Администрирование страховых взносов

Содержание

Президента просят отложить передачу администрирования страховых взносов ФНС // К реформе никто не готов, опасаются бизнес и профсоюзы

Предприниматели и профсоюзы просят Президента отложить передачу администрирования пенсионных взносов от Пенсионного фонда России (ПФР) к Федеральной налоговой службе (ФНС) с января 2017 года до июля 2018 года, передает «Коммерсант». Работу над соответствующим законопроектом по поручению главы государства сейчас завершает Минфин. Документ должен быть внесен в Госдуму до мая этого года. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) против реформы не возражают, но считают, что она преждевременна и в нынешней экономической ситуации усложнит работу как компаниям, там и госорганам.

О том, что администрированием страховых взносов с 2017 года может заняться ФНС, стало известно еще в марте 2015 года. В Минфине считали, что эта мера позволит сэкономить ресурсы, повысить эффективность администрирования и снизить нагрузку на бизнес. По мнению ведомства, ФНС может проверять взносы вместе с проверками НДФЛ, так как различие в базах налога и взносов небольшое (см. ). Соответствующий законопроект Минфин должен внести в Госдуму до 1 мая.

РСПП и ФНПР не спорят с инициативой о передаче администрирования взносов ФНС, но в своем письме Президенту говорят о том, что в нынешних экономических условиях реформа преждевременна. Авторы письма также подчеркивают, что существующий сейчас единый процесс сбора взносов и учета пенсионных прав граждан не стоит разделять. Бизнес и представители работников предлагают отложить реформу до 1 июля 2018 года, чтобы исключить возможные потери данных о гражданах и снизить административную нагрузку на работодателей и на бюджет.

Как следует из пояснений к законопроекту, на финансирование новой функции налоговых органов в 2016–2020 годах потребуется 35,4 млрд руб. Эти средства Минфин предполагает получить за счет уменьшения финансирования ПФР, которое произойдет из-за за сокращения его функций. А за счет сокращения штата ПФР на 16 тыс. человек в налоговой службе появится более 11 тыс. новых работников, 5 тыс. из которых — уже с января 2017 года.

Еще одна инициатива Минфина по реформированию сферы социального страхования — включение страховых взносов в Налоговый кодекс (НК), установление единого тарифа для них (от 27 до 30%) и отмена большинства льгот, а также применение к таким платежам методов налогового регулирования. В результате этой реформы ведомство рассчитывает получить дополнительные средства в бюджет. Так, при ставке взносов в 30% поступления могут увеличиться с 5,3 трлн до 5,7 трлн руб. (см. ).

Систематизация бухгалтерии

08.09.2018 | Комментариев нет

С 14 по 16 декабря в Отделении ПФР по Волгоградской области состоялось совещание, посвященное подведению предварительных итогов уходящего 2016 года. В рамках мероприятия руководители структурных подразделений, начальники районных Управлений ПФР смогли доложить о результатах работы на территории региона по пенсионному обеспечению и страхованию, а также обсудить приоритетные задачи будущего года.

Одной из главных тем совещания стало исполнение плана мероприятий по передаче полномочий по администрированию страховых взносов в Федеральную налоговую службу. Напомним, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переходит в ведение Федеральной налоговой службы Российской Федерации. В то же время ряд функций в части администрирования останется за Пенсионным фондом России. Эти функции следующие:

  • Прием и обработка расчетов, в том числе уточненных, по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Таким образом, РСВ-1 за 2016 год подается в ПФР в срок до 15 февраля 2017 года в бумажном виде и до 20 февраля 2017 года в электронном виде.
  • Проведение камеральных и выездных проверок, в том числе повторных, за периоды, истекшие до 1 января 2017, а также вынесение решений о привлечении или отказе в привлечении по их результатам.
  • Принятие решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
  • Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по основаниям, которые возникли до 1 января 2017 года.
  • Администрирование страховых взносов на страховую пенсию, которые уплачивают граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
  • Администрирование добровольных страховых взносов на накопительную пенсию (Программа государственного софинансирования пенсии).

Помимо этого Пенсионный фонд России продолжит прием:

  • Сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М. Здесь важно напомнить, что с 2017 года меняется срок сдачи СЗВ-М – не позднее 15-го числа месяца, следующего после отчетного. При сдаче формы надо по-прежнему руководствоваться общими правилами переноса срока сдачи отчетности. Если последний день сдачи приходится на выходной или нерабочий день, он переносится на ближайший рабочий день.

    Передача администрирования страховых взносов в ФНС

    Таким образом последний день представления СЗВ-М за декабрь 2016 – 16 января 2017 года.

  • Сведений о стаже застрахованных лиц (ежегодно, не позже 1 марта следующего года).
  • Реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию или уплачены взносы работодателя (не позднее 20 дней со дня окончания квартала);
  • Копии платежных документов от застрахованных лиц об уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию за истекший квартал (не позднее 20 дней со дня окончания квартала). Эти документы предоставляют сами граждане – участники программы государственного софинансирования пенсии.

В связи с передачей функции администрирования в ФНС, для своевременного поступления в бюджетную систему Российской Федерации средств страховых взносов и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов, особое внимание необходимо обращать на заполнение следующих реквизитов:

  • В полях «ИНН» и «КПП» получателя средств – указывается значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.
  • В поле «Получатель» – указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.
  • В поле «код бюджетной классификации» – указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение «182» – Федеральная налоговая служба. При этом надо учитывать, что КБК для уплаты страховых взносов как за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, так и за периоды с 1 января 2017 года, утверждаются Приказом Минфина России. При заполнении в распоряжении о переводе денежных средств реквизита (104), при указании КБК особое внимание следует обратить на коды подвидов доходов, так как они будут различны в зависимости от периода, за который уплачиваются страховые взносы.

Остается добавить, что за несколько месяцев специалистами Отделения и территориальных Управлений был проработан огромный массив законодательных документов, распорядительных актов, последовательно выполнены пункты совместного плана работ Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы, налажена работа автоматизированных программных комплексов.

Тем не менее, до конца текущего года остается выполнить еще ряд задач по передаче полномочий. А за первое полугодие 2017 года осуществить проведение камеральных проверок, загрузить на лицевые счета индивидуальные сведения за 2016 год, укомплектовать наблюдательные дела плательщиков страховых взносов и обеспечить их сохранность до 2022 года и многое другое.

Уважаемые страхователи!

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты:

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов»,

изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с этими Федеральными законами с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются налоговым органам.

Обращаем Ваше внимание, что уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как и прежде будут контролировать территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Сравнительная таблица

Схема взаимодействия

Закон 243-ФЗ

Закон 250-ФЗ

Комментарий к федеральным законам

Брошюра по передаче администрирования страховых взносов с 1 января 2017 года

Новая форма 4-ФСС с 1 квартала 2017 года

Новые формы документов для возмещения расходов с 2017 года

Новые КБК с 1 января 2017 года

Фонд социального страхования передаст часть полномочий по администрированию страховых взносов

Какие функции будут переданы налоговой службе?

С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования будут возложены на налоговые органы.

С 1 января 2017 года страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и, соответственно, к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах.

Для чего?

Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

Как передача функций отразится на страхователях?

Раздел I Налогового кодекса дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 «Страховые взносы», в которой определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

Законодателем сохранены базовые принципы исчисления и уплаты страховых взносов (ставшие уже привычными по Закону № 212-ФЗ).

Объект обложения страховыми взносами не изменится. По-прежнему будут облагаться страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Для плательщиков страховых взносов на период 2017-2021 гг. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год: в 2017 г. — 1,9; 2018 г. — 2,0; 2019г. — 2,1; 2020 г. — 2,2; 2021 г. — 2,3.

Для таких плательщиков тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на 2017-2018 гг. останутся прежними:

— на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины — 2,9%;

— на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины — 1,8%.

Также пониженные тарифы страховых взносов сохранятся для категорий плательщиков, указанных в статье 427 Налогового кодекса.

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, будет уплачиваться в тот же срок — не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

До 31 декабря 2020 года включительно продолжает действовать так называемый «зачетный принцип»: сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством.

Будет утверждена новая форма расчета по страховым взносам в Федеральную налоговую службу, которая объединит показатели РСВ-1 и раздела I Формы 4-ФСС. Новый расчет будет необходимо представлять не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Какие полномочия останутся у Фонда социального страхования в части администрирования страховых взносов?

Как и прежде, в ведении Фонда социального страхования останутся функции администрирования страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из-за отмены Закона № 212-ФЗ общие принципы администрирования страховых взносов, которые были в нем закреплены, перенесены в Закон № 125-ФЗ.

Будет расширен перечень прав проверяющих ФСС РФ. В частности, закреплены права сотрудников Фонда вызывать страхователя для дачи пояснений, а также определять сумму взносов расчетным путем, в том числе исходя из данных об иных аналогичных страхователях. Последнее будет возможно в случае отсутствия у страхователя учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка.

Расчет по Форме 4-ФСС в Фонд социального страхования претерпит изменения — из него исключат Раздел I.

Администрирование страховых взносов: плюсы минусы

Новую Форму 4-ФСС, которая будет называться «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения», страхователи по-прежнему будут сдавать в отделения ФСС РФ:

— на бумажном носителе — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

— в электронной форме (при среднесписочной численности работников более 25 человек) — не позднее 25-го числа.

Кроме того, за Фондом будут сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе сохранено право проводить:

— камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

— камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

— выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией будут направляться отделением Фонда в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу этих решений.

Что делать страхователю в связи с передачей администрирования?

Территориальные органы Фонда социального страхования должны провести сверку расчетов со страхователями и вплоть до передачи полномочий по администрированию взносов предпринимать меры по взысканию накопленной задолженности. С 1 января 2017 года взысканием недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумм соответствующих пеней и штрафов будет заниматься налоговая служба.

Архангельское региональное отделение предупреждает — во избежание спорных ситуаций в переходный период страхователям необходимо принять меры к урегулированию задолженности по обязательному социальному страхованию:

— при необходимости провести совместную сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам;

— при наличии задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам завершить расчеты до окончания финансового года (до 31.12.2016 г);

— при наличии излишне уплаченных сумм и (или) превышения расходов обратиться в отделение Фонда по месту регистрации с соответствующим заявлением, расчетом по Форме 4-ФСС и документами, подтверждающими произведенные расходы.

Успейте подать заявления на зачет переплаты и возмещение расходов

С 1 января 2017 года отделение Фонда не будет осуществлять зачет между страховыми взносами ВНиМ и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 2017 года будет возможен только возврат излишне уплаченных страховых взносов ВНиМ и соответствующих пеней и штрафов: за периоды до 01.01.2017 – через отделение Фонда, за периоды с 01.01.2017 – через налоговые органы.

До 31 декабря 2018 года включительно продолжит действовать так называемый принцип «зачетного механизма», когда сумма страховых взносов ВНиМ уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования (п. 2 ст. 431 НК РФ, п. 3 ст. 5 Закона № 243-ФЗ). Однако, с 1 января 2017 года согласно п. 9 ст. 431 НК РФ, разница между суммой произведенных расходов и суммой начисленных страховых взносов ВНиМ будет зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей только после получения от отделения Фонда подтверждения заявленных плательщиком расходов за соответствующий период.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем страхователям заблаговременно провести сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в отделение Фонда:

— заявление на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

— заявление на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральными законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются Федеральной налоговой службе России.

С 01.01.2017 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации»признается утратившим силу.

С 01.01.2017 за Фондом социального страхования Российской Федерациисохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

Ø Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

Ø Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся с 01.01.2017года по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г. с ФСС по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим до 31.12.2016г.

СТРАХОВАТЕЛЬ:

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

предоставляет в ФСС РФ Расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016, в т.ч.

Голикова: решение передать ФНС администрирование страховых взносов от ПФР было правильным

уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017 года, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года;

осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017г, в порядке, действующем до 01 января 2017г (а именно: проводит камеральные проверки Расчетов по форме 4-ФСС за 2016 год, в том числе уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и выездные проверки за периоды до 2016 года;

проводит камеральные (выездные) проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в порядке, действующем до 01 января 2017 года;

направляет страхователю решение по результатам камеральной (выездной) проверки;

подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ за период до 31.12.2016 года;

подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;

имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016 г;

осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;

с 01.01.2017 года страхователь производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России (в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России);

обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок Расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в т.ч. уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г. с ФСС и ФНС России по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г.

СТРАХОВАТЕЛЬ:

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

Начиная с 1 квартала 2017г. предоставляет в ФНС России Расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п.п.1 п.1 ст.419; п.7 ст.431 НК РФ) (форма Расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России);

проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:

Ø по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;

Ø на основании сведений из Расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;

проводит внеплановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения;

проводит совместно с ФНС России плановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения.

производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 01.01.2017г;

подает заявление в ФНС РФ на возврат переплаты страховых взносов;

проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам, возникшим с 01.01.2017г;

обжалует Решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) поверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г;

подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;

обжалует в ФСС РФ Решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетный (расчетный) периоды, с 01.01.2017г, в порядке, установленном НК РФ (а именно: проводит камеральные проверки Единого Расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017г, совместно с ФСС РФ);

учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 01.01.2017г;

проводит сверку по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017г;

выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017г;

рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок, жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налогового органа;

Передача полномочий по администрированию страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию налоговым органам

07 ноября 2016 09:40

С 01.01.2017 вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В соответствии со вступающими в силу изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) переходят к Федеральной налоговой службе России.

В связи с вышеизложенным разработан порядок передачи данных из ПФР в налоговые органы и приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС:

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2016 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2016 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

— об уточнении основания, типа и принадлежности платежа;

— о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

— о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (при наличии переплаты с учетом обязательств 2016 года).

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Обращаем внимание плательщиков, что с 01.01.2017 изменяются коды бюджетной классификации по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, в т.ч. задолженности, за периоды до 2017 года.

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2016 года и недоимку не позднее 25 декабря 2016 года.

Вместе с тем, расчет по форме РСВ-1 за 2016 год должен быть представлен в территориальный орган ПФР на бумажном носителе до 15.02.2017 включительно, в форме электронного документа — до 20.02.2017 включительно, РСВ-2 – до 01.03.2017.

С учетом внесенных изменений и дополнений с 01.01.2017 за Пенсионным фондом сохранены следующие полномочия:

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (выездные и камеральные проверки), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года;

— прием Расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действующим до 2017 года;

— принятие Решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года.

Кроме того в территориальные органы ПФР необходимо будет представлять отчетность по стажу:

— Отчет по форме СЗВ-М. С 2017 года эта форма отчетности будет предоставляться до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

— Сведения о страховом стаже сотрудников, где указываются только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отчет представляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

До 2017 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования принадлежит ПФР и его местным отделениям. При этом уплата взносов по ОМС осуществляется работодателями в ПФР, а тот в свою очередь передает данные в ФФОМС. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию принадлежат ФСС. Поэтому до конца 2016 года полномочия по сбору, учету, распределению и выплатам средств системы социального, пенсионного и медицинского страхования находятся в ведомстве внебюджетных фондов — ФСС, ПФР и ФФОМС. Данные фонды формируются за счет страховых взносов работодателей.

Администрирование страховых взносов: последние новости

В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.

Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.

Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.

Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2017 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.

В связи с нововведениями с 1 января 2017 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.

Передача администрирования страховых взносов

Давайте рассмотрим какие изменения ожидаются в системе в результате передачи полномочий по администрированию взносов в ведомство налоговой службы.

База начисления страховых взносов в 2017 году

1.Объект обложения останется без изменения — это выплаты по трудовым договорам (ст. 420 НК РФ) и ряду ГПХ (за исключением соцвзносов). Не облагаемые взносами выплаты перечислены в ст. 422 НК РФ.

2.Стоит отметить, что фактически регламент структуры страховых взносов из ФЗ №212 направлен в гл. 34 НК РФ без изменений. База, которая применяется для расчета страховых взносов, в соответствии со ст. 421 НК РФ останется прежней, также, как льготы и тарифы (нововведение: пониженные тарифы по льготникам на УСН могут применяться ими только, если их доход за год не превышает 79 млн руб.).

Но на 2017 год предельные показатели для расчета страховых взносов будут увеличены до следующих:

-876 000 руб. по обязательному пенсионному страхованию (если выплаты работнику составят больше этой суммы, то расчет взносов сократится с 22% до 10%);

-755 000 руб. по обязательному социальному страхованию (если больше этой суммы, то расчет и уплата взносов не будут производиться);

-взносы в систему обязательного медицинского страхования не зависят от суммы выплат и рассчитываются в размере — 5,1%.

База для расчета взносов с выплат, которые производятся в натуральном выражении, будет определяться из цен, указанных в ст. 150.3 НК РФ.

Изменения затронули оплату «суточных» работникам в командировках. С 2017 года они будут облагаться взносами, если их сумма будет превышать 700 руб./день (в России), 2500 руб./день (за пределами России).

Отчетность по страховым взносам в 2017 году

В свою очередь кардинальные изменения ожидают отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету. Организации ежеквартально должны будут предоставлять в ФНС (в орган, который будет заниматься сбором взносов) единый расчет по страховым взносам. Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа того месяца, который следует за отчетным периодом (с учетом выходных дней).

Если в расчете будут выявлены несовпадения по общей сумме рассчитанных страховых взносов и суммам в разрезе по каждому застрахованному лицу, то расчет будет считаться не предоставленным, о чем налоговая служба будет обязана уведомить плательщика.

При этом сохранится персонифицированный отчет в ПФР. Организации должны будут направлять в отделения ПФР раз в год данные о стаже застрахованных лиц и ежемесячно – персонифицированный отчет по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Отчетность в ФСС по взносам «на травматизм» сохраняется в упрощенном виде. Если среднесписочная численность работников организации составляет менее 25 человек, то форма 4-ФСС сдается на бумаге не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца. Если численность больше, то обязательно в электронном виде и не позднее 25 числа того же периода.

ИП и прочее самозанятое население, которые не производят выплаты иным физлицам, не должны подавать отчетность в ФНС, как это было и с требованиями ПФР.

Копии формы персонифицированного отчета в ПФР должны быть предоставлены работнику в течение 5 дней, после его запроса или в день расчета застрахованного лица.

Срок хранения документов по начисленным и уплаченным страховым взносам составляет 6 лет.

Фиксированные платежи для ИП в 2017 году

Фиксированные платежи для самозанятого населения не изменятся. При этом для предпринимателей, не подавших налоговую декларацию, не будут начисляться максимальные суммы платежей. Однако, если предприниматель предоставит отчетность, но не уплатит сами взносы, то ФНС, основываясь на данных налоговой декларации, сама определит его задолженность.

При уплате взносов «на травматизм» организации обязаны ежегодно с 2017 года подтверждать свой тариф, установленный ФСС. Для этого необходимо направлять справку и заявление в отделение ФСС не позднее 15 апреля текущего года, в котором будет устанавливаться тариф взносов. Если этого не сделать, ФСС имеет право присвоить наивысший класс риска организации в соответствии с применяемыми видами деятельности, и назначить максимальный тариф для расчета взносов.

КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году

С 2017 года уплатить страховые взносы в счет организации может третье лицо, но при оплате в квитанции стоит обязательно отметить, в счет кого производится оплата.

Важно! При уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и ОСС в счет временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году изменены все КБК. КБК по уплате взносов «на травматизм» остался без изменений.

Статус плательщика в платежке в поле 101 необходимо проставлять «01» вместо «08», как это было в 2016 году.

Пени по страховым взносам в 2017 году

В 2017 году изменится расчет пени за несвоевременную уплату взносов в ФНС. В расчет пени с 1 января 2017 года включать день фактической уплаты страховых взносов не нужно. А с 1 октября того же года увеличится сумма пени за несоблюдение сроков по взносам:

– если просрочка уплаты составляет менее 30 календарных дней, то пени будут считаться по-прежнему 1 к 300 ставки рефинансирования;

– если более 30 дней, то расчет будет производиться, как 1 к 150 ставки рефинансирования.

Штрафы по страховым взносам в 2017 году

Штрафы за нарушения в отношении страховых взносов будут аналогичны штрафам по налогам.

Штрафы от ФСС перечислены в новой ред. ФЗ №125 от 24.07.1998 г., а штрафы ПФР регламентированы новой ред. ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.

По СЗВ-М и ежегодному отчету в случае непредставления, несоблюдения сроков предоставления отчетности, а также, если была предоставлена неполная или недостоверная информация, штраф составит 500 руб. по каждому застрахованному лицу. Если будут нарушения в порядке сдачи электронной отчетности штраф составит 1000 рублей.

В 2017 году увеличится перечень административной ответственности, которая также будет распространяться на ответственных лиц.

С 2017 года все проверки по страховым взносам будут осуществляться налоговыми органами по тому порядку, по которому сейчас проходят проверки по налоговым платежам.

Обособленные подразделения организаций, производящие выплаты физлицам, должны будут самостоятельно представлять отчетность и производить уплату страховых взносов в территориальное отделение ФНС.

Переходные положения:

Уточненные расчеты за период до 01.01.2017 года необходимо предоставлять в ПФР и ФСС;

Излишне уплаченные взносы, пени, штрафы до указанного периода будет возвращать ПФР;

Взыскивать задолженность будет ФНС (особо важно учесть, что ФНС для взыскания задолженности с плательщика может заморозить счет).

Дорожные карты для страховых взносов: как фонды готовятся к 1 января

В восьмом номере журнала за этот год мы уже рассказывали о том, что с 1 января 2017 г. вступит в силу пакет законов, предусматривающих передачу полномочий по администрированию страховых взносов в налоговые органы. С этой же даты Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…» (далее — Закон № 212-ФЗ) утратит силу и начнет действовать новая глава 34 НК РФ, устанавливающая нормативно-правовое регулирование исчисления и уплаты страховых взносов, а также их администрирования налоговыми органами. Как будет осуществлен переход к новому порядку администрирования? Удастся фондам и налоговой службе избежать проблем, которые возникали в аналогичной ситуации раньше?

Передача функции администрирования от налоговых органов во внебюджетные фонды переживает уже третью волну. Есть определенные ожидания, которые возлагают плательщики и государство на очередной виток реформ. Есть опыт, в том числе негативный. Основной проблемой на предыдущем этапе администрирования страховых взносов налоговой службой было разделение финансового и информационного потоков: деньги «видела» налоговая служба, а ПФР получал информацию не всегда корректно, с разрывом во времени. Поэтому деньги, уплаченные страхователем, не могли быть учтены на лицевых счетах его работников — появились так называемые «неразнесенные» страховые взносы.

Стоит напомнить, что объем неучтенных на лицевых счетах денежных средств к 2008 г. составил 10,6 млрд. руб. Это означало, что деньги, уплаченные страхователем в качестве страховых взносов, не выполняли свое основное предназначение — формирование пенсионных прав работников.

Издержки государства на администрирование и персонифицированный учет были слишком высоки в связи с необходимостью межведомственных транзакций и дублирования функций. Издержки страхователя также были немалыми — он вынужден был постоянно метаться между налоговой инспекцией и территориальным отделением Пенсионного фонда, чтобы выстроить реальную картину состояния своих платежей.

Как будут решены эти проблемы в новом правовом поле? Как готовятся к передаче полномочий фонды и налоговая служба? Как плательщикам подготовиться к предстоящим новациям?

Что и как будет администрировать ФСС России

Обратимся к п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон № 243-ФЗ). Согласно данной норме действие п. 2 ст. 431 НК РФ, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, ограничено 31 декабря 2018 г. включительно.

Начиная с 2019 г. ФСС России планирует перейти на прямое возмещение по больничным листам для физических лиц. В 2017 г. в регионах России, не перешедших на прямые выплаты страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется.

Таким образом, в ближайшей перспективе за ФСС России сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности.

Полномочия фонда по администрированию расходов с 1 января 2017 г.

Детально представить, каким образом фонд будет осуществлять названные полномочия с 1 января 2017 г., поможет Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“ (далее — Закон № 250-ФЗ). Данным законом в числе прочего внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ).

С учетом внесенных изменений и дополнений за ФСС России сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, в том числе право проводить проверки:

— камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

— камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

— выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией направляется территориальным органом ФСС России в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанных решений.

Вынесенное органом ФСС России решение страхователь имеет право обжаловать в вышестоящий орган страховщика или в суд.

Проверку расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, территориальный орган ФСС России будет осуществлять на основании сведений, поступивших из налогового органа.

Обратите внимание!

Межведомственный обмен информацией между ФСС России и ФНС России, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы будет осуществляться в соответствии с Порядком взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (утв. 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П).

Администрирование взносов на травматизм

С 1 января 2017 г. ФСС России продолжает осуществлять функции администрирования доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).

В Закон № 125-ФЗ внесены изменения и дополнения в части администрирования ФСС России страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (так называемые «взносы на травматизм»).

Так, Закон № 125-ФЗ дополнен нормами, определяющими расчетный и отчетный периоды по страховым взносам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, сроки представления отчетности по форме утвержденной страховщиком, в том числе уточненной.

Кроме того, Закон № 125-ФЗ дополнен большим блоком норм, определяющих вопросы обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, в том числе порядок взыскания недоимки, а также пеней и штрафов; вопросы, связанные с осуществлением зачетов или возвратов сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.

Появились в законе и положения, определяющие порядок проведения и оформления камеральных и выездных проверок правильности исчисления и уплаты страховых взносов на травматизм, а также расходов на выплату страхового обеспечения.

Установлены положения, регламентирующие привлечение страхователей к ответственности за совершение нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также устанавливающие порядок обжалования страхователем ненормативных актов органов страховщика, принятых по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика или в суд.

Что еще будут проверять фонды

В соответствии с Законом № 250-ФЗ после 1 января 2017 г. за внебюджетными фондами сохраняется ряд других полномочий, связанных с администрированием.

Так, именно фонды будут осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, действовавшем до 1 января 2017 г. (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).

Кроме того, именно фонды будут принимать решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., с учетом требований, предусмотренных ст. 21 Закона № 250-ФЗ. Решения о возврате будут приниматься фондами, в том числе и в ситуациях, когда переплата возникла по результатам представления уточненной отчетности за прошлые расчетные периоды в 2017 г. Дело в том, что в соответствии со ст. 23 Закона № 250-ФЗ именно фонды продолжат принимать расчеты и уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, действовавшем до этой даты.

Передача полномочий

Теперь остановимся на основной задаче территориальных органов внебюджетных фондов, которую им необходимо осуществить в самое ближайшее время — это передача налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 г., с учетом требований, предусмотренных ст. 19 Закона № 250-ФЗ.

Дорожные карты

С целью оптимальной организации работы по всем названным направлениям разработаны дорожные карты по передаче полномочий по администрированию страховых взносов органами Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования налоговым органам.

Дорожные карты — это некий масштабный межведомственный план мероприятий, опосредующих реализацию соответствующей задачи по новому налоговому формату администрирования, с указанием ответственного ведомства и конкретных сроков реализации. В дорожных картах выделено несколько направлений взаимодействия: нормативно-правовое, обеспечение учета, обеспечение передачи данных по расчетам с бюджетом, организация работы по обеспечению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, взыскание задолженности и др.

Согласно дорожным картам все три ведомства сейчас осуществляют разработку различного рода нормативных актов, на основании которых будет строиться их взаимодействие в следующем году.

Например, разрабатываются соглашения по будущему взаимодействию и протоколы информационного обмена. В этих документах определяется перечень передаваемых и получаемых сведений, состав реквизитов, объем сведений, сроки обмена, реквизитный состав, объем сведений.

Федеральная налоговая служба занята разработкой формы, формата, порядка заполнения и порядка представления расчета по страховым взносам плательщиками страховых взносов в налоговые органы. Планируемый срок утверждения новой формы отчетности — ноябрь 2016 г.

Как будет выглядеть новый расчет по страховым взносам

Проект будущего расчета уже представлен налоговой службой для обсуждения. Налоговики сообщают, что при разработке новой формы был оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, а также сокращены лишние и дублирующие показатели. Однако после такой «оптимизации» количество листов в расчете увеличилось до 24. Кроме того, существенно расширился состав персональных данных, подлежащих включению в расчет. Бухгалтеры отмечают, что достаточно простой по содержанию расчет страховых взносов теперь напоминает декларацию по налогу на прибыль.

Итак, новая форма расчета состоит из титульного листа и трех разделов.

Титульный лист расчета заполняют по тем же правилам, что и титульные листы других деклараций. Здесь приводят код налоговой инспекции, в которую отчитываются. Ставят номер корректировки. Это «0—» — для первичного расчета и «1—«, «2—» и т. д. — для уточненок.

Налоговый период обозначают так:

— квартал — 21;

— полугодие — 31;

— девять месяцев — 33;

— год —34.

В разделе 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» приводят расчет страховых взносов, которые уплачивают или возмещают.

Налоговым кодексом предусмотрена необходимость вести учет облагаемой базы в разные фонды отдельно, поскольку предельные величины определяются по-разному, суммы исчисленных страховых взносов уплачиваются раздельно и т.п. Учитывая это, раздел 1 включает 10 приложений.

Приложение 1 имеет следующие подразделы:

— 1.1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

— 1.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование»;

— 1.3 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в статье 428 Налогового кодекса Российской Федерации»;

— 1.4 «Расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Как видно из названия, пенсионные (в том числе дополнительные) и медицинские взносы показывают отдельно. Все данные приводят в рублях и копейках.

Раздел 2 называется «Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства». Соответственно, его заполняют только главы КФХ. Для этой категории сохранена обязанность отчитываться по исчисленным страховым взносам, поскольку их общая сумма, подлежащая уплате, зависит от количества членов хозяйства, о которой и должен заявить глава КФХ в своем расчете.

В разделе 3 приводят «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах». Здесь помимо привычных ФИО и СНИЛС, теперь необходимо указать паспортные данные, место жительства, дата рождения, пол.

Напомним, что учет во внебюджетных фондах, начиная со следующего года, будет вестись в беззаявительном порядке на основании сведений, предоставленных ФНС России. В этой связи в рамках учета плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц до ноября 2016 г. проводится сверка данных в информационных базах ПФР и ФНС России для выявления расхождений по юридическим лицам, их обособленным подразделениям, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, адвокатам и нотариусам.

Пенсионный фонд РФ в срок до конца года вносет изменения в состав показателей индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В частности, данные ИЛС в следующем году будут содержать идентификационный номер налогоплательщика.

В свою очередь ФНС России вносит в состав своих показателей данные СНИЛС.

В части надлежащего обеспечения передачи информации о расчетах с бюджетом Дорожные карты предусматривают, что в срок до 1 февраля 2017 г. региональные отделения ФСС России и ПФР передадут налоговым органам информацию по состоянию на 1 января 2017 г. Как уже было сказано, сейчас разрабатывается порядок обмена сведениями, которые в дальнейшем в процессе осуществления администрирования взносов налоговыми органами будут передаваться на регулярной основе.

Напомним, в части расчетов с бюджетом обещанных упрощений в виде совокупной суммы взносов одной платежкой в следующем году не произойдет. В НК РФ закреплено действующее правило: сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 6 ст. 431 НК РФ).

Останется неизменным и срок уплаты страховых взносов. Как и сейчас, их надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Но поскольку сменится администратор, изменятся и КБК страховых взносов. Минфин России уже подготовил изменения в приказ от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Текст проекта опубликован на сайте regulation.gov.ru. И поскольку с 1 января 2017 г. страхователи начнут платить страховые взносы налоговикам, платежные поручения по взносам нужно будет заполнять так же, как и по налогам (приложение 2 к приказу от 12.11.2013 № 107н).

Например, если взносы страхователь платит на основании требования инспекции, в поле «109» надо ставить дату такого требования. Сейчас компании в полях 106—109 платежных поручений по страховым взносам ставят нули.

Обратите внимание!

Взносы за декабрь 2016 г., если они будут уплачены в январе 2017 г., нужно будет перечислять по новым КБК.

Уплата взносов в переходный период предпринимателями

Срок уплаты взносов за 2016 г. для предпринимателей — не позднее 31 декабря 2016 г. Предприниматели могут перечислить фиксированные взносы за 2016 г. не позднее 9 января 2017 г., поскольку последний день срока — это выходной день.

Если страхователь перечислит последний платеж за 2016 г. заранее, до 1 января 2017 г., деньги нужно отправлять по старым реквизитам, то есть на КБК, предназначенные для перечисления взносов в фонды.

После 1 января 2017 г. перечислить взносы по старым КБК не получится: банк не примет платеж. Даже если деньги уйдут, они попадут в невыясненные платежи, и уточнить их не получится, их можно будет только вернуть, а фиксированный взнос придется заплатить заново, но уже с пеней.

Обеспечение интересов государства

Отдельные мероприятия в дорожных картах предусмотрены по обеспечению интересов государства как кредитора в процедурах о банкротстве; взысканию задолженности и возврату переплаты по страховым взносам.

С целью надлежащего осуществления функции администрирования страховых взносов много внимания в дорожных картах уделено разработке прикладного программного обеспечения и созданию необходимой ИТ-инфраструктуры в ФНС России. В частности, осуществляется большой объем работ по модернизации программного обеспечения АИС «Налог-3» в связи с внесением изменений в законодательство, связанных с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов.

В октябре-ноябре 2016 г. осуществляется пилотный проект по передаче органами ПФР данных о задолженности.

Рекомендации плательщикам страховых взносов

Итак, ФНС России и внебюджетные фонды свои планы сформулировали, озвучили и приступили к их выполнению.

Плательщикам также необходимо спланировать свои действия и организовать работу таким образом, чтобы переход полномочий по администрированию страховых взносов оказался для них наиболее безболезненным.

Первое, что необходимо иметь в виду: одна из основных задач внебюджетных фондов — это минимизация задолженности, которая будет передаваться в ФНС России. И если плательщик сдает отчетность за девять месяцев 2016 г. с задолженностью, необходимо быть готовым к тому, что меры принудительного взыскания будут приняты к такому должнику в рекордно короткие сроки. Такая же ситуация ждет плательщиков и по итогам представлению годовых отчетов за 2016 г. по формам РСВ-1 и 4-ФСС.

Фонды будут передавать информацию о задолженности по состоянию на 1 января 2017 г., поэтому для плательщиков важно избежать не только расхождений при переносе данных из фондов в инспекции, но и собственно возникновения задолженности на этапе передачи. Ведь это избавит от лишней траты на выяснения состояния платежей, зачетов и возвратов. К тому же, налоговые органы обладают полномочиями по приостановлению операций по счетам, и наличие задолженности по страховым взносам также может привести к аресту счетов. Поэтому советуем плательщикам предпринять несколько простых шагов, которые минимизируют трудовые и временные затраты, связанные с очередной реформой страховых взносов.

Во-первых, запросите справку о состоянии расчетов с фондом. Сделать это можно, подав заявление в территориальные органы ПФР и ФСС России в свободной форме. Если данные в справке соответствуют данным плательщика, ваша задача постараться исключить любые ошибки в начислениях до конца 2016 г. С этой целью придется дополнительно уделять внимание страховым взносам и по итогам каждого месяца перепроверять:

— Учтены ли все облагаемые взносами выплаты;

— Какие суммы не включены в облагаемую базу, на каком основании;

— Верный ли тариф использован;

— Проверить арифметические ошибки в расчете;

— Как отражены начисления в учете.

При обнаружении ошибки, исправьте ее, а также записи в карточках индивидуального учета в 2016 г.

В ситуации, когда в результате выявленной ошибки нужно пересчитать сумму взносов, подайте уточненный расчет и направьте сопроводительное письмо с объяснением причин уточненки.

Особое внимание обращайте на оформление каждого платежного поручения и контроль каждого платеж: сроки, получатель, КБК.

Если обнаружена ошибка в суммах или реквизитах после того, как платежное поручение уже принял банк, необходимо уточнить платеж, подав соответствующее заявление в соответствии с п. 7 ст. 18 Закона № 212-ФЗ.

Обязательно перед сдачей отчета за девять месяцев 2016 г. проверьте его проверочными программами фондов. Все отчеты, которые сдаете до конца 2016 г. в ПФР и ФСС России, контролируйте с помощью проверочных программ фондов: перепроверяйте по контрольным соотношениям фондов. Советуем так же поступить и с теми отчетами по формам РСВ-1 и 4-ФСС, которые сданы в этом году раньше. Показатели из отчетов сопоставьте и с другими расчетными документами: с оборотно-сальдовыми ведомостями, расчетными листками, личными карточками и остатками на счетах бухучета по каждому отчетному и расчетному периоду. Важно, чтобы сходились выплаты сотрудникам и исполнителям по договорам гражданско-правового характера, тарифы и начисленные суммы взносов.

Если согласно представленной фондом справке выявлено несоответствие с данными фонда, необходимо провести сверку. В акте сверки указаны все начисления и все платежи страхователя. Проверив все данные, необходимо встретиться со специалистами фонда и разобраться в ситуации, при необходимости подать заявление об уточнении платежа. Иначе впоследствии плательщику придется доказывать уже в ФНС России, что данные из фонда некорректны. Уточнить платеж после 1 января 2017 г. фонды уже не смогут, а налоговый орган по старым платежам таких полномочий не приобретет. Распорядиться этими деньгами можно будет только путем возврата. А новый платеж приведет к начислению пеней.

Выявленные по результатам сверки задолженность или переплату необходимо, соответственно, погасить либо возвратить (зачесть). Поторопиться с переплатой необходимо, поскольку в следующем году зачет между бюджетами разных фондов станет невозможным. До конца этого года переплату в ПФР можно зачесть в ФФОМС и наоборот. Аналогично можно поступить с переплатами в ФФОМС и по взносам на «травматизм». Для зачета надо подать заявление по форме 22-ПФР или 22-ФСС. Для возврата переплаты предусмотрено заявление по форме 23-ПФР или 23-ФСС. Решение о зачете/возврате фонды примут в течение десяти рабочих дней с момента подачи плательщиком заявления.

Иными словами, в связи с передачей функции администрирования налоговым органам плательщикам-страхователям необходимо «выйти в ноль» в расчетах с каждым из внебюджетных фондов. Это избавит от дополнительных трудовых и временных затрат в будущем.

Причины передачи функций

Особенности администрирования страховых взносов в ФНС (предыстория):

  • ранее существовал единый соцналог, который впоследствии был заменен на обязательные страховые платежи, уплачиваемые в различные фонды;
  • в 2010 году представители бизнеса выразили свое недовольство по поводу отмены ЕСН – ведь с введением поправок им пришлось отчитываться сразу в 4 места – ПФР, ФОМС, ФСС и ФНС;
  • в 2013 году началось ведение обсуждений по поводу передачи функций ПФР, ФСС и ФОМС единому фискальному органу в целях сокращения задолженности плательщиков и упрощения процедуры расчетов и перечислений СВ;
  • бизнесмены обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность по оптимизации существующей системы страховых взносов;
  • в 2013 году Президент поручил Правительству подумать над решением проблемы, однако на протяжении 3 лет особых мер не предпринималось.

Наконец, в 2015 году проблема достигла своего апогея. Стремительно росла задолженность, проводилось огромное число проверок, недовольство бизнесменов еще больше увеличивалось. Результатом стал вынесенный в 2016 году Указ № 13, а далее – и соответствующие поправки в НК РФ.

Коды бюджетной классификации

Оплатить страховые взносы может как сам плательщик, так и иное лицо.

Изменения в кодах бюджетной классификации коснулись уплаты платежей в счет временной неспособности к труду гражданина. При взносах на “травматизм” КБК не поменялся. В поле 101 “Статус плательщика” теперь ставится 01, вместо 08, как было раньше.

Приведем перечень КБК для взносов, уплачиваемых с 1 января 2017 года:

Вид СВ КБК
На ОПС 18210202010061010160
ВНиМ 18210202090071010160
ОМС 18210202101081013160
На ОПС “за себя” (для самозанятого населения) 18210202103081013160

Дополнительные взносы за работников, которые осуществляют деятельность в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение:

Вид СВ КБК
За сотрудников, работа которых связана с вредностью (доп. тариф не зависит от итогов специальной оценки) 18210202131061010160
За сотрудников на вредных условиях (доп. тариф зависит от итогов специальной оценки) 18210202131061020160
За сотрудников, осуществляющих деятельность в тяжелых условиях (дополнительный тариф не зависит от результатов специальной оценки) 18210202132061010160
За работников, занятых на тяжелых условиях (дополнительный тариф зависит от результатов специальной оценки) 18210202132061020160
На “травматизм” 39310202050071000160

Передача функций по АСВ в налоговые органы

22 декабря 2016 10:23

Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР информирует о том, что с 1 января 2017 года вступает в силу решение о передаче функций по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в ведение налоговых органов. В то же время страхователям следует обратить внимание, что ряд задач по администрированию по-прежнему останется за Пенсионным фондом России. Эти функции следующие:

— Прием и обработка расчетов, в том числе уточненных, по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Таким образом, РСВ-1 за 2016 год подается в ПФР в срок до 15 февраля 2017 года в бумажном виде и до 20 февраля 2017 года в электронном виде.

— Проведение камеральных и выездных проверок, в том числе повторных, за периоды, истекшие до 1 января 2017, а также вынесение решений о привлечении или отказе в привлечении по их результатам. Принятие решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

— Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по основаниям, которые возникли до 1 января 2017 года.

— Администрирование страховых взносов на страховую пенсию, которые уплачивают граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

-Администрирование добровольных страховых взносов на накопительную пенсию (Программа государственного софинансирования пенсии).

Помимо этого Пенсионный фонд России продолжит прием:

— Сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М. Здесь важно напомнить, что с 2017 года меняется срок сдачи СЗВ-М – не позднее 15-го числа месяца, следующего после отчетного. При сдаче формы надо по-прежнему руководствоваться общими правилами переноса срока сдачи отчетности. Если последний день сдачи приходится на выходной или нерабочий день, он переносится на ближайший рабочий день. Таким образом, последний день представления СЗВ-М за декабрь 2016 – 16 января 2017 года.

— Сведений о стаже застрахованных лиц (ежегодно, не позже 1 марта следующего года).

— Реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию или уплачены взносы работодателя (не позднее 20 дней со дня окончания квартала).

— Копии платежных документов от застрахованных лиц об уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию за истекший квартал (не позднее 20 дней со дня окончания квартала). Эти документы предоставляют сами граждане – участники программы государственного софинансирования пенсии.

В связи с передачей функции администрирования в ФНС, для своевременного поступления в бюджетную систему Российской Федерации средств страховых взносов и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов, особое внимание необходимо обращать на заполнение с 1 января 2017 года следующих реквизитов:

— В полях «ИНН» и «КПП» получателя средств – указывается значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.

— В поле «Получатель» – указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа.

— В поле «код бюджетной классификации» – указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение «182» – Федеральная налоговая служба. При этом надо учитывать, что КБК для уплаты страховых взносов как за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, так и за периоды с 1 января 2017 года, утверждаются Приказом Минфина России. При заполнении в распоряжении о переводе денежных средств реквизита (104), при указании КБК особое внимание следует обратить на коды подвидов доходов, так как они будут различны в зависимости от периода, за который уплачиваются страховые взносы.