351 закон накопительная часть

Поправки касаются выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения.

Граждане 1967 г.

Закон о пенсионных накоплениях: механизм формирования и выплат

рождения и моложе должны до конца 2015 г. определиться — формировать или нет накопительную часть трудовой пенсии. Для первого варианта необходимо перевести свои пенсионные накопления в НПФ либо выбрать частную управляющую компанию или 1 из возможных инвестиционных портфелей государственной УК (расширенный либо портфель госбумаг). Для тех, кто уже сделал такой выбор, тариф на накопительную часть пенсии по-прежнему составит 6%. Для "молчунов", чьи накопления находятся в ПФР и которые ни разу не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля УК или переходом в НПФ, тариф составит 0%. Таким образом, они по сути откажутся от финансирования накопительной части трудовой пенсии, и все 6% пойдут в страховую часть и будут учтены при индексации их расчетного пенсионного капитала.

Кроме того, при выборе инвестиционного портфеля государственной УК граждане вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от накопительной части пенсии.

Для молодежи, начинающей трудовую деятельность и впервые вступающей в систему ОПС с 2014 г., на выбор варианта пенсионного обеспечения отводится 5 лет.

До тех пор, пока лицо не сделает выбор, тариф для него будет составлять 6%.

Меняется порядок уплаты страхователями взносов на ОПС. Они будут вносить их по общему тарифу без разделения на взносы на страховую и накопительную части пенсии. Учитывать средства, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, станет ПФР исходя из данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным лицом вариантом пенсионного обеспечения.

В связи с созданием системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящим акционированием НПФ пенсионные накопления за 2014 г. передаются в распределительную составляющую пенсионной системы. Это обусловлено тем, что НПФ и УК смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям только к 01.01.2015. Однако указанные суммы накоплений будут учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Средства будут передаваться в распределительную систему только до того момента, пока НПФ или УК не подтвердят свое соответствие новым требованиям.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 5, вступающей в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 декабря 2013 г., в "Российской газете" от 6 декабря 2013 г. N 276, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. N 49 (часть VII) ст. 6352

« к предыдущему разделу | К оглавлению | к следующему разделу »

До конца 2013 года граждане моложе 1966 г.р., формирующие пенсионные накопления, должны принять решение относительно размера страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив страховой тариф в солидарную часть с 16% до 20%. Каждый гражданин моложе 1966 г.р.

Закон 351-Ф3 от 4 декабря 2013 г.: очередные "пенсионные" правки, или "молчуны, одумайтесь!"

может сделать выбор процента отчислений со своего фонда оплаты труда на формирование пенсионных накоплений – 2% или 6%. Перераспределение страховых взносов будет происходить только на добровольной основе, по волеизъявлению гражданина.

Определиться с тем, будете ли вы уменьшать размер своей накопительной составляющей за счет передачи ее части в страховую часть трудовой пенсии или нет, можно будет до 31 декабря 2013 года. 

Если гражданин в течение 2013 года свой выбор не сделает, что с 2014 года для него по умолчанию будут действовать следующие правила.

— у «молчунов», то есть тех граждан, которые никогда не выбирали управляющую компанию или НПФ для формирования пенсионных накоплений, с 2014 года накопительная часть пенсий будет формироваться на основе 2%-го перечисления страховых взносов в накопительную часть пенсии. Если «молчуны» хотят сохранить накопительный тариф в размере 6%, в течение 2013 года им нужно написать соответствующее заявление в ПФР о перераспределении либо о переводе средств пенсионных накоплений в НПФ или УК.

— на накопительную часть пенсии граждан, которые ранее передали свои пенсионные накопления в управляющие компании, НПФы или сменили инвестпортфель ВЭБа, с 1 января 2014 года по умолчанию будет по-прежнему перечисляться 6% от годового заработка. Если эти граждане захотят перевести 4% в солидарную часть пенсии, то им в течение 2013 года следует написать соответствующее заявление о перечислении 2% в накопительную часть и 4% в страховую часть.

Заявления должны быть поданы в ПФР. Их форма и порядок подачи в настоящий момент разрабатываются.

« к предыдущему разделу | К оглавлению | к следующему разделу »

Понятие «накопительная часть пенсии» впервые появилось в отечественном пенсионном законодательстве в 2001 году, когда был принят закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Упомянутый закон вступил в действие с 1 января 2002 года и ознаменовал собою попытку реформирования пенсионной системы в России.

В результате принятия этого закона пенсия была поделена на три части: базовую, страховую и накопительную, каждая из которых должна была иметь свой обособленный источник финансирования. Вплоть до 2012 года – это понятие носило виртуальный характер, поскольку накопительная часть пенсии не назначалась.

Из чего формируется накопительная часть пенсии

Чтобы понять принципиальное отличие этой части пенсии от других ее частей, нужно разобраться в общей структуре пенсионной выплаты. Так, разделив пенсию на три части, государство закрепило за каждой из них свой источник финансирования.

Общий тариф пенсионных страховых взносов, которые уплачивали все работодатели за своих работников в Пенсионный Фонд, составлял в 2002 году 28%.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Эти средства делились следующим образом:

  • 14% — поступали в Федеральный бюджет и расходовались на выплату базовой части пенсии;
  • 14% — поступали в бюджет Пенсионного фонда на финансирование выплаты страховой и накопительной части пенсии и учитывались на индивидуальном лицевом счете каждого работника.

Средства, поступающие в бюджет ПФР, в свою очередь делились на две части. Для мужчин с 1953 и для женщин с 1958 по 1966 год рождения включительно, на страховую часть пенсии поступали 12%, а оставшиеся 2% — на накопительную часть.

Для работников, родившихся в 1967 году и позже, отчислялось для финансирования накопительной части сначала 3%, затем постепенно это размер увеличился до 6%.

Результаты формирования накопительной системы

Однако большинство россиян не искушены в вопросах вложения средств. В результате, десятилетний эксперимент показал неутешительные результаты. Подавляющее большинство граждан не изъявило желания распорядиться своими пенсионными накоплениями. Только около 20% граждан, у которых имеются пенсионные накопления, перевели их в НПФ и менее 1% выбрали управляющую компанию, оставив средства в ПФР.

В 2005 году отчисление в счет накопительной части для старшей группы работников было отменено, а перечисленные средства остались на их счетах и лежали до 2012 года, с 1 июля которого появилась возможность установления накопительной части пенсии.

При этом выяснилось, что у большей части граждан эти накопления настолько невелики, что рассчитанный размер накопительной части пенсии составил менее 5% к ее общему размеру. Эти средства были выплачены и выплачиваются тем, кто выходит на пенсию, в виде единовременной выплаты.

Перспективы накопительной пенсии

В результате подведения итогов пенсионной реформы, государство решило судьбу накопительной части пенсии следующим образом. В конце 2013 года были принят закон, выделивший накопительную часть из общего состава пенсионной выплаты. Со следующего года это будет отдельная – накопительная пенсия.

Тем, за кого перечисляются 6% на ее финансирование, дано право до конца 2015 года, выбрать один из двух предложенных вариантов. Если они переводят свои накопления в негосударственный пенсионный фонд или УК, то взносы будут перечисляться в том же размере.

Если же такого заявления от гражданина не поступит, то все перечисляемые работодателем (в размере 16%) страховые взносы будут поступать на финансирование страховой части пенсии в ПФР (этим средствами распорядиться нельзя).

Что такое пенсионные накопления

Именно средства, поступающие в счет финансирования накопительной части пенсии, стали называть пенсионными накоплениями. При этом их стало возможно:

  • инвестировать, то есть по желанию перевести в Негосударственный пенсионный фонд (НПФ);
  • доверить частной управляющей компании (УК);
  • оставить право распоряжения ими государственной управляющей компании (Внешэкономбанк).

Более 50 управляющих компаний и около 300 негосударственных пенсионных фондов предложили россиянам свои услуги в этой сфере. Все управляющие компании вправе вести рекламу своей деятельности, их перечень и данные о финансовом состоянии регулярно публикуются.

Предполагалось, что общая сумма пенсионных накоплений к моменту выхода на пенсию, будет возрастать с учетом доходности той компании, в которую граждане пожелали перевести свои накопления. При этом законом допускается возможность 1 раз в год переводить эти средства в разные компании или в НПФ.

Существенным отличием пенсионных накоплений от других источников финансирования пенсии является то, что накопленные средства подлежат наследованию. Правда, это правило работает только в случае смерти работника до того момента, пока он не начал получать накопительную часть.