223 ФЗ СМП

Сроки оплаты договора по 223 ФЗ — это 30 дней для закупок среди субъектов малого предпринимательства. В остальных случаях этот период заказчик устанавливает самостоятельно.

Как осуществляется оплата

223-ФЗ регулирует закупочную деятельность отдельных категорий юридических лиц: госкорпораций и бюджетных учреждений, имеющих внебюджетные доходы. Эти закупки проводятся по правилам, которые установлены положением о закупке — внутренним документом организации, принимаемым для более подробного регулирования закупочного процесса, поскольку сам 223-ФЗ устанавливает лишь общие, базовые правила.

Положение о закупке предусматривает требования к тому, как оплачиваются товары, работы или услуги по договорам. Например:

  • срок перечисления;
  • допустимость авансирования и его объем;
  • возможность поэтапной оплаты.

Максимальный срок оплаты по 223 ФЗ не предусмотрен. Он устанавливается положением о закупке.

Исключение составляют закупки, проводимые среди организаций, отнесенных к СМП. Срок оплаты для СМП по 223 ФЗ не превышает тридцать дней. Это правило установлено Постановлением Правительства РФ 11.12.2014 № 1352.

Важный момент при разрешении вопроса, когда производится оплата СМП по 223 ФЗ, — 30 календарных или рабочих дней нужно отсчитывать с момента приемки ТРУ. Имеются в виду календарные дни — это прямо указано в п. 14.3 Постановления Правительства РФ.

ВАЖНО!

Госдума рассматривает законопроект о внесении изменений в 223-ФЗ. Хотят прописать предельные сроки перечисления денег по всем договорам. Предлагается по аналогии с 44-ФЗ ввести предельный тридцатидневный срок перечисления. Это позволит ограничить злоупотребления со стороны организаций, необоснованно растягивающих срок оплаты.

Помимо решения вопроса о том, в какие сроки оплата по 223 ФЗ, в положении о закупке и договоре между сторонами необходимо прописать:

  • форма выплаты: будут ли деньги перечислены в безналичной форме или выплачены наличными;
  • порядок выплаты средств: есть ли по соглашению аванс и сколько процентов от общей суммы соглашения он составляет, оплачивается ли договор поэтапно или единым платежом по факту выполнения всего объема работ;
  • что считать моментом исполнения обязанности компании: момент списания денежных средств со счета или момент зачисления. Первый вариант удобнее, потому что заказчик не будет нести ответственность за задержку перечисления, вызванную проблемами банков;
  • когда заказчику предоставляется отсрочка платежа по 223 ФЗ в 2019 году. Законом это не урегулировано, стороны вправе договориться на обоюдно выгодные условия и прописать их в договоре.

Какие документы нужно подготовить

Перечень документов, оформление которых дает организации возможность перечислить деньги, регулируется текстом соглашения и зависит от его предмета:

  • товарная накладная и счет-фактура оформляются при поставке товаров;
  • акт сдачи-приемки — по соглашению на оказание услуг, выполнение работ;
  • счет на оплату выставляется контрагентом компании;
  • положением о закупке и договором допустимо предусмотреть необходимость проведения экспертизы, внутренней или внешней, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Тогда, чтобы перечислить вознаграждение, заказчику необходимо положительное заключение эксперта.

Авансирование по договору

Авансирование по 223 ФЗ в 2019 году представляет собой перечисление денег подрядчику до того, как он исполнит обязательства по соглашению. Авансирование вводится по тем контрактам, исполнение которых требует от контрагента заказчика каких-то затрат.

Как и срок оплаты товара по 223 ФЗ, так и правила авансирования законом не предусмотрены, поэтому полагаться заказчики должны на собственные положения о закупках и потребности конкретной закупки. Положение и сам контракт по части аванса должны предусматривать:

  • предельный размер аванса, исчисляемый как процент от общей суммы договора;
  • условия, при которых аванс возможен или, наоборот, при которых он исключен. Например, по аналогии с 44-ФЗ прописывают правило, что при наличии значительного снижения цены соглашения относительно начальной цены закупки аванс не устанавливается;
  • срок перечисления аванса.

Что делать, если сроки не соблюдаются

Несоблюдение сроков перечисления положенных контрагенту средств — это нарушение со стороны заказчика. Особых требований к действиям поставщиков закон не устанавливает. Если компания не оплатила вовремя контракт, контрагент вправе:

  • направить претензию, в которой изложено, почему обязанность платить уже наступила, какая ответственность возможна в случае неуплаты, и настоятельно потребовать скорейшего перечисления денег;
  • приостановить работу — если перечисление денег, с которым опаздывает заказчик, является промежуточным. Претензию в таком случае направить все равно нужно и одновременно уведомить о причинах приостановления работы;
  • расторгнуть соглашение — основания и порядок одностороннего отказа от договора должны быть прописаны в тексте;
  • обратиться в суд, если предпринятые меры не помогли получить деньги.

Ответственность за неоплату по 223-ФЗ

Хотя срок оплаты по договору по 223 ФЗ в 2019 году не урегулирован, он прописывается в контракте. А несоблюдение установленных условий влечет ответственность в виде денежных компенсаций:

  1. Уплата договорных пени — денежная ответственность за просрочку исполнения обязательств, которые контрагент насчитает за каждый день просрочки.
  2. Судебные издержки — если контрагент подаст в суд и выиграет его, все его судебные затраты падут на проигравшего заказчика.

ВАЖНО!

Готовится федеральный закон, который изменит Кодекс об административных нарушениях РФ. Нововведения коснутся ответственности заказчиков за несвоевременную оплату договора. Когда поправки примут, появятся штрафы за просрочку оплаты по 223-ФЗ:

  • должностные лица — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • заказчики как юридические лица — от 50 000 до 100 000 рублей.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О сроке оплаты товаров, работ, услуг при закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства отдельными видами юрлиц. Письмо Минэкономразвития № Д28и-2033 от 07.04.2017

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Часть 8 статьи 4 Закона 223 ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета.

Также реализовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц»

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (п. 5 Положения).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ(с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

Результат в цифрах:

100%

составляет размер максимального авансирования по коммерческим закупкам для СМиСП

Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по комплексному сопровождению государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, по условиям которой Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами!

Обратитесь к нам, расскажите о Вашем бизнесе или проекте

И мы поможем Вам реализовать идею Вашей мечты!

Рассказать о себе

Основные преимущества закупок субъектов МСП по 223-ФЗ

ФЗ применяет обозначение субъекты МСП — «Малого и Среднего Предпринимательства». В законодательстве не утвержден формат участия малого бизнеса в конкурентных отборах, но существует Постановление Правительства № 1352, определяющее условия подобных тендеров. Регламентирует работу по данному постановлению Акционерное Общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Утверждены условия закупок: если доход корпорации более 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие компании обязаны выделить для МСП тендеров и закупок у единственного поставщика не менее, чем на 18% от годового объема сделок. Организация утверждает в своем положении о закупочной деятельности ОКПД2 всех товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в рамках поддержки у субъектов МСП. При стоимости контракта менее 50 млн. рублей, заказчик в обязательном порядке проводит тендер для субъектов МСП. Для того чтобы получить

В случае, если организация не разместит для субъектов МСП нужное количество тендеров и не опубликует данные об этом или опубликует неверную информацию, то с 1 февраля и до конца календарного года заказчику придется размещать контракты в рамках 44-ФЗ, а он, как известно, намного строже — это повлечет за собой огромные финансовые потери.

Виды тендеров определяет сама организация в своем положении о закупочной деятельности. Малое предприятие может поучаствовать в тендере или в закупке у единственного поставщика, а также выйти на аукционом с условием привлечь МСП на субподряд.

Для подачи документации на тендер, также как и по 44-ФЗ, поставщики прикладывают декларацию о соответствии СМП. А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.

Результат в цифрах:

18%

обязаны закупать у малого бизнеса все заказчики по 223 ФЗ

Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 223 ФЗ:

  • Авансирование по закупкам утверждается от 30% до 100%;
  • Сроки расчетов по выполненным работам — строго от 5 до 15 дней;
  • Размер обеспечения заявки не может быть более 2%;
  • Обеспечение исполнения контракта часто отсутствует;
  • На тендеры не могут подаваться крупные компании-конкуренты;
  • Программа партнерства с дополнительными льготами и возможностью работы без тендера.

Из ближайших нововведений в ФЗ утверждается , который сформирует полный список допустимых способов проведения тендеров и ключевые инструкции для заказчиков (сейчас в ЕИС более 14 тысяч различных способов проведения закупок), а также утвердит перечень электронных площадок по 223-ФЗ. Это упростит формат аккредитации участников на ЭТП и сам процесс подготовки к участию в тендерах.

Опишите какие услуги или товары вы поставляете

И мы найдем Вам подходящие тендеры и прямые контракты!

Получить контракты с преимуществами

Требования по проведению закупок у малого бизнеса по 223 ФЗ

В рамках исполнения требований федерального закона и программы развития малого бизнеса, все заказчики обязаны проводить следующие действия:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМП;
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. В рамках календарного года закупить у СМП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

  1. Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
  2. Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
  3. В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

Отправьте бесплатную заявку

И мы проверим, подходит ли Ваша фирма для работы на льготных условиях!

Проверить свою организацию

С чего начать, что бы найти подходящую закупку для малого бизнеса по 223 ФЗ

Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок, нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь комплекс требуемых услуг по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.

Результат в цифрах:

1 месяц

составляет усредненный срок для заключения первых успешных контрактов

Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, закажем выписку из РСМП и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами договор о сотрудничестве и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.

Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а также предоставим доступ в Многофункциональный Кабинет, который обеспечит Вас всей нужной информацией.

РЕШЕНИЕ №353м/17

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 октября 2017 года.

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

Председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления;

Заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина — начальник отдела контроля закупок и торгов,

Член Комиссии: Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей уполномоченного учреждения: Комитет экономического прогнозирования, инвестиций и инновационной деятельности администрации Липецкого муниципального района Липецкой области- <…> (доверенность от 10.05.2017),

в отсутствие представителей заказчика- администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, заявителя- ООО «Перспектива»,

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на выполнение дополнительных работ по объекту: «Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области» (реестровый номер 0846300001917000093) (далее — электронный аукцион),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Липецкого УФАС России 13.10.2017 поступила жалоба ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «Жалобы».

Заявитель, заказчик, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.

На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.

В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:

1). В проекте контракта, в нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту, не установлен в конкретном размере;

2). Неправомерно установившего в проекте контракта требование о замене недействующей банковской гарантии.

Представитель уполномоченного учреждения не согласился с доводами жалобы заявителя и пояснил, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителя уполномоченного учреждения, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

Документация об электронном аукционе на выполнение дополнительных работ по объекту: «Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области» (реестровый номер 0846300001917000093) и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Объектом закупки является выполнение дополнительных работ по объекту: «Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области».

1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в проекте контракта, в нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту, не установлен в конкретном размере, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.

В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Проанализировав аукционную документацию установлено, что в п.6.24.26 проекта контракта, являющемся приложением к данной документации, указано следующее: «Подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта».

В соответствии с ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с ч.4 ст.68 Закона о контрактной системе, электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что на момент составления аукционной документации, в которую, в том числе, входит проект контракта, заказчик не может знать цену контракта. Следовательно, заказчик не имеет возможности установить конкретный размер объема привлечения СМП к исполнению контракта.

Более того, в соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее — Постановление Правительства №1466) утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствии с данными условиями, обязанностью поставщика (подрядчика, исполнителя) является привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, указанном как: «не менее … процентов от цены контракта».

Таким образом, заказчик, установив в п.6.24.26 проекта контракта условие о том, что «Подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта» совершил действия по соблюдению требований Постановления Правительства №1466.

Таким образом, довод заявителя о том, что объем привлечения СМП к исполнению контракта должен быть определен в конкретном размере не нашел своего подтверждения и признан Комиссией Липецкого УФАС России необоснованным.

2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлено в проекте контракта требование о замене недействующей банковской гарантии, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.

Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса РФ, банковская гарантия — способ исполнения обязательств в полном объеме.

А в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

При этом, согласно статье 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта.

А согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

То есть Закон о контрактной системе предусматривает возможность «нового» обеспечения исполнения контракта, что противоречит доводам заявителя.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 5531/11 по делу N А43-7693/201047-225 гражданское законодательство не содержит никаких исключений для установления обязательства представить банковскую гарантию.

То есть это обычное обязательство, возлагаемое на подрядчика, и к нему применимы все нормы гражданского законодательства, в том числе нормы статьи 309 Гражданского кодекса РФ, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Закон о контрактной системе требует обеспечения исполнения контракта, а не просто предъявления банковской гарантии при его заключении.

Согласно пункту 15.5 проекта контракта аукционной документации: «В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным (закончило своё действие) или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту, оформленное на тех же условиях и в том же размере».

Данный пункт проекта контракта говорит лишь о необходимости надлежащим образом исполнить обязанность подрядчика, вытекающую из статьи 96 Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта в течение всего срока его действия.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности соглашения, из которого возникло основное обязательство.

Наряду с этим, в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке.

Таким образом, в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало считаться действительным, контракт не может считаться недействительным, но при этом такой контракт нарушает требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В целях устранения такого нарушения заказчик вправе требовать иное надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Липецкого УФАС России считает, что данное условие, включенное в проект контракта, не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательству о контрактной системе, в связи с чем, признает данный довод заявителя необоснованным.

В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения требований п.2 ч.1, ч.3, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. В силу п.2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Как следует из приведенных положений Закона о контрактной системе требования к составу заявки — отдельная часть документации, а инструкция по ее заполнению является самостоятельной частью документации и призвана оказать помощь участникам при заполнении заявки, в частности, первой ее части, содержащей характеристики товаров, используемых при выполнении работ.

При этом, максимальные и минимальные значения показателей материалов, используемых при выполнении работ, содержатся в технической части документации.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что техническое задание (приложение №1 к аукционной документации) содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Как выявлено Комиссией Липецкого УФАС России, в техническом задании аукционной документации при указании технических характеристик используемых при выполнении работ товаров применяются символы, в том числе: * (звездочка), а также сопровождаются словами: «от» и «до», «от» или «до» и т.д.

Так, например, по позиции 15 «Пиломатериалы» технического задания аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару: «сорт: от 1* до 3*».

При этом, инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, в частности, следующее: «….В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)…».

Таким образом, исходя из инструкции по заполнению заявки, заказчику не требуются крайние значения параметра, установленные в описании объекта закупки.

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки допускает двоякое толкование установленных заказчиком требований к характеристикам товаров, вводит участников закупки в заблуждение и, следовательно, является ненадлежащей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, предусмотренным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Исходя из содержания части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.

Как было вышеизложено, объектом закупки является выполнение дополнительных работ по объекту: «Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области».

При этом, проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что п.15 установлены требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Однако, в аукционной документации не указано соответствие каким требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, заказчиком предъявлены требования к участникам закупки, что соответственно, не является исполнением требований ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе по установлению требований к участникам закупки.

Вместе с тем, проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что оно содержит, в том числе, следующие требования, предъявляемые к участникам такого аукциона: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ) Участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 2. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. 3.Совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств».

Таким образом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в извещении о проведении электронного аукциона указанное требование установлено, а в п.17.2 аукционной документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки документов (выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. №58), подтверждающих соответствие участника требованию, указанному в извещении о проведении электронного аукциона.

3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта (ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе). При этом, по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию», установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

1 млрд. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, рассматриваемая закупка осуществляется заказчиком для обеспечения муниципальных нужд. Кроме того, согласно извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 976 780,00 рублей.

Таким образом, нормы ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе и Постановления N775 не распространяются на рассматриваемый электронный аукцион.

Вместе с тем, п.6.4.25 проекта контракта предусмотрено следующее: «Подрядчик обязан предоставить Заказчику информацию обо всех субподрядчиках (соисполнителях), заключивших с ним договор (договоры) субподряда, цена которого (общая цена которых) составляет более десяти процентов цены контракта. Данная информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течении десяти дней с момента заключения им договора субподряда».

Кроме того, в соответствии с п.18.1 аукционной документации установлено следующее: «Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта».

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком в п.6.4.25 проекта контракта вышеуказанных требований не соответствует требованиям части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и нарушает требования ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на выполнение дополнительных работ по объекту: «Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области» (реестровый номер 0846300001917000093) необоснованной.

2. В действиях заказчика установлены нарушения п.2 ч.1, ч.3, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ по делу №353м/17

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

Председатель Комиссии: И.В. Поткина – руководитель управления;

Заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина — начальник отдела контроля закупок и торгов,

Член Комиссии: Т.С. Рябкова — заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» и проведения внеплановой проверки по соблюдению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и на основании решения №353м/17 от 19.10.2017, в соответствии с ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику — администрации Липецкого муниципального района Липецкой области:

— при совершении действий по заключению контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение дополнительных работ по объекту: «Строительство многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в д.Копцевы Хутора Липецкого муниципального района Липецкой области» (реестровый номер 0846300001917000093) пункт 6.4.25 проекта контракта, направляемого победителю закупки, привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и решением Комиссии Липецкого УФАС России №353м/17 от 19.10.2017;

— в целях исполнения вышеуказанного требования заказчику необходимо удалить пункт 6.4.25 из проекта контракта, направляемого победителю закупки.

2. Срок исполнения предписания до 20.11.2017.

3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.