162 НК РФ

СТ 155 НК РФ.

1. При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров
(работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от
налогообложения в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса), или при переходе указанного
требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных
товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 настоящего Кодекса,
если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования,
вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного
требования к другому лицу на основании закона определяется как сумма превышения суммы дохода,
полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного
требования, права по которому уступлены.

2. Налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование,
вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения
сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при
прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного
требования.

3. При передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками
долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или
жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между
стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на
приобретение указанных прав.

4. При приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база определяется как
сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над
суммой расходов на приобретение указанного требования.

5. При передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая
база определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 155 Налогового кодекса

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 НК РФ.

При этом абзац 2 пункта 1 статьи 155 НК РФ устанавливает, что при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

Однако до принятия Закона N 245-ФЗ НК РФ не давал ответа на вопрос, как определять налоговую базу при уступке первоначальным кредитором права требования.

Важно!

В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» дается следующее важное разъяснение: по смыслу положений абзаца первого пункта 1 статьи 155 НК РФ установленный главой 21 Кодекса порядок обложения налогом операций по реализации товаров (работ, услуг) сохраняется и в том случае, если одна из сторон договора реализации уступает вытекающее из такого договора денежное требование третьему лицу, получая тем самым удовлетворение этого требования из иного источника, чем контрагент по договору.

В связи с этим уступка покупателем требования о возврате денежных средств, уплаченных продавцу в счет предстоящей передачи товаров (работ, услуг), например из-за расторжения договора или признания его недействительным, не может облагаться налогом, поскольку сама операция по возврату продавцом полученных в порядке предоплаты денежных средств не подлежала налогообложению.

В то же время при последующей уступке указанного денежного требования цессионарием, не являвшимся стороной договора реализации товаров (работ, услуг), такая операция подлежит налогообложению по правилам, установленным пунктом 2 статьи 155 НК РФ.

Минфин России по названному вопросу отмечал, что налоговая база в таком случае определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 153 НК РФ, то есть по общим правилам.

Минфин России в письме от 24.10.2011 N 03-07-11/286 информирует, что поскольку до 1 октября 2011 г. особенности определения налоговой базы при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, указанной статьей 155 НК РФ установлены не были, налоговую базу по передаваемым имущественным правам следовало определять в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 153 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных имущественных прав.

Причем арбитражные суды указанную точку зрения не разделяли, отмечая, что при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), налоговая база по НДС законом не установлена, первоначальная уступка прав требований, связанных с исполнением договоров по реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), не является налогооблагаемой реализацией имущественных прав, налогообложению НДС подлежат только операции по реализации товаров (работ, услуг) (Постановления ФАС Московского округа от 04.10.2011 N А40-2230/11-107-11, ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2011 N А56-52065/2010).

Суды при рассмотрении конкретных споров, возникающих между плательщиками НДС и налоговыми органами, дают толкование положениям законодательства о налогах и сборах.

Так, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2014 N А56-72308/2012 было удовлетворено требование истца о признании недействительным решения налогового органа о доначислении НДС в связи с невключением в налоговую базу операции по переуступке права требования.

Налоговый орган считает, что судами не учтено разделение законодателем для целей налогообложения налоговых последствий сделок по уступке для первоначального кредитора, нового кредитора и кредитора, приобретшего права у третьих лиц, закрепленное в положениях статьи 155 НК РФ.

Суд указал, что из данной нормы (пункта 1 статьи 155 НК РФ) следует, что налоговая база и, соответственно, объект налогообложения возникают в случае передачи налогоплательщиком требования, выраженного в праве получить определенное вознаграждение за реализованные товары, работы, услуги, то есть денежного требования.

Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Кроме того, в связи с формулировкой пункта 2 статьи 155 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 245-ФЗ) возникали вопросы, облагаются ли налогом на добавленную стоимость операции по уступке требования по сделкам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащим налогообложению на основании статьи 149 НК РФ.

Согласно позиции Минфина России такие операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.

В письме от 27.08.2010 N 03-07-05/33 Минфин России информирует, что пунктом 2 статьи 155 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы новым кредитором, получившим денежное требование, только в отношении договоров по реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Поэтому при получении новым кредитором дохода в виде превышения суммы средств, поступающих в погашение задолженности, над суммой расходов на приобретение непосредственно у поставщика товаров (работ, услуг) права требования по договорам, в основе которых имелись операции, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, налог не уплачивается.

Новая формулировка пункта 2 статьи 155 НК РФ при характеристике реализации товаров (работ, услуг) не ставит операции по их реализации в зависимость от обложения налогом на добавленную стоимость.

Внимание!

При применении положений статьи 155 НК РФ могут возникнуть проблемы с верной квалификацией сложившихся правоотношений.

Пример.

Налогоплательщиком заключен предварительный договор, по условиям которого организация-застройщик обязуется заключить с налогоплательщиком основной договор купли-продажи квартиры после окончания строительства и приемки дома в эксплуатацию. При этом по условиям предварительного договора налогоплательщик обязуется оплатить организации-застройщику стоимость квартиры до подписания основного договора купли-продажи. До подписания основного договора купли-продажи квартиры налогоплательщик должен оплатить организации-застройщику стоимость квартиры.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 если сторонами заключен договор, поименованный ими как предварительный, в соответствии с которым они обязуются заключить в будущем на предусмотренных им условиях основной договор о продаже недвижимого имущества, которое будет создано или приобретено в последующем, но при этом предварительный договор устанавливает обязанность приобретателя имущества до заключения основного договора уплатить цену недвижимого имущества или существенную ее часть, суды должны квалифицировать его как договор купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием о предварительной оплате.

В связи с этим в случае, если налогоплательщик оплатил организации-застройщику стоимость квартиры и у него возникает на нее право требования, то при уступке налогоплательщиком другому лицу прав по предварительному договору, заключенному налогоплательщиком с организацией-застройщиком, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость налогоплательщику следует определять в порядке, установленном вышеуказанным пунктом 3 статьи 155 НК РФ, а не пунктом 5 статьи 155 НК РФ (на основе письма Минфина России от 12.04.2013 N 03-07-14/12352).

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.

Официальная позиция.

Так, в письме ФНС России от 27.06.2014 N ГД-4-3/12291 «По вопросу определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения» разъясняется, что при отсутствии специального порядка определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения НДС следует исчислять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 155 НК РФ, то есть с разницы между ценой реализации имущественных прав с учетом налога и ценой их приобретения.

В письме Минфина России от 12.04.2013 N 03-07-14/12352 рассмотрен вопрос о порядке исчисления НДС при уступке прав по предварительному договору, заключенному с организацией-застройщиком, если налогоплательщик оплатил стоимость квартиры до подписания основного договора купли-продажи. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

Как следует из письма, налогоплательщиком заключен предварительный договор, по условиям которого организация-застройщик обязуется заключить с налогоплательщиком основной договор купли-продажи квартиры после окончания строительства и приемки дома в эксплуатацию. При этом по условиям предварительного договора налогоплательщик обязуется оплатить организации-застройщику стоимость квартиры до подписания основного договора купли-продажи.

До подписания основного договора купли-продажи квартиры налогоплательщик должен оплатить организации-застройщику стоимость квартиры.

В случае если налогоплательщик оплатил организации-застройщику стоимость квартиры и у него возникает на нее право требования, то при уступке налогоплательщиком другому лицу прав по предварительному договору, заключенному налогоплательщиком с организацией-застройщиком, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость налогоплательщику следует определять в порядке, установленном вышеуказанным пунктом 3 статьи 155 НК РФ, а не пунктом 5 статьи 155 НК РФ.

Пример из судебной практики.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.10.2014 N Ф06-15618/2013 по делу N А65-27979/2013 было удовлетворено требование истца о признании недействительным решения налогового органа. Основанием для обращения в суд послужило доначисление истцу налоговым органом НДС, полагая, что налогоплательщиком неправомерно заявлены налоговые вычеты по сумме входного налога, предъявленного ему продавцом при приобретении имущественных прав.

Суд указал, что довод заявителя жалобы (налогового органа) со ссылкой на пункт 3 статьи 155 НК РФ о том, что входной налог на добавленную стоимость в данном случае относится к затратам на покупку долга и, соответственно, при исчислении обществом налоговой базы данная сумма должна учитываться в составе расходов, то есть вычитаться из доходов и при уступке прав требования кредитор не вправе принять к вычету налог, предъявленный первоначальным кредитором, подлежит отклонению как основанный на ошибочном применении норм налогового законодательства. Положения статьи 170 НК РФ к рассматриваемой ситуации не применяются. Кроме того, претензий инспекции к определению заявителем налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не имеется.

Внимание!

Положения пункта 4 статьи 155 НК РФ, устанавливая особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав, в случае, если НК РФ не установлено исключений, предусматривают порядок определения налоговой базы в виде разницы между суммой дохода, полученной при уступке права, и расходами на приобретение указанного права.

Между тем в целях применения статьи 155 НК РФ понятие расходов не определено.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу подпункта 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ, предусматривающей особенности определения расходов при реализации имущественных прав, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением.

Из анализа норм главы 25, а также статьи 155 НК РФ следует, таким образом, что к расходам относятся обоснованные и документально подтвержденные затраты на приобретение (связанные с приобретением) имущественных прав (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2013 N А82-9316/2012).

1. Налогоплательщик (налоговый агент) при предъявлении должностными лицами налогового органа предписания, а также служебных удостоверений либо идентификационных карт обязан обеспечить доступ этих должностных лиц и должностных лиц иных государственных органов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки, на территорию и (или) в помещение (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

2. Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и (или) в помещение налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законодательством Республики Казахстан они необходимы.

3. Налогоплательщик (налоговый агент) вправе отказать должностным лицам налоговых органов и должностным лицам иных государственных органов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки, в доступе на территорию и (или) в помещение налогоплательщика (налогового агента) в следующих случаях:

1) должностными лицами не предъявлены предписание и (или) служебные удостоверения либо идентификационные карты;

2) должностные лица не указаны в предписании;

3) должностные лица не имеют специального допуска на территорию и (или) в помещение налогоплательщика (налогового агента), если такой допуск необходим в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. В случае необоснованного отказа и (или) воспрепятствования налогоплательщика (налогового агента) доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, и должностных лиц иных государственных органов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки, на территорию и (или) в помещение налогоплательщика (налогового агента) составляется акт о недопуске.

5. Акт о недопуске подписывается должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, и налогоплательщиком (налоговым агентом).

При отказе от подписания указанного акта налогоплательщик (налоговый агент) обязан дать письменное объяснение о причине отказа.

В случае отказа налогоплательщика (налогового агента) от подписания акта о недопуске должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, делает об этом соответствующую запись в указанном акте. При этом указанный акт подписывается также привлеченными понятыми в порядке, определенном настоящим Кодексом.

Сноска. Статья 154 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.11.2019 № 273-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 30.01.2020 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г.

№ 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно по вопросам применения налога на добавленную стоимость при получении организацией субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации рекомендуем руководствоваться следующим.

Согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

При получении субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение уже понесенных налогоплательщиком затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Одновременно обращаем внимание, что Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» в пункт 2.1 и подпункт 6 пункта 3 статьи 170 внесены изменения, согласно которым налогоплательщики налога на добавленную стоимость имеют право принимать к вычету (не восстанавливать) суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет полученных с 01.01.2019 из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, если документами о предоставлении указанных бюджетных средств предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость.

Что касается получения налогоплательщиком субсидий в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то в случае получения таких субсидий налог на добавленную стоимость исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.

По вопросу применения налога на прибыль организаций сообщаем, что для целей налогообложения прибыли организаций средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Субсидии, полученные унитарными предприятиями, к средствам целевого финансирования не отнесены.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ в составе доходов унитарного предприятия при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества (за исключением денежных средств), которое безвозмездно получено унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Порядок признания полученных денежных средств в составе доходов аналогичен порядку признания в доходах субсидий, предусмотренному пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

Таким образом, субсидии, полученные унитарным предприятием безвозмездно от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по мере осуществления и признания расходов, произведенных за счет данных субсидий или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете, как это предусмотрено пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

Заместитель директора Департамента А.А. СМИРНОВ

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • облагаются НДС по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ);
  • не облагаются НДС (статья 149, пункт 2 статьи 146 НК РФ);
  • реализованы за пределами РФ (статьи 147 и 148 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 № 03-07-08/243);
  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

Как определяется налоговая база по НДС при реализации газа для бытовых нужд, если у граждан нет приборов учёта?

Реализация природного газа с целью обеспечения коммунально-бытовых нужд населения признаётся по НК РФ объектом налогообложения НДС. Налоговая база при реализации товаров (услуг или работ) складывается из стоимости этих товаров (стоимость учитывается исходя из рыночных цен по ст 105.3 НК РФ) с учётом акцизов (если они предусмотрены) и без учёта налога. Гражданин, как сторона договора энергоснабжения, вправе использовать столько энергии, сколько ему необходимо. Согласно Жилищному кодексу плата за коммунальные услуги при отсутствии приборов учёта рассчитывается исходя из нормативов. Эти нормативы утверждаются на уровне субъектов федерации местными властями в установленном правительством порядке. Продавая гражданам природный газ и отчисляя при этом НДС в государственный бюджет, снабжающая компания имеет право на налоговый вычет. Причём это относится и к продаже газа гражданам, не имеющим приборов учёта. Эти граждане оплачивают газ согласно нормативам, установленным законодательно. Налоговая база по НДС не включает в себя разницу в стоимости газа, которая образуется от того, что граждане не имеют счётчиков и оплачивают газ по нормативу. Основная проблема для налогоплательщика — газоснабжающей компании может заключаться в том, что по факту граждане, оплачивающие газ по нормативам, потребляют его в большем количестве, чем платят за него. Так можно ли учесть при налогообложении факт того, что часть имущества компании (газа) списывается просто так (без оплаты), то есть выбывает из собственности? Согласно позиции Высшего Арбитражного суда, выбытие имущества по независящим от воли и действий налогоплательщика причинам не учитывается при формировании налоговой базы. Это значит, что выданный свыше нормы газ, можно налогом не облагать. Но для этого газовой компании нужно обязательно зафиксировать факт списания газа и то, что произошло это именно по независящим от неё обстоятельствам, без передачи газа третьим лицам. Наличие оснований для уменьшения объема налоговой базы нужно доказывать. Суды при этом учитывают характер деятельности плательщика налога, принимают во внимание объем и частоту списания газа и другие обстоятельства, оценивают возражения налогового органа, который скорее всего поставит под сомнение списание газа по указанной причине. Если судом будет признан факт списания газа по независящим от газоснабжающей компании причинам, то НДС компания будет исчислять по правилу п 2 ст 154 НК РФ. То есть как при безвозмездной передаче имущества. Таким образом, если у граждан, потребляющих газ, нет счётчиков, то снабжающая компания исчисляет налоговую базу и применяет налоговые вычеты в том же порядке, как и при наличии приборов учёта — исходя из стоимости фактически списанного газа. Если же газовая компания посчитает справедливым уменьшение налоговой базы за счёт потребляемого гражданами свыше нормы газа, то своё право на это предстоит отстаивать в суде.

Каким образом облагается НДС передача товаров, услуг или работ покупателю в качестве бонуса?

По этому поводу существует две точки зрения. Передача товара безвозмездно, то есть в качестве бонуса, признаётся НК РФ его реализацией и также как и продажа облагается налогом. Налоговая база по НДС при безвозмездной передаче товаров, услуг и работ определяется в таком же порядке как и при продаже: как их стоимость с учетом акцизов (при наличии) и без учёта налога. Однако ВАС РФ высказывает позицию, что товары, работы или услуги, переданные как бонус, можно исключить из налогооблагаемой базы, если удастся доказать, что их стоимость была включена в цену основного товара, основной работы или услуги. В таком случае получится, что уже исчисленный по основной операции налог включает в себя последующий бонус, а, значит, бонус налогом можно не облагать. Вторая позиция заключается в том, что бонусы облагаются НДС как безвозмездная реализация, без каких-либо оговорок. Стоимость бесплатно переданного товара или бесплатно оказанной услуги включается продавцом в налоговую базу в том периоде, когда состоялась передача такого товара, либо была оказана такая услуга.

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
    • Глава 21. Налог на добавленную стоимость

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;

которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;

которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 255-ФЗ)

2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.11.2007 N 284-ФЗ, от 03.08.2018 N 303-ФЗ)

2.1. Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)

5.1. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 04.12.2008 N 251-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 242-ФЗ)

При реализации базисного актива производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ)

При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 242-ФЗ)

В целях настоящей главы под спецификацией производного финансового инструмента понимается документ биржи, определяющий условия производного финансового инструмента.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

(п. 7 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

8. В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 — 162 настоящей главы.

9. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 04.11.2007 N 255-ФЗ.

10. Изменение в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

Изменение в сторону увеличения стоимости (с учетом налога) отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае увеличения цены и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, учитывается налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при определении налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(п. 10 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ)

11. При реализации материальных ценностей, приобретенных ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей государственного материального резерва при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей.

(п. 11 введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 316-ФЗ)

Комментарий к статье.

1. В комментируемой статье приведена классификация сделок, основанием которой является число участников сделки. Строго говоря, все сделки допустимо делить на односторонние и многосторонние, а двусторонние сделки являются всего лишь разновидностью многосторонних (мало чем выделяясь в правовом смысле), но законодатель решил ограничиться перечислением, а не более четкой с точки зрения логики формулировкой.

2. Всякая двусторонняя или многосторонняя сделка есть договор (о понятии договора см. комментарий к ст. 420 ГК РФ). Но в гражданском обороте нередки и односторонние сделки, определение которым дано в п. 2 комментируемой статьи. Для совершения односторонней сделки необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. При этом данное выражение будет признано сделкой, если соответствующее условие содержится в законе (ГК РФ или ином федеральном законе, регулирующем гражданско-правовые отношения), ином правовом акте (подразумеваются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов государственной власти, содержащие нормы гражданско-правового характера) или соглашении сторон (например, стороны могут договориться об определенном способе одностороннего отказа от дальнейшего исполнения договора, в этом случае такое действие со стороны участника договора будет именно односторонней сделкой).

Примерами односторонних сделок могут служить завещания.

3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи, для заключения договора необходимо согласование воль участников сделки. Большинство договоров, поименованных в ГК РФ, предполагает наличие двух сторон, некоторые (такие как договор простого товарищества) — наличие более чем двух сторон. В любом случае законодатель требует, чтобы предмет договора был однозначно определен. Это является существенным условием всякого договора, при его несоблюдении договор считается незаключенным, т.е. не порождающим правовых последствий, кроме тех, что следуют из его недействительности.

4. Судебная практика: Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 51).

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территор… (в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ) Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и ины… 238 2-27-2019 Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Рос… (в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ) 1. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в… 212 2-27-2019 Статья 152. Утратила силу Статья 152. Утратила силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ. 256 2-27-2019 Статья 153. Налоговая база 1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализац… 241 2-27-2019