Данную корректировку проводят только при условии, если это не приведет к уменьшению суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет (пп. 39.5.4.1 НКУ).

При этом пп. 39.5.4.2 НКУопределено, что самостоятельная корректировка является корректировкой налогоплательщиком цены контролируемой операции, по результатам которой рассчитанная цена соответствует принципу «вытянутой руки», даже если такая цена отличается от фактической цены, установленной во время осуществления контролируемой операции.

Прежде чем приступить к корректировке, компания должна произвести расчет диапазона цен (рентабельности) для каждой контролируемой операции и определить необходимую сумму корректировки. Как рассчитать такой диапазон, прописано в пп. 39.3.2.3 НКУ.

Так, если цена в контролируемой операции или соответствующий показатель рентабельности контролируемой операции находится:

·в пределах диапазона, считается, что условия контролируемой операции соответствуют принципу «вытянутой руки»;

·за пределами диапазона цен (рентабельности), расчет налоговых обязательств налогоплательщика в контролируемой операции проводится в соответствии с ценой (показателем рентабельности), которая (который) равна значению медианы такого диапазона (кроме случаев проведения налогоплательщиками самостоятельной корректировки согласно пп. 39.5.4 НКУ).

При этом применение для целей налогообложения медианы диапазона цен (рентабельности) осуществляется при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Порядок расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы такого диапазона для целей трансфертного ценообразования утвержден постановлением КМУ от 04.06.2015 г. № 381.

В свою очередь, профильный пп. 39.5.4 НКУ предписывает при проведении самостоятельной корректировки рассчитывать свои налоговые обязательства в соответствии с:

·максимальным значением диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была выше максимального значения диапазона цен (рентабельности),

и/или

·минимальным значением диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была ниже минимального значения диапазона цен (рентабельности).

Еще раз напомним: налогоплательщик вправе самостоятельно осуществить корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет (пп. 39.5.4.1 НКУ).

Вместе с тем в НКУ ничего не сказано об исчислении сальдо от рассчитанных положительных и отрицательных показателей корректировки отдельных контролируемых операций. Это признают и налоговики (см. ИНК ГФСУ от 25.05.2018 г. № 2340/6/99-99-12-03-07-15/ІПК).

Речь идет о том, что прибыльщику для расчета общей суммы увеличения налоговых обязательств придется учесть только те контролируемые операции, в которых сумма корректировки приведет к увеличению финрезультата до налогообложения. То есть контролируемые операции, которые потенциально могли бы уменьшить финрезультат, — фактически под табу.

Заметьте: прибыльщику запрещается проводить самостоятельную корректировку цены контролируемых операций и/или сумм налоговых обязательств в ходе осуществления проверки по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» данных контролируемых операций (пп. 39.5.4.3 НКУ).

» Корректировка — в Приложение ТЦ » и » Сроки уплаты» читайте в материале издания «Интерактивная Бухгалтерия»

Для получения доступа к вышеупомянутым и прочим материалам сервиса «Интерактивная бухгалтерия» — воспользуйтесь ТЕСТОВЫМ 3-дневным доступом к сервису.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и страницу в Facebook, чтобы всегда быть в курсе бухгалтерских событий.

Связаться с редактором

Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
  • 3. Порядок предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
  • для предоставления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;
  • для предоставления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица,- для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних, внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • паспорт сделки.

5. Агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день предоставления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля предоставляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть предоставлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы предоставляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть предоставлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредоставления лицом документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

6. Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  • в отношении юридического лица: наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  • в отношении физического лица: фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

10. Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

11. Органы и агенты валютного контроля предоставляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

  • знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  • предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 настоящего федерального закона;
  • вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Закон о валютных операциях

Закон, регулирующий совершение на территории России и за ее пределами валютных операций, был принят в декабре 2003 года под № 173-ФЗ. Данным федеральным законом установлены правовые принципы и основы их совершения в стране, а также границы контроля и порядок регулирования со стороны правительства и регулятора.

До 2006 года существовало немало ограничений при проведении валютных операций, установленных законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ), связанных с рядом мер, направленных на предотвращение сокращения золотовалютных запасов в стране. Однако в 2006–2007 годах истек срок действия ст. 7 и ст. 8 закона № 173-ФЗ, что существенно сократило список введенных ограничений на совершение валютных операций.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ. Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле;
  • международные соглашения РФ;
  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Субъекты валютных операций

Валютные операции в РФ вправе совершать нерезиденты и резиденты (друг с другом и между собой). Расшифровка таких понятий, как резидент и нерезидент, содержится в ст. 1 Закона.

Так, резидентами при совершении валютных операций названы (п. 6 ст. 1 закона № 173-ФЗ):

  • физлица — граждане РФ, за исключением тех лиц, которые проживают за границей более года;
  • иностранцы и не имеющие гражданства лица, проживающие в России по оформленному здесь виду на жительство;
  • российские юрлица;
  • подразделения российских юрлиц, которые открыты за границей;
  • дипломатические и консульские представительства России, находящиеся за пределами страны;
  • Российская Федерация и субъекты, а также муниципальные образования.

О том, кто является налоговым резидентом в России, вы узнаете, прочитав статью «Налоговый резидент РФ — это…».

Валютные операции совершают также лица, называемые нерезидентами. Это (п. 7 ст. 1 Закона):

  • физлица, которые не могут быть определены как резиденты;
  • юрлица, зарегистрированные за рубежом;
  • иностранные организации, которые не обладают статусом юридических лиц, созданные и находящиеся за пределами России;
  • иностранные дипломатические и консульские представительства, прошедшие в России аккредитацию;
  • межправительственные и межгосударственные представительства и организации в России, а также их филиалы;
  • постоянные представительства на территории России подразделений нерезидентов;
  • иные лица, не упомянутые как резиденты.

К субъектам валютных операций еще относятся уполномоченные банки. Полное определение таким банкам дано в п. 8 ст. 1 закона № 173-ФЗ: это финансовые организации, осуществляющие такие операциина основании выданных Центробанком лицензий.

В Путеводителе от КонсультантПлюс вы узнаете как правильно учитывать валютные операции в бухгалтерском и налоговом учете. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Какие операции относятся к валютным: их сущность

В соответствии с п. 9 ст. 1 закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся действия :

  1. По получению и передаче инвалюты между резидентами.
  2. Получению и передаче инвалюты, а также использованию иностранной валюты, российских рублей, внутренних ценных бумаг как средств платежа при совершении валютных операций, осуществляемых между:
  • резидентами и нерезидентами;
  • нерезидентами.
  1. Ввозу/вывозу из страны инвалюты, рублей и российских ценных бумаг.
  2. Переводу инвалюты, рублей, российских иностранных ценных бумаг со счета субъекта валютных операций, открытого за границей, на его же банковский счет в России, и в обратном направлении.
  3. Переводу рублей и ценных бумаг нерезидента по его банковским счетам, открытым в России.
  4. Переводу рублей с заграничного счета одного резидента на заграничный счет другого резидента.
  5. Переводу рублей резидента по открытым им заграничным банковским счетам.

Понятие и классификация валютных операций содержатся в ст. 6, ст. 9 и ст. 10 закона № 173-ФЗ. Здесь даны общие правила, как проводить валютные операции между резидентами и нерезидентами, между резидентами и между нерезидентами соответственно.

Кроме того, валютные операции можно классифицировать и по более узким признакам и параметрам.

Валютные операции в РФ: их перечень, разновидности

  1. По срокам выполнения валютные операции делятся на капитальные, текущие и кассовые.
  2. В зависимости от задействованных субъектов такие операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.
  3. Валютные операции могут иметь разное назначение и быть направлены на достижение различных целей. В частности, они могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.
  4. В соответствии с особенностями ведения бухучета и характером валютных операций их можно разделить на активные и пассивные.
  5. Валютные операции могут быть индивидуализированы под характер сделки или под клиента любого банка. Исходя из такой классификации, можно выделить:

  • операции с валютой по банковскому счету клиента банка, открытому в инвалюте;
  • корреспондентскую связь с другими банками;
  • сопровождение экспортно-импортных операций;
  • торговлю инвалютой на территории России;
  • накопление инвалюты в экономике страны;
  • кредитование в международной финансовой среде.

Также выделяют конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких валютных операций можно привести торговлю Forex.

На какие основные виды делятся валютные операции

Виды валютных операций и существующие ограничения напрямую связаны с участвующими в них субъектами. Так, при осуществлении валютных операций между лицами, признанными нерезидентами, не существует каких-либо ограничений. Небольшим исключением в части выполнения обязательств в рамках антимонопольного законодательства являются валютные операции, осуществляемые с российскими ценными бумагами на территории Российской Федерации.

Валютные операции, осуществляемые между нерезидентами и резидентами, также освобождены от каких-либо ограничений. Небольшим исключением при совершении операций с валютой между указанными выше субъектами являются ограничения, принятые регулятором в части установления требований:

  • по оформлению документов при совершении сделок с наличной инвалютой и в чеках с номиналом в инвалюте, осуществляемых кредитными учреждениями;
  • по идентификации физлица, продающего или покупающего наличную инвалюту и чеки с номиналом в инвалюте;
  • по совершению валютных операций в виде покупки/продажи инвалюты в РФ только лишь через уполномоченные банковские учреждения.

А вот осуществлять валютные операции резидентам друг с другом запрещено, за исключением нескольких случаев, перечисленных в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ.

О том, по каким правилам проводятся валютные операции между резидентами и нерезидентами, читайте в материале «Валютные операции между резидентами и нерезидентами».

Какой тип валютных операций причислен к текущим, а какой к ним не относится

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перечисление в Россию и из нее денежных средств в валюте для обеспечения экспорта и импорта;
  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
  • перечисление в Россию и из нее процентов и других выплат, связанных с получением доходов, которые образуются от движения капиталов;
  • перечисление в Россию и из нее средств в виде заработной платы, премий, пенсий и пр.;
  • инвестиции путем прямого приобретения доли в уставном капитале или через покупку ценных бумаг;
  • перечисление денежных средств для покупки имущественных и неимущественных объектов;

Все операции, которые не попадают под этот список не могут быть причислены к текущим и таковыми не являются.

Кто контролирует операции по счетам, в том числе валютным

Валютные операции в России контролируют агенты и госорганы валютного контроля. В целом контроль за их проведением в рамках соответствующих сделок осуществляется правительством.

К контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов. Агенты, осуществляющие контроль за прохождением таких операций, — это уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

О том, как отчитываться перед контролирующими валютные операции органами, читайте в материале «Какие документы представляют для валютного контроля?».

См. также: «Справочник кодов видов валютных операций (2019 — 2020)».

Наличные и расчетно-кассовые операции в иностранной валюте

Чаще всего валюта поступает в кассу после ее снятия со счета в обслуживающем банке. При этом тратить ее разрешается исключительно на командировочные цели, когда они выдаются сотрудникам под отчет для служебных поездок за рубеж.

Проведение расчетно-кассовых операций с валютой подчинено тем же правилам, что и с рублями. Кассиры при этом обязаны вести аналитический учет по каждой валюте. Записи рекомендуется вести по отдельным субсчетам для каждого вида валюты, система самих счетов та же, что и для рублевой сферы.

Кроме того, учитывать операции на этих счетах следует исключительно в рублях. Пересчет иностранной валюты может быть произведен по курсу ЦБ РФ, точкой отсчета может быть:

  • день осуществления операции;
  • день сдачи бухгалтерского отчета;
  • день изменения курса валюты.

Курсовые разницы, образующиеся при переоценке валюты в кассе компании, надлежит признавать каждый месяц и относить в зависимости от обстоятельств на внереализационные доходы или расходы.

О правилах осуществления переоценки оставшейся валюты читайте в материале «Как осуществляется переоценка валютных остатков?».

К какой группе валютных операций относится инкассо

Инкассо иностранной валюты согласно установленной классификации относится к неторговым операциям финансовых учреждений.

Инкассовая операция характеризуется тем, что деньги в пользу экспортера по условиям контракта переводит банк импортера после согласования со своим клиентом. При этом документооборот по экспортной операции производится исключительно через банки. Они же сообщают о поступлениях платежей, их состоянии и пр.

По сравнению с аккредитивом, инкассо в последнее время стали применяться намного реже по той причине, что между отгрузкой и поступлением денежных средств на счет проходит больший срок, нежели чем при обычных условиях. Помимо этого, импортер может заблокировать платеж уже на стадии выполнения контракта, оправдывая свои действия непредвиденными обстоятельствами. Чтобы избежать трений на этот счет, экспортер часто пользуется банковской гарантией.

Валютные операции: торговые, инвестиционные и «спот»

Основную долю в валютной сфере занимают торговые операции, связанные с экспортом, импортом товаров и продукции, услуг и работ, то есть те, которые обусловлены оборотами в коммерции. При проведении таких операций стороны действуют на основании контрактов, договоров и соглашений, в которых определены условия сотрудничества.

Расчеты при валютных операциях торгового характера производятся простым перечислением денежных средств с помощью аккредитива либо инкассо.

О том, как правильно заполнить платежное поручение в валюте, читайте в материале «Образец заполнения валютного платежного поручения».

Инвестиционные валютные операции могут условно разделяться на следующие категории:

  • прямые, если средства вкладываются в уставный капитал компании для получения дохода в будущем или получения дополнительного контроля;
  • портфельные, если приобретаются ценные бумаги.

В некоторых случаях это разделение произвести невозможно. Например, когда покупаются ценные бумаги для получения контроля над компанией.

Помимо этой градации, инвестиционные операции с валютой могут быть краткосрочными или долгосрочными, а также с малой или большой степенью риска. Обычно к таким операциям применяется комплексный подход, когда учитываются все приведенные деления.

Валютные операции типа «спот» характеризуются тем, что при проведении приобретения и реализации соответствующих средств должно выполняться главное условие: сделка с валютой должна произойти не позже чем на вторые сутки (учитываются только рабочие дни) с момента заключения договора.

Что такое срочные валютные операции

Подавляющую долю операций по приобретению и реализации валюты занимают такие, при которых на сделку уходит больше чем 2 рабочих дня. Их тогда называют срочными операциями, и при совершении сделки валюта поставляется с отсрочкой на период, превышающий 2-дневные рамки.

На такую сделку заключается специальный контракт, называемый валютным деривативом. В этой сфере предусмотрены 2 их вида:

  • Форвардный, при котором оговаривается передача валюты через утвержденный сторонами срок по цене, фиксированной на дату заключения соглашения. Авансов здесь не предусмотрено.
  • Фьючерсный, при котором стороны соглашения тоже покупают и продают валюту. Но здесь определяется только курс валюты, по которому будет совершаться торговля, а не фиксированная цена. Кроме того, все форвардные контракты проходят исключительно через биржи, через которые проводятся все расчеты. Она же определяет правила заключения следок и следит их за соблюдением.

Указанные выше операции считаются в этой сфере базовыми, производными от них являются опционные операции, свопы и пр.

Неторговые валютные операции

Неторговые операции с валютой — это действия следующего характера:

  • приобретение и реализация валюты в виде наличных средств или посредством платежных документов;
  • инкассо валюты;
  • выпуск банковских карт и их последующее обслуживание;
  • приобретение дорожных чеков зарубежных финансовых структур;
  • аккредитивные операции.

Основную долю (в денежном выражении) в общем количестве неторговых операций занимает реализация и приобретение иностранной валюты.

Валютные операции в «1С»

При отражении валютной операции в программе «1С» следует учитывать одну особенность: если перевод между рублевым расчетным счетом и валютным счетом займет больше 1 дня, то надо будет воспользоваться 57-м счетом, носящим название «Переводы в пути» и являющимся промежуточным. Принимаются на этот счет средства на основании документов: банковских квитанций, ведомости по сдаче валюты инкассаторам и пр.

Например, если валюта реализуется, то списать средства следует со счета 52, на котором отражаются валютные счета, а в качестве счета расчетов указывается счет 57, субсчет, на котором отражается продажа валюты, например 22.

При приобретении иностранной валюты используется другой субсчет, например 57.02, на котором отражается ее покупка.

См. также: «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».

Итоги

Валютные операции могут проводиться между резидентами и нерезидентами РФ без ограничений. Между резидентами они, за некоторым исключением, запрещены. Данная сфера регулируется законом № 173 и распорядительными документами ЦБ РФ. В них определен перечень действий, которые могут быть причислены к валютным операциям, и правила их ведения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.