44 ФЗ изменение цены контракта

Содержание

ОТВЕТ ПОДГОТОВИЛИ:

Надежда Верхова,

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Алексей Александров,

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 указанного Закона, далее – Закон № 44-ФЗ). Перечень этих случаев является исчерпывающим.

В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ряд положений этой статьи не распространяется, в частности, на контракты, заключаемые по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако это не относится к упомянутому выше требованию об указании в контракте твердой цены, которая может быть изменена лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Согласно подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в частности, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Возможности уменьшения предусмотренного контрактом количества товаров (и, соответственно, цены контракта) более чем на 10% лишь по основаниям, упоминаемым в рассматриваемом случае, Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Это в полной мере относится и к контрактам, заключаемым на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Поэтому в приведенной ситуации изменить соответствующие условия контракта нельзя. В таких случаях запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Одним из наиболее очевидных является расторжение контракта по соглашению сторон после приемки фактически необходимого количества товара. Часть 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на расторжение договора.

Заметим, что именно такие разъяснения даны в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с ныне утратившим силу Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, устанавливавшим аналогичные, по сути, ограничения на изменение контрактов (см. также ответ на вопрос № 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 № 42-7.4-05/8.5-305).

Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в поставке части товара отпала, заказчик может заключить с поставщиком соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически поставленное количество товара.

Отметим, что приведенные выше разъяснения, на наш взгляд, безусловно, актуальны применительно к «длящимся» отношениям, основанным, например, на контрактах, предусматривающих оказание услуг по водо-, газо-, электроснабжению, выполнение строительных работ и т. п. В отношениях, которые основаны на контрактах, предусматривающих разовую поставку товара, при определенных обстоятельствах (включая изложенные в рассматриваемом случае) соглашение о расторжении контракта, на наш взгляд, может квалифицироваться как притворная сделка (п. 2 ст. 170 ГК РФ), прикрывающая соглашение об изменении условий контракта о количестве товара и цене. Повторим, что формально расторжение контракта по соглашению сторон в приведенной ситуации не противоречит закону, однако квалификация соответствующего соглашения зависит от конкретных обстоятельств.

Приказ Минтранса России от 09.03.2016 N 44 (ред. от 01.08.2019) Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов

При непрерывной круглосуточной работе продолжительность рабочей смены, непосредственно предшествующей нерабочему праздничному дню, не сокращается, переработка сверх нормы учетного периода при суммированном учете рабочего времени компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, в соответствии со статьей 95 Трудового кодекса Российской Федерации.

«Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней» (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 1, от 02.06.2014)

В соответствии со статьей 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Приказ Госнаркоконтроля России от 31.12.2003 N 306 Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

<*> Часть третья статьи 95 Трудового кодекса Российской Федерации.

В день, непосредственно предшествующий нерабочему праздничному дню, продолжительность служебного (рабочего) времени уменьшается на 1 час как при пяти-, так и при шестидневной рабочей неделе.


Цена контракта — это одно из условий осуществления подписания договора. Существенно изменить условия допускается в крайне редких случаях. Закрытый список указан в законодательной базе, в законе о контрактной системе. Когда и как изменяется цена контракта мы опишем в этой статье. 1. Как определяется цена контракта
2. Изменение цены договора

  • Что должно быть в госконтракте
  • Порядок изменения цены контракта

3. Видео-инструкция Изменения цены контракта

1. Как определить цену контракта

В 44 Федеральном законе для определения цены контракта используется такой термин как — начальная максимальная цена договора. Под этим определением понимается предельная сумма, по которой может быть заключен договор. Данный показатель прописывается в план-график, извещение и сопутствующей к закупке документам.
Определять цену в государственных закупках следует очень внимательно, потому что от этого зависит эффективность израсходованных средств из государственного бюджета.
НМЦК должен вычислять Заказчик по одному из пяти методов, которые предусматривает Закон в каждом определенном случае. Но при заключение контракта на тех условиях, в том числе по стоимости, которую предложил победитель. Она всегда ниже первоначальной.
Что касается цены контракта по 44-ФЗ, в законе говорится следуюшее: стоимость является твердой и определяется на весь срок его исполнения
Способами расчета НМЦК:

  • путем анализа рынка;
  • нормативным;
  • тарифным;
  • проектно-сметным;
  • затратным

Но чаще всего из всех вариантов Заказчик пользуется первым. Первый способ также известен как сопоставление цен. Данный метод действует так: он сравнивает и изучает стоимости похожих договоров или отдельные виды товара. Можно пользоваться сведениями из:

  • Открытых источников;
  • Каталоги и брошюры;
  • Статистические отчеты;
  • Ответы разных коммерческих фирм.

2. Изменение цены договора

Существенно менять условия договора нельзя — за очень редкими случаями. Например, вы меняете их в рамках соглашения сторон. Главная проблема не только в том, чтобы одна из сторон убедила другую пойти на какие-либо уступки и иные условия, но и еще обосновать данные изменения для контрольного органа.

  • Что должно быть в госконтракте

• предмет – закупаемый товар, работа или услуга;
• цена контракта;
• сроки выполнения обязательств;
• порядок оплаты;
• ответственность сторон при невыполнении обязательств или срыве сроков;
• график выполнения работ, оказания услуг или поставки товаров (если срок исполнения соглашения – три и более года, а цена – больше ста миллионов рублей).
Менять существенные условия договора можно в строго ограниченных законом ситуациях. В статье 95 закона о контрактной системе содержится, в том числе, перечень случаев, когда это возможно.
К ним относятся:
• Возможность внесения правок была предусмотрена в самом соглашении. Это условие применимо, когда снижается стоимость контракта, а объем остается прежним;
• Стоимость превышает предельный размер, установленный правительством, и исполнить условия невозможно без их изменений;
• Изменились тарифы, которые устанавливаются на федеральном уровне;
• Уменьшились лимиты выделенных на закупку средств;
• Контракт заключен на лечение человека за рубежом, и количество необходимых ему медуслуг выросло или уменьшилось по показаниям врача.

  • Порядок изменения цены контракта

Порядок изменения цены договора прописывается в законе. Он отличается в зависимости от оснований, в согласии с которыми вносятся правки. В случае, если стоимость изменяется пропорционально доп.количеству товара, исходя из установленных условий в согласии с единицей, то внести правки можно по соглашению заказчика и поставщика. При этом нельзя менять цену больше чем на 10%.
Данный порядок предусматривается в том случае, если объем обязательства Исполнителя снижен, к примеру, снизилось количество поставляемого товара. Изменять цену договора для федеральных нужд происходит из-за превышения размера цены установленной Правительством. Вносить изменения допускается на основании решения правительства.
В том случае, если сделка заключена для регионального или муниципального использования, то данное решение должно принимать высшее руководства в виде исполнительного органа или местной администрации.
В документах к закупке, а также в тексте договора Заказчик должен прописать пункт о том, что можно вносить изменения. То есть это все должно быть оговорено заранее.
Цена договора может быть снижена в том случае, если количество и качество товара и объем работ и услуг не изменится. Снижать цену можно только в том случае, если оно не идет в ущерб закупки.
Пересчет производится на основании определения единицы товара, работы, услуги, которая высчитывается делением первоначальной цены контракта на количество единиц товара. Иными словами, если в государственном контракте предусмотрена закупка 1000 мониторов, то внесение изменений позволит закупить от 900 до 1100 мониторов.
Изменение цены контракта по 44-ФЗ отражается в случае, когда она определялась в соответствии с тарифами на товары, работы или услуги, регулируемые государством. Изменились тарифы, которые назначает не заказчик, меняется и цена.
Часто складываются обстоятельства, когда работа по контракту затягивается, и в это время до заказчика доводится информация об уменьшении бюджетных ассигнований. На заказчика ложится новое обязательство, по которому он должен довести новые условия до своего исполнителя, и они должны придти к соглашению сторон. Например, уменьшить количество товара, объем выполняемых работ или же перенести часть выполняемых работ на новый отчетный период с заключением нового договора.
Редким является пункт об изменении цены контракта, который заключается с иностранной медицинской организацией на лечение гражданина России. Она может быть увеличена или уменьшена в зависимости от перечня услуг данной медицинской организации. При этом важно, чтобы такая возможность была заранее предусмотрена.

3. Видео-инструкция Изменения цены контракта

По результатам проведенного электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был заключен контракт. Контракт уже подписан сторонами. В приложении к контракту (спецификации) допущена техническая ошибка: указано количество товара две единицы, в то время как должно быть указано пять единиц, при этом цена за единицу и общая цена товара указаны правильно. В извещении и документации о закупке предусмотрено верное количество товара. Что делать в данной ситуации, как исправить техническую ошибку?

30 июля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Легального способа исправления ошибки при описанных обстоятельствах закон не предусматривает.
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон.
Стороны могут заключить дополнительное соглашение к контракту, указав в нем верное количество товара. Однако такие действия могут быть квалифицированы как нарушающие Закон N 44-ФЗ.
Контракт должен быть размещен в ЕИС в том виде, в котором он подписан сторонами. Дополнительное соглашение к контракту также следует разместить в ЕИС.

Обоснование позиции:
По результатам проведения электронного аукциона (далее — аукцион) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, заявкой победителя аукциона по предложенной им цене (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ).
В указанном случае контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе (ЕИС) предусмотренного ч. 7 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта (ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ основывается в том числе на положениях ГК РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, к отношениям по контракту применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится и условие о предмете договора.
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд является разновидностью купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Частью 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 этого федерального закона. Возможности уменьшить количество товара (в том числе без уменьшения цены) при заключении контракта Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Следовательно, при заключении контракта заказчиком допущено нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Во всех случаях, не предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ, изменение условий контракта по инициативе одной из сторон или по их соглашению неправомерно и может повлечь за собой административную ответственность (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
Норм, которые предусматривали бы порядок исправления подобных ошибок, Закон N 44-ФЗ не содержит. Положения ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не регулируют ситуацию, при которой заключенный по результатам аукциона в электронной форме контракт в результате технической ошибки не соответствует условиям, определенным в извещении и документации об аукционе, но и не запрещают в целях устранения допущенного нарушения привести его положения в соответствие с требованиями законодательства РФ (смотрите постановление Четырнадцатого ААС от 29.10.2018 N 14АП-6896/18).
Кроме того, в ситуации, когда произведение количества единиц товара и стоимости одной единицы не совпадают с ценой договора, по существу имеет место неопределенность в отношении того, какое количество товара поставщик обязан передать покупателю (заказчику): то, которое прямо указано в договоре, или то, которое является результатом деления цены договора на стоимость одной единицы товара. Иными словами, при описанных обстоятельствах содержание контракта формально свидетельствует о несогласованности условия о товаре, которое является существенным для купли-продажи.
Единственно возможным способом устранения этой неопределенности, на наш взгляд, является заключение дополнительного соглашения к контракту с указанием корректного (то есть соответствующего извещению о проведении аукциона и документации об аукционе) количества единиц товара. Такое соглашение, как и контракт, должно быть размещено в ЕИС (ч.ч. 3, 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). При этом поскольку контракт уже заключен, он должен быть размещен в первоначальном виде.
Однако формально заключение такого соглашения может рассматриваться как направленное на изменение условия контракта о товаре, не предусмотренное Законом N 44-ФЗ*(1), что может повлечь наступление административной ответственности. Вторым вариантом действий в рассматриваемой ситуации может быть расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и проведение новой процедуры определения поставщика.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: По результатам проведенного электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ заключен контракт. Контракт уже подписан сторонами. В приложении к контракту (спецификации) допущена техническая ошибка в расчетах, при этом цена контракта отражена правильно. Было заключено дополнительное соглашение с поставщиком об изменении спецификации в связи с технической ошибкой, но разместить изменение к контракту можно только после внесения контракта в реестр контрактов. Нужно ли разместить на сайте ошибочную спецификацию по контракту и только потом внести изменение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

11 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Можно ли внести в контракт на реконструкцию объекта (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») стоимостью 155 млн. руб., заключенный на два года, изменения об увеличении стоимости этого контракта в пределах 30 процентов (необходимость изменения контракта обусловлена тем, что в проектной документации не учтены в полном объеме работы и материалы, необходимые для исполнения контракта; проектная документация расходится с рабочей более чем на 10%, но в пределах 30%)?

19 февраля 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стороны контракта могут составить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта и изменении объемов выполняемых работ, а также объемов используемых в работе материалов в пределах 30 процентов стоимости этого контракта при условии получения от органа власти соответствующего уровня положительного о том решения.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом в отдельную категорию случаев изменения контракта выделяются специально установленные основания для изменения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — строительные работы) (пп. «в» п. 1, п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Так, в силу п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон контракта на выполнение указанных в данной норме работ, в числе которых указаны и работы по реконструкции объекта капитального строительства, если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Такое изменение не должно увеличивать срок исполнения контракта и (или) его цену более чем на 30% и должно быть письменно обосновано на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных, региональных, муниципальных нужд соответственно. Срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации при необходимости внесения в нее изменений в указанный срок не включается.
Следует учитывать, что согласно п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 предельный размер цены заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, при которой могут быть изменены его существенные условия, составляет 100 млн. руб.
Таким образом, основания п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ позволяют менять в определенных ограничением изменения цены контракта пределах любые условия контракта, в том числе о видах выполняемых работ и их объеме, формально никак не ограничивая такую возможность. Однако, на наш взгляд, такое изменение ограничивается, исходя из общих норм Закона N 44-ФЗ, невозможностью изменения объекта закупки*(1).
В рассматриваемом случае речь идет о контракте на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства стоимостью более 100 млн. рублей (155 млн. руб.), заключенном на два года. Следовательно, при условии получения от органа власти соответствующего положительного решения стороны контракта могут составить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта и изменении объемов выполняемых работ (их видов), а также видов и объемов используемых в работе материалов в пределах 30 процентов стоимости этого контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей