10 экономических законов

Когда отечественные чиновники делают какие-то громкие заявления, складывается впечатление, что одновременно они отключают логику. Уточню, экономическую логику.

Так, на прошлой неделе министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова в интервью журналистам заявила, что Евразийский экономический союз может привести к повышению заработной платы казахстанских работников.

«У них (Российской Федерации и Республики Беларусь) уровень заработной платы выше, и это где-то даже повлияет на наш рынок в части повышения заработной платы наших работников, чтобы у нас утечки мозгов не было», — сказала министр, отвечая на вопросы журналистов, ожидает ли она приток мигрантов с началом работы Евразийского экономического союза.

Она также сказала, что не ожидает большого потока мигрантов из Армении, так как эта страна, по ее словам, от Казахстана географически далека.

«А если туда (в ЕАЭС) будет включен и Кыргызстан, наверное, эти вопросы будут, но мы сейчас как раз таки вносим новый законопроект, где будут соответственные ограничители в отношении защиты национального рынка», — сказала Тамара Дуйсенова после заседания в мажилисе парламента, которое было посвящено вопросам привлечения иностранной рабочей силы.

А мы пойдем… на юг

Чтобы понять, почему возможный рост зарплат в Казахстане в рамках Евразийского экономического союза, тема не самая оптимистическая, достаточно взглянуть на нашего южного соседа – Узбекистан.

В силу того, что в Узбекистане довольно сильное централизованное управления практически всеми процессами, протекающими внутри страны, все здесь решается на уровне главы государства. Как и у нас, в Казахстане, именно президент регулярно, несколько раз в год, своим указом повышает заработную плату бюджетникам. Естественно, вслед за бюджетной сферой зарплату повышает и частный сектор.

Но это лишь технические нюансы. Главное заключается в том, что любой рост зарплаты в Узбекистане сопровождается одновременным ростом тарифов на коммунальные услуги и потребительских цен на внутреннем рынке. Рынок уже приспособился к этому весьма устойчивому тренду, и поэтому несколько раз в году реагирует одинаково – ростом цен.

Поэтому, когда в Узбекистане громогласно заявляют об очередном повышении зарплат, пособий и пенсий, сразу хочется узнать, как на это отреагировал внутренний потребительский рынок. И, как правило, рост тарифов и цен никогда не бывает ниже роста зарплат, пособий и пенсий.

Почему?

Если следовать экономическим законам, то любой реальный рост зарплат должен сопровождаться ростом производительности труда или эффективности производства. В случае если две эти составляющие не растут, рост зарплат будет съеден инфляцией.

Так оно там и происходит.

Так должно произойти и в Казахстане, если Тамара Дуйсенова все правильно рассчитала.

Нужно ли это нам?

В принципе, рост зарплат и в Казахстане сопровождался ростом инфляции. Просто на примере Узбекистана это видно невооруженным глазом, у нас, в Казахстане, с этим сложнее. Быть может, казахстанские власти научились громко заявлять о росте зарплат и одновременно плохо показывать инфляционный всплеск.

Возможно, и научились.

Но тогда возникает вопрос: нужен ли Казахстану возможный рост зарплат из-за вхождения страны в Евразийский экономический союз, если он будет сопровождаться высокой инфляцией?

Прежде чем ответить на него, давайте вспомним заявление председателя правления Сбербанка России Германа Грефа в Москве на инвестиционном форуме «Россия зовет!»

Тогда он раскритиковал федеральные целевые программы, куда ушли колоссальные средства без реальных перспектив получить отдачу. И довольно четко сказал, что развалу СССР способствовало незнание экономики советскими руководителями. «Советский Союз половину потребляемого зерна ввозил. Всю нефть продавал за то, чтобы купить зерно в США и ввезти его обратно. Мы сегодня завозим почти все», — заявил Герман Греф. И продолжил: «Экономические законы — мы думаем, что они носят какой-то резиновый характер, и их можно натянуть на все, что хочешь. Но так не бывает».

И вот теперь давайте попробуем понять, чем неэффективность в России отличается от неэффективности в Казахстане. Ничем. У нас тоже колоссальные деньги ушли на госпрограммы, а на выходе или полный ноль, или невнятные проекты, которые почему-то никак не запускаются. И у нас тоже, как и в России, никто не хочет учитывать экономические законы. Например, когда акимы подписывают меморандумы с торговыми сетями о неповышении розничных цен.

Или когда министр Тамара Дуйсенова шлет обществу ложный сигнал: как заработает Евразийский экономический союз, так сразу и зарплаты вырастут.

Нужен ли…

На самом деле, нужен ли Казахстану рост зарплат до уровня российских или белорусских? Ведь, на самом деле очевидных факторов, стимулирующих такой рост, в природе просто нет.

Так, производительность труда в казахстанской экономике довольно низкая. Причем, это признано на самом высоком уровне.

В конце декабря 2012 года в послании народу Казахстана президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил: «В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов».

И это притом, что согласно официальной статистике производительность труда в Казахстане неуклонно растет.

Так, по итогам 2012 года производительность труда в Казахстане в обрабатывающей промышленности увеличилась на 37,6% — с 37,8 тыс. в 2008 году до 51,8 тыс. долларов на человека. В машиностроении производительность выросла почти вдвое, в химической промышленности — в 1,8 раза, в легкой и фармацевтической промышленности — в 1,3 раза.

Причем, рост постоянный. И в 2013 году, и в 2014 году статистика показывает рост производительности труда.

Вопрос, почему при росте производительности труда Казахстан все сильнее отстает от развитых стран, риторический.

Если же остановиться на эффективности производства, то здесь полным-полно работы.

Причем, государство на отрасль денег не жалеет. Только в 2014 году на развитие отрасли предусмотрено 302 млрд. тенге, из них 40 млрд. тенге на возвратной основе. А объем субсидий вырос до 156 млрд. тенге — почти на 100%.

А между тем в среднем по Казахстану урожайность составляет 15 центнеров с гектара, в то время как хорошим результатом считаются 20 центнеров, а образцовые хозяйства получают 22-25 центнеров. «Мы тратим колоссальные средства и эти вливания должны давать результат», — сказал по этому поводу Нурсултан Назарбаев.

А в январе 2014 года на встрече с аграриями Северо-Казахстанской области глава государства привел пример — в аналогичных климатических условиях в Канаде собирают порядка 20-25 центнеров зерна с гектара, в то время как в Казахстане средняя урожайность не превышает 15 центнеров.

И что в итоге?

А в итоге власти не устают призывать к росту производительности труда и повышению эффективности производства. На эти призывы экономика реагирует так, как она на настоящий день способна. Или сокращает количество работающих, или засевает большие площади, а отчитываясь, указывает меньшие.

На таком фоне говорить о наличии двух основных факторов роста зарплат – повышении производительности труда и эффективности производства – не приходится. И потому заявление министра Тамары Дуйсеновой о возможном росте зарплат с вхождением Казахстана в Евразийский экономический союз нужно воспринимать больше с тревогой, нежели с оптимизмом.

4.1. Экономические законы.

Если в результате экономического анализа удалось обнаружить прочные причинно-следственные связи, то появляется основание говорить о наличии ЗАКОНОМЕРНОСТИ, т.е. о подчиненности происходящих процессов действию экономических законов. Под ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ понимается устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная связь между экономическими процессами, проявляющаяся как объективная необходимость.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — это законы развития производственных отношений (или отношений собственности) в их взаимосвязи с развитием производительных сил.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Однако они существенно отличаются от законов природы, т.к. возникают, развиваются и действуют лишь в процессе экономической деятельности людей — в производстве, распределении, обмене и потреблении. Кроме того, в отличие от законов природы, экономические законы не вечны.

4.2. Систематизация экономических законов.
Система экономических законов включает четыре их типа.

      1. Это ОБЩИЕ экономические законы, т.е. законы, присущие всем общественным способам производства (закон роста производительности труда, закон экономии времени и т.д.)
      2. ОСОБЫЕ — законы, которые действуют в нескольких общественно-экономических формациях ( закон стоимости, закон спроса и предложения).
      3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ экономические законы, которые действуют с условиях одного общественного способа производства. Важнейший из них — основной экономический закон, который выражает связи в процессе взаимодействия между производительными силами и отношениями собственности.
    4. ЧАСТНЫЕ — законы, которые действуют лишь на одной из стадий общественного способа производства. Напр., закон образования монополии концентрацией производства, который действует на высшей стадии развития капитализма, т.е. с начала 20-го столетия.

4.3. Экономические категории.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ — это теоретические выражения, мысленные формы производственных отношений, экономических явлений и процессов, которые реально существуют. Это специфические понятия, в которых отражаются экономические признаки предметов, явлений, процессов.

Они теоретически отображают прежде всего отношения собственности в их взаимодействии с развитием системы производительных сил. Поскольку содержанием последних выступает взаимодействие человека с природой в процессе труда, то одной стороной экономической категории есть отдельные участки этого взаимодействия. Такими категориями, в частности, являются труд, предметы труда, способы труда, потребительская стоимость, продукт труда и т.д. Другой стороной экономической категории есть отношения между людьми по поводу присвоения разных объектов собственности, результатов труда. Отдельные участки этих отношений выражаются в категориях: деньги, цена, стоимость, ЗП, прибыль, рента и т.д.

Кроме того, каждый закон группирует вокруг себя определенное количество экономических категорий, Напр., закон стоимости раскрывается с помощью таких категорий, как необходимое рабочее время, рыночная стоимость, цена и т.д.

Так как экономические категории являются теоретическим выражением отдельных сторон отношений собственности в их взаимодействии с развитием производительных сил, то появление новых форм собственности характеризуется появлением новых экономических категорий. Так, в 18-м веке отношения между людьми по поводу купли-продажи отображала категория ⌠рынок¦. Рядом с ней в 20-м веке существуют категории ⌠регулированный рынок¦, ⌠монополизированный рынок¦, государственный рынок¦, ⌠мировой рынок¦.

УДК 331.5(470)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЫНКА ТРУДА

И.А. Ашмаров

В этой статье систематизированы экономические законы и закономерности рынка труда, представляющие собой основу для взаимодействия его основных контрагентов. Приводятся возможные варианты классификации экономических законов и закономерностей, а также алгоритмы рынка труда, которые из них следуют

Ключевые слова: законы и закономерности в сфере обмена труда, теория алгоритмов в экономике

Предметом изучения общей экономической теории («Economics») являются, как известно, во-первых, экономические отношения, во-вторых, экономические категории и, в-третьих, экономические законы и закономерности, представляющие особенный научный интерес для настоящего иссле-дователя-экономиста

Одними из наиболее значимых экономических законов вообще, и особенно в свете понимания экономической теории, являются законы и закономерности, касающиеся обмена как сферы общественного воспроизводства, в том числе обмена на рынке труда. «Устраните обмен. Уничтожьте мысленно производственные учреждения современного общества. Это значило бы уничтожить большую часть того, что известно под названием «цивилизация”; это значило бы, что индивид остался лицом к лицу с природой и вынужден доставлять себе пропитание своими усилиями и её щедростью» . Уделяя пристальное внимание законам экономики, Дж. Б. Кларк писал об этом: «… законы обмена, являются определённо общественными законами экономики, так как они объясняют организацию общества в производительные группы и организацию каждой группы в классы работников, собственников капитала и предпринимателей. Они объясняют также взаимоотношения этих групп и классов друг с другом» . Таким образом, если мы знаем существенные экономические законы, значит, мы обладаем «совокупностью истин», которые «делают возможным для нас изучение социальных проблем без пространного к нему введения» . Поэтому классификация и систематизация экономических закономерностей и законов является, на наш взгляд, самой главной задачей общей экономической теории.

«Каждый экономический закон выступает выражением как качественной, так и количественной сторон экономических явлений и процессов в их единстве и служит внутренней мерой этих процессов. Экономические законы действуют и проявляют себя лишь через предметно-трудовую и производственную деятельность членов общества» .

Ашмаров Игорь Анатольевич — ВГТУ, канд. экон. наук, Е-mail: dobrinka75@mail.ru

«Хотя в экономической теории нет хорошо подтверждённых универсальных законов, а существующие имеют преимущественно форму тенденций, в них всегда можно различить механизм действия и механизм использования. Действия любого экономического закона не подчиняется субъективной деятельности людей независимо от того, познали они механизм его действия или нет. В последнем случае люди, не зная тенденций экономического развития, своей деятельностью могут препятствовать функционированию, нарушать эти тенденции. Следовательно, чтобы способствовать экономическому развитию, необходимо в первую очередь познать сущность экономических законов, механизм их действия и лишь затем осуществлять экономическую деятельность, руководствуясь этими законами» .

Традиционным подходом к понятию экономического закона является его трактовка как объективной необходимой связи между производством и потреблением. Однако общеизвестно, что воспроизводство экономических систем включает не две, а четыре фазы. Поэтому законы распределительных отношений и законы отношений обмена являются не менее важными для комплексной оценки экономических систем. Социально-трудовые отношения, равно как и любые другие экономические отношения, подвержены воздействию экономических законов и закономерностей. Это — экономические законы и закономерности рынка труда.

Универсальные законы экономики, напрямую связанные с рынком труда:

1. Закон общественного разделения труда. Труд постепенно усложняется и принимает различные формы своей специализации для создания более совершенного продукта труда.

2. Закон перемены труда.

По совокупности причин, в том числе из-за общественного разделения труда, происходит смена рабочих мест и трудовой функции работников.

3. Закон экономии труда.

Каждый работник способен производить всё большее количество продуктов труда, поэтому необходимость в дополнительной рабочей силе сокращается, а в капитале возрастает. На производстве вынужденно происходит также экономия рабочего времени, следовательно, и труда, так как труд

должен быть оплачен. Закон экономии труда тесно связан с законом экономии времени .

4. Закон распределения по труду.

Произведённый продукт труда распределяется

в строгом соответствии с количеством и качеством вложенного в него труда.

5. Закон роста производительности труда. Производительность труда на базе крупного машинного производства увеличивается в силу возрастания применяемых машин и механизмов и растущих объёмов перерабатываемого сырья.

6. Закон предельной производительности труда или закон убывающей доходности. «Прибавляйте капитал последовательными единицами к неизменному числу работников, и вы повсюду получите в результате меньшее добавление к вашей продукции. Это универсальный закон, глубоко влияющий на поведение людей… Это принцип производит социальный эффект, действуя на определение того, сколько работников и сколько капитала будет иметься в одной из отраслей производства при цивилизованном состоянии» . «Возделываемая земля награждает труд и капитал тем менее щедро, чем больше труда и капитала прилагается к данной площади». Данный закон «есть закон изменяющейся действенности труда, которая лежит в основе естественной заработной платы» .

7. Закон предельной полезности.

«Не существует рынков в дикой стране; но всё же закон предельной полезности, управляющий рынками, действует и здесь. Не существует подлежащих выплате заработной платы и процента в хозяйстве отшельника; всё же закон предельной производительности труда и капитала действует здесь, как и повсюду». . «Закон предельной полезности. управляет покупками, совершаемыми на современном рынке, управляет также производством изолированного человека и является универсальным законом экономики.

В современной жизни эти законы направляют общественный спрос на различные блага, предлагаемые в магазинах; . они управляют тем способом, посредством которого человек распоряжается своей производительной силой и употребляет её там, где она приносит ему наибольшую пользу. Закон предельной полезности является общим для обоих видов хозяйства». . Все эти экономические законы относятся к области универсальных истин экономической науки.

Общие экономические законы, действующие на любом рынке:

1. Закон спроса. Рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных экономических условиях.

2. Закон предложения. С ростом цен на товар увеличивается объём предложения этого товара при прочих равных условиях.

3. Закон стоимости. Продукты труда способны обмениваться (посредством купли-продажи) по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стоимости, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ).

4. Закон соответствия цены качеству товара. Уровень цены соответствует, как правило, качеству произведённой продукции.

5. Закон распределения цен. На любом рынке цены распределяются по различным сегментам, удовлетворяя потребности разных по достатку покупателей. Это позволяет покупателю сэкономить, последовательно приближаясь к самой низкой цене, предложенной на данном рынке.

6. Закон рыночного неравновесия.

Этот закон фиксирует несоответствие спроса и предложения на рынке (его ещё можно назвать анти-закон Сея). На любом современном рынке спрос и предложение никогда не смогут исчерпать объёмы друг друга, значит, уравновеситься.

7. Закон конкуренции. На рынках постоянно идёт явная и неявная борьба за экономические ресурсы и жизненные блага.

8. Закон сравнительного преимущества.

Сравнительное преимущество, полученное

субъектом на основе производственных и/или рыночных конкурентных отношений и признанное рынком в ходе конкурентной борьбы, является основой для достижения желаемой производственной и/или рыночной позиции.

Специфические экономические законы, действующие на рынке труда:

1. Закон Артура Оукена. Главным экономическим последствием чрезмерной (циклической) безработицы является недоиспользование труда и, следовательно, недопроизведённая продукция. Если экономика не в состоянии обеспечить достаточное количество рабочих мест, часть её производственного потенциала теряется безвозвратно. Разница между потенциальным и фактическим уровнем реального ВВП называется отставанием ВВП.

А. Оукен в математической форме выразил взаимосвязь между уровнем безработицы и отставанием ВВП: «если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы (который равен примерно 5-6%) на 1%, то отставание ВВП составляет 2,5%». При небольшом ежегодном росте реального ВНП (не превышающем 2,5%) уровень безработицы сохраняется практически постоянным, а при более глубоком изменении ВНП 2% его изменений порождают сдвиг безработицы в обратную сторону на 1%.

2. Закон обращения рабочей силы на рынке труда. Количество рабочей силы, которая функционирует в течение определённого периода времени на рынке труда, определяется как произведение количества заключённых за определённый промежуток времени (обычно за год) трудовых договоров (контрактов) на среднюю цену (размер средней заработной платы), делённое на скорость обращения рабочей силы.

3. Закон соответствия цены качеству рабочей силы. Работник получает такую заработную плату, которую он заслуживает либо с которой он сам соглашается.

4. Закон неравновесия спроса и предложения на рынке труда. На современном рынке труда происходит обращение избыточной активной рабочей силы и незаполненных рабочих мест в сфере производства. Например, по состоянию на июль 2009 г. в Липецкой области на 8 тыс. безработных имеются более 7,5 тыс. — то есть почти столько же — свободных рабочих мест, заявленных работодателями в органы службы занятости .

5. Закон конкуренции на рынке труда. На рынке труда идёт явная и неявная борьба за лучшие рабочие места и наиболее подготовленные кадры.

6. Закон возмещения затрат рабочей силы.

Уровень заработной платы, предлагаемой работнику на рынке труда, должен соответствовать уровню жизни, достаточному для воспроизводства силы и здоровья работника. «Стоимость рабочей силы есть стоимость средств существования, необходимых для поддержания жизни её владельца… Собственник рабочей силы, трудившийся сегодня, должен иметь возможность повторить завтра тот же самый процесс при прежних условиях силы и здоровья. Следовательно, сумма средств существования должна быть достаточна для того, чтобы поддержать трудящегося индивидуума как такового в состоянии нормальной жизнедеятельности. Итак, стоимость рабочей силы сводится к стоимости определённой суммы средств существования» .

7. Закон распределения заработной платы на рынке труда. Ставки заработной платы распределяются на рынке труда в соответствии со сложностью труда и компетентностью выполняющего его работника. Если сложность труда высока и работник полностью соответствует предъявляемым к нему требованиям, то и оплата труда будет скорее всего высокой. Если необходимо выполнение простой трудовой операции, и от работника не требуют особых знаний, умений и навыков, то оплата труда здесь будет невысокой и даже низкой. Таким образом, «специфическая производительность труда определяет величину заработной платы». Это значит, что «оплата сообразуется с количеством продукта, специфически вменяемого всякой единице труда из данного состава рабочей силы» .

8. Закон воспроизводства рабочей силы на рынке труда. «Собственник рабочей силы смертен. Следовательно, чтобы при всём том постоянно иметься на рынке, — а это как раз и требуется для постоянного превращения денег в капитал, — собственники рабочей силы должны увековечить себя, «как увековечивает себя всякий индивидуум, т. е. путём размножения». Рабочие силы, удаляющиеся с рынка вследствие изнашивания и смерти индивидуумов, должны замещаться по меньшей мере таким же количеством новых рабочих сил» .

9. Закон предельной полезности труда (рабочей силы), или закон убывающей отдачи (производительности) труда. «Этот закон определяет, какое количество труда целесообразнее отвлечь от доставления того, что прямо обслуживает наши потребности для того, чтобы изготовить добавочные орудия» . Предельный работник, на-

нятый на работу, будет приносить фирме доход, равный издержкам, которые идут на его содержание. Фирма откажется от найма такого работника.

Действие экономических законов проявляет себя не только по отдельности, но и действуя в совокупности, в рамках определённой экономической закономерности. На наш взгляд, следует выделять:

1. Закономерность возникновения и эволюции рынка труда. Закономерность возникновения и развития института рынка труда определяется закономерностью развития общественного разделения труда. Этот процесс заключается в движении от простого к сложному, от малого к большому, от локального к национальному и мировому рынку.

Институт рынка труда возник не случайно, а с целью удовлетворения потребностей работодателей в рабочих руках и работников в рабочих местах. Рынок труда существует практически во всех странах мира. Эволюционирует он тоже закономерно: сначала возникает местный, региональный, затем национальный и, наконец, мировой рынок труда.

Каждый исторический этап экономического развития характеризуется своими пределами и географией рынка труда. Для эпохи ранней античности и раннего феодализма такими пределами первоначально были границы полисного (городского), локального рынка. В более поздний период империй, первых крупных государств, отличавшихся сильной центральной государственной властью произошло расширение территориальных границ до национального рынка и широкого товарного обращения. «Товарное обращение есть исходный пункт капитала. Он появляется только там, где товарное производство и развитое товарное обращение, торговля достигли известного уровня развития. Мировая торговля и мировой рынок открывают в XVI столетии историю жизнедеятельности современного капитала». .

Вместе с капиталом в период его первоначального накопления происходит становление рынка труда современного типа, так как, и это доказано К. Марксом, процесс превращения денег в капитал без наёмного труда не сможет происходить.

2. Закономерность развития конкуренции.

Закономерность развития (усиления) конкуренции присуща экономическим отношениям. Она предполагает, что рыночный субъект, вступая в рыночные конкурентные отношения, изыскивает и эффективно использует всё новые и новые возможности. «Закономерность развития конкуренции

фиксирует, таким образом, главную причину осуществления поиска новых возможностей — наличие конкурентных отношений» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Закономерность государственного регулирования. Рынок труда во многих странах мира является объектом государственного регулирования и пристального внимания со стороны государственных органов власти. Ситуация на рынке труда зависит от государственной экономической политики в целом, особенно от денежно-кредитной политики центрального банка страны.

4. Закономерность безработицы в национальной и мировой экономике. Закономерным является т.н. «естественный уровень» безработицы в экономике в пределах 5-7%. Поэтому на рынке труда всегда существует определённое количество свободной (избыточной) рабочей силы, необходимой прежде всего для функционирования экономической системы, например, для сферы производства. Данная рабочая сила обращается на рынке труда, удовлетворяя основные потребности участников процесса воспроизводства.

5. Закономерность системы найма на национальном рынке труда. В странах мира действует собственная национальная система найма. Например, в Японии действует система т. н. «пожизненного найма», когда работник приобретает навыки и умения на одном предприятии.

6. Закономерность трудоустройства через механизм рынка труда и занятость работников. Специалистов без стажа и навыков работы предприятия принимают неохотно, а профессиональные династии дают возможность трудоустроиться при помощи родственных связей, навыков и опыта, которые дети перенимают у своих отцов.

7. Закономерность между уровнем инфляции и уровнем безработицы в экономике. Ведь совсем не случайно Дж. М. Кейнс рассматривал бумажные деньги, подлежащие обязательному государственному регулированию, в качестве средства обеспечения полной занятости и ратовал за их повсеместное введение и использование взамен золотому стандарту. С ростом инфляции безработица снижается. Снижение инфляции, как правило, связано с ростом безработицы (кривая Филипса).

8. Закономерность состояния рынка труда и развития национальной экономики. Эффективное управление рынком труда и использование имеющихся трудовых ресурсов позволяет быстрее развиваться экономике в целом.

9. Закономерность институционализации рынка труда и эволюции его экономических институтов. Все экономические институты рынка труда не являются раз и навсегда данными, они изменяются вместе с экономикой в целом, трансформируются вместе с ней, старые экономические институты сменяются новыми, более эффективными и совершенными институтами. Институты рынка труда, обеспечивающие его эффективное функционирование, возникли исторически, видоизменяются с течением времени и трансформируются в новые экономические институты. В результате рынок труда всё более институционализируется, приобретая новые институциональные формы для трудовых отношений основных участников рынка.

10. Закономерность национального своеобра-

мира. Рынки труда в разных странах мира имеют собственные национальные особенности и функционируют в рамках сложившихся в этих странах институтов, представленных трудовыми обычаями, ритуалами и традициями.

11. Закономерность информатизации, то есть усиления информативности, информационной насыщенности рынка труда. Цены (в смысле относительных цен) выступают основным источником информации на рынке. Равно и заработная плата как цена на рынке труда является точно таким же источником информации для основных участников рынка труда. Понятие «информация» способно даже заменить понятие «конкуренция» и стать базовым для анализа всех рынков, в т. ч. рынка труда.

12. Неравномерность развития рынков труда. Неравномерность развития рынков труда, в том числе местных, региональных, национальных рынков, складывается из-за ряда исторических факторов, а также по причине неравномерности активно -сти экономических субъектов на уровне местных рынков труда. Это — объективная закономерность, которая возникает в условиях формирования новой институциональной среды, связанная с наличием внешних эффектов, административных барьеров и т. д. . На основе закономерностей рынка труда возможно составление экономических алгоритмов, например, алгоритма функционирования рынка труда, алгоритма управления занятостью, алгоритма управления риском безработицы, а также технологии прогнозирования возникновения риска безработицы и т. д.

Литература

1. БСЭ. 3-е изд. / Главн. ред. А. М. Прохоров. Т. 29. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1978. 660 с.

2. Гоголева Т. Н. Конкуренция: сущность, закономерность, регулирование / Т. Н. Гоголева. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. 200 с.

3. Кларк Дж. Б. Распределение богатства / Дж. Б. Кларк. М.: Гелиос АРВ, 2000. 368 с.

5. Лазуткин Е. С. Закон экономии времени / Е. С. Лазуткин. М.: Московский рабочий, 1977. 144 с.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1., Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. 622 с.

7. Меньшикова Э. Время исправлять ошибки. Рынок труда: ситуация стабилизируется // Липецкая газета. 2009. № 138 (23516). С. 1-2.

8. Общая экономическая теория / под ред. И. Т. Корогодина. 2-е изд., перераб. и доп. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. 392 с.

зия и специфики рынка труда в различных странах

Воронежский государственный технический университет

ECONOMIC LAWS AND THE LAWS OF THE LABOUR MARKET I.A. Ashmarov

К основным экономическим законам функционирования рыночных отношений относятся: 1) закон возвышения потребностей; 2) закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса); 3) закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения); 4) закон зависимости между предложением и спросом; 5) закон возрастания дополнительных затрат; 6) закон убывающей доходности; 7) закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления; 8) закон эффекта масштаба производства, закон эффекта опыта; 9) закон экономии времени; 10) закон конкуренции; 11) антимонопольное законодательство и др.

Закон возвышения потребностей — это объективный закон, в соответствии с которым в мире происходит процесс увеличения числа видов (наименований, разновидностей) потребительских товаров и услуг и изменение их структуры (в пользу качества). Структура товаров и услуг (в процентах) в индустриально развитых странах примерно 30 : 70. Число видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе товаров и самостоятельных (не сопряженных с товарами) услуг. По уровню качества товары следует подразделять на товары престижного качества, когда главным критерием выбора для покупателя является качество товара (таких товаров около 10%); качественные товары, когда покупатель соотносит качество товара и его цену (таких товаров около 80%); товары среднего качества, когда критерием выбора для покупателя является цена товара (таких товаров около 10%). При этом темпы возвышения потребностей на эксклюзивные товары престижного качества (предметы роскоши) примерно в два раза выше темпов возвышения потребностей на дешевые товары и услуги среднего (низкого) качества для бедных слоев населения.

Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном качестве и по одной ассортиментной группе товаров). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены, наоборот,— снижается, т.е. покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает товар-заменитель.

Закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения) характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Предложение — это тот аспект рыночных отношений, который характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым изготовителем, посредником или продавцом. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно увеличивать объем продаж. И наоборот, если цена на данный товар на рынке (под действием рыночных механизмов, а не продавцов) будет снижаться, то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на данном рынке и его предложение (объем продаж) будет сокращаться.

Закон зависимости между предложением и спросом характеризует одновременное действие двух предыдущих законов в одних координатах. Закономерность объясняется тем, что чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной. Потребитель обычно предпочитает приобретать больше товаров, если их цена ниже. Например, более низкая цена позволит покупателям, приобретающим товар, покупать большее количество этого товара и даст возможность потребителям, которые ранее не могли позволить себе покупку, начать приобретать данный товар, отказавшись от товаров-заменителей. Две кривые — кривая предложения и кривая спроса — пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т.е. при равновесных цене и количестве товара. В точке равновесия нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем.

Закон возрастания дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплению относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами. Уровень богатства страны в целом определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. На практике уровень развития страны количественно определяется объемом ВВП (в абсолютном значении и на душу населения). По объему ВВП на душу населения лидерами являются Швейцария, страны «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада и Италия). Россия отстает от этих стран в 4—6 раз.

Закон убывающей доходности характеризует закономерность снижения эффективности одинаковых инвестиций в объекты, характеризующиеся разным уровнем освоенности производства, силы конкуренции, насыщения рынка, достижения результата и т.д. Например, при повышении интенсивности конкуренции приращение доли рынка требует больших затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждой последующей тысячной доли безотказности машины требует средств во много раз больше, чем на достижение предыдущей такой же доли безотказности. К примеру, для повышения коэффициента безотказности машины с 0,995 до 0,996 требовалось 15 тыс. ед. затрат, а с 0,996 до 0,997 — 45 тыс. ед.

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления характеризует закономерность снижения затрат в сфере потребления товара при увеличении затрат на повышение его качества в сфере разработок и производства. По лучшим американским, японским, немецким машинам и технологическому оборудованию затраты в сфере потребления за нормативный срок их службы до 5 раз больше затрат в сфере производства (включая НИОКР на единицу продукции). По российским аналогичным изделиям это соотношение хуже в 3—4 раза.

Закон эффекта масштаба производства характеризует закономерность неуклонного снижения производственных или других затрат на единицу продукции при увеличении масштаба производства (программы выпуска продукции или выполнения работ). Это происходит за счет приобретения работниками навыков и опыта, применения прогрессивных технологий и оборудования для серийного или массового производства, отнесения косвенных общецеховых и общезаводских расходов на больший объем производимой продукции (выполняемых работ) и снижения за счет этого удельных затрат. Закон действует до полного освоения мощности поточной линии, до точки насыщения программы. По аналогичной схеме действует закон эффекта опыта.

Закон экономии времени характеризует объективный процесс неуклонного снижения затрат совокупного труда как суммы затрат прошлого, живого и будущего труда на создание и использование товара за жизненный цикл на единицу его полезного эффекта за тот же срок. Полезный эффект товара характеризует его отдачу, степень удовлетворения запросов потребителей, интегрирует важнейшие показатели качества товара. Структура затрат совокупного труда меняется по стадиям жизненного цикла объекта в динамике: в начале жизненного цикла объекта (перед проведением стратегического маркетинга) затраты совокупного труда равны будущим затратам, а после утилизации товара — затратам прошлого труда. Каждая единица затрат на стратегический маркетинг и повышение качества процессов дает на последующих стадиях жизненного цикла объекта экономию, в десятки-сотни раз превышающую затраты на формирование стратегии, идеи, на профилактику.

Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной, сравнительно дорогой (по удельной цене) продукции. В условиях рынка никто никого не заставляет работать, кроме конкуренции и угрозы банкротства (рыночного, а не преднамеренного). Закон конкуренции длительное время может действо вать только при наличии эффективного антимонопольного (антитрестовского) законодательства, которое регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, устанавливает принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм/

Данные меры могут быть направлены на: приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества; запрещение финансовых, внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление; прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров РФ в области внешнеэкономических связей; изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; запрещение или ограничение захода в порты РФ судов и использования воздушного пространства РФ или отдельных его районов; установление ограничений на осуществление туристской деятельности; запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

Специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения.

Решение о применении (об отмене) данных мер, о сроке их применения, принимается президентом РФ на основе предложений Совета Безопасности РФ. Помимо этого, предложения о применении (об отмене) мер могут вноситься президенту РФ также палатами Федерального Собрания РФ или правительством РФ. Президент принимает решение об отмене применения специальных экономических мер в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения. Если обстоятельства, послужившие основанием применения специальных экономических мер, устранены до истечения установленного срока, такое решение принимается досрочно, а если не устранены, то указанный срок продлевается.

Перечень конкретных экономических мер определяется правительством РФ. Если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального Банка РФ, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Банком России во взаимодействии с правительством РФ.

Президент России информирует Совет Федерации и Государственную Думу о ходе применения специальных экономических мер не реже одного раза в шесть месяцев. Совет Федерации и Госдума обсуждают информацию о ходе применения специальных экономических мер по мере ее поступления и представляют президенту предложения по повышению эффективности применения этих мер, а также могут предложить их отменить и (или) изменить.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников