223 ФЗ запрос цен

Когда проводится запрос предложений

Если 44-ФЗ четко регламентирует случаи применения такого вида закупки как запрос предложений, то 223-ФЗ таких ограничений не устанавливает.

Существует лишь рекомендация ФАС: «запрос предложений целесообразно применять в случае закупки с целью обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке» («Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц» ФАС).

Особенности проведения запроса предложения

Механизм и этапы запроса предложений в 223-ФЗ также не прописаны. Заказчик должен самостоятельно прописать этот порядок в положении о закупке (ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ).

В положении нужно указать срок и форму подачи заявок, требования к заявке и ее обеспечению, случаи отклонения заявок, правила их рассмотрения и определение победителя и др.

Если запрос предложений заказчик решил провести в закрытой форме, он также должен детально прописать все правила участия в такой закупке в положении.

Закрытые тендеры и открытые

Запрос предложений в рамках 223-ФЗ заказчик может провести как открытым способом, так и закрытым. Закон это не ограничивает.

(cкачать шаблон)

(cкачать шаблон)

(cкачать шаблон)

Участником открытого запроса предложений может стать любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальные предприниматели, подходящие по условиям документации, вовремя собравшие и предоставившие заказчику все требуемые документы.

и, соответственно, доступна только ограниченному кругу лиц. Заказчик сам выбирает интересующие его компании (которые, по его мнению, максимально подходят для исполнения контракта), и лично рассылает каждой из них приглашение.

Этапы запроса предложений по 223-ФЗ

Как и любая закупка, запрос предложений проводится поэтапно. Вначале заказчик разрабатывает условия приобретения товаров и требования к поставщику, готовит документацию и извещение о проведении закупки. Отметим, что если требования к срокам размещения извещения о проведении конкурса или аукциона в 223-ФЗ определены (не менее чем за 20 дней до окончания приема заявок), то сроки для публикации извещения о запросе предложений не установлены.

Следующий этап – прием и рассмотрение заявок от участников. Здесь стоит подчеркнуть, что при рассмотрении и сопоставлении заявок, оценивать их можно только по тем требованиях, что прописаны в документации. Так как, согласно ч. 6 ст. 3 закона №223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам или к объекту закупки требования, не установленные в документации.

Победителем признается участник, предложивший лучшие для заказчика условия выполнения договора.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

223-ФЗ: закрытый запрос предложений и отклонение заявки

Разъясните, пожалуйста, действия организатора закупки согласно закону №223-ФЗ в следующей ситуации: проводится закрытый запрос предложений, один из внешних поставщиков, не являющийся участником этого запроса, предлагает рассмотреть его заявку. Правомочен ли организатор закупки отклонить такую заявку? Как правильно обосновать действия организатора закупки?
Отвечает доктор юридических наук Оьга Беляева.
Точный ответ на ваш вопрос можно дать только на основании текста документации запроса предложений. Поскольку я с ним не знакома, поделюсь своими предположениями. Дело в том, что в своих положениях о закупке заказчики по-разному определяют понятие «закрытый запрос предложений». Во-первых, закрытым запросом называют такие закупки, информация о проведении которых не подлежит размещению на официальном сайте (сведения, относящиеся к государственной тайне, закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.). Иными словами, запрос является закрытым с точки зрения его информационного сопровождения.
Во-вторых, «закрытым» запрос предложений называют в тех случаях, когда он представляет собой второй этап процедуры закупки. Первый этап проводится открыто, в нем могут принять участие все желающие, этот этап – что-то вроде предварительного квалификационного отбора. Во втором этапе приглашаются принять участие только те лица, которые успешно прошли первый этап, т.е. были отобраны (квалифицированы) заказчиком. Информация о проведении закупки, разбитой на два этапа (открытый и закрытый запросы) размещается на официальном сайте.
В-третьих, «закрытым» называют запрос предложений, к участию в котором изначально приглашаются только конкретные лица, а не все желающие. Информация о таком запросе также размещается на официальном сайте, однако она носит уведомительный характер, примерно как в случае с размещением извещения о закупке у единственного поставщика.
На мой взгляд, проводя закрытый запрос предложений, организатор закупки не вправе принимать и рассматривать заявку участника, который к участию в процедуре не приглашался. Обоснование отказа зависит от того, что понималось под закрытым запросом предложений согласно документации о закупке. К примеру, если закрытый запрос предложений был вторым этапом закупки, то обоснование отказа в приеме заявки – неучастие лица в первом этапе закупочной процедуры. Если закрытый запрос предложений изначально организовывался для избранного круга, то обоснование отказа в приеме заявки – отсутствие приглашения.
Кстати сказать, проведение процедур для избранных участников на практике вызывает сомнения из-за принципа, закрепленного в п. 2 ч. 1 ст. 3 закона №223-ФЗ: «отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки». Есть случаи, когда антимонопольный орган предписывает заказчику отменить результаты проведенной закрытой процедуры и внести изменения в положение о закупке, закрепив него исключительно открытые процедуры. Один из подобных прецедентов стал предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Татарстан, который в решении от 23.04.2013 г. по делу №А65-1633/2013 отметил, что закон №223-ФЗ не содержит запрета на проведение закрытых процедур закупки.
Судом, в частности, было отмечено: «закрытый конкурс проводится в целях обеспечения экономичности, эффективности и срочности проведения закупки в случаях, когда товары, работы, услуги по причине их сложного или специализированного характера могут быть закуплены только у ограниченного числа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или когда затраты, требующие для рассмотрения и оценки предполагаемого большого количества заявок, превышают ожидаемую экономию от проведения открытых торгов, или в иных случаях».
Еще больше вопросов и ответов в каждом номере Аукционного Вестника http://auctionvestnik.ru/

Коммерческое предложение

Запрос предложений по 223-ФЗ является формой закупок, которую некоторые путают с запросом предложений коммерческого типа, осуществляемым в процессе мониторинга действующего рынка стороной заказчика.

Во втором случае заявитель определяет начальную максимальную цену, которая впоследствии будет отражена в документации закупочного типа. Согласно правилам запроса предложений по 223-ФЗ, самостоятельно увеличивать заявленную цену заказчик не имеет права.

При определении верхнего предела суммы заказчики пользуются разными методами. Чаще всего стороны сделок пользуются методикой рыночных сопоставимых цен. Суть данного метода заключается в том, что покупатель узнает цены у нескольких продавцов необходимого товара или услуги. После анализа производится расчет средневзвешенного значения или устанавливается максимально высокая предложенная цена.

Следует помнить, что само по себе представление прейскуранта на товары или услуги еще не является офертой и не обязывает участника тут же заключать договор на тех условиях, которые были ему предложены. Это связано с тем, что цель проведения процедуры анализа – выбор наиболее выгодных для заказчика условий реализации договора в рамках поступившей заявки.

Законодательная база

Главный нормативный правовой акт, регулирующий осуществление закупок услуг и товаров заказчиком, а также процесс проведения запроса предложений, — 223-ФЗ от 18 июля 2011 года. Каждая организация-заказчик должна на основании этого документа разработать Положение о закупках, актуальное для данного юридического лица.

Согласно ФЗ № 223, общие правила по запросу предложений определяют, что заказчик в обязательном порядке должен прописать, какие процедуры он использует в процессе выбора поставщиков, предоставляющих нужные ему услуги и товары.

В Положении также прописываются условия выбора запроса по предложениям. Согласно нормам законодательства, существует три варианта закупок:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос различных предложений.

Последний способ не является основным, в отличие от первых двух. Законодательные нормы устанавливают право заказчика на использование сравнительного метода по ценам. После того как способ определения поставщика выбран, его необходимо зафиксировать в плане проведения закупок.

Как и Положение о закупках, план должен быть составлен с учетом всех требований ФЗ № 223 и Постановления № 908, утвержденного Правительством РФ, в котором отражены правила размещения сведений о проводимых закупках в информационной Единой системе.

При размещении сведений важно указать в соответствующей графе плана закупок (способ закупки) вариант проведения закупочной процедуры: аукцион, конкурс или запрос предложений.

Алгоритм проведения процедуры

При участии в тендере на электронной торговой площадке, по 223-ФЗ, очень важно, чтобы там на сайте было размещено Положение по закупкам от того или иного заказчика. В этом документе должен быть зафиксирован весь алгоритм осуществления процедуры ознакомления с предложениями поставщиков, а также требования к проведению закупки.

В Положении отражаются следующие пункты:

  • подача письменных заявок;
  • форма составления предложений;
  • требования к заявкам;
  • отказ от закупки;
  • обеспечение заявок;
  • порядок принятия предложений от поставщиков;
  • критерии оценки и определения победителя;
  • последствия оформления закупки как несостоявшейся;
  • сроки для заключения сделки с победителем;
  • иные условия.

В процессе подготовки Положения по закупкам и регламента проведения запроса предложений, по ФЗ № 223, в открытой или закрытой форме заказчик обязан помнить, что помимо требований указанного нормативного правового акта ему необходимо также соблюдать правила Федерального закона № 135 в области антимонопольной политики.

При выборе в качестве варианта запроса по предложениям в открытой форме заказчик самостоятельно определяет критерии отбора участников. Наиболее удобным вариантом открытый запрос считается в тех случаях, когда заказчика интересуют не только ценовые критерии, предлагаемые поставщиком.

Основным требованием к проведению закупок в форме запроса является соблюдение сроков. Заказчику дается всего двадцать дней для того, чтобы поместить на сайте извещение о желании заключить договор до его подписания с выбранным поставщиком.

Чаще всего запрос вариантов предложений используется в случаях, когда начальная цена договора не превышает десяти миллионов рублей. Кроме того, особой популярностью этот способ пользуется у заказчиков, которые хотят иметь возможность в любой момент отказаться от проведения закупки без обременения.

При выборе способа осуществления мероприятия по закупке заказчики должны ориентироваться на опубликованные на сайте рекомендации Федеральной антимонопольной службы. Специалисты ФАС указывают, что такой вариант заключения сделок наиболее актуален при приобретении товаров для неотложных и срочных нужд, если начальная цена договора небольшая.

Разновидности

Согласно ФЗ № 223, при проведении запроса предложений можно охватить неограниченное число поставщиков. В этом случае такая форма закупки будет считаться открытой и доступной для всех желающих.

Принимать участие в закупке открытого типа могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые отвечают требованиям, указанным в документации по закупке.

В требования к поставщикам включаются следующие условия:

  1. Наличие лицензии, если этого требуют законодательные нормы, или иной вариант соответствия запросам заказчика.
  2. Организация не должна находиться на ликвидационной стадии.
  3. Деятельность поставщика не должна быть приостановленной по правилам КоАП РФ.
  4. Продавец не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков.

Если закупки проводятся в форме закрытого запроса, следовательно, поставщиков приглашают в отдельном порядке. При этом данные о проводимой закупке в Единой информационной системе не размещаются.

В проведении закрытых запросов могут принять участие только те поставщики, которые прошли квалификационный отбор предварительного типа. Чаще всего такой вариант заключения сделок применяется, если заказчику необходимо приобрести уникальный или сложный с технической точки зрения товар.

В последнее время наиболее частым вариантом проведения закупок является запрос предложений в электронной форме. ФЗ № 223 предоставляется и такая возможность. Кроме того, в ближайшем будущем это будет единственная форма выбора поставщика для заключения договора. А письменный вариант будет отменен, согласно положениям Федерального закона № 503.

Запросы предложений в небумажном варианте осуществляются путем проведения тендера на электронной торговой площадке. 223-ФЗ определяет, что перечень площадок может быть не ограничен определенным списком, как в случае с закупками по ФЗ № 44.

Проведение электронных закупок является более удобным для заказчика в связи с тем, что позволяет автоматизировать всю процедуру выбора контрагента и заключения сделки.

Порядок осуществления

Напрямую механизмы закупок и этапы проведения запросов в Федеральном законе № 223 и других нормативных правовых актах не прописаны. Каждый заказчик самостоятельно устанавливает правила заключения договора, что закреплено третьей частью третьей статьи рассматриваемого закона.

Существует шесть обязательных этапов осуществления запросной процедуры:

  1. Первый этап – разработка условий приобретения услуг и товаров, а также основных требований к поставщикам.
  2. Второй этап – подготовка закупочной документации, размещение извещения о возможности заключить договора в Единой информационной систем. Здесь же фиксируются сроки направления заявок, требования к продавцу и поставляемому товару (услуге), условия выполнения договора и прочие важные пункты. Законодательство допускает возможность направления заказчикам дополнительных сообщений с уточнениями указанных требований, если какие-то пункты непонятны. При этом заказчик должен ответить всем лицам в письменном виде. На этом же этапе можно вносить изменения в извещение, которые тут же публикуются в ЕИС.
  3. Прием и проверка заявок, поступивших от поставщиков. Оценивать поданные предложения можно только по тем критериям, которые указаны в требованиях к закупке, размещенной заказчиком. Это закреплено шестой частью третьей статьи рассматриваемого закона.
  4. Выбор победителя. Поставщик определяется по критерию оптимальности условия исполнения контракта. Если обозначились два претендента с одинаковыми показателями, побеждает тот, кто подал заявку раньше.
  5. Опубликование протокола запроса предложений (по 223-ФЗ это регламентировано) в Единой информационной системе.
  6. Заключение договора с победителем.