243 НК РФ

1. В силу банковской гарантии банк обязуется перед налоговым органом по месту постановки на учет плательщика исполнить налоговое обязательство плательщика и (или) уплатить пени, в том числе пени, начисленные за период действия банковской гарантии, если плательщик не исполнит налоговое обязательство и (или) не уплатит пени в течение срока, указанного в подпункте 3.1 пункта 3 статьи 54 настоящего Кодекса.

2. Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

2.1. содержание банковской гарантии должно соответствовать требованиям, установленным Банковским кодексом Республики Беларусь;

2.2. банковская гарантия должна быть безотзывной, перевод банковской гарантии не допускается;

2.3. сумма, на которую выдана банковская гарантия (в случае, когда исполнение налогового обязательства и (или) неуплата пеней обеспечиваются только банковской гарантией), должна обеспечивать сумму неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней, в том числе пеней, начисленных за период действия банковской гарантии;

2.4. срок действия банковской гарантии должен быть не менее сроков, указанных в пункте 3 статьи 54 настоящего Кодекса.

3. При неисполнении налогового обязательства и (или) неуплате пеней, обеспеченных банковской гарантией, налоговый орган направляет банку-гаранту требование об уплате денежных средств по банковской гарантии по установленной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока, указанного в подпункте 3.1 пункта 3 статьи 54 настоящего Кодекса.

4. Требование налогового органа должно содержать заявление о том, что плательщик не исполнил или исполнил ненадлежащим образом обязанность по уплате налогового обязательства и (или) пеней, а также следующие сведения:

размер неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, обеспеченных банковской гарантией;

сумму, подлежащую выплате банком-гарантом.

5. Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению банком-гарантом в течение пяти рабочих дней со дня получения им требования об уплате денежных средств по банковской гарантии.

Банк-гарант не вправе отказать в удовлетворении требований по уплате денежных средств по банковской гарантии, за исключением исполнения плательщиком налогового обязательства и (или) уплаты пеней, обеспеченных банковской гарантией.

Обязательства банка-гаранта перед налоговым органом, предусмотренные гарантией, ограничиваются уплатой денежной суммы, на которую выдана эта гарантия.

(статья утратила силу с 1 января 2010 года — Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.)

Комментарий к статье 243 НК РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных — для налогоплательщиков — физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Форма расчета и Рекомендации по заполнению утверждены Приказом Минфина от 17 марта 2005 г. N 40н «Об утверждении формы расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и Рекомендаций по ее заполнению» (далее — Приказ N 40н).

Расчет состоит из:
титульного листа;
раздела 1 «Сумма авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, по данным налогоплательщика»;
раздела 2 «Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу»;
раздела 2.1 «Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии»;
раздела 2.2 «Сводные показатели за отчетный период для расчета единого социального налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению расчета авансовых платежей»;
раздела 3 «Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами 1, 2 и 3 группы, включаемые в строки 0400 — 0440 раздела 2»;
раздела 3.1 «Выплаты в пользу всех физических лиц, являющихся инвалидами 1, 2 или 3 группы, включаемые в строки 0400 — 0440 раздела 2»;
раздела 3.2 «Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации».

Титульный лист, разделы 1, 2, 2.1 расчета представляются всеми налогоплательщиками.

Учитывая, что в таком комплекте расчет представляет подавляющее число налогоплательщиков, мы рассматриваем заполнение расчета в таком составе.

Раздел 2.2 представляется организациями, имеющими обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации по исчислению и уплате налога и представлению расчета.

Разделы 3, 3.1, 3.2 заполняются налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии со статьей 239 Налогового кодекса РФ.

Сначала заполняется титульный лист, затем разделы 2.1, 2.2, 3, 3.1, 3.2, которые используются для заполнения раздела 2. И в завершение на основании данных раздела 2 заполняется

Консультации и комментарии юристов по ст 243 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 243 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 14 февраля 2017 г.

Законодательство о налогах и сборах состоит из федеральных законодательных актов, законодательства субъектов РФ, а также нормативных правовых актов, в том числе муниципальных образований (п. 6 ст. 1 НК РФ). То есть существует 3 уровня нормативно-правового регулирования сферы налогов и сборов.

Законодательство РФ о налогах и сборах

Уровень
регулирования
Правовые акты законодательства о налогах и сборах
Федеральный уровень Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах, принимаемые в соответствии с ним, нормативные правовые акты. Сюда же входят законы, которые вносят изменения в налоговое законодательство РФ, приостанавливают, отменяют, признают утратившими силу отдельные его положения (п. 7 ст. 1 НК РФ). Действуют на всей территории РФ
Региональный уровень Законы субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК РФ). Принимаются в соответствии с НК РФ. Действуют на территории конкретного региона
Местный уровень Нормативные правовые акты о налогах и сборах муниципальных образований, регулирующие местные налоги и сборы (п. 5 ст. 1 НК РФ). Принимаются в соответствии с НК РФ. Действуют на территории конкретного муниципального образования

Налоговый кодекс определяет общие принципы налогообложения, сборов, страховых взносов и регулирует следующие аспекты (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, порядок ее исполнения;
  • правила установления, введения в действие и прекращения региональных и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, контролирующих органов, иных участников налоговых отношений;
  • осуществление налогового контроля;
  • ответственность и санкции за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий/бездействия их должностных лиц.

Что регулирует законодательство о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах регулирует:

  • отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов;
  • отношения, возникающие при ведении налогового контроля, обжаловании актов налоговиков, действий должностных лиц, привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (п. 1 ст. 2 НК РФ).

Что не входит в законодательство о налогах и сборах

Таможенное законодательство, а также законодательство о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются частью законодательства о налогах и сборах (п. 2,3 ст. 2 НК РФ).

Кроме того, к законодательству о налогах и сборах не относятся разъяснения контролирующих органов – письма Минфина и ФНС, поскольку нормативно-правовыми актами они не признаются (а также письма Минтруда, Минэкономразвития, Росстата и др.).

Лекция 2 Общие положения налогового права России

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

Под термином «налоговое право» понимаются:

> отрасль законодательства;

> подотрасль науки финансового права;

> учебная дисциплина.

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.

Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

Налоговое право как учебная дисциплина изучается в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >