44 ФЗ закрытый конкурс

Открытый конкурс

В том случае, если заказчик проводит открытый конкурс по Закону № 44-ФЗ, он передает информацию о факте проведения закупки неограниченному кругу потенциальных поставщиков через публикацию конкурсной документации и самого извещения о проведении закупки в единой информационной системе (ЕИС). Ко всем потенциальным поставщикам, принимающим участие в конкурсе по контрактной системе открытого типа, согласно , заказчик предъявляет абсолютно одинаковые требования.

Поставщиком, победившим в процедуре, по закону признается тот участник, который в итоге сделал заказчику предложение наилучших условий выполнения контракта, которые при этом соответствуют прописанным в конкурсной документации критериям. В случае, если к самому потенциальному поставщику и качеству его продукции или услуг нет никаких вопросов, конкурсная комиссия присваивает его заявке на участие первый номер (ч. 8 ).

Необходимо добавить, что в том случае, если самими условиями, обозначенными в документации предусматривается право заказчика на заключение по итогам конкурса по 44-ФЗ контракта сразу с несколькими поставщиками, принимавшими участие в процедуре (в перечне случаев, описанных в ч. 10 ст. 34 Закона №44-ФЗ, к примеру, если речь идет о работах, носящих научно-исследовательский характер), конкурсная комиссия присваивает первый номер сразу нескольким заявкам, предложивших наилучшие условия выполнения контракта, но не большему количеству участников, чем указано в документации.

Закрытый конкурс и гостайна

Основные положения конфиденциальности при закрытой процедуре, за нарушение которых следует ответственность по закону, можно суммировать следующим образом:

  1. Ни конкурсная документация, ни какие бы то ни было данные об ее изменении, не должны попасть в открытый доступ для неограниченной аудитории на любом этапе проведения. Допустим только описанный и закрепленный в законе порядок: с момента, когда в ЕИС заказчиком размещена информация о проведении закрытой процедуры, все заинтересованные потенциальные поставщики, которые получили извещение, направляют официальный письменный запрос заказчику, прилагая к нему документы о наличии у поставщика доступа к гостайне и его соответствии прочим требованиям к участию. После этого, в течение не более чем трех дней с момента получения запроса, заказчик отсылает документацию участникам в письменной форме, причем за ее предоставление может взиматься плата (не превышающая стоимости изготовления копии). Поставщик обязан соблюдать гостайну в отношении полученной документации.
  2. В разъяснении к документации закупки недопустимо указывать имя участника закрытого конкурса по 44-ФЗ.
  3. Извещение о том, что проводится закрытый конкурс, может не публиковаться в случаях, если предметом закупки является обеспечение федеральных нужд, а информация о таковых составляет гостайну. Аналогичным образом, извещение не нужно, если предметом конкурса по 44-ФЗ являются услуги (страхование, перевозка или обеспечение охраны), оказываемые Госфонду драгоценных камней и металлов, либо государственным музеям. При отсутствии общего извещения в системе заказчик просто рассылает напрямую потенциальным поставщикам приглашение к участию в процедуре.
  4. Любая запись на видео- или аудио- носители процесса вскрытия конвертов и изучения заявок в закрытом формате запрещена.

Порядок согласования с антимонопольной службой

Во избежание нарушений и злоупотреблений законодатель установил обязанность согласования процедуры с уполномоченным федеральным органом. Заказчик должен обратиться в ФАС РФ в порядке, описанном приказом МЭР № 189 от 31.03.2015 года. К заявлению потребуется приложить:

Наименование Краткая характеристика
1. Полное обоснование отнесения информации к государственной тайне. В документах заказчику потребуется сослаться на пункты перечня, введенного в действие указом Президента России № 1203. Большое значение имеют ведомственные акты, издание которых стало основанием для засекречивания сведений о конкретной закупке. Руководством послужат закон № 5485-1 от 21.07.1993 года и письмо МЭР № Д28и-2898 от 24.09.2015 года.
2. Детализация предмета сделки В информационном письме потребуется отразить функциональные, количественные, технические и прочие показатели, предусмотренные статьей 33 закона 44-ФЗ. Если производится закупка специализированной техники или оборудования, достаточно будет указать наименования, а также технические стандарты, по которым выпущены изделия.
3. Сведения о составе участников процедуры В законе нет ограничений по числу адресатов. Минимум установила практика. В списке должно присутствовать не менее 10 потенциальных претендентов на заказ. Обоснованием включения кандидатов в перечень может стать ссылка на их соответствие требованиям статьи 31 закона 44-ФЗ. Дополнительными аргументами станут наличие у участников квалифицированного персонала, необходимого опыта, производственного оборудования. Кроме того, в пояснительной записке должны присутствовать данные о лицензиях, допусках, разрешениях. Если речь идет о закупке вооружения, потребуется указать и класс по ЕКПС.

Важно! Направлять в ФАС РФ обоснование и детализацию необходимо, если в ЕИС извещение опубликовано не было.

Несоблюдение правил оформления приложений или ошибки в самом заявлении могут привести к отказу в согласовании. Причиной служат разные обстоятельства. Наиболее распространенными считают необоснованное сокращение числа претендентов на заказ, недостаточное проработка предмета закупки или отсутствие оснований для проведения закрытого конкурса.

Об отказе сообщают в течение 5 рабочих дней с момента получения обращения. На принятие решения о согласовании законодатель выделяет 10 суток. Срок действия документа о возможности проведения процедуры не превышает 3 месяцев.

Таким образом, закрытый конкурс обладает определенной спецификой, хотя и является одним из элементов контрактной системы. Свободно использовать механизм нельзя, поскольку парламентарии установили жесткие рамки. Возможность злоупотреблений в этой сфере полностью исключена за счет грамотной проработки вопросов о контроле.

>Как провести закрытый конкурс

Как проводится

В целом этапы схожи с открытыми закупками, но имеют ряд особенностей:

  1. Разработка и утверждение тендерной документации. Предоставляется участникам по запросу, в письменной форме и после оплаты (если предусмотрено). Стоимость за это не должна превышать цены за изготовление копии документации.
  2. Публикация извещения в ЕИС. Используется, только если в документации или в проекте контракта содержатся сведения, которые относятся к гостайне. В остальных случаях публикация извещения не требуется.
  3. Направление приглашений принять участие лицам, которые соответствуют требованиям и имеют доступ к гостайне.
  4. Ознакомление с документацией. Заказчик предоставляет в антимонопольную службу список участников, которым отправлена документация, а также копии всех приглашений.
  5. Подача заявок. Составляет как минимум 30 дней после публикации извещения и не менее 20 дней после направления приглашений (если извещение не требуется).
  6. Вскрытие конвертов. При согласии всех участников этот этап могут провести раньше срока.
  7. Анализ и оценка заявок. Допущенным присваиваются баллы на основе критериев оценки. Победил тот, кто предложил лучший условия.
  8. Заключение контракта. Не раньше 10 и не позже 20 дней после публикации протокола оценки заявок.

Определение поставщика

Перед тем как конверты с заявками будут вскрыты, заказчик вновь обращается в ФАС. Причем это должно состояться не менее, чем за 20 суток до процедуры определения победителя. Обращение производится в виде уведомления, к которому прилагается список участников и копии направленных им приглашений.

В назначенный день и час состоится вскрытие конвертов. Процедура закрытая, и во избежание утечки информации аудио- и видеосъемка запрещена. Ведется протокол, который не позже следующего дня должен быть направлен в ФАС.

Следующие 20 дней заказчик оценивает заявки. Есть случаи, когда этот срок можно продлить еще на 10 дней.

Заявки нумеруются начиная с лучшей по условиям — ей присваивается номер 1. Если условия идентичны, то присваивание номеров производится по времени их поступления — более ранняя заявка получит меньший номер. Победителем признается поставщик под номером 1.

Бывает, что заказчик отклоняет все заявки из-за несоответствия требованиям. В таком случае процедура закрытого конкурса признается несостоявшийся.

Закрытый двухэтапный конкурс по 44-ФЗ

Внимание!
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 г. N 1428 установлены особенности осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства, а также утвержден Перечень заказчиков, при осуществлении закупки которыми применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Период действия с 07.12.2017 г. до 01.07.2019 г.

— Согласование проведения закрытого двухэтапного конкурса с уполномоченным органом
— Понятие и порядок проведения закрытого двухэтапного конкурса
— Особенности проведения закрытого двухэтапного конкурса

В данной справке содержится информация об особенностях проведения закрытого двухэтапного конкурса по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Закупка товаров, работ, услуг может осуществляться проведением закрытого двухэтапного конкурса в случаях:
1. Закупки товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну;
2. Закупки товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

Внимание!
С 07.12.2017 г. до 01.07.2019 г. к числу указанных выше закупок приравниваются все закупки, осуществляемые Минобороны России, ФСБ России, СВР России, а также подведомственными им госучреждениями и государственными унитарными предприятиями (п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 г. N 1428).
Порядок проведения таких закупок (по п. 1 или п. 2 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ) заказчик определяет самостоятельно.

3. Заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране:
— ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
— музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование, либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4. Закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Cогласование проведения закрытого двухэтапного конкурса с уполномоченным органом

Для проведения закрытого двухэтапного конкурса заказчик обязан получить согласование проведения такого вида закупки с уполномоченным органом.

Внимание!
Если закрытый двухэтапный конкурс проводится Минобороны России, ФСБ России, СВР России в порядке, предусмотренном для закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, согласование не требуется (п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 г. N 1428).

Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 г. N 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 г. N 189, Порядок). Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 г. N 189 определяет правила согласования проведения закрытого двухэтапного конкурса заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением с ФАС России.
В соответствии с п. 1 Порядка заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение направляет письменное обращение в ФАС России для получения согласования проведения закрытого двухэтапного конкурса.

Дополнительная информация
Обращение о согласовании проведения закрытого двухэтапного конкурса, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, направляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (п. 3 Порядка).

Поскольку для согласования применения закрытого двухэтапного конкурса применяются такие же правила, как и для согласования проведения закрытого конкурса, то с подробной информацией о порядке согласования Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе справочной информации «Закрытый конкурс по 44-ФЗ».

Понятие и порядок проведения закрытого двухэтапного конкурcа

Под закрытым двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о проведении такого конкурса и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса (ч. 14 ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

Внимание!
Минобороны России, ФСБ России, СВР России при осуществлении закупки на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 г. N 1428 вправе провести закрытый двухэтапный конкурс при условии, что предмет закупки не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. N 471-р (п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 г. N 1428).

Внимание!
При проведении закрытого двухэтапного конкурса применяются положения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ о проведении двухэтапного конкурса с учетом положений ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и положений о закрытом конкурсе. Информация о закупке при проведении такого конкурса сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены ч. 3 и 4 ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. Информацию о порядке проведения двухэтапного конкурса вы можете найти в справке «Особенности проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ».

Особенноcти проведения закрытого двухэтапного конкурса

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком лицам, подавшим заявки на участие в таком конкурсе (ч. 16 ст.85 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

Внимание!
При проведении закрытого двухэтапного конкурса не допускается осуществлять аудио- и видеозапись (ч. 19 ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 17 ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при проведении закрытого двухэтапного конкурса не допускается предоставлять в форме электронных документов:
— конкурсную документацию;
— изменения, внесенные в конкурсную документацию;
— запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации;
— разъяснения положений конкурсной документации.

Информация — разъяснение
Разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех участников таких конкурсов, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

Что касается протоколов, составленных в ходе проведения закрытого двухэтапного конкурса, то они не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в ЕИС, равно как и информация, полученная в ходе проведения таких конкурсов (ч. 18 ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

Внимание!
В случае признания несостоявшимся закрытого двухэтапного конкурса, проводимого Министерством обороны России, ФСБ России или СВР России на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 г. N 1428, применяются положения ст. 55 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ о последствиях признания несостоявшимся двухэтапного конкурса.
Подробнее см. в справке «Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ».