Агентство по реструктуризации ипотечных кредитов

Содержание

Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (ОАО «АРИЖК») создано в 2009 году в рамках реализации программы государственной поддержки заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Агентство реструктуризирует ипотечные кредиты граждан с целью предоставления им времени для восстановления финансового положения и возобновления самостоятельного обслуживания своих займов в будущем. С 1 января 2011 года АРИЖК стало выполнять еще и функции коллектора.

АРИЖК — дочерняя компания Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которому принадлежит там 100% без одной акции. Держателем одной акции выступает Ассоциация российских банков (через дочернюю структуру). Уставный капитал АРИЖК составляет 5 млрд рублей. Председатель совета директоров ОАО «АРИЖК» – Александр Семеняка, генеральный директор – Андрей Языков.

Агентство предлагает заемщикам три уровня поддержки. Первый уровень рассчитан на 12 месяцев. В зависимости от программы помощь агентством может быть оказана через выдачу стабилизационного займа или рефинансирования ранее взятого кредита. Если в течение года заемщик не восстановит свою платежеспособность, он может рассчитывать на второй уровень поддержки.

Второй уровень предусматривает выкуп АРИЖК займа у кредитора для последующей реструктуризации. Агентство произведет изменения в условиях кредита (срок, процентная ставка, порядок погашения задолженности) с учетом текущего финансового положения заемщика.

Если в отношении последнего вынесено судебное решение об обращении взыскания на предмет залога, но еще отсутствует исполнительное производство, он может рассчитывать на третий уровень поддержки, который предусматривает выкуп АРИЖК предмета залога.

Реструктуризировать ипотечный кредит через программы АРИЖК можно, если:

— заемщик является гражданином РФ;

— кредитный договор заключен до 1 июля 2009 года;

— жилье находится в залоге у кредитора;

— жилье, выступающее в качестве залога по ипотеке, является единственным для проживания;

— площадь жилья, приобретенного в ипотеку, составляет: для одного человека — не более 50 кв. метров, для двоих — до 35 кв. метров на каждого, для семьи из трех человек и больше — максимум по 30 кв. метров;

— уровень дохода снизился до суммы менее трех прожиточных минимумов на каждого члена семьи за вычетом ежемесячных платежей по ипотеке;

— отсутствуют непогашенные просрочки платежей по ипотечному кредиту сроком более 90 дней, возникшие до снижения дохода;

— заемщик полностью использовал для погашения кредита все возможные сбережения и активы (ценные бумаги, вклады, паи, ликвидное имущество).

Помимо участия в реструктуризации ипотечных кредитов, агентство предлагает и постоянно разрабатывает новые кредитные программы. Одной из них стала стартовавшая в пилотном режиме программа «Переезд». Она позволяет приобрести за счет имеющегося в собственности жилья новое в том же или в другом городе, например при трудовой миграции. Агентство выдает кредит, по которому погашение основного долга и процентов происходит в конце срока не за счет заемщика, а из средств, полученных после продажи имеющегося жилья.

АРИЖК работает над двумя новыми программами – «Обратная ипотека» и «Аренда с выкупом». Первая рассчитана на нетрудоспособное население. Агентство предоставляет заемщику денежные средства, а он, в свою очередь, закладывает собственное жилье, которое после наступления смерти перейдет в пользу кредитора. Вторая программа предусматривает приобретение агентством объектов недвижимости в целях передачи внаем будущему собственнику.

По состоянию на 1 июля 2011 года АРИЖК через агентов по реструктуризации действует в 83 субъектах Российской Федерации и имеет 687 точек присутствия. При отсутствии агента непосредственно в месте проживания ипотечного заемщика поддержка осуществляется при помощи дистанционной технологии. Агентством оказано более 64,5 тыс. консультаций, одобрено 8,494 тыс. заявлений на реструктуризацию, реструктурировано 7,969 тыс. кредитов.

Официальный сайт

Хабаровск. 23 апреля. ИНТЕРФАКС-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК — Агентство реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) регистрирует на Дальнем Востоке пока единичные случаи обращения заемщиков, которые столкнулись с трудностями при выплате кредитов на покупку жилья, заявил генеральный директор АРИЖК Андрей Языков.

«На сегодняшний момент поток обращений заемщиков из Дальневосточного федерального округа незначителен. Программа только запустилась, поэтому говорить плохо это или хорошо еще рано. Количество обращений еще не является индикатором кризиса», — сказал А.Языков на пресс-конференции в пресс-центре агентства «Интерфакс-Дальний Восток» в Хабаровске в четверг.

Тем не менее, по предварительным оценкам экспертов, которые привел гендиректор АРИЖК, только в Хабаровском крае за помощью в реструктуризации ипотечных кредитов в 2009 году (срок, который установлен правительством — ИФ) могут обратиться до 1,5 тыс. человек.

При этом А.Языков отметил, что экономическая ситуация в дальневосточных регионах несколько лучше, чем, например, в Самарской или Кемеровской областях, Алтайском крае, где прошли массовые сокращения на предприятиях и где люди столкнулись с проблемой погашения кредитов на жилье.

«В Новосибирской области, например, картина немного иная. Там много обращений, но там прекрасно работает региональный оператор, у него хороший контакт с населением. Люди знают об этой программе и обращаются за помощью. Но экономическая ситуация не сильно ухудшилась», — отметил глава АРИЖК.

«На Дальнем Востоке пока плохая информированность населения о данной программе», — подчеркнул А.Языков.

Он напомнил, что, согласно государственной программе поддержки ипотечных заемщиков, оказавшихся в трудной ситуации, реструктуризация кредита предполагает предоставление денежных средств на срочной, платной и возвратной основе.

«Воспользовавшись программой, заемщик сможет на время льготного периода — максимум 12 месяцев — существенно снизить платежную нагрузку на собственный бюджет», — пояснил А.Языков.

По его словам, в течение года заемщик должен найти работу, чтобы по окончании льготного периода самостоятельно начать как погашение ипотечного кредита, так и возвратить средства, выданные в рамках реструктуризации.

А.Языков отметил, что АРИЖК готово оказать поддержку заемщикам любого банка, при этом с крупнейшими банками России — ВТБ 24, «Газпромбанк-Ипотека», «Возрождение», «Московский банк реконструкции и развития» уже заключены дополнительные соглашения об упрощенном документообороте в рамках процедуры реструктуризации.

«Это позволило сократить срок рассмотрения заявок и оказания помощи заемщикам. В настоящее время агентство при участии других банков продолжает разработку иных форм поддержки ипотечных заемщиков», — сказал гендиректор АРИЖК.

Он сообщил, что заемщики, испытывающие проблемы, могут обращаться за помощью к региональным операторам, заключившим договоры с АРИЖК, а также по телефону круглосуточной «горячей линии» АРИЖК 8-800-700-700-2. Кроме того, подробная информация размещена на сайте АРИЖК www.arhml.ru.

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) создало АРИЖК как отдельную структуру для реструктуризации проблемных ипотечных кредитов в конце февраля. Уставный капитал АРИЖК составляет 5 млрд рублей. Кроме того, АРИЖК располагает резервами в сумме 25 млрд рублей.

Собственником 100% минус 1 акция АРИЖК является АИЖК, держатель одной акции — Ассоциация российских банков (через дочернюю структуру).

Кто может получить кредит?

Юридические лица и ИП, которые:

  • имеют наёмных работников;
  • ведут деятельность в одной из или нескольких отраслях/видах деятельности из перечня пострадавших отраслей, или перечня отраслей российской экономики, требующих поддержки для возобновления деятельности, или включённых в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих поддержку (соответствующие коды ОКВЭД должны быть отражены в ЕГРИП или ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года);
  • в отношении них не введена процедура банкротства;
  • деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, и не прекращена в случае ИП.

На какие цели можно взять кредит?

Основная цель — возобновление деятельности:

  • выплата зарплаты
  • пополнение оборотных средств
  • инвестиционные цели (приобретение, обновление или создание основных средств, включая модернизацию объектов капитального строительства)
  • погашение кредитов, выданных по программам субсидирования МЭР под 8,5% и 9,95% или под 0% на выплату заработной платы

Нужно подтвердить документами, что вы использовали кредитные средства именно в этих целях.

Какие документы нужны для оформления кредита, если компания — клиент Сбербанка?

Для ИП

  1. Паспорт ИП
  2. Налоговая декларация за 2019 и справка об имущественном положении по форме банка, если сумма кредита более 10 млн ₽
  3. Лицензии и разрешения при наличии

Для ООО и других юридических лиц

  1. Паспорт директора
  2. Трудовой договор с директором и решение или протокол о его назначении
  3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала
  4. Лицензии и разрешения при наличии
  5. Бухгалтерская (финансовая) отчётность за 2019 год, заверенная печатью и подписью руководителя
  6. Решение (у компании 1 собственник) или протокол (у компании несколько собственников) об одобрении крупной сделки, оформленные в соответствии с действующим законодательством

Какие документы нужны, если компания — не клиент Сбербанка?

Кредит может получить только клиент Сбербанка — необходимо открыть расчётный счёт.

Дополнительно к документам, перечисленным выше, необходимо будет подготовить пакет правоустанавливающих документов для открытия счёта.

Что такое «базовый период» и «период наблюдения»?

Базовый период — это период кредитного договора с даты заключения по 30 ноября 2020 года включительно.

Период наблюдения — период с 1 декабря 2020 года по 31 марта 2021 года включительно.

Период погашения — период продолжительностью 3 месяца с даты, следующей за датой окончания базового периода или периода наблюдения.

Период наблюдения наступает, если вы выполнили все условия:
а) сохранили не менее 80% сотрудников в течение базового периода на конец одного или нескольких отчётных месяцев по сравнению с 1 июня 2020 года; б) в отношении вашей компании по состоянию на 25 ноября 2020 года не введена процедура банкротства, ваша деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, или, если вы ИП, вы не прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Если хотя бы одно из условий не выполнено, вместо периода наблюдения наступает период погашения.

При каких условиях государство выплатит за компанию сумму основного долга вместе с процентами?

Если вы сохраните 90% штата, государство выплатит за вас всю сумму кредита вместе с процентами. Если от 80% до 90%, то половину суммы. Если менее 80%, то субсидирования из бюджета не будет — вы должны будете погасить основной долг и проценты самостоятельно.

При одновременном выполнении следующих условий:

а) в рамках кредитного договора наступил период наблюдения;

б) в отношении вашей компании на дату завершения периода наблюдения не введена процедура банкротства, ваша деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, или, если вы ИП, вы не прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

в) средняя заработная плата, которую вы выплачивали каждому работнику в течение периода наблюдения, не меньше минимального размера оплаты труда;

г) вы сохранили не менее 80% сотрудников в течение базового периода на конец одного или нескольких отчётных месяцев по сравнению с 1 июня 2020 года (не менее 90% – при полном списании задолженности, или не менее 80% — при списании половины задолженности).

Если вы сохранили менее 80% штата, то субсидирования из бюджета не будет — вы должны будете погасить основной долг и проценты самостоятельно.

Как рассчитывается сумма кредита?

Максимальная сумма кредита рассчитывается по формуле:
федеральный МРОТ (12 130 ₽) × 1,3 × число сотрудников заёмщика × (региональный коэффициент + процентная надбавка к заработной плате) × количество месяцев базового периода.
Численность работников, а также размер коэффициентов определяется на основании сведений, размещённых в информационном сервисе ФНС, по состоянию на 1 июня 2020 года.

Какую часть общей суммы кредита я могу получить сразу? Есть ли ограничения?

Кредитные средства банк перечисляет частями. Максимальная сумма кредита в месяц не может быть больше двукратного МРОТ с учётом районных коэффициентов, процентных надбавок и страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30%, умноженного на численность работников на 1 июня 2020 года.
Сумма рассчитывается по формуле:
2МРОТ х К х 1,30 х РК х ПН,
где К — количество сотрудников на 01.06.2020, РК — региональный коэффициент, ПН — процентная надбавка к заработной плате

Как подтвердить численность сотрудников?

Банк подтверждает численность сотрудников самостоятельно по сведениям из ФНС по состоянию на 25 число каждого месяца, поданным клиентом.

Требуется ли обеспечение?

Обеспечение не требуется.

По какой ставке будут начисляться проценты?

На протяжении базового периода и периода наблюдения действует льготная ставка — 2% годовых. Проценты по льготной ставке не уплачиваются, а начисляются и включаются в основной долг в день, следующий за последним днём базового периода или периода наблюдения. В период погашения действует рыночная ставка.

В течение какого времени компания должна вести деятельность, чтобы претендовать на субсидирование?

Для торговли — от 3 месяцев с даты государственной регистрации. Для остальных отраслей — от 6 месяцев.

Как узнать статус поданной заявки на получение кредита?

Чтобы узнать статус поданной заявки, начиная с 15 июня вы можете оставить запрос на получение информации по телефону 0321. Приносим извинения за неудобства.

Как узнать, что приём новых заявок восстановлен?

О точной дате начала приёма заявок мы сообщим на сайте после 15 июня.