285 зто

Содержание

Корректировки Закона Тульской области «Об образовании» рассмотрели на заседании комитета по социальной политике Тульской областной Думы.

Так, органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования уполномочены обеспечивать муниципальные и региональные образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию организациями, осуществляющими образовательную деятельность. По сути, изменяется определение: в действующей редакции закона говорится о рекомендованных учебниках.

Кроме того, федеральным законом вводится понятие практической подготовки обучающихся, закрепляются нормы ее организации, корректируются требования к содержанию договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ. Соответствующие изменения предлагается внести и в закон области, а именно: закрепить в нем, что финансовое обеспечение образовательной деятельности, в части определения нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, включает практическую подготовку обучающихся.

Комитет принял решение рекомендовать Тульской областной Думе принять законопроект в первом чтении и рассмотреть его в двух чтениях.

Областное единовременное пособие на ребенка семьям при рождении первого ребенка

Государственную услугу можно оформить на ГОСУСЛУГИ71

https://www.gosuslugi71.ru/?OnlineService=5823303

Закон Тульской области от 07.03.2002 N 285-ЗТО «О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области»

Кто имеет право на областное единовременное пособие

Единовременное пособие предоставляется семьям граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно или преимущественно проживающих на территории Тульской области, при рождении первого ребенка, в которых среднедушевой доход за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в области, установленного на дату поступления обращения.

Единовременное пособие назначается при наличии регистрации заявителя и ребенка по месту жительства на территории Тульской области, совместная регистрация не обязательна.

Размер областного единовременного пособия 12704,76 рублей

Документы для предоставления

-заявление по установленной форме;

-копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя;

-копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность супруга(и) заявителя;

— копия свидетельства о рождении ребенка;

-вид на жительство в Российской Федерации, а также копия документа с отметкой о регистрации лица без гражданства по месту жительства в Тульской области — для лиц без гражданства;

-копия свидетельства о заключении брака (при наличии);

-я свидетельства о расторжении брака (при наличии);

-документы о размере заработной платы (доходов) на каждого члена семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.

-копии трудовых книжек заявителя и его супруга (супруги) (при наличии);

-выписка о номере лицевого счета, открытого в установленном порядке в кредитной организации.

-согласие на обработку персональных данных заявителя, несовершеннолетнего ребенка, члена (членов) семьи заявителя.

К заявлению, поданному представителем заявителя, представляются документы, удостоверяющие полномочия представителя, а также документы, удостоверяющие его личность. В случае если полномочия представителя основаны на нотариально удостоверенной доверенности, документ, удостоверяющий личность заявителя, не представляется.

Документы могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке. В случае подачи заверенных в установленном порядке копий документов представление подлинников не требуется.

Сведения о регистрации заявителя и ребенка по месту жительства запрашивает учреждение с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования заявителя государственной услуги, ребенка и членов семьи заявителя запрашивает учреждение с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заявителя государственной услуги и сведения о размерах получаемой пенсии и других социальных выплат.

Заявитель вправе по собственной инициативе представить в учреждение указанные документы.

Областное единовременное пособие на ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

При этом единовременное пособие выплачивается в размере, предусмотренном законодательством Тульской области на дату рождения ребенка.

Выплата областного единовременного пособия осуществляется ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в течение 5 рабочих дней после получения финансирования.

О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
от 26 октября 2015 года N 2362-ЗТО
О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

(с изменениями на 18 июля 2019 года)

(в ред. Законов Тульской области от 01.06.2016 N 42-ЗТО, от 13.07.2017 N 57-ЗТО, от 21.12.2018 N 113-ЗТО, от 18.07.2019 N 60-ЗТО)

Принят
Тульской областной Думой
22 октября 2015 года

Настоящий Закон устанавливает порядок постановки отдельных категорий граждан (далее — граждане) на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — земельные участки), в собственность бесплатно, в случаях, установленных Законом Тульской области от 25 июня 2015 года N 2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» (далее — Закон Тульской области «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно»), порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении.

Статья 1. Порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с учета

1. Для постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, граждане, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 1 Закона Тульской области «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», подают заявление о постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее — заявление о постановке на учет), в орган исполнительной власти Тульской области, проводящий на территории Тульской области государственную политику в сфере социальной защиты населения (далее — уполномоченный орган). В заявлении о постановке на учет указывается испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка.

2. Форма заявления о постановке на учет, перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, порядок подачи заявления о постановке на учет устанавливаются правительством Тульской области (далее — правительство области).

3. Заявление о постановке на учет регистрируется в журнале регистрации по форме, установленной уполномоченным органом, с указанием даты и времени поступления заявления.

4. Уполномоченный орган в течение двадцати рабочих дней со дня подачи заявления о постановке на учет принимает решение о постановке гражданина на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (далее — учет), либо об отказе в постановке на учет, о чем в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет гражданина. В случае принятия решения об отказе в постановке гражданина на учет указываются основания отказа.

(в ред. Закона Тульской области от 01.06.2016 N 42-ЗТО)

5. Основаниями для отказа в постановке на учет являются:

1) отсутствие у гражданина права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Тульской области «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно»;

2) выявление в представленных гражданином документах недостоверных сведений;

3) реализация гражданином на день подачи заявления о постановке на учет права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

6. Отказ в постановке на учет может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Принятые на учет граждане включаются в реестр граждан, формируемый в хронологической последовательности регистрации поступивших в уполномоченный орган заявлений о постановке на учет. Порядок ведения указанного реестра граждан устанавливается уполномоченным органом.

8. Граждане обязаны сообщать в уполномоченный орган об изменении адреса места жительства и других учетных данных с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения, в течение месяца с даты их изменения путем предоставления заявления о внесении изменений в учетные данные по форме, установленной правительством области.

9. Гражданин снимается с учета в случае:

1) подачи им заявления о снятии с учета;

2) утраты им оснований, дающих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;

3) выявления в представленных гражданином документах, послуживших основанием для принятия на учет, недостоверных сведений;

4) выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы Тульской области;

5) гибели (смерти), признания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) реализации гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

10. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня выявления оснований для снятия с учета принимает решение о снятии гражданина с учета, о чем в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет гражданина с указанием оснований снятия с учета.

(в ред. Закона Тульской области от 01.06.2016 N 42-ЗТО)

11. Снятие с учета гражданина может быть обжаловано им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Гражданин, снятый с учета, подлежит восстановлению на учете, либо на учет ставится его супруг (супруга) в случаях и порядке, установленных правительством области.

При этом при восстановлении гражданина на учете либо при постановке на учет его супруга (супруги) их право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно не пересматривается. Указанные граждане подлежат восстановлению (постановке на учет) в реестре граждан по дате и времени регистрации ранее поданного заявления о постановке на учет гражданином (супругом (супругой)).

(абзац введен Законом Тульской области от 18.07.2019 N 60-ЗТО)

(часть 12 введена Законом Тульской области от 13.07.2017 N 57-ЗТО)

Статья 2. Порядок предоставления гражданам, принятым на учет, земельных участков в собственность бесплатно

1. Гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием.

1-1. Земельный участок предоставляется в общую собственность (долевую либо совместную) гражданам, воспитывающим ребенка-инвалида или детей-инвалидов (далее — дети-инвалиды), их детям-инвалидам (в том числе достигшим возраста 18 лет), иным кровным либо усыновленным (удочеренным) детям, не достигшим на день обращения за предоставлением в собственность земельного участка возраста 18 лет, проживающим совместно с родителями. Для целей настоящего Закона под гражданами, воспитывающими детей-инвалидов, понимаются родители, усыновители (удочерители), проживающие совместно с детьми-инвалидами.

В случае, если брак между гражданами, воспитывающими детей-инвалидов, расторгнут, земельный участок предоставляется в общую собственность (долевую либо совместную) гражданину, воспитывающему детей-инвалидов, проживающему совместно с детьми-инвалидами, его детям-инвалидам (в том числе достигшим возраста 18 лет), иным кровным либо усыновленным (удочеренным) детям, не достигшим на день обращения за предоставлением в собственность земельного участка возраста 18 лет, проживающим совместно с ним.

(часть 1-1 введена Законом Тульской области от 01.06.2016 N 42-ЗТО)

2. Гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен следующими способами:

1) гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно (далее — Перечни земельных участков).

Формирование Перечней земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

Земельные участки, включенные в Перечни земельных участков, предоставляются гражданам в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений о постановке на учет.

Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления Перечней земельных участков, исходя из условий, определенных частью 1 настоящей статьи, и очередности поступления Перечней земельных участков, направляет гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении предложение приобрести в собственность бесплатно земельный участок (с указанием кадастрового номера, местоположения, площади, разрешенного использования земельного участка) в соответствии с порядковым номером земельного участка в Перечне земельных участков.

Гражданин в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего предложения направляет в уполномоченный орган письменное согласие на приобретение предложенного земельного участка.

Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения согласия гражданина на приобретение земельного участка направляет информацию о состоящем на учете гражданине с указанием подлежащего передаче земельного участка и перечень лиц, которым в соответствии с частью 1-1 настоящей статьи земельный участок подлежит предоставлению в общую собственность (долевую либо совместную) (далее — перечень лиц, которым предоставляется земельный участок в собственность), в правительство области или орган местного самоуправления, имеющий право распоряжения земельными участками (далее — орган местного самоуправления), для принятия указанными органами решения о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно.

(в ред. Закона Тульской области от 13.07.2017 N 57-ЗТО)

Правительство области или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в течение тридцати календарных дней со дня получения информации о состоящем на учете гражданине с указанием подлежащего передаче земельного участка. Копии указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляются гражданину и в уполномоченный орган.

В случае, если гражданин в течение одного месяца со дня получения соответствующего предложения не представил в уполномоченный орган письменное согласие на приобретение земельного участка или представил письменное заявление об отказе от предложенного земельного участка, это считается отказом гражданина от предоставления предложенного земельного участка. Указанный гражданин сохраняет право на однократное приобретение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с датой и временем подачи им заявления о постановке на учет;

2) гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в правительство области или орган местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в соответствии с земельным законодательством.

После принятия правительством области или органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданин самостоятельно обеспечивает выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в целях его дальнейшего предоставления в собственность бесплатно и обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в правительство области или орган местного самоуправления.

Формы заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, перечень документов, прилагаемых к указанным заявлениям, и порядок их подачи устанавливаются правительством области.

При этом предоставление таким гражданам земельных участков осуществляется без учета очередности, предусмотренной частью 7 статьи 1 настоящего Закона, а также без учета требований о территориальном расположении земельного участка, установленных частью 1 настоящей статьи.

В целях принятия решения о предоставлении земельного участка гражданину, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, правительство области или орган местного самоуправления запрашивает в уполномоченном органе данные о праве такого гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно и перечень лиц, которым предоставляется земельный участок в собственность. Данные и указанный перечень предоставляются уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса.

(в ред. Закона Тульской области от 13.07.2017 N 57-ЗТО)

Правительство области или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в течение тридцати календарных дней со дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости об испрашиваемом земельном участке. Копии указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляются гражданину и в уполномоченный орган;

(в ред. Закона Тульской области от 13.07.2017 N 57-ЗТО)

3) гражданин обращается в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка.

Форма заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, и порядок их подачи устанавливаются правительством области.

При этом предоставление таким гражданам земельных участков осуществляется без учета очередности, предусмотренной частью 7 статьи 1 настоящего Закона.

В случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

В целях принятия решения о предоставлении земельного участка гражданину, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, правительство области или орган местного самоуправления запрашивает в уполномоченном органе данные о праве такого гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно и перечень лиц, которым предоставляется земельный участок в собственность. Данные и указанный перечень предоставляются уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса.

(в ред. Закона Тульской области от 13.07.2017 N 57-ЗТО)

Правительство области или орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней со дня постановки земельного участка на государственный кадастровый учет направляет гражданину, по заявлению которого осуществлялось образование земельного участка, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение приобрести в собственность бесплатно земельный участок (с указанием кадастрового номера, местоположения, площади, разрешенного использования земельного участка).

Гражданин в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего предложения направляет в правительство области или орган местного самоуправления письменное согласие на приобретение предложенного земельного участка.

Правительство области или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в течение тридцати календарных дней со дня получения согласия гражданина на приобретение земельного участка. Копии указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляются гражданину и в уполномоченный орган.

В случае, если гражданин в течение одного месяца со дня получения соответствующего предложения не представил письменное согласие на приобретение земельного участка или представил письменное заявление об отказе от предложенного земельного участка, это считается отказом гражданина от предоставления предложенного земельного участка. Указанный гражданин сохраняет право на однократное приобретение земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом.

3. Граждане, указанные в пункте 2 статьи 1 Закона Тульской области «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», принятые на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, сохраняют право на однократное приобретение земельного участка в собственность бесплатно по достижении детьми-инвалидами возраста 18 лет в случае отсутствия отказа гражданина от предоставления предложенного земельного участка в соответствии с абзацем восьмым пункта 1 части 2 настоящей статьи. Такие граждане подлежат снятию с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (помимо оснований, предусмотренных частью 9 статьи 1 настоящего Закона), при отказе от предлагаемого в соответствии абзацем четвертым пункта 1 части 2 настоящей статьи в собственность бесплатно земельного участка.

(часть 3 введена Законом Тульской области от 01.06.2016 N 42-ЗТО)

Статья 3. Порядок предоставления гражданам, реализовавшим право на первоочередное или внеочередное обеспечение земельными участками, земельных участков в собственность бесплатно

1. Граждане, имеющие право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 1 Закона Тульской области «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», подают в правительство области или орган местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Форма заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, и порядок их подачи устанавливаются правительством области.

2. В целях принятия решения о предоставлении земельного участка гражданину, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, правительство области или орган местного самоуправления запрашивает в уполномоченном органе информацию о реализации (нереализации) гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Информация предоставляется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса.

3. Правительство области или орган местного самоуправления в течение тридцати календарных дней с даты поступления заявления и документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, принимает решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно.

Копии указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляются гражданину и в уполномоченный орган.

Статья 5. Порядок формирования Перечней земельных участков

1. Перечни земельных участков, содержащие кадастровый номер, местоположение, площадь, разрешенное использование земельных участков, утверждаются:

1) правительством области — из земель, находящихся в собственности Тульской области, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании город Тула;

2) органами местного самоуправления — из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Перечни земельных участков утверждаются по мере формирования земельных участков, но не реже одного раза в двенадцать месяцев.

2. В Перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

3. Перечни земельных участков, утвержденные правительством области, в течение десяти календарных дней со дня их утверждения подлежат размещению на официальном портале правительства области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечни земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения направляются правительством области в орган местного самоуправления муниципального образования город Тула для разработки и обеспечения комплекса мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры.

4. Перечни земельных участков, утвержденные органами местного самоуправления, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

4-1. После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

(в ред. Закона Тульской области от 21.12.2018 N 113-ЗТО)

5. Перечни земельных участков в течение пяти рабочих дней со дня утверждения передаются правительством области, органами местного самоуправления, указанными в части 1 настоящей статьи, в уполномоченный орган.

6. Перечни земельных участков регистрируются уполномоченным органом по дате и времени их поступления.

Статья 6. Основания для отказа в предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно

1. Основаниями для отказа в предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно являются:

1) утрата гражданином оснований, дающих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;

2) отсутствие у гражданина права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Тульской области «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно»;

3) выявление в представленных гражданином документах недостоверных сведений;

4) выезд гражданина на постоянное место жительства за пределы Тульской области;

5) невозможность образования в соответствии с требованиями земельного законодательства земельного участка, указанного в заявлении гражданина о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;

6) отнесение земельного участка, указанного в заявлении гражданина о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, к землям, которые в соответствии с земельным законодательством не могут предоставляться в частную собственность;

7) гибель (смерть), признание гражданина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безвестно отсутствующим или объявление его умершим;

8) реализация гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

2. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принимает правительство области или орган местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня выявления оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, о чем в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уведомляет гражданина заказным письмом с уведомлением о вручении с указанием оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Граждане, которым отказано в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 и 6 части 1 настоящей статьи, сохраняют право на однократное приобретение земельного участка в собственность бесплатно и имеют право на повторное обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, а по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, — при предоставлении достоверных сведений.

4. Контроль за однократностью предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно осуществляется уполномоченным органом.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Губернатор
Тульской области
В.С.ГРУЗДЕВ

г. Тула

14.01.2020 11:23:00

Теплоогаревские многодетные семьи вместо земли смогут получать компенсацию

С 1 января многодетные семьи могут получать взамен земельного участка единовременную денежную выплату.
Единовременная денежная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Тульской области, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей – учащихся учебных заведений всех форм обучения любых организационно-правовых форм – до окончания обучения или проходящих срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и проживающих с ними на территории области (далее — многодетные граждане), имеющим право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.
Единовременная денежная выплата направляется:

  • на оплату приобретаемого жилого помещения;
  • в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве;
  • на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения;
  • на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному кредиту, в том числе на погашение ранее предоставленного ипотечного кредита (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту).

Жилое помещение, на приобретение которого направляются средства единовременной денежной выплаты, должно находиться на территории Тульской области.

Использование единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, или жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, не допускается.
Многодетный гражданин представляет в отдел социальной защиты:

  • заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты;
  • копию паспорта многодетного гражданина;
  • копию паспорта супруга (супруги) многодетного гражданина;
  • копию свидетельства о заключении брака (при наличии);
  • копии свидетельств о рождении детей;
  • копии паспортов детей, достигших 14-летнего возраста;
  • справку об обучении совершеннолетнего ребенка многодетного гражданина в учебных заведениях всех форм обучения любых организационно-правовых форм (в случае обучения совершеннолетнего ребенка в учебных заведениях всех форм обучения любых организационно-правовых форм);
  • документ, подтверждающий прохождение совершеннолетним ребенком многодетного гражданина срочной военной службы по призыву
  • (в случае прохождения совершеннолетним ребенком срочной военной службы по призыву);
  • заявление о согласии на обработку персональных данных многодетного гражданина, супруга (супруги) и его несовершеннолетних, совершеннолетних детей, представителя многодетного гражданина.

Многодетному гражданину, включенному в Сводный реестр и состоящему на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, земельные участки согласно статьям 2-2, 6 Закона № 1708-ЗТО не предоставляются.
Отдел социальной защиты населения направляет уведомление многодетным гражданам, состоящим в Сводном реестре, об их праве получить единовременную денежную выплату и выдает многодетному гражданину гарантийное письмо о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета области. Срок действия гарантийного письма – 90 календарных дней после дня его выдачи.
Предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется после представления многодетным гражданином в учреждение следующих документов:
1) для предоставления единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения многодетный гражданин дополнительно представляет копию договора купли-продажи жилого помещения, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, на многодетного гражданина и членов семьи многодетного гражданина, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;
2) для предоставления единовременной денежной выплаты в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве многодетный гражданин дополнительно представляет:
копию договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке;
документ, содержащий сведения о внесенной сумме в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве и об оставшейся неуплаченной сумме по договору;
3) для предоставления единовременной денежной выплаты на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита многодетный гражданин дополнительно представляет копию ипотечного договора на приобретение жилья, заключенного с многодетным гражданином, либо с его детьми, либо с супругой (супругом) многодетного гражданина, в случае, если он (она) является родителем детей, с учетом которых установлено право на получение земельного участка;
4) для предоставления единовременной денежной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному кредиту либо на погашение ранее предоставленного ипотечного кредита (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту) многодетный гражданин дополнительно представляет:
копию ипотечного договора, заключенного с многодетным гражданином, либо с его детьми, либо с супругой (супругом) многодетного гражданина, в случае, если он (она) является родителем детей, с учетом которых установлено право на получение земельного участка;
справку кредитора о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным кредитом по договору, заключенному с многодетным гражданином, либо с его детьми, либо с супругой (супругом) многодетного гражданина, в случае, если он (она) является родителем детей, с учетом которых установлено право на получение земельного участка.
В случае если право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, передано им другому лицу (уступка права требования, передача прав на закладную) в порядке передачи прав по кредитным договорам, обеспеченным ипотекой, установленном статьями 47 и 48 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», или перешло к другому лицу на основании указанного закона, в справке указываются сведения о наименовании и месте нахождения кредитора, которому права по ипотечному кредитному договору принадлежат на дату составления справки. В случае если от имени кредитора справка представляется третьим лицом, действующим на основании доверенности, представляется копия доверенности кредитора третьему лицу.
Единовременная денежная выплата предоставляется однократно.
Жилое помещение, на оплату которого направляются средства единовременной денежной выплаты, должно быть оформлено в общую (долевую, совместную) собственность многодетного гражданина, супруга (супруги) и детей, имеющих право на предоставление земельного участка
в собственность бесплатно в соответствии с Законом № 1708-ЗТО.
В случае если жилое помещение не оформлено в общую собственность многодетного гражданина, его супруга (супруги), детей
(в отношении которых установлено право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно), необходимо дополнительно предоставить засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица (лиц), являющегося собственником жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения, договору участия в долевом строительстве, оформить жилое помещение в общую собственность лиц, в отношении которых установлено право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления учреждением средств единовременной денежной выплаты и в случае приобретения жилого помещения с использованием ипотечных средств, — в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
Перечисление средств единовременной денежной выплаты производится учреждением в безналичном порядке на указанный
в соответствующем договоре счет организации, осуществляющей отчуждение жилого помещения, либо физического лица, осуществляющего отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, предоставившей по ипотечному договору денежные средства на указанные цели, не позднее чем через 60 календарных дней со дня предоставления вышеуказанных документов.
За дополнительной информацией обращаться по тел. 21-2-12

Тульский областной суд рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Т. Дудкиной о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента принятия статьи 8.11 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 09 декабря 2013 года № 2035-ЗТО).

Установлено, что 22 мая 2003 года региональный парламент принял закон Тульской области N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области». 9 июня 2003 года указанный документ подписан губернатором Тульской области и 14 июня 2003 года официально опубликован в общественно-политической газете «Тульские известия» N 131-134.

5 декабря 2013 года Тульской областной Думой приняты поправки в статью 8.11 данного закона, подписанный губернатором Тульской области 9 декабря 2013 года, в следующей редакции:

«1. Совершение иных действий (бездействия), запрещенных правилами благоустройства территорий, в том числе несоблюдение чистоты и порядка, если это нарушение не подпадает под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

Дудкина обратилась в Тульский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента принятия статьи 8.11 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 09 декабря 2013 года № 2035-ЗТО) ввиду ее противоречия, по мнению заявителя, положениям статей 1.3, 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктам 1-3 статьи 7, пункту 19 статьи 14, пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 26, 26.1, подпункту 7 пункта 2 статьи 26.3, подпункту 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Заявитель полагает, что оспариваемая норма не соответствует принципу правовой определенности, поскольку материальное основание административной ответственности непосредственно в самом законе об административных правонарушениях не конкретизировано, что ведет к нарушению закрепленного в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации и в части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, и допускает противоречивую правоприменительную практику в разных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации.

В качестве доказательства снижения уровня правовых гарантий государственной защиты от произвольного преследования и наказания Дудкина Т.В. сослалась на факт привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 8.11 Закона Тульской области от 09 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (в редакции от 09 декабря 2013 года № 2035-ЗТО) в связи с установлением факта нарушения ею пункта 8.2.20 Правил благоустройства Новомосковска, с чем она не согласна. Также указала на возбуждение в отношении нее дела об административном правонарушении по пункту 2 статьи 8.11 оспариваемого Закона.

Кроме того, заявитель считает, что правоотношения, указанные в названной правовой норме, охватываются Федеральным законодательством, включая федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, Санитарные правила содержания территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов, а также жилых гражданских зданий), утвержденные Минздравом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88), Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Госстроя России от 22 сентября 2003 года № 170, Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», что не исключает квалификацию указанных в оспариваемой норме действий по статьям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и свидетельствует о превышении полномочий субъекта Российской Федерации.

Представитель Тульской областной Думы по доверенности Галкин А.А. с заявленными требованиями не согласился, полагая их необоснованными, указав, что оспариваемая заявителем норма принята Тульской областной Думой с соблюдением установленной процедуры, в пределах ее компетенции и предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречит и права заявителя не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявления просил отказать.

Представитель губернатора Тульской области по доверенности Морозова Е.В. против удовлетворения заявления Дудкиной Т.В. возражала по тем же основаниям.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему:

согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть 5).

Принципы разграничения предметов ведения и полномочия в области законодательства об административных правонарушениях установлены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 1.3 КоАП РФ устанавливает предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, к которым, в том числе, относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ относит к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Из этого следует, что федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях (статья 1.1 КоАП РФ), одновременно установил пределы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере административной ответственности: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.

Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 16 Устава (Основного Закона) Тульской области, действовавшего на момент принятия оспариваемой правовой нормы, (статье 36 действующего в настоящее время Устава Тульской области), постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Тульской области является Тульская областная Дума.

22 мая 2003 года Тульской областной Думой принят Закон Тульской области от 09 июня 2003 года N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области».

Законом Тульской области от 09 декабря 2013 года N 2035-ЗТО «О внесении изменения в статью 8.11 Закона Тульской области «Об административных правонарушениях в Тульской области» оспариваемая заявителем статья 8.11 изложена в новой редакции.

Судом установлено, что Законы Тульской области от 09 июня 2003 года N 388-ЗТО и от 09 декабря 2013 года N 2035-ЗТО были приняты по результатам рассмотрения законопроектов в трех чтениях большинством голосов от установленного числа депутатов.

09 июня 2003 года и 09 декабря 2013 года соответственно вышеназванные Законы Тульской области подписаны губернатором Тульской области и зарегистрированы в Реестре законов области под реестровыми номерами N 388-ЗТО и N 2035-ЗТО; официально опубликованы в газете «Тульские известия» 14 июня 2003 года N 131-134 и 12 декабря 2013 года N 184 и согласно их правовым нормам (статьям 11.2, 2) вступили в силу.

Изложенное свидетельствует о том, что Закон Тульской области от 09 июня 2003 года N 388-ЗТО, а также Закон Тульской области от 09 декабря 2013 года N 2035-ЗТО о внесении в него изменения, приняты законодательным органом Тульской области с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования законов субъекта РФ, установленных статьями 16, 20, 21 Устава (Основного Закона) Тульской области, действовавшего на момент принятия оспариваемой заявителем нормы, статьями 10, 17, 18, 21, 22 Закона Тульской области от 14.12.1994 года N 4-ЗТО «О законах области», статьями 7, 8 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», что заявителем и его представителем не оспаривается.

Статьей 8.11 Закона Тульской области от 09 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 09 декабря 2013 года № 2035-ЗТО) предусмотрена ответственность за совершение иных действий (бездействия), запрещенных правилами благоустройства территорий, в том числе несоблюдение чистоты и порядка, если это нарушение не подпадает под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, указанная правовая норма не отвечает принципу определенности, ясности и недвусмысленности, поскольку правила благоустройства, охватывающие организацию благоустроительных мероприятий различного рода (благоустройство и сохранность придомовых территорий жилищного и нежилого фондов, их объектов и элементов и т.д.) и направленности (экологической, санитарной, технической и т.д.) могут быть установлены, в том числе нормативными правовыми актами Российской Федерации, за нарушение которых в силу статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть предусмотрена административная ответственность субъектом Российской Федерации.

Так, статьей 5 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок. При этом государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя разработку (пересмотр), утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.

На основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу предписаний, содержащихся в статьях 10, 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

За нарушение санитарного законодательства граждане, юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Перечень производственных работ, при которых может возникнуть нарушение состояния благоустройства территории, включает в себя любые строительные, земляные, иные работы, к осуществлению которых предъявляются санитарные, экологические, строительные, технические требования, направленные на создание условий для жизни и здоровья населения, в том числе Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 22 сентября 2003 г. N 170.

Как следует из разъяснений Роспотребнадзора России от 10 апреля 2007 г., на территории Российской Федерации действуют Санитарные правила содержания территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых гражданских зданий, утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).

Из текста Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 «Об охране окружающей среды» следует, что федеральный законодатель закрепил право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, а также корреспондирующую гражданам, организациям обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства, при этом установление самих требований, предъявляемых к охране окружающей среды, относит к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Статьей 75 названного Федерального закона предусмотрена административная ответственность за нарушение требований закона в области охраны окружающей среды, в том числе и в сфере благоустройства территорий.

Правовой анализ указанного выше федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что за нарушение установленных в Российской Федерации требований санитарного, экологического, строительного, технического законодательства, в том числе в сфере благоустройства территорий общественного пользования населенных пунктов, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уже установлена административная ответственность за нарушения законодательства: в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статьи 6.3, 6.4), в области охраны окружающей среды и природопользования (статьи 8.1, 8.2). Правила благоустройства территорий, принимаемые органами местного самоуправления в силу их полномочий, предусмотренных статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации в перечисленных выше областях отраслевого регулирования, соответственно, за их нарушение не исключено привлечение к административной ответственности по соответствующим нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, статьей 8.11 Закона Тульской области от 09 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 09 декабря 2013 года № 2035-ЗТО) установлена административная ответственность за административные правонарушения при наличии федерального регулирования по данному вопросу, что свидетельствует о выходе субъекта Российской Федерации за рамки собственных полномочий при установлении им регулирования правоотношений, составляющих предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу действующего федерального законодательства.

Ссылка представителей Тульской областной Думы и губернатора Тульской области на то, что конструкция оспариваемой заявителем правовой нормы исключает возможность привлечения к административной ответственности за нарушения, ответственность за которые установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельной по следующим основаниям.

Как следует из содержания статьи 8.11 Закона Тульской области от 09 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», ею предусмотрена административная ответственность за те правонарушения, которые не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако именно такое правовое регулирование вносит неопределенность и неясность в вопрос о том, за какие действия то или иное лицо может быть привлечено к ответственности по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, а за какие — по статье 8.11 оспариваемого Закона.

Буквальное толкование данной нормы позволяет считать, что субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность, в том числе и за нарушение нормативных правовых актов Российской Федерации, поскольку для этого достаточно того, чтобы такая ответственность не была установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем подобное правовое регулирование прямо противоречит положениям статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесено к ведению Российской Федерации.

Кроме того, положения статьи 8.11 оспариваемого Закона содержат отсылку к целому ряду нормативных правовых актов различных территорий, являющихся неидентичными по своему содержанию, не конкретизируя состав правонарушения, не формулируя требования к его объективной стороне, не указывая за какие конкретные действия наступает установленная данной статьей административная ответственность, что не согласуется с принципом правовой определенности, обязанности государства обеспечить законность при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, и ведет к нарушению закрепленного в части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения на территории одного субъекта Российской Федерации, перед законом.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях любое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Исходя из положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, должны содержать конкретные признаки действий (бездействия), образующих состав административного правонарушения.

По смыслу приведенных норм действующего законодательства материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях, диспозиция каждой статьи, предусматривающей административную ответственность, должна содержать признаки объекта и объективной стороны такого правонарушения, а не общую отсылку к иным нормативным актам, принятым различными органами публичной власти субъекта Российской Федерации, и не дублировать федеральные нормы, а также не содержать положения, позволяющие толковать их неоднозначно, поскольку это нарушает принцип правовой определенности правового регулирования.

В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Иначе может иметь место противоречивая правоприменительная практика в разных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации, что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 мая 2003 года N 19-П, о том, что в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым — нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона.

Кроме того, вышеупомянутое правовое регулирование органа законодательной власти Тульской области фактически означает наделение актом субъекта Российской Федерации полномочиями по установлению административной ответственности органов местного самоуправления, и как следствие превышение субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях.

Доводы заинтересованных лиц о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит многочисленные нормы, в которых использован бланкетный (отсылочный) способ правового регулирования, указанных выше выводов суда опровергать не может, поскольку в федеральном законе содержатся ссылки на нормативные правовые акты, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации в отличие от муниципальных правовых актов, регулирующих общественные отношения в границах одного конкретного муниципального образования.

Закрепление регулятивных полномочий в области установления прав и свобод в качестве общефедеральной функции обусловлено вытекающими из Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 19) принципами равенства всех перед законом, социально-территориального равноправия, единства правового статуса человека и гражданина на всей территории, что предполагает необходимость установления в любом месте жительства Российской Федерации универсального набора субъективных юридических возможностей каждой личности и равной ответственности за одни и те же действия (бездействие).

Данная правовая позиция содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, а также в его Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П.

Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство обязана обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод, единство статуса личности на всей территории Российской Федерации, в том числе реализацию конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом (в том числе независимо от места жительства), являющееся одним из фундаментальных начал правового государства.

Не может свидетельствовать о ясности и определенности оспариваемая заявителем статья 8.11 Закона Тульской области от 09 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 09 декабря 2013 года № 2035-ЗТО) и в части установления ею ответственности за несоблюдение чистоты и порядка, так как данная норма не содержит указания на место, к которому относится необходимость соблюдения таких правил, а также не расшифровывает понятие «порядок», что позволяет толковать ее неоднозначно. При этом не исключается возможность квалификации указанных действий по статьям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды (статьи 6.3, 6.4, 8.1, 8.2).

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суд, установив, что оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениям, данным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», учитывая, что оспариваемая норма закона области до вынесения судом настоящего решения применялась, указанная норма подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу, а не со дня ее принятия, как просит заявитель.

Руководствуясь статьями 194 — 198, 253 ГПК РФ, суд решил заявление Дудкиной Т.В. удовлетворить частично.

Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей статью 8.11 Закона Тульской области от 09 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 09 декабря 2013 года № 2035-ЗТО) со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.