Административные ограничения экономической деятельности

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164).

Экономика. Вып. 22. С. 5-9.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

И. В. Князева

административные барьеры на пути развития

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Исследуются виды административных барьеров, их влияние на развитие предпринимательства, спектр норм конкурентного права, направленных на поддержание конкуренции и снижение административных барьеров, основные тенденции в области нарушения конкуренции со стороны органов власти, структура рассмотренных заявлений в отношении антиконкурентных действий органов власти.

Ключевые слова: административные барьеры, ограничение, предпринимательство, антиконкурентные акты и действия, органы власти, защита конкуренции, структура заявлений.

Активное развитие предпринимательских инициатив, достижение конкурентных преимуществ — это результат влияния многих факторов: эффективная управленческая деятельность, предпринимательское чутье, разработанный и внедренный в бизнес инновационный продукт, рациональная финансовая политика, грамотная маркетинговая стратегия. Однако перед бизнесом нередко возникают административные и экономические, технологические и организационные барьеры, преодоление которых во многом позволяет обеспечить конкурентное превосходство.

Условно барьеры входа на рынок подразделяют на барьеры чистого преимущества и стратегические барьеры. Стратегические барьеры — это в своей основе барьеры рыночного характера; барьеры чистого преимущества — факторы, которые дают действующим на определенном рынке предпринимательским субъектам конкурентное преимущество, не обусловленное высоким уровнем эффективности или качеством товара. Наиболее известными в этой области являются административные барьеры.

Большая часть таких барьеров облечена в правила (стандарты здравоохранения и безопасности) и не направлена на ограничение конкуренции, но может, тем не менее, служить существенным препятствием для входа на рынок. Даже правила, введенные в целях безопасности и защиты потребителей, могут при несправедливом их применении со стороны органов власти привести к ограничению конкуренции. Эта проблема особенно актуальна в России, так как лицензии предоставляются нередко без объективной оцен-

ки рыночной ситуации или технологических возможностей заявителя, а размеры арендной платы за предоставленное в пользование муниципальное имущество нередко вводятся произвольно или по принципу селективной защиты интересов отдельных хозяйствующих субъектов .

Административное регулирование условий обращения продуктов или услуг, цен или тарифов — нередкое явление со стороны муниципальных органов власти, нарушающее конкурентные условия локального рынка. Если цены на определенном рынке регулируются или контролируются, то как результат наблюдается сдерживание появления новых рыночных субъектов.

Государственные и муниципальные кредиты, дотации, бюджетные и внебюджетные субсидии, различного рода преференции остаются барьером для входа на рынок предприятий малого бизнеса.

Необходимость осуществления государственной регулятивной функции в определенных сферах экономического развития общества неоспорима. В современных кризисных условиях проводится широкий спектр мероприятий государственной поддержки банкам, системообразующим промышленным предприятиям. Принят ряд существенных мер институционального характера, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.

Однако, определяя роль государства и условия развития рыночных отношений, необходимо учитывать и важнейшую особенность рынка — его способность к саморегулированию. Исторически в России сложилась ситуация активного вмешательства органов власти

в коммерческую деятельность субъектов предпринимательства. Органы исполнительной власти и местного самоуправления не всегда могут найти адекватные рыночной экономике пути взаимоотношений с предпринимательскими структурами.

Административные барьеры нередко приобретают формат коррупционных действий в виде принятия подзаконных актов, касающихся вопросов лицензирования, квотирования; усложняется порядок регистрации предприятий, создаются препятствия в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных и служебных помещений, продлении договоров, проведении процедур государственных и муниципальных закупок.

Полномочия органов власти, ставящие в зависимость от них действующие на рынке предприятия, и практика использования некоторыми хозяйствующими субъектами властно-коррумпированного патронажа до настоящего времени не изжита. Потребность в административном регулировании коммерческой деятельности субъектов и самой структуры рынка предполагается нейтрализовать через систему сдержек и противовесов в виде законодательно закрепленных норм.

Учитывая особую значимость защиты конкуренции на современном этапе развития экономики России, Федеральный закон № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон) предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, недопущении со стороны органов власти действий, предоставляющих приоритетные условия функционирования отдельным субъектам рынка и устанавливающих барьеры для других .

Важными чертами российской модели антимонопольного регулирования являются запреты на осуществление антиконкурентных действий (бездействий) органами власти:

— запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих указанные функции, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (далее — органы власти);

— запрет нарушения антимонопольных требований к торгам;

— требования соблюдения установленного порядка предоставления государственной или муниципальной помощи;

— требования конкурсного отбора финансовых организаций.

В главе 3 (ст. 15 и 16) установлен перечень запретов, касающихся актов, действий, соглашений и согласованных действий вышеперечисленных органов власти. Устанавливаются определенные правила деятельности органов власти, которые обязаны соблюдать нормы конкурентного права и не допускать принятия актов, совершения действий и заключения соглашений, запрещенных Законом. Перечень этих запретов представлен на рисунке.

Нарушения Закона органами исполнительной власти и местного самоуправления, а соответственно, установление различных форм административных барьеров продолжают оставаться одними из самых распространенных видов антиконкурентных проявлений. В 2007-2008 гг. антимонопольные органы рассмотрели около 8000 фактов по признакам нарушения ст. 15 Закона. Общее количество возбужденных дел в 2,5 раза больше, чем в 1998-1999 гг.

Сила и возможности административного давления и использования запретительных мер воздействия по-прежнему велики, как и на протяжении всего периода проведения экономических реформ. В то же время в нарушениях наметились некоторые структурные изменения (см. таблицу).

Наибольшее число нарушений касается необоснованного препятствования осуществлению деятельности субъектов рынка (57 %). Данная категория дел постоянно растет — в 1999 г. на ее долю приходилось 36 % дел. Доминирование данных нарушений в течение последних пяти лет остается неизменным, в то же время сократилось количество нарушений, связанных с установлением запретов на продажу (обмен, покупку) товаров, а также с бездеятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, приводящей к ограничению конкуренции на товарных рынках.

Практически отсутствуют нарушения, связанные с установлением запрета на создание хозяйствующих субъектов. Вместе с тем после принятия закона «О защите конкуренции» появились виды нарушений, число которых незначительно, но растет,— установление ограничений в выборе продавцов или осуществление действий, создающих дискриминационные условия для субъектов.

Запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих функции указанных органов власти, предполагающие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

введение ограничений в отношении создания новых ХС (хозяйствующих субъектов) в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничение в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производстве определенных видов товаров

необоснованное препятствие осуществлению деятельности ХС

в какой-либо сфере

установление запретов или введение ограничений на свободное перемещение товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров

дачу ХС указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров

установление для приобретателей товара ограничений выбора ХС, которые предоставляют такие товары

Структура запрещенных актов и действий органов власти, направленных на ограничение конкуренции (ст. 15 Закона «О защите конкуренции»)

]

Структура рассмотренных заявлений в отношении антиконкурентных действий органов власти (административных барьеров) в 2007-2008 гг. по системе антимонопольных органов*

Виды антиконкурентных действий со стороны органов власти Удельный вес заявлений, %

Ограничение на создание новых субъектов, установление запретов на отдельные виды деятельности 1,51

Необоснованное препятствование осуществлению деятельности субъектов 57,28

Установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров 1,22

Указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров 1,68

Установление ограничений в выборе продавцов 2,39

Наделение властных органов полномочиями, влекущими ограничение конкуренции 1,26

Совмещение функций органов власти с функциями субъектов 2,31

Наделение субъектов властными функциями 2,85

Прочие нарушения 29,50

Всего акты и действия органов власти 100,00

*Статистический отчет Федеральной антимонопольной службы России 2007-2008 гг. . Рассчитано автором.

Более чем в 2 раза по сравнению с 1999 г. увеличилось количество заявлений по поводу поступающих от органов власти незаконных указаний о приоритетном заключении договоров, поставке товаров, предоставлении услуг.

Следует отметить, что подавляющее число дел (в 2007 г. 46 % дел, а в 2008 г.— 50 %), связанных с нарушением ст. 15 Закона, территориальные антимонопольные управления возбуждают в отношении органов местного самоуправления.

Многие из выявленных незаконных ограничений связаны с установлением препятствий в отношении хозяйственной деятельности предприятий, составляющих инфраструктуру муниципального хозяйства. Определенный интерес представляет анализ отраслей деятельности, в отношении которых наблюдается наибольшее количество различных видов антиконкурентных действий со стороны органов власти, в том числе и имеющих характер административных барьеров.

В первую очередь это необоснованные препятствия в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынке автомобильного транспорта — городских и междугородных перевозок (16,5 %). Данная ситуация наблюдается практически во всех субъектах Федерации и имеет устойчивую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет.

Вопросы допустимости регулирования автомобильных пассажирских перевозок коммерческим автотранспортом являются актуальными для всех регионов России. Заявления и жалобы частных предпринимателей-перевозчиков в антимонопольные органы имеют идентичный характер и содержание: неравные условия конкурса на право осуществлять перевозки, объявление маршрутов муниципальной собственностью и предоставление их в аренду по усмотрению муниципалитета, экономически неурегулированные требования по перевозке «льготников» и др.

На рынках городских пассажирских перевозок, как правило, доминируют муниципальные перевозчики, для которых муниципальные власти создают наиболее выгодные условия, при этом устанавливая барьеры частным перевозчикам. За последние годы состав и практика нарушений стали претерпевать существенные изменения. В 2004 г. самым распространенным было

нарушение, связанное с передачей муниципальным унитарным предприятиям своих функций по управлению рынком: распределение городских маршрутов между частными предприятиями и индивидуальными предпринимателями, заключение с ними договоров на право работы на городском рынке, квотирование количества транспортных средств на маршрутах. В 2005 г. наиболее распространенными нарушениями стали отказ муниципальных органов открывать новые маршруты и незаконные требования внесения финансовых средств, в том числе во внебюджетные фонды, за право доступа на рынок. В 2006 г. наиболее распространенным нарушением были ограничительные конкурсы на право работы на городском рынке пассажирских перевозок, позволяющие устранять действующих частных перевозчиков и ограничивать доступ новым перевозчикам на этот рынок. В 2007 г. — нарушение условий проведения, критериев выбора победителя в таких конкурсах .

Повторяющиеся нарушения антимонопольного законодательства являются опасной тенденцией, которая представляет постоянную угрозу конкуренции. Количество выявленных нарушений свидетельствует о наличии устойчивых административных барьеров входа на товарные рынки. Наиболее распространенными видами нарушений (четверть всех нарушений) со стороны органов власти являются необоснованные препятствия осуществлению деятельности субъектов предпринимательства.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на оказание услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Кроме того, в гл. 3 (ст. 14-17) Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рассмотрен широкий спектр вопросов местного ведения, включающих такие положения, как создание условий для предоставления транспортных услуг, услуг торговли, связи, общественного питания, организация в границах муниципального образования электро- и газоснабжения и др. Однако это положение нередко становится источником злоупотреблений со стороны муниципальных органов власти в форме явно выраженных запретов или селективных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделим несколько типичных случаев данного вида нарушений:

— отказ частным предпринимателям согласовать установку торговых павильонов, обоснованный достаточным, по мнению администрации, количеством торговых точек в указанных местах;

— введение сборов на развитие района и сборов за размещение временных мобильных объектов торговли;

— введение единовременных платежей за пользование инфраструктурой;

— установление дополнительных условий для получения лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией, не предусмотренных Федеральным законом;

— введение разовых сборов при открытии торговых точек, выставление владельцам торговых павильонов обязательных требований наличия рекламы;

— отказ согласовать работу на соответствующем маршруте.

Встречаются и совсем «экзотические» запреты, как, например, требование к частным предпринимателям осуществлять торговлю не на открытых площадках городского рынка. а арендовать торговые места в пустующем павильоне, ограничение частным перевозчикам

осуществлять посадку-высадку пассажиров не ближе 200 метров от автовокзала, предоставление в аренду муниципальных маршрутов, являющихся объектом интеллектуальной собственности мэрии, и др.

Анализ ситуации, сложившейся в России в 2007-2008 гг., позволяет сделать вывод о преимущественно негативном влиянии на рынок административных барьеров со стороны власти, которые вводятся под видом усиления контрольных функций государства.

Список литературы

1. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России / И. В. Князева. 3-е изд. М. : Омега-Л, 2008.

2. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

3. Основные показатели деятельности : стат. отчет Федер. антимонопол. службы РФ. М. : ФАС РФ, 2007, 2008.

4. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2008 г. . Режим доступа: http://wwwfas.gov. ги.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 03 окт. 2003 г. 131-ФЗ.

Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами.

Различия проистекают из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование торговли товарами. Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.

Меры регулирования доступа на рынок — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам—производителям услуг оперировать на местном рынке. Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:

• Ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внутреннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и в конечном счете на потребителей импортных товаров. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями.

• Введение количественных квот, на импорт иностранных услуг.

Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций. Или ограничение на количество иностранных фильмов, которые могут быть закуплены или показаны по национальным телевизионным каналам в течение определенного периода времени.

• Ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законодательство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее предпочтительными формами защиты в этом случае являются внутреннее субсидирование местных и обложение налогом иностранных производителей услуг.

• Ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой. И в этом случае какая-либо форма местной субсидии или, по крайней мере, тарифа на им­порт является предпочтительной по сравнению с квотой на въезд.

• Ограничения на передвижение потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени. В целях регулирования международной торговли услугами некоторые страны прибегают к вводу ограничений на использование этого режима нерезидентами.

Изъятия из национального режима — инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.

Итак, инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам—производителям услуг оперировать на местном рынке (ограничения на торговлю услугами и передвижение их производителей и потребителей, количественные квоты), и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными (ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных). Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами

Задачи отдела

Обеспечение проведения государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории Центрального района Санкт-Петербурга
в сфере социальной политики.

Осуществление на территории Центрального района полномочий органа социальной защиты, определенных федеральным законодательством, в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.

Полномочия отдела

Для решения задач, отдел обладает следующими полномочиями:

Осуществляет отдельные функции по предоставлению отдельным категориям граждан государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта в Санкт-Петербурге, установленные Правительством
Санкт-Петербурга.

Предоставляет экстренную социальную помощь гражданам, находящимся в кризисной жизненной ситуации, в случаях, установленных Правительством Санкт-Петербурга.

Осуществляет отдельные функции по предоставлению отдельным категориям граждан материальной помощи в трудной жизненной ситуации, установленные Правительством Санкт-Петербурга.

Осуществляет в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга отдельные функции по предоставлению мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Выполняет отдельные функции по предоставлению бесплатной юридической помощи
в Санкт-Петербурге.

Организовывает социальное обслуживание граждан в организациях социального обслуживания населения, находящихся в ведении Администрации.

Осуществляет отдельные полномочия уполномоченного органа государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге, установленные Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан
в Российской Федерации», в соответствии с постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1282 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга
«О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».

Оформляет и выдает документы (удостоверения, сертификаты, свидетельства, справки) о праве на меры социальной поддержки, а также документы, необходимые для назначения социальных выплат, компенсаций и иных выплат различным категориям гражданам.

Присваивает звание «Ветеран труда».

Составляет акт проверки наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара, содержащего сведения о владельце государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, наименование приобретенного товара и информацию и наличии приобретенного товара, с указанием информации о соответствии (несоответствии) индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, действительной на день приобретения товара, и перечню товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Осуществляет отдельные функции по выплате компенсации расходов на оплату пользования телефоном общественным благотворительным объединениям (организациям), установленные правовым актом Правительства Санкт-Петербурга.

Осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
в государственных учреждениях социального обслуживания населения, подведомственных Администрации.

Признает граждан нуждающимися в специальной социальной защите.

Осуществляет контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Выявляет обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Участвует в реализации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Санкт-Петербурга и частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов и используемых для их постоянного проживания, а также общего имущества в многоквартирных домах,
в которых расположены указанные жилые помещения, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества
в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга

Ведет учет граждан Российской Федерации, имеющих трех и более детей,
в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства.

Осуществляет в пределах своей компетенции контроль оформления паспортов (актов) готовности к отопительному периоду отдельно стоящих зданий государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Администрации.

Выполняет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, отдельные функции в сфере социального питания по организации социального питания в государственных учреждениях, входящих в систему социального обслуживания населения, с учетом обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Осуществляет в пределах своей компетенции участие в деятельности комиссии
по принятию решений о признании движимого имущества, находящегося
в государственной собственности Санкт-Петербурга и принадлежащего на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям социального обслуживания, находящимся в ведении Администрации, непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.

Обеспечивает проведение мероприятий по созданию условий доступности для детей-инвалидов и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания, подведомственных Администрации.

Осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в соответствии
с правовыми актами Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга.

Осуществляет в пределах своей компетенции участие в деятельности комиссии
по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для находящихся в ведении Администрации государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга при осуществлении ими закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (общей ценой контрактов при проведении совместных конкурсов (совместных аукционов) от 3 млн руб. до 40 млн руб.

Осуществляет в пределах своей компетенции подготовку материалов для проведения публичных слушаний по проекту бюджета Санкт-Петербурга и годовому отчету
об исполнении бюджета Санкт-Петербурга.

Осуществляет в пределах своей компетенции ведомственный контроль за соблюдением нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, в отношении находящихся в ведении Администрации заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд».

Осуществляет в пределах своей компетенции решение вопросов оплаты труда руководителей и работников государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Администрации.

Участвует в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга
в осуществлении мероприятий антитеррористической направленности.

Осуществляет в соответствии с правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга мероприятия по реализации требований
к антитеррористической защищенности, подведомственных Администрации государственных учреждений социального обслуживания населения.