7840 налоговая

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков в структуре Налоговой инспекции — это подразделение, которое часто объединяют с отделом по работе с налогоплательщиками. Обычно это те сотрудники и инспекторы, которые непосредственно контактируют с гражданами и юрлицами. В статье описаны его функции и назначение.

Отдел работы с налогоплательщиками — это одна из составляющих организационной структуры Федеральной налоговой службы РФ. Данное подразделение выполняет важные функции, его специалисты наделены серьезными полномочиями. О месте подразделения в системе ФНС и пойдет речь в статье.

Структура ФНС

Она может быть представлена в следующем виде (основа — Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 506 еще в 2004 году):

  • руководящий состав;
  • структурные подразделения центрального аппарата службы;
  • территориальные органы.

Эта схема приведена в п. 4 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ. Отдел работы в налогоплательщиками входит в систему территориальных органов и взаимодействует с гражданами и организациями на местах. Это понятно из названия. Полномочия сотрудников определяются возложенными функциями и конкретными потребностями на местах. Отдел учета налогоплательщиков часто объединяют с другими структурными единицами в инспекциях. Об этом речь пойдет в следующем пункте.

Место в системе

Напомним, что в структуре органа есть не только большие Управления по субъектам РФ, межрайонные инспекции, инспекции по районам и городам, но и ИФНС по конкретным районам города, ИФНС по небольшим городам, не имеющим районного деления. Их руководство вправе организовывать работу в соответствии с конкретной ситуацией, количеством зарегистрированных плательщиков. В структуру обычно включают и отдел учета и работы с налогоплательщиками.

Обычно структурные подразделения территориального органа занимаются:

  • организацией и проведением камеральных и выездных проверок;
  • контролем и надзором за правильностью составления отчетности;
  • анализом информации;
  • работой с образовавшейся задолженностью и т. д.

Для каждого из направлений в структуре инспекции ФНС может быть организован профильный отдел.

В инспекциях, которые не являются слишком загруженными (в силу своего расположения, иных причин) в плане регистрации новых ИП и юрлиц, часто не выделяют отдельно отдел регистрации и учета налогоплательщиков. Чем занимается объединенное подразделение (чаще всего объединяют регистраторов, консультантов и специалистов по приему документов), рассмотрим в таблице.

Основные направления деятельности

По регистрации и учету

По взаимодействию с плательщиками

Регистрация и учет граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП, обработка информации, ее предоставление по запросам заинтересованных лиц, ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Консультирование граждан и юрлиц по вопросам регистрации и постановки на учет.

Прием и первичная обработка отчетности (ее ввод), обеспечение поступления документации и информации по телекоммуникационным системам связи, по почте и на бумажных носителях.

Производство сверки расчетов с бюджетом.

Консультационная работа по вопросам применения законодательства в сфере налогов.

Таким образом инспекторы, которые принимают декларации и иные документы, запросы на выдачу информации из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, документы на регистрацию плательщиков, консультируют граждан и представителей юрлиц, производят сверку расчетов, они и являются работниками данного отдела. То есть все чаще всего непосредственно взаимодействующие с налогоплательщиками сотрудники (что и понятно из названия), за исключением проведения проверок и иных экстраординарных случаев.

Если нужно узнать их данные, место и время работы ИФНС, следует обратиться к официальному сайту службы, где есть все контактные данные и информация о времени работы и графике приема.

Кто проверяет

Обязанность контролировать применение ККТ лежит на ФНС. Никакие другие контролирующие органы не имеют права проверять, как применяется ККТ и накладывать штрафы. Во время проверки налоговики имеют право:

  • получать доступ к онлайн-кассе, фискальному накопителю и другим программно-аппаратным средствам;

  • запрашивать пояснения, справки, сведения, связанные с работой ККТ;

  • проверять кассовые документы;

  • проводить контрольные закупки для проверки использования продавцом онлайн-кассы;

  • привлекать для обеспечения выполнения своих законных действий сотрудников правоохранительных органов;

  • требовать подписанный договор с ОФД;

  • проверять регистрацию ККТ и ее техническую документацию;

  • выносить предписания и привлекать сотрудников и руководство предприятия к административной ответственности.

Сотрудники розничной точки не имеют права препятствовать налоговикам.

Особыми правами наделены прокуратура, МВД и следственный комитет. Они могут проводить самостоятельные проверки или совместные с налоговиками. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения требований 54-ФЗ или сокрытие выручки в крупных размерах, силовики могут изъять ККТ, но не более.

Кого проверяют

Вышестоящие налоговые органы выдают инспекциям план по количеству проверок в месяц или квартал. Но списков конкретных налогоплательщиков, которых нужно проверить, нет. Количество проверок зависит от того, сколько онлайн-касс зарегистрировано в ИФНС. Налогоплательщика могут проверять несколько раз. Если были выявлены нарушения в порядке применения или регистрации ККТ, проверки будут проводиться до их полного устранения.

Что проверяют

Налоговые инспекторы могут проверять торговые точки по двум направлениям:

  • правильность применения онлайн-касс и соблюдение закона 54-ФЗ;

  • соблюдение правил оприходования кассовой выручки.

При проверке правильности применения онлайн-касс инспекторы обращают внимание на следующие вопросы:

  • выдача покупателям чеков, БСО и других обязательных документов, подтверждающих оплату;

  • правильность заполнения чеков;

  • соблюдение правил передачи фискальных данных в ФНС;

  • соответствие ККТ законодательным и техническим нормам;

  • учет кассовых операций.

Как проходит проверка

В каждой налоговой инспекции есть отдел оперативного контроля. Он занимается регистрацией, снятием с учета и проверками ККТ.

Во время удаленных проверок специалисты анализируют все данные, поступающие с онлайн-касс, а также информацию о налогоплательщике из информационных систем. При выявлении нарушений или несоответствий налогоплательщика приглашают для дачи пояснений или выписывают штраф.

Проверки на местах установки ККТ могут проводиться по-разному. В офис, магазин или торговую точку приходят сотрудники налоговой инспекции. В ряде случаев они просто наблюдают со стороны, применяется ли ККТ, при этом происходящее могут фотографировать или снимать на видео.

Другой вариант: проверяющие приобретают товар либо услугу, расплачиваются наличкой и смотрят, будет ли применена ККТ. Деньги для проверок выделяются из бюджета, поэтому товар как правило возвращается продавцу, а деньги — проверяющему.

Также проверяющие могут потребовать следующие документы:

  • кассовые чеки и ордера, БСО;

  • документы по возвратам товаров: накладные, заявления, объяснительные и т.п.;

  • распечатки сформированных ежедневных отчетов;

  • кассовую книгу и т.д.

Какие реквизиты должны быть в чеке:

В ходе проверки инспектор должен предъявить поручение на проведение проверки, подписанное начальником налоговой инспекции (или его заместителем) и служебное удостоверение. Затем в поручение вписывается проверяемое лицо. Проверки не запланированы, поэтому сделать это заранее нельзя.

По результатам проверки составляется протокол и акт, независимо от того, были выявлены нарушения или нет. Если они есть, сотрудника попросят дать письменные объяснения, по каким причинам произошли нарушения законодательства по применению ККТ. Он имеет право отказаться от дачи объяснений.

Далее инспектор назначает дату и время, когда руководитель организации или ИП должны прийти на прием к начальнику налоговой инспекции для разбирательства по факту нарушений. В противном случае разбираться будут без их участия.

Как избежать штрафа

Налогоплательщика не оштрафуют за нарушения, если:

  • он сам обнаружил, что нарушил правила применения ККТ, в письменном виде сообщил об этом в налоговую и устранил нарушения;

  • нарушения произошли не по вине налогоплательщика и по причинам, от него не зависящим;

  • нарушение совершено впервые, налогоплательщик признал свою вину и дал объяснения — в таком случае выносится предупреждение, а не штраф.

Если налогоплательщика все же оштрафовали, а он с этим не согласен, можно обратиться в суд. Зачастую суд полностью снимает штрафные санкции или значительно снижает их.