263 производственный контроль

Утверждены приказом Госгортехнадзора России от 26.04. 2000 № 49 Срок введения в действие с момента утверждения

Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах

РД 04-355-00

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте1, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263.

Методические рекомендации предназначены для работников территориальных органов Госгортехнадзора России.

1. Общие положения

1.1. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности2 — один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах.

Производственный контроль организуется и осуществляется субъектами хозяйственной деятельности (организациями), эксплуатирующими опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовой формы.

Внедрение производственного контроля является первым этапом формирования эффективно действующих систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России.

1 Далее — Правила организации производственного контроля.

2 Далее — производственный контроль

1.2. Целью производственного контроля является предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.

1.3. Основные задачи производственного контроля:

а) обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

г) обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

д) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

е) своевременное проведение необходимых испытаний и освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки контрольных средств измерений;

ж) обеспечение соблюдения технологической дисциплины.

1.4. Ответственность руководителя и работников эксплуатирующей организации, на которых возложены обязанности по организации и осуществлению производственного контроля, определяется законодательством Российской Федерации.

2. Организация производственного контроля

2.1. Каждая эксплуатирующая организация в соответствии с Правилами организации производственного контроля разрабатывает положение о производственном контроле с учетом применяемой технологии и технических особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальным органом Госгортехнадзора России, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, — также с этими федеральными органами исполнительной власти.

2.2. В положении о производственном контроле отражаются все аспекты его организации и осуществления с учетом технологической и технической специфики эксплуатируемых опасных производственных объектов, а также особенностей организации и выполнения эксплуатационных работ.

В общем случае в положении о производственном контроле приводятся:

должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля (если численность занятых на опасных производственных объектах работников не превышает 500 чел.), или описание организационной структуры службы производственного контроля (если численность занятых на опасных производственных объектах работников превышает 500 человек)1;

1Термины «служба производственного контроля» и «работник, ответственный за осуществление производственного контроля» объединены как «служба производственного контроля».

права и обязанности работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или должностных лиц службы производственного контроля;

порядок планирования и проведения проверок (оперативных, целевых и комплексных) соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов о результатах таких проверок;

порядок обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации и доведения ее до всех работников, занятых на опасных производственных объектах;

порядок сбора и анализа информации о состоянии промышленной безопасности (в том числе результатов производственного контроля) структурными подразделениями эксплуатирующей организации, включая службы производственного контроля;

порядок разработки, принятия и реализации решений (в том числе оперативных) по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля, а также порядок разработки планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

порядок организации расследования и учета несчастных случаев, аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99) и Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.95 № 558);

порядок учета результатов производственного контроля при решении вопросов материального и морального стимулирования работников эксплуатирующей организации, обеспечивающих промышленную безопасность опасных производственных объектов;

порядок обеспечения службы производственного контроля необходимыми правовыми и нормативными документами по вопросам промышленной безопасности, а также учета наличия этих документов в службе производственного контроля и актуализации их подборки;

порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;

порядок подготовки и аттестации работников службы производственного контроля по вопросам промышленной безопасности;

порядок информирования органов Госгортехнадзора России об организации производственного контроля, его результатах и состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов (в соответствии с п. 15 Правил организации производственного контроля).

2.3. Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, как правило, возлагаются:

на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;

на специально назначенного работника — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;

на руководителя службы производственного контроля — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.

2.4. В структуре эксплуатирующей организации служба производственного контроля, как правило, подчинена первому или техническому руководителю этой организации.

2.5. Работники службы производственного контроля в своей деятельности руководствуются требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Доведение требований промышленной безопасности до эксплуатирующих организаций, а также до федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, имеющих подведомственные опасные производственные объекты, обеспечивает Федеральный горный и промышленный надзор России.

2.6. Служба производственного контроля осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями (работниками) эксплуатирующей организации, службой производственного контроля вышестоящей организации (при ее наличии), а также с территориальным органом Госгортехнадзора России.

2.7. Обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля, определяются положением о производственном контроле, утверждаемым руководителем эксплуатирующей организации, а также должностной инструкцией и заключаемым с этим работником договором (контрактом) в соответствии с Правилами организации производственного контроля.

2.8. Работники службы производственного контроля в установленном порядке принимают участие в расследовании причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах.

На службу производственного контроля возлагаются разные функции, в том числе:

обеспечение учета и анализа технических и организационных причин этих происшествий;

контроль за реализацией мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

проведение расследований, обеспечение учета и анализа причин инцидентов на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99);

оценка эффективности осуществляемых в эксплуатирующей организации мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов.

2.9. Служба производственного контроля комплектуется квалифицированными специалистами, как правило, по профилю опасных производственных объектов, эксплуатируемых в организации, — технологами, механиками, электриками, метрологами и т.д.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:

высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;

стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли промышленности;

удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

2.10. В целях принятия согласованных решений по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на основании результатов производственного контроля в эксплуатирующих организациях с численностью занятых на опасных производственных объектах работников более 150 чел. рекомендуется создавать комиссии производственного контроля (КПК).

В их состав целесообразно включать руководителей структурных подразделений и наиболее квалифицированных специалистов эксплуатирующей организации. Персональный состав КПК определяется решением первого руководителя эксплуатирующей организации.

КПК возглавляет, как правило, первый или технический руководитель эксплуатирующей организации.

Порядок работы КПК и реализации принимаемых ею решений определяется, как правило, положением о комиссии производственного контроля, утверждаемым руководителем эксплуатирующей организации.

КПК могут рассматриваться проекты планов капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения опасных производственных объектов, планов ликвидации аварий и другие вопросы, связанные с обеспечением промышленной безопасности, привлечением к ответственности работников, нарушивших требования промышленной безопасности, поощрением работников за безопасную и безаварийную работу.

3. Осуществление производственного контроля

3.1. Все элементы и аспекты обеспечения промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны быть предметом постоянных и регулярных проверок, выполняемых службой производственного контроля.

Проверки соблюдения требований промышленной безопасности должны планироваться и осуществляться так, чтобы обеспечивался эффективный контроль за деятельностью всех структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации, деятельность которых связана с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Такие проверки проводятся службой производственного контроля в целях обеспечения гарантированного и качественного осуществления всех мероприятий и работ по обеспечению промышленной безопасности, а также объективного подтверждения факта их своевременного и качественного выполнения.

Объемы и периодичность проверок планируются с учетом важности проверяемой деятельности для обеспечения промышленной безопасности.

Каждая проверка должна начинаться с разработки плана ее проведения.

3.2. План проведения проверки соблюдения требований промышленной безопасности должен включать перечень:

а) видов и областей деятельности, подлежащих проверке;

б) лиц, ответственных за проведение проверки, с учетом их квалификации и опыта;

в) причин проведения проверки (например, организационные изменения, выявленные случаи отступлений от требований промышленной безопасности, текущие проверки и надзор, имевшие место аварии и несчастные случаи и пр.).

Кроме того, план проведения проверки, как правило, включает в себя описание процедуры представления выводов, заключения и рекомендаций по результатам проверки.

3.3. Проверка структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации может охватывать:

а) организационную структуру;

б) административные и рабочие процедуры;

в) людские и материальные ресурсы, оборудование;

г) рабочие участки, операции и производственные процессы;

д) производимую продукцию (с целью определения ее соответствия установленным требованиям по промышленной безопасности);

е) документацию, отчеты, регистрацию и хранение данных.

Лица, ответственные за проведение проверки, не должны быть занятыми в проверяемой ими деятельности.

3.4. Результаты проведенной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, заключение и рекомендации службы производственного контроля должны представляться в виде отчета на рассмотрение руководству эксплуатирующей организации.

Отчет по результатам проверки должен включать:

1) выводы об эффективности деятельности эксплуатирующей организации в целом или ее отдельных структурных подразделений (служб);

2) конкретные примеры неэффективности организации и (или) деятельности отдельных структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации с указанием выявленных отступлений от требований промышленной безопасности;

3) возможные причины неэффективной организации и (или) деятельности отдельных структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации;

4) предложения по проведению необходимых корректирующих и предупреждающих мероприятий и работ;

5) оценку своевременности и качества выполнения, а также эффективности предупреждающих мероприятий и работ, предложенных службой производственного контроля в ходе предшествующих проверок.

Результаты проверок (отчеты) должны регистрироваться службой производственного контроля и доводиться до сведения руководителей и персонала, ответственных за проверенный участок работы.

В необходимых случаях по результатам таких проверок могут издаваться приказы по эксплуатирующей организации.

3.5. Результаты проверок, выполненных службой производственного контроля, должны анализироваться этой службой и руководством эксплуатирующей организации.

Руководство эксплуатирующей организации должно обеспечивать независимое проведение анализа результатов производственного контроля и объективную оценку соблюдения требований промышленной безопасности. Такие анализ и оценка могут проводиться лицами из числа руководителей эксплуатирующей организации или компетентными независимыми специалистами (экспертами), назначенными руководством эксплуатирующей организации.

Проведенный анализ должен включать:

1) результаты проверки соблюдения требований промышленной безопасности всеми структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации;

2) оценку эффективности общего руководства промышленной безопасностью;

3) предложения по обеспечению эффективности производственного контроля в соответствии с изменениями природных, техногенных и социальных условий производственной деятельности и работ.

Результаты анализа и оценки, включая полученные выводы и рекомендации, должны документально оформляться и передаваться руководству эксплуатирующей организации для принятия необходимых мер по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.

3.6. В необходимых случаях руководитель эксплуатирующей организации может в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, привлекать независимых специалистов (экспертов) для детального изучения состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов и разработки мер по ее обеспечению.

4. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности

4.1. В целях разработки мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны применяться процедуры идентификации, регистрации и определения причин отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

В структурных подразделениях (службах) эксплуатирующей организации рекомендуется определить лиц, ответственных за проведение анализа и устранение отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

4.2. Анализ отступлений от требований промышленной безопасности должен осуществляться в эксплуатирующей организации в соответствии с документированными процедурами.

Описание отступления от требований промышленной безопасности и выполненных мероприятий по его устранению должно быть зарегистрировано службой производственного контроля для обозначения фактического состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Устраненные отступления от требований промышленной безопасности должны подвергаться повторному контролю в соответствии с планом проведения проверок службы производственного контроля.

4.3. Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, а также по их предупреждению должны быть адекватны степени риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве.

4.4. Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности могут включать в себя:

а) анализ выявленных отступлений от требований промышленной безопасности;

б) изучение причин отступлений от требований промышленной безопасности, относящихся к технологическому процессу и производственному контролю, а также регистрацию результатов такого изучения службой производственного контроля;

в) разработку плана работ по устранению причин отступлений от требований промышленной безопасности;

г) принятие управленческих решений, гарантирующих устранение причин отступлений от требований промышленной безопасности.

4.5. Мероприятия по предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности могут включать в себя:

а) использование соответствующих источников информации (процессы; рабочие операции, влияющие на состояние промышленной безопасности; результаты проверок; отчеты об обслуживании и др.) с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин отступлений от требований промышленной безопасности;

б) прогноз возможных проблем обеспечения промышленной безопасности и заблаговременное определение мер, необходимых для их решения;

в) принятие управленческих решений, обеспечивающих гарантированное предупреждение отступлений от требований промышленной безопасности;

г) представление информации о предпринятых предупреждающих действиях руководству эксплуатирующей организации.

5. Регистрация данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов

5.1. Служба производственного контроля должна осуществлять процедуры идентификации, сбора, регистрации, хранения, ведения и изъятия данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов. Такие процедуры могут разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие в виде соответствующих документов эксплуатирующей организации.

Данные о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов необходимо регистрировать для подтверждения выполнения требований промышленной безопасности.

Информация о соответствии технических устройств, оборудования и другой продукции, применяемых в эксплуатирующей организации, установленным требованиям промышленной безопасности должна быть составным элементом указанных данных.

5.2. Все данные о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов должны храниться и содержаться в эксплуатирующей организации таким образом, чтобы их можно было легко найти. При этом следует обеспечить условия, предупреждающие их порчу и потерю. Сроки хранения данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов должны быть определены соответствующим решением руководителя эксплуатирующей организации.

Зарегистрированные данные могут предоставляться органам Госгортехнадзора России по их требованию для оценки состояния промышленной безопасности и эффективности осуществления производственного контроля.

Примечание. Зарегистрированные данные о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов целесообразно хранить в эксплуатирующей организации как на бумажном, так и на электронном носителе.

6. Обеспечение информационного взаимодействия служб производственного контроля с органами Госгортехнадзора России

6.1. В соответствии с Правилами организации производственного контроля эксплуатирующие организации представляют в территориальные органы Госгортехнадзора России информацию об организации производственного контроля.

Такая информации должна содержать сведения, перечисленные в п. 15 Правил организации производственного контроля.

Информация о работах по обеспечению промышленной безопасности, запланированных в эксплуатирующей организации на текущий или очередной год, представляется в органы Госгортехнадзора России в установленные сроки.

Требования к составу информации об организации и осуществлении производственного контроля, порядку и срокам ее представления в территориальный орган Госгортехнадзора России целесообразно включать в положение о производственном контроле.

6.2. Как правило, информация, представляемая эксплуатирующей организацией в территориальный орган Госгортехнадзора России, должна содержать:

письменный отчет об организации и результатах производственного контроля;

предложения службы производственного контроля по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на очередной промежуток времени;

отчетную форму ПК (приложение), содержащую статистические данные о производственном контроле.

6.3. Информация (пп. 6.1, 6.2), поступающая в территориальный орган Госгортехнадзора России, должна систематически анализироваться и обобщаться с целью оценки эффективности организации и осуществления производственного контроля.

В территориальном органе Госгортехнадзора России целесообразно организовать регистрацию согласованных для эксплуатирующих организаций положений о производственном контроле, а также хранение копий этих документов.

Анализ сведений эксплуатирующих организаций об осуществлении производственного контроля рекомендуется выполнять в динамике за несколько отчетных периодов. При этом целесообразно обеспечить сопоставление основных результатов производственного контроля (количество и характер выявляемых нарушений требований промышленной безопасности, актуальность разработанных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и пр.) с результатами контрольной и надзорной деятельности территориального органа Госгортехнадзора России на опасных производственных объектах данной эксплуатирующей организации.

6.4. Для сбора и анализа данных об осуществлении производственного контроля в эксплуатирующих организациях в территориальном органе Госгортехнадзора России необходимо организовать учет и регистрацию получаемых отчетов (сведений) по видам надзора.

При обобщении отчетных статистических данных эксплуатирующих организаций используется отчетная форма ПК.

На период до ввода в эксплуатацию государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ) обобщение и анализ данных по форме ПК может выполняться с помощью компьютерной программы Microsoft Excel, поставляемой в стандартном пакете Microsoft Office.

6.5. Контроль за внедрением в эксплуатирующих организациях систем производственного контроля осуществляется территориальными органами Госгортехнадзора России в ходе надзорной и контрольной деятельности.

При осуществлении контрольной и надзорной деятельности, анализе ее результатов инспекторский состав органов Госгортехнадзора России должен давать оценку эффективности функционирования служб производственного контроля и информировать о своих выводах руководителей подконтрольных организаций.

Территориальные органы Госгортехнадзора России могут в установленном порядке проводить целевые проверки реализации на подконтрольных предприятиях постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах».

Сведения эксплуатирующих организаций о ходе внедрения производственного контроля, поступающие в территориальный орган Госгортехнадзора России, должны систематически обобщаться и анализироваться.

С целью обеспечения внедрения в эксплуатирующих организациях систем производственного контроля территориальным органом Госгортехнадзора России разрабатываются и утверждаются соответствующие планы-графики, устанавливается контроль за их выполнением.

6.6. При согласовании территориальным органом Госгортехнадзора России положений о производственном контроле в эксплуатирующих организациях рекомендуется оценивать достаточность принимаемых ими организационных мер по контролю за опасными факторами, имеющимися на опасных производственных объектах. Для этого целесообразно использовать результаты анализа аварийности и травматизма, состояния промышленной безопасности в подконтрольной организации, а также информацию, содержащуюся в декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Приложение

Форма ПК

Основные показатели производственного контроля

за соблюдением требований промышленной безопасности за 200__ г.

Территориальный орган: _________________________________________________

(эксплуатирующая организация)

В целом по На производствах
Отчетные данные территориальному органу угольных горнорудных нефтедобывающих газодобывающих химической промышленности металлургических
1 2 3 4 5 6 7 8
Количество:

эксплуатируемых опасных производственных объектов

застрахованных объектов в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Продолжение формы ПК

На объектах При При
единиц эксплуатируемого оборудования, подлежащего обязательной сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности магистрального трубопроводного транспорта по хранению и переработке зерна котлонадзора подъемных сооружений газоснабжения геологоразведочных работ перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом
9 10 11 12 13 14 15
единиц эксплуатируемого оборудования, сертифицированного на соответствие требованиям промышленной безопасности

Окончание формы ПК

На объектах взрывных работ
проведенных освидетельствований и контрольных испытаний оборудования предприятиях, ведущих взрывные работы складах взрывчатых материалов пунктах подготовки к механическому заряжанию пунктах изготовления взрывчатых веществ пунктах погрузки-разгрузки взрывчатых материалов
работников эксплуатирующих 16 17 18 19 20
организаций, прошедших в отчетном году подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности
нарушений требований промышленной безопасности, выявленных органами Госгортехнадзора России
устраненных нарушений
Численность работников:
занятых эксплуатацией опасных производственных объектов
осуществляющих функции производственного контроля
Число:
аварий за отчетный период
инцидентов за отчетный период
контрольно-профилактических проверок, выполненных службами производственного контроля
нарушений требований промышленной безопасности, выявленных службами производственного контроля
предложений, внесенных службами производственного контроля руководству предприятий (организаций) по обеспечению промышленной безопасности
приостановок ведения работ в опасных условиях (по результатам производственного контроля)
работников, привлеченных к ответственности за нарушения требований промышленной безопасности (по представлению служб производственного контроля)

Начальник территориального органа ________________________________________

(руководитель эксплуатирующей организации)

Несоблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами условий, запретов, ограничений и прочих обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, влечет наступление административной ответственности. При этом нарушение требований промышленной безопасности может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Административная ответственность

Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ: Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 до 12 месяцев;
  • на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Должностное лицо – это лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в организации (за исключением организаций, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями).

Если полномочия единоличного исполнительного органа принадлежат юридическому лицу (управляющей организации), то под должностным лицом понимается лицо, в обязанности которого входит решение вопросов технической политики и промышленной безопасности. А в случае отсутствия такого лица в управляющей организации, под должностным лицом понимается лицо, наделенное полномочиями единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Часть 2 статьи 9.1 КоАП РФ: Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 1,5 лет;
  • на юридических лиц в размере от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3 статьи 9.1 КоАП РФ: Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов вечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 2 лет;
  • на юридических лиц в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубое нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов – это нарушение требований промышленной безопасности, в результате которого возникла угроза жизни и здоровью людей.

Понятие грубого нарушения условий лицензий устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Часть 4 статьи 9.1 КоАП РФ: Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 до 24 месяцев (эксперты в области ПБ, совершившие правонарушение при проведении экспертизы промышленной безопасности);
  • на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Статья 9.2 КоАП РФ: Нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 2 000 до 3 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 9.10 КоАП РФ: Повреждение тепловых сетей, топливопроводов (пневмопроводов, кислородопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов) либо их оборудования, совершенное по неосторожности влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей.

Часть 1 статьи 11.14 КоАП РФ: Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

Часть 2 статьи 11.14 КоАП РФ: Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Часть 3 статьи 11.14 КоАП РФ: Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Статья 11.20 КоАП РФ: Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 300 до 500 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пункт 11 статьи 19.5 КоАП РФ: Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
  • на юридических лиц в размере от 400 000 до 700 000 рублей.

Уголовная ответственность

Часть 1 статьи 215_3 УК РФ: Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений наказываются:

  • штрафом в размере от 400 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года;
  • либо обязательными работами на срок до 480 часов;
  • либо исправительными работами на срок до 2 лет;
  • либо принудительными работами на срок до 5 лет;
  • либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Часть 2 статьи 215_3 УК РФ: Те же деяния, совершенные либо группой лиц по предварительному сговору, либо в отношении магистральных трубопроводов наказываются:

  • принудительными работами на срок до 5 лет;
  • либо лишением свободы на срок до 6 лет.

Часть 3 статьи 215_3 УК РФ: Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия наказываются:

  • принудительными работами на срок до 5 лет;
  • либо лишением свободы на срок до 8 лет.

Часть 1 статьи 216 УК РФ: Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба наказывается:

  • штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
  • либо ограничением свободы на срок до 3 лет;
  • либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Часть 2 статьи 216 УК РФ: То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается:

  • принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3лет или без такового.

Часть 3 статьи 216 УК РФ: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается:

  • принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Часть 1 статьи 217 УК РФ: Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека, либо повлекло причинение крупного ущерба, наказывается:

  • штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
  • либо ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Крупный ущерб – это ущерб, сумма которого превышает 500 000 рублей.

Часть 2 статьи 217 УК РФ: То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается:

  • принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Часть 3 статьи 217 УК РФ: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается:

  • принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Часть 1 статьи 217_2 УК РФ: Дача экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это могло повлечь смерть человека, либо повлекло причинение крупного ущерба, наказывается:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового.

Часть 2 статьи 217_2 УК РФ: То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывается:

  • лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Часть 3 статьи 217_2 УК РФ: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается:

  • лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3 лет.

Статья 218 УК РФ: Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека наказываются:

  • принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Гражданская ответственность

ГК РФ устанавливает обязанность полного возмещения вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица.

Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. При этом, обязанность возмещения вреда может быть возложена законом на лицо, не являющееся причинителем вреда. Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме вне зависимости от того, причинен ли вред в результате умышленных действий/бездействий ли по неосторожности.

В соответствии со статьей 935 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом может быть возложена обязанность страховать риск гражданской ответственности, наступление которой возможно вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, либо нарушения договоров с другими лицами.

Предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, представляют повышенную опасность для окружающих, следовательно, владельцы таких объектов несут ответственность в случаях причинения вреда источниками повышенной опасности.

Причиненные убытки возмещаются в соответствии со статьей 15 ГК РФ. Под убытками понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Часть 2 статьи 937 ГК РФ: Если лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или заключило договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, оно при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.

Часть 3 статьи 937 ГК РФ: Суммы, неосновательно сбереженные лицом, на которое возложена обязанность страхования, благодаря тому, что оно не выполнило эту обязанность либо выполнило ее ненадлежащим образом, взыскиваются по иску государственных органов, осуществляющих надзор в соответствующей сфере деятельности, в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ.

Часть 1 статьи 1064 ГК РФ: Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Часть 2 статьи 1064 ГК РФ: Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Часть 3 статьи 1064 ГК РФ: Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Часть 1 статьи 1065 ГК РФ: Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Часть 2 статьи 1065 ГК РФ: Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Часть 1 статьи 1068 ГК РФ: Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Часть 2 статьи 1068 ГК РФ: Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

Статья 1072 ГК РФ: Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Часть 1 статьи 1079 ГК РФ: Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Часть 2 статьи 1079 ГК РФ: Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Часть 3 статьи 1079 ГК РФ: Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам, по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 1079 ГК РФ. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064 ГК РФ).

Статья 1080 ГК РФ: Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 ГК РФ.

Часть 1 статьи 1085 ГК РФ: При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Часть 2 статьи 1085 ГК РФ: При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Часть 3 статьи 1085 ГК РФ: Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с настоящей статьей, могут быть увеличены законом или договором.

Часть 1 статьи 1088 ГК РФ: В случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:

  • нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
  • ребенок умершего, родившийся после его смерти;
  • один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.

Часть 2 статьи 1088 ГК РФ: Вред возмещается:

  • несовершеннолетним — до достижения восемнадцати лет;
  • обучающимся старше восемнадцати лет — до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;
  • женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет — пожизненно;
  • инвалидам — на срок инвалидности;
  • одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, — до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.

Статья 1094 ГК РФ: Лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Пособие на погребение, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда не засчитывается.

Статья 1100 ГК РФ: Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

  • вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
  • вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
  • вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Часть 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Часть 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Часть 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Часть 2 статьи 79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

Часть 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Часть 2 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Часть 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со Ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» каждое предприятие (организация), эксплуатирующее опасные производственные объекты (далее – ОПО), обязано осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Требования к осуществлению производственного контроля установлены Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

Т.е., если у ваша организация эксплуатирует ОПО, то независимо от его вида, класса опасности, категории и функциональной принадлежности вашей организации необходимо организоваться и проводить производственных контроль. Внимание: не путайте с производственным экологическим контролем.

Производственный контроль на ОПО:

  1. Является частью системы управления промышленной безопасностью.
  2. К задачам внедрения и осуществления производственного контроля можно отнести частичное управление рисками, в том числе предупреждение аварий и инцидентов на ОПО, обеспечение готовности к локализации чрезвычайно ситуации и быстрой ликвидации ее последствий.
  3. В процессе осуществления производственного контроля своевременно диагностируется и проводится экспертиза оборудования, зданий и сооружений.

Документально система осуществления производственного контроля на предприятии закрепляется Положением о производственном контроле. Этот внутренний документ может разрабатываться, например, службой главного инженера предприятия, и утверждается руководителем.

Организация производственного контроля

Прежде чем составлять Положение о производственном контроле необходимо продумать структуру системы производственного контроля.

На кого можно возложить ответственность?

На самом первом шаге необходимо определиться с лицом, ответственным за осуществление производственного контроля на предприятии: это может быть специально назначенный работник либо целая служба. Соответствующие требования указаны в п. 8-9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263).

Численность персонала Ответственный за производственный контроль Требования к ответственному за производственный контроль
Менее 150 человек Один из заместителей руководителя эксплуатирующей организации
  • высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
  • стаж работы не менее трех лет на соответствующей работе на ОПО;
  • удостоверение об аттестации по промышленной безопасности.
от 150 до 500 человек Специально назначенный сотрудник
более 500 человек Руководитель службы производственного контроля

Структура производственного контроля

Основная методика в осуществлении производственного контроля заключается в непрерывном контроле: проведение оперативных, целевых и комплексных проверок. Для этого разрабатывается специальный документ — План производственного контроля, сроком на 1 год. Этот план утверждает руководитель эксплуатирующей организации в согласовании с руководителями служб, отвечающих за эксплуатацию опасного производственного объекта.

Производственный контроль осуществляется на трех уровнях.

Уровень контроля Работники, которые проводят контроль на предприятии в целом Работники, которые проводят в филиалах
Уровень 1
  • начальники цехов, лабораторий, складов и их заместители;
  • мастера участков;
  • работники, назначенные ответственными на ОПО.
Уровень 2
  • руководители производства, технические директора;
  • заместители технического директора;
  • службы главного энергетика, механика, метролога, конструктора, технолога, технического контроля;
  • начальники и специалисты управлений и отделов;
  • преподаватели и мастера производственного обучения.
  • заместитель главного инженера;
  • начальники и специалисты отделов и служб.
Уровень 3 (высший)
  • генеральный директор;
  • технический директор и его заместители;
  • комиссия производственного контроля на предприятии;
  • начальники и специалисты отдела промышленной безопасности и охраны труда.
  • директора филиалов;
  • главные инженеры;
  • комиссии производственного контроля;
  • начальники и специалисты отдела промышленной безопасности и охраны труда.

Уровень 1. На первом уровне проводятся частые оперативные (практически на уровне рабочих мест) с целью контроля соблюдения персоналом и работниками подрядных организаций требований промышленной безопасности на всех участках.

Уровень 2. На втором уровне осуществляются целевые проверки с целью оценки всего комплекса мероприятий по соблюдению требований промышленной безопасности. Как правило, в таких проверках участвуют руководители технологических служб предприятия.

Уровень 3. На третьем уровне проводятся сложные комплексные всей системы управления и обеспечения промышленной безопасности:

  • техническое состояние оборудования на ОПО ;
  • организацию безопасной эксплуатации ОПО;
  • фактическое выполнение комплекса мероприятий по обеспечению благоприятных условий труда;
  • эффективность осуществления производственного контроля.

Результаты производственного контроля

На каждом уровне осуществления производственного контроля по окончанию очередной проверки составляется отчет (не путать с Отчетом об осуществлении производственного контроля, предоставляемого в ежегодно Ростехнадзор).

Отчет комплексной проверки должен содержать в себе:

  • выявленные примеры нарушения действующих требований промышленной безопасности (со ссылками на НПА);
  • предложения по устранению (и/или минимизации) найденных нарушений;
  • выводы о степени эффективности производственной деятельности организации, ее структурных подразделений;
  • причины, повлекшие за собой снижение эффективности деятельности организации, а также ее структурных подразделений;
  • оценка существующей системы производственного контроля, рекомендации по увеличению качества.

Т.е. на каждом уровне выявляются проблемы в области обеспечения промышленной безопасности и принимаются соответственные решения по их устранению и минимизации. Утвержденные решения и мероприятия включаются в план реализации на будущий период.

Ежегодная отчетность

В соответствии со Ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана представлять в Ростехнадзор в срок до 1 апреля отчет — Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

В отчет включают следующие данные:

  • план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;
  • информацию об организации системы управления промышленной безопасностью;
  • фамилию работника, ответственного за производственный контроль, его должность, образование, стаж работы по специальности, дату последней аттестации по промышленной безопасности;
  • результаты проверок, информацию об устранении нарушений, выполнении предписаний Ростехнадзора;
  • информацию о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
  • копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на ОПО;
  • состояние технических устройств, которые применяют на ОПО;
  • описание инцидентов и несчастных случаев, произошедших на ОПО;
  • информацию о подготовке и аттестации в области промышленной безопасности руководителей, специалистов и других работников, занятых на ОПО.

Требования к форме предоставления отчетности утверждены приказом Ростехнадзора от 23.01.14 № 25. Нормативные документы, электронные шаблоны, пояснения по заполнению и методические рекомендации размещены на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору можно найти по адресу http://www.gosnadzor.ru в разделе Прием отчетов о производственном контроле. Дополнительная информация по составлению отчета — .

Новая редакция Ст. 366 ТК РФ

Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Комментарий к Статье 366 ТК РФ

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти. На него возложены функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Другой комментарий к Ст. 366 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности осуществляет специализированный орган — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, компетенция и основные права которого определены Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.

2. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

— органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

— специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

— органом государственного горного надзора;

— специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

— органом государственного энергетического надзора;

— специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

3. Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство РФ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

4. Основными функциями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору являются:

— принятие нормативных правовых актов;

— контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;

— специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

В сфере надзора за безопасным ведением работ в промышленности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия:

— самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра; порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений; порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения; порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы; требования к составу и содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду; перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов; порядок выдачи и форму разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ;

— контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения; за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ; за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления;

— выдает разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах; на застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода; на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений; на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; на ввоз в РФ и вывоз из РФ ядовитых веществ; на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

— запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

— проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

— привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

— применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

— создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.