2 группа здоровья у ребенка

Содержание

Для детей младшего и дошкольного возраста существует 5 групп здоровья.

Здоровье детей оценивают по следующим показателям:

1. Особенности развития (генеалогический, биологический и социальный анамнез – данные, полученные при осмотре пациента).

2. Уровень физического и нервно-психического развития.

3. Степень сопротивляемости организма болезням.

4. Уровень функционального состояния основных систем организма.

5. Наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.

Учитывая каждый пункт, педиатр определяет группу здоровья ребенка и заносит ее в медицинскую карту.

«Группа здоровья» – условный термин. В медицинской практике он используется для составления планов мероприятий по оздоровлению и обучению детей. Для детей младшего и дошкольного возраста существует 5 таких групп.

В первую группу входят дети, у которых отсутствуют отклонения в состоянии здоровья. Физическое развитие таких малышей гармоничное и соответствует их возрасту, они редко болеют, болезни протекают легко.

Вторая группа включает детей, имеющих какие–либо функциональные нарушения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, нарушение осанки легкой степени, незначительный дефицит или избыток массы тела. Эти дети болеют до четырех раз в год.

К третьей группе здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (организм обеспечивает приспособление к изменениям вследствие заболевания).

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие).

К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. В эту группу также включают детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие ребята обычно не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля.

Группу здоровья ребенка необходимо знать инструкторам ЛФК, учителям физкультуры. В зависимости от нее школьнику подбираются подходящие физические нагрузки и определяется медицинская группа по физкультуре: основная, подготовительная и специальная.

К основной относятся ученики с абсолютным здоровьем. Они могут заниматься в различных кружках и секциях, участвовать в соревнованиях.

Вторая группа – практически здоровые дети, имеющие некоторые отклонения в здоровье и входящие в группу риска (например, с пищевой аллергией). Также сюда относят физически слабо подготовленных детей. Для таких ребят подходят упражнения с постепенным освоением программы.

В специальных медицинских группах занимаются дети с хроническими заболеваниями. Для них допустимы занятия ЛФК.

Группа здоровья ребенка может измениться со временем. Например, малыш болел дискинезией желчевыводящих путей. Если он прошел лечение, строго следовал всем указаниям, то спустя 2 года, после контрольного обследования, его могут снять с диспансерного учета и перевести в другую группу здоровья.

Дарья АНДРИАНОВА

Фото Виталия ГИЛЯ

1. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Лекция

2. По определению Всемирной организации здравоохранения,

здоровье – это состояние полного
телесного, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней и повреждений.
Сопоставляя разные термины, в
первую очередь – «здоровье» и
«состояние здоровья», следует
отметить, что последний термин шире,
он объединяет разные степени (уровни)
здоровья.

4. состояние здоровья

– это сложное собирательное понятие,
отражающее по совокупности
признаков его определенные уровни
Различают целый ряд показателей
состояния здоровья детей, которые в
основном можно разделить на две
большие группы:
демографические и клинические
Педиатрическая наука изучает
состояние здоровья с позиций
установления диагноза здоровья,
определения уровня здоровья каждому
ребенку индивидуально (Т.Я. Черток,
Р.В. Тонкова-Ямпольская, Ю.Е.
Вельтищев).

7. Выделяют

6 основных критериев здоровья,
необходимых для комплексной оценки
состояния здоровья детей раннего
возраста, а также методы их
определения и оценки.

8. Первый критерий

Наличие или отсутствие отклонений
в раннем онтогенезе ребенка,
генеалогическом и социальном
анамнезе

9. Особенности течения раннего онтогенеза

Течение раннего онтогенеза включает
сведения об антенатальном (раздельно о
течение 1-й и 2-й половины беременности),
интранатальном,
раннем неонатальном,
неонатальном и постнатальном периодах
развития ребенка, полученные из выписок
родильного дома и других медицинских
учреждений, а также бесед с родителями

10. Стигмы дизэмбриогенеза (малые аномалии развития)

Стигмы
Особенности формы черепа:
дизэмбриогенеза (малые
– брахицефалия (увеличение поперечного диаметра
черепа);аномалии развития)
– долихоцефалия (увеличение продольного диаметра
черепа);
– плагицефалия (уплощенный свод черепа);
– башенный череп;
– асимметричный череп;
– «ягодицеобразный» череп;
– выступающий затылок;
– другие особенности формы черепа.

11. Особенности строения глаз и лица:

Особенности строения глаз и
лица:
– микрофтальмия (малые размеры глазного
яблока);
– узкая глазная щель;
– эпикант (вертикальная полулунная кожная
складка, спускающаяся с верхнего века у
внутреннего края глаза);
– птоз (опущение верхнего века);
– гипертелоризм (широко расставленные
глаза);
– гипотелоризм (узко расставленные глаза);

12. Особенности строения глаз и лица:

Особенности строения глаз и
лица:
– монголоидный разрез глаз (приподнятые
наружные углы глазных щелей);
– антимонголоидный разрез глаз (опущенные
наружные углы глазных щелей);
– гетерохромия (различный цвет радужки
правого и левого глаза или неодинаковая
окраска участков радужки одного глаза);
– колобома радужки (дефекты тканей
радужки);
– другие особенности строения глаз;
– сросшиеся брови;

13. Особенности строения глаз и лица:

Особенности строения глаз и
лица:
– переносица запавшая;
– переносица выступающая;
– переносица широкая;
– прогнатизм (выступающая вперед верхняя челюсть);
– ретрогнатия (сдвиг верхней челюсти кзади);
– микрогнатия (малые размеры верхней челюсти);
– «рыбий (карпий)» рот;
– высокое нёбо;
– короткая уздечка;
– расщепление маленького язычка;
– короткое нёбо;
– искривление носовой перегородки;
– другие особенности строения носогубной области и рта.

14. Аномалии строения органов слуха:

Аномалии строения органов
слуха:
– гипоплазия отдельных структур раковины уха
(недоразвитие);
– гиперплазия отдельных структур раковины уха
(увеличение);
– примитивная форма раковин;
– низко расположенные уши;
– высоко расположенные уши;
– приросшая мочка;
– измененный противозавиток;
– «звериное» ухо;
– другие деформации раковины уха.

15. Особенности строения зубов:

Особенности строения зубов:
– диастема (чрезмерно широкие
промежутки между передними резцами
верхней челюсти);
– дисплазия (нарушение развития ткани
зубов);
– дистрофичные зубы (нарушение
питания тканей зубов);
– другие особенности строения зубов.

16. Особенности строения шеи:

Особенности строения шеи:
– короткая шея;
– крыловидные складки;
– очень длинная шея;
– другие особенности строения шеи.

17. Особенности строения грудной клетки и позвоночника:

Особенности строения грудной
клетки и позвоночника:
– короткое или длинное туловище;
– асимметричная грудная клетка;
– гипертелоризм сосков (широко отставленные друг
от друга);
– низкое расположение пупка;
– отсутствие мечевидного отростка;
– раздвоенный мечевидный отросток;
– расхождение прямых линий живота;
– широкое пупочное кольцо;
– другие особенности строения грудной клетки и
позвоночника.

18. Особенности строения конечностей:

Особенности строения
конечностей:
– брахидактилия (укорочение пальцев рук или ног);
– арахнодактилия (удлинение и утончение пальцев
рук или ног);
– синдактилия (полное или частичное сращение
пальцев кисти или стоп);
– полидактилия (увеличение числа пальцев на руках
или ногах);
– поперечная складка на ладони;
– клинодактилия (искривление или расположение
пальцев косо);
– искривление пальцев;
– короткий большой палец на руках;
– короткий большой палец на ногах;

19. Особенности строения конечностей:

Особенности строения
конечностей:
– укорочение мизинца;
– девиация мизинца (отклонение);
– 4-й палец короче 2-го;
– выступающая пятка;
– плоскопяточные стопы;
– птеродактилия (перепонки между пальцами);
– сандалевидная щель;
– двузубец на стопе;
– трезубец на стопе;
– другие особенности строения кисти и стопы.

20. Особенности развития мочеполовой системы:

Особенности развития
мочеполовой системы:
– крипторхизм
(отсутствие в мошонке
одного или обоих яичек);
– незаращение крайней плоти;
– увеличенный клитор;
– другие особенности развития
мочеполовой системы.

21. Генеалогический анамнез ребенка и его скрининговая оценка

Генеалогический анамнез
ребенка и его скрининговая
Генеалогический анализ проводится после
оценка
составления родословной. Родословная
должна содержать информацию о родственных
отношениях в семье, числе родственников в
каждом поколении, их возрасте, состоянии
здоровья и причинах смерти.
После составления родословной анализ
генеалогического анамнеза проводится в трех
основных направлениях:

22. Генеалогический анамнез ребенка и его скрининговая оценка

1) выявление моногенных и
хромосомных заболеваний;
2) количественная оценка
отягощенности генеалогического
анамнеза;
3) качественная оценка отягощенности
с выявлением предрасположенности к
тем или иным заболеваниям.

23. Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика

К диспансерной группе риска можно
также отнести наличие только таких
факторов риска, как отказ от ребенка,
лишение родительских прав, ребенокподкидыш, постоянное избиение
ребенка родителями, отсутствие у
семьи постоянного места жительства.

26. Полное исследование

первого критерия здоровья позволяет
выявить и оценить все имеющиеся
факторы риска в раннем онтогенезе
ребенка, а также осуществить по их
совокупности эффективный прогноз
последующего формирования здоровья
и дальнейшего развития ребенка.

27. I. Уровень физического развития и степень его гармоничности

Оценка физического развития
проводится с учетом общепризнанных
возрастных группировок и
использованием центильных таблиц.

28. Для оценки применяется следующая схема:

1) нормальное физическое развитие –
положение параметров длины тела в
центильных зонах 3–7 и массы тела – в зонах
3–6;
2) отклонение в физическом развитии –
положение результатов измерения в
центильной зоне 2 говорит о сниженном
показателе, в центильной зоне 1 – о низком, в
зоне 7 – о повышенном показателе, а в зоне 8
– о высоком

29. Уровень нервно-психического развития и степень его гармоничности

Уровень нервно-психического развития
оценивается по показателям нервнопсихического развития, разработанным
сотрудниками кафедры поликлинической
педиатрии РМАПО (Г.В. Пантюхина, К.Л.
Печора, Э.Л. Фрухт) с определением
группы развития или группы риска (К.Л.
Печора, Фрухт Э.Л.).

30. IV. Степень резистентности детского организма

Степень резистентности оценивается
по числу эпизодов острых заболеваний,
перенесенных ребенком в течение года,
предшествующего обследованию

31. резистентность детского организма

Оценка резистентности:
хорошая – число эпизодов острых заболеваний 0–3 в
течение года (Ir = 0–0,32);
сниженная – число эпизодов острых заболеваний 4–5
в течение года (Ir = 0,33-0,49);
низкая – число эпизодов острых заболеваний в
течение года – 6–7 (Ir = 0,5–0,6);
очень низкая – число эпизодов острых заболеваний 8
и более в течение года (Ir > 0,67).
Ребенок считается часто болеющим, если он в
течение года переносит 4 и более острых
заболеваний или его индекс резистентности
составляет 0,33 и выше.

33. V. Уровень функционального состояния организма ребенка

Этот критерий оценивается по данным
клинического осмотра, лабораторных и
инструментальных методов
исследования, на основании анализа
поведения, а также адаптационных
возможностей ребенка.

34. Поведение ребенка

Поведение ребенка
является важным индикатором ранних отклонений в
здоровье и развитии, еще не получивших
манифестное выражение. Показатели поведения,
выявленные Э.Л. Фрухт, следующие:
• эмоциональное состояние (для детей 1-го года
жизни) – положительное, отрицательное,
неустойчивое, малоэмоциональное;
• настроение (для детей 2–6 лет):
а) бодрое, жизнерадостное – положительно
относится к окружающим; охотно контактирует с
окружающими, с интересом активно играет;
дружелюбен, реакции

35. Поведение ребенка

Поведение ребенка
эмоционально окрашены, часто
(адекватно) улыбается, смеется; нет
страхов;
б) спокойное – положительно относится
к окружающим, менее контактирует с
окружающими по своей инициативе,
чем при бодром состоянии; спокоен,
активен; реакции менее окрашены
эмоционально;

36. Поведение ребенка

Поведение ребенка
в) раздражительное, возбужденное –
плаксивость, раздражительность;
неадекватно относится к окружающим;
может быть бездеятелен или
деятельность неустойчива; может
вступать в конфликты, наблюдаются
аффективные вспышки возбуждения,
озлобленность, крик, резкое
покраснение или побледнение в острые
эмоциональные моменты;

37. Поведение ребенка

Поведение ребенка
г) подавленное – вял, бездеятелен,
пассивен, неконтактен, замкнут, грустен,
может тихо (громко) плакать;
д) неустойчивое – может быть весел,
засмеяться и быстро заплакать,
вступать в конфликты, быть замкнутым,
быстро переходить от одного
настроения к другому;

38. засыпание

– спокойное, быстрое, длительное,
беспокойное, с воздействием на
ребенка, сочетание всех (многих) форм
нарушения засыпания;

39. сон

(дневной – ночной) – глубокий,
неглубокий, спокойный, беспокойный,
прерывистый, длительный
(соответствующий возрасту),
укороченный, чрезмерно длительный, с
воздействиями, сочетание всех (многих)
форм нарушения сна;

40. аппетит

– хороший, неустойчивый, плохой,
избирательный, повышенный;
поведение во время приема пищи – отказ от
пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест
медленно, набирает в рот и не жует, не умеет
жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест
через силу, ест с жадностью, оставляет
(недоедает всегда), сочетание нескольких
форм нарушения аппетита;

41. характер бодрствования

характер бодрствования
– активный, малоактивный, пассивный

42. взаимоотношения со взрослыми

взаимоотношения со взрослыми
– положительные, отрицательные,
отсутствие взаимоотношений,
инициативные, ответные,
неустойчивые, сочетание нескольких
форм;

43. взаимоотношения с детьми

взаимоотношения с детьми
– положительные, отрицательные,
отсутствие взаимоотношений,
инициативные, ответные,
неустойчивые, сочетание нескольких
форм;

44. отрицательные привычки

отрицательные привычки
(автоматизм, стереотипы) – нет
отрицательных привычек; сосет
пустышку, палец, язык, губу, одежду,
раскачивается, выдергивает, крутит
волосы, шмыгает носом, наморщивает
лоб или нос, часто моргает, онанирует и
др., агрессивен – кусается, царапается,
дерется и др., сочетание нескольких
форм

45. другие индивидуальные особенности

другие индивидуальные
особенности
– контактен, доброжелателен, груб, жесток,
ласков, навязчив, любознателен, очень
интересуется окружающими, не интересуется
окружающими, инициативен, деятелен, легко
обучаем, необучаем, нелюбознателен,
безынициативен, двигательно расторможен,
заторможен, подвижен, уравновешен,
медлителен, вынослив, легко утомляем,
долго убирает игрушки, долго одевается,
боится темноты, животных, неизвестности и
пр., сочетание нескольких форм.

46. Оценка поведения и выделение групп риска

Без отклонений.
Незначительные отклонения (группа внимания) –
отклонение по одному показателю.
Умеренные отклонения (группы риска) – отклонения
в поведении по двум-трем показателям.
Выраженные отклонения (группа высокого риска) –
отклонения в поведении по четырем-пяти
показателям.
Значительные отклонения (диспансерная группа
риска) – отклонения в поведении по шести и более
показателям.

47. Адаптационные возможности

детей раннего возраста можно оценить по
особенностям течения адаптации к
изменившимся микросоциальным условиям,
в частности, к поступлению в дом ребенка.
Выраженность, полиморфизм и цикличность
клинических проявлений у детей первых лет
жизни позволяют расценить ее как
«адаптационную болезнь» (по данным З.С.
Макаровой).

48. Классификация адаптации

По типу
1. Функциональные нарушения центральной
нервной системы (отклонения в поведении и
соматовегетативные отклонения).
2. Снижение резистентности (повторные
острые заболевания и соматовегетативные
отклонения).
3. Смешанный тип (отклонения в поведении,
повторные острые заболевания и
соматовегетативные отклонения).

49. По течению

1. Острое (до 30 дней).
2. Подострое (30-120 дней).
3. Рецидивирующее (в течение года
отмечаются периоды улучшения,
чередующиеся с возобновлением
прежней клинической симптоматики).

50. По тяжести

1. Легкая (незначительные отклонения в поведении,
отсутствие острых заболеваний или редкие, без
осложнений, Iоз = 0 – 0,4; отсутствие
соматовегетативных отклонений).
2. Средней тяжести (выраженные отклонения в
поведении. Но не требующие медикаментозной
коррекции; повторные острые заболевания без
осложнений I = 0,5 – 0,9; небольшие
соматовегетативные отклонения).
3. Тяжелая (выраженные отклонения в поведении,
требующие медикаментозной коррекции,
консультации у психоневролога; частые острые
заболевания с осложнениями, Iоз =1,0 – 1,75;
выраженные соматовегетативные отклонения).

51. Стадии адаптации

1. Выраженные клинические
проявления (острый период).
2. Обратное развитие симптомов.
3. Адаптированность.
VI. Наличие или отсутствие
хронических заболеваний,
врожденных пороков развития,
функциональных или
морфофункциональных отклонений
в состоянии здоровья
Критерий оценивается по результатам
клинических осмотров педиатра,
заключений специалистов, а также
дополнительных лабораторных и
инструментальных методов
исследования.

54. Группы здоровья

I группа здоровья – здоровые дети, не

имеющие отклонений ни по одному из шести
основных критериев здоровья;
IIА группа здоровья – дети, имеющие
отклонения только по первому
(обусловливающему здоровье) критерию
здоровья (дизонтогенетические нарушения,
отягощенность генеалогического и/или
социального анамнеза); в качестве маркера
может выступать превышение порога малых
аномалий развития;

55. IIБ группа здоровья

IIБ группа здоровья
– дети с функциональными и
морфофункциональными отклонениями
в состоянии здоровья, не имеющими
выраженных клинических проявлений, с
сохранением или небольшим
снижением компенсаторных и
адаптационных возможностей

56. IIБ группа здоровья

IIБ группа здоровья
• функциональный сердечный шум;
• дисбактериоз кишечника в стадии компенсации или
субкомпенсации (I, II степень);
• рахит I степени, начальные проявления;
• аномалии конституции (диатезы);
• незначительные проявления пищевой,
лекарственной аллергии;
• аденоиды I степени; гипертрофия миндалин I–II
степени;
• перинатальная энцефалопатия без выраженных
клинических проявлений и т. д.

57. IIБ группа здоровья

IIБ группа здоровья
• снижение резистентности с увеличением
числа эпизодов острых заболеваний в
течение года до 4–7 (Ir = 0,33 – 0,6);
• снижение адаптационных возможностей с
развитием адаптационной болезни,
протекающей в среднетяжелой форме;
• наличие отклонений в физическом развитии:
повышенная (центильная зона 7) или
сниженная (центильная зона 2) масса тела;
сниженная длина тела (центильная зона 2);

58. IIБ группа здоровья

IIБ группа здоровья
• наличие отклонений в нервно-психическом
развитии (отставание в развитии на один
эпикризный срок – II группа развития;
высокое развитие – опережение в развитии
более чем на два эпикризных срока);
• незначительные или умеренные отклонения
в поведении;
• преданемические состояния (снижение
гемоглобина до нижних границ нормы);

59. IIВ группа здоровья

IIВ группа здоровья
– дети с функциональными и морфофункциональными отклонениями в состоянии
здоровья, сопровождающимися манифестными
клиническими проявлениями, снижением
компенсаторных и адаптационных возможностей.
Например:
• снижение резистентности с увеличением числа
эпизодов острых заболеваний до 8 и более в течение
года(Ir = 0,67 и выше);
• снижение адаптационных возможностей с развитием
адаптационной болезни, протекающей в тяжелой
форме, а также имеющей рецидивирующее течение;

60. IIВ группа здоровья

IIВ группа здоровья
• анемия легкой степени;
• малые аномалии сердца (открытое овальное окно,
аномально расположенная хорда);
• дисбактериоз кишечника в стадии декомпенсации
(II, III степень);
• рахит I–II степени;
• проявления пищевой, лекарственной аллергии,
сохраняющиеся в течение длительного времени (1–2
года);
• аденоиды I–II, II степени без явлений аденоидита,
гипертрофия миндалин II, II–III степени;
• перинатальная энцефалопатия с манифестными
клиническими проявлениями и т. д.

61. IIВ группа здоровья

IIВ группа здоровья
• наличие отклонений в физическом развитии:
высокая (центильная зона 8) или низкая (центильная
зона 1) масса тела; высокая (центильная зона 8) или
низкая (центильная зона 1) длина тела (при
отсутствии эндокринной патологии);
• наличие отклонений в нервно-психическом развитии
(отставание в развитии на 2 и более эпикризных
срока – группа развития 3–4);
• выраженные или значительные отклонения в
поведении, развитие невротических или
неврозоподобных нарушений (страхи, патологические
привычные действия, энурез, тики и т. д.);

Группы здоровья в структуре комплексной оценки состояния здоровья детей.

Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,

III критерий – уровень нервно–психического развития,

IV критерий – резистентность организма,

V критерий – функциональное состояние органов и систем,

VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A «угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа «риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

— ребенок от многоплодной беременности,

— недоношенность, переношенность, незрелость,

— перинатальное поражение ЦНС,

— внутриутробное инфицирование,

— низкая масса тела при рождении,

— избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

— гипотрофия 1-й ст.,

— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

— тимомегалия,

— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,

— вираж туберкулиновых проб,

— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

— состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

  • Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья
  • Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения
  • Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков

    Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

    Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

    Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

    Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

    Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

    Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

    Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

    Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

    В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

    Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

    Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

    В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

    Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

    1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

    2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

    3) уровень функционального состояния основных систем организма;

    4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

    В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

    В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

    I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

    В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

    II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

    Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

    Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

    Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

    Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

    В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

    В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

    III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

    В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

    IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

    V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

    При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

    Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

    Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

    1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

    2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

    3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

    4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

    5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

    Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения

    Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. Общественное здоровье – это не только медицинское понятие, а в значительной степени – общественная, социальная и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни населения.

    В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

    1) медико-демографические;

    2) физическое развитие;

    3) распределение детей по группам здоровья;

    4) заболеваемость;

    5) данные об инвалидности.

    К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

    1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства;

    2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

    3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения; может выражаться абсолютным числом как разность между числом родившихся и числом умерших за год, или рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности;

    4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент. Показатель средней продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности;

    5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

    Следующим показателем, характеризующим состояние детской популяции, является физическое развитие.

    Физическое развитие является одним из объективных и информативных показателей состояния здоровья детского населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность и др.).

    Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического созревания (биологический возраст). Анализ физического развития дает возможность судить о темпах биологического созревания и гармоничности морфофункционального статуса, как отдельного индивидуума, так и детской популяции в целом.

    Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

    1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

    2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

    3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).

    Все вышеперечисленные факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но и в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится ребенок, во многом формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

    Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей и подростков в России являются составной частью государственной системы медицинского контроля состояния здоровья подрастающего поколения.

    Алгоритм такого наблюдения включает в себя антропометрию, соматоскопию, физиометрию и стандартизованную оценку полученных данных.

    Распределение детей по группам здоровья используется в качестве четкой характеристики здоровья детской популяции, как показатель санитарного благополучия. По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей в рассматриваемой популяции относятся ко II—III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.

    Определение критериев, характеризующих и обусловливающих распределение детей и подростков по группам здоровья, осуществляется с учетом так называемых определяющих признаков здоровья, которые рассматривались ранее.

    Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).

    При изучении заболеваемости необходимо пользоваться единой методологической основой, включающей правильное применение терминов и одинаковое их понимание, унифицированную систему учета, сбора и анализа информации. Источником получения информации о заболеваемости являются данные по обращаемости за медицинской помощью, данные медицинских осмотров, данные о причинах смерти.

    Для изучения и характеристики заболеваемости детей выделяют 3 понятия: собственно заболеваемость, распространенность заболеваний и патологическую пораженность.

    Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.

    Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.

    Между этими двумя понятиями есть существенные различия, знать которые необходимо для правильного анализа результатов. Собственно заболеваемость – показатель, более чутко реагирующий на изменения условий среды в изучаемый календарный год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить более правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение. Показатель же болезненности более устойчив по отношению к различным влияниям среды, и его возрастание не означает отрицательных сдвигов в состоянии здоровья детского населения. Это возрастание может быть обусловлено улучшением лечения больных детей и продления их жизни, что приводит к «накоплению» контингентов детей, состоящих на диспансерном учете.

    Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно, и не болевших в календарном году ни разу.

    Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

    Количество длительно болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.

    Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах, к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».

    Патологическая пораженность – совокупность выявленных при медицинских осмотрах заболеваний, а также морфологических или функциональных отклонений, преморбидных форм и состояний, которые в дальнейшем могут обусловить болезнь, но к моменту обследования еще не вынуждают их носителя обращаться за медицинской помощью.

    Рост распространенности тяжелых форм патологии во многом обусловливает рост частоты детской инвалидности.

    5. Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

    За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 на 10 000 детского населения. При этом более 65 % инвалидов – это дети подросткового возраста (10—17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7 %).

    Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

    В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

    Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

    1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

    2) образ жизни;

    3) состояние окружающей среды.

    Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

    По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

    На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

    1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

    2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

    3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

    При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

    В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

    Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

    Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

    Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

    Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

    Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.