24 ноября 1996

ГОСТ Р 54604-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Туристские услуги

ЭКСКУРСИОННЫЕ УСЛУГИ

Общие требования

Tourist services. Excursion services. General requirements

ОКС 03.080.30

Дата введения 2012-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»), Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 738-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к экскурсионным услугам, процессам их формирования и оказания.
Стандарт распространяется на экскурсионные услуги, оказываемые юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и/или индивидуальными предпринимателями.
На основе настоящего стандарта могут быть разработаны нормативные документы, устанавливающие требования к конкретным экскурсионным услугам, в том числе стандарты организаций — исполнителей экскурсионных услуг.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50644 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
ГОСТ Р 50681 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
ГОСТ Р 53522 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
ГОСТ Р 53997 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

Действует ГОСТ 32612-2014.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по , ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 экскурсионные услуги: Туристские услуги по разработке, организации и проведению экскурсий.

3.2 экскурсия: Услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки.

3.3 экскурсант: Потребитель экскурсионных услуг.

3.4 экскурсовод (гид): Профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания.

3.5 гид-переводчик: Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (иностранных туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания.

3.6 сопровождающий: Физическое лицо, имеющее профессиональную подготовку, опыт, знания и навыки, оказывающее информационные и организационные услуги, необходимые при проведении экскурсии, и квалифицированную помощь экскурсантам.

3.7 объекты экскурсионного показа/экскурсионные объекты: Материальная основа экскурсионного показа, включающая памятные места, здания и сооружения, памятники истории, архитектуры, искусства и археологии, природные объекты (заповедники, заказники, реликтовые растения и др.), промышленные и другие предприятия, экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, которые во время экскурсии демонстрируют экскурсантам.

3.8 демонстрация объекта (экскурсионного объекта): Совокупность методических приемов и форм предоставления информации, с помощью которых проводится ознакомление экскурсантов с объектом показа в соответствии с целью и тематикой экскурсии.

3.9 программа экскурсии (экскурсионная программа): Последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах.

3.10 маршрут экскурсии: Путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение объектов показа.

3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий последовательность посещения и изучения объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой, включающий в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и т.д.

3.12 качество экскурсионных услуг: Совокупность свойств и характеристик экскурсионных услуг, определяющих способность удовлетворять потребности экскурсантов.
Примечание — Характеристики экскурсионных услуг включают профессиональную подачу материалов экскурсии, владение методикой экскурсии, этику общения экскурсовода и экскурсантов, эстетичность и комфортность экскурсии.

3.13 оценка качества экскурсионных услуг: Количественное или качественное определение степени соответствия показателей качества экскурсионных услуг (процесса оказания услуг) установленным требованиям.

3.14 вид экскурсионной услуги: Совокупность однородных экскурсионных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками и соответствующих определенной тематике.

3.15 условия предоставления экскурсионных услуг: Совокупность факторов, воздействующих на туриста (экскурсанта) в процессе предоставления экскурсионных услуг.

3.16 экскурсионная методика (методика ведения экскурсии): Совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий, а также требований и правил, предъявляемых к экскурсии.

3.17 контрольный текст экскурсии: Технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии.
Примечание — На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности экскурсии с учетом интересов экскурсантов определенных категорий.

3.18 «портфель экскурсовода»: Условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин, видео- и аудиоматериалов и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии.

4 Виды экскурсионных услуг и экскурсий

4.1 Экскурсионные услуги представляют собой деятельность субъектов туристской индустрии (туроператоров, турагентств, туристско-экскурсионных, экскурсионных организаций), а также физических лиц (экскурсоводов, гидов-переводчиков), имеющих необходимую квалификацию по разработке, организации и проведению экскурсий.
Экскурсионные услуги могут оказываться отдельно или быть составной частью туристского продукта.

4.2 Экскурсионные услуги по ГОСТ Р 53522 включают в себя:
— услуги по организации и проведению экскурсий;
— услуги экскурсовода (гида);
— услуги гида-переводчика;
— услуги сопровождающего.

4.3 Услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий осуществляют туроператоры, турагентства, туристско-экскурсионные, экскурсионные организации, физические лица, имеющие соответствующую квалификацию (экскурсоводы, гиды, гиды-переводчики).

4.3.1 Подготовка экскурсии должна проводиться специалистами в области экскурсионных услуг (экскурсоводом или группой экскурсоводов) в соответствии с экскурсионной методикой и включать в себя несколько этапов:
— определение цели и задач экскурсии;
— выбор темы и разработку концепции экскурсии;
— изучение и сбор информации по теме экскурсии;
— отбор и изучение экскурсионных объектов;
— составление маршрута экскурсии;
— объезд или обход маршрута;
— методическую разработку, определение приемов и техники ведения экскурсии, в том числе составление технологической карты экскурсии по ГОСТ Р 50681;
— подготовку текста для проведения экскурсии;
— комплектование «портфеля экскурсовода»;
— проведение пробной экскурсии;
— представление экскурсии на рецензирование независимым экспертам в области экскурсионных услуг (при необходимости);
— утверждение экскурсии.
Число этапов, указанных в 4.3.1, может быть сокращено по решению руководства экскурсионных организаций.

4.3.2 Технические документы, необходимые для организации и проведения экскурсий, по содержанию должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50681.

4.4 Классификация экскурсий
Экскурсии классифицируют в зависимости от содержания, тематики, места проведения, категории участников, формы проведения и других признаков.

4.4.1 Экскурсии в зависимости от содержания подразделяют на обзорные и тематические.

4.4.1.1 Обзорные экскурсии представляют собой многоплановые экскурсии с использованием исторических материалов и демонстрацией различных объектов показа, находящихся на определенной территории.

4.4.1.2 Тематические экскурсии раскрывают определенную тему и подразделяются:
— на исторические: историко-краеведческие, историко-религиозные, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические;
— производственные: производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профессионально-ориентационные (для учащихся);
— искусствоведческие: историко-театральные, историко-музыкальные, историко-политические, этнографические, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов;
— литературные: литературно-биографические (по местам, связанным с биографией и творчеством писателей, поэтов, драматургов); историко-литературные (посвященные определенным периодам развития литературы), литературно-художественные (по местам, описанным в произведениях писателей) и т.п.;
— архитектурно-градостроительные: с показом памятников архитектуры определенного исторического периода и различных архитектурных стилей, связанные с творчеством какого-либо архитектора, а также знакомящие с исторической планировкой и застройкой городов и районов;
— с религиозной тематикой: с посещением объектов религиозных культов и ознакомлением с их историей, участием в обрядах и праздниках и другие.

4.4.2 В зависимости от места проведения экскурсии подразделяют на городские, загородные и комплексные.

4.4.3 По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, экскурсии с использованием транспорта различных видов (автомобильного, водного, авиационного, железнодорожного, городского электрического, конного и др.) и комбинированные (транспортно-пешеходные).

4.4.4 В зависимости от категории участников экскурсии подразделяют на экскурсии для взрослых (в том числе для пожилых людей), детей и молодежи (школьники, студенты).

4.4.5 По составу участников экскурсии подразделяют на экскурсии для российских туристов, для иностранных туристов, для религиозных паломников, для людей с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов и т.п.

4.4.7 В зависимости от сложности маршрута экскурсии подразделяют на обычные и с активными видами передвижения (по категорированным туристским маршрутам, труднопроходимым природным объектам и территориям).

4.4.8 В зависимости от числа участников экскурсии подразделяют на индивидуальные (от одного до пяти экскурсантов) и групповые (более пяти экскурсантов).

4.4.9 В зависимости от продолжительности экскурсии подразделяют на непродолжительные (до трех часов) и продолжительные (свыше трех часов).

4.4.10 В зависимости от времени проведения экскурсии подразделяют на дневные, вечерние, ночные.

4.5 Программа экскурсий включает в себя: вступление, основную часть и заключение.

4.6 Услуги экскурсовода (гида) представляют собой деятельность по подготовке к экскурсии, сопровождению экскурсантов и непосредственному проведению экскурсий, осуществляемую в соответствии с технологической картой и тематической направленностью экскурсии.

4.6.1 Экскурсовод (гид) должен владеть полной информацией о стране (местности), в которой проводится экскурсия, о памятниках природы, истории, культуры, о местных традициях и обычаях, об условиях пребывания, необходимости оформления документов, телефонах и адресах служб экстренной помощи и обеспечения правопорядка, государственных учреждений.

4.6.2 Экскурсовод (гид) самостоятельно разрабатывает (проектирует) программу экскурсии в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50681.

4.7 Услуги гида-переводчика представляют собой деятельность по сопровождению и ознакомлению экскурсантов с объектами экскурсионного показа, осуществляемую посредством последовательного и (или) синхронного перевода информации (доклада, лекции, сообщения и др.) специалистом, обладающим соответствующей квалификацией, на языке туристов (экскурсантов).

4.8 Услуги сопровождающего заключаются в сопровождении экскурсантов, оказании им информационных, организационных услуг и квалифицированной помощи в обычных и чрезвычайных ситуациях в период проведения экскурсии.

5 Общие требования к экскурсионным услугам и экскурсиям

5.1 Экскурсионные услуги предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — исполнители экскурсионных услуг) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации , и нормативными документами.

5.2 Основными требованиями к экскурсионным услугам являются:
— соответствие функциональному назначению (информационная наполненность);
— точность и своевременность выполнения;
— соответствие требованиям безопасности;
— качество обслуживания.

5.2.1 Экскурсионные услуги должны соответствовать функциональному назначению — соответствие темы экскурсии, указанной в программе, доступность и полнота изложения информации для экскурсантов соответствующих категорий согласно ГОСТ Р 53997.
Исполнители экскурсионных услуг должны предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах в соответствии с действующим законодательством , правилами оказания услуг по реализации туристского продукта , в том числе инструкции для экскурсантов, включая правила поведения во время проведения экскурсии и пр.

5.2.2 При предоставлении экскурсионных услуг следует соблюдать требования точности и своевременности выполнения экскурсии в полном соответствии с программой и договором на оказание экскурсионных услуг.

5.2.3 Экскурсионные услуги должны соответствовать требованиям безопасности. Требования безопасности к экскурсионным услугам изложены в разделе 6 настоящего стандарта.

5.2.4 Качество обслуживания обеспечивается исполнителем экскурсионных услуг с использованием материально-технической и научно-методической базы и высоким профессиональным уровнем экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и сопровождающих.

5.2.4.1 Материально-техническая база исполнителя экскурсионных услуг должна позволять разрабатывать и реализовать экскурсионные услуги в соответствии с требованиями настоящего стандарта самостоятельно или при помощи соисполнителей на основании заключенных договоров.

5.2.4.2 Основным требованием к научно-методической базе исполнителя является наличие и использование в экскурсионной работе современных экскурсионных методик, включающих применение научно обоснованных приемов и способов подготовки, организации и проведения экскурсий, а также систему подготовки и повышения квалификации кадров.

5.3 Основными требованиями к экскурсиям являются: познавательная ценность, научное содержание, воспитательное воздействие, наглядность, достоверность, доступность, качество изложения материала (текста экскурсии), дифференцированный подход к экскурсантам различных категорий.

5.4 Текст экскурсии должен соответствовать следующим критериям: ясность изложения, четкость формулировок, необходимый (достаточный) объем фактического материала и информации по теме, литературный язык.

5.5 Маршрут экскурсии должен быть сформирован в логической последовательности, обеспечивать раскрытие темы, доступность и удобство осмотра объекта показа (специально оборудованные площадки), предусматривать отсутствие длительных пауз в показе и рассказе экскурсовода, наличие санитарных и мест парковки транспортных средств.

5.6 К моменту проведения экскурсии рекомендуется иметь несколько вариантов движения экскурсионной группы с целью возможности изменения маршрута.

6 Требования безопасности экскурсионных услуг

6.1 Экскурсионные услуги должны соответствовать требованиям безопасности к процессам оказания и результатам услуг, обеспечивать сохранность жизни, здоровья и имущества экскурсантов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти и ГОСТ Р 50644.

6.2 Сохранность имущества экскурсантов может быть обеспечена гарантией компенсации ущерба или определена условиями страхования имущества экскурсантов.

6.3 При оказании экскурсионных услуг должна быть обеспечена экологическая безопасность, предусматривающая предотвращение возможности оказания вредных воздействий на окружающую среду: флору, фауну, воздушный и водный бассейны, почву, недра, ионосферу и т.п.

6.4 При проведении транспортных экскурсий должно быть обеспечено соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации по транспортной безопасности , .

7 Требования к исполнителям экскурсионных услуг

7.1 Исполнители экскурсионных услуг должны обладать следующими умениями и навыками:
— профессиональной подготовкой необходимого уровня и квалификацией, соответствующей выполняемой работе;
— знанием иностранных языков для гидов-переводчиков при обслуживании иностранных экскурсантов;
— навыками и опытом предоставления информации по предмету экскурсии и экскурсионным объектам.
Исполнители экскурсионных услуг должны соблюдать профессиональную этику поведения.

7.2 Исполнители экскурсионных услуг должны проходить аттестацию с целью подтверждения профессионального уровня в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требованиями, установленными руководителем экскурсионной организации.

7.3 Исполнители экскурсионных услуг должны иметь письменные стандарты работы персонала.

8 Оценка и контроль качества исполнения экскурсионных услуг

8.1 Оценку качества экскурсионных услуг осуществляют соответствующие организации в пределах своей компетенции в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами , и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8.2 Экскурсионные услуги, оказываемые исполнителем, должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и нормативными документами, действующими в Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта.

8.3 Оценку качества исполнения туристских и экскурсионных услуг осуществляют с помощью экспертного и социологического методов.

8.3.1 Экспертный метод предполагает проведение оценки деятельности на основе опроса и анализа суждений (качественных и количественных оценок) экспертов, специалистов в области экскурсионных услуг, в том числе руководителей, менеджеров экскурсионных организаций, а также проверки технологических документов исполнителя экскурсионных услуг.

8.3.2 Социологический метод предполагает проведение социологических обследований (анкетирование, опрос, записи в книге отзывов экскурсантов, интернет-отзывы) с последующим анализом полученных данных.

8.4 Контроль качества исполнения экскурсионных услуг осуществляют руководители организаций — исполнителей экскурсионных услуг, общественные организации в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Библиография

Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями
Федеральный закон от 7 февраля 1993 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями
Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 452 с изменениями и дополнениями
Федеральный Закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями
Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Подписанное в присутствии высокопоставленных российских чиновников «Соглашение президента и Верховного Совета об общественно-политической ситуации и конституционной реформе в Республике Беларусь» от 22 ноября 1996 г. остановило процедуру импичмента президента. Лукашенко провел референдум и в первый раз изменил Конституцию под себя.

Фото РИА «Новости»

«Мы были на грани гражданской войны»

19 ноября 1996 года в Конституционный суд поступило обращение от 73 депутатов Верховного Совета о начале процедуры отстранения от должности президента Александра Лукашенко в связи с систематическим нарушением им норм Конституции и законов Республики Беларусь.

В частности, депутаты отмечали, что на протяжении 1995-1996 годов Конституционный суд признал несоответствующими Конституции и законам Республики Беларусь 16 указов президента.

Депутаты особенно подчеркивали тот факт, что президент распоряжением № 259рп от 29 декабря 1995 года «О соблюдении норм указов президента Республики Беларусь» предписал органам власти не выполнять решения Конституционного суда о признании его актов неконституционными.

Лукашенко тем временем продвигал идею проведения референдума, который должен был изменить Конституцию Республики Беларусь, которую Верховный Совет принял под председательством Мечислава Гриба. В 1996 году Гриб был депутатом Верховного Совета. Сегодня он так говорит о событиях двадцатилетней давности:

«Мы были на грани гражданской войны, мы так близко к ней никогда не стояли. Он (Лукашенко, в случае, если бы был объявлен импичмент. — Naviny.by) однозначно не сдал бы власть. Было бы вооруженное противостояние».

Мечислав Гриб считает, что «Верховный Совет очень ошибся, что не поддержал инициативу тогдашнего председателя Центризбиркома Виктора Гончара», который несколько раз предлагал депутатам отменить «постановление о назначении референдума в связи с введением чрезвычайной ситуации в стране».

«У нас были основания, но Семен Шарецкий (в ноябре 1996 г. — исполняющий обязанности председателя Верховного Совета. — Naviny.by) боялся этого, как черт ладана. Возможно, президент провел бы референдум в любом случае, но рассматривалось бы иначе», — сказал Мечислав Гриб.

Очевидцы рассказывают, что уже в сентябре с трибуны парламента звучала точка зрения о примирении сторонников и противников изменения Конституции, о создание согласительной комиссии. Однако договориться не получалось, пока не вмешались россияне

Посредничество Москвы

«Россияне не сами и не вдруг приехали. Шарецкий находился в приятельских отношениях с председателем Совета Федерации Егором Строевым, к которому он и обратился с просьбой о помощи», — рассказал председатель Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин, который в 1996 году был депутатом Верховного Совета 13-го созыва, членом президиума и руководителем фракции коммунистов.

Первое совещание с россиянами, на котором присутствовал Калякин, состоялось в Смоленске между 15 и 22 ноября. На нем присутствовали председатель Госдумы Геннадий Селезнев, глава Совета Федерации Егор Строев и Валерий Серов — заместитель премьер-министра РФ Виктора Черномырдина.

Егор Строев и Геннадий Селезнев в Минске

«Это была неформальная встреча, — рассказал Калякин. — У белорусов спросили, как они видят выход из политического кризиса. Белорусы предложили нулевой вариант — Лукашенко отзывает свои указы, Верховный Совет отказывается от импичмента. И запускается процесс обсуждения изменений Конституции».

Вторая, уже официальная встреча белорусов с россиянами состоялась через неделю. Москвичи приехали в Минск утром 21 ноября и сразу начались переговоры. Причем они шли параллельно в Администрации президента (Серов и глава Администрации президента Михаил Мясникович, а также судья Конституционного суда Григорий Василевич, работавший над президентским вариантом Конституции) и в президиуме Верховного Совета (Строев и Селезнев).

В происходящем ни при каких условиях не должен был участвовать Конституционный суд, отметил Калякин. Поэтому когда поздно вечером переговорщики приехали в Войсковой переулок, чтобы окончательно договориться, и увидели там председателя Конституционного суда Валерия Тихиню, испытали шок.

«Это означало, что он стал на сторону неконституционного переворота и не будет никакого решения Конституционного суда по импичменту. Баланс сил изменился к началу совещания», — сказал Калякин.

Валерий Тихиня

Как ломали судей Конституционного суда и депутатов

О том, что Тихиня планирует быть на встрече, в Конституционном суде никто даже не догадывался.

«21 ноября я уходил домой около 19 часов, председатель суда оставался на работе», — рассказал Naviny.by в ту пору судья Конституционного суда Михаил Пастухов.

Михаил Пастухов Однако то, что Тихиня оказался в какой-то необычно сложной для себя ситуации, было очевидно, отметил Пастухов. Днем 19 ноября он провел более двух часов в рабочем кабинете с неким человеком, которого Пастухов не знал. Вспоминает, что был он высок и сухощав и с мобильным телефоном в руках (в те времена это был признак либо больших денег, либо высокого положения).

После беседы с таинственным посетителем Тихиня «находился в тяжелом психологическом состоянии, был чем-то очень сильно озабочен. Сказал, что должен уйти».

«Буквально через полчаса мне позвонил один журналист и спросил, действительно ли Тихиня пошел в Администрацию президента. Я об этом ничего не знал, но такое предположение меня очень удивило, так как Тихиня, по моим впечатлениям, находился в конфронтации с президентом. Более того, в Администрацию ранее вызывали судей с целью, чтобы те избрали другого председателя. Однако этого не случилось, Тихиня остался на посту и придерживался принципиальной позиции», — вспоминает Михаил Пастухов.

По его словам, вернулся Тихиня примерно через час и пригласил судей на срочное совещание. Он рассказал, что был у президента в связи с поступлением в Конституционный суд подписей депутатов об отрешении президента от должности. Сообщил, что президент хотел встретиться со всем составом суда и найти мирное решение вопроса.

«Большинство судей удивились, полагая, что должны рассматривать вопрос о нарушении президентом Конституции, — сказал Пастухов. — А нас приглашают для поиска выхода из ситуации. Большинство судей сказали, что это неэтично, невозможно. Тихиня ответил, что должен сообщить президенту о решении судей, и снова ушел. Когда он вернулся, передал просьбу не возбуждать дело об импичменте, так как будет искаться мирное решение вопроса. Однако судьи ответили, что должны реагировать на обращение депутатов. На это Тихиня сказал, что в таком случае президент просил назначить рассмотрение дела не раньше 22 ноября. Как оказалось, председатель суда пообещал, что такая просьба будет удовлетворена».

На следующий день судьи узнали, что председатель суда передал листы с подписями депутатов представителю Администрации президента. Началась травля депутатов, которые выступали за импичмент. Пастухов говорит, что использовался шантаж, угрозы, компромат.

В результате 12 человек пытались подписи отозвать. Шарецкий (сразу не подписал письмо об импичменте, но позже добавил свою подпись) отказывался визировать подписи отказников. Поэтому отказы приходили напрямую в Конституционный суд — на бланках Верховного Совета.

Так или иначе, было назначено заседание суда по делу об импичменте — как и просил президент, на 22 ноября. Исключить, что к тому моменту была известна дата приезда россиян в Минск, нельзя. Но Конституционный суд об этом не знал и готовил производство — приглашал представителей сторон, экспертов, свидетелей.

Кто участвовал в совещании?

Итак, на встрече в ночь с 21 на 22 ноября присутствовали Александр Лукашенко, Григорий Василевич и Валерий Тихиня. С российской стороны — Черномырдин, Серов, Селезнев и Строев. Со стороны Верховного Совета депутаты Сергей Калякин, Геннадий Карпенко и Семен Шарецкий.

По словам Калякина, Лукашенко «просидел всё заседание, не проронив ни слова».

У Калякина сложилось впечатление, что россияне не навязывали какую-то точку зрения. Черномырдин, по словам Калякина, «обратил внимание на то, что высшее руководство России покинуло страну в момент болезни президента (в начале ноября Ельцину сделали операцию на сердце. — ред.) для того, чтобы в Беларуси не повторили ошибки России и смогли прийти к согласию».

В результате переговоров при участии российских представителей ночью 22 ноября 1996 года было подписано соглашение. Текст документа появился еще днем, ночью в него были внесены поправки, рассказал Калякин.

Соглашение подписывали Шарецкий и Лукашенко. Тихиня выступал в роли согласующей стороны.

«Мы, Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь Шарецкий С.Г., исходя из интересов белорусского народа и в целях обеспечения в республике гражданского мира и стабильности, согласились о нижеследующем:

1. Президент Республики Беларусь отменяет свои указы от 5 ноября 1996 года и от 7 ноября 1996 года .

2. Верховный Совет Республики Беларусь в лице Председателя Верховного Совета обеспечивает отзыв из Конституционного суда Республики Беларусь предложения депутатов Верховного Совета о даче заключения на предмет нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь.

3. Конституционный суд Республики Беларусь 22 ноября 1996 года прекращает производство по делу о нарушении Президентом Республики Беларусь Конституции, возбужденному по предложению депутатов Верховного Совета Республики Беларусь.

4. Стороны подтверждают, что республиканский референдум проводится 24 ноября 1996 года.

5. В течение двадцати дней после республиканского референдума Президент Республики Беларусь формирует на паритетных началах Конституционное собрание. В состав Конституционного собрания входят Президент Республики Беларусь — председатель собрания, 50 депутатов Верховного Совета Республики Беларусь, делегируемых фракциями Верховного Совета Республики Беларусь пропорционально их численности в Верховном Совете, 50 представителей Президента Республики Беларусь.

Конституционное собрание осуществляет свою деятельность на основе регламента, утверждаемого собранием.

Решения Конституционного собрания принимаются большинством голосов от общего состава собрания.

Президент Республики Беларусь и Верховный Совет Республики Беларусь создают надлежащие условия для работы Конституционного собрания.

6. Конституционное собрание в течение трех месяцев на основе текста изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, получившего большинство на республиканском референдуме, принимает новую редакцию Конституции Республики Беларусь.

7. До принятия новой редакции Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь не предпринимает никаких действий по досрочному прекращению полномочий Верховного Совета, а Верховный Совет — по смещению президента с должности.

8. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня подписания».

Как Конституционный суд дал Лукашенко выйти сухим из воды

Утром 22 ноября в Конституционном суде собрались участники назначенного заседания — и от Верховного Совета, и от Администрации президента. Пришли эксперты и журналисты.

Пастухов вспоминает, что Тихиня пришел на работу не в 8 часов, как обычно, а в полдесятого, почти все судьи уже были в мантиях, и пригласил их на совещание. Тихиня сказал, что найдено мирное решение конфликта между президентом и Верховным Советом и сообщил о содержании соглашения.

На вопрос, кто уполномочил председателя Конституционного суда на подписание этого соглашения, Тихиня ответил, что это был в данной ситуации необходимый шаг.

На вопрос, как влияет подписание соглашение на начало рассмотрения дела об импичменте, председатель Конституционного суда ответил распоряжением отложить рассмотрение дела по той причине, что Верховный Совет должен соглашение утвердить.

«Мы были озадачены, судьи-докладчики разочарованы и раздражены, ведь процесс срывался по формальной причине. Мы считали, что должны рассмотреть это дело, хотя в составе суда имелась серьезная оппозиция во главе с Василевичем», — рассказал Пастухов.

Позже заседание было отложено Тихиней еще раз, а к концу дня он собрал новое совещание судей и поставил вопрос о прекращении дела, мотивируя тем, что ряд депутатов отозвали подписи, и кворума нет.

В этот же день 22 ноября после 19 часов в Верховном Совете началось голосование. Сначала проголосовали большинством голосов за соглашение между Лукашенко и Верховным Советом, затем приняли пункт по Конституционному собранию, затем о делегировании депутатов в состав собрания и пункт о том, каким образом вступает соглашение в силу.

«Оставалось принять соглашение в целом. Однако в зале Верховного Совета появился Лукашенко и призвал не голосовать за соглашение. Результат голосования в целом такой: за — 85, против — 12, воздержались — 10, не голосовали — 58», — рассказал Калякин.

Таким образом, соглашение ратифицировано не было. «При этом СМИ ошибочно сообщили, что конституционный кризис закончился», — отметил Сергей Калякин.

Кризис закончился только для Лукашенко

Однако кризис закончился только для Лукашенко, который избежал импичмента, но сделал результаты референдума обязательными.

Калякин вспоминает, что с парламентской трибуны президент сказал, что Верховный Совет несостоятелен, а референдум будет носить обязательный характер.

Любопытно, что окончательное о прекращении дела об импичменте Конституционный суд опубликовал только 26 ноября, уже после основного дня референдума.

«Нас поставили перед фактом, что дело об импичменте мы должны прекратить, а основанием стал тот факт, что 12 депутатов отозвали подписи. Это дало возможность говорить о том, что у нас нет надлежащей стороны по делу», — сказал Пастухов, который был единственным, кто протестовал — выступил с особым мнением.

«Я, был возмущен поведением суда, разочарован. Мы как суд не выполнили свои обязательства перед депутатами, которые поставили подписи и оказались обманутыми. Мы обманули всю страну, поскольку не вынесли решение, несмотря на то, что у нас были на это все основания и возможности. Однако суд не нашел в себе смелости и возможности принять такое решение. Я считаю это позором», — заявил Пастухов в комментарии для Naviny.by.

Шесть судей позже написали прошение об отставке. Исполняющий обязанности председателя суда Василевич через своего помощника предлагал и Пастухову последовать их примеру, получить пособие за полгода. У 36-летнего на тот момент Пастухова было звание подполковника, профессорское звание. Он мог остаться на госслужбе или уехать в Россию.

«Я получил после случившегося 20 лет полного забвения. К тому же примкнул к группе депутатов, лишенных должностей. Попал в черный список врагов президента и с тем остаюсь до сих пор. Я прочувствовал, что значит быть в этом списке. Запрещено всё, ничего не разрешается. Случившееся сказалось и на моих детях. Спасибо, что жив», — говорит сегодня Михаил Пастухов.

«Чувство выполненного долга, сохраненной совести, верность присяге, которую я приносил с трибуны Верховного Совета 12-го созыва — вот что у меня есть. Я остался честен и считаю, что выполнил свои обязательства перед Верховным Советом и страной. Это скромное утешение на фоне 20 лет утраченных возможностей для меня лично и страны. Наши шансы связаны только с утверждением в стране конституционной законности и демократии, во что я верю», — подытожил Пастухов.

Где сейчас соглашение?

Однако являлось ли соглашение официальным документом? Скорее нет, чем да, считает Сергей Калякин: «Это была декларация о намерениях. Положения соглашения предполагали принятие его большинством Верховного Совета».

Но так как ратификация соглашения в Верховном Совете была сорвана, документ, по сути, юридической силы не получил и, соответственно, не был зарегистрирован в базе нормативных актов.

Naviny.by обращались к Валерию Тихине, который теперь заведует кафедрой в Частном институте управления и предпринимательства, чтобы услышать его версию событий. Он отказался беседовать на эту тему и сказал, что не знает, где хранится оригинал соглашения.

Однако, как рассказал Сергей Калякин, соглашение было подписано в нескольких экземплярах и роздано всем участникам той встречи в ночь на 22 ноября. И один из этих экземпляров у него хранится до сих пор.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

№4, 25.12.2016

Юридические науки

Тодинов Алексей Георгиевич

Ключевые слова: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; LEGAL REGULATION; TOURIST ACTIVITY; THE BASIS OF TOURIST ACTIVITY.

Аннотация: В данной статье рассматриваются нормативно-правовые документы в сфере туризма, определяющие основные направления и цели государственного регулирования. С учетом норм действующего законодательства возможно сделать прогнозы развития туристской деятельности на основе анализа развивающихся туристских направлений и спроса на существующий туристский продукт.

Правовое регулирование туристской деятельности на территории России осуществляется Федеральным агентством по туризму. На состояние туризма, кроме того оказывают также влияние: Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» создано Федеральное агентство по туризму.

Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, которое в сфере туризма осуществляет правоприменительные функции, также осуществляет функции по управлению государственным имуществом, а также по оказанию государственных услуг.

Правовые основы туристской деятельности в России закрепляются в правовых документах.

Российское законодательство о туристской деятельности включает Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» , федеральное законодательство, а также законы и другие локальные правовые акты.

Данный закон определяет в сфере туризма основные направления и цели государственного регулирования, включая в себя определенный круг вопросов — от обеспечения с помощью туризма конституционных прав граждан на отдых, свободу передвижения, образование до решения собственно социальных и экономических проблем (увеличение доходов, создание новых рабочих мест и т.п.).

Среди определенных видов туризма, указанных в законе не указывается приоритетность выездного туризма. В первую очередь это диктуется экономическими соображениями.

На первое место в области туристской деятельности среди определенных методов государственного регулирования законодательство ставит в сфере туристской индустрии методы правового обеспечения правоотношений. Предметом данного закона является туристская деятельность, которая представляет один из видов предпринимательской деятельности.

В последние годы сфера туристского бизнеса вышла на более высокий уровень правового обеспечения. Как одну из основных приоритетных задач, Россия признает всемерную поддержку развития туризма. Принята и разработана целевая федеральная программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» .

В Концепции в области туризма закреплена главная цель государственной политики, которая полагает создание в государстве современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, который обеспечил бы широкие возможности для удовлетворения потребности российских и иностранных лиц в области туристических услуг. Данная целевая концепция отражает объективные потребности развития экономики страны в целом.

Необходимо отметить, что в нормативных источниках, правовой литературе, которые посвящены рассматриваемой теме, роль и значение государства определяется по-разному. Так, например, если в одном случае речь идет о «государственной поддержке», то в другом случае речь идет о «государственном управлении туризмом».

Так, туроператорская деятельность — это деятельность по реализации, формированию и продвижению туристского продукта, которая осуществляется на основании лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Турагентская деятельность – это деятельность по реализации и продвижению туристского продукта, которая осуществляется на основании лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Определение туристской деятельности на законодательном уровне недостаточно в полной мере определяет суть понятия, ибо законодательством не определяется, что относится к понятию «иная деятельность по организации путешествий». Более полным является такое определение туристской деятельности: под которой понимается деятельность по реализации, формированию и продвижению либо по реализации и продвижению туристских услуг, либо сопутствующей им, осуществляемой на основании аккредитации или лицензии индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом .

Преимуществом данного определения, по отношению к выдвигаемым в юридической литературе, является присутствие обязательных признаков, которые присущи туристской деятельности:

— осуществление туристской деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом только на основании аккредитации или лицензии;

— обозначены главные этапы туристской деятельности — реализация, продвижение и формирование туристских услуг;

— определены виды туристской деятельности — туроператорская и турагентская;

— определены сопутствующие турагентской или туроператорской виды деятельности, под которыми подразумевается деятельность, которая связана с получением загранпаспорта или визы, страхования, покупкой билетов.

Таким образом, можно сделать вывод: как один из видов предпринимательской деятельности, туристская деятельность, требует постоянного определения и анализа основных тенденций развития. Без знания тенденций развития туристской деятельности нельзя прогнозировать ее наиболее перспективные направления и будущее. Отсутствие прогнозов на ближайшие 5 – 10 лет и анализа развития туристской деятельности оказывает отрицательное влияние на привлечение иностранных инвестиций и способствует «текучести» туристского бизнеса в России.

С учетом норм действующего законодательства возможно сделать прогнозы развития туристской деятельности на основе анализа развивающихся туристских направлений и спроса на существующий туристский продукт.

Список литературы