205 счет в бюджетном учете

РАСЧЕТЫ ПО ДОХОДАМ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 
    Как известно, бюджетное учреждение, помимо деятельности, являющейся для него основной, вправе осуществлять приносящую доходы деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
    Об особенностях отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов по доходам бюджетного учреждения вы узнаете из данного материала.
 
    Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также Федеральным законом от 12.01.1996 г.

N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ), согласно которому основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Предмет и цели основной деятельности, определенные в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, закрепляется в Уставе учреждения.
    В то же время, учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, при условии, что это служит целям создания бюджетного учреждения и соответствует им, а сами виды иной деятельности перечислены в учредительных документах учреждения (пункт 5 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
    Доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, не являются доходами бюджета, они остаются в распоряжении этого учреждения и направляются на достижение целей, ради которых оно создано (пункт 3 статьи 298 ГК РФ).
 
    Как Вы знаете, некоммерческие организации, к числу которых относятся и бюджетные учреждения, обязаны вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункта 1 статьи 32 Закона N 7-ФЗ).
    Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ).
    К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, как Вы знаете, федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
    Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 — 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 — 2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора" и от 25 ноября 2016 г. N 218н "О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора".
    С 01.01.2018 г.

Бухгалтерский учет внебюджетной деятельности

вступили в действие пять стандартов, предусмотренных Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной Приказом Минфина России от 10.04.2015 г. N 64н, который в настоящее время утратил силу.
    Предполагаемая дата (срок) вступления в силу федерального стандарта "Доходы" — 01.01.2019 г.
    Одним из федеральных стандартов, вступивших в силу с 01.01.2018 г., является Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 г.

СТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД С ПРИКАЗОМ № 209Н

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

 
    В конце ноября уходящего года Минфин России издал приказ, которым внес изменения сразу во все инструкции по учету и отчетности. Такого оригинального "подарка" бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений в истории современного бухгалтерского (бюджетного) учета еще не было. Внесенные изменения нужно будет учесть как в отчетном 2016 году, так и при формировании учетной политики в 2017 году.

Учет реализации имущества

 

Одним ударом — семерых

 
    На сайте Минфина России, в разделе "Документы", 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н (далее — Приказ № 209н), которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:
    — от 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);
    — от 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);
    — от 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);
    — от 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);
    — от 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);
    — от 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);
    — от 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).
    В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
    За исключением отдельных положений, Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.
 

Вслед уходящему году

 
    Сразу заметим, что изменения в учет и отчетность, внесенные Приказом № 209н, достаточно важные. Однако они все согласуются с позицией Минфина России по тем или иным вопросам, которые высказывались ведомством в письмах в течение всего 2016 года и развивают их. При этом каких-то неожиданных и революционных изменений Приказ № 209н не привнес. Кроме того, часть изменений носит редакционный и технический характер.
 

Единый план

 
    Уже при составлении отчетности за 2016 год бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть следующие изменения в Едином плане счетов: