9 царз

Завод законсервирован, начались массовые сокращения

Энгельсское АО «9 центральный автомобильный ремонтный завод» (занимается капитальным ремонтом, модернизацией и обслуживанием колесной и гусеничной техники — прим. ред.) находится на грани закрытия. На заводе отключено газо-, водоснабжение, электричество.

За разъяснением ситуации мы обратились в АО «Спецремонт» (управляющая организация АО «9 ЦАРЗ»). В компании пояснили, что «9 ЦАРЗ» находится в тяжелой финансовой ситуации, но подробности рассказывать отказались. На письменный запрос информации в «Спецремоне» также не ответили.

В министерстве промышленности и энергетики области рассказали о ситуации. В ответе на запрос за подписью министра Михаила Шихалова сказано:

— В связи с тяжелым финансовым положением на АО «9 ЦАРЗ»,блокировкой расчетных счетов со стороны УФНС по Саратовской области, и, как следствие, отсутствием возможности формирования и выполнения «портфеля» заказов, руководство АО «Спецремонт» в августе 2016 года приняло решение о приостановлении производственно-хозяйственной деятельности энгельсского завода.

При этом правительство области и Минпромторг России неоднократно рассматривали вопрос вывода АО «9 ЦАРЗ» из кризисной ситуации. Они предлагали реструктуризировать долг завода перед налоговой службой по мировому соглашению с условием поручительства АО «Спецремонт». Однако компания не смогла выполнить это условие.

— Министерство промышленности и энергетики области, в связи с крайней озабоченностью этой ситуацией, направило обращение в адрес генерального директора АО «Спецремонт» Александра Анохина о недопустимости остановки производственной деятельности завода и об информировании о планах «Спецремонта» относительно дальнейшей судьбы АО «9 ЦАРЗ». Ответ на это обращение до сих пор не получен. В свою очередь министерство промышленности и энергетики прорабатывает возможность включения АО «9 ЦАРЗ» в структуру АО «НПО «Высокоточные комплексы» в среднесрочной перспективе, — рассказали в пресс-службе министерства.

С начала недели работников завода начали массово сокращать. По данным «СарИнформа», на предприятии останется несколько десятков сотрудников — в основном для охраны и обеспечения безопасности предприятия.

Скандально известное по уголовным делам о хищении бюджетных средств ОАО «9 ЦАРЗ» может быть признано банкротом. С соответствующим иском в суд обратилось пермское ООО «РемКом», которому 9 ЦАРЗ задолжал 7,6 млн рублей. Также у авторемонтного завода есть многомиллионные долги перед налоговой службой. Дело будет рассматриваться в ноябре. На заводе комментировать ситуацию отказались. Министр промышленности и энергетики региона Сергей Лисовский считает, что пока говорить о банкротстве рано.

В Арбитражном суде Саратовской области рассматривается дело о банкротстве энгельсского ОАО «9 центральный автомобильный ремонтный завод» (9 ЦАРЗ) по иску пермского ООО «РемКом». В марте компания-истец поставила в Энгельс товары на сумму 6,2 млн рублей, но денег не получила. В сентябре «РемКом» обратился в арбитраж с требованием взыскать 7,6 млн рублей с 9 ЦАРЗ с учетом госпошлины и процентов за пользование деньгами. Требования были удовлетворены. Денег компания не получила, поэтому в начале этой недели подала иск о признании энгельсского завода банкротом. В качестве временного конкурсного управляющего «РемКом» предлагает члена НП «Межрегиональная СРО профессиональных арбитражных управляющих» Павла Петрущенкова.

Завод «9 ЦАРЗ» основан в 1942 году в Тамбове, в 1955 году на основании директивы Генштаба принято решение о переводе завода в Энгельс. В июле 2009 года ФГУП «9 ЦАРЗ» преобразовано в ОАО (100 % участия РФ в лице Минобороны РФ). В настоящее время предприятие входит в структуру холдинга ОАО «Оборонсервис» через субхолдинг ОАО «Спецремонт». Завод осуществляет капитальный ремонт, модернизацию и техническое обслуживание военной техники (спецавтомобили, гусеничные транспортеры, полуприцепы). Является крупнейшим исполнителем гособоронзаказа на территории Саратовской области.

«РемКом» также просила наложить арест на счета 9 ЦАРЗ из опасений, что средства и имущество до начала процедуры банкротства будут выведены. Дело в том, что в настоящее время 9 ЦАРЗ имеет задолженность по обязательным платежам и штрафам перед ИФНС в размере почти 380,1 млн рублей. Пермская компания опасается, что требования налоговой могут быть удовлетворены до признания завода банкротом, а следовательно, это может создать преимущества для одного из кредиторов. Однако в принятии обеспечительных мер было отказано. Первое заседание по делу о банкротстве назначено на конец ноября.

На заводе эту ситуацию комментировать не стали.

Между тем 9 ЦАРЗ на прошлой неделе повторно стал фигурантом уголовного дела. На этот раз дело возбуждено по п.»в» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий»). Как сообщила Главная военная прокуратура, следствие считает, что в 2011 и 2012 годах «должностные лица заказывающих органов» заключили с заводом госконтракты на капремонт и модернизацию гусеничных тягачей по ценам, заведомо превышающим установленные правительством РФ. «В последующем заказчик подписал акты сдачи-приемки выполненных работ. На основании этих документов на расчетный счет подрядчика неправомерно перечислен почти один млрд бюджетных рублей», — говорится в сообщении ведомства.

Ранее, в начале прошлого года, военное следственное управление СК РФ по ЦВО возбудило уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») по факту хищения 266,2 млн рублей на 9 ЦАРЗ. По версии следствия, в 2010 году между Минобороны РФ и ОАО был заключен договор о проведении капитального ремонта и восстановлении гусеничных транспортеров. Завод якобы заключил соисполнительные контракты с несколькими компаниями на поставку материалов, комплектующих и запасных частей для ремонта, а когда все было собрано и акты подписаны, оказалось, что запчасти контрафактные. Позже, по данным регионального минпрома, статья была переквалифицирована на использование контрафакта, а потом все «затихло».

На заводе говорили, что никаких претензий к качеству работ у заказчиков не было, а заявления о том, что продукция является контрафактной, являются необоснованными. Это, считало руководство, может быть связано с недобросовестными конкурентами, которые таким образом пытаются парализовать деятельность завода, «устранить его с рынка, а фактически — ликвидировать».

Министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский считает, что о банкротстве говорить рано. «Пока подано только заявление. В настоящее время мы взаимодействуем с двумя организациями, которые готовы взять в свою структуру 9 ЦАРЗ. Уровень гособоронзаказа на предприятии был в последние годы подвержен значительным колебаниям. В этом году объем гособоронзаказа здесь незначителен. Министерство работает с Минобороны и «Ростехнологиями» по вопросам загрузки завода», — сказал он.

Ася Сафиуллина