1 электронный аукцион

Содержание

Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона
Комментарий к статье 70
1. В комментируемой статье регламентировано заключение контракта по результатам электронного аукциона. Ранее такое регулирование содержалось в ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
Часть 1 комментируемой статьи, воспроизводя ч. 1 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, предусматривает, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, — с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст. 69 комментируемого Закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Победителем электронного аукциона согласно ч. ч. 10 и 11 ст. 69 комментируемого Закона признается участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, а в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 данного Закона, — участник аукциона, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе. С иным участником электронного аукциона, нежели победитель аукциона, контракт в соответствии с ч. 14 комментируемой статьи заключается в случае, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта.
2. Положения ч. ч. 2 — 8 комментируемой статьи определяют процедуры, осуществляемые при заключении контракта по результатам электронного аукциона:
в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Размещение осуществляется в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона. Проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Проект контракта размещается без подписи заказчика;
согласно ч. 3 комментируемой статьи победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. Размещение осуществляется в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. На случай, если при проведении аукциона цена контракта снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта, т.е. на случай возникновения оснований антидемпинговых мер предусмотрено, что победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 комментируемого Закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч. 2 указанной статьи, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 указанной статьи при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива);
в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель аукциона в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. В протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов;
в части 5 комментируемой статьи установлено, что заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС доработанный проект контракта либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. Размещение осуществляется в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий. Размещение в ЕИС заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в ЕИС протокол не позднее чем в течение 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона;
в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или протокол разногласий. Размещение осуществляется в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС документов, предусмотренных ч. 5 данной статьи;
часть 7 комментируемой статьи обязывает заказчика в течение трех рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта разместить в ЕИС контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика;
в части 8 комментируемой статьи определено, что контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС предусмотренного ч. 7 данной статьи и подписанного заказчиком контракта.
Ранее подобные процедуры, осуществляемые при заключении контракта по результатам электронного аукциона, предусматривались положениями ч. ч. 2 — 8 ст. 41.12 Закона о размещении заказов. Эти положения вместо размещения соответствующих документов в ЕИС предусматривали участие оператора электронной площадки.
9. Согласно ч. 9 комментируемой статьи, воспроизводящей ч. 9 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Данное правило согласуется с положением ч. 3 ст. 105 комментируемого Закона, предусматривающим тот же срок для обжалования во внесудебном (административном) порядке действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего.
10. Часть 10 комментируемой статьи устанавливает, что контракт подлежит заключению на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Данное правило прежде содержалось в ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов. Часть 18 указанной статьи предусматривала особенность определения размера оплаты заключаемого контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя и иного занимающегося частной практикой лица. Это положение вошло в ч. 13 ст. 34 комментируемого Закона.
11. В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, подлежат возврату победителю такого аукциона в сроки, установленные ч. 6 ст. 44 комментируемого Закона, т.е. в течение не более чем одного рабочего дня с даты после заключения контракта. Ранее такое правило содержалось в ч. 17 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
В статье 7.31.1 (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение оператором электронной площадки установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): в ч. 1 — не более чем на три рабочих дня; в ч. 2 — более чем на три рабочих дня.
12. Часть 12 комментируемой статьи предусматривает особенность заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 комментируемого Закона, т.е. когда при проведении аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже и в связи с этим проводится аукцион на право заключить контракт. В этом случае контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта. Закон о размещении заказов такую особенность не устанавливал.
13. Положения ч. 13 комментируемой статьи определяют перечень случаев, в которых победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта. Это случаи, когда победитель аукциона: 1) в сроки, предусмотренные данной статьей, не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона; 2) направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 данной статьи, по истечении 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона; 3) не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» данного Закона в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта. Прежде в ч. 11 ст. 41.12 Закона о размещении заказов предусматривались такие же случаи, за исключением случая, учитывающего нововведения названной ст. 37 комментируемого Закона.
14 — 15. В части 14 комментируемой статьи предусмотрены последствия признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчику предоставляется право, во-первых, обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и во-вторых, заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. Ранее в ч. 13 ст. 41.12 Закона о размещении заказов устанавливалось, что в этом случае заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя открытого аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий.
Часть 14 комментируемой статьи также регламентирует заключение контракта с указанным участником аукциона: контракт заключается только при наличии согласия этого участника; в случае такого согласия этот участник признается победителем аукциона; проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником; проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий 10 дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи такой участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона, вправе либо подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены ч. 3 данной статьи, либо отказаться от заключения контракта. При этом предусмотрено, что одновременно с подписанным экземпляром контракта этот победитель аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 комментируемого Закона, т.е. когда при проведении аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже и в связи с этим проводится аукцион на право заключить контракт, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта.
Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся предусмотрены положениями ст. 71 комментируемого Закона.
Прежде в ч. 14 ст. 41.12 Закона о размещении заказов предусматривалось, что в случае, если участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт при уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении указанного участника открытого аукциона заключить контракт и о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона, который предложил такую же, как и указанный участник открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных указанным участником открытого аукциона условий. Там же устанавливалось, что в случае, если все участники открытого аукциона, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя открытого аукциона или иного участника открытого аукциона, с которым заключается контракт, признаны уклонившимися от заключения контракта, заказчик принимает решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся; в этом случае заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с ч. 1 ст. 40 названного Закона.
16. В положениях ч. 16 комментируемой статьи содержатся нововведения о возможности приостановления течения установленных данной статьей сроков для заключения контракта по результатам электронного аукциона: основанием для приостановления таких сроков является наличие принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки; в этих случаях соответствующая сторона контракта обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня; течение таких сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на 30 дней; в случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств. (О понятии обстоятельств непреодолимой силы см. комментарий к ст. 34 Закона.)
При проведении электронного аукциона, в отличие от конкурса, предусмотренные в ч. 9 ст. 96 комментируемого Закона последствия ситуации, когда такие судебные акты или такие обстоятельства действуют более чем 30 дней, не наступают. В случае проведения конкурса он подлежал бы признанию несостоявшимся, а денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежали бы возврату победителю конкурса в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:

44-ФЗ
всего размещено извещений в ЕИС 3 240 000
не состоялись 969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка 40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если заключать контракт не с кем

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта.

У поставщиков возникает много вопросов при подготовке заявок на строительство, дорожный ремонт, поставку медоборудования и продуктов. Это самые выгодные и сложные закупки из-за большого количества ГОСТов, СНиПов, стандартов и регламентов. А еще в крупных закупках заказчики часто стараются ограничить конкуренцию. Что делать, чтобы вашу заявку приняли?

Изучите техзадание и инструкцию по заполнению заявки

Отдельный блок в документации посвящен требованиям к качеству и характеристикам товаров и услуг. Это и есть техническое задание закупки — главная составляющая при подготовке заявки.

Если невнимательно прочитать эти документы, можно не заметить части требований или неправильно их истолковать. В первом случае это приведет к отклонению заявки, а во втором — к риску исполнить контракт в убыток или не исполнить свои обязательства и попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с техзаданием заказчики по 44-Ф обязаны опубликовать инструкцию к ней, где указывают:

  • ГОСТы и другие нормативно-технические документы на товары. Если в закупке не указаны номера ГОСТов, поставщики могут указывать любые параметры в диапазонах, указанных в техзадании.
  • Значения диапазонов. Параметры товара могут быть конкретными (диаметр трубы 200 мм) или диапазонными (диаметр трубы от 200 мм до 240 мм). Заказчик должен обозначить, какие параметры указывают поставщики в заявке. Также он указывает параметры, для которых диапазонное значение является конкретными. Например, асфальт должен обладать определенными характеристиками при температуре от + 30С до — 30С.
  • Правила чтения знаков препинания, предлогов и союзов. Заказчик может изменять общепринятые правила чтения знаков препинания. Например, формулировка «цвет плитки «серый» и «белый» будет означать,что поставщику нужно выбрать один из двух предложенных цветов. Часто этот прием используют, чтобы ограничить конкуренцию. Будьте внимательны.

Встречаются запутанные техзадания и запутанные инструкции. Например, в электронном аукционе на модернизацию производственных помещений в Москве поставщикам в документации предлагалось выбрать класс арматурной стали — АI \ AIII. По инструкции заказчика символ «\» означает, что нужно выбрать и класс АI, и класс AIII. Далее шло уточнение марки: 35ГС; 25Г2С; 32Г2Рпс; Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп. По инструкции символ «;» обозначал, что нужно выбрать только один из перечисленных вариантов.

В соответствии с ГОСТом 5781-82 к классу стали АI можно применять только марки «Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп», а к классу AIII только «35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс». На запросы разъяснений заказчик отвечал уклончиво, и поставщик подготовил заявку, ссылаясь на ГОСТ. В итоге, заказчик ее отклонил. Верно подготовить такую заявку невозможно.

Иногда заказчики прячут техзадание среди других документов или предлагают его в некопируемом виде. Скорее всего, этим они тоже хотят ограничить круг поставщиков.

При поставке товара не забудьте указать конкретные характеристики и ГОСТы

Содержание заявки зависит от объекта закупки. Одна из распространенных ошибок — указать пустое согласие на поставку товара.

В закупке на поставку товара

  • Вы даете согласие на поставку товара (форма согласия есть в документах закупки).
  • Обязательно описываете конкретные или диапазонные показатели товара, страну происхождения (в закупках с нацрежимом). Фирменное наименование, патенты, товарный знак при наличии. Если поставляете эквивалент, то тоже обязательно указываете показатели, а фирменное наименование и товарный знак при наличии.
  • Указываете, что товар соответствует ГОСТу, если в техзадании написано «товар должен соответствовать ГОСТу». Что делать, если в техзадании ГОСТов нет, но они даны в инструкции? Вы можете написать характеристики, которые соответствуют этим ГОСТам, но перечислять их не нужно. Если все-таки перечислите, это не станет поводом для отклонения заявки.

В закупке на выполнение услуг и работ

  • Вы даете только согласие на участие в электронном аукционе.

Правда, не всегда в таких заявках нужно только согласие. Например, в этом аукционе на 644 млн. рублей нужно предоставить документы, подтверждающие опыт участия (постановление правительства № 99).

В закупке на выполнение с использованием товаров

  • Всё перечисленное в первом и втором пункте: и согласие выполнить работы, и конкретные характеристики товара.

В закупке строительных работ (капстроительство, капремонт, снос зданий и т.д.)

  • Если есть проектная документация, то в первой части заявки даете только согласие на исполнение работ (ставите галочку на ЭТП).
  • «Форма 2» (согласие + конкретные характеристики товаров) нужна только при закупке на текущий ремонт, строительство некапитальных зданий, ремонт и содержание дорог (в том числе тротуаров, велодорожек и пр.), благоустройство территории, клининг и др.

Подавайте запрос на разъяснения, если что-то непонятно

Вот самые распространенные нарушения заказчиков, которые вводят в заблуждение и на которые можно жаловаться:

  • Требуют предоставить «иные сведения». Если в техзадании не расшифровано, что это такое, документация некорректна.
  • Не обосновывают, почему не использует ГОСТы на товары, у которых они есть, или используют их неправильно. Если в документации есть хотя бы частичное несоответствие ГОСТам, при этом заказчик говорит «как хотим, так и указываем», сошлитесь на требования 44-ФЗ или на сами ГОСТы (их каталог есть на сайте Росстандарта). Заказчик обязан использовать ГОСТы или обосновывать, почему не делает этого.
  • Выставляют требования, возможные только для одного товара или поставщика. Если эквивалента не существует, а закупка не входит в перечень вариантов, когда заказчик может указать конкретный товарный знак (п.1, ст. 33 44-ФЗ), — это нарушение.
  • Нельзя выставлять «уникальные» требования и к поставщикам. Например, в закупке на техобслуживание и ремонт транспортных средств в Волоколамске заказчик установил, что технический центр должен быть размещен в определенном городе. Таким требованиям соответствует только один техцентр. Участник подал жалобу и выиграл спор.
  • Требуют указать диапазонные значения, когда у товара есть конкретные. Если параметр товара имеет конкретное числовое значение, заказчик не может запретить указывать его в заявке. При этом в техзадании он обязан дать поставщикам вилку: минимальное и максимальное значения для той или иной характеристики товара.

Подать запрос на разъяснения в электронном аукционе можно 3 раза до окончания срока подачи заявок. Если не получается добиться точного ответа, нужно жаловаться в региональное отделение ФАС на содержание документации.

Пользуйтесь шаблонами, которые уже приводили к победе

Как правило, поставщики методом проб и ошибок находят для себя форму заявки, с которой потом участвуют постоянно. Если у вас пока нет такой формы, посмотрите несколько примеров заявок, которые подготовили специалисты центра сопровождения торгов СКБ Контур и которые заказчики одобрили:

  • поставка моторных, трансмиссионных, гидравлических масел, тосола, смазок автомобильных, тормозной жидкости и жидкости стеклоомывателя,
  • поставка ткани и расходных материалов для изготовления светомаскировочных штор,
  • закупка медоборудования.

Пример 1. Выполнение работ по ремонту помещений
Пример 2. Установка дорожных знаков

Процедура запроса котировок в электронной форме претерпела существенные изменения. Во-первых, изменились сроки проведения закупки и порядок — теперь всё проводится через электронную площадку. Во-вторых, функция заказчика ограничена только оценкой заявок. Оценкой предложений занимается оператор, он дополняет протокол рассмотрения заявок и приводит в протоколе итоговую информацию о победителе закупки.

По своей сути электронный запрос котировок существенно ничем не отличается от запроса котировок на бумаге. Условия его проведения такие же:

  • начальная максимальная цена контракта (НМЦК) не превышает 500 000 руб.;
  • годовой объем закупок по запросам котировок — в рамках 10 % от совокупного годового объема закупок;
  • объем закупок не должен превышать 100 млн руб.;
  • срок на подачу заявок — не менее 5 рабочих дней.

В рамках электронного запроса котировок не формируется документация — достаточно лишь извещения, которое публикуется в Единой информационной системе (ЕИС).

Содержание извещения о проведении электронного запроса котировок

  • адрес электронной площадки, на которой проводятся торги и электронная форма закупки, запроса котировок;
  • информация о заказчике;
  • краткое изложение условий контракта;
  • идентификационный код закупки;
  • ограничение участия в определении поставщика — участие СМП и СОНКО (если такое требование установлено извещением);
  • срок, место и порядок подачи заявок;
  • размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта (если оно предусмотрено) и информация о банковском сопровождении контракта;
  • возможные преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • запреты и ограничения допуска (нацрежим);
  • краткое изложение условий контракта;
  • дата и время окончания срока подачи заявок;
  • информация о контрактной службе или управляющем, ответственных за заключение контракта;
  • срок подписания контракта;
  • условия признания победителя уклонившимся от заключения контракта;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования, предъявляемые к участникам по п. 1 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ (наличие лицензий и разрешений) и по ч. 1.1 ст. 31 № 44-ФЗ (отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков).

Так же, как и по электронному открытому конкурсу, для электронного запроса котировок предусмотрена возможность внесения изменений в извещение. Но делать это можно не позднее чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок. При этом менять объект закупки нельзя.

В свою очередь размещение изменений в ЕИС должно быть проведено в течение одного рабочего дня с даты принятия решения. В данном случае заказчик обязан продлить срок подачи заявок не менее чем на 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Порядок подачи заявки

После того, как извещение о проведении электронного запроса котировок размещено и по необходимости были внесены изменения, участники могут подавать свои заявки.

Заявка на участие в электронном запросе котировок состоит из предложения о товарах, работах, услугах (ТРУ) и отдельного ценового предложения. Эти документы направляются не заказчику, а оператору электронной площадки.

Участник вправе подать только одну заявку. Отслеживать информацию по ней он может по идентификационному номеру, который присваивает заявке оператор электронной площадки в течение часа после ее подачи.

Основания для возврата заявки оператором (ч. 7 ст. 82.3 № 44-ФЗ) аналогичны тем, что в электронном открытом конкурсе. Иных оснований в соответствии с ч. 7 ст. 82.3 № 44-ФЗ быть не может. Одновременно с возвратом заявки оператор электронной площадки направляет участнику уведомление об основаниях возврата.

Что содержит заявка?

1. Согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок. Это стандартное условие. Согласие подается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

2. В некоторых случаях — документы, подтверждающие происхождение товара (ст. 14 № 44-ФЗ), декларацию о стране происхождения товара и производителе товара (такая декларация подается с использованием программно-аппаратных средств площадки). Если подобные документы или декларации не представлены, то происхождение товара приравнивается к иностранному.

Также представляется информация о конкретных показателях товара — если не указан товарный знак или предлагается эквивалент товара с иным товарным знаком.

3. Информация об участнике закупки (имя/наименование, паспортные данные, контактные данные, ИНН).

Так как заявка не анонимная, показатели раскрываются сразу.

4. Декларация участника (с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) о соответствии требованиям пп. 1,3-9 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ (об отсутствии недоимки, конфликта интересов, судимости), о принадлежности к СМП и СОНКО (если требования установлены извещением), о праве на получение преимуществ (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов).

В рамках запроса котировок в электронной форме представление лицензий и других документов, подтверждающих соответствие закону в рамках состава заявки, не предусмотрено.

Работа оператора электронной площадки и котировочной комиссии

Оператор электронной площадки обязан в течение часа с окончания срока подачи заявок направить заказчику все заявки, информацию и электронные документы участников запроса котировок, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 № 44-ФЗ.

Котировочная комиссия рассматривает заявки в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок.

Основания для отклонения котировочной заявки могут быть следующие:

  • непредставление предусмотренных документов и информации;
  • предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации требованиям извещения.

Составление протокола

По итогам рассмотрения заявки составляется протокол. Он подписывается всеми членами котировочной комиссии и направляется оператору электронной площадки не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

В протоколе содержится стандартная информация:

  • время, дата, время рассмотрения заявок;
  • идентификационные номера заявок,
  • отклоненные заявки с указанием причин,
  • решение каждого члена комиссии в отношении каждой заявки.

Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке, которая не была отклонена заказчиком, порядковый номер по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта. Первый номер присваивается заявке с наиболее низким ценовым предложением. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, то первый номер присваивается той заявке, которая поступила раньше других заявок с такой же ценой.

Победителем запроса котировок становится участник, предложивший наименьшую цену ТРУ, соответствующий требованиям котировочной документации и заявке которого присвоен первый порядковый номер.

По итогам ранжирования заявок по цене оператор электронной площадки включает в протокол информацию о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложивших в заявке цену контракта такую же, как и победитель, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем условий.

Оператор электронной площадки формирует протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и размещает его в ЕИС в течение одного часа с момента получения протокола от заказчика.

Когда процедура электронного запроса котировок признается несостоявшейся

Заказчик должен продлить срок подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на четыре рабочих дня, если не подана ни одна заявка, подана только одна заявка, если только одна заявка соответствуют требованиям, все заявки не соответствуют требованиям или только одна заявка им соответствует.

После продления участник, заявка которого была отклонена, вправе подать заявку на участие в запросе котировок повторно.

Если не подано ни одной заявки, отклонены все заявки или участник, признанный победителем по ч. 14 ст. 83.2 № 44-ФЗ после уклонения победителя от заключения контракта уклонился или отказался от заключения контракта, заказчик вносит изменения в план-график или в план закупок и может осуществить новую закупку.

Если только одна заявка соответствует требованиям, заключается контракт в соответствии с п. 25.1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ.

Заключение контракта

Правила заключения контракта универсальны для электронного аукциона, открытого конкурса в электронной форме и электронного запроса котировок. Они указаны в ст. 83.2 № 44-ФЗ.

Согласно правилам, в течение 5 дней после публикации в ЕИС итогового протокола заказчик должен разместить в ЕИС без своей подписи проект контракта, указав в нем цену победителя. И далее возможны два варианта развития событий.

Победитель подписывает проект контракта без разногласий

На это у него есть 5 дней. При необходимости он предоставляет документ об обеспечении исполнения контракта.

Далее заказчик подписывает контракт в течение 3-х рабочих дней с даты подписания проекта контракта победителем.

Размещается протокол разногласий

После направления проекта контракта со стороны заказчика победитель в течение 5 рабочих дней размещает протокол разногласий (не более одного раза). У победителя есть возможность указать заказчику на несоответствие требованиям документации и извещения. В ответ заказчик может внести изменения и корректировки либо оставить проект контракта в прежнем виде. На рассмотрение протокола разногласий у заказчика есть 3 рабочих дня. По результатам рассмотрения он без своей подписи размещает в ЕИС доработанный или прежний проект контракта.

Далее победитель в течение 3-х рабочих дней подписывает проект контракта (с представлением при необходимости документа об обеспечении исполнения контракта). Следом за ним, в течение 3-х рабочих дней с даты подписания проекта контракта победителем, заказчик тоже ставит подпись.

Важно, чтобы заказчик подписал проект контракта последним. Контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения итогового протокола.

С момента размещения в ЕИС контракт считается заключенным.