46 закон

Содержание

1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

2. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 настоящего Кодекса.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Комментарий к Ст. 46 ГК РФ

1. Несмотря на юридическое отождествление последствий факта смерти и объявления гражданина умершим, законодатель устанавливает процедуры и правовые последствия появления гражданина (явки или обнаружения).

Правовые последствия устанавливаются комментируемой статьей, а процедура — ст. 280 ГПК РФ, на основании которой суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Соответственно, новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

2. Объявившийся гражданин вправе требовать от любых лиц возврата сохранившегося имущества, которое к ним перешло безвозмездно после объявления этого гражданина умершим, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.

Что касается возмездно отчужденного имущества, то объявившийся гражданин вправе его истребовать лишь в тех случаях, когда приобретатель знал о том, что гражданин, объявленный умершим, жив. При этом, если возвратить имущество невозможно, возмещается его стоимость. В соответствии со ст. 303 ГК РФ при истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения либо получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Владелец, как добросовестный, так и недобросовестный, в свою очередь вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества.

Добросовестный владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества. Если такое отделение улучшений невозможно, добросовестный владелец имеет право требовать возмещения произведенных на улучшение затрат, но не свыше размера увеличения стоимости имущества.

3. В случае явки супруга, объявленного в установленном порядке умершим, и отмены соответствующего решения суда брак может быть восстановлен органами загса по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК).

Принят Государственной Думой 19 февраля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 26 февраля 2020 года

Статья 1

1) в части первой статьи 5:

а) абзац девятый изложить в следующей редакции:

«организаторы азартных игр;»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.»;

2) в абзаце седьмом подпункта 4 пункта 1 статьи 6 слова «лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх» заменить словами «азартных играх», слова «в указанных играх» заменить словами «в азартных играх, лотерее»;

3) в статье 7:

а) в абзаце первом подпункта 1 пункта 1 слова «14-1 и 14-2 настоящей статьи» заменить словами «14-1, 14-2 и 14-4 настоящей статьи»;

б) дополнить пунктом 14-4 следующего содержания:

«14-4. При выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту — физическому лицу выигрыша на сумму менее 15 000 рублей идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция (сделка) осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).»;

в) дополнить пунктом 15-7 следующего содержания:

«15-7. Оператор лотереи вправе поручать на основании договора, в том числе многостороннего, другому оператору лотереи, кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, оператору связи, имеющему право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, проведение идентификации или упрощенной идентификации являющегося участником лотереи клиента — физического лица, идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в целях выплаты, передачи или предоставления выигрыша по договору об участии в лотерее.»;

г) пункт 16 после цифр «15-6» дополнить цифрами «, 15-7»;

д) пункт 17 после слов «Кредитные организации,» дополнить словами «операторы лотерей,»;

з) абзац первый пункта 111 после слов «установленных пунктом 112-2 настоящей статьи,» дополнить словами «при выплате, передаче или предоставлении участнику лотереи выигрыша по договору об участии в лотерее с учетом особенностей, установленных пунктом 112-3 настоящей статьи,»;

и) подпункт 2 пункта 112 после слов «негосударственного пенсионного фонда,» дополнить словами «оператору лотереи или организации, которой оператором лотереи в соответствии с пунктом 15-7 настоящей статьи поручено проведение упрощенной идентификации клиента — физического лица,»;

к) дополнить пунктом 112-3 следующего содержания:

«112-3. Положения пунктов 111 и 112 настоящей статьи применяются при выплате, передаче или предоставлении участнику лотереи выигрыша по договору об участии в лотерее на сумму, не превышающую 100 000 рублей.»;

л) пункт 113 после слов «установленных пунктом 112-2″ настоящей статьи,» дополнить словами «выплаты, передачи или предоставления выигрыша по договору об участии в лотерее с учетом особенностей, установленных пунктом 112-3 настоящей статьи,».

Статья 2

«61. Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам осуществляется после установления факта достижения участником лотереи или лицом, желающим принять участие в лотерее, возраста восемнадцати лет. В случае возникновения сомнений в достижении участником лотереи или лицом, желающим принять участие в лотерее, возраста восемнадцати лет установление возраста такого лица осуществляется при предъявлении им документа, удостоверяющего личность.

Заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых электронным лотерейным билетом, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по данным договорам осуществляется оператором лотереи, распространителем в случае подтверждения участником лотереи или лицом, желающим принять участие в лотерее, достижения им возраста восемнадцати лет в заявительном порядке, установленном оператором лотереи.

Распространитель не вправе выплачивать, передавать или предоставлять участнику лотереи выигрыши по договорам об участии в лотерее, оформляемым выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции и электронного лотерейного билета, при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, за исключением случаев, если выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется распространителем, которым получено подтверждение от оператора лотереи о проведении идентификации или упрощенной идентификации участника лотереи в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».».

Президент Российской Федерации В. Путин

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ

О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Принят Государственной Думой 12 февраля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 18 февраля 1999 года

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (далее — инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее — профессиональные участники) на рынке ценных бумаг.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;

дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Федеральным законом от 18 июня 2005 г. N 61-ФЗ в пункт 2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением облигаций Банка России, государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Ограничения на рынке ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов

1. Запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.

2. Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными.

3. Нарушение пунктов 1 и 2 настоящей статьи профессиональным участником является основанием для аннулирования или приостановления действия его лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и (или) наложения штрафа.

Федеральным законом от 18 июня 2005 г. N 61-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 5. Ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 74-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Ha рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение и публичное обращение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, ценных бумаг, публичное размещение и (или) публичное обращение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.

4. Лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации.

Независимый оценщик и аудитор, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной ими.

Иск о возмещении ущерба по основаниям, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, может быть предъявлен в суд в течение одного года со дня обнаружения нарушения, но не позднее трех лет со дня начала размещения ценных бумаг.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 6. Предоставление информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг

1. Эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации.

2. Профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:

копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);

сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.

3. Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить следующую информацию:

сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска, а в случае совершения сделки с ценными бумагами, выпуск которых не подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями федеральных законов, — идентификационный номер выпуска таких ценных бумаг;

сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;

сведения о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;

сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;

сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о:

ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;

ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.

5. Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в настоящей статье. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам — физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование.

Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

7. Нарушение требований, установленных настоящей статьей, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, является основанием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

8. Инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и несет риск последствий непредъявления такого требования.

Статья 7. Срок рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг

Жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.

Статья 8. Информирование инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг

Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг на своем официальном сайте в сети «Интернет» размещает информацию:

об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

о саморегулируемых организациях профессиональных участников (далее — саморегулируемые организации);

об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о санкциях, примененных им в отношении лиц, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, лицах, совершивших указанные правонарушения, зарегистрированных выпусках ценных бумаг, выданных им лицензиях.

Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 194-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 60 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 9. Информирование инвесторов о выпусках эмиссионных ценных бумаг и лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Информация, содержащаяся в реестре эмиссионных ценных бумаг и в реестре профессиональных участников рынка ценных бумаг, должна быть открытой и доступной для любого заинтересованного лица.

Статья 10. Проведение федеральными органами исполнительной власти публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах

1. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иные федеральные органы исполнительной власти, регулирующие рынок ценных бумаг, налоговые и правоохранительные органы вправе проводить публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Указанные слушания проводятся по инициативе федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов, саморегулируемых организаций профессиональных участников.

2. Решение о проведении публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об их темах, о дате проведения и составе участников принимается руководителями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов или их заместителями.

На указанных публичных слушаниях принимаются рекомендации, которые могут быть учтены в деятельности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, налоговых и правоохранительных органов, а также при подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Рекомендации принимаются большинством участников публичных слушаний. Рекомендации и материалы проведенных слушаний подлежат опубликованию.

В случае выявления в ходе указанных публичных слушаний фактов правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующие предложения направляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для решения вопросов о привлечении к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

3. Регламент проведения публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах утверждается федеральным органом, принявшим решение о проведении указанных публичных слушаний.

Статья 11. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

1. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

2. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.

3. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг изменяются либо отменяются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в связи с вступившим в законную силу решением суда либо по инициативе указанного федерального органа исполнительной власти.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона признана утратившей силу с 1 января 2008 г.

Действие статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено:

Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ — с 1 января по 31 декабря 2006 г.

Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ — с 1 января по 31 декабря 2005 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ) статья 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ действие статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.

Статья 12. Распределение сумм штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, распределяются следующим образом:

20 процентов — в федеральный бюджет.

Статья 13. Срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным

Утратила силу.

Статья 14. Защита прав и законных интересов инвесторов федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в судебном порядке

1. При рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов — физических лиц и интересов государства.

2. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями:

в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;

о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях,

установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Статья 15. Защита прав и законных интересов инвесторов саморегулируемыми организациями

1. Саморегулируемые организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

2. Саморегулируемые организации осуществляют контроль, указанный в пункте 1 настоящей статьи, по собственной инициативе, на основании обращения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов.

Формы, сроки и порядок проведения указанного контроля определяются учредительными документами, правилами и стандартами деятельности саморегулируемой организации.

Статья 16. Порядок рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и заявлений инвесторов

1. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы и заявления инвесторов на действия ее участника (члена), его должностных лиц и специалистов в порядке, предусмотренном учредительными документами, правилами и стандартами ее деятельности.

2. По итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая организация вправе принять следующее решение:

применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации;

рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке;

исключить профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.

3. Саморегулируемая организация обязана сообщить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.

4. В случае непринятия мер по законным и обоснованным жалобам и заявлениям инвесторов, неисполнения законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе применить к саморегулируемой организации санкции, установленные Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17. Компенсационные и иные фонды саморегулируемых организаций

В целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников (членов) саморегулируемой организации саморегулируемая организация вправе создавать компенсационные и иные фонды.

Статья 18. Защита прав и законных интересов инвесторов — физических лиц их общественными объединениями

1. Общественные объединения инвесторов — физических лиц федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов — физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения инвесторов — физических лиц вправе: обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов — физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов — физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов — физических лиц; объединяться в ассоциации и союзы.

Статья 19. Программа выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам

1. В целях реализации Государственной программы защиты прав инвесторов в части выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам создается федеральный компенсационный фонд как некоммерческая организация (далее — фонд), основными целями деятельности которого являются:

выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам;

формирование информационных баз данных и ведение реестра инвесторов — физических лиц, имеющих право на получение указанных компенсаций;

представление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов — физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов — физических лиц;

хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов — физических лиц, и участие в его реализации или обеспечение контроля в целях надлежащего хранения и реализации указанного имущества в ходе исполнительного производства.

Управление денежными средствами и иным имуществом, предназначенными для выплат компенсаций инвесторам — физическим лицам, а также хранение указанного имущества осуществляются в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устав фонда утверждается Правительством Российской Федерации.

Для осуществления надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет фонда, состоящий из представителей Федерального Собрания Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, саморегулируемых организаций, общественных объединений инвесторов — физических лиц.

Фонд ежегодно отчитывается о своей деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отчет о деятельности фонда публикуется в печатном органе федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ пункт 2 статьи 19 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

2. Фонд осуществляет выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам, которые не могут получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества.

Право на получение компенсаций имеют инвесторы — физические лица в связи с причинением им ущерба профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Фонд не осуществляет выплаты компенсаций физическим лицам, являющимся владельцами ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Источниками формирования средств фонда являются источники, предусмотренные уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Статья 17 настоящего Федерального закона действует до вступления в силу соответствующих изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

4. Предложить Президенту Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

5. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом и принять в соответствии с настоящим Федеральным законом необходимые нормативные правовые акты.

Одним из оснований окончания исполнительного производства является возвращение исполнительного документа взыскателю, в связи с тем, что судебный пристав-исполнитель, поведя все необходимые мероприятия не смог установить местонахождение должника,а также выявить принадлежащее ему имущество, либо денежные средства. Такое основание для возвращения приставами исполнительных документов предусмотрено п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Ст. 46 ч. 1 п. 3 — означает для должника?

Возвращение исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве означает для должника временное отсутствие внимания со стороны должностных лиц ФССП России. Поскольку возвращение взыскателю исполнительного листа влечёт окончание исполнительного производства, то в отношении должника отменяются все ограничения и запреты. Однако окончание исполнительного производства не освобождает должника от выполнения своих обязательств перед взыскателем. Эта обязанность сохраняется за ним вплоть до полного исполнения судебного акта, независимо от наличия возбуждённого исполнительного производства.

Для должника по кредиту

Кредитная задолженность, равно как и любая другая, подлежит оплате. Окончание исполнительного производства не отменяет обязательства должника перед финансовой организацией по выплате задолженности по кредитному договору. Возвращение взыскателю исполнительного документа не препятствует его повторному предъявлению, , следовательно, весь комплекс мер принудительного исполнения может быть вновь применён приставами позже.

Пример 1

Евгений взял крупный кредит в одном из банков, решив потратить его на открытие бизнеса. Бизнес прибыли не приносил, вскоре Евгений не смог погашать текущие платежи по своему кредитному обязательству. Банк взыскал задолженность в судебном порядке, но должник решил избежать выплаты. Ещё до вынесения судебного решения он сменил место жительства, произвёл отчуждение имеющегося имущества в пользу подставных лиц, закрыл счета в банках и стал работать без оформления трудового договора.

Возбудив исполнительное производство, судебный пристав получил сведения об отсутствии у должника какого-либо имущества. Выход по месту жительства должника также результата не дал — там проживали иные граждане. Пристав был вынужден возвратить взыскателю исполнительный лист по основаниям, указанным в п.3 ч.1 ст.46 Закона об исполнительном производстве и произвести окончание исполнительного производства. Исполнительный лист не предъявлялся вновь в течение года. За этот период в банке произошла реорганизация путём присоединения к иной финансовой организации и Евгений решил, что его задолженность более оплате не подлежит. Им было приобретено имущество, оформленное на его имя, а также произведено официальное трудоустройство. Однако, после завершения процедуры реорганизации, банк-правопреемник предъявил исполнительный лист для принудительного исполнения и судебный пристав обратил взыскание на имущество и заработную плату должника.

Для должника по алиментам

Возвращение исполнительного документа по п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» осуществляется в случаях, когда проведение исполнительного розыска не является обязательным. В соответствии с ч.3 ст.65 указанного Закона в отношении должников по алиментным обязательствам, а также в отношении их имущества, проведение розыска в рамках исполнительного производства является обязательным. Таким образом, окончание исполнительного производства о взыскании алиментов по данному основанию не производится.

Ст. 46 ч. 1 п. 3 — означает для взыскателя?

Если взыскатель получил от судебного пристава исполнительный документ без исполнения по основаниям п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», это значит, что пристав не смотря на проведённые мероприятия и направленные запросы не смог обнаружить местонахождение должника и его имущества. Вместе с тем, это не означает, что взыскание с должника невозможно. Следует понимать, что возвращение исполнительного листа по подпункту 3 пункта 1 статьи 46 не препятствует его повторному предъявлению, а окончание исполнительного производства по данному основанию не имеет ограничений по минимальному сроку для повторного предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов. Правило, установленное п.5 ст.46 Закона об исполнительном производстве, в данном случае не действует.

Важно! Возвращение взыскателю исполнительного документа по п.3 ч.1 ст.46 не означает прекращение исполнительного производства. Т.е. в любой момент взыскатель может предъявить исполнительный лист вновь и мероприятия по принудительному взысканию будут продолжены.

Пример 2

Мария предъявила в службу судебных приставов исполнительный лист о взыскании с Анастасии. В рамках исполнительного производства судебный пристав не смог установить её местонахождение, а также выявить имущество, принадлежащее должнице. О проведении исполнительного розыска Мария не просила и пристав окончил исполнительное производство, возвратив исполнительный документ взыскателю. Изучив постановление об окончании исполнительного производства, Мария поняла, что оно прекращено по ст.46 ч.1 п.3, а причиной прекращения исполнительного производства стало отсутствие сведений о нахождении должницы и её имущества.

От общих знакомых Марии было известно, что должница занималась строительством дома в соседнем регионе, эту информацию она сообщила приставу, повторно предъявив исполнительный лист к исполнению. Судебный пристав, направив запросы в регион, где предположительно могла проживать должница, установил наличие объекта незавершённого строительства и значительное количество строительных материалов, за счет которых и была погашена задолженность.

Как возобновить исполнительное производство?

Если исполнительное производство окончено по п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве», возобновить его можно, повторно предъявив возвращённый исполнительный лист в службу судебных приставов. В этом случае исполнительный документ может быть предъявлен в любой момент в пределах срока предъявления его к исполнению, которые установлены ст.21 указанного выше закона.

По рассматриваемому вопросу можно сделать следующие выводы:

  • возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п.3 п.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» не освобождает должника от оплаты задолженности;
  • взыскатель вправе повторно предъявить исполнительный лист в любой момент в пределах срока, установленного ст.21 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • исполнительные документы, для которых предусмотрено обязательно проведение розыскных мероприятий, возвращению взыскателю по данному основанию не подлежат.

Принят Государственной Думой 14 марта 2019 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2019 года

1) часть пятую статьи 56 после слов «частями третьей и четвертой статьи 206,» дополнить словами «частью четвертой статьи 210, статьей 2101,»;

2) часть третью статьи 64 после слов «частями третьей и четвертой статьи 206,» дополнить словами «частью четвертой статьи 210, статьей 2101,»;

3) в пункте «а1» части первой статьи 73 слова «статьей 360» заменить словами «частью четвертой статьи 210, статьями 2101 и 360»;

4) в статье 210:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.»;

б) дополнить частью первой1 следующего содержания:

«11. Участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп в целях совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.»;

в) абзац второй части второй изложить в следующей редакции:

«наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.»;

г) в части третьей:

в абзаце первом слова «частями первой или второй» заменить словами «частями первой, первой1 или второй»;

в абзаце втором слова «до одного миллиона рублей» заменить словами «до пяти миллионов рублей»;

д) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«4. Деяния, предусмотренные частями первой или первой1 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.»;

е) примечание изложить в следующей редакции:

«Примечание. Лицо, совершившее хотя бы одно из преступлений, предусмотренных настоящей статьей, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящем в него (нее) структурном подразделении либо сообщившее о готовящемся собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп и активно способствовавшее раскрытию или пресечению деятельности преступного сообщества (преступной организации) или входящего в него (нее) структурного подразделения и (или) раскрытию и (или) пресечению преступлений, совершенных преступным сообществом (преступной организацией) или входящим в него (нее) структурным подразделением, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.»;

5) дополнить статьей 2101 следующего содержания:

«Статья 2101. Занятие высшего положения в преступной иерархии

Занятие высшего положения в преступной иерархии —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.».

1) в пункте 3 части второй статьи 30 слова «210 частями первой, третьей и четвертой» заменить словами «210 частями первой, первой1, третьей и четвертой, 2101»;

2) в пункте 1 части третьей статьи 31 слова «210 частью четвертой» заменить словами «210 частью четвертой, 2101»;

3) часть вторую статьи 100 после цифр «210,» дополнить цифрами «2101,»;